Научная статья на тему 'Оценка физической подготовленности студентов-волейболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства'

Оценка физической подготовленности студентов-волейболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1931
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ОЦЕНОЧНЫЕ ТАБЛИЦЫ / СТУДЕНТЫ-ВОЛЕЙБОЛИСТЫ / ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысова Инна Анатольевна, Булыкина Лариса Владимировна

В статье представлены подходы к оценке общей и специальной физической подготовленности студентов, занимающихся волейболом на этапе совершенствования спортивного мастерства. В работе изучен уровень общей физической подготовленности студентов-волейболистов по показателям, характеризующим выносливость, силовые и скоростно-силовые способности. Исследован уровень специальной физической подготовленности спортсменов по наиболее важным для волейболистов двигательным качествам, таких как быстрота, скоростная выносливость, скоростно-силовые и координационные способности. С использованием перцентильного метода разработаны оценочные таблицы общей и специальной физической подготовленности студентов-волейболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства. Предложенный подход рекомендуется использовать в практической работе тренеров студенческих команд по волейболу, в учебном процессе вузов физической культуры при преподавании теории и методики волейбола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лысова Инна Анатольевна, Булыкина Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of physical readiness of the student’s volleyball players at the stage of improvement of sports skills

Approaches are presented in the article to the assessment of the general and special physical readiness of the students who are engaged in volleyball at the stage of improvement of the sports skills. In study, the level of the general physical readiness of students volleyball players by the indicators characterizing endurance, power and high-speed and power abilities has been studied. Level of the special physical readiness of athletes by the most important for volleyball players motive qualities, such as speed, high-speed endurance, high-speed and power and coordination abilities has been investigated. With use of the pertsentilny method the estimated tables for the general and special physical readiness of students volleyball players at the stage of improvement of sports skills have been developed. The offered approach is recommended to be used in the practical work of trainers of college volleyball teams, in the educational process of higher education institutions of physical culture when teaching to the theory and volleyball technique.

Текст научной работы на тему «Оценка физической подготовленности студентов-волейболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства»

- Краснодар-Уфа, 2002. - 24 с.

4. Спицын, В.А. Экологическая генетика человека: Эволюционная адаптация. Профессиональная деятельность. Спортивная геномика. Популяционная фармакогенетика. Мультифактори-альные болезни / В.А. Спицин. - М. : Наука, 2008. - 503 с.

5. Molecular variant of angiotensin gene is associated with coronary atherosclerosis / T. Ishi-gami, T. Iwamoto, K. Tamura, S. Yamaguchi, N. Nyui, K. Kimura, N. Miyazaki, M. Ishii // Circulation. -1995. - V. 91. - Р. 951-954.

6. Lee, M.A. Physiological characterization of the hypertensive transgenic rat TGR (mREN2)27 / M.A. Lee, M. Bohm, M. Paul // Am J Physiol. - 1996. - V. 270. - Р. 919-929.

7. Human gene for physical performance / H.E. Montgomery and al // Nature, 1998, 393: 221222.

REFERENCES

1. Rogozkin, V.A. Nazarov, I.B. Kazakov, V.I. and etc. (2000), "Genetic markers of physical efficiency of the person", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 33-36.

2. Rogozkin, V.A. Astratenkova, I.V., Druzhevskaya, A.M. and Fedotovskaya, O.N. (2005), "Genetic markers predisposed to high-speed and power sports", Theory and practice of physical culture, No. 1, pp. 2-4.

3. Kalakutok, Z.N. (2002), Polymorphism of genes renin-angiotensin-aldosteronovoy of system and risk of essentsialny hypertensia at Adyghe and Russians, dissertation, Krasnodar-Ufa.

4. Spitsyn, V.A. (2008), Ecological genetics of the person: Evolutionary adaptation. Professional activity. Sports genomics. Population pharmogenetic. Multifactorial diseases, Science, Moscow.

5. Ishigami, T., Iwamoto, T., Tamura, K., Yamaguchi, S., Nyui N., Kimura, K., Miyazaki, N., Ishii, M. (1995), "Molecular variant of angiotensin gene is associated with coronary atherosclerosis", Circulation, Vol. 91, pp. 951-954.

6. Lee M.A., Bohm M., Paul M. (1996), "Physiological characterization of the hypertensive transgenic rat TGR (mREN2)27", Am J Physiol., Vol.270, pp. 919 - 929.

