Научная статья на тему 'Дистанционное обучение в Монголии в период пандемии коронавируса в 2020 году'

Дистанционное обучение в Монголии в период пандемии коронавируса в 2020 году Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
640
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕЛЕ-УРОКИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / МОНГОЛИЯ / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / DISTANCE LEARNING / TELE-LESSONS / EDUCATION / HIGHER EDUCATION / MONGOLIA / CORONAVIRUS PANDEMIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бикмаева Карина Игоревна

Цель исследования изучить опыт введения повсеместного дистанционного обучения и осуществления образовательного процесса в Монголии в период пандемии коронавируса зимой-весной 2020 года. В данной статье рассматриваются методы осуществления дистанционного обучения на всех ступенях образования от младшей школы до высших учебных заведений в условиях пандемии. Научная новизна исследования заключается в выбранной теме, события которой происходили совсем недавно и продолжают разворачиваться и сейчас. Кроме того, в данной статье обсуждается такая форма дистанционного обучения как теле-уроки, которые ранее не были исследованы монголоведами. При проведении исследования нами преимущественно применялся метод описания и интервью. В результате мы выяснили, что теле-уроки являются наиболее распространённым и широко используемым методом. Связь учитель-ученик и преподаватель-студент осуществляется с помощью личных кабинетов сайтов учебных заведений и единой информационной системы www.esis.mn. Благодаря проведенным ранее реформам, монголам удалось быстро и организованно перейти на дистанционную систему обучения. Это показывает готовность системы образования Монголии реагировать на различные вызовы.The purpose of the research is to study the experience of introducing ubiquitous distance learning and the implementation of the educational process in Mongolia during the coronavirus pandemic in the winter and spring of 2020. This article discusses methods for implementing distance learning at all levels of education from elementary schools to higher education institutions in a pandemic. The scientific novelty of the study lies in the chosen topic, the events of which have occurred recently and continue to unfold now. In addition, this article discusses such a form of distance learning as tele-lessons that have not been studied previously by the Mongolists. When conducting the study, we mainly used the method of description and interview. As a result, we found that tele-lessons are the most common and widely used method. Teacher-pupil and teacher-student communication is carried out using personal accounts of educational institutions websites and a unified information system www.esis.mn. Thanks to previous reforms, the Mongols managed to quickly and orderly switch to a distance learning system. This shows the readiness of the education system of Mongolia to respond to various challenges.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение в Монголии в период пандемии коронавируса в 2020 году»

Дистанционное обучение в Монголии в период пандемии коронавируса в 2020 году

Бикмаева Карина Игоревна,

преподаватель, Московский государственный университет

имени М.В. Ломоносова

karina.bikmaeva@mail.ru

Цель исследования - изучить опыт введения повсеместного дистанционного обучения и осуществления образовательного процесса в Монголии в период пандемии коронавируса зимой-весной 2020 года. В данной статье рассматриваются методы осуществления дистанционного обучения на всех ступенях образования от младшей школы до высших учебных заведений в условиях пандемии. Научная новизна исследования заключается в выбранной теме, события которой происходили совсем недавно и продолжают разворачиваться и сейчас. Кроме того, в данной статье обсуждается такая форма дистанционного обучения как теле-уроки, которые ранее не были исследованы монголоведами. При проведении исследования нами преимущественно применялся метод описания и интервью. В результате мы выяснили, что теле-уроки являются наиболее распространённым и широко используемым методом. Связь учитель-ученик и преподаватель-студент осуществляется с помощью личных кабинетов сайтов учебных заведений и единой информационной системы www.esis.mn. Благодаря проведенным ранее реформам, монголам удалось быстро и организованно перейти на дистанционную систему обучения. Это показывает готовность системы образования Монголии реагировать на различные вызовы.

Ключевые слова: дистанционное образование; теле-уроки; образование; высшие учебные заведения; Монголия; пандемия коронавируса.

«Дистанционное обучение характеризуется как совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема учебного материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также такой же возможности, но уже в процессе «контактного» обучения» [1, с. 31].

