DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10637 УДК 371.3, 004, 654
СЕМЕНОВ Олег Юрьевич,
кандидат физико-математических наук, доцент,
e-mail: [email protected]
ДЁМКО Анатолий Ильич,
кандидат технических наук, доцент, Сургутский государственный университет, [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы применения телекоммуникационных технологий в дистанционном обучении. Представлены программы и онлайн образовательные ресурсы. Показаны необходимые условия и подходы к оценке эффективности технологий дистанционного образования.
Ключевые слова: дистанционное обучение, электронные ресурсы, тестирование, smart-технологии, электронный журнал, Wi-Fi роутер, компьютер, веб-камера, микрофон.
SEMENOV Oleg Yurievich,
Ph.D. Phys. and Math. Sc., Associate Professor,
DYOMKO Anatoly Ilyich,
Ph.D. Tech. Sc., Associate Professor, Surgut State University, [email protected]
TELECOMMUNICATION APPLICATIONS TECHNOLOGIES IN DISTANCE LEARNING
Annotate. The artic^ dеals with ^ applicat^n of telecommunication technologies in distance learning. Programs and on-line educational resources are presented. The necessary conditions and appmaches to assеssing ^ effеctiveness of distаnce eduœtion technоlogies are shown.
Key words: distance learning, electronic resources, testing, smart technologies, electronic register, Wi-Fi router, computer, webcam, microphone.
Фундаментальной основой развития современного общества является повсеместное проникновение сетевых технологий, изменяющих все стороны человеческой деятельности, в том числе и систему образования. Сетевые инфокоммуникационные технологии создали новую социокультурную среду жизни человека, в которой множество участников взаимодействуют между собой посредством огромного количества устройств, в том числе с «умным» функционалом и сервисом, где «цифра» из новых возможностей превратилась в новую среду существования человека. Развитие цифровых инструментов социального взаимодействия оказывает влияние высших психических и когнитивных процессов человека (память, мышление, внимание).
События последних месяцев, связанные с пандемией, сделали ещё более актуальными
вопросы расширения использования технологий дистанционного образования различных видов (курсового, школьного, специального и высшего). Поэтому в образовательных учреждениях создаются условия для организации и проведения дистанционного обучения: преподаватели объясняют учебный материал, проверяют его усвоение и консультируют в режиме онлайн [1-5].
В процессе дистанционного обучения проводится:
- планирование занятий через онлайн-сервисы
с указанием предметов и тем, в соответствии с этим обучающиеся изучают образовательные материалы дисциплин, выполняют задания и проверочные тесты;
- применение видеоуроков, интернет-чатов, тестирований;
- ведение электронных дневников и журналов (рис. 1).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
Рис. 1. Схема организации учебного материала при дистанционном обучении (https://infourok.ru/)
Основными требованиями к дистанционному образованию являются формирование необходимых для данного курса компетенций при сохранении комфортной образовательной среды и обеспечении всех необходимых санитарных норм.
Студенты и школьники изучают материал, усваивают знания, умения и (при возможности реализации) навыки в соответствии с программой обучения, проходят рубежные и промежуточные
аттестации. Результаты проверки знаний и умений отражаются в электронном журнале.
Для дистанционного изучения материала должно быть подготовлено автоматизированное рабочее место, электронный образовательный процесс невозможен без применения компьютера, оснащённого веб-камерой, микрофоном и наушниками, устройствами ввода и вывода информации (рис. 2).
Рис. 2. Телекоммуникационные устройства компьютера для дистанционного обучения (https://infourok.ru/)
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
Телекоммуникационное оборудование и соответствующее программное обеспечение должно обеспечивать возможность прямой и (в оптимальном случае) обратной связи между преподавателем (образовательной платформой) и
обучающимся, хранение данных учебного материала и проверочных тестов, подключение информационного сервера сетевого доступа к облачным технологиям сети Интернет (рис. 3).