7. Montgomery H.E., Marshall R., Hemingway H., Myerson S., Clarkson P., Dollery C.M., Hayward M., Holliman D.E., Jubb M., World M., Thomas E.L., Brynes A.E., Saeed N., Barnard M., Bell J.D., Prasad K., Rayson M., Talmud P.J. & Humphries S.E. (1998), "Human gene for physical performance", Nature, Vol. 393, pp. 221-222.

Контактная информация: mongol_gunde@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.05.2014.

УДК 796.325.015.132.071.2-057.875

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО

МАСТЕРСТВА Инна Анатольевна Лысова, доцент, заведующий кафедрой, Московский гуманитарный университет (МосГУ), Лариса Владимировна Булыкина, доцент, заведующий кафедрой, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

В статье представлены подходы к оценке общей и специальной физической подготовленности студентов, занимающихся волейболом на этапе совершенствования спортивного мастерства. В работе изучен уровень общей физической подготовленности студентов-волейболистов по показателям, характеризующим выносливость, силовые и скоростно-силовые способности. Исследован уровень специальной физической подготовленности спортсменов по наиболее важным для волейболистов двигательным качествам, таких как быстрота, скоростная выносливость, скоростно-силовые и координационные способности. С использованием перцентильного метода разработаны оценочные таблицы общей и специальной физической подготовленности студентов-волейболистов

на этапе совершенствования спортивного мастерства. Предложенный подход рекомендуется использовать в практической работе тренеров студенческих команд по волейболу, в учебном процессе вузов физической культуры при преподавании теории и методики волейбола.

Ключевые слова: физическая подготовленность; оценочные таблицы; студенты-волейболисты; этап совершенствования спортивного мастерства.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p115-119

ASSESSMENT OF PHYSICAL READINESS OF THE STUDENT'S VOLLEYBALL PLAYERS AT THE STAGE OF IMPROVEMENT OF SPORTS SKILLS Inna Anatolyevna Lysova, senior lecturer, department chair, Moscow Humanities University, Larisa Vladimirovna Bulykina, senior lecturer, department chair,

Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

Approaches are presented in the article to the assessment of the general and special physical readiness of the students who are engaged in volleyball at the stage of improvement of the sports skills. In study, the level of the general physical readiness of student's volleyball players by the indicators characterizing endurance, power and high-speed and power abilities has been studied. Level of the special physical readiness of athletes by the most important for volleyball player's motive qualities, such as speed, high-speed endurance, high-speed and power and coordination abilities has been investigated. With use of the pertsentilny method the estimated tables for the general and special physical readiness of student's volleyball players at the stage of improvement of sports skills have been developed. The offered approach is recommended to be used in the practical work of trainers of college volleyball teams, in the educational process of higher education institutions of physical culture when teaching to the theory and volleyball technique.

Keywords: physical readiness, estimated tables, student's volleyball players, stage of improvement of sports skills.

ВВЕДЕНИЕ

Важным аспектом совершенствования процесса физического воспитания студентов высших учебных заведений является научное обоснование эффективной системы управления учебным процессом, внедрение инновационных форм, средств и методов физической культуры в педагогическую практику на основе объективных данных о динамике физической подготовленности студентов. Целенаправленная деятельность человека предполагает учет ее результатов, где одной из форм такого учета являются нормативы. В физическом воспитании они выполняют важную роль, определяя его направленность и желательный уровень спортивной подготовленности. Разработка и обоснование комплекса физической подготовленности студентов в вузах представляет определенный интерес для исследователей, так как оценка выполняет функции ориентации и информирования, отбора, ранжирования и предопределения будущих перспектив в сфере физической культуры и спорта. Объективная оценка физической подготовленности студентов проводится на основании сравнивания результатов измерений, полученных в процессе обследования, с оценочными нормативами, разработанными с учетом гендерных различий и специфики направленности подготовки в вузе [2]. Для качественного улучшения организации физического воспитания в образовательных учреждениях необходимо проведение целенаправленной работы, в основе которой, прежде всего, должна быть диагностика физической подготовленности студентов с последующим прогнозом и принятием коррекцион-ных педагогических мер.

В настоящее время одной из актуальных задач научных исследований является изучение вопросов диагностики физической подготовленности студентов-спортсменов, поскольку у данной категории молодежи отмечаются повышенные нагрузки, связанные

со спортивной тренировкой и образовательной деятельностью в высших учебных заведениях. Спортивная подготовка большинства студентов-спортсменов во время обучения в вузах совпадает с этапом совершенствования спортивного мастерства. Актуальность, социальная и медицинская значимость проблемы адаптации спортсмена к сочетанному влиянию факторов учебного процесса и спортивной тренировки определяется недостаточной изученностью комбинированного воздействия факторов учебно-тренировочного процесса на этапе совершенствования спортивного мастерства. Для эффективного прогнозирования результатов спортивной деятельности необходимо комплексное изучение студента-спортсмена путем врачебно-физиологических, анатомо-антропологических, педагогических и психологических исследований [1].

