Научная статья на тему 'Организация, поддержка и контроль образовательного процесса при преподавании в высшей школе на базе СДО Moodle'

Организация, поддержка и контроль образовательного процесса при преподавании в высшей школе на базе СДО Moodle Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MOODLE / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ИНТЕРАКТИВНЫЙ КУРС / INTERACTIVE COURSE / DISTANCE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глотова М.Ю., Самохвалова Е.А.

На базе СДО Moodle спроектирован и реализован новый интерактивный метод обучения с дистанционной поддержкой образовательного процесса. Метод применен для обучения студентов гуманитарных специальностей педагогического университета в разработанном авторами новом курсе Основы математической обработки информации. Результаты применения метода показали более чем двукратное, по сравнению с традиционным методом преподавания, увеличение доли студентов, усвоивших материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глотова М.Ю., Самохвалова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with a new interactive method of teaching with the remote support of the educational process, based on LMS MOODLE (Learning management system). The method was used for the training of humanities students at the Pedagogical University. A new course The basics of the mathematical information processing was developed. The results of applying the new method showed more than twofold, compared with the traditional method of teaching, increase in the number of students who had mastered the material

Текст научной работы на тему «Организация, поддержка и контроль образовательного процесса при преподавании в высшей школе на базе СДО Moodle»

ОРГАНИЗАЦИЯ, ПОДДЕРЖКА И КОНТРОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ СДО MOODLE

М.Ю. Глотова, Е.А. Самохвалова

Аннотация. На базе СДО Moodle спроектирован и реализован новый интерактивный метод обучения с дистанционной поддержкой образовательного процесса. Метод применен для обучения студентов гуманитарных специальностей педагогического университета в разработанном авторами новом курсе «Основы математической обработки информации». Результаты применения метода показали более чем двукратное, по сравнению с традиционным методом преподавания, увеличение доли студентов, усвоивших материал.

Ключевые слова: дистанционные технологии, Moodle, компетенции, интерактивный курс.

Summary. The article deals with a new interactive method of teaching with the remote support of the educational process, based on LMS MOODLE (Learning management system). The method was used for the training of humanities students at the Pedagogical University. A new course «The basics of the mathematical information processing» was developed. The results of applying the new method showed more than twofold, compared with the traditional method of teaching, increase in the number of students who had mastered the material.

Keywords: distance technology, Moodle, competence, interactive course.

15

Роль учителя всегда была ключевой в процессе воспитания будущих поколений, влияя тем самым на успешность развития общества и страны в целом. XXI век ставит перед учителем новые задачи, связанные с развитием технологий, особенно технологий информационных. Существенно увеличился поток информации, скорость ее распространения, появились новые способы обмена информацией. Все это обуславливает необходимость для педагога владеть новыми инфор-

мационными технологиями и уметь их применять в своей деятельности.

Современному учителю необходимо развивать все навыки, необходимые в современной жизни и профессии, но особенно важен навык умения учиться, как формирующий все остальные компетенции и умения; он же определяет и необходимость качественного базового образования, общекультурных и общепрофессиональных для всего дальнейшего обучения. Одни из самых востребованных навыков - это техно-

16

логические навыки, под которыми подразумеваются ИКТ-грамотность, информационная грамотность и медиа-грамотность. Важно понимать, что понимается под каждым из этих терминов. ИКТ-грамотность учителя - это умение использовать ИКТ-инстру-менты для собственного развития и образования, работы, общения, создания информационной образовательной среды. Информационная грамотность подразумевает умение работать с информацией, то есть эффективно получать, критически оценивать, грамотно использовать информацию, а также управлять потоками информации. Медиа-грамотность - это умение работать с образовательными медиа-ресурсами: выбирать инструменты для их создания, создавать, оценивать адекватность медиа-ресурсов учащимся и образовательным целям.

Современный педагог, вне зависимости от его предметной специализации, должен органично использовать все преимущества информационных и телекоммуникационных технологий в обучении «своей» дисциплине и быть способным воспитать у своих учеников потребность применять эти технологии на практике. В связи с переходом на уровневую систему высшего профессионального образования (ВПО) произошло существенное изменение структуры рабочего времени преподавателя и студента. Удельный вес времени, отводимого в вузах на организацию самостоятельной работы студентов, возрастает. Огромное значение имеет повышение эффективности самостоятельной работы студентов, что позволяет улучшить качество подготовки бакалавра.

