Научная статья на тему 'Интерактивное обучение как способ формирования творческой среды'

Интерактивное обучение как способ формирования творческой среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1135
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / METHODS OF INTERACTIVE TEACHING / ТВОРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / CREATIVE ENVIRONMENT / УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / CONDITIONS FOR THE INTERACTIVE TEACHING ORGANIZATION / INTERACTIVE METHOD OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приходченко Екатерина Ильинична, Капацина Наталья Николаевна, Мотузенко Надежда Ивановна

В данной статье рассматривается интерактивное обучение как способ формирования творческой образовательно-воспитательной среды в образовательных учреждениях высшего профессионального образования\. Даётся определение понятиям «интерактивное обучение» и «творческая образовательно-воспитательная среда». Выделяются достоинства и недостатки использования методов интерактивного обучения на занятиях. Уделяется внимание психологической и профессиональной готовности студента и педагога к взаимодействию и использованию интерактивных методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors of the article consider the interactive method of education as a way of creative environment formation in higher educational institutions. The definitions to the terms «interactive method of studying» and «creative medium» are given. The merits and drawbacks of the interactive methods usage during the classes are pointed out. Attention is paid to the psychological and professional eagerness of both teachers and students for the interaction and practical application of interactive methods.

Текст научной работы на тему «Интерактивное обучение как способ формирования творческой среды»

Приходченко Екатерина Ильинична,

доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный УчительУкраины, академик МАНПО, профессор кафедры социологии и политологии (ГОУ ВПО ДонНТУ, г. Донецк, ДНР)

Капацина Наталья Николаевна

ассистент кафедры английского языка (ГОУ ВПО ДонНТУ, г. Донецк, ДНР)

Мотузенко Надежда Ивановна,

учитель математики, специалист высшей квалификационной категории, Донецкая профильная гимназия №122, (ГОУ ВПО ДонНТУ, г. Донецк, ДНР)

УДК 377

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ

INTERACTIVE METHOD OF TEACHING AS A WAY OF CREATIVE ENVIRONMENT MEDIUM FORMATION

В данной статье рассматривается интерактивное обучение как способ формирования творческой образовательно-воспитательной среды в образовательных учреждениях высшего профессионального образования\. Даётся определение понятиям «интерактивное обучение» и «творческая образовательно-воспитательная среда». Выделяются достоинства и недостатки использования методов интерактивного обучения на занятиях. Уделяется внимание психологической и профессиональной готовности студента и педагога к взаимодействию и использованию интерактивных методов.

Ключевые слова: интерактивное обучение, методы интерактивного обучения, творческая образовательно-воспитательная среда, условия организации интерактивного обучения.

The authors of the article consider the interactive method of education as a way of creative environment formation in higher educational institutions. The definitions to the terms «interactive method of studying» and «creative medium» are given. The merits and drawbacks of the interactive methods usage during the classes are pointed out. Attention is paid to the psychological and professional eagerness of both teachers and students for the interaction and practical application of interactive methods.

Key words: interactive method of teaching, methods of interactive teaching, creative environment, conditions for the interactive teaching organization.

Современный подход к процессу обучения характеризуется его

интенсификацией, интерактивностью, способностью участников образовательного процесса к взаимодействию, умению вести диалог, дискуссию, выражению собственных мыслей и идей, отсутствию боязни высказываний на публике, толерантности к иному мнению. Данный подход обусловлен особенностями развития современного информационного общества и личности как составляющей этого общества. А это означает, что работа педагога заключается в использовании опосредованных приёмов педагогического воздействия: выдвигаются на первый план диалогические методы общения, паритетность, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Исследованием проблемы интерактивного обучения занимались многие учёные, а именно: Н. Суворова, О. Пометун, Л. Пироженко, Л.Д. Павлова, И.М. Дичковская, М.В. Кларин, И.В. Никишина и другие [4,13,14,16]. Проблеме формирования творческой среды уделяется внимание в работах В.А. Ясвина, А.С. Кузьминского, П.С. Лернера [8,12]. Развитие личности и её мотивации к самосовершенствованию рассматривается в работах В. Докучаевой, И. Зязюна, Б. Бим-Бада, Ю. Мануйлова, В. Корнетова [1,5,6,9,11]. Недостатки интерактивных методов и их применение освещает С. Грабовская [3]. Также необходимо указать, что исследователь О. Степанова изучала непосредственно интерактивную научно-образовательную среду университетов [15].

