Научная статья на тему 'К вопросу о новых требованиях стандартов последнего поколения ФГОС +3 и возможности их практической реализации в образовательном процессе'

К вопросу о новых требованиях стандартов последнего поколения ФГОС +3 и возможности их практической реализации в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / REMOTE INFORMATION TECHNOLOGIES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / INFORMATION SYSTEMS / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGH EDUCATION / НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / NEW STANDARDS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никольская Вера Александровна, Родькина Ольга Яновна

В статье обсуждается вопрос эффективности использования специализированных информационных систем дистанционного обучения в высшем образовании в условиях перехода к новым образовательным стандартам. Рассмотрены результаты внедрения в НГЛУ информационной системы Moodle в контексте соответствия новым требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никольская Вера Александровна, Родькина Ольга Яновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies the effectiveness of remote information technologies and systems in high education. The focus is on their use according to the new standards of high education. It describes the results of implementation of special information system Moodle with an emphasis on its use in the context of compliance with the new requirements.

Текст научной работы на тему «К вопросу о новых требованиях стандартов последнего поколения ФГОС +3 и возможности их практической реализации в образовательном процессе»

К ВОПРОСУ О НОВЫХ ТРЕБОВАНИЯХ СТАНДАРТОВ ПОСЛЕДНЕГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС +3 И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ

Никольская Вера Александровна

канд. филол. наук, доцент каф. Математики и информатики НГЛУ им.Н.А. Добролюбова, г. Нижний Новгород

Родькина Ольга Яновна

канд. техн. наук, доцент каф. Математики и информатики НГЛУ им.Н.А. Добролюбова, г. Нижний Новгород

АННОТАЦИЯ

В статье обсуждается вопрос эффективности использования специализированных информационных систем дистанционного обучения в высшем образовании в условиях перехода к новым образовательным стандартам. Рассмотрены результаты внедрения в НГЛУ информационной системы Moodle в контексте соответствия новым требованиям.

ABSTRACT

The article Sudies the effectiveness of remote information technologies and sy^ems in high education. The focus is on their use according to the new Sandards of high education. It describes the results of implementation of special information sy&em Moodle with an emphasis on its use in the context of compliance with the new requirements.

Ключевые слова: дистанционные информационные технологии, информационные системы, высшее образование, новые стандарты образования

Keywords: remote information technologies, information sy^ems, high education, new Sandards of education.

Институт высшего профессионального образования сегодня переживает серьезные изменения, которые во многом определяют новые приоритетные направления его развития [1]. Отчасти эти изменения вызваны и переходом к образовательным стандартам нового поколения - ФГОС 3+, постепенно внедряемым на данном этапе в образовательный процесс. Их важной особенностью является направленность на повышение роли самостоятельной работы в общем процессе образовательной деятельности и внедрение электронной информационно-образовательной среды. Соответствующие нововведения должны находить отражение в практической реализации образовательной деятельности, причем не только в переработке и изменении содержания дисциплинарных курсов (рабочих программ), но и в поиске инновационных способов организации образовательного процесса. В частности, выше упомянутая электронно-образовательная среда, в соответствии со стандартом, должна обеспечить доступ к учебным планам всех направлений, реализуемых учебным заведением, рабочим программам дисциплин, практик, к изданиям электронных библиотечных систем и ресурсам Интернет, указанным в рабочих программах.

Кроме того, требованием стандарта является и фиксация в электронно-образовательной среде процесса обучения студентов, включая промежуточную и итоговую аттестацию, формирование электронного портфолио студента с сохранением выполненных им работ, рецензий и оценок на эти работы со стороны участников образовательного процесса. В новых стандартах так же акцентируется внимание на необходимость создания условий для получения образования лицам с ограниченными возможностями. Для этого необходимо использование сетевого взаимодействия участников образовательного процесса посредством сети «Интернет», в том числе синхронного и асинхронного.

Таким образом, дистанционные технологии в ВУЗе становятся насущной необходимостью, а их внедрение в учебно-образовательный процесс возможно на базе специализированных информационных систем дистанционного

обучения и контроля знаний, соответствующих современным международным стандартам SCORM.

В Нижегородском Лингвистическом университете для организации образовательного процесса внедрена современная международная платформа Moodle, которая вот уже несколько лет используется преподавателями для создания курсов дистанционного обучения. Moodle - система управления содержимым сайта (ContentManagementSy^em-CMS), специально разработанная для организации он-лайн-курсов преподавателями. Такие e-Learning системы часто называются системами управления обучением (LearningManagementSy&em-LMS). Разработанная в НГЛУ конфигурация Moodle всецело позволяет создавать единое учебное пространство для обучающихся и преподавателей, требуемое ФГОС.

