Научная статья на тему 'Проблемы правового образования студентов педагогических специальностей'

Проблемы правового образования студентов педагогических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL EDUCATION / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / TEACHER TRAINING / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / LEGAL AWARENESS / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дятлов Валерий Васильевич, Поляков Ростислав Олегович

Статья рассматривает проблемы в области правового образования студентов педагогических специальностей. Актуальные вопросы изучения права в образовательных учреждениях педагогического профиля рассматриваются в контексте государственных образовательных стандартов педагогического направления подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дятлов Валерий Васильевич, Поляков Ростислав Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems in the field of legal education of students of pedagogical specialties. Actual issues of studying law in educational institutions of the pedagogical profile are considered in the context of state educational standards of teacher training.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового образования студентов педагогических специальностей»

Дятлов Валерий Васильевич,

проректор по социальному развитию, ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

Поляков Ростислав Олегович,

магистрант

Макеевский экономико-гуманитарный институт

(г. Макеевка, ДНР)

УДК 372.834

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

PROBLEMS OF LEGAL EDUCATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES

Статья рассматривает проблемы в области правового образования студентов педагогических специальностей. Актуальные вопросы изучения права в образовательных учреждениях педагогического профиля рассматриваются в контексте государственных образовательных стандартов педагогического направления подготовки.

Ключевые слова: правовое образование, подготовка учителей, правовое сознание, правовая культура, высшее профессиональное образование.

The article deals with the problems in the field of legal education of students of pedagogical specialties. Actual issues of studying law in educational institutions of the pedagogical profile are considered in the context of state educational standards of teacher training.

Keywords: legal education, teacher training, legal awareness, legal culture, higher professional education.

Современная социокультурная ситуация в странах постсоветского пространства характерна тем, что в массовом сознании право не является безусловной ценностью. Вот уже более 25 лет происходит обновление законодательства и накопление соответствующей правоприменительной практики, и при этом все более явным становится разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем правового сознания граждан. Это, несомненно, тревожный фактор, который ставит проблему формирования правового сознания и правовой культуры молодежи в ранг приоритетных задач государственной политики, в том числе и в области образования.

Проблема формирования правовой культуры будущего педагога, основным компонентом которой является правовая подготовка, рассмотрена в работах П.А. Мусинова, Л.Н. Николаевой, Н.Я. Соколова, A.A. Шайдурова, Е.В. Шивриной и др. В исследованиях Г.П. Давыдова, А.Ф.Никитина,

BT. Подзожова, В.П. Пономаревой, Н.И. Элиасберг и др. указывается на то, что правовое воспитание обучающихся во многом зависит от правовой компетентности педагога.

Правовую подготовку как часть профессиональной подготовки будущего педагога в своих трудах рассмотрели С.В. Болонина, В.М. Мотехина, В.Н. Паршин, Г.Ф. Садрисламов, В.А. Северухин, Т.М. Почтарь, Е.А. Певцова, В.П. Пономарева, В.Н. Цыганаш, Е.В. Шиврина и др. Поэтому для анализа источников по теме исследования большое значение имеют работы И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина,

B.И. Черниченко, E.H. Шиянова и др., где обсуждаются проблемы профессиональной подготовки специалистов, формирования их профессиональных качеств.

Анализ работ Т.Н. Авдеевой, Т.К. Балабушевич, Е.М. Ибрагимовой,

C.А. Ивкина, Е.А. Мигаль, посвященных различным аспектам правовой подготовки педагогических кадров, показывает, что существует объективная необходимость поиска путей ее интенсификации.

Современный этап развития высшего профессионального образования характеризуется увеличением квалификационных требований к будущим специалистам, что в полной мере можно сказать и о подготовке будущих педагогов. Общепрофессиональный раздел образования ориентирован на формирование теоретических знаний и практических умений в процессе освоения гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Основные требования к уровню подготовленности специалиста включают в свой состав знание правовых и нравственно-этических норм в сфере профессиональной деятельности.

