Научная статья на тему 'Применение современных систем дистанционного обучения в образовательном процессе ВУЗов для практической реализации новых требований стандартов последнего поколения фгос 3+'

Применение современных систем дистанционного обучения в образовательном процессе ВУЗов для практической реализации новых требований стандартов последнего поколения фгос 3+ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1211
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / DISTANCE INFORMATION TECHNOLOGIES / INFORMATION SYSTEMS / HIGH EDUCATION / DISTANCE EDUCATION SYSTEMS / NEW STANDARDS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никольская В. А., Родькина О. Я.

В статье обсуждается вопрос эффективности использования специализированных информационных систем дистанционного обучения в высшем образовании в условиях перехода к новым образовательным стандартам. Рассмотрены результаты внедрения в образовательный процесс Нижегородского государственного лингвистического университета дистанционных форм обучения в контексте соответствия новым требованиям ФГОС и в качестве необходимого дополнения классических методов обучения. Показаны результаты эксперимента, проведенного в Нижегородском государственном лингвистическом университете при обучении студентов первого курса, доказывающие эффективность систематического использования информационных систем дистанционного обучения (ДО) при соблюдении комплексного подхода к формированию курсов ДО в плане повышения качества обучения и соответствия новым стандартам образования. При создании виртуальной обучающей среды использовалась современная платформа дистанционного обучения Moodle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никольская В. А., Родькина О. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the effectiveness of the use of specialized information systems of distance learning in higher education in the transition to the new Federal Educational Standards. Viewed the results of the implementation in the educational process of the Nizhny Novgorod State Linguistic University distance learning system as a necessary supplement to the classical methods of training in the context of compliance with the new requirements of the Federal Educational Standards. The study focuses on the systematic and integrated use of such systems. The results of an experiment conducted in the Nizhny Novgorod State Linguistic University, demonstrating the efficiency of complex use of information systems of distant learning in terms of compliance with the quality of teaching to the new standards are shown. A mmodern platform of distance learning Moodle has been used to create a virtual learning environment.

Текст научной работы на тему «Применение современных систем дистанционного обучения в образовательном процессе ВУЗов для практической реализации новых требований стандартов последнего поколения фгос 3+»

УДК 378.147

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗОВ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ ПОСЛЕДНЕГО

ПОКОЛЕНИЯ ФГОС 3+

APPLICATION OF MODERN SYSTEM OF DISTANCE LEARNING IN THE UNIVERSITY EDUCATIONAL PROCESS FOR PRACTICAL IMPLEMENTATION OF NEW REQUIREMENTS OF THE LATEST GENERATION OF FEDERAL EDUCATIONAL STANDARDS 3+

В.А. Никольская, О. Я. Родькина V.A. Nikolskaya, O.Y. Rodkina

Нижегородский государственный лингвистический университет им.Н.А. Добролюбова Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина 31-а, 603155

Nizhny Novgorod Linguistics University, 31-A, Minina Str., Nizhny Novgorod, 603155, Russia E-mail: [email protected], [email protected]

Аннотация. В статье обсуждается вопрос эффективности использования специализированных информационных систем дистанционного обучения в высшем образовании в условиях перехода к новым образовательным стандартам. Рассмотрены результаты внедрения в образовательный процесс Нижегородского государственного лингвистического университета дистанционных форм обучения в контексте соответствия новым требованиям ФГОС и в качестве необходимого дополнения классических методов обучения. Показаны результаты эксперимента, проведенного в Нижегородском государственном лингвистическом университете при обучении студентов первого курса, доказывающие эффективность систематического использования информационных систем дистанционного обучения (ДО) при соблюдении комплексного подхода к формированию курсов ДО в плане повышения качества обучения и соответствия новым стандартам образования. При создании виртуальной обучающей среды использовалась современная платформа дистанционного обучения Moodle.

Abstract. The article discusses the effectiveness of the use of specialized information systems of distance learning in higher education in the transition to the new Federal Educational Standards. Viewed the results of the implementation in the educational process of the Nizhny Novgorod State Linguistic University distance learning system as a necessary supplement to the classical methods of training in the context of compliance with the new requirements of the Federal Educational Standards. The study focuses on the systematic and integrated use of such systems. The results of an experiment conducted in the Nizhny Novgorod State Linguistic University, demonstrating the efficiency of complex use of information systems of distant learning in terms of compliance with the quality of teaching to the new standards are shown. A mmodern platform of distance learning Moodle has been used to create a virtual learning environment.

