Оптимизация преподавания иностранного языка в языковом вузе средствами интернет-технологий
Гуреева Анна Витальевна,
к.п.н., доцент Кафедра преподавания английского языка, Московский государственный институт международных отношений, [email protected]
В статье рассматриваются актуальные вопросы современной педагогики: интерактивные формы и методы оптимизации процесса преподавания английского языка в языковом Вузе, особенности осуществления дистанционного и смешанного обучения иностранному языку посредством Интернет-технологий. Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обеспечивают студентам возможность постоянно находиться в языковой среде, использовать инструменты контроля и самоконтроля, активно применять интерактивные формы работы, тем самым повышая коммуникативную направленность всего процесса обучения.
Ключевые слова: интернет-технологии, мобильное обучение, дистанционное обучение, смешанное обучение, интерактивные средства обучения, оптимизация
о
Е
£
СП
0
(Ч
СП
01 г
Проблема оптимизации процесса преподавания иностранного языка студентам языковых ВУЗов актуальна как никогда. Как показывает анализ отечественных и зарубежных исследований, именно информационно-коммуникационные технологии в силу их дидактических свойств способствуют наиболее полному решению проблемы оптимизации процесса преподавания иностранного языка. Привлечение в образовательный процесс электронных средств обучения обусловлено требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, который закрепляет приоритет самостоятельной работы студентов. Кроме того в соответствии с требованиями ФГОС ВПО каждый выпускник ВУЗа по направлению «Лингвистика» должен владеть «навыками работы с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией; способностью работать с различными носителями информации, распределенными базами данных и знаний, с глобальными компьютерными сетями; способностью работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач» [1]. Все это подчеркивает необходимость поиска и использования в образовательном процессе таких средств, форм и методов работы, которые позволяют не только оптимизировать процесс изучения иностранного языка, но и повысить качество всего образования в целом.
Изучением вопросов использования ИКТ в образовательном процессе занимаются ученые всего мира. Среди отечественных ученых стоит выделить исследования П.В. Сысоева, который систематизировал вопросы дидактического и методического потенциала ИКТ, разработал методики применения в обучении иностранному языку таких информационно-коммуникативных технологий, как блог-технологии, вики-технологии, подкасты, сервис «Твиттер» [2].
В диссертационных исследованиях и научных публикациях С.В. Титовой, Г.А. Воробьева, Ж.С. Аникиной, А.В. Филатовой, И.К. Бекасова раскрываются методы работы с мобильными технологиями [3], веб-квестами [4], подкастами [5], блог-технологиями [6], видеоконференцсвязью и программой Skype [7]. О.В. Борщева, опираясь на исследования П.В. Сысоева, разработала методику развития социокультурных умений студентов педагогических специальностей на основе Интернет-технологий [8].
Интернет-технологии могут применяться в дистанционном обучении (distance learning), смешанном обучении (blended learning) и традиционном обучении (face-to-face learning) иностранному языку студентов-лингвистов.
Дистанционное обучение рассматривается как целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия преподавателей и студентов, индифферентный к пространству и времени. Дистанционное обучение часто рассматривается как эффективный способ самообразования. Студент при этом должен владеть не только навыками работы с компьютером, глобальными сетями, электронными источниками информации, но и способами работы с аутентичными материалами, в том числе различными видами чтения (поисковое, изучающее, ознакомительное). Эффективными платформами для организации дистанционного обучения иностранным языкам являются системы дистанционного обучения LMS (Learning Management System): «Прометей», онлайн-платформы Moodle, iSpring. Любая модель дистанционного обучения должна обеспечивать связь самостоятельной познавательной работы студентов и оперативного систематического взаимодействия с преподавателем.