Значение изучения права в образовательных учреждениях педагогического профиля заключается именно в том, что оно способствует решению государственных, общественных и, собственно, образовательных задач, таких как: построение правового государства; становление гражданского общества; воспитание ответственного гражданина и патриота. Оно призвано служить также и в целях культурного развития, усвоения гражданских прав и обязанностей; определения своих места и роли в обществе.

Преподавание правовых дисциплин для студентов педагогических специальностей имеет свою специфику, связанную, прежде всего, с особенностями их профессиональной подготовки для работы в дошкольных учреждениях и общеобразовательной средней школе.

Анализ имеющегося профессионального педагогического опыта подтверждает, что школьный курс обществоведения, позволяя получить некоторые фрагментарные знания об основных правовых институтах общества, правах и обязанностях гражданина, не обеспечивает получение достаточных знаний об основах права, формирования навыков правового поведения и культуры выпускников средних общеобразовательных школ.

Выпускник средней школы, поступив в учреждение высшего профессионального образования, начинает изучать учебную дисциплину «Правоведение», программа которой подразумевает, что вчерашние школьники уже изучили и знают основы права, которые они должны были освоить в рамках средней школы. Однако, практика такова, что современный выпускник средней общеобразовательной школы или педагогического колледжа не обладает не только определенной суммой правовых знаний, но и несформированным критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, строить собственную жизненную траекторию, иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, в том числе и в правовом поле.

Следовательно, отсутствие или ограниченный объем учебных часов на изучение основ права в школе дает отрицательный конечный результат при ее окончании и создает сложную проблему для многих студентов при обязательном дальнейшем изучении правовых дисциплин.

Таким образом, мы вынуждены констатировать, что полученное школьное гуманитарное образование не в полной мере создает условия для освоения общепринятых в обществе ценностей, формирования собственной позиции, умения жить и действовать в изменяющемся мире и при этом оставаться в правовом поле.

В настоящее время значимость правового образования возрастает многократно. Современному специалисту нужны развернутые знания о юридических нормах, а также о механизме защиты правовых интересов. В этой связи большое значение имеет повышение правовой подготовки, правовой культуры всех граждан нашего общества (государственных и муниципальных служащих, руководителей, менеджеров, в том числе и в системе образования, и других), которые ежедневно, так или иначе, решают правовые вопросы, не имея никакой юридической подготовки.

Вот почему целью правового воспитания и обучения будущих специалистов в педагогическом учебном заведении является не только получение ими определенных сумм знаний о праве, но и формирование у них активной жизненной позиции в правовой сфере, в сфере образования и в повседневной жизнедеятельности. Компетентное участие специалистов и руководителей системы образования в решении вопросов образовательной политики, управлении образовательными учреждениями, разрешении хозяйственных, кадровых споров, обеспечении четкой и слаженной работы всех звеньев системы, предупреждении нарушений законов и ущемлении прав обучающихся во многом зависит от того, насколько прочны их правовые знания. Правовая подготовка специалистов должна рассматриваться в качестве необходимого условия повышения их профессиональной квалификации.

Особенно остро представляется ситуация в правовой подготовке педагогов. По мнению проф. Е. Болотовой, проблемы здесь начинаются еще с институтской скамьи при освоении образовательных программ,

разработанных на основе государственных образовательных стандартов по педагогическим специальностям. Анализируя стандарты ВПО Российской Федерации, проф. Е. Болотова выявила следующие проблемы правовой подготовки будущих педагогов, которые вполне присущи и для других образовательных учреждений при подготовке специалистов по неюридическим специальностям [1].

1. Квалификационные требования выпускников педагогических вузов включают унифицированный минимальный объем правовых знаний специалиста и не отражают особенностей содержания правой подготовки по специальностям высшего педагогического образования.

Аналогичная ситуация наблюдается в образовательных стандартах Донецкой Народной Республики, а именно:

согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (утвержденному Приказом МОН ДНР от 10.06.2016 № 608), выпускник должен обладать рядом общекультурных компетенций, среди которых:

- способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

- готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-15) [3].

Таким образом, мы видим, что в Стандарте прописаны всего 2 компетенции, связанные с правовыми знаниями и правовыми документами.

