УДК 796.7012.68 doi: 10.20310/1810-231X-2017-16-2-87-94
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Комендантов Геннадий Анатольевич
Тамбовский государственный технический университет, Россия, Тамбов e-mail: sport@nnn.tstu.ru Шпичко Александр Михайлович
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов Бородин Игорь Викторович МАОУ «Лицей № 29», Россия, г. Тамбов
Волейбол - ациклическая командная игра, где мышечная работа носит взрывной характер. Двигательные действия в волейболе заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках вверх на максимальную и оптимальную высоту, большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к уровню развития физической подготовленности волейболистов, особенно к скоростно-силовым способностям. В целях объективного определения уровня скоростно-силовой подготовленности обучающихся спортсменов и своевременного выявления пробелов в их подготовке целесообразно регулярно проводить комплексное тестирование юных волейболистов. Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений, разработанных ведущими отечественными специалистами, для каждого возраста и тренировочного этапа спортивной подготовки.
Ключевые слова: спортивная подготовка, учебно-тренировочный процесс, скоростно-силовая подготовленность, силовая выносливость, волейболист, методика оценки, тестовый контроль
Развитие физических качеств, необходимых спортсмену в его деятельности, осуществляется в процессе физической подготовки. По мнению Ю. Д. Железняка, в специальной физической подготовке волейболистов ведущее место занимает показатель скоростно-силовой подготовленности и специальной выносливости [1]. Воздействие собственно средств волейбола на физическую подготовленность и развитие, функциональное состояние организма спортсмена полностью зависит от уровня владения навыками игры. Поэтому на начальном этапе подготовки упражнения по технике, тактике и двусторонняя игра не дают должной физической нагрузки на организм занимающихся. Чтобы нагрузка была оптимальной, необходимо дополнять ее широким кругом общеразвивающих и подготовительных упражнений [2].
Для диагностики результативности учебно-тренировочного процесса, в целях объективного определения уровня подготовленности спортсменов и своевременного выявления пробелов в их подготовке целесообразно регулярно проводить комплексное тестирование
волейболистов. При этом используются варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами [3]. Для этого минимум два раза в год в группах проводятся контрольные испытания по различным видам спортивной подготовке волейболистов. Оценка физического развития производится на общепринятой методике биометрических измерений. Уровень подготовленности обучающихся выражается в количественно-качественных показателях по физической, технической, тактической и теоретической подготовленности.
Исследование показателей физического развития волейболистов для каждого возраста, с одной стороны, помогают программировать процесс подготовки, отбор и комплектование учебных групп в возрастном аспекте; с другой стороны - необходимы для осуществления действенного контроля и получения информативных данных, по которым можно эффективно оценить процесс многолетней подготовки в каждый отдельный момент по периодам, этапам.
Контроль в физической культуре и спорте является разновидностью деятельности педа-
гога и необходимым составным элементом целесообразного построения процесса обучения и воспитания занимающихся, управления его результативностью.
Учет получаемых результатов - необходимое условие целенаправленности любого педагогического процесса. Проверка и оценка позволяют определить уровень физической подготовленности, степень развития отдельных физических качеств и сформиро-ванности двигательных навыков. Объективный анализ полученных результатов дает специалистам конкретные данные для оперативного влияния на использование различных средств и методов с целью управления процессом физического воспитания [4].
Сущность контроля в физическом воспитании заключается в определении эффекта педагогических воздействий, т. е. сравнение запланированного и реально достигнутого. Внесение регулярной коррекции в учебный план и процесс его реализации в случае несоответствия и предполагает наличие «принципа перманентного планирования и контроля». Следовательно, проблема управления в процессе занятий физической культурой и спортом решается с помощью аппарата управления, которым является педагогический контроль [5].