Ключевые слова: дистанционные информационные технологии, информационные системы, высшее образование, системы дистанционного обучения, новые стандарты образования.

Keywords: distance information technologies, information systems, high education, distance education systems, new standards of education.

Введение

Институт высшего профессионального образования сегодня переживает серьезные изменения, которые во многом определяют новые приоритетные направления его развития [Концепция Федеральной целевой программы развития образования в России на 2011-2015 гг., 2011]. Отчасти эти изменения вызваны и переходом к образовательным стандартам нового поколения - ФГОС 3+, постепенно внедряемым на данном этапе в образовательный процесс [ФГОС ВО а, б, в]. Их важной особенностью является направленность на повышение роли самостоятельной работы в общем процессе образовательной деятельности и внедрение электронной информационно-образовательной среды [Ситникова и др. 2010:56, Черепаняк-Вальчак, Пежицка 2014:295]. Соответствующие нововведения должны находить отражение в

практической реализации образовательной деятельности, причем не только в переработке и изменении содержания дисциплинарных курсов (рабочих программ), но и в поиске инновационных способов организации образовательного процесса [Жигалев, Викулина, 2013:5, Круглик 2016:165, Тарасова 2016:214]. В частности, выше упомянутая электронно-образовательная среда, в соответствии со стандартом, должна обеспечить доступ к учебным планам всех направлений, реализуемых учебным заведением, рабочим программам дисциплин, практик, к изданиям электронных библиотечных систем и ресурсам Интернет, указанным в рабочих программах [Курицына 2015:78, Суханова 2016:305 а, 2016:130 б].

Кроме того, требованием стандарта является и фиксация в электронно-образовательной среде процесса обучения студентов, включая промежуточную и итоговую аттестацию, формирование электронного портфолио студента с сохранением выполненных им работ, рецензий и оценок на эти работы со стороны участников образовательного процесса [Заславская, Жукова 2011:170, Чикина 2014:142, Ширяев 2016:170]. В новых стандартах так же акцентируется внимание на необходимость создания условий для получения образования лицам с ограниченными возможностями. Для этого необходимо использование сетевого взаимодействия участников образовательного процесса посредством сети "Интернет", в том числе синхронного и асинхронного. Таким образом, использование дистанционных технологий при организации процесса обучения студентов в ВУЗе становятся насущной необходимостью.

Основная часть Постановка задачи исследования

Целью проводимого исследования является эмпирическое подтверждение гипотезы о повышении качества усвоения материала студентами при систематическом использовании новых инновационных форм обучения, основанных на применении дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в системе вузовского образования.

Для реализации поставленной цели авторы подготовили и провели эксперимент со студентами первого курса, обучающихся в НГЛУ по направлениям подготовки «Менеджмент» и «Туризм». Эксперимент проходил в несколько этапов:

1) предварительный анализ отношения испытуемых к работе в дистанционной среде, а так же уровня их успеваемости по выбранной дисциплине (Математика и статистика);

2) разработка комплексного курса ДО и внедрение его в образовательный процесс для выбранных групп испытуемых на обязательной основе во втором семестре;

3) апостериорное анкетирование студентов по завершении семестра обучения;

4) анализ результатов анкетирования и динамики успеваемости студентов выбранных групп по результатам сессии.

Функциональные требования к системе дистанционного обучения как к основному

инструменту реализации эксперимента

Полноценное внедрение в учебно-образовательный процесс ВУЗов дистанционных образовательных технологий возможно на базе специализированных информационных систем дистанционного обучения и контроля знаний, соответствующих современному международному стандарту SCORM, который определяет требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения [Овсянников 2001:23, Шаров В.С. 2009:238. Романова 2013:274].