То, что сейчас происходит с системой образования во всем мире, - это, своего рода, объемный и очень важный эксперимент. Конечно, нельзя сказать, что карантин или временное приостановление учебы, или дистанционное обучение, -это что-то уникальное. Периоды карантина были в отдельных школах или классах практически всегда и во всех странах. Однако сейчас ситуация носит абсолютно массовый характер, охватывающий практически все страны [15]. К тому же переход на дистанционное обучение во многих странах произошел очень быстро, буквально одним днем. И это, в свою очередь, показывает уровень готовности образования отвечать современным вызовам: успешность или нет, подобного эксперимента выявит проблемные зоны в системах образования разных стран, а также покажет, какая образовательная модель является наиболее гибкой и инновационной.

Объектом данной статьи является собственно дистанционное обучение в Монголии, а предметом - причины и методы перехода на дистанционное обучение. При написании статьи была поставлена цель изучить опыт дистанционного обучени-яя в Монголии в период пандемии коронавируса зимой-весной 2020 года. Для достижения поставленной цели было сформировано несколько задач:

• Рассмотреть методы и формы дистанционного обучения в образовательной сфере Монголии;

• Выделить платформы, которые применяются для обратной связи с учителями и преподавателями;

• Проанализировать выполняемость указанных методов на основе информации, полученной из интервью;

• Охарактеризовать результат и влияние подобного опыта на образовательную систему страны.

При написании данной работы нами применялся преимущественно описательный метод, который был необходим для четкого представления методов дистанционного обучения в Монголии. Чтобы получить информацию о реализации дис-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

танционного обучения на практике, мы провели 10 небольших интервью: с двумя студентами разных ВУЗов, с одним преподавателем ВУЗа, с двумя учителями частной школы, с одним родителем ребенка, обучающегося в частной школе, а также с четырьмя родителями детей, обучающихся в общеобразовательной школе. В небольших интервью мы задавали следующие вопросы: «как проходит дистанционное обучение в вашей школе/ ВУЗе?», «как ведется проверка домашнего задания?», «поддерживается ли контакт с учителями/ преподавателями?», «какие платформы используются для обратной связи с педагогами?».

Тема дистанционного обучения в рамках вопроса об образовании для кочевников изучается монголоведами достаточно широко. При написании данной работы в частности мы обращались к работам Robinson «Mongolia in Transition: A role for distance education?», 1995, Tuul «E-learning in Mongolian higher education. National University of Mongolia», 2016 и Amarsaikhan Dashtseren «Distance education police and practice in Mongolia», 2009. Однако если говорить о дистанционном обучении с точки зрения его электронного формата, эта тема является еще не столь популярной среди исследователей, занимающихся Монголией. В связи с этим при разработке темы мы опирались на материалы монгольских СМИ, а также теоретические работы по дистанционному обучению Анлреева А.А., Солдаткина В.И. «Дистанционное обучение: сущность, технология, организация», 1991.

Дистанционное обучение не стало вызовом для системы образования Монголии, поскольку в стране давно и успешно используют различные технологии, позволяющие осуществлять связь учителя и ученика, преподавателя и студента. Примерно половина населения проживает в сельских районах и ведет кочевой образ жизни, и Монголия имеет большой опыт дистанционного обучения, есть и такое явление как «кочевой» или «домашний» учитель.

С 1990-х годов, действует несколько программ дистанционного образования, ведется активная работа, как со стороны правительства, так и средствами частных компаний и корпораций по созданию необходимых условий и инфраструктуры, а это в первую очередь: качество телефонной связи и возможности интернета.

Но 29 января 2020 года в связи с распространением коронавируса в Китае и в целях предотвращения риска заболеваемости в стране решением правительства Монголии и специальной комиссии было объявлено о временном приостановлении деятельности детских садов и других образовательных учреждений на период с 27 января по 3 февраля. Был выпущен приказ А/43 5 от 2020 года министра образования, культуры, § науки и спорта «О принятии оперативных мер» [11]. Данный приказ затрагивал несколько аспек-° тов:

¡в 1. Дошкольное и среднее общее образование.

