Научная статья на тему 'Особенности обучения в онлайн-формате в высшей школе в форсированных условиях'

Особенности обучения в онлайн-формате в высшей школе в форсированных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
800
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ТРУДНОСТИ ПЕРЕХОДА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / EDUCATION SYSTEM / DISTANCE EDUCATION / FULL TIME EDUCATION / TRANSITION CHALLENGES / QUALITY OF EDUCATION / EDUCATIONAL PLATFORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ценер Т.С., Ошкина А.В.

В данной статье рассмотрены последствия внезапного перехода с очной формы обучения студентов университета на дистанционную в рамках всемирной пандемии. Выявлены преимущества данного перехода и возникшие трудности дистанционного обучения. Приведены результаты опроса студентов университета СибГУТИ о сложностях и перспективах дистанционного образования.The consequences of the abrupt transition from traditional to remote learning at universities within global pandemic have been considered. The benefits of this transition and difficulties encountered have been identified. The SibSUTIS student survey results on remote education challenges and prospects have been presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения в онлайн-формате в высшей школе в форсированных условиях»

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ОНЛАЙН-ФОРМАТЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В

ФОРСИРОВАННЫХ УСЛОВИЯХ

Т.С. Ценер, канд. техн. наук, доцент А.В. Ошкина, старший преподаватель

Сибирский государственный университет телекоммуникации и информатики (Россия, г. Новосибирск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10576

Аннотация. В данной статье рассмотрены последствия внезапного перехода с очной формы обучения студентов университета на дистанционную в рамках всемирной пандемии. Выявлены преимущества данного перехода и возникшие трудности дистанционного обучения. Приведены результаты опроса студентов университета СибГУТИ о сложностях и перспективах дистанционного образования.

Ключевые слова: система образования, дистанционное образование, очная форма обучения, трудности перехода, качество образования, образовательные платформы.

Тотальным вызовом современной системе образования стал полный переход на дистанционное обучение во всех учебных заведениях, начиная со школ, колледжей и заканчивая университетами. Не являясь абсолютно новым форматом обучения, тем не менее, данная форма обнажила ряд серьезных, требующих незамедлительного решения проблем в организации образовательного процесса и формировании умения быстро и адекватно реагировать на появляющиеся запросы со стороны складывающейся экономической, политической ситуаций. На поверхности лежат трудности с функционированием глобальной сети Интернет, с освоением профессорско-преподавательским составом актуальных платформ, которые могут быть полноценно использованы для организации обучения в соответствии с ФГОС, и, конечно, сложности возникают у студентов при обучении в электронно-информационных образовательных средах (далее ЭИОС). Необходимо понимать, что простого переноса материалов того или иного курса в электронную среду недостаточно, и, дистанционный формат не есть заочное образование. Здесь встают также проблемы удаленного менеджмента формированием компетенций студентов в соответствии с ФГОС [1-3].

С целью более глубокого понимания сложившегося тандема проблем, требующих безотлагательного рассмотрения, ав-

торы отдали приоритет изучению мнения студентов об обучении в электронном формате в форсированных условиях и провели свое мини-исследование, предложив студентам ответить на вопросы касательно дистанционного образования, в рамки которого они сейчас полностью погружены. Для этого авторы провели опрос среди студентов Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (далее СибГУТИ). Вопросы касались особенностей, преимуществ, недостатков, приоритетных платформ для обучения и т.д. Полные вопросы анкеты и результаты мнений студентов представлены ниже.

Итак, всего авторами статьи было опрошено 105 человек. В опросе приняли участие студенты (1-4 курса) и магистранты СибГУТИ, из которых: 69% - мужчины, а 31% - женщины.

Большинство опрашиваемых не работают (90%), и только 10% совмещают работу с учебой. Это важно для обработки данных, поскольку авторы должны понимать насколько полно студенты погружены в образовательный процесс.

Важно выяснить, в столь неожиданной ситуации, был ли у опрашиваемых ранее опыт работы, обучения в дистанционном режиме, чтобы понимать насколько студенты подготовлены к резкому изменению среды обучения. Только 5% опрашиваемых ответили, что имели ранее опыт дис-

танционного обучения, для оставшихся 95% такая ситуация оказалась в новинку и привнесла свои коррективы в предполагаемый формат обучения.

