Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности проведения занятий со студентами высших учебных заведений'

Пути повышения эффективности проведения занятий со студентами высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
555
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПОРНАЯ КАРТА / REFERENCE CARD / ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PRODUCTIVE ACTIVITIES / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE LEARNING METHODS / ИГРА / GAMES / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / GAME TECHNOLOGY / АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ / ALGORYTHM OF ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухаревская Светлана Борисовна, Сахавчук Наталья Викторовна

Статья раскрывает различные методы, приемы, формы повышения эффективностипроведения занятий, которые используются в практике современного образования с целью формирования прочных научных знаний и обеспечения уровня активности студентов и профессиональных компетенций в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals a variety of methods, techniques, forms of increase of efficiency of conducting classes with students that are used in the practice of modern education to build a strong scientific knowledge and provide a high level of activity of students and professional competencies in higher school.

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности проведения занятий со студентами высших учебных заведений»

Москва : Педагогика, 1982. - 176 с.

6. Залевская А. А. Психолингвистические аспекты взаимодействия слова и текста / А.А. Залевская, Э. Е. Каминская, И.Л. Медведева, Н.В. Рафикова. - Тверь, 1998. - 287 с.

7. Зимняя И. А. Психология чтения как вида речевой деятельности // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы обучения технике чтения, смысловому восприятию и пониманию текста». - Москва, 1989. - С.57 - 59.

8. Краткий психологический словарь / под общей ред. В. Петровского, М.Г. Ярошевского; ред.- составитель Л. А. Карпенко. - [Электронный ресурс]. - Ростов-на-Дону : «ФЕНИКС», 1998. - Режим доступа: http: // www.pbi.ru / dic / r /r_29.htm (дата обращения: 20.04.2017 г.).

9. Лободин В. Т. Самоанализ и познание внутреннего мира / В. Т. Лободин. - Санкт-Петербург : ИК «Комплект», 1996. - 250 с.

10. Чепелева Н. В. Психология чтения учебной и научной литературы в системе профессиональной подготовки студентов. Дис. док. псих. наук. - Киев, 1992. - 368 с.

11. Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г. П. Щедровицкий. -Москва : Наследие ММК, 1980. - 800 с.

Сухаревская Светлана Борисовна

старший преподаватель ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

Сахавчук Наталья Викторовна

старший преподаватель ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378.12

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

WAYS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF CONDUCTING CLASSES WITH STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Статья раскрывает различные методы, приемы, формы повышения эффективности проведения занятий, которые используются в практике современного образования с целью формирования прочных научных знаний и обеспечения уровня активности студентов и профессиональных компетенций в высшей школе.

Ключевые слова: опорная карта, продуктивная деятельность, активные методы обучения, игра, игровые технологии, алгоритм действий.

The article reveals a variety of methods, techniques, forms of increase of efficiency of conducting classes with students that are used in the practice of modern education to build a strong scientific knowledge and provide a high level of activity of students and professional competencies in higher school.

Key words: reference card, productive activities, active learning methods, games, game technology, algorythm of actions.

Современный этап развития общества характеризуется стремительным развитием инновационных процессов в сфере образования. Требования к высшей школе сегодня определяются ситуацией, в которой находится государство, когда происходят глобальные процессы перераспределения труда. Главная задача, стоящая перед высшей школой - обеспечивать развитие потенциала будущих специалистов для созидательной, творческой деятельности. В качестве глобальной цели реформирования профессионального образования стоит цель научить будущего специалиста самостоятельно взаимодействовать с инновационно-развивающимся миром профессионального труда.

Во всей сложной работе преподавателя по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в вузе, повышение эффективности занятия представляет собой одну из главных задач.

Обычно все проблемы преподаватели связывают с переусложненностью программ и нехваткой учебников. И в этом есть доля истины. Вместе с тем перегрузка студентов, в основном, определяется низкой эффективностью занятий. Отсюда вытекает важнейшая педагогическая задача - учить работать на занятии и вне его.

Источниками повышения эффективности занятия являются: интерес к учению, самостоятельная работа на занятии, умелое использование средств обучения, сотрудничество студентов, преподавателя и студентов на занятии, ежедневный контроль знаний, умений, навыков, своевременный отдых на занятии, устранение формализма в подходе к новой теме. Поэтому многие педагоги ищут пути повышения эффективности в сочетании различных методов обучения в процессе проведения занятий.

