Научная статья на тему 'Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения)'

Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3242
739
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭТОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ВИДЫ РЕСУРСОВ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ / DISTANCE LEARNING / ORGANIZATIONAL AND METHODICAL SUPPORT OF THIS LEARNING PROCESS / TYPES OF RESOURCES FOR DISTANCE LEARNING / TEACHER WORK IN DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шатуновский Валерий Леонидович, Шатуновская Елена Александровна

Уточнение понятий по дистанционному обучению и обеспечению этого обучения соответствующими учебными материалами, формы взаимодействия и организация познавательной активности участников дистанционного образовательного процесса, виды и характеристики дистанционных ресурсов. Условия и формы проведения дистанционного обучения, взаимодействие преподавателя и обучающихся в дистанционном обучении, фиксация результатов усвоения знаний и умений в дистанционном обучении, виды обратной связи и формы отчетности о выполнении контрольно-зачетных заданий.Clarifying the concepts of distance learning and providing this training with appropriate educational materials, forms of interaction and organization of cognitive activity of participants in the remote educational process, the types and characteristics of remote resources. Conditions and forms of distance learning, interaction between teachers and students in distance learning, fixation of the results of learning and skills in distance learning, types of feedback and form of reporting on the performance of test tasks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения)»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЕЩЁ РАЗ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ (ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ) Шатуновский В.Л.1, Шатуновская Е.А.2 Email: Shatunovskiy687@scientifictext.ru

'Шатуновский Валерий Леонидович - доктор педагогических наук, профессор;

2Шатуновская Елена Александровна - старший преподаватель, кафедра электротехники, факультет автоматики и вычислительной техники, Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина,

г. Москва

Аннотация: уточнение понятий по дистанционному обучению и обеспечению этого обучения соответствующими учебными материалами, формы взаимодействия и организация познавательной активности участников дистанционного образовательного процесса, виды и характеристики дистанционных ресурсов. Условия и формы проведения дистанционного обучения, взаимодействие преподавателя и обучающихся в дистанционном обучении, фиксация результатов усвоения знаний и умений в дистанционном обучении, виды обратной связи и формы отчетности о выполнении контрольно-зачетных заданий.

Ключевые слова: дистанционное обучение, организационное и методическое обеспечение этого учебного процесса, виды ресурсов для дистанционного обучения, работа преподавателя в дистанционном обучении.

ONCE AGAIN ABOUT DISTANCE LEARNING (ORGANIZATION AND PROVISION OF SERVICES FOR DISTANCE LEARNING) Shatunovskiy V.L.1, Shatunovskaya E.A.2

'Shatunovskiy Valeriy Leonidovich - Doctor of Educational Sciences, Professor;

2Shatunovskaya ElenaAlexandrovna - Senior Lecturer,

DEPARTMENT OF ELECTRICAL ENGINEERING, FACULTY OF AUTOMATION AND COMPUTING, I.M. GUBKIN RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF OIL AND GAS, MOSCOW

Abstract: clarifying the concepts of distance learning and providing this training with appropriate educational materials, forms of interaction and organization of cognitive activity ofparticipants in the remote educational process, the types and characteristics of remote resources. Conditions and forms of distance learning, interaction between teachers and students in distance learning, fixation of the results of learning and skills in distance learning, types of feedback and form of reporting on the performance of test tasks.

Keywords: distance learning, organizational and methodical support of this learning process, types of resources for distance learning, teacher work in distance learning.

УДК 37.02

Дистанционное обучение - это учебный процесс, где взаимодействие учащегося и преподавателя осуществляется через электронные каналы передачи и получения информации (Интернет, электронная почта), т.е. без непосредственного контакта между ними. Как любой учебный процесс, дистанционное обучение имеет целью вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность, направленную на достижение КАЖДЫМ учащимся определенных учебных целей - овладения определенной системой знаний и умений.