Прекратить на 20 дней учебную деятельность, а затем организовывать учебный процесс следующим образом:

• Начиная с третьего февраля проводить уроки дистанционно, по 18-ти каналам кабельного телевидения.

• Материалы и расписание должны быть составлены и утверждены заранее. А официальное расписание представлено на сайте министерства образования, культуры, науки и спорта;

• На период карантина запрещается работа секций, кружков, олимпиад и соревнований;

• На период карантина за педагогическим составом должна сохраняться полная заработная плата с возможностью выплаты премии;

2. Высшее образование.

• Практические занятия отменяются;

• На период приостановления учебного процесса преподаватели и студенты должны проводить электронные занятия;

• Студентам, вернувшимся домой на зимние каникулы, иностранным студентам, абитуриентам и приглашенным преподавателям рекомендуется не возвращаться в университет и общежитие. В случае, если кто-то остался в общежитии, им необходимо принять предварительные меры против заражения вирусом, а также сообщить в высшее учебное заведение и ответственному дежурному о своем местонахождении;

Что касается школьных выпускных экзаменов, а также поступления в высшие учебные заведения, отмечается, что существует несколько вариантов развития событий [10]. Если 30 марта школьные занятия возобновятся, то выпускной экзамен будет проведен в намеченный срок, если же карантин будет продлен, то экзамен будет перенесен на другие даты. В случае неблагоприятного развития событий, экзамены и поступление будут осуществляться в электронном формате либо будут отложены на более поздний срок.

3. Спорт.

• Запрещаются все спортивные соревнования, секции, кружки и другие общественные мероприятия. Запланированные на данный срок мероприятия откладываются и переносятся;

4. Культура и искусство.

• Отменяются все культурные мероприятия, в городских и региональных культурных центрах, театрах, музеях и библиотеках регулярно проводить дезинфекцию и противовирусную работу.

На данный момент всего 870,962 школьника и студента Монголии находятся на домашнем обучении из-за закрытия учебных заведений по причине пандемии коронавируса [12].

Хотелось бы подробнее остановиться на те-ле-уроках, поскольку это основной аспект дистанционного обучения в Монголии. Теле-уроки не являются новой мерой для Монголии. Впервые они начали применяться еще в социалистический период [2, с. 7]. Однако широкое распространение

получили в 1990-е годы. После Демократической революции 1990 года финансирование сферы образования значительно сократилось, это привело к тому, что многие школы в регионах закрывались. Тогда правительством, а также отдельными международными фондами и организациями, такими как UNESCO, DANIDA, были инициированы различные программы, в числе которых было теле- и радио-обучение. Теле-уроки были разного формата - в зависимости от цели занятий, длительности, аудитории - это были интервью, конкурсы, объяснения, обучающие фильмы и так далее [3, с. 157]. Обычно такие видео, или уроки, длились 10-15 минут [3, с. 161]. Нельзя сказать, что эти занятия полноценно заменяли функцию образовательных учреждений. Однако они стали существенным вложением в обучение, как детей, так и взрослых в отдаленных районах страны, где по каким-либо причинам школы были либо закрыты, либо находились на большом расстоянии от поселений и кочевий.

С 2013 года образование Монголии стало адаптироваться под электронный и дистанционный формат. Была разработана информационная образовательная система www.esis.edu.mn, представляющая собой единый информационный фонд, работа которого также направлена на контроль над образовательными учреждениями, подведение результатов и дальнейшее планирование. На данный момент она применяется для дошкольного, младшего и среднего школьного образования. Также в систему включен отдельный информационный портал для родителей и учеников. Несмотря на то, что проект был создан в 2013 году, внедрение его произошло только в 2017 году. Интересно, что еще до начала карантина, осенью 2019 года, был создан youtube канал, на котором постепенно публиковались видео файлы с уроками для разных классов по разным предметам. Это демонстрирует потребность образовательной системы в создании большой базы данных, которую могли бы использовать обучающиеся и их родители.