Рис. 3. Схема организации телекоммуникационного взаимодействия между серверами и рабочими станциями преподавателя и студента (https://infourok.ru/)
Присутствовать очно на занятиях при переходе на удаленное обучение нет необходимости, график сдачи отчётов и практических заданий претерпевает изменения, сессии и защита выпускных работ могут быть также организованы в интерактивном формате. Все вопросы по подготовке и оформлению выпускных квалификационных работ решаются дистанционно с научным руководителем по онлайн интернет связи [6-9].
Наряду с положительными сторонами дистанционного обучения имеются и существенные трудности. Они возникают у обучающихся с недостаточным уровнем мотивации к получению образования в онлайн формате, им необходима поддержка со стороны родителей. Низкая мотивация может привести к отставанию при выполнении
заданий учебной программы для определенных групп обучающихся.
Также важной проблемой являются последствия статической нагрузки на здоровье школьников и студентов, которые работают в этот период больше по времени за экранами компьютеров, и поэтому им важно совмещать интерактивную дистанционную учебу с двигательной активностью.
Для облегчения усвоения материала в электронном формате необходимо построить систему, применяя привычное расписание с учетом распорядка дня, при этом дистанционное образование позволит организовать обучение на новом технологическом уровне с учётом основных принципов организации современного интерактивного образования.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
Преподаватели и студенты для обеспечения качественной дистанционной работы в домашних условиях должны иметь рабочее место (станцию) или рабочие станции для семьи с несколькими детьми, в которых применяются беспроводные каналы связи. Такой системой может быть локальная вычислительная сеть с телекоммуникацион-
ными устройствами: сервером, Wi-Fi роутером, маршрутизатором, компьютерами, планшетами, смартфонами и многофункциональным устройством (принтером, сканером, ксероксом) для работы с информацией на электронных и бумажных носителях (рис. 4).
Рис. 4. Схема локальной вычислительной сети в пределах ограниченного пространства (https://sts-sb.ru/)
В системе дистанционного образования известные телекоммуникационные корпорации предлагают свои инструменты и программные решения для работы преподавателей и обучающихся. При переходе к дистанционному формату используются не только отсканированные страницы обычных книг, а также интерактивные учебники, презентации, учебные видеоролики и цифровые среды для самообразования.
Важным моментом при реализации дистанционного обучения является постоянный мониторинг качественного усвоения обучающимися
образовательной программы. Студентам воспринимать информацию без очного общения с преподавателем сложнее, поэтому в платформе онлайн-обучения необходимо обязательно использовать обратную связь. Благодаря обратной связи необходимо в конце каждого занятия проводить опросы для понимания ситуации в группе, и одно из применений этой функции - сбор информации от обучающихся о качестве преподавания (рис. 5).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
Рис. 5. Схема взаимодействия преподавателя и студента в учебном дистанционном процессе (http://izdat.psuti.ru/)
Также актуальны вопросы информационной этики и безопасности в процессе дистанционных занятий. Сообщения, которые отправляют обучающиеся и преподаватели должны быть корректными по вопросам тем и консультаций, преподаватель или администратор чата конференции сначала видит сообщение обучающего, а потом решает, направлять это сообщение в открытый чат или нет [10-13].