В данной статье делается акцент на интерактивном обучении как способе формирования творческой образовательно-воспитательной среды и на проблемах, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты по мере внедрения и использования на занятиях интерактивных методов обучения.

Сущность интерактивного обучения (по Н.Суворовой) заключается в том, что в учебный процесс включаются все студенты. При этом им предоставляется возможность рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Создаются условия, при которых студенты не только получают новые знания, но и развивают свою познавательную деятельность, выходят на более высокие формы сотрудничества[16]. Интерактивное обучение опирается на диалогическое общение, которое способствует взаимопониманию, взаимодействию, групповому разрешению общих, но важных для каждого участника заданий. На первый план ставятся потребности студента в познании, самоутверждении, творчестве, эмоциональном восторге, общении, то есть самореализации.

Понятие «интерактивный» - от англ. «interact» - взаимно действовать. Это специальная форма организации познавательной деятельности, которая предусматривает создание комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, интеллектуальную способность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Созданные условия, прежде всего, влияют на самооценку обучаемого, повышают его веру в собственную успешность, мотивируя, таким образом, к дальнейшему саморазвитию и

самообразованию, а, следовательно, к вырабатыванию навыков к постоянному самосовершенствованию, т.е. к обучению на протяжении всей жизни, которое является необходимым признаком компетентности современного специалиста. Стремление к повышению своего профессионального уровня в нашем динамически развивающемся мире является неотъемлемым атрибутом выпускника высшего учебного заведения. Интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение, в основе которого лежит принцип личностно-ориентированного обучения, непосредственного участия каждого обучаемого как ищущего пути и средства решения проблем. Применение интерактивных технологий выдвигает определённые требования к структуре занятия, которая по О.Пометун, состоит из пяти элементов:

- мотивации;

- объявления, представления темы и ожидания результатов;

- предоставления необходимой информации для решения заданий;

- интерактивных упражнений;

- центральной части занятия;

- подведения итогов, оценивания результатов [14].

Занятия с использованием интерактивных технологий проходят интересно, продуктивно, снимают закомплексованность у студентов с различным уровнем учебных достижений. Технология интерактивного обучения способствует сформированности жизненной компетентности как самоспособности личности к оптимальным действиям, которые базируются на знаниях, опыте, ценностях, приобретённых благодаря обучению. И.Подласый выделяет три концептуальные модели занятия:

• предметно-ориентированную;

• личностно-ориентированную;

• занятие сотрудничества.

Интерактивность - это путь повышения культуры мышления и речи студентов, что побуждает их к размышлениям, обсуждению, выполнению проблемных заданий. Интерактивные технологии способствуют развитию целостности мышления студентов - логично-дискурсивного и эмоционально-образного, формированию, по убеждению исследователя И.М.Дичковской, внутренних содержательно-образовательных мотивов познавательной деятельности [4].

Существуют следующие правила организации интерактивного обучения:

1) задействованность в той или иной мере всех участников учебного процесса. С этой целью полезно использовать методы, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения;

2) психологическая подготовка участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны

разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации;

3) количество обучающихся. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников составляет 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах;

4) оснащение помещения. Больше всего подходят аудитории с модульной мебелью, выполненной из легких материалов. Это важно при перемещении студентов, при переходе от коллективной формы работы к работе в малых группах;

5) ограничение по времени или регламент проведения занятия. Должен быть согласован на начальном этапе занятия. Также необходимо строго следовать выработанному регламенту;

6) разделение обучаемых на группы. Вначале деление происходит на основании желания обучаемого. Далее лучше контролировать переход участников из одной группы в другую. Поощрять работу группы в целом, добавляя в неё слабых или медленно реагирующих студентов, с тем, чтобы они чувствовали свою успешность в работе группы. Остановимся на условиях организации интерактивного обучения. Это:

