2. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования / М.Н. Берулава. - Бийск, 1993. -216 с.
3. Браже Т.Г. Интеграция предметов в начальной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе. - 1996. - № 5.- С. 150 - 154.
4. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. - М. : Совершенство, 1998. - 608 с.
5. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования / А.Я. Данилюк. - Ростов н/Д, 2000. -440 с.
6. Колесина К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе / К.Ю. Колесина: дисс. ...канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 1995. - 230 с.
7. Кренева И. В. Интегративный курс как средство развития младших школьников в условиях углубленного изучения ими немецкого языка: дисс. . канд. пед наук / И.В. Кренева. - Петрозаводск, 2003. - 195 с.
8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Директор школы.-2001.- №1.
9. Поморцева Н. В. Педагогические условия формирования культурологической компетенции учащихся в системе интегрированного обучения: дисс. ... канд. пед наук / Н.В. Поморцева. - Иваново, 2002. - 185 с.
10. Таланчук Н.М. Урок: теория и практика / Н.М. Таланчук // Советская педагогика. - № 4. - С. 59 -61.
11. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М: Сентябрь, 1996. - 96 с.
12. Ятайкина А.А. Об интегрированном подходе в обучении / А.А. Ятайкина // Школьные технологии. - 2001. - № 6. - С. 10 - 15.
Матузова Ирина Григорьевна
кандидат педагогических наук ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 37.033
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
WAY OF SPIRITUAL CULTURE DEVELOPMENT FOR STUDENTS IN
TEACHER TRAININY
В статье рассматривается проблема формирования духовной культуры личности педагога современного образовательного учреждения. Выделены пути формирования экологической культуры педагога как важнейшей составляющей духовной культуры личности в целом. Подчеркнута необходимость совершенствования организационных и методических аспектов формирования экологического мировоззрения будущего педагога в организациях высшего профессионального образования.
Ключевые слова: духовная культура, экологическое самосознание, духовно-моральные ценности, профессиональные компетенции педагога.
In the article is considered the problem of spiritual culture formation of the person to the teacher of modern educational institution. The ways of formation of enviromental culture by the teacher as the major component ofperson's spiritual culture as a whole are allocated. The need to improve the organizational and methodological aspects of formation the enviromenta lworld view of the future teacher in organizations of higher professional education is underlined.
Key words: spiritual culture, enviromental consciousness, spiritual and moral values, professional competence of the teacher.
Проблема формирования духовной культуры будущих педагогов -учителей начальной общеобразовательной школы, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования является не столько педагогической, сколько социальной проблемой. На педагога, воспитывающего и обучающего детей младшего школьного и дошкольного возраста, возлагается большая ответственность не только за жизнь и здоровье воспитанников, но и за то, какие духовно-моральные ценности дети будут исповедовать в более поздний, «взрослый» период их жизни. Мысль Пироженко Т.О. о том, что «.. .педагог - это человек, который держит в руках завтрашний день и будущее страны», очень точно определяет смысл духовно-нравственного аспекта образования в высших учебных заведениях педагогической направленности [6, с. 64].
Педагог, где бы он ни трудился (в детском саду (обычном или специализированном), школе - общеобразовательной, спортивной или музыкальной, колледже, доме творчества и т.д.) является представителем одной из самых социально-значимых человековедческих профессий. Педагоги, содействуя формированию человека как созидателя всех материальных и духовных ценностей, прямым образом влияют на развитие производительных сил общества, приобщают детей ко всем достижениям мировой культуры и тем самым создают предпосылки для дальнейшего прогресса человечества. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, являясь проводником ее социальной адаптации, педагог призван управлять процессом интеллектуального, эмоционального и физического развития, формированием духовного мира личности.
Изучение подходов к составлению професиограмм педагогов в трудах Алферова Ю.С., Логиновой В.И., Сластенина В.А., Семушиной Л.Г., Щербакова А.И. и других ученых, анализ перечня профессиональных компетенций Государственного образовательного стандарта дает возможность определить требования к специалисту, призванному реализовывать воспитательные и образовательные задачи в образовательных учреждениях различных типов. Так, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (квалификация «бакалавр») определяет перечень общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных или профессионально-прикладных компетенций. Согласно ГОСу, выпускник,
освоивший программу бакалавриата, должен обладать такими общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК), как:владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения(ОК-1); способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-3); понимать значение культуры как формы человеческого существования (ОК-4); способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-5); осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-6); способностью использовать возможности образовательной среды длядостижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета (ПК-7); способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-8); способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17); готовностью разрабатывать стратегии культурно-просветительской деятельности (ПК-18); способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19); способностью формировать художественно-культурную среду (ПК-21) и т.д. [2].