Термин «педагогический», прежде всего, подчеркивает, что контроль квалифицированно осуществляется педагогом - специалистом в области физической культуры и спорта - средствами и методами, приобретенными им на базе специального физического образования и практического опыта работы по специальности. Педагогический контроль процесса физического воспитания использует и медико-биологические показатели для всесторонней и углубленной характеристики состояния систем организма [6].
Центральное место в педагогическом контроле занимает двигательная деятельность. Она контролируется по трем направлениям:
- формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;
- развитие физических качеств;
- изменение состояния организма.
Педагогический контроль преимущественно состоит в проверке и оценке вышеперечисленных факторов у занимающихся. Основным средством определения уровня развития физических качеств являются двига-
тельные тесты (контрольные упражнения), а также могут применяться и приборы: тренажеры, динамометры и др.
Так как физическая подготовка волейболистов имеет скоростно-силовую направленность, мы исследовали динамику уровня развития именно этих физических качеств. В исследовании приняли участие 13-14-летние волейболисты, занимающиеся 2-ой год в группах начальной подготовки ТОГБОУ ДО «Областная детско-юношеская спортивная школа».
Этап начальной подготовки характеризуется универсальностью в постановке задач, выборе средств и методов применительно ко всем учащимся, т. е. в это время практически исключается специализация по игровым функциям. На начальном этапе обучения, когда эффективность средств волейбола ещё незначительна (малая физическая нагрузка в упражнениях по технике и в двусторонней игре), объем физической подготовки доходит до 50 % времени, отводимого на учебно-тренировочные занятия.
Для выявления динамики уровня развития скоростно-силовых качеств волейболистов 13-14 лет было проведено педагогическое исследование. Его результаты изучались с помощью анализа данных тестирования занимающихся, которое проводилось в три этапа: в октябре 2016 г., в январе 2017 г. и в апреле 2017 г.
Для выявления динамики развития ско-ростно-силовых качеств мы использовали следующие двигательные тесты:
Оценка скоростных способностей осуществлялась с помощью теста «Бег 30 м с высокого старта». В забеге принимают участие не менее двух человек. По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!» наклоняются вперед и по команде «Марш!» бегут к линии финиша каждый по своей дорожке. Время определяют с точностью до 0,1 с. [7].
Для определения силовых способностей, в частности становой силы волейболистов, мы использовали становую динамометрию. Данный метод подразумевает использование станового динамометра - прибора, который состоит из рукояти, подножки, подклады-ваемой под ноги, троса и измерительного прибора с датчиком и отсчитывающим устройством. Испытуемый должен потянуть ру-
коять на себя и вверх так сильно, как только сможет, при этом, ноги должны быть прямыми в коленях.
Выявление скоростной выносливости осуществлялось с помощью теста «Бег 92 м с изменением направления». На одной стороне волейбольной площадки - на боковых линиях через 3 м от лицевой линии устанавливаются шесть теннисных мячей; старт от середины лицевой линии, игрок касается мяча (ближнего к нему) с правой стороны, возвращается к месту старта, касается рукой мяча (ближнего к нему) с левой стороны, возвращается к месту старта, далее перемещения по этой схеме с касанием следующих мячей; оценивается время перемещения в секундах [8].
Оценка скоростно-силовых способностей была проведена по показателям в нескольких тестах. Тест «Прыжок в длину с места». На площадке проводят линию и перпендикулярно к ней закрепляют сантиметровую ленту (рулетку). Учащийся встает около линии, не касаясь ее носками, затем, отводя руки назад, сгибает ноги в коленях и, оттолкнувшись обеими ногами, сделав резкий мах руками вперед, прыгает вдоль разметки. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Даются три попытки, лучший результат идет в зачет.
Тест «Прыжок вверх с места толчком двух ног».
Вертикальное выпрыгивание выполняется толчком двух ног со взмахом рук. Выполняется не менее 3 попыток. Для оценки бе-
рется средний показатель. Регистрация высоты прыжка осуществляется при помощи контактной платформы и электронного милисе-кундомера, позволяющего регистрировать время безопорной фазы. При отсутствии приборного оборудования можно использовать ленту Абалакова.
