Научная статья на тему 'Использование дистанционных технологий по дисциплине "физическая культура и спорт" у студентов вуза'

Использование дистанционных технологий по дисциплине "физическая культура и спорт" у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
997
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / MOODLE (ПРОГРАММА) / PHYSICAL EDUCATION / SPORT / STUDENTS / DISTANCE EDUCATION / MOODLE (PROGRAM)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Ольга Борисовна, Пьянзина Надежда Николаевна, Шнайдер Марина Генриховна

Представлена оценка возможностей использования дистанционных технологий у студентов вуза. Выявлены и обоснованы условия реализации дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» в вузе. Изучен опыт использования дистанционного обучения в зарубежных и российских вузах. Определены возможности применения системы дистанционного обучения Moodle в практике преподавания и апробированы результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Ольга Борисовна, Пьянзина Надежда Николаевна, Шнайдер Марина Генриховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING REMOTE TECHNOLOGIES ON DISCIPLINE “PHYSICAL CULTURE AND SPORTS " AT UNIVERSITY STUDENTS

An assessment of the possibilities of using distance technologies among university students is presented. The conditions for the implementation of distance learning in the discipline "Physical Culture and Sport" at the university are identified and justified. The experience of using distance learning in foreign and Russian universities was studied. The possibilities of using the Moodle distance learning system in the practice of teaching the discipline "Physical Culture and Sport" at the university are determined.

Текст научной работы на тему «Использование дистанционных технологий по дисциплине "физическая культура и спорт" у студентов вуза»

УДК 796.011.3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

У СТУДЕНТОВ ВУЗА

О.Б. Колесникова, Н.Н. Пьянзина, М.Г. Шнайдер

Представлена оценка возможностей использования дистанционных технологий у студентов вуза. Выявлены и обоснованы условия реализации дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» в вузе. Изучен опыт использования дистанционного обучения в зарубежных и российских вузах. Определены возможности применения системы дистанционного обучения Moodle в практике преподавания и апробированы результаты исследования.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, дистанционное образование, студенты, Moodle.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества в целом и каждого гражданина. Приоритетным направлением развития информационно-коммуникационных технологий в долгосрочной перспективе является повышение качества образования на основе информационно-коммуникационных технологий, в том числе расширение их использования для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования [4].

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» статья 13 «Общие требования к реализации образовательных программ» гласит, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Тем самым закон разрешает использование и внедрение новых дистанционных образовательных технологий в различные программы и направления подготовки профессионального образования [6]. Основные критерии эффективной работы образовательной системы отражаются в формировании физической культуры студентов [8].

В настоящее время на фоне ускорения технического прогресса появляются широкие возможности в сфере образования. На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования [3]. Образование, включающее в себя традиционные и дистанционные формы обучения, является гибридной формой перспективного образования [7]. По мнению

А.Н. Лотарева в организации учебного процесса необходимо рационально использовать бюджет времени преподавателей и студентов с целью обоснованного нормирования учебной работы и разработки критериев, позволяющих оценить ход учебного процесса [5]. Введение в образовательный процесс и развитие дистанционных форм обучения способствуют исчезновению временных и пространственных рамок образования. Формирование условий дистанционного обучения является важным требованием качественного образования, что обусловливает актуальность выбранной темы.

Цель исследования - выявить и обосновать условия реализации дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» в вузе.

Для достижения поставленной цели нами определены следующие

задачи:

1. Изучить опыт использования дистанционного обучения в вузах.

2. Определить возможности применения системы дистанционного обучения Moodle в практике преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе.

3. Апробировать результаты исследования.

Объект исследования - процесс обучения дисциплине «Физическая культура и спорт» в вузе.

Предмет исследования - применение средств дистанционного обучения в практике преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе.

Дистанционное обучение является специфической формой получения образования, которая может наряду с другими формами результативно применяться в системе высшего образования. В образовательном процессе применяются как традиционные, так и инновационные средства обучения, в основе которых лежит применение компьютерной техники, телекоммуникаций и других современных информационных технологий.

Решение проблемы выбора платформы для создания системы дистанционного обучения является центральным, и этот выбор зависит от целой цепи факторов: какие требования предъявляются к среде, какие функциональные характеристики должны присутствовать, на каких пользователей ориентирована среда и, что немаловажно, какие средства затрачены для приобретения и поддержки требуемой платформы.

