по формированию информационной культуры отмечается рост профессионального и научного уровней подготовленности преподавателей, расширяются возможности для саморазвития и творческой самореализации. В колледже организованы временные научно-исследовательские коллективы (ВНИК) педагогов. Основными направлениями исследований являются: формирование методологической и информационной культуры педагога, формирование социальной активности студентов, формирование компетентности студентов в области новых информационных технологий. Участники ВНИК разрабатывают и проводят семинары по исследуемым проблемам для преподавателей колледжа. Результаты исследований представляются в виде исследовательских проектов, программ, методических рекомендаций. Повышение уровня информационной культуры стимулирует индивидуальную научно-исследовательскую работу преподавателей колледжа: преподаватели стали более активно участвовать в областных, региональных и всероссийских конференциях, ряд преподавателей работают над кандидатскими диссертациями. В составе педагогического коллектива 4 кандидата наук, свыше 90% преподавателей колледжа имеют категорий-ность.
Качественный состав педагогических кадров, в свою очередь, влияет на качество профессиональной подготовки обучающих-
ся, возможности их трудоустройства. Все выпускники трудоустроены в соответствии с полученными специальностями. Свыше 50% из них по месту работы ведут для учащихся факультативные занятия по курсу «Основы информационной культуры личности». Выпускники и их воспитанники принимают активное участие в городских научно-практических конференциях, конкурсах на лучшие исследовательские работы. 75% выпускников с дополнительной подготовкой в области информационной культуры продолжают успешное обучение в системе непрерывного образования в вузах.
В настоящее время идет работа над созданием конспектов лекций и описаний лабораторных и практических занятий по таким учебным дисциплинам, как «Основы информационной культуры личности», «Теоретические основы формирования информационной культуры», «Информационный анализ и синтез».
Предполагается, что эти учебно-теоретические и учебно-практические материалы не только будут использоваться студентами, получающими дополнительную подготовку с присвоением квалификации «Учитель основ информационной культуры», но и окажут действенную помощь в осуществлении продуктивной познавательной деятельности, успешной самореализации студентов других специальностей, обучающихся в педагогическом колледже.
Литература
1. Подготовка учителя основ информационной культуры личности в педагогическом колледже: Научн.-метод.сб./ Под ред. Н.И Гендиной. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 271 с.
2. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. -М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. - 512 с.
3. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Уч.-метод. пособие. - 2-е изд., пере-раб. - М.: Школьная б-ка, 2003. - 296 с.
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА В ОБЛАСТИ ИКТ И ДО НА БАЗЕ
WebCT-ТЕХНОЛОГИЙ
А. Н. Корякина, руков. Центра открытого дистанционного обучения Региональный Центр новых информационных технологий Тел.: + 7 814 2 781481,E-mail: [email protected] Петрозаводский государственный университет http://petrsu.karelia.ru
Wide introduction of information-communication technologies (ICT) in every economic sphere in the Republic of Karelia resulted in an active growth of the population
needs in raising the level of information literacy without interrupting their work, which, in its turn, requires anticipatory advanced training for PetrSU's teaching staff in the field of ICT and distance learning. Changes and extension of the subject matter of the advanced training courses resulted in modernization of the university's advanced training system based on up-to-date distance educational technologies (DET).
В настоящее время у преподавателей различных учебных заведений наблюдается повышенный интерес к применению в своей образовательной деятельности дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Прежде всего, это объясняется тем, что Минобрнауки РФ законодательно установило правила разработки ДОТ и их использования в образовательной деятельности вузов
(приложение к приказу от 10 марта 2005 г. № 63) при реализации как основных и (или) дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, так и образовательных программ профессионального образования. Вместе с тем, инновационный характер ДОТ, их постоянное развитие демонстрируют растущую потребность в их использовании преподавателями и обучающимися, которая в итоге приводит к формированию «человеческого капитала» современного информационного общества. При этом внедрение ДО является объективным и закономерным процессом, распространяющимся на всю систему образования РФ.
Как и по всей стране, с широким внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы экономики в Республике Карелия наблюдается активный рост потребностей населения в повышении уровня информационной грамотности, который приводит к постоянному увеличению числа специальностей и направлений дополнительного профессионального образования в области ИКТ, изменению и расширению тематики курсов повышения квалификации.