Тест «Прыжок вверх с разбега, отталкиваясь двумя ногами». При проведении этого теста обычно применяют «косой экран» системы В. М. Абалакова. В случае отсутствия специального оборудования возможно использование шкалы делений, которую наносят на стену в спортивном зале. Учащийся делает 2-3 шага разбега, затем, отталкиваясь двумя ногами, прыгает вверх, при этом должен как можно выше коснуться рукой стенки. Результат подсчитывается по касанию пальцев испытуемого, из которого вычитается его рост с поднятой вверх рукой. Делается не менее трех попыток.
Тест «Метание набивного мяча (1 кг) из положения сед ноги врозь». Мяч удерживается двумя руками над головой. Из этого положения испытуемый слегка наклоняется назад и метает мяч вперед как можно дальше. Из трех попыток засчитывается лучший результат. Длина метания определяется от воображаемой линии пересечения таза и туловища до ближней точки касания снаряда [9].
Средние показатели проведенных тестирований в октябре, январе и апреле приведены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты тестирования скоростно-силовых качеств волейболистов
№ Физические качества Контрольное упражнение Результаты тестирования
Октябрь, 2015, M±m Январь, 2016, M±m Апрель, 2016, M±m
1 Скоростные способности Бег 30 м, с 5,7±0,3 5,5±0,3 5,2±0,2
2 Силовые способности Становая динамометрия, кг 70±0,7 73±0,6 76,1±0,7
3 Скоростная выносливость Бег 92 м с изменением направлением, с 31,1±0,3 28,8±0,5 28,1±0,3
4 Скоростно-силовые способности Прыжок в длину с места, см 184,8±3,3 193,8±4,3 201,5±3,9
5 Скоростно-силовые способности Прыжок вверх с места толчком двух ног, см 39,8±2,2 43,8±2,6 47±1,5
6 Скоростно-силовые способности «Прыжок вверх с разбега, отталкиваясь двумя ногами» 44±0,4 48,2±0,6 52,4±0,4
7 Скоростно-силовые способности Метание набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками из положения сидя, м 5,9±0,1 6,6±0,1 7,4±0,2
Из результатов таблицы можно констатировать положительную динамику во всех проведенных тестах. При выявлении скоростных способностей прирост показателей в конце года (апрель) относительно показателей, полученных в середине года (январь), составил 5,45 %, а относительно показателей, полученных в начале года (октябрь) - 8,77 % (рис. 1).
Сравнивая результаты трех тестирований, выявляющих уровень развития силовых способностей волейболистов, мы вновь наблюдаем положительные изменения, что говорит о благоприятных воздействиях тренировочного
процесса на физическую подготовленность юных спортсменов, а именно: показатели, полученные в апреле, улучшились на 4,25 % в сравнении с январскими значениями и на 8,71 % в сравнении с октябрьскими (рис. 2).
Показатели тестирования «Бег 92 м с изменением направлением», выявляющего уровень развития скоростной выносливости, проведенные в конце года (апрель), улучшились на 2,43 % относительно тестирования, проведенного в середине года (январь), а относительно тестирования, проведенного в начале года (октябрь) - на 9,97 % (рис. 3).
Рис. 1. Динамика показателей скоростных способностей (бег 30 м, с)
Рис. 2. Динамика показателей силовых способностей (становая динамометрия, кг)
Рис. 3 Динамика показателей скоростной выносливости (бег 92 м с изменением направления, с)
Относительно показателей скоростно-силовых способностей в тестовом упражнении «Прыжок в длину с места» также наблюдается прирост. Результаты тестирования в конце года (апрель) относительно результатов, полученных в середине года (январь), улучшились на 3,97 %, а относительно результатов, полученных в начале года (октябрь) - на 9,06 % (рис. 4).