Расписание теле-уроков, видео файлы занятий и учебники по всем предметам для всех классов опубликованы на отдельном сайте, созданном в период карантина. Хотелось бы отметить, что в Монголии действует единая система учебников для всех школ. Таким образом, переход на дистанционное обучение и внедрение форматов теле-у-роков не вызвал больших трудностей с организационной точки зрения.

Если говорить о методике применения теле-у-роков в условиях пандемии коронавируса, то стоит сказать, что она охватывает все регионы и школы страны. Под каждый класс, от первого до двенадцатого, выделяются каналы, по которым в утренние часы осуществляется вещание образовательных программ, а после обеда их повтор. Для проведения уроков задействованы учителя из разных столичных и региональных государственных школ. В данный момент трансляция теле-уроков ведет-

ся по каналам кабельного телевидения на основе договора между министерством образования, культуры, науки и спорта и национальной компанией телерадиовещания Монголии. Министерство образования, культуры, науки и спорта отмечает, что, помимо всеобщей доступности, теле-уро-ки позволяют защитить детей, особенно младших школьников, от неконтролируемых уроков в интернете и социальных сетях, а также от кибератак.

Итак, теле-уроки для учеников общеобразовательных школ начались с 3 февраля 2020 года. Уроки варьируются от времени и канала в зависимости от класса. Расписание занятий еженедельно выставляется на сайте министерства образования, культуры, науки и спорта, а также на сайтах монгольского информационного агентства МОН-ЦАМЭ. Уроки начинаются с 9:30, а с 16:40 показывают повтор утренних занятий. Хотя обычный классный урок длится 40 минут, теле-урок сокращен до 20 минут [8]. Это объясняется тем, что половина времени на занятии в классе отводится на объяснение новой темы, а половина на отработку материла и работу учителя с учениками. В рамках же теле-уроков ожидается, что учитель будет объяснять новую тему, а отработка материала и разбор упражнений ложится на плечи родителей. Но в то же время, в таком формате кроется и ряд проблем, в частности то, что учителям приходится доносить новые знания в сжатом формате за небольшой временной промежуток.

В связи с этим в обществе существуют разные мнения по данному вопросу. С одной стороны, учителя стараются воссоздать атмосферу настоящего урока в школе. Учитель находится в классе и при необходимости пишет на доске. С другой стороны, далеко не все население поддерживает теле-уроки, аргументируя тем, что в таком формате, за 20 минут материал объясняется недостаточно подробно и плохо усваивается школьниками. К тому же теле-уроки больше направлены на объяснение информации, возможность же проверки знаний у учителей отсутствует. Таким образом, проверка и качество усвоения материала полностью зависит от способностей ребенка и его родителей. Но способности к усвоению новой информации у всех учеников разные, соответственно и результаты такого обучения будут различаться, а это не может не отразиться и на результатах экзаменов, но и в целом на уровне образования детей [11].

В процессе написания статьи нам было интересно узнать, действительно программа теле-у-роков действует так, как описывается министерством образования, науки, культуры и спорта, а также СМИ. Для более объективного изучения вопроса нами было проведено небольшое исследование среди студентов монгольских высших учебных заведений, а также родителей школьников. Основным итогом является то, что теле-уро-ки, действительно, основной способ проведения занятий для государственных школ. Проверка домашнего задания и контрольные проводятся че-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см

рез программу www.esis.edu.mn. Также бывают отдельные ситуации, когда учителя проводят занятия с учениками с помощью других платформ. В частных школах ведение занятий может отличаться, поскольку в некоторых частных школах, особенно международных, программа отличается. Так, из интервью с преподавателем English School of Mongolia нам известно, что большинство занятий проводится в дистанционном формате через различные приложения.