При дистанционном обучении проблема организации познавательной деятельности учащихся может решаться ТОЛЬКО посредством предоставления каждому обучающемуся системы учебных, методических, инструктивных и контрольных 'текстов', которые дали бы ему возможность:

а) понять и усвоить содержание основ теории и методов решения типовых задач, изучаемых в данной дисциплине;

б) осуществить самоуправление и коррекцию своей учебной работы, провести самоконтроль и самооценку ее результатов в оптимальном для каждого учащегося темпе, в удобное для него время.

Итак, для организации дистанционного процесса обучения, который должен строиться с учетом максимального вовлечения каждого обучающегося в интенсивную самостоятельную учебную работу над системой учебных 'текстов', эти 'тексты' нужно предварительно продумать, написать их учебное, методическое, инструктивное содержание и составить самоконтрольные 'тесты', а также варианты итоговых контрольных заданий. Затем оформить все это в виде электронных файлов для передачи их по каналам электронной связи так, чтобы каждый учащийся мог в любое время ими пользоваться.

Особенно важно в этих материалах подробно 'рассказать' и показать, как надо работать с данными учебными 'текстами'. Указать на необходимость вести конспект и на возможность консультаций с преподавателем.

И поскольку работа обучающихся над усвоением означенного учебного материала проходит самостоятельно, в удобное им время и в удобном для каждого учащегося темпе, поскольку в этих учебных материалах должны быть ясно указаны сроки и содержание контрольно-зачетных работ - обучающиеся должны знать, когда и что надо делать, чтобы, во-первых, усвоить предлагаемый материал, и, во-вторых, вовремя и успешно отчитаться о своих успехах.

Ведь именно по результатам выполнения контрольных заданий оценивается работа каждого учащегося.

Очевидно, такое учебное обеспечение ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ преподаватель (или коллектив преподавателей) по тому курсу(ам), который(ые) он(они) организуют в своем вузе и именно этот преподаватель (преподаватели) должен разместить этот учебный материал (лучше всего в виде Web-сайта) на сервере (серверах) в сетях Интернет для самостоятельного его изучения всеми обучающимися, изучающими этот курс этого преподавателя.

Отдельно подчеркнем, что в этом учебном обеспечении необходимо показать и раскрыть:

- цели изучения дисциплины (систему тех задач, которые должен уметь решать специалист данного профиля в рамках данной дисциплины);

- основные теоретические построения и описания для данной дисциплины;

- обоснования и методы решения типовых задач;

- необходимые задания для самоконтроля с подробными и полными решениями;

- содержание рубежных и итоговых контрольных заданий, сроки и методику оформления контрольных работ (рубежных контролей - РК) по каждому разделу дисциплины - т.е. набор задач, форма и содержание решения которых может показать полноту и глубину усвоения знаний по данному разделу каждым обучающимся.

Эффективность дистанционного обучения в значительной степени определяется формой организации ОБРАТНОЙ СВЯЗИ между каждым учащимся и преподавателем.

Каждый обучающийся, работая с текстами, размещенными на учебном сайте по данной дисциплине, следуя инструкциям и указаниям, составляет конспект и выполняет задания самоконтроля. Результат изучения учебного материала каждый учащийся оформляет в виде электронных файлов-отчетов о выполнении рубежных (по темам курса) и итоговых контрольных работ (проектов) и присылает их в определенные сроки преподавателю на его электронную почту.

По этой же почте каждый учащийся может задать вопросы, направить свои замечания, просьбы и комментарии.

Как оценивать качество отчетов о выполнении рубежных и итоговых контрольных работ (проектов), лучше всех знает преподаватель, который составлял эти задания. Этот преподаватель (руководитель учением) проверяет все присланные отчеты, комментирует ошибки и недоработки, оценивает эти работы и ведет ЖУРНАЛ успеваемости.

Таким образом, основное «общение» преподавателя и обучающегося в дистанционном обучении происходит в виде обмена электронными письмами.