• уважительные и доверительные отношения между педагогом и студентами;

• демократический стиль;

• сотрудничество в процессе общения;

• опора на личный опыт студентов, включение ярких примеров, фактов, образов;

• разнообразие способов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;

• включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

При использовании методов интерактивного обучения на занятиях формируется особая атмосфера креативной деятельности - творческая среда, которая, по определению С. Савченко, В. Докучаевой, Ю. Мануйлова, является жизненным пространством, в котором происходит профессиональное и личностное становление индивида, развитие его творческих способностей, мыслительной и познавательной деятельности, способности к самостоятельной работе[5,11]. А. Фурман, Б. Эльконин, А.Валицкая называют развивающую образовательную среду таковой, в которой отображается в образовательных программах модель культуры в процессах её исторического развития [2].

Интерактивное обучение предусматривает активность всех участников учебно-воспитательного процесса. Ведь интерактивность (дословно: интеракция - взаимодействие, обмен действиями) предполагает включение обучающихся в общую групповую деятельность, в процессе которой происходит расширение сознания, влияние на установки и ценности,

переориентация внимания с собственного «я» на другого человека. В процессе интерактивного взаимодействия развитие когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферы личности осуществляются более интенсивно - в отличие от «традиционного» (репродуктивного) обучения. Каждый обучающийся имеет возможность обогатить свой теоретический и практический опыт через сравнение с опытом других, взаимодействие и сотрудничество. И, соответственно, выработать более эффективные модели деятельности и поведения. Именно поэтому интерактивные методы обучения сегодня получают все большее признание в общемировой педагогической практике. Ценность его велика, однако, необходимо остановиться и на сложностях и недостатках данного вида обучения. Прежде всего, остановимся на педагоге, его желании и способности использовать в своей практике методы интерактивного обучения. Умение применять интерактивные методы зависит напрямую от того, проходил ли педагог специальные обучающие тренинги, то есть имел ли он опыт личного участия в «мозговом штурме», к примеру, или к работе в малой группе, дискуссии, решении заданных проблемных ситуаций. При наличии данного опыта успешность проведения занятия с использованием интерактивных методов обучения повышается. Ещё некоторые недостатки использования интерактивных методов обучения: временные затраты на подбор материала, отбор его содержания, его организация, далее, при проведении занятия, непредсказуемость его итогов, невозможность контроля глубины усвоенных знаний. Личность педагога, его лидерские способности, умение увлечь за собой, личный пример, наличие контакта с обучаемыми - всё это составляющие успешности в применении интерактивных методов обучения.

Со стороны студентов также возможны некоторые проблемы при первоначальном использовании интерактивности на занятиях. Закомплексованность, нежелание открываться перед сверстниками, неумение или боязнь публичных заявлений, неумение слушать собеседника, неуважение к сверстникам, завышенная самооценка, чрезмерная уверенность в своей правоте, отсутствие гибкости мышления - это лишь часть личностных качеств обучаемых, которые могут препятствовать успешному внедрению интерактивных методов обучения. Однако, положительные навыки общения, ведения дискуссии, толерантности, раскрытие творческого потенциала личности обучаемого, прохождение всех уровней познания нивелируют первичные недостатки.

В заключение, хотелось бы выделить тот факт, что интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненная позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Интерактивное обучение способствует выработке и закреплению навыков критического мышления у студентов, раскрывает творческий потенциал как группы, так и каждого отдельного субъекта образовательно-воспитательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бим-Бад Б.М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика / Б.М. Бим-Бад // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии университета РАО. - 2001 - №3. - C.28-48.

2. Валицкая A.n. Современные стратегии образования: варианты выбора / А.П.Валицкая // Пeдaгoгикa, 1997. - № 2. - с.17-21.

3. Грабовська С.Л. 1нтерактивне навчання у вузг проблеми i перспективи / С.Л.Грабовська // Вюник Львiвського ушверситету. Серiя педагопчна. - Вип.15. - 4.2. -С.171-176.