Вариантами технологий дистанционного и электронного образования являются:
• Передача образовательной информации через телевидение для регионов с ограниченными ресурсами Интернета -телевизионные трансляции уроков с учётом часовых поясов;
• Каталог ресурсов для предоставления актуальной информации об электронных образовательных ресурсах для преподавателей и обучающихся;
• Обеспечение равных возможностей для каждого участника образовательного процесса,
т.е. получение доступа к онлайн и дистанционным учебным решениям;
В онлайн занятиях в группе студенты могут проявлять большую активность, чем при пассивном освоении онлайн-контента. Применяются видео-платформы типа Zoom для онлайн-классов при подключении из разных точек страны и мира;
Методики оценки уровня усвоения учебного материала;
Открытый набор инструментов для дистанционного обучения и вебинары по образовательным темам;
Информационные ресурсы создания учетной записи, логина, пароля, и предоставления информации о порядке работы в конкретной образовательной платформе; Внедрение проектного подхода в обучении. Онлайн-курс и работа в коллективе для изучения образовательного опыта студентов, преподавателей и сотрудников организаций, т.е. работа над проектами, в сотрудничестве с коллегами, в интерактивном пространстве, в том числе и с использованием компьютерного моделирования;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
• Поддержание двигательной активности для обучающихся. Пакет мультимедийных здо-ровьесберегающих мероприятий, которые помогают развивать двигательную активность при дистанционном обучении, а также справляться с эмоциональным стрессом позитивными способами. Сформулируем существенные, основные требования к образовательным платформам:
1. Информационная безопасность персональных внутриплатформенных систем коммуникаций, обеспечивающих неприкосновенность личных данных;
2. Регулярное обновления контента, его соответствие современным научным представлениям, нормам и правилам поведения, цифровой этики;
3. Научные и методические основания построения платформы и размещенных на ней цифровых сервисов;
4. Образовательная деятельность обучающихся на платформе не может ограничиваться рамками учебника и учебная программа, должна отвечать самым современным достижениям науки и технологий;
5. Обеспечение общедоступности для всех категорий обучающихся, прозрачности процесса обучения и объективности оценивания [14-16].
Для образовательных целей возможно применение следующих образовательных платформ:
1. «Coursera» - более 3500 доступных программ известных вузов и корпораций;
2. «Открытое образование» - курсы ведущих вузов России для обучающихся по разным программа подготовки;
3. «Лекторий» - лекции и курсы по физике, информационным технологиям, математике и другим направлениям;
4. «ПостНаука» - лекции и практики по разным темам;
5. «Универсариум» - программы и курсы институтов, компаний и преподавателей;
6. «Открытый университет» - система программ по гуманитарным дисциплинам на русском языке;
7. «Teach-in» - лекции занятий преподавателей МГУ по основным направлениям университета;
8. «Яндекс.Практикум» - электронный портал обучения специалистов различных цифровых профессий;
9. «Udemy» - онлайн-видеокурсы преподавателей на образовательные темы;
10. «Microsoft Learn» - образовательная платформа Microsoft для современных профессий.
Во время онлайн обучения увеличивается востребованность инструментов для организации удалённой работы - мессенджеров компаний Google, Microsoft, Facebook, Line Corporation (рис. 6).
. ... FaceTime
С
-, y zoom
ф * Vidyo
i gle
Haneouts
i
Cisco Spark
О Polycom'
Cisco
WebRTC
Skype for Business
VSee
webex
0. . a mazo
Highfive
ime
Рис. 6. Логотипы мессенджеров телекоммуникационных компаний (https://simplevisit.com/page/27)
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
В образовательных целях можно применять мессенджеры и программные приложения:
1. Skypе. Приложение используется для бесплатных звонков по всему миру и переписки.
2. Disrord. Изначально приложение разрабатывалось для игр, поэтому имеет небольшой размер и в фоновом режиме потребляет очень мало ресурсов. Важным достоинством приложения Dis^rd является автоматическое включение микрофона, когда человек начинает говорить и поэтому лишнего шума в видеоконференции не возникает.
3. Zoоm. Инструмент изначально не был предназначен для дистанционного обучения, но отлично подходит для онлайн-занятий. Особенностью Zoоm является использование виртуальной доски, на которой можно писать или рисовать различные схемы, недостатком - ограничение бесплатной версии приложения по времени видеоконференции до 40 минут, но можно расширить время платным аккаунтом.
4. Goоgle Hangоuts. Это один из сервисов Google, поэтому для доступа к нему нужно иметь аккаунт в этой поисковой системе. Ресурсов почти не требует, но и возможно-
сти небольшие, есть видеочат и опция демонстрации экрана.
5. Microsoft Teams. Как и программа Zоom, это приложение для проведения онлайн-конфе-ренций. Здесь имеется виртуальная доска, на которой можно писать и рисовать, а также интегрированы приложения Microsoft Office.
6. Приложение для видеоконференций - Cisco WеbЕх, продолжительность конференций может быть не ограничена, а максимальное число участников до 100 обучающихся.