Конечно, можно использовать и «вэбинары» и «вэб-конференции» и «skype» и «watsapp» и др. средства электронных коммуникаций. Это на вкус преподавателя, организующего дистанционное обучение. Наш опыт показывает, что лучше 'E-mail' нет ничего.

Если используется технология электронных писем, то «письма-отчеты», которые составляет обучающийся, должны доказательно, полно и четко показать и объяснить те решения контрольных заданий, которые выполнил учащийся, а преподаватель в своих ответных письмах должен помочь каждому обучающемуся научиться оформлять решения так, чтобы было видно качество усвоения знаний.

Написание «писем-отчетов» уже само есть свидетельство усвоения материала и должно являться также предметом изучения и усвоения. Качество текстов отчетов-ответов-решений -есть свидетельство качества усвоения знаний и документальное тому подтверждение.

По результатам проверки и оценки запланированных контрольных работ (проектов) заполняется журнал успеваемости, который 'вывешивается' на учебном сайте данной дисциплины и данного потока обучающихся.

Для обеспечения гласности всего процесса и его результатов, может быть создана база выполненных учащимися отчетов о выполнении контрольных заданий. База может быть размещена на том же учебном сайте, где и весь учебно-методический материал.

После того, как все «рубежные и итоговые контроли пройдены» и успехи каждого учащегося отмечены в электронном журнале успеваемости, вывешенном на сайте для всеобщего обозрения, составляется итоговая ведомость для регистрации в деканатах. Ведомость подписывается преподавателем, ведущим процесс дистанционного обучения, и заведующим соответствующей кафедрой.

Что же надо иметь в виду преподавателю, организующему дистанционное обучение?

1. Основой эффективного обучения является свободная и целенаправленная активная самостоятельная познавательная деятельность обучающегося по овладению знаниями и умениями, описание и примеры реализации которых (вместе с указаниями по адаптивному самоконтролю), должны быть изложены в специальных учебных текстах, доступных каждому учащемуся в любое время.

2. Учебные материалы для дистанционного изучения, созданные по Интернет-мультмедиа-технологиям и размещенные в виде WEB-сайтов на серверах Интернета, могут наилучшим образом и в наикратчайшие сроки обеспечить каждому из неограниченного числа обучающихся (из самых различных мест на нашей планете) доступ к авторским курсам по различным дисциплинам.

Однако отметим, что учебные курсы-материалы, оформленные в виде электронных ресурсов, могут быть различных видов:

1) простейшими видами электронных ресурсов можно считать тексты лекций, "методички" к лабораторным работам, методические указания к практическим занятиям, контрольные задания и пр., набранные в какой-либо программной среде на современных компьютерах (MSWord, Excell, AdobeReader, PDF-редактор ...) и сохраненные в виде соответствующих файлов.

2) также достаточно просто создаются электронные ресурсы путем сканирования печатных текстов и сохранения их в виде файлов с расширением .djv или графических файлов .jpg или .gif.

Для изучения текстов и рисунков, представленных в "электронном виде" - в виде рассмотренных выше файлов, служат соответствующие компьютерные программы ("редакторы") - представляющие на экране компьютера, планшета, смартфона сохраненные в этих файлах тексты и изображения.

3) более сложные, но и более подходящие для восприятия, тексто-графические интерактивные и мотивирующие учебные материалы, готовятся в средах, используемых в Интернет и Интранет сетях. Основой для оформления этих электронных ресурсов являются язык разметки гипертекстов - HTML и языки программирования JavaScript, PHP, Java и др.

Учебные тексты и графика оформляются в виде HTML-файлов, собираются в связанные САЙТЫ и размещаются на серверах - компьютерах в узлах сети Интернет (или в корпоративных сетях Интранет).

Для работы с такими материалами используются специальные компьютерные программы (браузеры) и специальная технология запросов на серверы с информационно-учебными сайтами.