Если говорить про высшее образование, то на примере Монгольского государственного университета становится очевидным, что введение дистанционного обучения в короткий срок -сложная задача. В МонГУ в образовательном процессе участвует порядка 700 преподавателей, в неделю проводится более 4800 уроков, учится несколько тысяч студентов [5]. И даже при наличии всех материалов, их аудио оснащенности, многое зависит от качества устройств, с помощью которых дистанционное обучение осуществляется, а это проконтролировать практически невозможно. Но и само ведение дистанционного образования не поддается полного контролю, несмотря на все усилия руководства МонГУ, которое старается осуществлять проверку качества материалов и план проведения занятий.

В монгольском обществе поднимается вопрос о снижении платы за высшее образование из-за того, что при дистанционном обучении студенты не получают знания в должном объеме и качестве [7]. Однако со своей стороны университет делает все возможное для организации полноценного образовательного процесса в дистанционном формате. Например, все видео занятий Монгольский государственный университет выставляет на сайт университета в открытом доступе.

При проведении интервью, нам удалось узнать, что в высших учебных заведениях занятия проводятся либо в дистанционном формате, либо отменяются. Так, по некоторым предмета студенты были переведены на самостоятельное обучение: они получают задание, которое затем отправляют на портал www.sisi.mn (портал действует для студентов Монгольского государственного университета). Было также объявлено об отмене летней сессии, а результаты за семестр будут выставлены по итогам выполнения домашнего задания. Несмотря на возможную отмену карантина в мае, занятия в ВУЗах не будут возобновлены до следующего учебного года.

Также как следует из официальных интервью представителей ВУЗов, при внедрении программ дистанционного обучения в высших учебных заведениях возникало достаточно много проблем:

• отсутствие четко прописанных законодательных норм и порядка внедрения и осуществления дистанционного обучения;

• необходимость соблюдать интеллектуальное право собственности, без которого часто достаточно проблематично обеспечить сохранность учебных курсов;

• отсутствие всех необходимых для обучения материалов;

• недостаточная техническая оснащенность высших учебных заведений, неспособность обеспечить необходимые условия, как лекторам, так и студентам;

• низкая заинтересованность руководства учебных заведений в создании дистанционных курсов, инициатива зачастую исходит от преподавательского состава [4, с. 2];

Это подтверждает тот факт, что в данный момент в условиях пандемии обучение в высших учебных заведениях более ориентировано на самообразование.

15 апреля был утверждено постановление А/194, согласно которому деятельность всех образовательных учреждений прекращается до 1 сентября 2020 года. Так, до окончания учебного года 2019/2020, то есть до первого июня, занятия будут продолжаться в дистанционном формате [9]. При этом поступление в высшие учебные заведения будет осуществляться в стандартные сроки, то есть в июле-августе, но в дистанционном электронном формате [6].

В результате изучения опыта дистанционного обучения в Монголии в период пандемии ко-ронавируса зимой-весной 2020 года мы пришли к следующим выводам. В зависимости от образовательной ступени и статуса образовательного учреждения способы и методы дистанционного обучения отличаются. Однако можно сказать, что наиболее распространенным вариантом среди общеобразовательных школ являются теле-уроки, которые ежедневно транслируются по монгольскому телевидению. Такие теле-уроки являются примером централизованного решения проблемы перехода на дистанционное обучение. Так, за счет общих учебников и общей программы министерство образования, культуры, науки и спорта может следить и даже самостоятельно регулировать качество преподаваемой программы и ее соответствие планам и стандартам. Что касается высших учебных заведений, то контроль осуществляется только со стороны руководства ВУЗа и ведется через сайт учреждения

Что касается платформ для связи учителей и учеников, преподавателей и студентов, то никакой специальной платформы создано не было. Школьники и студенты пользуются несколькими сайтами, с помощью которых поддерживают связь с преподавателями и в обычное время. Кроме того, по личной инициативе педагогов и обучающихся могут быть использованы различные дополнительные платформы, например Skype или Zoom. Как мы увидели из проведенных нами интервью, новые образовательные методы действительно работают и представляются удобными для населения. Однако в то же время это ведет к некоторой ограниченности образовательного процесса. И из этого следует, что дистанционное обучение в Монголии будет иметь как позитивные, так и негативные последствия. С од-