Однако мы обратили внимание на то, что в перечне общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных или профессионально-прикладных компетенций не акцентировано внимание на формирование духовной культуры самого педагога, как основы личности, начала, позволяющего целенаправленно влиять на ребенка, формировать и совершенствовать его личностные качества с помощью социально-эмоционального опыта. Результаты анализа научных исследований Даренской Т.В., Кратиновой Н.С., Митиной Л.М., Шаргородской С.Б., Шаргородской В.Л. и других ученых позволили сделать вывод о том, что значительное внимание следует уделять процессу становления духовной культуры личности педагога и считать педагогическую культуру составной частью общей культуры личности.
Формирование целей статьи
Для решения обозначенной проблемы считаем необходимым рассмотреть некоторые составляющие компоненты духовной культуры личности будущего педагога и пути ее формирования в организациях высшего профессионального образования педагогической направленности.
Изложение основного материала
В системе профессиональной подготовки и совершенствования профессионального мастерства педагогов общепедагогическое развитие и морально-эстетическая, духовная культура занимают особенное место. Эффективное формирование основ духовности у детей дошкольного и младшего школьного возраста в полной мере зависит от подготовленности педагога, наличия у него самого развитой системы духовно-нравственных ценностей, психологической готовности профессиональной компетентности в работе с детьми и формирования у них основ духовной культуры, сущность которой Шаргородская С.Б., Шаргородская В.Л. определяют как ее интегрированную особенность, отражающую внутренний мир человека, ее ценности, установки, идеалы [8, с. 201-205].
Луганская Л.М., учитывая специфику педагогической профессии, считает, что духовная культура - это исторически определенный уровень развития мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций, творческих сил и способностей, выраженный в формах организации жизнедеятельности человека и созданных им духовных ценностей [4, с.9].
Колонькова Е.Н. считает, что именно культура является способом организации жизнедеятельности человека, отражающейся в продуктах материального и духовного труда, в духовных ценностях, в отношении человека к природе, обществу, к самому себе, а экологическая культура является наиболее эффективной составляющей общей культуры личности, обеспечивающей формирование не только экологического сознания, экологического мировоззрения, внутренней готовности к гармоничному сосуществованию с окружающим миром, но и системы личностных ценностей в целом. В настоящее время в разгар экологического кризиса уровень духовно-нравственного отношения к природе ученые считают одним из основных показателей сформированности общекультурных и моральных ценностей личности, а также целью, способом и результатом воспитания личности [3, С. 187].
Учеными установлено, что формирование экологической культуры и экологического сознания личности происходит в процессе экологического воспитания как целенаправленного воздействия на личность на всех этапах ее жизни с помощью развернутой системы средств и методов. Экологическое воспитание как элемент духовно-нравственного воспитания имеет целью формирование экологического сознания, экологической культуры, экологического поведения, экологической ответственности.
В процессе экологического воспитания формируется определенная система личностно значимых экологических ценностей (которые не только определяют бережное отношение человека к природе, но и указывают на уровень экологической и духовно-нравственной воспитанности личности), предполагается не только передача знаний по экологии, но и формирование убеждений, готовности личности к конкретным действиям. В воспитании экологической культуры заложено формирование таких нравственных
качеств личности, как ответственность, отсутствие эгоизма, отзывчивость, справедливость, готовность помочь другим, осторожность, умение противостоять проявлениям несправедливости, жестокости - то есть основных характеристик духовно-нравственных ценностей личности.
Если проанализировать, например, личностные и профессиональные качества педагога, описанные в профессиограмме воспитателя дошкольного учреждения[1, С.37], то нетрудно заметить, что такие качества, как моральность, сочувствие, способность к сопереживанию, милосердие, любовь к природе, чувство прекрасного, эмпатия и др. тесно перекликаются с личностными характеристиками экологически воспитанного специалиста, представленными в модели системных профессионально значимых характеристик экологически воспитанного специалиста [5, С.91].Таким образом, формируя экологическую культуру личности, можно решить проблему формирования патриотического и гражданского воспитания как части общей культуры, характеризующейся глубоким осознанием важности гармоничного взаиморазвития общества и природы.
Педагогическое задание формирование духовной культуры личности будущего педагога может быть реализовано через образовательно-воспитательную систему высшего профессионального образования педагогической направленности. С. Совгира для повышения эффективности процесса формирования экологического мировоззрения у будущих специалистов (студентов педвузов) предлагает внедрять такие условия, которые отражают общественные потребности в гармонизации взаимодействия будущего учителя с естественной средой и особенностей социально-экологического опыта; условия, которые характеризуют процесс профессиональной подготовки будущего учителя; условия, вытекающие из педагогического взаимодействия преподавателя и студента в учебно-воспитательном процессе и условия, связанные с исходным уровнем сформированности экологического мировоззрения у будущих учителей. Для реализации поставленной задачи ученые предлагают формировать экологическое мировоззрение как элемент духовной культуры личности педагога поэтапно. Этап аудиторной подготовки - введение в учебно-воспитательный процесс высшего учебного заведения комплекса методов и технологий, направленных на формирование и развитие личностно-значимых качеств педагога: проблемный метод чтения лекций, дискуссионное обсуждение экологических проблем во время семинаров, введение в практику деловых и ролевых игр, кейс-метода, метода анализа конкретных экологических ситуаций, предлагать студентам задачи, которые дают возможность рассмотреть проблемы окружающей среды не в общем плане, а как такие, которые касаются каждого и на которые каждый может влиять в повседневной жизни; задачи, влияющие на эмоционально-чувственную сферу личности и решение которых способствует закреплению мотивов, формированию эмоционального переживания студентов, побуждению потребности личности в самореализации и самосовершенствовании). Этап
внеаудиторной подготовки включает использование специфических внеаудиторных форм проведения природоохранной работы в процессе прохождения учебной и производственной практики, экскурсий, создание природоохранных социально значимых проектов на территории родного города (поселка) [7, с. 205-215].
