Научная статья на тему 'Модель физической подготовленности юных волейболисток'

Модель физической подготовленности юных волейболисток Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1207
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / MODEL / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL READINESS / ЮНЫЕ ВОЛЕЙБОЛИСТКИ / YOUNG FEMALE VOLLEYBALL PLAYERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кудряшов Е. В., Паначев В. Д.

Чем выше уровень развития физических качеств у волейболисток, тем успешнее у них проходит овладение техникой игры. В первую очередь значение имеют физические качества в таком сочетании, как этого требует специфика волейбола. Если уровень развития физических качеств недостаточный, овладение техникой будет происходить менее успешно и потребует много времени. Например, чтобы овладеть навыком приема и передачи мяча двумя руками сверху, нужна определенная сила мышц кистей рук. В противном случае занимающиеся не смогут хорошо овладеть основами волейбола. Если у занимающихся низкий уровень прыгучести, нападающий удар они не смогут изучить быстро и на нужной высоте сетки. В этой связи создание модели физической подготовленности является одной из главных составляющих успешной организации как тренировочного процесса, так и соревновательной деятельности. Материал. Для достижения поставленной цели было проведено тестирование 134 волейболисток различного уровня квалификации от ІІІ до І спортивного разряда. Для оценки уровня развития основных физических качеств было отобрано 20 тестов, характеризующих: быстроту (бег «елочка» 91,6 м); скоростно-силовые качества (прыжок в высоту с места, метание набивного мяча весом 1 кг); прыжковую выносливость; силу (полидинамометрия следующих групп мышц: сгибателя и разгибателя бедра, сгибателя и разгибателя голени, подошвенного сгибателя стопы, суммарного показателя 5 мышечных групп ноги, сгибателя и разгибателя плеча, сгибателя и разгибателя предплечья, мышц кисти, суммарного показателя 5 мышечных групп руки, сгибателя туловища, суммарного показателя 11 исследованных мышечных групп). Методы исследования: анализ научно-методической и специальной литературы, обобщение передового опыта специалистов-практиков в области волейбола, педагогические наблюдения за соревновательной и тренировочной деятельностью, тестирование, методы математической статистики. Результаты. В процессе проведенных исследований, была разработана модель физической подготовленности юных волейболисток, на основе которой можно вносить коррективы в тренировочный процесс на различных этапах многолетнего процесса спортивного совершенствования. Заключение. Полученные данные позволяют отметить, что с ростом квалификации волейболисток повышается уровень развития основных физических качеств, а они, в свою очередь, могут служить ориентирами в процессе контроля за уровнем физической подготовленности юных волейболисток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL READINESS MODEL OF YOUNG FEMALE VOLLEYBALL PLAYERS

The higher the level of physical qualities development of female volleyball players, the more successful they master volleyball technique. Primarily the most important are physical qualities required by the specificity of volleyball. If the development level of physical qualities is low, the technique mastery will be less successful and will require a lot of time. For example, in order to master the skills of ball receiving and passing using two hands from above, a certain strength of hands muscles is required. Otherwise the volleyball players won’t be able to master the basics of good volleyball. If the volleyball players have a low level of spring ability, they will not be able to study quickly and at the desired height of the net the attacking blow. In this regard, the creation of physical readiness model is one of the main components of a successful training process and competitive activity organization. Material. To achieve the set goal, 134 female volleyball players of different qualifications (from the Ist to the IIIrd sports categories) were examined. To assess the development level of the main physical qualities 20 tests were selected, characterizing the following qualities: speed (“fir-tree” running 91.6 m); speed-power qualities (standing high-jump, a stuffed ball throwing (weighing 1 kg)); jumping endurance; power (polydynamometry of the following muscle groups: hip flexor and extensor, crus flexor and extensor, plantar foot flexor, the total index of 5 muscle groups of a leg, shoulder flexor and extensor, forearm and hand muscles flexor and extensor, the total index of 5 muscle groups of a hand, body flexor, the total index of 11 tested muscle groups). Research methods: scientific-methodical and special literature analysis, specialists-practitioner’s advanced experience summarizing in the sphere of volleyball, pedagogical observations over competitive and training activities, testing, methods of mathematical statistics. Results. During the research work physical readiness model of young female volleyball players was developed, on the basis of which the training process can be corrected at different stages of a long-term process of sports perfection. Conclusion. The received data helps to point out, that with the qualification improvement of female volleyball players, the development level of the main physical qualities increases. These physical qualities can be the guiding lines in the process of physical readiness level monitoring among young female volleyball players.

