Развитие электронных и дистанционных образовательных технологий в Нижегородском государственном университете
Швецов Владимир Иванович профессор, д.т.н., начальник управления информатизации, Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского, пр.Гагарина, 23, г.Нижний Новгород, 603950, (831)463-36-00 [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются основные направления и результаты работы ННГУ в области использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, представляется соответствующая инфраструктура, включающая электронную информационно-образовательную среду университета.
In this article, we consider the main areas of work and the main results in the use of e-learning and distance learning technologies at the State University of Nizhni Novgorod. Appropriate infrastructure is described, including electronic information and educational environment of the university.
Ключевые слова
электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, инфраструктура электронного обучения, электронная информационно-образовательная среда вуза;
e-learning, distance education technologies, e-learning infrastructure, electronic information and educational environment of the university.
ННГУ достаточно давно ведет планомерную работу по развитию электронного обучения. Стратегический характер этого направления работы был подтвержден Ученым Советом ННГУ 24.03.10, на котором обсуждалось состояние и направления развития электронного обучения в ННГУ. Развитие системы электронного обучения (e-Learning) в ННГУ определено как одно из важнейших направлений совершенствования образовательной деятельности и повышения качества подготовки специалистов. Основными целями разработки и использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий являются:
- Повышение качества подготовки обучающихся за счет внедрения новых, современных форм, технологий и средств обучения, включая электронный образовательный контент и сеть Интернет;
- Расширение сферы основной деятельности вуза, стимулирование спроса на образовательные услуги, расширение рынка образовательных услуг, включая привлечение и обучение иностранных студентов ;
- Максимальное удовлетворение спроса на весь комплекс образовательных услуг, предоставляемых вузом. (подготовка абитуриентов, общеобразовательные программы, высшее профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка);
- Усиление конкурентных позиций университета на рынке образовательных
услуг
- Создание для студентов и преподавателей дружественной электронной среды обучения, позволяющей упростить доступ к образовательным ресурсам и обеспечить поддержку самостоятельной работы студентов, передачу результатов обучения руководителю, организацию индивидуального и группового взаимодействия обучающихся и преподавателей, промежуточное и итоговое тестирование;
- Экономия аудиторного времени за счет разгрузки преподавателей от рутины информирования, контроля и консультирования, а учащихся - от рутинных вычислительных и оформительских работ
- Внутривузовская интеграция и гармонизация информационно -коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов и современных образовательных технологий,
- Интеграция электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и новых форм обучения с классическими формами обучения с целью повышения эффективности обучения. Внедрение современных инструментальных средств контроля качества образования;
- Преодоление территориальных барьеров для обучения в ННГУ и обеспечение доступности обучения для различных слоев и социальных групп населения, как на территории РФ, так и за её пределами;
- Снижение затрат вуза на преподавание на филиалах университета.
В утвержденной Минобрнауки России программе развития ННГУ, как национального исследовательского университета на 2009-2018 годы также отмечается, что совершенствование образовательных технологий является действенным направлением повышения качества подготовки специалистов, запланированы и выполняются мероприятия по развитию электронного обучения. В рамках этой программы активизировались проекты по созданию электронных образовательных и научных ресурсов, в частности, были созданы:
- портал для дополнительной подготовки студентов физических специальностей по разделам курса общей физики с целью повышения качества обучения;
- портал учебно-научного центра инновационных технологий в юридическом образовании;
- две инновационные лаборатории учебно-научного центра инновационных технологий в юридическом образовании для использования технологий дистанционного обучения при подготовки юристов.
В 2013 году ННГУ в результате конкурсного отбора вошел в число 15 вузов, в отношении которых Постановлением Правительства Российской Федерации приняты меры государственной поддержки в целях повышения их конкурентноспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров и поставлена задача вхождения к 2020 году в первую сотню ведущих университетов согласно мировому рейтингу университетов. В программе повышения конкурентоспособности ННГУ среди ведущих мировых научно-образовательных центров также значительное место уделено развитию электронного обучения, в том числе и мобильного.
Для организационного обеспечения развития электронного обучения в ННГУ приказом ректора
- определен ответственный за развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ННГУ;
- определены основные направления программы развития системы электронного обучения (e -Learning) и дистанционного обучения;
- создан Совет по развитию системы электронного обучения, определяющий стратегию дальнейшего развития системы электронного обучения и дистанционного обучения;
- определено подразделение ННГУ, на которое возложено организационное и технологическое управление реализацией программы развития системы электронного обучения и дистанционного обучения.
Разработано положение о порядке организации учебного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; издан ряд приказов, регламентирующих участие в разработке электронных образовательных материалов. Разработана и утверждена программа повышения квалификации преподавателей для факультета повышения квалификации ННГУ по приоритетному направлению «Дистанционные технологии в образовании», по которой идет подготовка преподавателей к разработке электронных образовательных материалов [1].
В соответствии с Законом об образовании при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения. В связи с этим для расширения возможностей по обмену научно -образовательной информацией университет ведет непрерывную работу по совершенствованию сетевой инфраструктуры: прокладываются новые оптоволоконные линии связи, заменяется активное сетевое оборудование на более производительное.