Проблемами продвижения ИКТ на уровне республики занимается Региональный центр новых информационных технологий Петрозаводского государственного университета (РЦНИТ ПетрГУ). Созданная на базе центра система дополнительного про-
фессионального образования в области ИКТ базируется на основе применения дистанционных WebCT-технологий, соответствующих международным стандартам электронного обучения, что значительно расширило возможности непрерывного обучения без отрыва от производства в удобное для слушателей время под руководством преподавателей. Развитию такой формы обучения в ПетрГУ способствовали активное международное сотрудничество в сфере открытого ДО, изучение и адаптация специалистами РЦНИТ опыта ведущих зарубежных открытых и виртуальных университетов и центров непрерывного образования, реализация ряда крупных международных и российских проектов в сфере ИКТ и дополнительного профессионального образования, в которых ПетрГУ участвовал в последние 10 лет [1]. За это время в создание системы ДО вуза вовлечено большое число профессорско-преподавательского состава и сотрудников, создано более трехсот учебно-методических комплексов (УМК), которые активно используются в образовательном процессе [2]. Все авторы УМК прошли курсы повышения квалификации в области ИКТ и в области ДО на базе Учебного центра РЦНИТ Петр-ГУ, а полученные знания в области ДОТ нашли широкое применение в практике преподавания учебных дисциплин.
Исследования показали, что практическое внедрение ДО в образовательный процесс мотивирует преподавателей давать более высокую оценку своей заинтересованности во внедрении новых информационных технологий, а значит ДО на самом деле служит эффективным образовательным инструментом и требует опережающего повышения квалификации в изучении стремительно развивающихся ИКТ и ДОТ.
Особенностью программ повышения квалификации для преподавателей является специально разработанная методика, позволяющая преподавателю отработать приемы и навыки в качестве обучаемого среды ДО и в качестве обучающегося. Созданный дистанционный УМК для повышения квалификации преподавателей в области ИКТ и ДО состоит из 10 частей:
- Основы информационных технологий;
- Технологии дистанционного обучения;
- Сервисы сетевых технологий;
- Основы операционных систем;
- Основы подготовки текстовых документов;
- Основы информационных сетей;
- Основы подготовки табличных документов;
- Основы работы с компьютерной графикой и мультимедиа;
- Основы работы с базами данных и информационными системами;
- Основы создания и использования веб-ресурсов.
Отличительной чертой структуры этого курса является наличие у каждой темы своего набора модулей в содержании, в котором есть базовая и углубленная части.
В зависимости от базовой компьютерной подготовки, технического или гуманитарного образования преподавателей, результатов анкетирования, а также занимаемой позиции преподавателей в общей системе ДО вуза (автор курса, помощник преподавателя, заведующий кафедрой, организатор системы ДО и т.п.) строится соответствующая образовательная программа.
На рис. 1 представлена схема, иллюстрирующая процесс создания рабочей образовательной программы для двух категорий слушателей на 72 часа.
УМК повышения квалификации для преподавателей вузов в области ИКТ и ДОТ
Модуль 1 Модуль 2
Тема 1 (базовая) Тема 1 (базовая)
Тема 1 (углубленная) Тема 1 (углубленная)
Тема N (базовая) Тема N (базовая)
Тема N (углубленная) Тема N (углубленная)
Модуль N
1ШШ 1 (баэоваф-. . "|т? б н н а я)
■ V иная]
-Ъ: [ сд^ййр^З'й .
Ш^ультетов
Модуль 1
Тема
Модуль 2
ТемаЩЙаэраая]
Модуль N
Тем4 §ЫШ з о^ая)
'ШшЩ^кик факШЙЦшв
Модуль 1
ТеКга 1
ада ' А^ггу'йп^гн^п
Модуль 3
1 (углубленная!
Модуль N
Рис. 1. Схема моделирования образовательной программы
В целях повышения эффективности использования новых технологий ДО в Петр-
ГУ решением Учебно-методической комиссии ПетрГУ было принято решение - использовать на ФПК комбинированный образовательный процесс, сочетая дистанционное обучение и очное (аудиторное) обучение.
Очная часть обучения использовалась при чтении установочных лекций, обучении начальным навыкам дистанционного самостоятельного обучения. В нее входили и практические задания по темам, которые могли вызвать трудность при самостоятельном изучении, выполнение лабораторных работ (кейс-стади), семинары на базе специализированных кафедр. Слушателю предоставляются учебно-методические материалы курса в печатном виде, лекционные материалы в электронном виде на компакт-диске и в Интернет-версии.
Промежуточный контроль знаний слушателей осуществлялся в соответствии с определенным рабочим планом, в рамках которого слушатели обучались дистанционно. Зачеты и экзамены всегда принимались с помощью компьютера очно. С этой целью были разработаны тесты по всем темам, доступ к которым открывался за 3 дня до контроля знаний, чтобы слушатели могли с ними ознакомиться и потренироваться в ответах.