Текст научной работы на тему «Модель физической подготовленности юных волейболисток»

DOI 10.14526/01_1111_08

МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОК

Кудряшов Е.В. - кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет,

г. Пермь

Паначев В.Д. - доктор социологических наук, профессор, Пермский национальный исследовательский политехнический университет,

г. Пермь

PHYSICAL READINESS MODEL OF YOUNG FEMALE VOLLEYBALL

PLAYERS

Kudryashov E.V. - candidate of pedagogics, associate professor, Perm National Research Polytechnic University,

Perm

Panachev V.D. - doctor of sociological, professor, Perm National Research Polytechnic University,

Perm

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: модель, физическая подготовленность, юные волейболистки.

Аннотация. Чем выше уровень развития физических качеств у волейболисток, тем успешнее у них проходит овладение техникой игры. В первую очередь значение имеют физические качества в таком сочетании, как этого требует специфика волейбола. Если уровень развития физических качеств недостаточный, овладение техникой будет происходить менее успешно и потребует много времени. Например, чтобы овладеть навыком приема и передачи мяча двумя руками сверху, нужна определенная сила мышц кистей рук. В противном случае занимающиеся не смогут хорошо овладеть основами волейбола. Если у занимающихся низкий уровень прыгучести, нападающий удар они не смогут изучить быстро и на нужной высоте сетки. В этой связи создание модели физической подготовленности является одной из главных составляющих успешной организации как тренировочного процесса, так и соревновательной деятельности.

Материал. Для достижения поставленной цели было проведено тестирование 134 волейболисток различного уровня квалификации - от III до I спортивного разряда. Для оценки уровня развития основных физических качеств было отобрано 20 тестов, характеризующих: быстроту (бег «елочка» 91,6 м); скоростно-силовые качества (прыжок в высоту с места, метание набивного мяча весом 1 кг); прыжковую выносливость; силу (полидинамометрия следующих групп мышц: сгибателя и разгибателя бедра, сгибателя и разгибателя голени, подошвенного сгибателя стопы, суммарного показателя 5 мышечных групп ноги, сгибателя и разгибателя плеча, сгибателя и разгибателя предплечья, мышц кисти, суммарного показателя 5 мышечных групп руки, сгибателя туловища, суммарного показателя 11 исследованных мышечных групп).

УДК 796.1

Методы исследования: анализ научно-методической и специальной литературы, обобщение передового опыта специалистов-практиков в области волейбола, педагогические наблюдения за соревновательной и тренировочной деятельностью, тестирование, методы математической статистики.

Результаты. В процессе проведенных исследований, была разработана модель физической подготовленности юных волейболисток, на основе которой можно вносить коррективы в тренировочный процесс на различных этапах многолетнего процесса спортивного совершенствования.

Заключение. Полученные данные позволяют отметить, что с ростом квалификации волейболисток повышается уровень развития основных физических качеств, а они, в свою очередь, могут служить ориентирами в процессе контроля за уровнем физической подготовленности юных волейболисток.

Keywords: a model, physical readiness, young female volleyball players.

Annotation. The higher the level of physical qualities development of female volleyball players, the more successful they master volleyball technique. Primarily the most important are physical qualities required by the specificity of volleyball. If the development level of physical qualities is low, the technique mastery will be less successful and will require a lot of time. For example, in order to master the skills of ball receiving and passing using two hands from above, a certain strength of hands muscles is required. Otherwise the volleyball players won't be able to master the basics of good volleyball. If the volleyball players have a low level of spring ability, they will not be able to study quickly and at the desired height of the net the attacking blow. In this regard, the creation of physical readiness model is one of the main components of a successful training process and competitive activity organization.

Material. To achieve the set goal, 134 female volleyball players of different qualifications (from the Ist to the IIIrd sports categories) were examined. To assess the development level of the main physical qualities 20 tests were selected, characterizing the following qualities: speed ("fir-tree" running 91.6 m); speed-power qualities (standing high-jump, a stuffed ball throwing (weighing 1 kg)); jumping endurance; power (polydynamometry of the following muscle groups: hip flexor and extensor, crus flexor and extensor, plantar foot flexor, the total index of 5 muscle groups of a leg, shoulder flexor and extensor, forearm and hand muscles flexor and extensor, the total index of 5 muscle groups of a hand, body flexor, the total index of 11 tested muscle groups).

Research methods: scientific-methodical and special literature analysis, specialists-practitioner's advanced experience summarizing in the sphere of volleyball, pedagogical observations over competitive and training activities, testing, methods of mathematical statistics.