Корпоративная телекоммуникационная сеть ННГУ является крупнейшей образовательной сетью региона, объединяющей более 5000 компьютеров, включающей десятки километров высокопроизводительных оптоволоконных линий связи.
Пропускная способность внешнего канала к Интернет в настоящее время составляет 300 мегабит в сек.; пропускная способность каналов, соединяющих корпуса ННГУ один гигабит.
Проведены работы по расширению локальных сетей общежитий с предоставление возможности студентам пользоваться Интернет из своих комнат. В настоящее время все комнаты всех общежитий ННГУ оборудованы точками доступ в Интернет на высокой скорости (до 100 мегабит в секунду).
Приобретено и установлено оборудование, позволяющее размещать большие объемы (более 20 терабайт) научно-образовательной информации на высокопроизводительных серверах с системами виртуализации, оснащенных системами сетевого хранения данных, а также записывать, хранить и транслировать видеоинформацию в виде научных лекций, семинаров, конференций, защит диссертаций.
К настоящему времени 3 зала в разных корпусах оснащены системами видеоконференцсвязи Sony PCS-1P и интенсивно используются для проведения видеоконференций. Еще 4 комплекта этого оборудования используются как переносные для установки в местах трансляции.
Приобретенное оборудование видеконференцсвязи, которое используется в связке с уже имеющемся в ННГУ системами MCU, позволяет:
• получить постоянный контакт со студенческой аудиторией, благодаря высокому качество передачи, как видео, так и аудио данных, соответствующее классу обслуживания (CoS) реального времени,
• обеспечить возможность управления камерами, установленными в удаленных аудиториях, из центральной студии,
• преподаватель имеет возможность показать любые данные со своего компьютера (презентацию, результаты расчетов и т.д.), продемонстрировать работу различных программ,
• приобретенное оборудование поддерживает проведение видеоконференций с большим числом участников (до 10 удаленных аудиторий), что необходимо для проведения совещаний и занятий для нескольких удаленных групп.
Реализация мероприятий по развитию электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий невозможна без развития соответствующих информационных систем (электронного университета). На текущий момент среди информационных систем ННГУ в контексте работ по электронному обучению следует выделить следующие три:
- Система «Абитуриент»,
- Система «Студент»[2],
- Система электронного обучения «Moodle»
Все зачисление абитуриентов идет через систему «Абитуриент». Далее данные поступают в систему «Студент», основой которой является единая база студентов, которой пользуются системы учебно-методического управления, студенческого отдела кадров, деканатов (собственная разработка) и других заинтересованных подразделений ННГУ. Из системы «Студент» данные передаются в систему электронного обучения «Moodle», которая является одной из систем в классе LMS и используется для ведения электронного и дистанционного обучения.
Для улучшения организации работы с ресурсами и студентами в системе дистанционного образования MOODLE были установлены целый ряд дополнительных модулей («Книга», «Игры, «SubCourse»).
Резко активизировалось создание библиотеки электронных ресурсов. К настоящему времени библиотека электронных ресурсов состоит из более 1000 единиц хранения.
Активно формируются электронные ресурсы для дистанционного образования и переподготовки: создано 180 учебных курсов, из них 23 курса уже реально используются в дистанционном режиме;- около 100 курсов разрабатываются после прохождения преподавателями обучения на ФПК. Начата разработка курсов, в которые заложена идея выбора учащимся траектории обучения. В рамках программы «Основы инновационной деятельности» создано 20 учебных модулей и предложены 5 треков обучения.
Разработка курсов идет в двух направлениях. Формируются электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), полностью закрывающие направление подготовки «Прикладная математика и информатика», и «Филология», «Юриспруденция», «Экономика», «Информационные технологии» (на английском языке). Разработанные ресурсы используются как для смешанного обучения (при очной, очно-заочной и заочной формах обучения), так и для обучения исключительно с применением дистанционных технологий по всем вышеуказанным направлениям. Другим направлением разработки электронных учебных материалов является разработка отдельных учебно-методических комплексов для обучения, повышения квалификации и переподготовки в с использованием дистанционных технологий. Примерами таких программ переподготовки являются «Основы инновационной деятельности» (курс с возможностью выбора учащимся траектории обучения, 20 учебных модулей и 5 треков обучения), «Тифлоинформационные технологии в социальной интеграции инвалидов по зрению» [3]. «Общая физика» [4].
Кроме этого, предполагается создание ряда отдельных учебных курсов соответствующих активно используемой в настоящее время в мире новой модели обучения, предусматривающей использование бесплатных онлайн-курсов (MOOC) для студентов со всего мира. ННГУ, обладая высоким уровнем развития фундаментальных исследований по ряду приоритетных направлений науки, которые определяют качество и актуальность образовательных программ, предлагаемых по этим направлениям, ставит перед собой задачу создания ряда уникальных учебных курсов, например, курсы "Parallel Programming Professional"^ английском языке), Graphics and Visual Computing (на английском языке), Advanced Computer Graphics (на английском языке), Ergodic Theory and Chaotic Dynamics (на англ. языке) и т. д., с учетом опыта работы ННГУ в этом направлении [5].