На экзамене (зачете) слушатель получает набор вопросов из разных тем, предложенный ему случайным образом, а также практиче-
Схема процесса очно-дистанционного обучения преподавателей
Очное обучение (1 неделя):
- изучение тем 1-М; - изучение технологии ДО, - приобретение навыков работы в среде ДО
1 дистанционная сессия (2-3 неделя): выполнение заданий по темам 1-М в среде ДО
Очное обучение (4 неделя): - подведение итогов дистанционного обучения; - изучение тем М-1
2 дистанционная сессия (5-6 неделя): - выполнение заданий по темам М-Ё в среде ДО,
■ возможность сдать задолженности по 1 дистанционной сессии
Очный экзамен (1 день) -подведение итогов; -определение допуска к экзамену, - компьютерное тестирование и практическое задание
I
Вручение свидетельства государственного образца о повышении квалификации (72 часа)
Рис. 2. Схема процесса очно-дистанционного обучения преподавателей
ские задания. Сдав экзамен (зачет), слушатель получает свидетельство государственного образца о повышении квалификации.
Однако необходимо отметить, что одним из ключевых организационных моментов в изучении ДОТ является разработка преподавателем учебного плана своей дисциплины, учитывающего специфику комбинированного обучения [3].
В настоящее время дистанционная составляющая обучения по комбинированной форме осуществляется с помощью образовательного сервера ПетрГУ: http://webct.ru. В среде WebCT реализованы сервисы: для управления курсами, для организации процесса создания доставки УМК, для консультаций по курсам в режиме дискуссий и дистанционных семинаров в режиме чата, внутренней почты, системы тестирования. Поэтому слушатели ФПК в процессе обучения выступают и в «роли преподавателя», и в «роли студента», используют инструменты индивидуального и группового общения. С этой же целью в программу курса включены задания в форме кейс-стади [4].
В результате обучения преподаватели должны в обязательном порядке создать свои УМК, которые проходят содержательную экспертизу на учебно-методических комиссиях кафедр и/или факультетов. Техническая экспертиза внедренных в webСТ электронных учебных материалов осуществляется специалистами РЦНИТ. Комплект УМК размещается на образовательном сервере ПетрГУ: http://webct.ru с авторизованным доступом [5,6].
Литература
1. Дербенева О.Ю., Корякина А.Н. Организационно-методические аспекты внедрения технологий дистанционного обучения // Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации: Материалы научн.-метод. конф. - Ч. 1 - Петрозаводск, 2003.
2. Рузанова Н.С., Дербенева О.Ю., Корякина А.Н., Штивельман Я.Е. Создание системы дистанционного обучения в Петрозаводском государственном университете // Телематика - 2003: Материалы Всеросс. научн.-метод. конф. - СПб., 2003.
3. Дербенева О.Ю., Корякина А.Н., Рузанова Н.С. Разработка сетевых учебно-методических комплексов электронных средств поддержки дистанционного обучения в области информатики // Образовательная среда -2004: Материалы Всеросс. форума. - М., 2004.
4. Корякина А.Н. Организация подготовки преподавателей вузов к реализации дистанционного обучения // Образовательная среда - 2005: Материалы Всеросс. форума. - М., 2005.
5. Дербенева О.Ю., Корякина А.Н., Бурсин И.Л. Вопросы организации учебного процесса вуза с применением технологий электронного Интернет-обучения на основе программной среды WebCT // Телематика - 2004: Труды XI Всеросс. научн.-метод. конф. . - СПб., 2004.
6. Рузанова Н.С., Дербенева О.Ю., Корякина А.Н. Дополнительное профессиональное образование в области информационно-коммуникационных технологий на базе WebCT // Дополнительное профессиональное образование. - 2005. - № 9[21], 10[22].
Решение задач, связанных с внедрением дистанционных технологий в учебный процесс, явно свидетельствует, что в настоящее время изменился традиционный подход к пониманию места, которое занимает дистанционная форма обучения среди других форм. Если еще несколько лет назад она рассматривалась только как одна из возможных форм обучения, то по мере развития стало очевидным, что те или иные дистанционные образовательные технологии уже давно и достаточно широко применялись и применяются в российских вузах и в традиционных моделях обучения. Интенсивное развитие информационных технологий, анализ и понимание развития различных образовательных моделей убедительно доказывает, что будущее - за гибкими моделями образовательного процесса, в которых активно используются различные средства, методы и технологии, в том числе и дистанционные. Вместе с тем, применение дифференцированного подхода к обучению в зависимости от уровня подготовленности обучаемого делает образовательный процесс педагогически более эффективным.
На Всероссийской научно-практической конференции «Образовательная среда сегодня и завтра» в 2005 г. в конкурсе новых научно-технических разработок в области развития дистанционного обучения ПетрГУ был награжден дипломом «Разработка системы дополнительного профессионального образования в области ИКТ на базе WebCT-технологий».