Среди средств дистанционного обучения лидерами по популярности являются: YouTube; GoogleDocs; Skype; Prezi; Moodle; Slideshare; Gloster; Dropbox. Наиболее распространенной в России является система дистанционного обучения Moodle.

Moodle поддерживает почти 80 языков и используется более чем в 30 тыс. учебных заведениях по всему миру. Данная система ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между

преподавателем и обучающимися, но также подходит для организации дистанционных курсов и поддержки очного и заочного обучения.

Применение данной системы позволяет:

- ускорить процесс прохождения тестирования учащимися;

- автоматизировать, а значит уменьшить время анализа и обработки результатов контрольных мероприятий;

- гибко изменять сроки проведения контрольных мероприятий.

Вопросы в тесте могут быть 12 типов:

- верно/неверно;

- краткий ответ, числовой ответ, вложенный ответ;

- множественный выбор, вычисляемый, простой вычисляемый, множественный вычисляемый;

- на соответствие, случайный на соответствие;

- эссе, описание.

П.Г. Бордовский [1] отмечает, что сегодня средства дистанционного обучения широко применяются в традиционном очном и заочном обучении, позволяя выстраивать совершенно новые уникальные модели обучения. Но далеко не всегда возможно преподавать дистанционно специальные дисциплины, подчеркивает автор. Преподавание спортивно -педагогических дисциплин с применением дистанционных образовательных технологий в настоящее время многими специалистами в области физической культуры и спорта ставится под сомнение, зачастую даже в категорической форме, вплоть до запрета применения в них дистанционных образовательных технологий.

К условиям реализации дистанционного обучения относятся:

- подготовленные в полном объеме и в соответствии с ФГОС учебно-методическая база и техническое оснащение;

- гибкое и целесообразное сочетания дистанционных и контактных форм обучения.

Выявление сущностных характеристик дистанционного обучения позволит выстроить эффективную модель образовательного процесса, которая будет доступна всем его участникам. Многие российские вузы используют дистанционные технологии обучения. Анализируя зарубежный опыт использования дистанционного обучения в вузах спортивной направленности, Б.Р. Вафоев и С.Б. Ибрагимов [2] выделяют несколько крупных вузов, позволяющих студентам-спортсменам получить степень бакалавра физической культуры: Университет Восточного Лондона, Университет Центрального Ланкашира (Великобритания), Немецкая Высшая школа спорта (Германия), Тартусский университет (Эстония), Университет Джорджии, Академия спорта (США). Это связанно со следующими предпосылками:

- высокий уровень информатизации общества;

- внедрение новых образовательных стандартов;

- высокая мобильность населения.

С учетом выделенных преимуществ и возможностей дистанционных технологий обучения нами была предпринята попытка выявить и обосновать условия реализации дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» в вузе. Работа проводилась в течение 2018/19 учебного года на базе кафедры физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова». В исследовании приняли участие преподаватели физической культуры вузов, ссузов и школ городов Чебоксары (ЧГУ, ЧГПУ, ЧГСХА, УОР, ЧМК, ЧТТПиК), Волгограда (ВГАФК, ВГСПУ), Москва (РАНХиГС, РУК), а также студенты ЧГУ им. И.Н. Ульянова (г. Чебоксары). Опрос студентов и преподавателей проводился в дистанционном режиме, респонденты отвечали на вопросы с выбором нескольких вариантов ответов.

Представление о дистанционных технологиях обучения имеют 100 % опрошенных, причем используют при работе с обучающимися -

81.3 % преподавателей, из них в системе Moodle работают 59,4 % респондентов. По их мнению, система Moodle обладает рядом преимуществ: позволяет эффективно организовывать учебный процесс и самостоятельную работу обучающихся, активизирует их интерес при использовании современных компьютерных технологий, развивает профессиональные компетенции, обеспечивает ускорение процесса тестирования, способствует сокращению времени обработки результатов, гибкому изменению сроков контрольных мероприятий. Благодаря огромным возможностям преподаватели отдают предпочтение данному средству дистанционного обучения.

Основными целями использования дистанционных технологий преподаватели называют выдачу заданий для самостоятельного выполнения - 70 % и проверку выполненных заданий - 59,4 %.

В качестве основных причин использования дистанционного обучения педагоги указывают: повышение эффективности работы -68,8 %, личное решение - 40 %, решение администрации учебного заведения - 34,4 %.