Система предоставляет широкие возможности и преподавателям и студентам, содержит инструменты контроля качества, как подготовки студентов, так и работы преподавателей [2, 3]. В частности, преподавателям система предоставляет широкий набор инструментов для организации учебного процесса в рамках созданных ими курсов, которые позволяют создавать разделы курса различных форматов (модули, глоссарии, wiki, задания и т.п.) (см. рис.1); выкладывать учебные материалы различных форматов (от html до презентаций PowerPoint, аудио и видео фрагментов и т.п.); формировать группы обучающихся; приглашать соавторов (преподавателей с полными правами администраторов); «программировать» элементы курса, задавая расписание появления тех или иных его элементов; открывать доступ различного уровня обучающимся курса (например, разрешать редактировать глоссарий или страницы wiki); просматривать статистику посещений, просмотра учебных материалов, а также выполнения заданий от каждого обучающегося; выставлять оценки и писать комментарии к выполненным работам обучающихся; проводить тестирование с автоматическим подсчетом результатов.

Рисунок 1. Фрагмент дистанционного курса с разными видами обучающих ресурсов в среде Moodle

Важным элементом системы интерактивного обучения поддерживает создание основных видов тестовых вопро-

является блок контроля знаний, который в среде Moodle сов: выбор одного или нескольких ответов, сопоставление,

имеет широкие функциональные возможности. Преподава- свободный ответ и др. это тоже соответствует требованиям

тель может размещать в системе как обучающие, текущие, ФГОС 3+ (см. рис.2). так и итоговые (контрольные) тесты [4]. Система также

Рисунок 2. Выбор типа тестового вопроса

Преподаватель может не только «выложить» сформированный тест в определенном месте курса, но и назначить время его прохождения студентами (ни до, ни после указанного срока тест не будет доступен для просмотра). Результаты тестирования фиксируются в системе в виде баллов,

набранных студентом из общего числа возможных. При этом преподаватель видит номер попытки (если разрешено повторное прохождение теста), время выполнения и при необходимости детализацию результатов (по каждому вопросу теста) (см.рис.3).

Рисунок 3. Просмотр результатов выполнения тестов студентами выбранной группы с детализацией по вопросам

Важным вопросом при реализации дистанционных форм обучения является авторизация действий студента при отсутствии непосредственного личного контакта преподавателя с обучаемым. В системе Moodle данная проблема решается за счет наличия мощного инструментария по сбору, обработке и хранению аналитико-статистической информации о всех событиях образовательного процесса в системе, что позволяет преподавателю в автоматизированном режи-

ме контролировать ход самостоятельной работы студентов (см.рис.4): выполнение ими заданий и тестов (фиксируется каждое «посещение», время работы в системе, адрес компьютера, с которого осуществляется доступ и т.п.). Кроме того система предоставляет широкие возможности для осуществления информативно-консультативной обратной связи между студентом и преподавателем посредством форума и модуля личных сообщений.

Рисунок 4. Просмотр преподавателем действий студентов при работе с элементами курса в Moodle

Преподаватель может также контролировать текущую работу студентов, например, открытие и просмотр ими лекций, описания практических работ, выложенных на страничке дистанционного курса. Для этого достаточно перейти к Журналу событий (см. рис. 5), где фиксируются все обра-

щения к элементам курса с указанием события и его контекста (например, просмотрен модуль курса, открыт файл «Задание1»), время обращения и Ш-адреса пользователя. Журнал обновляется ежеминутно.

Рисунок 5. Просмотр всех действий пользователей дистанционного курса с помощью Журнала событий

Для студента система предоставляет широкие возможности по организации личных страниц: управление личными файлами, отображение календаря с контрольными датами, сообщений и заданий, требующих внимания (см.рис.6), по-

полнение портфолио, а самое главное - возможность обучения в любое удобное время при наличии подключения к сети Интернет.

Рисунок 6. Фрагмент дистанционного курса, страница студента в среде Moodle.

Таким образом, опыт внедрения и сопровождения системы Moodle позволяет сделать вывод о необходимости использования подобных систем в ВУЗе в период перехода к стандартам нового поколения, поскольку она позволяет:

1. Обеспечить систематическое проведение контрольных и тестовых поверок знаний большого количества студентов по всем разделам дисциплины без особых временных и материальных затрат, хранение в системе всех оценок и рецензий студенческих работ.

2. Исключить субъективный подход к оценке знаний обучаемых, уменьшить вероятность возникновения ошибок при подсчете результатов тестирования и выведения итоговой оценки, формировать периодические отчеты и ведомости по различным дисциплинам.