К основным функциональным возможностям электронного курса, соответствующего указанному стандарту можно отнести следующие:

- возможность учитывать нормативные требования;

- обладать выраженной структурой и сбалансированностью образовательных единиц (модулей, блоков);

- содержать качественный контент;

- иметь возможность быстрой коррекции материалов;

- сочетать в себе различные технологии проведения занятий, сдачи заданий и различной отчетности;

- возможность использования мультимедийного контента;

- контроль работы обучающихся и формирование отчетности;

- единый формат оценивания работ;

- возможность получения статистики;

- организация взаимодействия участников образовательного процесса;

- совместимость компонентов и возможность их многократного использования.

Общее состояние проблемы

В Нижегородском государственном лингвистическом университете (НГЛУ) для поддержания основного образовательного процесса различных форм обучения студентов (очной, заочной и очно-заочной) организована виртуальная образовательная среда на базе современной международной платформы Moodle, которая вот уже несколько лет используется преподавателями для создания курсов дистанционного обучения [Курицына 2013:200 а, 2014:18 б, Никольская, Родькина 2014:125, Курицына 2015:113]. Moodle - система управления содержимым сайта (Content Management System - CMS), специально разработанная для организации онлайн-курсов преподавателями. Такие e-Leaming системы часто называются системами управления обучением (Leaming Management System - LMS). Разработанная в НГЛУ конфигурация Moodle всецело позволяет создавать единое учебное пространство для обучающихся и преподавателей, требуемое ФГОС 3+ [Никольская, Родькина 2016:56].

Система предоставляет широкие возможности для представления учебно-методических материалов различных форматов, содержит инструменты контроля качества, как подготовки студентов, так и работы преподавателей [Никольская В.А., Родькина О.Я. 2015 а, б]. В частности, преподавателям система предоставляет широкий набор инструментов для организации учебного процесса в рамках созданных ими курсов, которые позволяют:

- создавать разделы курса различных форматов, такие как Модули, Глоссарии, Wiki, Страницы и Файлы с учебно-методическими материалами, Задания и т.п. (рис.1);

- выкладывать учебные материалы различных форматов, начиная от стандартных текстовых файлов в форматах doc, docx, pdf до презентаций Power Point и гипертекстовых страниц html, аудио и видео файлов и т.п.;

- формировать группы обучающихся;

- приглашать соавторов (преподавателей с полными правами администраторов);

- «программировать» элементы курса, задавая расписание появления тех или иных его элементов;

- открывать обучающимся доступ различного уровня, например, разрешать редактировать глоссарий или страницы wiki;

- анализировать статистику посещений, просмотра учебных материалов, а также выполнения заданий каждым обучающимся;

- выставлять оценки и писать комментарии к выполненным работам обучающихся; проводить тестирование с автоматическим подсчетом результатов.

В данной теме рассказывается о матрицах, основных действиях с ними, совершаемых с ними Выполнить задания и прислать преподавателю на проверку

Прислать выплненные задания в виде файла (можно фотографией, но а одним файлом)

Работу нужно выполнить по вариантам Фамилии у каждого варианта перечислены Ответ прислать строго в среду в виде графических файлов, упакованных в архив Фото

¡-Г Ранг матрицы Алгоритм нахождения обратной матрицы Задание по теме "Ранг матрицы Обратная матрица"

е

Рис. 1. Фрагмент дистанционного курса с разными видами обучающих ресурсов в среде Moodle Fig.1. A fragment of the distant course with different kinds of learning resources

Важным элементом системы интерактивного обучения является блок контроля знаний, который в среде Moodle имеет широкие функциональные возможности. Преподаватель может размещать в системе как обучающие, текущие, так и итоговые (контрольные) тесты [Никольская, Родькина, 2010:54]. Система также поддерживает создание основных видов тестовых вопросов: выбор одного или нескольких ответов, сопоставление, свободный ответ и др. это тоже соответствует требованиям ФГОС 3+ (рис.2).

Рис. 2. Выбор типа тестового вопроса Fig. 2. A kind of a test question choosing

Преподаватель может не только «выложить» сформированный тест в определенном месте курса, но и назначить время его прохождения студентами (ни до, ни после указанного срока тест не будет доступен для просмотра). Результаты тестирования фиксируются в системе в виде баллов, набранных студентом из общего числа возможных. При этом преподаватель видит номер попытки (если разрешено повторное прохождение теста), время выполнения и при необходимости детализацию результатов, например, по каждому вопросу теста (рис.3).