Система электронного обучения «Прометей» или созданная на платформах Moodle, iSpring сравнивается с виртуальным классом, в котором происходит обучение, а также контроль успеваемости. В список материалов, которые преподаватель загружает в систему могут быть включены лекции, видеолекции, вебинары, книги, презентации, что позволит студенту получить дополнительные знания и глубже овладеть необходимыми компетенциями. Благодаря LMS курсу осуществляются не только образовательные, но и воспитательные задачи, а именно: расширение кругозора студентов, повышение их уровня общей культуры, общения и речи, освоение страноведческой информации и этикетных норм в общении с носителями языка. Система дистанционного обучения «Прометей» может быть эффективным средством контроля и самоконтроля. СДО «Прометей» предусматривает три режима тестирования: самопроверка, тренинг и экзамен. Тестовый контроль знаний в режиме «самопроверка» осуществляется с возможностью подкрепления правильных ответов из учебно-методических материалов, справочной информации по изучаемой дисциплине. Режим «экзамен» предполагает ограниченное время на проведение испытания и отсутствие возможности посмотреть правильный ответ. В отличие от СДО «Прометей», каждый преподаватель и студент способен самостоятельно разработать и реализовать любой курс иностранного языка на бесплатных онлайн-платформах Moodle или iSpring. Учебный контент на данных платформах позволяет создавать интерактивные курсы, тесты, диалоговые тренажеры, видеокурсы. Преимуществами данных платформ является настройка обратной связи. Кроме того, есть возможность настройки отчетов в зависимости от того, какие данные нужны для
анализа успеваемости студентов: какое время тратят на прохождение курса, как часто заходят на платформу, какие ошибки допускают в тестах и т.д.
Смешанное обучение (blended learning) представляет собой сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором задействованы специальные ИКТ. Свою известность смешанное обучение как инновационная технология получило в благодаря исследованиям американских ученых Д.Рэнди Гаррисон (Garrison 2004) [9], Дж.Ватсон (Watson 2008) [10], Дж.Бергманн (Bergmann 2012) [11]. В колледжах стран Европы и США получили распространение такие модели смешанного обучения, как виртуальная модель (enriched virtual model), ротационная модель (rotation model) и модель обучения «перевернутый класс» (flipped classroom). Все варианты смешанного обучения представляют большой потенциал для оптимизации процессов преподавания иностранного языка студентам языковых специальностей [12].
Для развития и совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции студентов языковых ВУЗов целесообразно использовать средства видеоконференции, которые позволят создать аутентичную виртуальную языковую среду. Посредством видеоконференцсвязи осуществляется непосредственная интеракция с носителем языка, что повышает интерактивность обучения и мотивацию студентов к общению на иностранном языке. Для организации видеоконференции могут быть использованы следующие сервисы: Skype, Google+ Hangouts, Oovoo. видеоконференции требует определенной подготовки. Во-первых, необходимо определить тему конференции, которая связана с текущим календарно-тематическим планированием занятий. На одном из сайтов (https://www.speaky.com,https://www.paltalk.com,http s://www.easylanguageexchange.com и др.) необходимо выбрать собеседника, заранее обговорить тематику беседы, время проведения конферен-цсвязи. Сеансы видеоконференций проводятся, как правило, по завершении изучения определенной устной темы, соответственно студенты должны владеть лексико-грамматическими единицами на заданную тему. На первом курсе темами для дискуссий могут стать: Students's life in the world; The Role of High Education; Mass Media in the Modern World; Social Networks and Their Impact. Дискуссия будет являться направляемой, в ходе которой обсуждаемые проблемы будут решаться под управлением преподавателя. В течение конференции преподаватель активизирует работу студентов, задает дополнительные проблемные вопросы, следит за активным участием каждого студента [7].