По мнению Вышнепольского И. С. эффективность проведения занятий определяется в значительной мере мастерством педагога, его влиянием на обучающихся, качеством его подготовки к занятиям. Работа преподавателя будет достаточно успешной только в том случае, когда он в совершенстве будет владеть педагогической наукой, своим предметом и близкими по содержанию дисциплинами.

Все это даст возможность преподавателю уверенно чувствовать себя на занятии, глубоко освещать теорию предмета, находить интересные и убедительные примеры.

Эффективность занятий, проводимых со студентами Донецкого педагогического института направления подготовки 44.03.01. Педагогическое образование профиль: Педагогика и методика дошкольного образования, зависит от многих факторов. Одними из них является знание преподавателем особенностей студентов группы, уровень их профессиональный ориентированности. Большую роль играет период адаптации, когда изучаются возможности студентов. Со стороны преподавателя - это поиск

методов и приемов, форм организации занятия, которые обеспечат уровень активности студентов, их интерес к профессии.

На наш взгляд, важны действия студента. Например, на занятии по учебной дисциплине «Теория и технология развития детского изобразительного творчества» после прослушанной лекции предлагается студенту составить опорную карту занятия. Студенты предлагают компоненты карты, мотивируя выбор, вступают в диалог с преподавателем, друг другом. На первом этапе они это делают с помощью преподавателя, а затем самостоятельно.

На занятии создается микроклимат свободы высказывания, сотрудничества, толерантности. Активизируется познавательная деятельность, студент имеет возможность быть открытым, успешным, проявить вербальную и невербальную коммуникативную деятельность.

В приобретении такого профессионального качества, как умение объяснить дошкольникам тот или иной прием изображения, играет показ и его словесное сопровождение.

Поэтому возникла необходимость использовать активные методы обучения.

В данной ситуации те методы обучения, которыми владели преподаватели несколько лет назад, уже не эффективны для формирования специалиста - профессионала «нового поколения».

Активные методы обучения - это способы усиления учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к интенсивной мыслительной деятельности в процессе овладения учебным материалом, когда активен не только преподаватель, но и студенты [3, с. 30].

На своих занятиях успешно используем игровую технологию. Примеры игровых приемов: деление группы на микрогруппы, обсуждение полученной информации в микрогруппах, принятие групповых решений, способы стимулирования активности студентов и т. д. При групповой форме обучения развивается коллективная мыслительная деятельность, в основе которой лежит диалогическое мышление: один студент высказывает мысль, другой продолжает или отвергает ее.

Данная форма учит студентов внимательно слушать выступления других, формирует аналитические способности, учит сравнивать, выделять главное, критически оценивать полученную информацию. В составе микрогруппы могут оказаться студенты с разным уровнем познавательной подготовки, разными оценками, разным подходом к учению, но совместная работа позволяет понять и почувствовать, как трудно и вместе с тем интересно готовить задание, взаимодействовать с другими, оценивать свой и чужой труд.

В процессе занятия можно наблюдать за развитием таких динамических процессов в группе как лидерство, сплоченность, конформизм, групповое решение. Кроме того, со стороны отчетливо видна подготовка каждого студента. Зная особенности, наблюдая, как проявляется

компетентность студента - торопится помочь товарищам или отмалчивается, легко оценить уровень знаний и уровень понимания вопроса.

На практических занятиях студенты имеют возможность упражняться в технике показа, в умении доступно сопровождать свои действия словом. Большую помощь оказывает при этом алгоритм. Остановимся подробнее на понятии «алгоритм». Из каких частей он состоит? Какую форму имеет каждая часть? Как части соединены между собой? Прежде всего студенты овладевают способностями доступно, грамотно, интересно обучать технике изображения дошкольников.

Знакомим с исследованиями педагогов, ученых по каждому виду продуктивной деятельности; знания становятся научной базой, фундаментом для выбора продуктивных методов и приемов обучения и развития.

Далее алгоритм изображений усложняется, дополняется.

Цель, мотив, перспективные действия, выбор способов изображения, результативность работы.

Этот алгоритм продуктивной деятельности позже составит основу занятия по изобразительной деятельности. И уже не воспитатель будет предлагать способ действия, а дети самостоятельно его выберут [2, с. 45].