Важным вопросом при реализации дистанционных форм обучения является авторизация действий студента при отсутствии непосредственного личного контакта преподавателя с обучаемым. В системе Moodle данная проблема решается за счет наличия мощного инструментария по сбору, обработке и хранению аналитико-статистической информации о всех событиях образовательного процесса в системе, что позволяет преподавателю в автоматизированном режиме контролировать ход самостоятельной работы студентов [Zhigalev и др. 2014:358, Михайлова, Андреева 2015:11, Суханова 2016:28 а, 2016:80 б, Никольская, Родькина 2016:82]. Так, например, на рисунке 4 представлен автоматически сгенерированный системой по запросу преподавателя отчет о выполнении студентами задания, размещенного в среде дистанционного обучения, где кроме оценки (выставляется, если работа уже проверена преподавателем) фиксируются дополнительные параметры авторизованного «посещения» студентом своего личного кабинета в системе и работы над курсом, такие как время работы в системе, адрес компьютера, с которого осуществляется доступ и т. п.

I. 1 В. 2 В. 3 в Л В. 5 В. 6 В. 7 В 8 В Э

Труфанова Просмотр [email protected] Ззвершено 21 Май 2016 12:15 21 Май 2016 14:18 1 ч. 59 мин. 7.0 v 0,3 V 0,3 * 0.0 X 0,0 v 0.3 v О.з : : v 0.3 v 0,3

Елизавета Ковтунова Просмотр попытки Завершено 21 Май 2016 12:34 21 Май 2016 13:18 44 мин. 16 7.8 v 0.3 V 0,3 0.3 > . V 0.3 ^ 0.3 v 0,3 v 0.3 X 0.0

Дарья Соколова Просмотр попытки soKotova- [email protected] Ззверивно 21 Май 2016 12:42 21 Май 2016 14:42 1 ч. 59 мин. 8.7 v 0.2 v 0.3 v 0,3 v 0.3 V о.з V 0,3 v 0,3 v О.з V о.з

Любовь Подмарева Просмотр С Iary0ber007@gmail. com Завершено 21 Май 2016 15:11 21 Май 2016 16:29 '« 8.1 v 0.3 V о.з * 0,0 V 0,3 . 0,3 V 0,3 V 0,3 v 0.3 X 0.0

Сидорин Просмотр [email protected] Ззвершено 21 Май 2016 16:15 21 Май 2016 17:41 1ч. 26 мин 7.2 v 0,3 v 0.3 V 0.3 :: X 0.0 * 0.0 X 0.0 X 0.0 V 0,3

Дарья Грызлова Просмотр [email protected] Зз вершено 21 Май 2016 20:55 21 Май 2016 22:20 1 ч. 20 мин. 7.2 v 0.3 V 0.3 V о.з v 0.3 v 0,3 V 0,3 V 0.3 v 0.3 V 0,3

Александр Абрамов Просмотр погытки [email protected] Зз вершено 30 Май 2016 18:15 30 Май 2016 19:44 1 ч. 28 мин. 8.6 v 0.3 v О.з v 0.3 V 0.3 V 0.3 v 0,3 V 0.3 v 0.3 «/ 0.3

Общее средам

7.8(7) 0.3 (7) 0.3 (7) 0,2 {7} 0.2 (7) 0.3 (7) 0.3 (7) 0.3 (7) 0,3 {7) 0.2 (7)

Рис.3. Просмотр результатов выполнения тестов студентами выбранной группы

с детализацией по вопросам Fig.3. Viewing the results of a test of the selected group of students with details on the questions

Преподаватель может также контролировать текущую работу студентов, например, открытие и просмотр ими лекций, описания практических работ, выложенных на страничке дистанционного курса. Для этого достаточно перейти к Журналу событий (рис. 5), где фиксируются все обращения к элементам курса с указанием события и его контекста (например, просмотрен модуль курса, открыт файл «Задание 1»), время обращения и IP-адреса пользователя. Журнал обновляется ежеминутно.

* Задание Практическая работа №2.