Новые условия диктуют необходимость модернизации технологий обу-

чения, применение новых программ и новых методов обучения, что существенно меняет подходы к учебно-методическому обеспечению учебного процесса. Грамотная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет привить студентам умения и навыки в овладении, изучении, усвоении и систематизации приобретаемых знаний в процессе обучения; обеспечивает высокий уровень успеваемости в период обучения, а также вырабатывает навыки повышения профессионального уровня в течение всей трудовой деятельности.

Эффективность самостоятельной работы студентов во многом определяется уровнем самоконтроля. Основным объектом самоконтроля студентов в системе их труда могут быть:

• планирование самостоятельной работы и выполнение индивидуального плана;

• изучение предмета согласно тематическому плану, учебной программе;

• выполнение контрольных, тестовых, практических работ.

Сущность самостоятельной работы студентов как специфической педагогической конструкции определяется особенностями поставленных в ней учебно-познавательных задач. Следовательно, самостоятельная работа не есть самостоятельная деятельность учащихся по усвоению учебного материала. Это особая система условий обучения, организуемых преподавателем.

Организация самостоятельной работы включает в себя следующие этапы:

1) составление плана самостоятельной работы студента по дисци-пли не;

2) разработка и выдача заданий для самостоятельной работы;

3) организация консультаций по выполнению заданий (устный инструктаж, письменная инструкция);

4) контроль над ходом выполнения и результатом самостоятельной работы студента [1].

В настоящее время преподаватель располагает богатым арсеналом средств планирования и контролирования самостоятельной работы студентов. По результатам анализа различных систем дистанционной поддержки обучения за основу была выбрана система МооШе, которая, с нашей точки зрения, наиболее полно соответствует всем требованиям, предъявляемым к организации самостоятельной работы обучающихся. Модульная организация МооШе обеспечивает гибкость при модернизации системы с учетом особенностей учебного процесса. Открытый код системы позволяет адаптировать ее функции в соответствии с требованиями преподавателей и студентов и обеспечивает легкость согласования интерфейсов с существующими программными средствами. В МооШе легко могут быть введены любые электронные ресурсы, в том числе электронные учебники, электронные терминологические словари, базы по Интернет ссылкам. Кроме того, система обладает широкими возможностями для коммуникации. Поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами [2].

Нами разработан интерактивный курс для студентов гуманитарных специальностей педагогического вуза «Основы математической обработки информации» в соответствии с ФГОС

ВПО. Цель курса: максимально развить интуитивное и практическое представление будущих учителей об анализе данных, статистической обработке педагогического эксперимента, научить работать с большим объемом информации, совместной работе над исследовательским проектом. Поэтому для реализации самостоятельной работы студентов в курсе «Основы математической обработки информации» естественно-математического цикла мы использовали систему дистанционного обучения МооШе. Этот предмет, появившийся в учебных программах бакалавров в соответствии с ФГОС ВПО, необходим для формирования актуальных компетенций будущего. Применение дистанционных технологий позволяет достичь более высокого уровня в обучении, реализовать модель личностно-ориентиро-ван но го обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самостоятельную работу студентов. Безусловно, применение дистанционных технологий приводит к изменению формы взаимодействия преподавателя и студента, преобразуя обучение в деловое сотрудничество, и тем самым увеличивает мотивацию обучения.

При изучении курса с применением дистанционных технологий помимо приобретения необходимых знаний по преподаваемой дисциплине, студенты овладевают умениями и навыками работы в системе дистанционного обучения, коллективного взаимодействия распределенного в пространстве, учатся самоорганизации собственных занятий. Все это способствует приобретению будущим учителем необходимых общекультурных и общепрофессиональных компетенций, а именно:

• владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, вос-

17

18

приятию информации, ставить цель и выбирать пути ее достижения (ОК-1);

• способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

• владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, приобрести навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

• способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9).

• готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

• способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4).