Отдельно можно говорить о развитии речевой компетенции (говорения, аудирования, чтения и письма) средствами различных интернет-технологий. Для развития умений чтения и письменной речи могут быть использованы блог-технологии, вики-технологии. Блог-технология
о о и и m S m
О m n m
й А
s £ m О X О
m О
Dl
n
А
w
о
и А
X
s m
о
сч en
SI
Z
позволяет любому пользователю сети Интернет создать свою личную страничку в виде дневника или журнала. Умения письменной речи, которые развиваются в процессе работы с личным блогом, связаны с использованием студентами необходимых языковых средств для представления личной информации о себе, выражения своего мнения по определенной теме/проблеме (в виде краткого или развернутого комментария), корректной аргументации. Блоги могут быть использованы при отработке грамматических и лексических навыков. Например, одним из заданий может быть постановка вопросов автору блога в одном из изученных времен английского глагола или отработка специальных вопросов. Преимуществами бло-госферы в настоящее время является возможность общения с представителями различных стран и культур. Посредством глобальных социальных сетей РаееЬоок или 1пБ1адгат расширяются возможности интерактивного общения с носителями английского языка. В таких социальных сетях предусмотрено использование живого, зачастую сленгового варианта английского языка, что позволяет студентам расширять свои социокультурные знания [6].
Вики-технологии позволяют одному человеку или группе людей, находящихся на расстоянии друг от друга, работать над созданием единого документа, внося в него изменения и дополнения. Вик-технологии создают дидактические условия для развития умений письменной речи студентов. Как правило, вики-технологии используются для написания как малых (эссе, рецензия, обзор), так и больших по объему работ (статья, реферат, доклад). Возможность редактирования документа другим человеком создает условия для организации групповой работы. В преподавании иностранного языка могут быть использованы следующие вики-платформы: М^эрасеэ http://wikispaces.com, MediaWiki http://www.mediawiki.org, TWiki http://twiki.org, ProjectForum http://www.projectforum. сот/р^кШт1, Wikka Wiki http://wikkawiki.org и др. Алгоритм работы над эссе в сотрудничестве будет следующим: студенты делятся на группы по 3-4 человека, при этом за каждым закреплена определенная функция: написание части эссе или редактирование конечного документа. Студенты таким образом смогут четко определить цели каждого абзаца, взаимосвязь между ними и структуру эссе. Технологии вики при этом позволяют четко отследить, кто и когда вносил изменения в документ. Тематика студенческих работ с применением данной технологии может быть различной: от повседневных проблем студента до глобальных проблем человечества [2].
Развитие умений аудирования и говорения возможно при использовании сервиса подкастов. Под подкастом подразумевается отдельный оригинальный аудио- или видеофайл, публикуемый в сети Интернет, или серия таких аудио- или видеофайлов. Для изучающих английский язык директория подкастов размещена на следующих сайтах:
https://www.bbc.co.uk,https://www.eslpod.com/,https:/ /effortlessenglishclub.com/ ,
http://dailyeasyenglish.libsyn.com/. Самым известным сервисом подкастов является YouTube. Студенты могут не только прослушивать и просматривать готовые подкасты, развивая свои аудитивные умения, но и создавать собственные и размещать их на бесплатной сервисе https://podomatic.com/. Рассмотрим методические приемы использования подкастов с целью развития умений аудирования у студентов языковых специальностей. До прослушивания подкаста студентам предлагается определить его тему по заголовку (например, GrownUpLand, The Art of Tipping, The Business of eSports) или фотографии, обсудить некоторые проблемные вопросы в группах для погружения в контекст, поработать с лексикой аудируемого текста. Подкаст проигрывается как минимум два раза, сначала для понимания основного содержания текста, затем для более детального, относительно полного понимания. При этом используются разнообразные задания: ответить на вопросы, упорядочить картинки по содержанию текста, дополнить предложения, изобразить услышанное и т.д. Одним из заданий на развитие умений говорения может быть озвучка видеороликов, размещаемых на сайте YouTube, или создание собственного подка-ста на определенную тему с помощью сервисов https://www.audacityteam.org или
https://podomatic.com/, при этом он может быть частью группового проекта [5].