3. Предоставить одинаковые возможности для получения образования студентам разного уровня подготовки, состояния здоровья, разной удаленности от ВУЗа.

4. Решить одну из непростых задач при организации дистанционного обучения и проверки знаний через удаленный доступ пользователя, а именно подтверждения авторства выполняемых работ (в системе фиксируется 1Р-адрес компьютера пользователя).

5. Предоставить студенту возможность фиксирования всех результатов своего обучения на личной странице с возможностью хранения файлов, организации портфолио (в том числе и при участии преподавателя), непосредственного общения с преподавателем и другими участниками группы для оперативного решения всех возникающих вопросов.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что использование современной международной платформы Moodle в образовательном процессе позволяет организовать его в соответствие с требованиями образовательных стандартов нового поколения ФГОС 3+.

Литература

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования в России на 2011 - 2015 гг. Федерации // Электронный ресурс Интернет: URL: http://www.rg.ru/2011/03/09/ obrazovanie-site-dok.html (дата обращения 20.02.2016)

2. Никольская В.А., Родькина О.Я. Дистанционные образовательные технологии как основной инструмент организации и контроля самостоятельной работы студентов ВУЗов/Ежегодная международная научная конференция: «Фундаментальная и прикладная наука: основные итоги

2015». Г.Санкт-Петербург, Россия - North CharleSon, SC, USA, 16-17 декабря 2015г.

3. Никольская В.А., Родькина О.Я./Информационные технологии как эффективный инструмент организации обучения студентов высшего учебного заведения/Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в организации единого образовательного пространства»/Н.Новгород, НГПУ декабрь 2015

4. Никольская В.А., Родькина О.Я. Опыт использования дистанционных технологий для повышения качества подготовки студентов лингвистических специальностей по математике и информатике. //Современные проблемы науки образования и производства: сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции, 16 апреля 2010: В 2т. Т.1. - Нижний Новгород: НФ УРАО, 2010 - 489 стр. ISBN 978-5-98449-153-2., С. 252-256.

ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

Рябцов Сергей Николаевич

Канд. биол наук, доцент кафедры общей биологии, экологии и МОБ,

г. Оренбург

Семенова Наталья Владимировна

Канд. пед наук, доцент кафедры общей биологии, экологии и МОБ,

г. Оренбург

АННОТАЦИЯ

Показана роль экскурсии как метода обучения биологии в школе, значение экскурсии для восприятия и усвоения биологического материала.

ABSTRACT

The role of trips as a method of teaching biology in high school, the value of the excursion for the perception and assimilation of biological material.

Ключевые слова: экскурсия, биологические знания, экология.

Keywords: excursion, biological knowledge, and ecology.

Учителя биологии давно используют биологические экскурсии как одну из основных форм изучения живой природы. К сожалению, результативность их остается незначительной. В чем причины низкой эффективности этой ценной формы биологического образования? Многолетнее проведение экскурсий со школьниками и студентами, изучение практики организации экскурсионной работы, анкетирование учителей, студентов, школьников, многообразные методы статистической обработки полученных результатов позволили выявить некоторые причины малой успешности биологических экскурсий.

Пока не разработана система биологических экскурсий (их количество постоянно изменяется, а с 70-х гг. ХХ в. снизилось на 70%), поэтому в опыте обучения биологии они как правило используются фрагментарно.

В основу совершенствования методики проведения экскурсий нами были положены идеи гуманизации биологического образования. Акцент при обучении должен быть сделан на обращение к личности ученика. Личностно ориентированные биологические экскурсии - это процесс развития системы знаний; формирования у человека ценностного отношения к живой природе; вооружение опытом

решения наблюдаемых в природе биологических и экологических (здоровье сберегающих) проблем и - что особенно актуально -вооружение школьников опытом творческой деятельности.

В современном быстро меняющемся обществе и государстве социально и личностно значимыми являются умения человека решать возникающие проблемы, быстро принимать решения, видеть многообразие путей решения задач. Это возможно, если у него сформирован опыт творческой деятельности. Все это в дальнейшем обеспечит ученику успешность в жизни, профессиональной деятельности и, в конечном счете, - прогресс государства.

Итак, основная цель экскурсии - развитие личности школьника. Это значит, что методика этой важнейшей формы изучения живой природы должна быть модернизирована на культурологическом, деятельностном, ценностном подходах. Она должна формировать опыт творческий деятельности при изучении живой природы [2]. Например, реализация культурологического подхода на экскурсиях предполагает, что живая природа обладает большим образовательным потенциалом. Она является средой развития биологической культуры выпускника: биологических зна-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.