С помощью системы Moodle мы создали единое учебное пространство для студентов и преподавателей, что позволило как организовать самостоятельную работу студентов, так и реализовать активную информационную и консультативную поддержку учебного процесса, необходимую при подготовке к занятиям. Организовали освоение пропущенного студентами лекционного материала, лабораторных занятий.

Организацию учебного процесса мы реализовали на сайте http://mipo. mpgu.edu\moodle следующим образом. Структура программы учебной дисциплины нами была разбита на 8 модулей (табл. 1):

Интерфейс разработанного курса визуально разделен на три колонки (рис. 1).

В левой колонке располагаются блоки, содержащие необходимый инструментарий для работы в системе. В правой колонке есть специальный блок для объявлений и пояснений, что позволило избавить преподавателя от необходимости тратить время на соответствующие объявления на лекции и сделало их доступными для всех студентов, вне зависимости от их

Таблица 1

Структура программы учебной дисциплины

№ п/п Наименование модуля дисциплины

Модуль 1. Информация. Использование математического языка для записи и обработки информации

Модуль 2. Элементы теории множеств. Теоретико-множественные основы математической обработки информации

Модуль 3. Элементы теории графов. Методы решения задач как средство обработки интерпретации информации

Модуль 4. Элементы алгебры логики. Использование логических законов при работе с информацией

Модуль 5. Элементы комбинаторики. Комбинаторные методы обработки информации.

Модуль 6. Элементы теории вероятностей. Основные понятия теории вероятностей.

Модуль 7. Основные понятия математической статистики для педагогов.

Модуль 8. Выполнение проектной работы.

Маггрсжжи -1

^ПиШншлсшчч

н|7Ч|Ч"ИЧПН1«"

Метки нтические жгщды обра Вели I онтпнчеошй 1 [нфориаа вш

й) эпеиентымлчымтпчеерл^еттитшт

ГЛЛКИЛТ11ШГ:ЧРЧ1Ч1Т11ГТ111Ч1 ч^+й <

Й^тЕНаЛМ«ЧР{ТЛТИСЛ1Н В ЧКТЪД

Йиптматшескзщ-чптстияа п И&Едв чп^гьэ П|Мшч;ис*и» ^ай-д^и* |К*1№(0 йоступнш

Аля тогъгъ )р изя 701

ЭгеменТЪ С МТ11С ТИ'Л

им №

^.Г'ЕЫК'НЧИМ» злллниь ГлШ

Рис. 1. Интерфейс учебного курса в СДО Moodle

присутствия на соответствующем занятии. В центральной части - учебный материал, разбитый на модули.

В каждом модуле размещен материал по теме в форме лекций с элементами промежуточного контроля за пониманием и усвоением пройденного учебного материала, методические рекомендации к изучению и выполнению практических работ, рекомендуемую литературу для самостоятельного изучения, практикум, тесты и вопросы для самоконтроля.

Для курса нами разработаны различные формы самостоятельной работы: варианты практических и тестовых заданий, составление тематического глоссария, участие в учебных обсуждениях, научно-исследовательская работа.

Созданные тестовые задания обладают научно-методической «гибкостью», то есть помимо стандартных заданий - один или два правильных

ответа на поставленный вопрос - каждый тест содержит такие тестовые задания, как ответ текстом, графический ответ, выбор из выпадающего списка, что позволило значительно расширить возможности как самого тестирования, так и методик представления материала (рис. 2).

г I * -

Рис. 3. Сводный отчет по результатам тестирования группы

Рис. 2. Пример вопроса в тесте

Система тестирования СДО МооШе позволила обеспечить наглядность представления материала о результатах тестирования, возможность формирования сводных отчетов, сопоставления итогов успеваемости по модулям и в целом по курсу, использования графических инструментов для их визуализации (рис. 3).