Оценка: 100,00 00,00

Елиззветз Фролова - Среда. 14 Сентябрь 2016, 11:52 Оценкз: 100,00 / 100,00

Мария Голубе ва - Среда, 14 Сентябрь 2016, 12:05 Оценка: 100.00 / 103.00

Оль'а Помыткинз - Среда. 14 Сентябрь 2016, 12:20 Оценка: 100,00 / 100,00

Ксения Широкова - Среда, 14 Сентябрь 2016, 12:42 Оценка: 100,00 / 100,00

Кристина Сорокина - Пятница, 16 Сентябрь 2016, 15:01 Оценка: 50,00 /100,00

Элина Гусева - Пятница, 16 Сентябрь 2016, 22:29 Оценка: 0,00 / 100,00

Дарья Крупновз - Суббота, 17 Сентябрь 2016, 13:25 Оценка: 0,00 / 100.00

Карина Ломаевз - Суббота, 17 Сентябрь 2016, 16:21 Оценка: 100,00 / 100,00

Анастасия Оздеевз - Суббота, 17 Сентябрь 2016, 19:20 Оценка: 100,00 / 100.00

Ев-ения Воронова - Суббота, 17 Сентябрь 2016. 20:31 Оценка: 100,00 / 100,00

Вероника Котовз - Суббота. 17 Сентябрь 2016, 22:40 Оценка: 100,00 / 100,00

Перечень студентов, отправивших задание с указанием даты, времени и оценки, если работа уже проверена

J

Рис. 4. Просмотр действий студентов при работе с элементами курса в Moodle Fig. 4. Viewing actions of students at work with elements of the course in Moodle

5 Апр Дарья Грызлова 21:42

Задание: Задание по Задание теме "Ранг матрицы Обратная матрица"

Страница состояния представленного ответа

просмотрена

The user with id '3771' has viewed the submission status page for the assignment with course module id '11726'.

5 Апр Дарья Грызлова 21:42

Курс: Математика (направление "Менеджмент). Никольская В.А.

Система Курс просмотрен

The user with id '3771' viewed the course with id '605'.

82.208.101.32

5 Апр Дарья Грызлова 21:42

Задание: Задание

Контрольная работа №1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страница состояния представленного ответа

просмотрена

The user with id '3771' has viewed the submission status page for the assignment with course module id •1110Z.

82.208.101.32

5 Апр Дарья Грызлова 21:41

Курс: Математика (направление "Менеджмент). Никольская В.А.

Система Курс просмотрен

The user with id '3771' viewed the course with id '605'.

5 Апр Дарья Соколова 21:18

Задание: Подготовка к контрольной

Задание

Страница состояния представленного ответа

The user with id '3774' has viewed the submission status page for the assignment with course module id

Рис. 5. Просмотр всех действий пользователей дистанционного курса с помощью Журнала событий Fig. 5. Viewing of all actions of the users via the course of events Journal

Для студента система предоставляет широкие возможности по организации личных страниц: управление личными файлами, отображение календаря с контрольными датами, сообщений и заданий, требующих внимания (рис.6), пополнение портфолио, а самое главное -возможность обучения в любое удобное время при наличии подключения к сети Интернет.

Туристы (2 иностранный)

У Вас есть задания, требующие внимания Имеются новые сообщения на форуме

Математика (направление "Менеджмент). Никольская В.А.

У Вас есть задания, требующие внимания

В

Имеются новые сообщения на форуме

Информатика 2 (Туризм)

ПРЕДСТОЯЩИЕ СОБЫТИЯ 00

Й Для обсуждения темы Математика (направление "Менеджмент) Никольская В.А.

Сегодня 11:00

Перейти к календарю ... Новое событие...

Рис. 6. Фрагмент дистанционного курса, страница студента в среде Moodle Fig. 6. A fragment of a distance course, the student page in Moodle environment

Комплексный подход к построению курса дистанционного обучения

По мнению авторов, основанном на опыте разработки и использования курсов дистанционного обучения, при их формировании важно применять ресурсы СДО комплексно таким образом, чтобы курс содержал три основные составляющие:

1) информационно-обучающие элементы курса

2) контрольно-измерительные элементы курса

3) элементы, позволяющие реализовывать обратную связь в «on-line» или «off-line» режимах.