7. Goоgle Мее!, предлагает видеоконференции корпоративного уровня с участием до 100 человек и продолжительностью до 60 минут.
8. WhаtsApp, V^r - мессенджеры, которые можно использовать в качестве инструментов для онлайн-обучения, плюс здесь в простоте и доступности мессенджеров. Многочисленные исследования в области
образовательных электронных технологий показывают, что в основе онлайн-обучения лежит спроектированный учебный процесс, поддерживаемый методически целенаправленной последовательностью учебных и оценочных средств для проверки достижения результатов обучения (рис. 7).
Рис. 7. Электронное обучение и сетевые формы реализации образовательных программ в
университете (https://birmaga.ru/)
Преимуществом электронного обучения является большое количество инструментов, которыми можно воспользоваться для повышения
эффективности образования, например система Moodle (рис. 8).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
Рис. 8. Система дистанционного образования на платформе Moodle (https://i nfourok.ru)
Ключевым в визуальной подаче учебного материала является дизайн его оформления при разработке онлайн-курса, что важно при переходе на онлайн-модель обучения (при дистанционном электронном обучении, комбинированном подходе с различным соотношением очных и онлайн-занятий и обучении с применением веби-наров). В работе над онлайн курсами необходимо учитывать:
- педагогические технологии и цель изучения курса;
- роль преподавателя и студента (воспринимает на слух и читает материал; решает задачи и отвечает на вопросы, применяет программы моделирования для лабораторных работ и другие инструменты взаимодействия с преподавателем и другими обучающимися);
- обратную связь (автоматизированная со стороны компьютерной системы) от преподавателя и обучающихся [17-19].
Для эффективного применения дистанционного обучения, также необходимо проводить работу по оцифровыванию учебных материалов дисциплин. Доступ к материалам должен быть в любой момент времени у всех преподавателей. Преподаватели учебного заведения обеспечивают образовательный процесс цифровыми лекциями, практическими и лабораторными заданиями, методическими указаниями к работам с учетом компетенций рабочих программ. Между кура-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
торами групп и старостами налаживается мобильная связь для коммуникации и решения образовательных вопросов. Удаленный доступ к учебным пособиям реализуется за счет вычислительных мощностей заведений, необходимо предусмотреть проведение лекций в видео режиме через веб-камеру с микрофоном [20-22].
Обозначим технические проблемы при дистанционном обучении.
Первая проблема: для онлайн занятий необходим компьютер, смартфон или планшет с доступом в Интернет. Вторая проблема: обучающиеся не всегда могут самостоятельно авторизоваться или подключиться к онлайн занятию, тогда им помогают родители, но если родители на работе, то обучающийся может и не выполнить подключение к занятию (актуально для школьного возраста). Третья проблема: если компьютер один, а детей двое или больше, и при этом занятия в одно время, тогда по какому принципу выбирать, кто учится, а кто нет? Также возможна путаница с платформами для проведения занятий.
Дистанционное обучение позволяет проводить занятия или семинары без очного присутствия участников образовательного процесса в одном месте, учебной аудитории. Существует несколько вариантов дистанционного обучения: посредством проведения видеоконференций, т.е. очное общение и второй вариант — курс из последовательных видео уроков. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки. Основной недо-
статок дистанционного обучения для школьников и студентов заключается в том, что к нему могут быть не готовы ни учебные заведения с преподавателями, ни обучающиеся с родителями. Необходимо также учитывать опыт проведения очных занятий, осуществлять воспитательную и социальную поддержку при переходе на дистанционное обучение с применением телекоммуникационных технологий.
Список литературы:
[1] Кийкова Е.В., Лаврушина Е.Г., Слугина Н.Л. Использование интегрированной образовательной среды в учебном процессе // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. 2009. № 1 (49). - С. 51-57.
[2] Семенов О.Ю., Дёмко А.И. Применение инфокоммуникационных Smart-технологий в образовательном пространстве учебного заведения / Образование и право. 2019. № 8. - С. 293302.
[3] Тавгень И. А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы. 2-е изд. /Под редакцией Ю.В. Позняка. Мн.: БГУ, 2003. - 227 с.
