Научная статья на тему 'Открытые образовательные ресурсы Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России: перспективы развития'

Открытые образовательные ресурсы Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России: перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ООР) / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ / OPEN EDUCATIONAL RESOURCES (OER) / E-LEARNING / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES / MASSIVE OPEN ONLINE COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Описано внедрение открытого образования с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий как реализация концепции устойчивого развития Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России в части, касающейся института заочного и дистанционного обучения. Обосновывается мысль о том, что этапом усовершенствования дистанционных форм обучения образовательных учреждений следует признать массовые открытые онлайн-курсы. В качестве ключевого момента представляется проект платформа онлайн-курсов с перспективой размещения профильных профессиональных курсов от ведущих вузов МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issues of the implementation of open education using e-learning and distance learning technologies as the realization of the concept of sustainable development of the St. Petersburg University GPS of EMERCOM of Russia in the part relating to the Institute of correspondence and distance learning. It substantiates the idea that the stage of improvement of distance learning educational institutions should recognize the massive open online course. As a key point seems to project an online course platform, with a view to placing specialized professional courses from leading universities of the Russian Ministry of Emergency Situations.

Текст научной работы на тему «Открытые образовательные ресурсы Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России: перспективы развития»

УДК 378.147

ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГПС МЧС РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

А.А. Крупкин, А.Ю. Лебедев, В.В. Петраков, А.Г. Шилов

Описано внедрение открытого образования с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий как реализация концепции устойчивого развития Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России в части, касающейся института заочного и дистанционного обучения. Обосновывается мысль о том, что этапом усовершенствования дистанционных форм обучения образовательных учреждений следует признать массовые открытые онлайн-курсы. В качестве ключевого момента представляется проект - платформа онлайн-курсов с перспективой размещения профильных профессиональных курсов от ведущих вузов МЧС России.

Ключевые слова: открытые образовательные ресурсы (ООР), электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, массовые открытые онлайн-курсы.

Одним из основных приоритетов устойчивого развития Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России до 2020 года является внедрение непрерывного и открытого образования с широким использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Массовые открытые онлайн-курсы открыли новые возможности в сфере дистанционного образования. Это образовательная технология позволяет предоставлять обучение всем желающим, до нескольких десятков тысяч человек одновременно.

На различных платформах свои курсы предоставляют передовые мировые университеты и образовательные организации, а преподавателями массовых курсов являются лучшие в своей области специалисты и исследователи. Среди всего многообразия провайдеров массовых онлайн-курсов можно выделить безусловных лидеров в этой области - это Coursera и edX. В числе участников -ведущие мировые университеты, колледжи и организации. В частности, платформа edX была разработана совместно с Гарвардским университетом и Массачусетским технологическим институтом. Её основной задачей является реализация онлайн и очного обучения с использованием прорывных технологий, игровых методов обучения и самых современных разработок на открытой платформе. Эта платформа работает на программном обеспечении с открытым исходным кодом OpenedX.

В сентябре 2015 года состоялся запуск портала «открытоеобразование.рф», созданного ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», в состав учредителей которой вошли 8 ведущих Вузов России. На национальной платформе сейчас активно ведется работа по созданию курсов базовой части всех направлений подготовки, для того чтобы университеты могли встраивать их в свои образовательные программы. Особенность

проекта - это использование открытой платформы OpenedX и распространение всех сделанных в рамках проекта доработок на условиях открытых лицензий.

В перспективе проект национальной платформы предлагает заключать соглашения российским учебным заведениям для использования сервиса студентами с дальнейшим перезачетом дисциплин.

Учитывая вышеописанную тенденцию развития образовательных технологий и особое внимания как российских, так и зарубежных образовательных организаций к массовым открытым он-лайн-курсам, на базе Института заочного и дистанционного обучения был анонсирован запуск инициативного проекта образовательной платформы на фундаменте открытого исходного кода ОрепейХ под брендом «EMERCOURSE» («Эмеркурс»).

Миссией проекта является трансляция академических знаний о безопасности в самые широкие массы населения.

Образовательный контент платформы ориентирован как на подготовку сотрудников министерства, так и на просвещение населения в области культуры безопасности.

Перспективные направления развития платформы:

1. EMERCOUR.SE - это академические знания о культуре безопасности в широкие массы;

2. EMERCOURSE как сетевой межвузовской площадки образовательных учреждений МЧС России и вузов партнёров, где каждый из участников представляет курсы по своему самому сильному профилю;

3. EMERCOURSE как единое окно доступа к качественному образовательному контенту Министерства, структурированному в краткосрочные

курсы с постоянным доступом, будь то учебное видео или мультимедийные издания;

4. EMERCOURSE как проект перевода в электронную форму и сохранение опыта и интеллектуального капитала старшего поколения преподавателей.