Для развития умений проектной деятельности уместно использовать технологии вебквестов. П.В. Сысоев определяет образовательный веб-квест как интерактивную форму организации учебной деятельности обучающихся, направленную на выполнение (поэтапное решение) проблемного задания с использованием информационных ресурсов интернета [2]. Студенты первых курсов могут быть участниками, исполнителями, тогда как студентов старших курсов необходимо привлекать к созданию собственных авторских вебквестов. Существуют бесплатные платформы, например: http://zunal.com, http:// www.jimdo.com/, которые содержат подробные пошаговые инструкции по созданию и выполнению вебквеста. Zunal WebQuest Maker - это отличный инструмент для преподавателей и студентов. Это основная веб-программа для создания вебквестов в короткие сроки и без знаний HTML. Zunal WebQuest Maker -бесплатный ресурс, и для его работы не требуется скачивать дополнительные материалы. Данный ресурс имеет более 100 шаблонов на выбор, раздел под названием WebQuest Menu в левой части сайта, где показаны задания, выполненные другими пользователями. Они распределены по различным категориям, таким как музыка, английский язык и т.д. [4].
Электронное обучение последних пяти лет постепенно сместилось из компьютерно-опосредованной среды в сферу мобильных устройств. В настоящее время использование смартфонов в учебном процессе предполагает
составление типологии заданий особых форматов на всех этапах традиционного языкового курса — от введения и закрепления языкового материала и развития языковых навыков и их промежуточного контроля до формирования рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности (ВРД), социокультурной компетенции и итогового контроля. Задания с применением мобильных устройств в зависимости от цели могут выполняться индивидуально, в парах, группах или фронтально [3].
С помощью мобильных приложений в режиме онлайн можно осуществлять работу по тренировке лексико-грамматических навыков (English Grammar in Use(Raymond Murphy), English Grammar Complete Handbook, Mz WordBook), аудированию (LearnEnglish Podcasts, Listen AudioBooks, Oxford English Listening), развитию умений письменной речи (Essay Writing Lite), смотреть фильмы и сериалы на иностранном языке (BBC Learning English, learnEnglish Great Videos. British Council, Puzzle English, TED Confernces LLC), осуществлять контроль и самоконтроль (Socrative Student, Socrative Teacher, Plickers). Кроме того, в формате мобильных приложений в настоящее время можно найти курсы подготовки к международным экзаменам IELTS, TOEFL.
Таким образом, проведенный в статье обзор современных интернет-технологий, активно используемых в практике преподавания английского языка, способствует оптимизации его преподавания, а значит, повышает эффективность и качество обучения иностранному языку в языковом ВУЗе.
альностей вузов). - Автореф.дисс.канд.пед. наук. -Москва, 2009. - 23 с.
7. Бекасов, И.К. Совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции студентов-лингвистов с использованием Интернет-технологий (английский язык, продвинутый этап обучения). - Автореф. дисс. канд. пед. наук. Специальность 13.00.02. - Санкт-Петербург, 2008. -20 с.
8. Борщева, О.В. Методика развития социокультурных умений студентов направления подготовки «Педагогическое образование» на основе современных интернет-технологий. - Автореф. дисс. канд. пед. наук. Специальность 13.00.02. -Москва, 2013. - 24 с.
9. Garrison, D. Randy. E-learning in the 21st century : a framework for research a. practice / D. R. Garrison a. Terry Anderson. - [Repr.]. - London ; New York : RoutledgeFalmer, 2004. - XIV. - 167.
10.Watson, J. Blended Learning: The Convergence of Online and Face-to-Face Education. Promising Practices in Online Learning. -https://issuu.com/acsathens/docs/nacolpp-blendedlearning-lr
11.Bergmann J. Flip Your Classroom: Reaching Every Student in Every Class Every Day. - Eugene, Or. : International Society for Technology in Education; Alexandria, Va.: ASCD, 2012.
12.Данилина, Е.К. Контроль сформированности иноязычных письменно-речевых умений при помощи мобильных приложений: теоретико-методическая модель// Научный диалог. - 2018. -№ 3. - С. 253-266.
Литература
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика: Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 940.
2. Сысоев, П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: Учебное пособие / П.В. Сысоев. - М.: Книжный дом «Либроком», 2013. - 264 с.
3. Титова, С.В. Эволюция средств обучения в преподавании иностранных языков: от компьютера к смартфону// Вестник Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2013. -№ 1. - С.9-20.