[4] Мальцев А. О. Средства коммуникаций дистанционного обучения // Фундаментальные исследования. 2009. № 3 - С. 106.
[5] Полат Е.С. Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. — М., «Академия», 2006. - 527 с.
[6] Семенов О.Ю., Марухленко О.Н. Smart-технологии в физическом эксперименте / В сборнике: Наука и инновации в современном мире. Сборник научных статей. Научный редактор А.С. Старун. - Москва, 2019. - С. 109-112.
[7] Образовательный портал; [сайт]. URL: https://infourok.ru/
[8] Малиатаки В.В., Вендина А.А. Особенности реализации проектной деятельности студентов в системе дистанционного обучения Moodle // Continuum. Математика. Информатика. Образование, 2017. № 3 (7). - С. 91-96.
[9] Burns M. Distance Education for Teacher Training: Modes, Models and Methods. (2013) Available from: URL: http://idd.edc.org (date of reference 17.08.2020).
[10] West E.R. Insights from research on distance education learners, learning, and learner support. American Journal of Distance Education. 2011. - 25 (3), - рр. 135-148.
[11] Норенков И.П. Информационные технологии в образовании / И.П. Норенков, А.М. Зимин // М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. - 352 с.
[12] Семенов О.Ю., Марухленко О.Н. Моделирование физических процессов в курсе информатики /В сборнике: Наука и инновации в совре-
менном мире. Сборник научных статей. Научный редактор А.С. Старун. - Москва, 2019. - С. 105109.
[13] Андреев А.А. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Новые технологии. Открытое образование. -2013.- №5. - С. 40-46.
[14] Mayoka K.G. How can e-learning integration be realized? An exploratory study in Higher Education Institutions. Asian Journal of Computer Science And Information Technotogy. 014. Vol. 4, No. 5, pp. 162170.
[15] Семенов О.Ю. Инновационная методика применения инфографики в учебном процессе / X Международная научно-практическая конференция «Современная наука: теоретический и практический взгляд». Сборник научных трудов. Научный редактор А.Н. Ромеро. - Таганрог, 2018. - С. 33-36.
[16] Rogers D.L. "A paradigm shift: Technology Integration for Higher Education in the New Millennium". Educational Technology Review, 2000, - pp. 19-33.
[17] Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова. - M.: Академия, 2003. - 192 с.
[18] Система дистанционного обучения Moodle. - Электрон. дан. [сайт]. - Режим доступа URL: http://moodle.org/ (дата обращения 17.08.2020)
[19] Щенников С.А. Современная дидактика электронного обучения // Высшее образование в России, Высшее образование в России - №12 -2010. - С. 83.
[20] Семенов О.Ю. Компетентностный подход в проблемном обучении на уроках физики Образование. Технология. Сервис. 2012. Т. 1. № 1 (3). - С. 201-205.
[21] Кибзун А.И., Каролинская С.Н., Шаюков Р.И. Система дистанционного обучения математическим дисциплинам в ВУЗе. Вестник компьютерных и информационных технологий, №4, 2006. -С. 29-36.
[22] Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 308 c.
Spisok literatury:
[1] Kijkova E.V., Lavrushina E.G., Slugina N.L. Ispol'zovanie integrirovannoj obrazovatel'noj sredy v uchebnom processe // Vestnik Tihookeanskogo gosu-darstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2009. № 1 (49). - S. 51-57.
[2] Semenov O.Yu., Dyomko A.I. Primenenie infokommunikacionnyh Smart-tekhnologij v obrazo-vatel'nom prostranstve uchebnogo zavedeniya / Obrazovanie i pravo. 2019. № 8. - S. 293-302.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
[3] Tavgen' I. A. Distancionnoe obuchenie: opyt, problemy, perspektivy. 2-e izd. /Pod redakciej Yu.V. Poznyaka. Mn.: BGU, 2003. - 227 s.
[4] Mal'cev A.O. Sredstva kommunikacij distan-cionnogo obucheniya // Fundamental'nye issledo-vaniya. 2009. № 3 - S. 106.