Индивидуально устанавливали настройки тестирования для каждого теста: для обучающих тестов студентам предоставлялся один и тот же набор вопросов в случайном порядке, для контрольных тестов в каждом модуле студент получал свою индивидуальную выборку вопросов из общего банка вопросов. Для этих тестов было установлено ограничение по сроку прохождения тестирования (опреде-

19

20

Элемевпы статистики

ЭТОТ 1НТ был HJ4JT notije^briiii 7 Щ 3012 1J Ь5 1пЗД1мт: 0уде1 ^ItMtrt й ЦНЦЖНМ Май 2d >2. 21 М

Рис. 4. Приглашение начать тестирование с ограничениями по календарю, времени тестирования и попыткам

ленный календарный промежуток времени), по длительности прохождения теста (количество минут, часов) и по числу попыток (рис. 4).

Для каждого задания-теста создавалась своя шкала оценок, например, 5-балльная, 100-балльная, зачет - не зачет и др.

Для приема практических работ на проверку мы использовали элемент СДО Moodle «Задание», к которому студенты прикрепляли файлы с выполненной практической работой (рис. 5). Данный элемент позволил не только оценить выполненное задание, но и помочь в решении заданий, благодаря встроенной системе комментирования проверяющего. Это дало нам дополнительную возможность консультирования студентов и послужило формой активного взаимодействия со студентами за рамками аудиторных часов.

Рис. 5. База выполнения и оценок по одному из практических заданий

Большая часть практических работ заключалась в решении прикладных педагогических задач с помощью электронных таблиц.

Использовали элемент «Глоссарий» для организации работы с терминами. Словарные статьи создавались не только преподавателями, но и студентами. Термины, занесенные в глоссарий, подсвечиваются во всех материалах курса и являются гиперссылками на соответствующие статьи глоссария. Совместно создаваемый глоссарий функционально обладает следующими возможностями для студентов и преподавателей:

• глоссарий последовательно создается студентами в течение всего периода обучения;

• термины группируются по кате-го риям;

• студенты в любой момент обучения имеют возможность добавлять комментарий к записям в глоссарии созданным другими пользователями;

• комментарии и словарные статьи могут оценить преподаватели.

Благодаря этому элементу курса совместными усилиями был создан весьма обширный словарь по курсу. Кроме того когда студенты участвуют в развитии курса, занимаясь поиском идей и определением их в общем словаре, то количество авторов глоссария расширяется от одного человека (преподавателя) до большого сообщества. Такая форма организации самостоятельной работы позволила студентам высказывать свои идеи по курсу, творчески осмыслить, определить для себя основные понятия курса собственным языком.

Консультирование студентов осуществлялось посредством форумов, что позволило организовать учебное обсуждение возникающих трудностей во время выполнения практических работ и тестов, при этом имелась возможность проводить обсуждение по

Рис. 6. Фрагмент форума для вопросов, консультаций и обсуждений

группам. К сообщениям в форуме мож но прикреплять файлы любых форма тов, есть функция оценки сообще ний - как преподавателями, так и студентами (рис. 6). Что дало возможность более объективно оценивать деятельность студентов во время обучения.

Кроме того в курсе создали дополнительный форум «ЧаВо» с видеоинструкциями по часто возникающим вопросам (рис. 7). Это дало возможность студентам получать ответы на интересующие их вопросы, не обращаясь непосредственно к преподавателю [3].

В качестве итоговой работы студентам было предложено разработать систему мониторинга учебной деятельности школьника на базе электронных таблиц. В качестве задания студенты получили требования к работе и несколько примерных вариантов выполнения мониторинга успеваемости. Для успешного выполнения

итоговой работы студентам было необходимо использовать все предоставленные в курсе знания и полученные практические навыки: умение работать с информацией математическими методами, логическую обработку информации с помощью электронных таблиц, интерпретировать полученную при обработке данных информацию. Выполнение итоговой работы показало уровень знаний студентов и их готовность реализовывать полу-

Рис. 7. Фрагмент форума ЧаВо с видеоинструкцией

ченные компетенции на практике. В качестве примера на рисунках 8-9 приведены фрагменты итоговых работ, выполненных студентами.

Реализация таких проектов позволяет максимально раскрыть творческие возможности студентов, повысить мотивацию к обучению и стиму-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21

Рис. 8. Пример выполнения итогового задания. Таблица мониторинга успеваемости

Рис. 9. Пример выполнения итогового задания. Диграмма успеваемости по итогам года

ВЕК

22

Рис. 10. Мониторинг активности студента

лировать их научно-исследовательскую работу.