Дистанционная форма обучения в сложившейся ситуации пандемии

Дистанционное обучение достаточно популярно. Каждый год огромное количество абитуриентов поступают именно на дистанционную форму получения знания и формирования профессиональных компетенций. Происходит это по разным причи-

нам: кто- то получает второе образование, кто- то работает, и ему удобнее обучаться дистанционно, будь-то из дома, а иногда и из офиса. Также, дистанционная форма обучения - прекрасная возможность для инклюзивного образования. Однако, для студентов очного обучения тотальный переход на другой формат обучения оказался неожиданным. Поэтому необходимо выяснить отношение студентов в целом к дистанционному обучению.

Рис. 1. Отношение студентов СибГУТИ к дистанционной форме обучения

На рисунке 1 видно, что учиться традиционным способом, то есть на очной форме обучения, студентам комфортнее. Однако, интересен тот факт, что большинство магистрантов выбрало пункт Ь. Определенное количество студентов вынуждены по тем или иным причинам сочетать учебу с работой, другие считают учебу из дома психологически более комфортной («дома я защищен») и отдают приоритет гибкому распределению своего собственного времени, усилий для выполнения заданий по тому или иному курсу, а также выбора своего комфортного темпа освоения учебного материала.

По мнению опрашиваемых дистанционная форма обучения менее эффективна, чем традиционная, однако есть студенты, которые затруднились ответить на данный вопрос (5%). Важным аспектом является качество обучения при подобном формате. 8% опрашиваемых считает, что дистанционное обучение, по сравнению с очной формой, никоим образом не скажется на процессе формирования компетенций и качестве подготовки выпускника, в конечном счете. Однако, 92% опрашиваемых считают, что очное обучение является более качественным, чем дистанционное.

Рис. 2. Оценка сложности перехода с очной формы обучения на дистанционную

У большинства студентов возникли трудности при переходе с офлайн формата обучения на онлайн. На рисунке 3 пред-

ставлены выявленные трудности при внеплановом переходе.

Рис. 3. Трудности перехода на дистанционную форму обучения

Интересно, что авторы статьи, когда задумывали данное исследование, предполагали в большинстве вопросов иные варианты, как например в данном. Это могли быть трудности, связанные с техническими неполадками (подключение к платформе, регистрация, вход, изучение самих платформ, наличие необходимого оборудования для обучения), а в результате самой главной проблемой явилось отсутствие коммуникации с преподавателем. Преподаватель остается ключевой фигурой в учебном процессе для студента, на сегодняшний день не видится потенциально выполнимой полная замена коммуникации с преподавателем с помощью современных технических средств связи. Образовательный процесс - двусторонний процесс, то есть процесс творческого

учебного взаимодействия преподавателя и студента (студентов), работа в команде [4].

Для обеспечения комфортного обучения в рамках дистанционной формы необходимо обладать всеми техническими средствами, необходимыми для качественного осуществления образовательного процесса. В ходеобучения студенты, по большей мере, пользуются персональным компьютером (69%), ноутбуком (24%) и мобильным телефоном (7%).

У формата дистанционного обучения, безусловно, есть положительные стороны, относительно которых авторы выяснили представления студентов. По мнению опрашиваемых колоссальный плюс создают комфортная обстановка и гибкость учебного процесса, которая выражается в возможности свободного самостоятельного

планирования учебных занятий, их выполнения и изучения, планирования самостоятельной работы по учебному плану сту-

дента, то есть возможность маневрировать и подстраивать расписание обучения под свой ритм и график жизни.

^Отсутствие преимуществ

Рис. 4. Преимущества дистанционной формы обучения, по мнению опрашиваемых

Нашлись и такие студенты, которые категорически не видят положительных сторон в сложившейся ситуации (их оказалось 10%). Для авторов кажется это довольно неожиданным в современном мире, поскольку освоение новых платформ, работа в новых редакторах, программах, си-муляторах - это большой шаг к саморазвитию, и в дальнейшем принесет свои плоды в обучении, а возможно и при трудоустройстве на работу. Овладение разнообразными навыками подчеркивает профессионализм и маневренность студента. В связи с вышесказанным, показались неожидан-

Рис.