[5] Polat E.S. Moiseeva M.V., Petrov A.E. Ped-agogicheskie tekhnologii distancionnogo obucheniya / Pod red. E.S. Polat. — M., «Akademiya», 2006. -527 s.
[6] Semenov O.Yu., Maruhlenko O.N. Smart-tekhnologii v fizicheskom eksperimente / V sbornike: Nauka i innovacii v sovremennom mire. Sbornik nauchnyh statej. Nauchnyj redaktor A.S. Starun. - Moskva, 2019. - S. 109-112.
[7] Obrazovatel'nyj portal: [sajt]. URL: https:// infourok.ru/
[8] Maliataki V.V., Vendina A.A. Osobennosti realizacii proektnoj deyatel'nosti studentov v sisteme distancionnogo obucheniya Moodle // Continuum. Matematika. Informatika. Obrazovanie, 2017. № 3 (7). - S. 91-96.
[9] Burns M. Distance Education for Teacher Training: Modes, Models and Methods. (2013) Available from: URL: http://idd.edc.org (date of reference 17.08.2020).
[10] West E.R. Insights from research on distance education learners, learning, and learner support. American Journal of Distance Education. 2011. - 25 (3), - rr. 135-148.
[11] Norenkov I.P. Informacionnye tekhnologii v obrazovanii / I.P. Norenkov, A.M. Zimin // M.: Izd-vo MGTU im. N.E. Baumana, 2004. - 352 s.
[12] Semenov O.Yu., Maruhlenko O.N. Mode-lirovanie fizicheskih processov v kurse informatiki / V sbornike: Nauka i innovacii v sovremennom mire. Sbornik nauchnyh statej. Nauchnyj redaktor A.S. Starun. - Moskva, 2019. - S. 105-109.
[13] Andreev A.A. Distancionnoe obuchenie i distancionnye obrazovatel'nye tekhnologii // Novye
tekhnologii. Otkrytoe obrazovanie. - 2013.- №5. - S. 40-46.
[14] Mayoka K.G. How can e-learning integration be realized? An exploratory study in Higher Education Institutions. Asian Journal of Computer Science And Information Technology. 014. Vol. 4, No. 5, pp. 162-170.
[15] Semenov O.Yu. Innovacionnaya metodika primeneniya infografiki v uchebnom processe / X Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konfer-enciya «Sovremennaya nauka: teoreticheskij i prak-ticheskij vzglyad». Sbornik nauchnyh trudov. Nauchnyj redaktor A.N. Romero. - Taganrog, 2018. - S. 33-36.
[16] Rogers D.L. "A paradigm shift: Technology Integration for Higher Education in the New Millennium". Educational Technology Review, 2000, - pp. 19-33.
[17] Zaharova I.G. Informacionnye tekhnologii v obrazovanii / I. G. Zaharova. - M.: Akademiya, 2003. - 192 s.
[18] Sistema distancionnogo obucheniya Moodle. - Elektron. dan. [sajt]. - Rezhim dostupa URL: http://moodle.org/ (data obrashcheniya 17.08.2020)
[19] Shchennikov S.A. Sovremennaya didak-tika elektronnogo obucheniya // Vysshee obrazovanie v Rossii, Vysshee obrazovanie v Rossii - №12 -2010. - S. 83.
[20] Semenov O.Yu. Kompetentnostnyj podhod v problemnom obuchenii na urokah fiziki Obrazovanie. Tekhnologiya. Servis. 2012. T. 1. № 1 (3). -S. 201-205.
[21] Kibzun A.I., Karolinskaya S.N., SHayukov R.I. Sistema distancionnogo obucheniya matemat-icheskim disciplinam v VUZe. Vestnik komp'yuternyh i informacionnyh tekhnologij, №4, 2006. -S. 29-36.
[22] Muhina S.A., Solov'eva A.A. Sovremennye innovacionnye tekhnologii obucheniya. - M.: GEO-TAR-Media, 2008. - 308 c.
ЮРКОМПАНИ
^ www.law-books.ru
Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:
• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.
• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-ЫЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.
/
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020