При разработке ЭУМК требуется качественное расширение форм и методов представления образовательных материалов, включая использование разработанных в рамках курса программных систем моделирования изучаемых процессов и явлений для анализа их обучающими, экспертных систем, программных систем поддержки лабораторных практикумов, тренажеров; средств видео и мультимедиа, автоматизированного контроля и т. д. Рекомендуемая структура ЭУМК приводится на рис.1.
Ml
Электронный учебно-методический комплекс'
Контрольные вопросы
программа KVPca
Рис.1 Рекомендуемая структура ЭУМК
Необходимо отметить, что электронные материалы преподавателей ННГУ востребованы в масштабах страны. По просьбе организации - разработчика Российского портала «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» университет передал соответствующие материалы на этот портал. Ряд материалов преподавателей ННГУ выставлено на портале Интернет-университета информационных технологий, например [6] и активно используется при подготовке слушателей в этом электронном университете.
Для стимулирования преподавателей в подготовке электронных материалов вводится внутриуниверситетская регистрация соответствующих материалов (электронные тексты лекций, презентации, тесты и т.п.) в фонде компьютерных изданий ННГУ с приравниванием их к публикациям при избрании на должности, занимаемые по конкурсу. Для защиты авторских прав разработчиков электронных материалов используется государственная регистрация этих материалов в региональном отделении объединенного Фонда электронных ресурсов «Наука и образование».
Очень важным нам представляется использование зарубежного опыта по отдельным направлениям развития электронного обучения. В рамках программы Темпус (№ гранта: 543851-TEMPUS-1-2013-1-DE-TEMPUS-JPCR) при поддержке Европейской Комиссии реализуется проект «Современные образовательные технологии преподавания математики в инженерном образовании России». Проект разрабатывается консорциумом вузов, среди которых 2 вуза Германии, вуз Франции, вуз Финляндии, 5 вузов России, и Ассоциация инженерного образования России. Основой проекта является электронная система поддержки обучения математики Math-Bridge - самая большая платформа-онлайн в мире, позволяющая реализовывать различные педагогические стратегии и обучающие сценарии. Платформа разработана консорциумом европейских вузов и является распределенным инструментом поддержки технологии расширенного обучения ( Technology-Enhanced Learning). Система Math-Bridge представляет доступ онлайн для российских преподавателей и студентов к богатству европейского математического содержания.
Принципиально, что проект предполагает системный подход к использованию электронного обучения в инженерных дисциплинах. Здесь не рассматривается механическое включение электронного обучения в существующие учебные планы. Прежде всего будет осуществлен сравнительный анализ национальных математических учебных планов, разработаны рекомендации для структурных улучшений этих в соответствии с Болонскими принципами, идентифицированы области, наиболее подходящие для введения инструментов Technology-Enhanced Learning. После этого будут модернизированы учебные планы по математическим дисциплинам с учетом использования платформы поддержки обучения математики. Далее необходимо адаптировать для России эту платформу, провести апробацию сформированной новой технологии обучения, ввести модернизированные учебные планы и новую технологию в учебный процесс, оценить воздействие новых учебных планов и новой технологии на качество подготовки инженерных кадров, распространить результаты проекта на другие вузы.
Данный проект профинансирован при поддержке Европейской Комиссии в рамках программы Темпус (№ гранта: 543851-TEMPUS-1-2013-1-DE-TEMPUS-JPCR). Эта публикация отражает исключительно взгляды авторов. Комиссия не несет ответственности за любое использование информации, содержащейся здесь
This project has been funded with support from the European Commission. This publication [communication] reflects the views only of the author, and the Commission cannot be held responsible for any use which may be made of the information contained therein.
Литература
1. Малкина Е.В., Швецов В.И., Соколова Е.И. Внедрение технологий дистанционного обучения через программу повышения квалификации преподавателей //Нижегородское образование. № 3. 2012. С. 68-73.
2. Швецов В.И., Мухаметжанов И.Г. Многоуровневая распределенная информационная система автоматизации бизнес-процессов и поддержки принятия решений для управления контингентом студентов в ННГУ им. Н.И.Лобачевского //Журнал «Университетское управление: Практика и анализ» №3(55). -Екатеринбург, 2008, С. 78-85.
3. Швецов В.И., Рощина М.А. Задачи развития тифлокомпьютеризации в сфере образования // Высшее образование в России. - Москва. №2, 2012. С.98-104.
4. Гребенев И.В., Малкина Е.В., Лебедева О.В., Швецов В.И. Учебно-методическая разработка «WEB -портал "Общая физика", 1 очередь». Н.Новгород: Издательство ННГУ. 2012. 521 с.
5. Гергель В.П., Швецов В.И. Суперкомпьютерные технологии в Нижегородском государственном университете // Научно-методический журнал «Информатизация образования и науки» Выпуск 1(17). 2013. С. 25-38.
6. Швецов В.И. Базы данных. Учебный курс// Интернет Университет информационных технологий (INUIT.RU). ww.intuit.ru/department/database/databases/.