Для оперативной связи с преподавателем во время обучения студенты исполь-

ными и результаты ответа на вопрос о перспективности навыков использования дистанционных технологий в дальнейшей профессиональной деятельности. Данные представлены на рисунке 5. Авторы статьи делают вывод, что поскольку большинство опрашиваемых находятся на втором и третьем курсе университета, возможно, они не так глубоко понимают, что пригодится им в дальнейшем, они не осознают важность и актуальность тех компетенций, которые окажутся первоочередными в их будущей профессиональной деятельности.

зуют всевозможные способы связи. Важно, в данном случае - быстродействие. В оч-

5. Перспективность использования навыков обучения, полученных в дистанционном формате, в обозримом будущем

ном формате обучения, в диалоге студент сразу может получить ответ на интересующий вопрос, а дистанционный формат обучения не всегда предполагает незамед-

лительный ответ. Поэтому большинство студенты выбирают самые быстрые методы связи с преподавателем, такие как: электронная почта и социальные сети.

^индивидуальные консультации

Рис. 6. Формы общения с преподавателем на дистанционном обучении

На рисунке 6 на первом месте, по комфортным методам коммуникации с преподавателем располагаются видео конференции (вебинары), когда студенты могут пообщаться с преподавателем через экран монитора, и при необходимости задать вопросы, получив на них оперативные ответы. Форма видео конференций максимально приближена к очной форме обучения,

только преподаватель располагается по ту сторону монитора.

На сегодняшний день существует множество онлайн платформ для проведения видеоконференций, практических занятий, семинаров. Опрашиваемым предлагались 6 наиболее популярных платформ (ЭИОС, Skype, Zoom, Mirapolis, Hangouts, Discord), из которых студенты отдали преимущество четырем, представленным на рисунке 7.

Рис. 7. Преимущественные онлайн-платформы для дистанционного обучения

Вполне объяснимо лидерство ЭИОС в данном вопросе, поскольку студенты активно использовали данную электронную среду, она для них не нова, они частично овладели навыками в ее использовании. Стоит отметить, что некоторые преподаватели не готовы осваивать что-то новое, разбираться в онлайн платформах, искать

более совершенную или более комфортную среду обучения для студентов. Им вполне удобно пользоваться проверенной электронной средой, поэтому большинство студентов выбирает формат сдачи работ и получения новой информации через ЭИ-ОС.

Заключительный вопрос анкетирования, пожалуй, ключевой, поскольку направлен на понимание и модернизацию образовательного процесса. Необходимо уловить, что возможно применить, взять, заимствовать, сочетать, из дистанционной формы обучения с традиционной (очной формой). Все возможные варианты представлены на рисунке 8. Популярным, но ожидаемым

ответом стал - формирование электронных отчетов по лабораторным работам, рефератов, практических задач на семинарах и т.д. Безусловно, редактировать отчеты, дорабатывать замечания, удобнее через электронный формат, а также для студентов это глобальная экономия денежных средств, поскольку отчеты не нужно распечатывать на принтере.

■ ^^Затрудняюсь ответить

Рис. 8. Возможность переноса форм обучения с дистанционной формы в очный формат

Актуальным предложением для студентов в онлайн формате обучения является следующее - отработка пропущенных учебных занятий и ликвидация текущей академической задолженности по практическим и лабораторным занятиям, лекциям, если студент пропустил по уважительной причине, например, болезнь. Конечно, студенту удобнее зайти на платформу и прослушать видео лекцию, самостоятельно составить конспект по предложенному материалу. Также пройти тестирование по лабораторной работе или выполнить ее с помощью программного обеспечения оказывается насущным вопросом для обучающихся.

Все эти действия приводят к повышению сознательности студента, поскольку он вынужден работать самостоятельно. В любом учебном плане, согласно ФГОС ВО, на самостоятельную работу студентов выделяется достаточно большое количество часов, однако, перейдя на дистанционное обучение, оно резко возросло. Студенты стали более ответственными, пони-

мающими, переживающими за своевременное освоениедисциплин и успешную сдачу сессии. Сейчас на студентах лежит повышенная ответственность за выполнение самостоятельной работы, не выполнив которую, изучить полноценно предметный цикл и обладать на должном уровне актуальными компетенциями не получится.

Заключение. Проанализировав мнения студентов СибГУТИ о сложившейся ситуации внезапного перехода на дистанционную форму обучения, можно выделить несколько основополагающих выводов:

1) традиционная форма обучения на сегодняшний день является более перспективной, актуальной, и качественной, по мнению опрашиваемых, поскольку включает в себя самую важную часть образовательного процесса -очную коммуникацию с преподавателем, возможность быстрой обратной связи, обсуждение насущных вопросов, выявление пробелов в собственных знаниях путем общения с преподавателем на аудиторных занятиях.