К достоинствам дистанционного обучения респонденты относят: возможность обучения вне учебного заведения - 68,8 %, индивидуальный гибкий график обучения - 37,5 %, использование современных методик обучения - 28,1 %.

Преподаватели обращают внимание на то, что на подготовку к учебным занятиям в рамках дистанционного обучения на начальном этапе время увеличилось на 34,4 %, а в последующем, напротив, уменьшилось на

59.4 %, на проверку заданий уменьшилось на 87,5 %.

Несмотря на активное использование компьютерных дистанционных технологий в образовательном процессе, 87,5 % респондентов придерживаются традиционной системы с элементами дистанционного обучения.

В 2018/19 учебном году для студентов очной формы обучения медицинского, экономического, юридического, химико-фармацевтического, историко-географического факультетов, а также факультетов иностранных языков, русской, чувашской филологии и журналистики, управления и социальных технологий, информатики и вычислительной техники ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» по теоретическому курсу «Физическая культура и спорт» теоретический зачет был организован в системе Moodle. Зачет включал в себя 30 вопросов, на которые студенты должны были ответить в течение 40 мин. Для успешной сдачи зачета доля правильных ответов должна была составлять не менее 60 %. В тестировании приняли участие около 1000 обучающихся, из которых с первой попытки успешно справились с выполнением тестов 89,7 %, со второй - оставшиеся студенты.

К достоинствам зачета в системе МооШе студенты отметили возможность сдать его вне учебного заведения - 100 % обучающихся; использование современных методик обучения - 62,5 %; получение объективных оценок на основе тестирования - 25 %; дополнительный учебный материал по предмету - 25 %.

При выполнении тестов 25 % студентов отметили недостаточность времени, отведенного на выполнение задания, причем 90 % из них были иностранными студентами, владеющими русским языком. 50 % студентов сказали, что интереснее сдавать зачет дистанционно в системе МооШе, 37,5 % - обычным образом без применения дистанционных технологий. Обучащиеся (87,5 % опрошенных) предпочитают, чтобы обучение проходило в традиционной форме с элементами дистанционного обучения. 12,5 % студентов предпочитают дистанционную форму обучения. Возможно, это связано с трудностью в общении с преподавателем и собственной скромностью, и, в связи с этим, невозможностью реализовать свой образовательный потенциал. Поэтому зачет в системе МооШе помог избежать данных проблем.

Таким образом, в учебных заведениях имеется высококвалифицированный кадровый состав, а также научно-методические разработки для успешной реализации дистанционного обучения. Однако сохраняется ряд проблем, решение которых необходимо для развития системы дистанционного обучения.

Нами выявлено, что преподавателями физической культуры преимущественно используется система дистанционного обучения МооШе. Подводя итоги проделанной работы, проанализировав ответы преподавателей и студентов, приходим к выводу, что мнения педагогов и обучающихся во многих вопросах совпадают. Мнения большинства преподавателей и обучающихся в вопросе использования современных методик обучения и возможности обучения вне учебного заведения как основных достоинств дистанционного обучения, а также при выборе

формы обучения - традиционная форма с элементами дистанционного обучения - совпали. Результаты применения дистанционных технологий преподавателями в большинстве случаев оказываются хорошими, обучающиеся усваивают материал, качественно выполняют контрольные задания, демонстрируют готовность к занятиям, активно работают во время занятия, возможно дальнейшее развитие используемых дистанционных методик.

Анализируя результаты исследования, можно утверждать, что в рамках текущей ситуации в сфере науки и образования целесообразно использовать принципы и методы дистанционного обучения, что позволит внедрять передовые технологии, нацеленные на развитие профессионального обучения в области специальных дисциплин. Таким образом, можно сделать вывод о том, что дистанционное обучение при соблюдении определенных условий обогащает процесс образования, делает его мобильным, быстрым, более эффективным, но в сочетании с традиционным аудиторным (контактным) обучением.

Список литературы

1. Бордовский П.Г. Создание дистанционного обучения в образовательном учреждении сферы физической культуры и спорта // Физическая культура: воспитание образование, тренировка. 2018. № 1. С. 61-63.

2. Вафоев Б.Р., Ибрагимов С.Б. Сравнительный анализ использования дистанционного обучения в вузах спортивной направленности // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Г.Л. Драндрова, А.И. Пьянзина. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. С. 117-122.