К первому типу (информационно-обучающие элементы) относятся прежде всего файлы, при этом чаще других используются документы в форматах doc/docx или pdf, но могут применяться и видео-, аудио- и мультимедиа-файлы любых форматов. Кроме этого тьютер может размещать необходимые информационно-обучающие материалы в виде Страниц (web-страницы), Книги (ресурс, который позволяет преподавателю создать структурированный документ, подобный книге, с главами и подглавами) и Лекции (активный элемент, который позволяет располагать в определенной структуре контент и связанные с ним небольшие задания или тестовые вопросы, ограничивая при этом возможность перехода к следующим страницам лекции в зависимости от ответов студента).

Ко второму типу (контрольно-измерительные элементы) относятся: Задания, которые «выкладываются» тьютером в виде заранее подготовленного файла с описанием практической работы, при этом студент может «прикрепить» к нему любой цифровой контент (файл) и отправить для проверки преподавателю; Тест - элемент, позволяющий проводить промежуточные и итоговые проверки уровня освоения разделов дисциплины с автоматическим подсчетом результатов и выставлением баллов.

Составляющие третьего типа (элементы коммуникации, позволяющие реализовывать обратную связь и совместное обсуждение заявленной темы) - это прежде всего Форум, позволяющий участникам общаться в асинхронном режиме в течение длительного времени, задавать и обсуждать интересующие вопросы преподавателю и сокурсникам; Чат, позволяющий вести письменное общение в режиме реального времени; Видеоконференции позволяет создавать ссылки на виртуальные онлайн собрания.

В результате использования такого комплексного подхода к формированию курса ДО, он может выглядеть следующим образом (см. рис.7).

Добро пожаловать на демострацию возможностей Моой1е

^ Новостной форум " Введение Общий форум по всему курсу лекций Л-*Й глоссарий

Форум групп 10-Дв и 404-Д

Тема 1. Основы работы с векторной графикой

Основы работы с векторной графикой

] Введение в курс Особенности векторной графики Форум по материалам 1-ой лекции Учебно-методическое пособие с заданиями

гь.

ч=. Отправка заданий из методички |1| книга 1

а

Отправка заданий (продолжение) □ Лекция 4

Тестирование по двум темам

Тест состоит из 10 вопросов, 2 попытки, 30 минут.

Отправка заданий (гр 209а, 210) - Отправка заданий (гр. 209 а, 210)

Рис. 7. Фрагмент дистанционного курса, сформированного на основе комплексного подхода Fig. 7. A fragment of a complex distance course

Результаты эксперимента

В рамках запланированного авторами исследования был проведен эксперимент, в котором участвовали студенты первого курса НГЛУ по направлениям подготовки «Менеджмент» и «Туризм», всего 73 человека.

На первом (предварительном) этапе было проведено анкетирование студентов на предмет выявления их отношения к работе в дистанционной обучающей среде. В результате 78% (57 чел.) опрошенных испытывали трудности при работе в дистанционной системе обучения (ДСО), 98% пользовались системой не регулярно (менее 1 раза в месяц), 57% считали, что использование дистанционных технологий в обучении не поможет им в освоении дисциплины «Математика».

Повторный опрос тех же студентов, проведенный в конце второго семестра показал следующие результаты: трудности при работе с ДСО остались у около 7% опрошенных (5 человек); не регулярно использовали ДСО (менее 1 раза в месяц) 9,5% (7 чел.), при этом около 62% стали пользоваться системой постоянно (более 1раза в неделю); около 10% по прежнему считали, что ДСО им не поможет в освоении дисциплины, при этом более 90% пользовались материалами, выложенными в курсе, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях, в том числе из-за пропуска занятий.

Сравнительный анализ успеваемости студентов выбранных групп по дисциплине Математика по результатам окончания первого и второго семестров показал существенное улучшение показателей: средний балл студентов, участвующих в эксперименте, по выбранным дисциплинам вырос на 0,46 балла.

Выводы

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать вывод о важности и необходимости использования дистанционных форм обучения при организации образовательного процесса в ВУЗах на основе современных систем и с учетом интегрированного подхода к созданию курса, сочетающего в себе информационно-обучающие, контролирующие и коммуникативные элементы. Опыт внедрения и сопровождения системы Moodle позволяет сделать вывод о необходимости использования подобных систем в ВУЗе в период перехода к стандартам нового поколения, поскольку она позволяет:

1. Обеспечить систематическое проведение контрольных и тестовых проверок знаний большого количества студентов по всем разделам дисциплины без особых временных и материальных затрат, хранение в системе всех оценок и рецензий студенческих работ.