4) еще более сложные - интерактивные тексто-графические мультимедийные материалы -готовятся профессионалами в специальных программных средах (языки С++, Phiton, Java и др.) и оформляются в виде Windows (Linux, Android) приложений. Это виртуальные лабораторные и имитационные среды, компьютерные моделирующие программы, тренажеры, эмуляторы и симуляторы установок, приборов, устройств, процессов.....

Все эти ресурсы - от простых до самых сложных - должны предоставляться каждому обучающемуся (студенту) так, чтобы они были доступны ему в любое время. Ресурсы чаще всего предоставляются либо в виде компакт-дисков, либо в виде Интернет (Web) сайтов, либо в виде вебинаров и теле-видео конференций, а также по технологии передачи информации с помощью электронной почты.

Среди разнообразных технологий создания электронных ресурсов (тексто-графические редакторы и процессоры комплекса MSOffice: Word, Excell, PowerPoint; тексто-графические

редакторы PDF, ACD Systems, PhotoShop; редакторы Macromedia Flash и т.п.) особо выделяется технология, основанная на применении языка HTML (разметки гипертекста) и ряда вставок (скриптов) в HTML-файлы на языках JavaScript и PHP.

Применяя эту технологию, преподаватель - автор электронного ресурса - получает возможность наиболее полно реализовать все задуманные им приемы и методы для вовлечения обучающихся в активную, мотивированную, осознанную и целенаправленную самостоятельную учебную работу по овладении знаниями и по развитию умений применять эти знания в практической деятельности.

Именно эту технологию мы рекомендуем использовать для организации "дистанционного обучения".

Список литературы / References

1. Shatunovskiy V.L., Shatunovskaya E.A. The educational process as directed and controlled self-learning, April, 2018. № 4 (216). Р. 101-107. Vestnic OnLine. Orenburg State University.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ

РУССКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ-КАРАКАЛПАКОВ Ходжаниязова А.А.1, Заримбетов А.А.2 Email: Khodzhaniyazova687@scientifictext.ru

'Ходжаниязова Айгуль Айтмуратовна — кандидат педагогических наук, доцент; 2Заримбетов Абдикамал Абдиганиевич — ассистент-преподаватель, кафедра русского языка и литературы, Нукусский государственный педагогический институт им. Ажинияза, г. Нукус, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье описывается методика преподавания русского языка на неязыковых факультетах с национальным языком обучения, в частности, обучения профессиональной терминологической лексике, работа по тексту специальности, развитие разговорной речи как коммуникативного метода. В работе приводятся мысли известных деятелей педагогических наук о проблемах обучения русскому языку в иноязычных аудиториях. В частности, в статье говорится о нынешних трудностях обучения студентов-каракалпаков русскому языку и пути их преодоления.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, русский язык, группы с иноязычным изучением языка, студенты-каракалпаки, развитие разговорной речи.

FORMATION OF COMMUNICATIVE ABILITIES IN TEACHING KARAKALPAK STUDENTS IN RUSSIAN Khodzhaniyazova AA.1, Zarimbetov AA.2

'Khodzhaniyazova Aigul Aitmuratovna — PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor; 2Zarimbetov Abdikamal Abdiganievich — Teacher, DEPARTMENT OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE, NUKUS STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE NAMED AFTER AJINIYAZ, NUKUS, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article describes the methodology of teaching the Russian language in non-linguistic faculties with a national language of instruction, in particular, teaching professional terminological vocabulary, working on the text of a specialty, and the development of colloquial speech as a communicative method. The paper gives the thoughts offamous figures ofpedagogical sciences about the problems of teaching the Russian language in foreign audiences. In particular, the article talks about the current difficulties in teaching Karakalpak students the Russian language and ways to overcome them.

Keywords: communication skills, the Russian language, foreign language groups, Karakalpak students, developing speaking.

УДК 8''.'6'.'

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.