3. Егоров В.Н., Грязева Е.Д. Модульное структурирование теоретико-методического содержания дисциплины «Физическая культура» // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2014. Вып. 2. С. 15-20.

4. Колесникова Ю.Д. Формирование условий дистанционного обучения специальным дисциплинам в вузе. Чебоксары, 2018. 96 с.

5. Лотарев А.Н. Роль физической культуры в профессиональной подготовке студентов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2013. Вып. 1. С. 105-111.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [Электронный ресурс]. URL: https:// base.garant.ru/71770012/ (дата обращения: 10.06.2019).

7. Тиосова Т.Н. Пути развития физической культуры и спорта в современной России // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2014. Вып. 4. С. 65-68.

8. Чесноков Н.Н., Грузенкин В.И., Морозов А.П. Повышение качества работы преподавателя физической культуры вуза как ведущий фактор эффективного выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта (на примере СФУ) // Известия Тульского госу -дарственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. Вып. 1. С.116-124.

Колесникова Ольга Борисовна, канд. биол. наук, доц., olgkoles@rambler.ru, Россия, Чебоксары, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова,

Пьянзина Надежда Николаевна, канд. пед. наук, доц., npianzina@mail.ru, Россия, Чебоксары, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова,

Шнайдер Марина Генриховна, канд. пед. наук, доц., shnaydermarina1 @mail.ru, Россия, Чебоксары, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

USING REMOTE TECHNOLOGIES ON DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE AND SPORTS " AT UNIVERSITY STUDENTS

O.B. Kolesnikova, N.N. Pyanzina, V.G. Shnayder

An assessment of the possibilities of using distance technologies among university students is presented. The conditions for the implementation of distance learning in the discipline "Physical Culture and Sport" at the university are identified and justified. The experience of using distance learning in foreign and Russian universities was studied. The possibilities of using the Moodle distance learning system in the practice of teaching the discipline "Physical Culture and Sport" at the university are determined.

Key words: students, physical education and sport, distance education, Moodle.

Kolesnikova Olga Borisovna, candidate of biological sciences, associate professor, olgkoles@rambler. ru, Russia, Cheboksary, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov,

Pyanzina Nadezhda Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, npianzina@mail. ru, Russia, Cheboksary, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov,

Shnayder Marina Genrichovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, shnaydermarina1 @mail, Russia, Cheboksary, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov

Reference

1. Bordovskij P.G. Sozdanie distancionnogo obucheniya v obrazovatel'nom uchrezhdenii sfery fizicheskoj kul'tury i sporta // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie obrazovanie, trenirovka. 2018. № 1. S. 61-63.

2. Vafoev B.R., Ibragimov S.B. Sravnitel'nyj analiz ispol'zovaniya distancionnogo obucheniya v vuzah sportivnoj napravlennosti // Aktual'nye problemy fizicheskoj kul'tury i sporta: materialy VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod red. G.L. Drandrova, A.I. P'yanzina. Cheboksary: Chuvash. gos. ped. un-t, 2019. S. 117-122.

3. Egorov V.N., Gryazeva E.D. Modul'noe strukturirovanie teoretiko-metodicheskogo soderzhaniya discipliny «Fizicheskaya kul'tura» // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2014. Vyp. 2. S. 15 -20.

4. Kolesnikova Yu.D. Formirovanie uslovij distancionnogo obucheniya special'nym disciplinam v vuze. Cheboksary, 2018. 96 s.

5. Lotarev A.N. Rol' fizicheskoj kul'tury v professional'noj podgotovke studentov // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2013. Vyp. 1. S. 105-111.

6. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 23 avgusta 2017 g. № 816 «Ob utverzhdenii Poryadka primeneniya organizaciyami, osushchestvlyayushchimi obrazovatel'nuyu deyatel'nost', elektronnogo obucheniya, distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij pri realizacii obrazovatel'nyh programm» [Elektronnyj resurs]. URL: https:// base. garant.ru/71770012/ (data obrashcheniya: 10.06.2019).

7. Tiosova T.N. Puti razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v sovremennoj Rossii // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2014. Vyp. 4. S. 65-68.

8. Chesnokov N.N., Gruzenkin V.I., Morozov A.P. Povyshenie kachestva raboty prepodavatelya fizicheskoj kul'tury vuza kak vedushchij faktor effektivnogo vypolneniya trebovanij federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta (na primere SFU) // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2017. Vyp. 1. S. 116-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.