Анализ проведенной научно-методической литературы позволил заключить, что в практике педагогики физической культуры и спорта накоплен достаточно большой опыт оценки физической подготовленности студентов. Однако современных унифицированных методик и количественных критериев оценки физической подготовленности студентов-спортсменов в стране нет, что и определило актуальность настоящего исследования.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для разработки критериев оценки физической подготовленности студентов-волейболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства использованы педагогические и математико-статистические методы исследования.

Для оценки общей физической подготовленности студентов-волейболистов применяли следующие тесты: прыжок в длину с места; бег на 1000 м; сгибание-разгибание рук в упоре лежа (для девушек); подтягивания на высокой перекладине (для юношей). Показатели специальной физической подготовленности волейболистов определяли по следующему комплексу тестов: бег с изменением направлений на 92 м («елочка»); бег к четырем точкам («конверт»); метание набивного мяча весом 1 кг стоя и сидя двумя руками из-за головы на дальность; прыжок в высоту с места касанием отметки толчком двух ног. При подборе тестов для определения уровня специальной физической подготовленности обследованного контингента опирались на требования Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта волейбол [5] и мнения специалистов о значимости специальных двигательных способностей для волейболистов.

Исследования проведены на базе кафедры физической культуры Московского гуманитарного университета (МосГУ) и кафедры теории и методики волейбола Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ). Всего обследовано 96 студентов-волейболистов в возрасте 17-22 лет, в том числе 38 студентов спортивного отделения по волейболу МосГУ и 58 студентов кафедры теории и методики волейбола РГУФКСМиТ в 2009-2014 гг.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На основе полученных в результате тестирования эмпирических показателей общей и специальной физической подготовленности студентов-волейболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства с помощью перцентильного метода разработана оценочная таблица. Для построения равноинтервальной шкалы использовали группировку интервалов по принципу равенства накопленных частот, переводя полученные значения в перцентили. Интегральную кривую распределения строили по каждому из тестов с учетом половых различий. Полученные данные использовали при построении кумулят, по которым создавали шкалы перцентилей. По шкалам определяли значения нормативных результатов, давая им балльную оценку. Подобные шкалы используют в констатирующих вариантах обследований [4]. Для проведения сравнительного анализа индивидуальных данных по физической подготовленности студентов-волейболистов рассчитывали интервалы, используя пять оценочных зон. При этом в зону «средних» ре-

зультатов включили 50% выборочной совокупности, выше и ниже средних - по 20%, высоких и низких - по 5%. Такой градации придерживаются и другие исследователи [3].

Таблица

№ п/п Результат, уровень

Тест Низкий Ниже сред- Средний Выше сред- Высокий

(5%) него (20%) (50%) него (20%) (5%)

Юноши

1. Прыжок в длину с места, см <260 261-284 285-304 305-319 >320

2. Подтягивания, кол-во раз <5 6-8 9-13 12-15 >16

3. Бег 1000 м, мин, сек >5'03" 4'18"-5'02" 3'23"-4'17" 3'08"-3'22" <3'09"

4. Бег «елочка», сек >25,6 25,2-25,5 24,1-25,1 23,7-24,0 <23,6

5. Бег «конверт», сек >13,3 12,6-13,2 11,7-12,5 11,3-11,6 <11,2

6. Метание набивного мяча сидя, м <11,4 11,5-11,9 12,0-12,7 12,8-14,4 >14,5

7. Метание набивного мяча стоя, м <15,0 15,1-16,9 17,0-18,2 18,3-18,9 >19,0

8. Прыжок в высоту, см <80 81-82 83-85 86-87 >88

Девушки

1. Прыжок в длину с места, см <186 187-214 215-228 229-237 >238

2. Отжимания, кол-во раз <11 12-19 20-27 28-31 >32

3. Бег 1000 м, мин, сек >5'28" 4'40-5'27" 3'57"-4'39" 3'22"-3'56" <3 '21"