С помощью СДО МооШе преподаватели легко осуществляют общий мониторинг за ходом работы: выявляют тех, кто не работает с системой, или редко в неё заглядывает (рис. 10).

Можно проследить каждый этап активной деятельности студентов в рамках изучаемого курса. Рис. 11 наглядно демонстрирует такую возможность.

Существует возможность постоянного контроля хода тестирования: анализируя средний балл и время, затрачиваемое на прохождение теста, количество студентов справившихся с тестом, полученные результаты; выявлять наиболее трудные для студентов темы и разделы, просматривать наиболее типичные ошибки, допускаемые студентами. Благодаря всем этим возможностям мы в любой момент могли оценить текущий уровень подготовки студента. Такая прозрачность позволила сформулировать для каждого студента зачетное задание, учитывающее, достигнутый уровень знаний, выявить в каких темах есть пробелы и требуются дополнительные усилия для повышения качества результатов прохождения данного курса.

Мы пользовались важной функцией МооШе, а именно тем, что система создает и хранит портфолио каждого студента: все выполненные им работы, оценки и комментарии преподавателя к работам, сообщения в форуме. Это особенно важно, так как преду-

смотренная промежуточная аттестация в рамках рассматриваемой дисциплины - зачет. А в соответствии с особенностями ФГОС ВПО отдельное учебное время для зачетов в рамках сессии не предусматривается (их трудоемкость входит в общую трудоемкость дисциплины). Поэтому проведение зачета в традиционной форме индивидуального собеседования невозможно. При использовании системы портфолио студенты аттестуются по итогам выполнения всех запланированных учебных действий.

Эффективность разработанной нами методики преподавания с применением СДО МооШе демонстрирует ниже приведенный пример. Студенты нескольких факультетов при изучении дисциплины «Основы математической обработки информации» получали дистанционную образовательную поддержку на базе СДО МооШе. Зарегистрировано в системе на данном курсе во втором семестре 2011/12 учебного года 340 студентов. По сравнению с периодом обучения, не использовавшим систему дистанционного обучения для поддержки образовательного процесса и организации самостоятельной работы студентов, существенно повысился объем усвоенного материла за счет возможности реали-зовывать самостоятельную работу студентов с дистанционной поддерж-

Рис. 11. Детализация деятельности студента

Рис. 12. Качество обучения студентов без использования и с использованием СДО Moodle

Таблица 2

Статистика качества обучения студентов

ной поддержкой преподавателя, как одна из форм самостоятельной работы студентов;

• организована реализация активной роли обучающегося в собственном образовании.

В заключении необходимо отметить, что поддержка образовательного процесса с помощью дистанционных технологий дала возможность достичь высокого качества подго-

Объем Процент студентов, усвоивших материал товки будущих педаго-

освоенного ДО использования ПОСЛЕ использования гов. Студенты развива-

материала СДО СДО ют необходимые ком-

до 30 % 32% 18% петенции, учатся рабо-

от 30 % до 60 % 41% 25% тать в системе дистан-

от 60 % и выше 27% 58% ционного образования

кой доступными для изучения практическими заданиями и консультацией преподавателя. В конце курса обучения проводилась итоговая проверка приобретенных знаний в форме контрольной работы по полученным теоретическим знаниям и практическим навыкам. Результаты представлены ниже (рис. 12) (табл. 2):

Из представленных результатов однозначно следует, что существенно повысился итоговый уровень знаний студентов по данной дисциплине. Это обусловлено несколькими причинами:

• обеспечена полная доступность лекционного материала для повторения и проработки;

• реализовано активное и проблемное усвоение материала в процессе работы над тестами;

• обеспечена интенсивная практическая деятельность с консультатив-

в качестве учеников, что готовит хорошую базу для дальнейшего изучения дистанционных педагогических технологий.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Организация и контроль самостоятельной работы студентов: методические рекомендации / Сост. Н.В. Соловова; под ред. В.П. Гарькина. - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2006. - 15 с.

2. Moodle. - URL: http://docs.moodle.org/

3. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: Учеб. пос.. 2-е изд. испр. и дополн. - Харьков: ХНАГХ, 2009. - 292 с. ■

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.