Анализируя результаты в тестовом упражнении «Прыжок вверх с места толчком двух ног», мы наблюдаем улучшение итоговых апрельских показателей на 7,31 % в срав-
нении с показателями, полученными в январе, и улучшение на 18,09 % в сравнении с показателями, полученными в октябре (рис. 5).
Сравнивая результаты показателей в контрольном упражнении «Прыжок вверх с разбега, отталкиваясь двумя ногами» юных волейболистов, мы вновь можем отметить положительные изменения: показатели, полученные в апреле, улучшились на 8,71 % в сравнении с январскими значениями и на 19,09 % в сравнении с октябрьскими (рис. 6).
октябрь, 2016 январь, 2017 апрель, 2017
Рис. 4 Динамика показателей скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места, см)
Рис. 5. Динамика показателей скоростно-силовых способностей (прыжок вверх с места толчком двух ног, см)
Рис. 6. Динамика показателей скоростно-силовых способностей (прыжок вверх с разбега, отталкиваясь двумя ногами, см)
Показатели тестирований «Метание набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками из положения сидя», выявляющее также уровень развития скоростно-силовых способностей, проведенные в конце года (апрель),
Таким образом, сравнительный анализ результатов тестирований, выявляющих динамику развития волейболистов 13-14 лет групп второго года обучения, показал положительную динамику во всех проведенных контрольных упражнениях. Данное обстоятельство может подтверждать эффективность учебно-тренировочного процесса, который осуществляется в отделении по волейболу исследуемой спортивной школы.
улучшились на 12,12 % относительно тестирования, проведенного в середине года (январь), а относительно тестирования, проведенного в начале года (октябрь) - на 25,42 % (рис. 7).
м)
Для более детального анализа показателей скоростно-силовых способностей юных волейболистов, участвующих в эксперименте, мы посчитали целесообразным проверить итоговые показатели тестирований на соответствие контрольно-переводным нормативам. Результаты сравнительного анализа приведены в таблице 2.
Таблица 2
Рис. 7. Динамика показателей скоростно-силовых способностей (метание набивного мяча из-за головы двумя руками из положения сидя,
Сравнительный анализ итоговых показателей развития скоростно-силовых способностей волейболистов 13-14 лет ГНП-2 с контрольно-переводными нормативами
№ Тестовое упражнение Полученные показатели Норматив Разница, %
1. Бег 30 м, с 5,2±0,2 5,3 +1,92
2. Становая динамометрия, кг 76,1±0,7 75 +1,45
3. Бег 92 м с изменением направления, с 28,1±0,3 28,5 +1,46
4. Прыжок в длину с места, см 201,5±3,9 200 +0,52
5. Прыжок вверх с места толчком двух ног, см 47±1,5 45 +4,44
6. «Прыжок вверх с разбега, отталкиваясь двумя ногами», см 52,4±0,4 51 +2,74
7. Метание набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками из положения сидя, м 7,4±0,2 6,6 +10,18
Результаты данного сравнительного анализа показали следующее. Итоговые показатели тестирований скоростных, силовых способностей и скоростной выносливости волейболистов, принявших участие в эксперименте, полностью соответствуют требованиям нормативов - наблюдается опережение в пределах 2 %.
Однако, при сравнении показателей скоро-стно-силовых качеств в тестовых упражнениях «Прыжок вверх с места толчком двух ног», «Прыжок вверх с разбега, отталкиваясь двумя ногами» и «Метание набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками из положения сидя» отмечается заметное превосходство показате-
лей от переводных требований - на 4,44 %, 2,74 % и 10,18 % соответственно. Также результат в тесте «Прыжок в длину с места» полностью соответствует требованиям контрольно-переводных нормативов (незначительное превышение - 0,52).
Таким образом, сравнительный анализ итоговых показателей скоростно-силовых способностей волейболистов 13-14 лет, занимающихся второй год в группе начальной подготовки, с требованиями контрольно-переводных нормативов еще раз подтверждает эффективность учебно-тренировочного процесса в исследуемой группе юных спортсменов.