Выводы. Мы считаем, что процесс формирования идеального образа экологически воспитанного специалиста (педагога), а значит, и личности с высокими духовно-моральными качествами, является психолого-педагогическим процессом, направленным не только на изучение системы научных основ природопользования, но и на формирование необходимых морально-эстетических убеждений, духовных ценностей и готовности к конструктивной деятельности. Для решения поставленной задачи необходимо создать педагогические условия, позволяющие формировать духовно-моральные качества, в том числе и способами экологического воспитания: а) внедрение комплекса таких организационно-педагогических условий в учебно-воспитательный процесс, как введение в учебные программы образовательных курсов потенциально важных природоохранных знаний и умений; б) ориентация студентов на решение творческих задач экологической направленности; в) разработка экологически направленных карт-профессиограмм регионально значимых профессий, г) самооценка уровня сформированности собственных экологических и духовно-моральных качеств; д) включения студентов в непосредственную деятельность, направленную на охрану природы, взаимодействие с окружающей средой, и обеспечивающую формирование у студентов не только мотивов защиты объектов природы, самовоспитания системных качеств экологически воспитанного специалиста, но и развитие экологической воспитанности личности как важной составляющей духовно-моральной культуры педагога в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаренко Н.Б. Формирование духовной культуры педагога дошкольного образовательного заведения / Н.Б. Бондаренко // Духовность личности: методология, теория и практика: сборник научных трудов. - Вып. 2. - Луганск: Изд-во Восточноукраинского национального университета имени В. Даля, 2005. - С.37.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденный приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 315 от 05.04.2016 г. и зарегистрированный в Министерстве юстиции №1177 от 22.04.2016 г.
3. Колонькова Е А. Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к природе: дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.07 «Теория и методика воспитания» / Елена Алексеевна Колонькова. - Киев: Ин-т проблем воспитания АПН Украины, 2003. - 207 с.
4. Луганская Л.М. Формирование духовной культуры студента педагогического колледжа средствами музыки: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Луганск, 1998. - С.9.
5. Матузова И.Г. Экологическое воспитание личности старшеклассника в условиях профильного обучения: дис. ... кан. пед. наук: спец. 13.00.07 - Теория и методика воспитания / Ирина Григорьевна Матузова. - Донецк, 2013. - 336 с.
6. Пироженко Т. О. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста: опыт работы современного дошкольного учебного заведения / Т.О. Пироженко. - Запорожье: «Липс» ЛТД, 2005. - С.64
7. Совгира С.В. Теоретико-методические основы формирования экологического мировоззрения будущих учителей в высших педагогических учебных заведениях: дис. ... д-ра пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика профессионального образования» / С. В. Совгира. - Умань: Уманский гос. пед. ун-т им. П. Тычины, 2009. - 529 с.
8. Шаргородская С.Б., Шаргородская В.Л. Пути формирования духовной культуры будущего воспитателя / С.Б. Шаргородская, В.Л. Шаргородская // Духовность личности: методология, теория и практика: сборник научных трудов. - Вып. 1. - Луганск: изд-во Восточноукраинского национального университета имени В. Даля, 2004. - С.201-205.
Махсма Алла Григорьевна
старший преподаватель кафедры языковой подготовки
Донбасская юридическая академия
(г. Донецк, ДНР)
УДК: 378
МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
METHODICAL ASPECT OF TEACHER'S RESEARCH WORK
Статья, связана с поиском и созданием методических материалов, необходимых для обеспечения компетентностного подхода в процессе обучения иностранному языку студентов различных факультетов Донбасской юридической академии.
Ключевые слова: поиск, создание, методический, материал, обеспечение, компетентностный, подход.
The article deals with the search and creation of necessary materials providing the competence approach in the process of English language teaching of the students of Donbass Law Academy.
Key words: Methodical, aspect, searching, development, materials, competence, approach.
Глобальные трансформационные процессы современной реальности в сфере политики, государственного устройства, определении нового статуса в условиях гражданской войны и навязанной Украиной блокады Донбасса не могут не отразиться на духовной жизни Донецкой Народной Республики, жители которой продолжают заниматься не только восстановительным, но и созидательным трудом на благо своего родного края.
Изменениям подвергнуты не только области промышленности, экономики, коммуникации, но вся идеологическая составляющая нового