2. Исключить субъективный подход к оценке знаний обучаемых, уменьшить вероятность возникновения ошибок при подсчете результатов тестирования и выведения итоговой оценки, формировать периодические отчеты и ведомости по различным дисциплинам.

3. Предоставить одинаковые возможности для получения образования студентам разного уровня подготовки, состояния здоровья, разной удаленности от ВУЗа.

4. Решить одну из непростых задач при организации дистанционного обучения и проверки знаний через удаленный доступ пользователя, а именно подтверждения авторства выполняемых работ (в системе фиксируется IP-адрес компьютера пользователя).

5. Предоставить студенту возможность фиксирования всех результатов своего обучения на личной странице с возможностью хранения файлов, организации портфолио (в том числе и при участии преподавателя), непосредственного общения с преподавателем и другими участниками группы для оперативного решения всех возникающих вопросов.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что использование дистанционных образовательных технологий при реализации основной образовательной программы обучения студентов на систематической основе и на базе современной международной платформы Moodle позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с требованиями стандартов нового поколения ФГОС 3+, а так же поддержать должный уровень качества формирования компетенций будущих специалистов в условиях сокращения часов аудиторных занятий и повышения роли самостоятельной работы студента.

Литература

1. Жигалев Б.А., Викулина М.А. Качество высшего профессионального образования и его оценка: системно-развивающий подход / / Нижегородское образование. - 2013. - № 3. - С. 4-11

2. Zhigalev, В.А., Vikulina, М.А., Bezukladnikov, К.Е. Pedagogical measuring of education quality ( Life Science Journal (Life Sci J), 2014; 11(7s): 356-359 (ISSN: 1097-8135).

3. Заславская О.В., Жукова Е.И. Дистанционные технологии повышения профессиональной квалификации педагогов, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья/ Заславская О.В., Жукова Е.И.// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Вып.11. № 18 (113). С. 168-173

4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования в России на 2011-2015 гг. Электронный ресурс Интернет: URL: http://www.rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.html (дата обращения 20.09.2016)

5.Круглик И.И. Повышение эффективности олимпийского образования студентов на основе дистанционной педагогической технологии/ Круглик И.И.//Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 30. № 14 (235). С. 163-167.

6.Курицына Г.В. Опытно-экспериментальная апробация системы оценки качества дистанционного обучения в вузе / Г.В. Курицына, Н.Д. Чикова // Дискуссия. - 2015. - № 8 (60). - С. 112-118. http: //www.journal-discussion.ru/issue.php?id=60

7. Курицына Г.В. Содержание оценки качества дистанционного обучения в вузе / Г.В. Курицына, Е.Н. Дмитриева // Современные проблемы науки и образования (Электронный научный журнал). - 2015. - № 6. http: //www.science-education.ru/ru/issue/view?id=130

8. Курицына Г.В. Квалиметрический подход в системе педагогического контроля результатов дистанционного обучения студентов вуза / В МИРЕ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013. 11.1(47) (Проблемы науки и образования). 408 с. С. 182-203

9. Курицына Г.В. Формы и методы контроля качества дистанционного обучения студентов вуза // Международный журнал экспериментального образования" №8, 2014 - 161 с. С 17-21.

10. Михайлова А.В., Андреева А.Б. Опыт внедрения дистанционного обучения на примере ГАУ «МФЦ ПО РС(Я)/ Михайлова А.В., Андреева А.Б.// Современные проблемы науки и образования (Электронный научный журнал). - 2015. - № 1. http: //www.science-education.ru/ru/issue/view?id=130

11. Никольская В.А., Родькина О.Я. Дистанционные образовательные технологии как основной инструмент организации и контроля самостоятельной работы студентов ВУЗов. Ежегодная международная научная конференция: «Фундаментальная и прикладная наука: основные итоги 2015». Г.Санкт-Петербург, Россия - North Charleston, SC, USA, 16-17 декабря 2015г.