ной стороны, именно такая ситуация как зимой-весной 2020 года может подтолкнуть участников образовательного процесса к развитию и расширению возможностей учебы. Дистанционное обучение, несомненно, послужит стимулом к переходу на более современные образовательные стандарты, поменяет отношение, - как студентов, так и преподавателей к учебному процессу. В данный момент большая ответственность ложится на учеников и студентов, требуя от них дисциплины, инициативы и самоконтроля. В какой-то степени дистанционное образование влияет на рост тенденции к самообразованию и дает студентам возможность сделать свои знания глубже и понять, на чем именно им хотелось бы специализироваться.

Но с другой стороны, дистанционное обучение ведет к значительному ухудшению, как и качества преподаваемого материала, так и уровня его ус-ваиваемости. Для многих школ в регионах дистанционное обучение может стать причиной «ухода» из школы. Монголия находится в риске по данному показателю, поскольку в начале 2000-х годов в стране, особенно в регионах, показатель оставления школ, из-за отсутствия финансовых возможностей и необходимости помогать по хозяйству, был достаточно высок [13]. Сейчас же ситуация может вновь повториться из-за того, что контроль над дистанционным обучением недостаточен.

На данный момент около 80% учащихся по всему миру - примерно 1,3 миллиарда школьников и студентов - оказались под влиянием закрытия школ в 138 странах из-за пандемии коронавиру-са. Такие меры были предприняты для того, чтобы сдержать распространение вируса. Динамика закрытия школ и перехода к удаленной работе была разной - где-то школы не работают уже месяцы, а где-то всего несколько недель [14]. Но, тем не менее, во всех случаях это оказывает серьезное давление, как на правительства стран, так и на преподавателей, учителей, студентов и их родителей.

Переход на электронное обучение способствует трансформации и изменениям не только в образовательном секторе, но и в сфере технологий. В момент перехода на удаленное обучение многие столкнулись с проблемой выбора наиболее комфортной платформы для проведения занятия. Несмотря на большой выбор электронных ресурсов или специализированных платформ, по тем или иным причинам они подходят далеко не всем. Кроме того, может возникнуть проблема ограниченности действия одним континентом или страной. Поэтому, чрезвычайно важно, чтобы местные власти в различных странах продолжали развивать разного рода образовательные платформы. Как было сказано выше, дистанционное обучение не пройдет бесследно для образовательных учреждений и системы образования в целом. Поэтому, возможно, в будущем мы начнем чаще обращаться к удаленным занятиям или же будем применять их для отдельной категории студентов, которые по каким-либо причинам не смогли при-

сутствовать на уроке. Однако, несомненно, опыт дистанционного обучения будет использоваться и развиваться дальше.

Также дистанционное обучение обнажает такие проблемы, как неравенство. Неравенство не только в технической оснащенности и наличии необходимых устройств для обучения, но и неравенство в способности усваивать материал, в поддержке со стороны родителей, которые могут поддержать и помочь усвоить материал. Тогда, при всех плюсах дистанционного и практически индивидуального обучения, на передний план выдвигается очень важная функция школ и высших учебных заведений - функция социализации [15]. Образование -один из основных социальных институтов нашего общества. Именно в детских садах и школах мы опытным путем познаем особенности существования в обществе, взаимодействия с людьми.

Литература

1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. Издательство: МЭСИ. М., 1991. С. 31.

2. Bernadette Robinson. Mongolia in Transition: A role for distance education? Open learning, 1995. P. 7.

3. Distance education technology in Asia. Edited by Jon Baggaley and Tian Belawati. Virtual University of Pakistan, 2009. Pp. 155-161.

4. Suvdmaa Tuul. E-learning in Mongolian higher education. National University of Mongolia, 2016. P. 2.

5. Б. Очирхуяг: Чанартай цахим хичээл бэлтгэ-хийг багш нартаа шаардаж байна. (Б. Очирхуяг: Требуется, чтобы педагоги подготовили качественные электронные уроки). [Электронный ресурс]. - URL: https://www.montsame.mn/mn/ read/216708. (Дата обращения: 25.03.2020).

