Научная статья на тему 'СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 14–15 ЛЕТ'

СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 14–15 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
624
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волейбол / тренировочный процесс / скоростно-силовая подготовка. / volleyball / training process / speed-strength training.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петрова Татьяна Николаевна, Пьянзина Надежда Николаевна, Шиленко Ольга Витальевна, Коняева Анна Игоревна

Выявлены средства и методы воспитания скоростно-силовых способностей юных волейболистов, применяемые в учебно-тренировочном процессе. Представлены результаты экспериментальной работы, доказывающие эффективность целе-направленного использования в тренировочном процессе упражнений силового, скоростного и скоростно-силового характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петрова Татьяна Николаевна, Пьянзина Надежда Николаевна, Шиленко Ольга Витальевна, Коняева Анна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEED-STRENGTH TRAINING OF YOUNG VOLLEYBALL PLAYERS OF 14-15 YEARS

Means and methods of raising the speed-power abilities of young volleyball players used in the educational process are revealed. The results of experimental work are presented, which prove the effectiveness of the targeted use in the training process of exercises of power, speed and speed-power nature.

Текст научной работы на тему «СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 14–15 ЛЕТ»

УДК 796.325 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10109

СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ

Т.Н. Петрова, Н.Н. Пьянзина, О.В. Шиленко, А.И. Коняева

Выявлены средства и методы воспитания скоростно-силовых способностей юных волейболистов, применяемые в учебно-тренировочном процессе. Представлены результаты экспериментальной работы, доказывающие эффективность целенаправленного использования в тренировочном процессе упражнений силового, скоростного и скоростно-силового характера.

Ключевые слова: волейбол, тренировочный процесс, скоростно-силовая подготовка.

Исторически сложилось, что спортивные игры являются наиболее популярными видами физической активности населения. Волейбол куль -тивируется как один из основных видов спорта в системе физического воспитания подрастающего поколения и является составной частью раздела по спортивным играм рабочей программы по физической культуре в школе. Это связано с тем, что волейбол эффективно решает оздорови -тельные, образовательные и воспитательные задачи, поставленные перед физической культурой в образовательных учреждениях любого уровня [4].

Волейбол требует от занимающихся проявления многих двигательных способностей на высоком уровне, особенно скоростно-силовых. Грамотно организованный тренировочный процесс является важным условием для достижения намеченных целей [1]. Это вызывает необходимость совершенствования методического сопровождения, которое обеспечивает повышение эффективности тренировочного процесса [5, 7]. Поэтому содержание специальной физической подготовки с преимущественным акцентом на скоростно-силовую подготовку постоянно совершенствуется [8].

Результативность скоростно-силовой подготовки во многом зависит от выбора рациональных средств и методов тренировки. Для определения их эффективности и целесообразности применения необходим постоянный контроль за происходящими изменениями в показателях скоростно-силовой подготовленности [2].

Проблема исследования состоит в оценке изменений скоростно-силовых способностей волейболистов 14-15 лет вследствие целенаправленного использования упражнений скоростно-силового, скоростного и силового характера.

Целью исследования является выявление эффективности применяемых средств и методов воспитания скоростно-силовых способностей юных волейболистов в учебно-тренировочном процессе.

Методы и организация исследования. Для достижения поставленной цели использовался комплекс методов: теоретический анализ и обобщение литературных и электронных источников по данной проблеме, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа г. Козьмодемьянска» в период с сентября 2018 г. по июнь 2019 г.

В исследовании принимали участие экспериментальная группа, включающая волейболистов 14-15 лет (12 учащихся), занимающихся по разработанной нами программе по волейболу, и контрольная группа, состоящая из 10 подростков этой же возрастной категории, занимающихся по примерной программе для ДЮСШ.

На занятиях в основном использовались повторный и игровой методы развития скоростно-силовых качеств.

Параметры при повторном методе были следующие:

- упражнения выполнялись с интенсивностью выше среднего;

- число серий комплекса упражнений - 2-3;

- интервал отдыха составлял 10-20 с между повторениями в серии и от 30 до 80 с между сериями.

Комплексы состояли из следующих примерных упражнений:

- для развития силы ног - различные прыжки со скакалкой, многоскоки, прыжки с продвижением вперед и с выпрыгиванием вверх; полуприседания с партнером и подъем на носки с партнером на плечах; темповые упражнения с грифом и т. д.;

- для развития взрывной силы туловища и рук - разнообразные броски набивных мячей из разных исходных положений; темповые упражнения для рук с грифом и набивным мячом в сочетании с движениями ног;

- эстафеты и подвижные игры с элементами волейбола [3].