Таким образом, активные методы и формы обучения позволяют решать следующие учебные задачи:

- повысить у студентов интерес к учебным занятиям в целом и к тем проблемам, которые моделируются с помощью игры;

- активизировать мыслительную деятельность;

- способствовать развитию навыков самостоятельной работы с литературой;

- развивать творческую фантазию и воображение;

- приобретение студентами навыков принятия ответственных решений в сложных жизненных ситуациях, которые моделируются в процессе игры;

- улучшить отношения между студентами и их преподавателями;

- повысить самооценку студентов, т. к. у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности.

Что же касается тех возможностей, которые открываются перед преподавателями, организующими и проводящими разнообразные игры, то здесь следует отметить:

- возможность накопления нового дидактического опыта, в том числе и принципиально отличающегося от того, что был в профессиональном арсенале преподавателя до начала использования игровой технологии;

- более реалистическое понимание своих возможностей и, как следствие, изменение методики преподавания, повышение ее эффективности в силу того, что педагог в большей мере опирается на свои природные способности, стремится максимально выразить свою личность в ходе общения со студентами;

- более глубокую и разностороннюю диагностику студентов и, следовательно, открывающиеся возможности реализации принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей студентов, переход от декларирования этого педагогического постулата к его воплощению в повседневную студенческую практику.

Что же касается воспитательной деятельности, то без использования игровой технологии поставить ее на должный уровень в современных условиях не представляется возможным. Именно в игре молодые люди готовы осваивать окружающий мир, его нормы и требования, но только не прямым назиданием и призывами. И это освоение идет естественным путем, так как игра, участие в игровом процессе является потребностью ребенка любого возраста.

Игра стимулирует инициативу и творческое мышление, способствует формированию умений действовать совместно, позволяет выйти за рамки учебного предмета, побуждая студентов к приобретению знаний в смежных областях и практической деятельности [1, с.65].

Стимулом к качественному овладению методиками имеют встречи с участниками конкурсов «Наставница года», когда студенты знакомятся с методическим обеспечением программы «От рождения до школы» на выставке, организованной Министерством образования и науки ДНР. Присутствие на мастер-классе «Шедевр», организованным Донецким республиканским институтом дополнительного педагогического образования и активное участие студентов - стимул к качественному овладению знаниями, умениями, опытом [4, с.5 ].

Сегодня - студент, а завтра - творческий воспитатель будет готов к применению современных технологий на основе знаний, умений дошкольников.

Естественно, что сказанное выше не исключает других форм и методов повышения эффективности занятий. Но даже если этими методами, о которых мы говорили, преподаватели будут пользоваться, умело сочетать с другими принципами обучения, то занятия таких педагогов будут эффективными. Стремясь всеми средствами повысить эффективность занятий, важно не допустить перегрузки студентов и обеспечить необходимый уровень подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисова Н. В. Новые технологии оборудования. Деловые игры: методическое пособие для разработчиков и пользователей игровых процедур / Н. В. Борисова. -Москва : ИПО Профиздат, 2007. - 116 с.

2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - Москва : Мозаика- Синтез, 2006. - 136 с.

3. Машкова З. Д. Применение активных методов обучения и контроль знаний студентов (из опыта работы преподавателей вузов) / З. Д. Машкова. - Москва : Педагогика, 2008. - 164 с.

4. От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования / сост. Л.Н. Арутюнян, Е.В., Е.В. Сипачева, Н.В. Губанова, Г.Ф. Бридько [и др.], — Донецк : Истоки, 2015. - 223 с.

Суетина Наталья Михайловна

кандидат социологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет » (г. Майкоп, Российская Федерация)

УДК 37:34

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

PROFESSIONAL STANDARDS IN THE RUSSIAN FEDERATION: THE

LEGAL ASPECT

В статье рассматриваются понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация работника», правовые основы применения профессиональных стандартов.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, квалификация работника.

The article deals with the concepts of «professional standard» and «employee qualification», the legal basis for the application of professional standards.

Key words: professional standard, qualification of the employee.

В настоящее время правовое регулирование сферы труда претерпевает значительные изменения в отношении оценки персонала организаций. В конце 2012 г. в Трудовом кодексе РФ (далее - ТК РФ) появилось понятие профессионального стандарта. Это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Так, в статье 195.1 ТК РФ дано официальное определение понятий «квалификация работника» и «профессиональный стандарт».

Под квалификацией работника понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника [1].

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции [1].

Таким образом, профессиональные стандарты определяют навыки и умения, которые необходимы специалистам в разных отраслях экономики. Ориентируясь на требования, установленные в профессиональном стандарте, работодатель сможет формировать кадровую политику организации,

130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.