6. Их, дээд сургуулийн элсэлт, тегселтийн асуудлыг шийдвэрлэсэн тушаал гаргалаа. (Было выпущено распоряжение по решению вопросов выпуска и поступления в высшие учебные заведения). [Электронный ресурс]. - URL: https://mecss.gov.mn/news/2420/. (Дата обращения: 24.04.2020).

7. Н.Бурмаа: МУИС оюутнуудыг хохироох^й. (Н. Бурмаа: Монгольский государственный университет не навредит студентам). [Электронный ресурс]: - URL: https://www.montsame.mn/ mn/read/214658. (Дата обращения: 25.03.2020).

8. Сурагчдад зориулсан теле хичээл енеедреес эхэллээ. (Теле-уроки для детей начинаются сегодня). [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.montsame.mn/mn/read/214752. (Дата обращения 25.03.2020).

9. Теле-хичээлийг судалсан байдлыг харгалз-сан багшийн оноог жилийн эцсийн ДYHД нэмнэ (В конце года учителям будет добавлена оценка на основании теле-урока). [Электронный ресурс]. - URL: https://mecss.gov.mn/news/2417/. (Дата обращения: 25.04.2020).

сз о со -а

А —i о

сз т; о m О от

З

ы о со

10. Хел хориог сунгавал сурагчид зургадугаар сард хичээллэнэ. (Если запрет будет продлен, студенты будут учиться в июне). [Электронный ресурс]. - URL: https://news.mn/r/2275856/. (Дата обращения: 25.03.2020).

11. Цэцэрлэг, еренхий боловсролын сургуулиу-дад телевизээр, их, дээд сургуулиудад дотоод цахим CYЛжээгээр хичээл заана. (Проводить уроки в детских садах, общеобразовательных школах по телевизору, а в высших учебных заведениях в электронном формате). [Электронный ресурс]. - URL: https://mecss.gov.mn/ news/2267/. (Дата обращения: 21.03.2020).

12. 3 ways the coronavirus pandemic could reshape education. (3 способа, как пандемия корона-вируса может изменить образование). [Электронный ресурс]. - URL: https://www.weforum. org/agenda/2020/03/3-ways-coronavirus-is-reshaping-education-and-what-changes-might-be-here-to-stay/. (Дата обращения: 28.03.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Covid-19 school closures around the world will hit girls hardest. (Закрытие школ по всему миру из-за Covid-19 сильнее всего ударит по девушкам). [Электронный ресурс]. - URL: https:// en.unesco.org/news/covid-19-school-closures-around-world-will-hit-girls-hardest. (Дата обращения: 28.03.2020).

14. How are countries addressing the Covid-19 challenges in education? A snapchat of police measures. (Как страны справляются с проблемами в образовании, вызванные Covid-19? Взгляд на принимаемые меры). [Электронный ресурс]. - URL: https://gemreportunesco. wordpress.com/2020/03/24/how-are-countries-addressing-the-covid-19-challenges-in-education-a-snapshot-of-policy-measures/. (Дата обращения: 28.03.2020).

15. The coronavirus pandemic is reshaping education. (Пандемия коронавируса меняет образование). [Электронный ресурс]. - URL: https:// qz.com/1826369/how-coronavirus-is-changing-education/. (Дата обращения: 28.03.2020).

DISTANCE LEARNING IN MONGOLIA DURING THE CORONAVIRUS PANDEMIC IN 2020

Bikmaeva K.I.

Lomonosov Moscow State University

The purpose of the research is to study the experience of introducing ubiquitous distance learning and the implementation of the educational process in Mongolia during the coronavirus pandemic in the winter and spring of 2020. This article discusses methods for implementing distance learning at all levels of education from elementary schools to higher education institutions in a pandemic. The scientific novelty of the study lies in the chosen topic, the events of which have occurred recently and continue to unfold now. In addition, this article discusses such a form of distance learning as tele-lessons that have not been studied previously by the Mongolists. When conducting the study, we mainly used the method of description and interview. As a result, we found that tele-lessons are the most com-^ mon and widely used method. Teacher-pupil and teacher-student ° communication is carried out using personal accounts of educations' al institutions websites and a unified information system www.esis.