4. Бег «елочка», сек >28,2 27,3-28,1 26,1-27,2 25,3-26,0 <25,2

5. Бег «конверт», сек >14,2 13,8-14,1 13,0-13,9 12,5-12,9 <12,4

6. Метание набивного мяча сидя, м <7,6 7,7-7,9 8,0-8,6 8,7-8,9 >9,0

7. Метание набивного мяча стоя, м <14,6 14,7-15,0 15,1-15,6 15,7-15,8 >15,9

8. Прыжок в высоту, см <51 52-56 57-61 62-64 >65

Данная шкала пригодна для сопоставления физической подготовленности студентов-волейболистов в различных регионах России, занимающихся по различным спортивным программам, проведения сравнительного анализа уровня физической подготовленности студентов-волейболистов, обучающихся в вузах в различные временные периоды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, исследована общая и специальная физическая подготовленность студентов-волейболистов (юношей и девушек) на этапе совершенствования спортивного мастерства. С использованием перцентильного метода разработаны оценочные таблицы уровня их физической подготовленности. Полученные данные целесообразно использовать в практической работе тренеров студенческих команд по волейболу, при комплексном педагогическом контроле студентов-волейболистов, для проведения спортивного отбора в сборные команды высших учебных заведений, в учебном процессе вузов физической культуры при преподавании теории и методики волейбола.

ЛИТЕРАТУРА

1. Граевская, Н.Д. Спорт и здоровье / Н.Д. Граевская // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 4. - С. 49-54.

2. Лысова, И.А. Диагностика физической подготовленности студентов вузов гуманитарного и технического профиля / И.А. Лысова, Ю.В. Нечушкин // Знание. Понимание. Умение - М., 2012. - № 3. - С. 270-275.

3. Решетников, Н.В. Обоснование нормативов программы по физическому воспитанию студентов / Н.В. Решетников. - М. : Изд-во ВНИИФК, 1989. - 26 с.

4. Семенов, Л.А. Содержание и нормативные основания оценки физической подготовленности при проведении мониторинга / Л. А. Семенов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - М., 2005. - № 6. - С. 16-20.

5. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта волейбол (утвержден приказом Минспорта России от 30 августа 2013 г. № 680) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1р://хп--Ь1а>!тхк(1Ье2(10с.хп--р1аг - Дата обращения 30.05.2014.

REFERENCES

1. Grayevskaya, N. D. (1996), "Sports and health", Theory and practice of physical culture, Moscow, No 4, рр. 49-54.

2. Lysova, I. A. and Nechushkin, Yu. V. (2012), "Diagnostics of physical readiness of students of higher education institutions of a humanitarian and technical profile", Knowledge. Understanding. Ability, Moscow, No 3, рр. 270-275.

3. Reshetnikov, N.V. (1989), Justification of standards of the program for physical training of students, publishing house "VNIIFK", Moscow.

4. Semenov, L. A. (2005), "The contents and the standard bases of an assessment of physical readiness when carrying out monitoring", Physical culture: education, education, training, Moscow, No 6, pp 16-20.

5. The federal standard of sports preparation by the form sports volleyball (it is approved as Minsport's order of Russia of August 30, 2013 No. 680), available at: http://xn--b1admxkdbe2d0c.xn -p1ai.

Контактная информация: i.a.lysova@mail.ru, larchik84@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.06.2014.

УДК 796.836

МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ САВАТИСТОВ

Геннадий Макарович Максимов, доцент, Геннадий Иванович Мокеев, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой,

Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ)

Аннотация

В статье представлены результаты исследования отражающего модельные характеристики уровня подготовленности саватистов. Оценке подлежали только те показатели состояния, которые актуализируют важнейшие стороны подготовленности спортсменов. При выборе нагрузок в качестве модельных учитывалась не только их величина, но и степень воздействия, а также особенности выполнения.

Ключевые слова: этап предсоревновательной подготовки, модели тренировочных воздействий и подготовленности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p119-122

MODEL CHARACTERISTICS OF THE TRAINING INFLUENCES AND READINESS

OF THE QUALIFIED SAVATIST

Gennady Makarovich Maksimov, the senior lecturer, Gennady Ivanovich Mokeev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Department chairman, Ufa State Aviation Technical University

Annotation

Results of the research of level of readiness of the savatist reflecting the model characteristics are presented in article. Only those indicators of the state, which staticize the most important sides of the readiness of the athletes, were subject to the assessment. At a choice of loadings as the model, it was considered not only their size, but also extent of influence, and feature of performance.

Keywords: stage of precompetitive preparation, model of training influences and readiness.

ВВЕДЕНИЕ

Систематизация модельных характеристик строится на основе обобщенных характеристик и их распределения по степени приоритета в «модели спортсмена». В спортив-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.