4. Воробьев, Г.А. Веб-квест технологии в обучении социокультурной компетенции (английский язык, лингвистический вуз). - Автореф. дисс. канд. пед. наук. Специальность 13.00.02. - Пятигорск, 2004. - 19 с.
5. Аникина, Ж.С. Развитие умений учебной автономии у студентов ВУЗа при обучении иностранному языку с использованием подкастов. -Автореф. дисс. канд. пед. наук. Специальность 13.00.02. - Нижний Новгород, 2013. - 27 с.
6. Филатова, А.В. Оптимизация преподавания иностранного языка посредством использования блог-технологий (для студентов языковых специ-
Internet technologies as a tool of optimizing the process of
teaching English at language universities Gureeva A.V.
MGIMO University
The article deals with topical issues of modern pedagogic: use of interactive teaching methods for optimizing the process of teaching English at language universities, peculiarities of distance learning, mobile learning and blended learning using internet technologies. Modern Information and Communication Technologies (ICT) give students the opportunity to stay in the language environment constantly, to use self-monitoring and testing tools, to widely apply interactive forms, increasing the communicative focus of teaching process. Key words: internet technologies, mobile learning, distance learning, blended learning, interactive teaching methods, optimization
References
1. On the approval of the federal state educational standard of
higher education in the area of training 03.03.02 Linguistics: Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 07.08.2014 No. 940.
2. Sysoev, P.V. Information and communication technologies in linguistic education: Textbook / P.V. Sysoev. - M.: Book House Librocom, 2013. - 264 p.
3. Titova, S.V. The evolution of teaching aids in teaching foreign
languages: from computer to smartphone // Vestnik Mosk. un-that. Ser. 19. Linguistics and intercultural communication. -2013. - No. 1. - S.9-20.
4. Vorobyov, G.A. Web-quest technology in the teaching of socio-
cultural competence (English, linguistic university). - Abstract. diss. Cand. ped sciences. Specialty 13.00.02. - Pyatigorsk, 2004 .-- 19 p.
5. Anikina, J.S. The development of educational autonomy skills
among university students in teaching a foreign language using podcasts. - Abstract. diss. Cand. ped sciences. Specialty 13.00.02. - Nizhny Novgorod, 2013 .-- 27 p.
о о и n m S m
О m n m
й А
s £ m О X О
m О
Dl
n
А
w
о
m
А
X
s m
9. Garrison, D. Randy. E-learning in the 21st century: a framework
for research a. practice / D. R. Garrison a. Terry Anderson. -[Repr.]. - London; New York: RoutledgeFalmer, 2004 .-- XIV. -167.
10. Watson, J. Blended Learning: The Convergence of Online and Face-to-Face Education. Promising Practices in Online Learning. - https://issuu.com/acsathens/docs/nacolpp-blendedlearning-lr
11. Bergmann J. Flip Your Classroom: Reaching Every Student in Every Class Every Day. - Eugene, Or. : International Society for Technology in Education; Alexandria, Va .: ASCD, 2012.
12. Danilina, E.K. Monitoring the formation of foreign language writing and speaking skills using mobile applications: theoretical and methodological model // Scientific dialogue. - 2018. - No. 3. - S. 253-266.
0
E
£
en ^
e w
en
01 Z
6. Filatova, A.V. Optimization of teaching a foreign language through the use of blog technologies (for students of language specialties of universities). - Abstract of thesis. sciences. -Moscow, 2009 .-- 23 p.
7. Bekasov, I.K. Improving foreign language communicative competence of linguistic students using Internet technologies (English, advanced stage of study). - Abstract. diss. Cand. ped sciences. Specialty 13.00.02. - St. Petersburg, 2008 .-- 20 p.
8. Borshcheva, O.V. The methodology for the development of socio-cultural skills of students in the direction of training "Pedagogical Education" based on modern Internet technologies. - Abstract. diss. Cand. ped sciences. Specialty 13.00.02. - Moscow, 2013 .-- 24 p.