СЭ CM

о

CM 1Л

mn. Thanks to previous reforms, the Mongols managed to quickly and orderly switch to a distance learning system. This shows the readiness of the education system of Mongolia to respond to various challenges.

Keywords: distance learning; tele-lessons; education; higher education; Mongolia; coronavirus pandemic.

References

1. Andreev A.A., Soldatkin V.I. Distance learning: essence, technology, organization. Publisher: MESI. M., 1991. p. 31.

2. Bernadette Robinson. Mongolia in Transition: A role for distance education? Open learning, 1995. P. 7.

3. Distance education technology in Asia. Edited by Jon Bagga-ley and Tian Belawati. Virtual University of Pakistan, 2009. Pp. 155-161.

4. Suvdmaa Tuul. E-learning in Mongolian higher education. National University of Mongolia, 2016. P. 2.

5. B. Ochirkhuyag: We demand that our teachers prepare quality e-learning. (B. Ochirkhuyag: It is required that teachers have prepared high-quality electronic lessons). [Electronic resource]. - URL: https://www.montsame.mn/mn/read/216708. (Date of application: 25.03.2020).

6. An order was issued to resolve the issue of university admission and graduation. (There was an order on the decision of issues of issue and admission to higher educational institutions). [Electronic resource]. - URL: https://mecss.gov.mn/news/2420/. (Date of application: 24.04.2020).

7. N. Burmaa: NUM will not harm students. (N. Burmaa: Mongolian State University will not harm students). [Electronic resource]: -URL: https://www.montsame.mn/mn/read/214658. (Date of application: 25.03.2020).

8. TV lessons for students started today. (Tele-lessons for children begin today). [Electronic resource]. - URL: https:// www.montsame.mn/mn/read/214752. (Date of application 25.03.2020).

9. The teacher's score will be added to the end of the year, taking into account the study of the tele-lesson (At the end of the year the teacher will be added a grade for the tele-lesson). [Electronic resource]. - URL: https://mecss.gov.mn/news/2417/. (Date of application: 25.04.2020).

10. If the curfew is extended, students will study in June. (If the ban is extended, students will study in June). [Electronic resource]. - URL: https://news.mn/r/2275856/. (Date of application: 25.03.2020).

11. Kindergartens and secondary schools will be taught on television, and universities and colleges will be taught via internal electronic networks. (Conduct lessons in kindergartens, general education schools on TV, and in higher educational institutions in electronic format). [Electronic resource]. - URL: https:// mecss.gov.mn/news/2267/. (Date of application: 21.03.2020).

12. 3 ways the coronavirus pandemic could reshape education. (3 ways that a coronavirus pandemic can change education). [Electronic resource]. - URL: https://www.weforum.org/ agenda/2020/03/3-ways-coronavirus-is-reshaping-education-and-what-changes-might-be-here-to-stay/. (Date of application: 28.03.2020).

13. Covid-19 school closures around the world will hit girls hardest. (Closing the school all over the world because of Covid-19 strikes harder for girls). [Electronic resource]. - URL: https:// en.unesco.org/news/covid-19-school-closures-around-world-will-hit-girls-hardest. (Date of application: 28.03.2020).

14. How are countries addressing the Covid-19 challenges in education? A snapchat of police measures. (How do countries deal with education problems caused by Covid-19? A look at the measures taken). [Electronic resource]. - URL: https://gem-reportunesco.wordpress.com/2020/03/24/how-are-countries-addressing-the-covid-19-challenges-in-education-a-snapshot-of-policy-measures/. (Date of application: 28.03.2020).

15. The pandemic coronavirus is reshaping education. (Corona-virus pandemic changes education). [Electronic resource]. -URL: https://qz.com/1826369/how-coronavirus-is-changing-education/. (Date of application: 28.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.