2. Основы правовых знаний студенты в РФ получают по четырем дисциплинам блока общепрофессиональных дисциплин и трем дисциплинам блока общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. При этом «Правоведение» является единственной правовой дисциплиной, включенной в стандарт высшего профессионального образования по всем педагогическим специальностям, как и в нормативных документах Донецкой Народной Республики, а именно:

Приказ МОН ДНР № 140 от 15.02.2016 «О внедрении дисциплин социально-гуманитарного цикла в образовательных организациях высшего профессионального образования» гласит: «В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 3 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», с целью сохранения единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики и улучшения организационной работы в контексте гражданско-патриотического воспитания молодежи в образовательных организациях высшего профессионального образования», включить обязательное изучение ряда социально-гуманитарных дисциплин, среди которых рекомендуется курс «Правоведение» для бакалавриата в блоке дисциплин, относящемуся к базовой части программы. Рекомендуется изучение курса в объеме 2 зачетных единиц с итоговой формой контроля в виде зачета [5].

Включение правовых единиц в другие дисциплины предметной подготовки диктует необходимость повышения квалификации по правовым

вопросам преподавателей высшей школы, поскольку именно им через содержание учебных курсов предстоит влиять на развитие способности будущих педагогов осознавать необходимость соблюдения прав, свобод и обязанностей учащихся, решения конфликтных ситуаций в рамках действующего законодательства.

Очевидно, что система правовых знаний, представленная действующими стандартами по педагогическому образованию, не позволяет сформировать у студентов мотивацию к регулярному обновлению собственных правовых знаний. Более того, нечеткое закрепление места учебной дисциплины «Правоведение» в примерных учебных планах допускает право образовательного учреждения планировать изучение данной дисциплины в любом семестре по мере необходимости. На практике это приводит к тому, что изучение правовых норм, например в области гигиены труда, профессиональной педагогической деятельности, безопасности жизнедеятельности обучающихся образовательных учреждений опережает изучение основ государственного права.

Практика показывает, что изложенные проблемы полностью соответствуют действительности, и часто педагоги теряются при решении конфликтных ситуаций, связанных с правами и обязанностями обучающихся и своими собственными правами.

По нашему мнению, причина видится в том, что, во-первых, занижены требования к правовой компетентности при итоговой аттестации выпускника педагогического направления подготовки, так как в стандартах по специальностям требования к выпускнику ориентированы, прежде всего, на формирование способностей студента осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных законом, однако такая позиция снижает остроту понимания того, что субъективные права всегда связаны с юридическими обязанностями, которыми наделяются все участники правоотношений, а неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей влечет применение юридической ответственности.

Во-вторых, слабая правовая подготовка будущих специалистов заключается в недостаточной правовой компетентности преподавателей правовых дисциплин, которым приходится излагать нормы законодательства; они, безусловно, должны иметь базовое юридическое образование. Вопросы повышения квалификации преподавателей правовых дисциплин требуют срочного решения, в особенности с учетом становления законодательной базы Донецкой Народной Республики. Преподаватель, читающий курс «Правоведение», обязан знать не какую-то конкретную отрасль права, а все отрасли, включенные в программу курса (гражданское, предпринимательское, трудовое, уголовное, административное и др.), компетентно отвечать на любые вопросы студентов. Трудности заключаются еще и в том, что лекции читаются большому потоку студентов (четыре-пять групп), что отрицательно влияет на качество усвоения материала. Нельзя не учитывать и аудиторию студентов, которая не подготовлена к восприятию

специфики правовой терминологии и правовых знаний. Поэтому, не снижая научного уровня лекции, преподаватель должен излагать ее в доступной, популярной форме, подкреплять множеством примеров из практики, лишь тогда это вызывает живой интерес, и, следовательно, лекция будет усвоена. Положение преподавателя права в неюридическом образовательном учреждении, в нашем случае, педагогическом, своеобразно: чаще всего чтение курса обеспечивают один или два специалиста. В этих условиях они нуждаются в получении систематической информации по новым вопросам законодательства и практике его применения, а также в разнообразной методической помощи.