2) основные трудности при внезапном переходе от очной формы обучения на дистанционную - это отсутствие очной коммуникации с преподавателем, отсутствие диалога между двумя участниками образовательного процесса, отсутствие мгновенной обратной связи, поскольку, чтобы ответить на интересующий вопрос студента, преподаватель затрачивает значительно большее время, нежели при личном общении. Также обратная связь на дистанционной форме может зависеть не только от двух участников диалога, а от технической аппаратуры, отсутствия или перебоев сети Интернет, отказа сервера или отключения электроэнергии.

3) преимущества перехода на дистанционную форму невозможноне отметить, основным из которых стала гибкость учебного процесса и комфортная обстановка студентов, обучающихся из дома. Студенты отмечают, что уютная домашняя атмосфера позволяет им чувствовать себя более расслабленно, но в тоже время не отвлекает от восприятия учебного материала. Вспомнив знаменитую пирамиду по А. Маслоу, где самый первый уровень удовлетворения потребностей - это сон и еда, можно сделать вывод, что его пирамида работает, поскольку, если студент не будет сыт - он не сможет воспринимать информацию. В домашней атмосфере, где у студентов есть возможность удобно сесть, занять свое любимое рабочее место или налить себе чашечку чая, естественно, что им легче воспринимать материал, который излагает преподаватель.

4) освоение новых программ, методик,

безусловноепреимущество дистанционно-гоформата обучения. Перейдя на дистанционную форму студенты, и сами преподаватели вынуждены искать наиболее удобные формы проведения занятий. Для этого были изучены, продиагностированы и протестированы все имеющиеся в свободном доступе бесплатные онлайн платформы, рассмотрен подробно их инструментарий и интерфейс. И только потом, попробовав массу платформ и инструментов преподаватель и студент приходят к выбору более совершенного формата учебного занятия.

Таким образом, подытожив все вышеперечисленное, при более детальном рассмотрении дистанционного обучения открывается масса дополнительных возможностей, как для студента, так и для преподавателя, с одной стороны. С другой стороны, удаленная форма обучения — это актуальность сегодняшнего дня и, возможно, будущего (какой-то объем часов по той или иной дисциплине возможен в дистанционном формате, например, лекции).

В наш цифровой век необходимо использовать все технологические идеи, навыки, чтобы идти в ногу со временем. Не заменять преподавателя очного обучения полностью, и очную коммуникацию с ним, а грамотно сочетать, комбинировать всевозможные функции технического прогресса и очного обучения. И тогда произойдёт модернизация, усовершенствования всего образовательного процесса и цели, которые ставит перед собой система образования, будут достигнуты.

техническая подкованность студентов -

Библиографический список

1. Distance Learning During The Coronavirus Pandemic: Equity And Access Questions For School Leaders. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/colinseale/2020/03/17/distance-leaming-during-the-coronavims-pandemic-equity-and-access-questions-for-school-leaders/#627c95dd1d4d (дата обращения 15.05.2020)

2. Covid-19: Higher Education challenges and responses. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.iau-aiu.net/Covid-19-Higher-Education-challenges-and-responses (дата обращения 15.05.2020)

3. Дистанционное обучение в экстремальных условиях. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4491/(дата обращения 17.05.2020)

4. Кравченко Н.Г., Пузанова Т.С. Творческое учебное взаимодействие и условия его обеспечения // Круглый стол международной кафедры ЮНЕСКО «Экология человека: взаимодействие культуры и образования в современных условиях», Ч. 2. Новосибирск, 1998. - С. 123-128.

PECULIAR FEATURES OF REMOTE LEARNING AT THE UNIVERSITY UNDER

FORCED CONDITIONS

T.S. Zener, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor A.V. Oshkina, Senior Lecturer

Siberian State University of Telecommunications and Informatics (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The consequences of the abrupt transition from traditional to remote learning at universities within global pandemic have been considered. The benefits of this transition and difficulties encountered have been identified. The SibSUTIS student survey results on remote education challenges and prospects have been presented.

Keywords: education system, distance education, full time education, transition challenges, quality of education, educational platforms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.