Результаты исследований и их обсуждение. Контрольные срезы

показателей скоростно-силовой подготовленности были проведены в начале педагогического эксперимента (сентябрь 2018 г.) и в конце (июнь 2019 г.) с использованием информативных тестов [6].

Результаты тестирования скоростно-силовой подготовленности юных волейболистов представлены в табл. 1 и 2.

На момент начала эксперимента контрольная и экспериментальная группы являются однородными, не имеют достоверных различий в исследуемых показателях, кроме теста «Челночный бег», и могут участвовать в эксперименте.

Таблица 1

Сравнительные показатели скоростно-силовой подготовленности у подростков 14-15 лет экспериментальной и контрольной групп, занимающихся волейболом, до начала эксперимента (М±т) (сентябрь 2018 г.)

Группа Прыжок вверх Прыжок Челночный бег Бросок мяча

с места со в длину с 3x10 м, с (1 кг) из-за

взмахом рук, места, см головы двумя

см руками сидя, см

Экспериментальная 39±1,3 183±3,2 8,3±0,11 796±10,2

Контрольная 38±0,7 183±2,8 9,0±0,12 784±8,4

Р >0,05 >0,05 <0,05 >0,05

Таблица 2

Сравнительные показатели скоростно-силовой подготовленности у подростков 14-15 лет экспериментальной и контрольной групп, занимающихся волейболом, в конце эксперимента (М±т) (июнь 2019 г.)

Группа Прыжок вверх Прыжок Челночный бег Бросок мяча

с места со в длину с 3x10 м, с (1 кг) из-за

взмахом рук, места, см головы двумя

см руками сидя, см

Экспериментальная 42±0,8 200±3,1 8,2±0,14 838±8,2

Контрольная 39±0,4 185±2,3 8,7±0,17 792±9,4

Р р<0,05 р<0,05 р<0,05 р<0,05

Таким образом, в результате сравнительного анализа показателей скоростно-силовой подготовленности юных волейболистов, полученных экспериментальным путем, мы можем сделать следующие выводы:

1. В показателях теста «Прыжок в вверх с места со взмахом рук» в экспериментальной группе прирост составил 3 см, в контрольной - 1 см. Так как рассчитанное значение критерия больше критического, то различия статистически значимы (рис. 1).

2. Показатели теста «Прыжок в длину с места» в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной группе. Изменения достоверно различны (рис. 2).

3. В следующем виде тестовых упражнений «Челночный бег 3^10 м» на начало эксперимента средние показатели в экспериментальной группе составили 8,3 с, на конец эксперимента - 8,2 с (рис. 3). Однако полученные данные не имеют достоверных различий.

4. Сравнительный анализ показателей теста «Бросок мяча двумя руками из-за головы сидя» показал, что в экспериментальной группе прирост больше, чем в контрольной (в экспериментальной - 42 см, в контрольной - 8 см) (рис.4). Различия достоверно значимы.

Рис. 1. Сравнительный анализ показателей в прыжках в вверх с места со взмахом рук в экспериментальной и контрольной группах

на начало и конец эксперимента

Рис. 2. Сравнительный анализ показателей в прыжках в длину с места в экспериментальной и контрольной группах на начало и конец эксперимента

Рис. 3. Сравнительный анализ показателей в челночном беге 3*10 м в экспериментальной и контрольной группах на начало и конец эксперимента

Рис. 4. Сравнительный анализ показателей в броске мяча двумя руками из-за головы сидя в экспериментальной и контрольной группах

на начало и конец эксперимента

Таким образом, полученные в результате экспериментальной работы данные указывают на то, что целенаправленное использование упражнений скоростного, силового, скоростно-силового характера оказывает достаточно эффективное воздействие. Следовательно, разработанная нами программа также эффективна и ее можно рекомендовать к внедрению в учебно-тренировочную практику по волейболу.

Список литературы

1. Губа В.П., Пустошило П.В., Самойлов А.Б. Исследование показателей функциональной подготовленности игроков студенческой волейбольной команды в годичном цикле подготовки // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 8. С. 65-70.

2. Лосев А.В., Шнейдер В.Ю. Педагогический анализ скоростно-силовых способностей волейболистов на основе прыжковой подготовки // Теория и практика физической культуры. 2019. № 3. С. 90-91.

3. Петрова Т.Н., Швед Л.В., Яковлев Е.А. Совершенствование содержательного обеспечения спортивной подготовки волейболистов 12-15 лет // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2017. С. 335-340.

4. Петрухина А.Ю., Петрова Т.Н. Динамика физической подготовленности волейболисток ЧГПУ // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2016. С. 399-401.

5. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсмена: монография. М.: Спорт, 2019. 656 с.

6. Рязанов А.А., Богданов М.Ю. Развитие скоростно-силовых способностей волейболистов // Вестник Тамбовского университета. 2019. № 178. С. 53-59.