Платформа EMERCOURSE предоставляет широкий спектр функций по организации учебного процесса: от сервиса аналитики достижений слуша-

Библиографический список

1. Рекомендации по работе с открытыми образовательными ресурсами (ООР) в сфере высшего образования Содружество обучения, 2011. [Электронный ресурс] URL: http:// www.lite.unesco.org (дата обращения: 15.05.2016).

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3. [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovame-dok.html (дата обращения: 14.05.2016).

3. Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: Рекомендации парламентских слушаний, 19 мая 2014 года. [Электронный ресурс] URL: http://www.komitet8.km.duma.gov.ru (дата обращения: 14.05.2016).

4. Национальная платформа открытого образования. [Электронный ресурс] URL: http://npoed.ru/about (дата обращения: 15.05.2016).

5. Открытые онлайн-курсы Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России [Электронный ресурс] URL: http:////emercourse.igps.ru (дата обращения: 15.05.2016).

теля курса до тонкой настройки доставляемого образовательного контента.

Следует отметить тот факт, что платформа EMERCOURSE, по аналогии с национальной платформой «открытоеобразование.рф», уже сейчас может стать фундаментом межвузовской образовательной площадки МЧС России.

References

1. Rekomendacii po rabote s otkrytymi obrazovatel'nymi resursami (OOR) v sfere vysshego obrazovanija Sodruzhestvo obuchenija, 2011. [Jelektronnyj resurs] URL: http:// www.lite.unesco.org (data obrashhenija: 15.05.2016).

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon RF ot 29.12.2012 № 273-FZ. [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (data obrashhenija: 14.05.2016).

3. Normativnoe obespechenie realizacii obrazovatel'nyh programm s primeneniem jelektronnogo obuchenija i distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij: Rekomendacii parlamentskih slushanij, 19 maja 2014 goda. [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.komitet8.km.duma.gov.ru (data obrashhenija: 14.05.2016).

4. Nacional'naja platforma otkrytogo obrazovanija. [Jelektronnyj resurs] URL: http://npoed.ru/about (data obrashhenija: 15.05.2016).

5. Otkrytye onlajn-kursy Sankt-Peterburgskogo universiteta GPS MChS Rossii [Jelektronnyj resurs] URL: http:////emercourse.igps.ru (data obrashhenija: 15.05.2016).

OPEN EDUCATIONAL RESOURCES OF SAINT-PETERSBURG UNIVERSITY OF STATE FIREFIGHTING SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA: FUTURE DEVELOPMENT

On the issues of the implementation of open education using e-learning and distance learning technologies as the realization of the concept of sustainable development of the St. Petersburg University GPS of EMERCOM of Russia in the part relating to the Institute of correspondence and distance learning. It substantiates the idea that the stage of improvement of distance learning educational institutions should recognize the massive open online course. As a key point seems to project - an online course platform, with a view to placing specialized professional courses from leading universities of the Russian Ministry of Emergency Situations.

Keywords: open educational resources (OER), e-learning, distance education technologies, massive open online course.

Крупкин Алексей Александрович,

слушатель магистратуры факультета подготовки кадров высшей квалификации, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Россия, г. Санкт-Петербург.

Krupkin A.A.,

graduate student of the Faculty training of highly qualified personnel,

St. Petersburg State University of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russia, St. Petersburg.

Лебедев Андрей Юрьевич,

начальник отделения информатизации учебного процесса отдела технологий открытого образования института заочного и дистанционного обучения, к.т.н., Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Россия, г. Санкт-Петербург. Lebedev A. Y.,

Head of information department educational process technology department Correspondence Institute of Open Education

and distance learning, Cand. Tech. Sci., St. Petersburg State University of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russia, St. Petersburg.

Шилов Александр Геннадьевич,

слушатель магистратуры факультета подготовки кадров высшей квалификации, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Россия, г. Санкт-Петербург. Shilov A. G.,

graduate student of the Faculty training of highly qualified personnel,

St. Petersburg State University of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russia, St. Petersburg.

Петраков Вячеслав Владимирович,

старший инженер-программист,

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,

Россия, г. Санкт-Петербург.

Petrakov V. V.,

Senior Software Engineer,

St. Petersburg State University of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russia, St. Petersburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.