4. Дичювська 1.М. 1нновацшш педагопчш технологи: навч.посiб./ 1.М.Дичювська. - Кшв : Академвидав, 2004 - 304 с.

5. Докучаева В. Проектування шновацшних педагопчних систем у сучасному осв^ньому просторi : монографiя / В.Докучаева. - Луганськ : Альма-матер, 2005. - 304с.

6. Зязюн I. Осв^ш технологи у вимiрi педагопчно'1' рефлекси / 1.Зязюн // Свiтло. - 1996. -№1 - С. 5.

7. 1нтерактивш технологи навчання: теорiя, практика, досвiд : метод.посiб. / О. Пометун, Л. Пироженко. - Кшв : АПН, 2002 - 136с.

8. ^арин M.B. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. - Mосква, 2003. - 203 с.

9. Корнетов В. Педагогическая среда: потенциал и проектирование / В.Корнетов // Школьные . - 2006. - №3. - С. 23-32.

10. Кузьминський А.1. Педагогика вищо'1' школи : навчальний поабник / А.1.Кузьминський. - Кшв : Знання, 2005. - 486с.

11. Мануйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании / Ю.С. Мануйлов // Педагогика -2000. - №7. - С.17-24.

12. Hикишинa HB. Инновационные педагогические технологии / И.В.Никишина // Волгоград, 2006. - 213с.

13. Павлова Л.Д. Методолопчш тдходи до проблеми штерактивно'1' педагопчно'1' взаемоди / Л.Д, Павлова // Управлшня школою. - 2006. - № 13(133). - С.2 - 14.

14. Пометун О.1. Енциклопедiя штерактивного навчання / О.1. Пометун. - Кшв : Основи, 2007. - 192 с.

15. Степанова О.Г. Особливосп створення штерактивного науково-навчального середовища в ушверситетськш системi освiти / О.Г. Степанова // Проблеми та перспективи формування нащонально'1' гумаштарно-техшчно'1' елiти: зб.наук.пр. / за ред. Л.Л.Товажнянського, О.Г. Романського. - Харюв, 2008. - Вип.18(22) - С. 243-252.

15. Суворова Н. Н. Интерактивное обучение: новые подходы / Н.Н. Суворова. - Москва : Вербум, 2005. - 42 с.

Ручица Татьяна Сергеевна

старший преподаватель ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378.12

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

USING OF GAMING TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF TEACHERS OF ADDITIONAL EDUCATION

В статье рассматривается возможность повышения качества профессиональной подготовки студентов дополнительного образования посредством применения в обучении активных методов, в частности, имитационно-игровых технологий, раскрываются используемые виды имитационно-игровых технологий в работе со студентами дополнительного образования. Перечислены особенности активных методов обучения, представлена их классификация.

Ключевые слова: активные методы обучения, игровые методы, имитационные, неиметационные методы/

The article deals with the possibility of improving the quality of professional training for students of additional education by using active methods, in particular imitation and gaming technologies, and the types of imitation and gaming technologies used in work with students of additional education are disclosed. The features of active teaching methods are listed, their classification is presented.

Keywords: а^^в methods of teaching, game methods, imitative, non-metrical methods.

В настоящее время проблема повышения качества отечественного образования в педагогической сфере вызывает необходимость совершенствования образовательных технологий.

Новые потребности в высокопрофессиональных специалистах невозможно удовлетворить без существенной перестройки системы профессиональной подготовки кадров. В связи с этим необходимость внедрения в учебный процесс современных технологий обучения, развивающих творческие способности обучаемых и повышающих их заинтересованность в усвоении материала, не вызывает сомнения.

На наш взгляд, учебный процесс должен быть увлекательным и результативным, т.е. направленным на максимальное достижение поставленных целей, что возможно при использовании активных методов обучения, в частности, игровых технологий.

Как показывает практика, применение активных методов обучения позволяет не только повысить уровень профессиональной подготовки обучаемых, представляющий собой конечный результат образовательного процесса, но и сделать этот процесс более интересным и продуктивным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.