Литература
1. Железняк Ю. Д. Юный волейболист. М.,
1998.
2. Фурманов А. Г. Подготовка волейболистов. М., 2007.
3. Названов Н. Т. Педагогический контроль за физической подготовленностью волейболистов. Самара, 1999.
4. Годик М. А. Контроль в процессе спортивной тренировки. М., 2005.
5. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. М., 2004.
6. Вихров К. Л. Педагогический контроль в процессе тренировки. М., 2000.
7. Лях В. И. Тестирование физических качеств детей школьного возраста. М., 2002.
8. Годик М. А. Содержание и организация комплексного контроля. Волейбол. М., 1983.
9. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. М., 2004.
References
1. Zheleznyak Yu. D. Yunyj volejbolist [Young volleyball player]. M., 1998.
2. Furmanov А. G. Podgotovka volejbolistov [Training of volleyball players]. M., 2007.
3. Nazvanov N. T. Pedagogicheskij kontrol' za fizicheskoj podgotovlennost'yu volejbolistov [Pedagogical control of physical fitness of volleyball players]. Samara, 1999.
4. Godik M. A. Kontrol' v protsesse sportivnoj trenirovki [Control in the course of the sports training]. M., 2005.
5. Matveev L. P. Osnovy sportivnoj trenirovki [Bases of sports training]. M., 2004.
6. Vikhrov K. L. Pedagogicheskij kontrol' v protsesse trenirovki [Pedagogical control in the course of the training]. M., 2000.
7. Lyakh V. I. Testirovaniye fizicheskikh kachestv detej shkol'nogo vozrasta [Testing of physical qualities of children of school age]. M., 2002.
8. Godik M. A. Soderzhaniye i organizatsiya kompleksnogo kontrolya. Volejbol [Contents and organization of complex control. Volleyball]. M., 1983.
9. Landa B. Kh. Metodika kompleksnoj otsenki fizicheskogo razvitiya i fizicheskoj podgotovlennosti [Technique of a complex assessment of physical development and physical fitness]. M., 2004.
* * *
TEST CONTROL OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF HIGH-SPEED AND POWER QUALITIES OF VOLLEYBALL PLAYERS AT THE STAGE OF INITIAL PREPARATION
Komendantov Gennady Anatolyevich
Tambov State Technical University, Russia, Tambov e-mail: sport@nnn.tstu.ru Shpichko Aleksandr Mikhaylovich Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov Borodin Igor Viktorovich MAEI «Lyceum № 29», Russia, Tambov
Volleyball - acyclic team game where muscular work has explosive character. Physical actions in volleyball consist in a set of lightning starts and accelerations, in jumps up on the maximum and optimum height, a large number of explosive shock movements at long, fast and almost continuous response to the changing situation that places great demands on the level of development of physical fitness of volleyball players, especially on high-speed and power abilities. For objective determination of level of high-speed and power readiness of the studying athletes and timely identification of gaps in their preparation expediently regularly to hold complex testing of young volleyball players. Diagnostics of results is made in the form of tests and the control exercises developed by the leading domestic experts for each age and a training stage of sports preparation.
Key words: sports preparation, educational and training process, high-speed and power readiness, power endurance, volleyball player, assessment technique, test control
Об авторах:
Комендантов Геннадий Анатольевич, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Тамбовского государственного технического университета
Шпичко Александр Михайлович, тренер, спортклуб Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
Бородин Игорь Викторович, учитель физической культуры МАОУ «Лицей № 29» г. Тамбова About the authors:
Komendantov Gennady Anatolyevich, Senior Teacher of the Physical Training and Sport Department, Tambov State Technical University
Shpichko Aleksandr Mikhaylovich, Trainer, Sports Club of the Tambov State University named after G. R. Derzhavin
Borodin Igor Viktorovich, Teacher of Physical Culture, MAEI «Lyceum № 29», Tambov