7. Шатунов Д.А., Мостяков Д.В., Петров Р.Е. Методика совершенствования скоростно-силовых способностей спринтеров-легкоатлетов // Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 5. С. 87-95.

8. The Ways to Improve the Technical and Physical Training of 17-18-Year-Old Volleyball Players by Means of Weight Training Exercises / A.V. Novikov [et al.] // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2018. Vol. 10(10). P. 2551-2554.

Петрова Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, доц., tanushapetr@,mail.ru, Россия, Чебоксары, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева,

Пьянзина Надежда Николаевна, канд. пед. наук, доц., npianzina@mail.ru, Россия, Чебоксары, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова,

Шиленко Ольга Витальевна, канд. пед. наук, доц. mailotrof77@,mail.ru, Россия, Чебоксары, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева,

Коняева Анна Игоревна, тренер-преподаватель, karinanoch1992@,mail. ru, Россия, Республика Марий Эл, Козьмодемьянск, Детско-юношеская спортивная школа г. Козьмодемьянска

SPEED-STRENGTH TRAINING OF YOUNG VOLLEYBALL PLAYERS OF 14-15 YEARS T.N. Petrova, N.N. Pyanzina, O. V. Shilenko, A.I. Konyaeva

Means and methods of raising the speed-power abilities of young volleyball players used in the educational process are revealed. The results of experimental work are presented, which prove the effectiveness of the targeted use in the training process of exercises of power, speed and speed-power nature.

Key words: volleyball, training process, speed-strength training.

Petrova Tatiana Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, tanushapetr@,mail. ru, Russia, Cheboksary, Chuvash State Pedagogical University named afterI.Ya. Yakovleva,

Pyanzina Nadezhda Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, npianzina@mail. ru, Russia, Cheboksary, Chuvash State University named after I. N. Ulyanov,

Shilenko Olga Vital'evna, candidate of pedagogic alsciences, associate professor, mailotrof77@,mail. ru, Russia, Cheboksary, Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovleva,

Konyaeva Anna Igorevna, trainer-teacher, karinanoch1992@mail. ru, Russia, Mari El Republic, Kozmodemyansk, Children and Youth Sports School of Kozmodemyansk

References

1. Guba V.P., Pustoshilo P.V., Samojlov A.B. Issledovanie pokazatelej funkcional'noj podgotovlennosti igrokov studencheskoj volejbol'noj komandy v godichnom cikle podgotovki [The study of indicators of functional readiness of students of the student volleyball team in the annual training cycle] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical education. Sport]. 2019. 2019. Issue. 8. P. 65-70.

2. Losev A.V., Shnejder V.Yu. Pedagogicheskij analiz skorostno-silovyh sposobnostej volejbolistov na osnove pryzhkovoj podgotovki [Pedagogical analysis of speed-strength abilities of volleyball players based on hopping training] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture]. 2019. No. 3. P. 90-91.

3. Petrova T.N., Shved L.V., Yakovlev E.A. Sovershenstvovanie soderzhatel'nogo obespecheniya sportivnoj podgotovki volejbolistov 12-15 let [Improving the content of sports training for volleyball players 12-15 years old] // Actual problems of physical culture and sports: materials of the VII Intern. scientific-practical conf. Cheboksary: Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovleva, 2017. P. 335-340.

4. Petruhina A.Yu., Petrova T.N. Dinamika fizicheskoj podgotovlennosti volejbolistok ChGPU [Dynamics of physical fitness of volleyball players of ChSPU] // Actual problems of physical culture and sport: materials of the VI Intern. scientific-practical conf. Cheboksary: Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovleva, 2016. P. 399-401.

5. Platonov V.N. Dvigatel'nye kachestva i fizicheskaya podgotovka sportsmen [Motor qualities and physical preparation of an athlete]: a monograph. M.: Sport, 2019. 656 p.

6. Ryazanov A.A., Bogdanov M.Yu. Razvitie skorostno-silovyh sposobnostej volejbolistov [Development of speed-power abilities of volleyball players] // Vestnik Tambovskogo universiteta [// Bulletin of the Tambov University]. 2019.No 178.P. 53-59.

7. Shatunov D.A., Mostyakov D.V., Petrov R.E. Metodika sovershenstvovaniya skorostno-silovyh sposobnostej sprinterov-legkoatletov [Methodology for improving the speed-power abilities of sprinters-athletes] // Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Tula State University. Physical education. Sport]. 2019. Issue. 5. P. 87-95.

8. The Ways to Improve the Technical and Physical Training of 17-18-Year-Old Volleyball Players by Means of Weight Training Exercises / A.V. Novikov [et al.] // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2018. Vol. 10(10). P. 2551-2554.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.