В-третьих, правовая подготовка выпускников неюридического профиля не соответствует уровню, который должен демонстрировать специалист после окончанию вуза, так как отсутствие достаточной учебной литературы, большой массив нормативных правовых актов в будущей профессиональной деятельности, незначительное количество комментариев к ним, отсутствие методических пособий, дидактического материала к учебным курсам значительно снижают качество подготовки специалистов.

Следовательно, по нашему мнению, необходимо:

- отмеченные недочеты правовой подготовки будущих педагогов в системе высшего профессионального образования необходимо преодолеть при разработке и совершенствовании ГОС ВПО, учитывая при этом необходимость введения системы правовых учебных курсов, которые сопровождали бы обучение студента на протяжении всего периода подготовки и выполняли бы базовую функцию при раскрытии специальных правовых тем в дисциплинах предметной подготовки;

- осуществление правовой подготовки специалиста в конкретной сфере будущей его деятельности.

В преподавании правовых дисциплин представляется целесообразным уделить внимание следующим аспектам:

- признание одной из ведущих задач педагогического процесса воспитание чувства собственного достоинства учащегося как базовое для формирования правовой и гражданской культуры. Чувство собственного достоинства и самоуважения являются очень важными мировоззренческими установками в формировании личности учащегося, его гражданской культуры и моральных качеств;

- акцентирование внимания на важности грамотной подачи правовых знаний и педагогического влияния именно в подростковом и юношеском возрасте, когда идет интенсивное формирование мировоззренческой позиции человека, переосмысление многих ценностей и становление личности.

- знакомство будущих педагогов с методами профилактики преступности несовершеннолетних, а также медиации при работе с несовершеннолетними правонарушителями.

Для совершенствования подготовки студентов педагогических специальностей, а также молодых специалистов, работающих в средней школе и учреждениях СПО, можно также предложить следующее:

1. Проводить регулярные консультации юристов-практиков, имеющих опыт работы в сфере ювенального права, как в виде групповых занятий, так и в индивидуальном порядке;

2. Организовывать тренинги по обучению разрешения конфликтных ситуаций в отношениях работников образовательных учреждений с учащимися и их родителями;

3. Проводить семинары по обмену опытом, в которых бы принимали участие работники образовательных учреждений, специалисты по ювенальному праву, работники органов опеки и попечительства, представители администрации и т.д.

В заключении необходимо отметить, что выявленные проблемы в правовом образовании студентов и причины их возникновения, а также некоторые пути их решения, предложенные в статье, не являются исчерпывающими. Необходима дальнейшая дискуссия и определение путей решения данной проблемы, как со стороны исследователей, так и практических работников высшей школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотова Е.Л. Проблемы правовой подготовки в стандартах педагогического образования / Е. Л. Болотова // Высшее образование в России. - 2006. - № 11. - С. 52 - 56.

2. Болотова Е.Л. Правовая подготовка педагога в условиях формирования гражданского общества / Е.Л. Болотова // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 2. - C. 4-9.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (утв. Приказом МОН ДНР от 10.06.2016 № 608 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mondnr.rn/dokumenty/standarty-vpo/bakalavriat/send/14-bakalavriat/2129-gos-44-03-01-akademicheskij-bakalavr (Дата обращения: 10.05.2017)

4. Москаленко М.Р. К вопросу об использовании образовательных технологий при преподавании правовых дисциплин студентам педагогических специальностей / М.Р. Москаленко //Экономика и социум. - 2016. - №2(21) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.iupr.ru (Дата обращения 10.05.2017)

5. О внесении изменений в приказ МОН ДНР № 140 от 15.02.2016 «О внедрении дисциплин социально-гуманитарного цикла в образовательных организациях высшего профессионального образования» № 236 от 21.03.2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/ send/4-prikazy/383 -prikaz-236-ot-21 -03 -2016-g (Дата обращения: 10.05.2017)

6. Ольбрехт П.С. Правовые аспекты взаимодействия с учащимися и их родителям как фактор профессиональной деятельности педагога / П.С. Ольбрехт, М.Р. Москаленко // Экономика и социум. - 2015. - № 2-3 (16). -С. 492-495.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.