12. Никольская В.А., Родькина О.Я. Информационные технологии как эффективный инструмент организации обучения студентов высшего учебного заведения. Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в организации единого образовательного пространства». Н.Новгород, НГПУ декабрь 2015

13. Никольская В.А., Родькина О.Я. Опыт использования дистанционных технологий для повышения качества подготовки студентов лингвистических специальностей по математике и информатике. Современные проблемы науки образования и производства: сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции, 16 апреля 2010: В 2т. Т.1. - Нижний Новгород: НФ УРАО, 2010 - 489 стр. ISBN 978-5-98449-153-2., С. 252-256.

14. Никольская В.А., Родькина О.Я. Возможности и перспективы использования системы MOODLE для организации и контроля самостоятельной работы студентов в процессе перехода к балльно-рейтинговой системе//Материалы международной конференции «Обучение, тестирование, оценка/ФГБОУ НГЛУ, Н.Новгород, 2014, стр.123-129.

15. Никольская В.А., Родькина.О. Я. Использование дистанционных информационных технологий в НГЛУ им. Н.А. Добролюбова на примере подготовки студентов, обучающихся по направлению «Туризм»/Сборник трудов XII Международной научно-практической конференции «ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ КОММУНИКАЦИИ. Перспективные направления развития туризма в России», Н.Новгород, 26 мая 2016 г.

16. Никольская В.А., Родькина.О. Я. Комплексный подход к созданию дистанционных курсов как основа эффективности обучения студентов/Научный журнал «Апробация». Изд-во «Общество с ограниченной ответственностью «Апробация», Махачкала, ISSN: 2305-4484, №5(44) - 201б.-с.80-84.

17. Овсянников В.И. Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации. М.:РИЦ «Альфа»; МГОПУ им. Шолохова, 2001.

18. Романова С. М. Система дистанционного обучения как средство информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 4. - С. 271-275. - URL: http://e-koncept.ru/2013/64056.htm

19. Ситникова, М.И., Михайлов, Н.Н., Рагозина, Л.Д. Организационно-педагогические условия обеспечения гарантии качества преподавания в вузе / М.И. Ситникова, Н.Н. Михайлов, Л.Д. Рагозина //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки -Ростов-на-Дону, 2010. -No 10

20. Суханова Н.Т. Электронное обучение в вузе: оценка качества электронных курсов./Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016.-Вып.52. - Ч. 6. - с. 302-309

21. Суханова Н.Т., Бруснигин М.В.Современные системы программирования как средства разработки программного обеспечения./Мир компьютерных технологий: сборник статей по материалам Региональной студенческой научно-практической конференции. Н.Новгород: Мининский университет, 2016. с. 27-31

22. Суханова Н.Т., Смирнова Н.А. Современные тенденции оценки эффективности дистанционного образования./Преподавание информатики и информационных технологий в условиях модернизации педагогического образования: сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Н. Новгород: Мининский университет, 2016. с. 128-132

23. Суханова Н.Т., Шагин А.В. Технология разработки интернет-магазина с помощью CMS Joomla. / Преподавание информатики и информационных технологий в условиях модернизации педагогического образования: сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Н. Новгород: Мининский университет, 2016. с. 76-83

24. Тарасова, С. И. Характеристики процесса преподавания в высшей школе: новая образовательная ситуация//Тарасова С.И. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2016. No 7 (228). Выпуск 29. - С. .213-217

25. ФГОС ВО по направлениям бакалавриата [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.fgosvo.ru/7/6/1; ФГОС ВО по направлениям магистратуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fgosvo.ru/8/6/2

26. ФГОС ВО по специальностям [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.fgosvo.ru/9/6/3

27. Черепаняк-Вальчак М., Пежицка Э. Доверие учителей и учащихся к применению современных технологий в процессе обучения//Черепаняк-Вальчак М., Пежицка Э.// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. Т. 21. № 6 (177). С. 294-299.

28. Чикина Ю.Ю. Особенности использования активных методов обучения с применением компьютерно-информационных технологий в процессе профессиональной подготовки учителей географии/Ю.Ю. Чикина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2014. No 26 (197). Выпуск 24. - С. 140-145

29. Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство/Шаров В.С.// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Серия: Педагогические науки 2009., №94. С.236-240

30. Ширяев Е.А. К вопросу о критериях и показателях успешности обучения учащихся/Ширяев Е.А//

Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки.

2016. Т. 30. № 14 (235). С. 168-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.