Results. During the research work physical readiness model of young female volleyball players was developed, on the basis of which the training process can be corrected at different stages of a long-term process of sports perfection.

Conclusion. The received data helps to point out, that with the qualification improvement of female volleyball players, the development level of the main physical qualities increases. These physical qualities can be the guiding lines in the process of physical readiness level monitoring among young female volleyball players.

Введение. Международные

соревнования различного ранга показывают, что к игрокам сборных команд значительно возросли требования по физической, технической, тактической, психологической, функциональной,

интегральной, игровой подготовленности. Все это требует коррекции системы подготовки молодых спортсменов и

поиска более эффективных и нетрадиционных методов

совершенствования различных сторон подготовленности [3; 4].

Одним из основных направлений повышения эффективности процесса спортивной тренировки является моделирование показателей,

составляющих мастерство спортсмена, на

основе объективизации знаний о количественной структуре

подготовленности и соревновательной деятельности, разработки их модельных характеристик [3].

Актуальность. Чем выше у волейболисток уровень развития физических качеств, тем успешнее у них проходит овладение техникой игры. В первую очередь, значение имеют физические качества в таком сочетании, как этого требует специфика волейбола. Если уровень развития физических качеств недостаточный, овладение техникой будет происходить менее успешно и потребует много времени. Например, чтобы овладеть навыком приема и передачи мяча двумя руками сверху, нужна определенная сила мышц кистей рук. В противном случае занимающиеся не смогут хорошо овладеть основами волейбола. Если у занимающихся низкий уровень

прыгучести, нападающий удар они не смогут изучить быстро и на нужной высоте сетки [1; 2; 6].

Физическая подготовленность спортсмена характеризуется повышенной работоспособностью, в особенности в тех упражнениях, в которых он специализируется. Подготовленность спортсмена должна возрастать из года в год, несколько снижаясь в переходный период в связи с прекращением или уменьшением на некоторое время тренировки в избранном виде спорта. Таким образом, создание модели физической подготовленности является необходимым фактором для эффективной организации тренировочного процесса и создания последующих успешных условий для участия в соревнованиях [3; 5].

Цель исследования: разработать модель физической подготовленности юных волейболисток.

Методы исследования:

6. Анализ научно методической и специальной литературы.

7. Обобщение передового опыта специалистов-практиков в области волейбола.

8. Педагогические наблюдения за соревновательной и тренировочной деятельностью.

9. Тестирование.

10. Методы математической статистики.

Организация исследований. Для

достижения поставленной цели было проведено тестирование 134

волейболисток различного уровня квалификации - от Ш до I спортивного разряда. Для оценки уровня развития основных физических качеств было отобрано 20 тестов, характеризующих: быстроту (бег «елочка» 91,6 м); скоростно-силовые качества (прыжок в высоту с места, метание набивного мяча весом 1 кг); прыжковую выносливость; силу (полидинамометрия следующих групп мышц: сгибателя и разгибателя бедра, сгибателя и разгибателя голени, подошвенного сгибателя стопы, суммарного показателя 5 мышечных групп ноги, сгибателя и разгибателя плеча, сгибателя и разгибателя предплечья, мышц кисти, суммарного показателя 5 мышечных групп руки, сгибателя туловища, суммарного показателя 11 исследованных мышечных групп).

Результаты исследований и их обсуждение. Рассматривая результаты исследований, приведенные в таблице 1, видим, что с ростом квалификации у волейболисток улучшается результат в тесте «быстрота перемещений» (бег «елочка») - с 29,7 с. у спортсменок Ш разряда до 25,18 с. у спортсменок I разряда. При этом отмечается стабилизация данного показателя на уровне Ш и II разрядов и наибольший прирост у перворазрядниц.

Исследования уровня развития скоростно-силовых качеств дали такие результаты: метание набивного мяча в прыжке и с места показали статистически значимое улучшение от III до I спортивного разряда (<0,05, <0,01). Тест «высота доставания в прыжке», изменяясь от 2,57 м на уровне III разряда до 2,76 м у перворазрядниц, также показал статистически значимое изменение

результата (<0,05, <0,01). Прыжковая выносливость, улучшаясь от разряда к

разряду, составляла соответственно.

6,6; 8

2; 10,4 Таблица 1

Модель физической подготовленности волейболисток различной квалификации

Виды контрольных испытаний (тестов)

I

разряд

Х±

mx

P

II

разряд

х±

mx

P

III

разряд

х±

mx

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Бег «елочка», с. Метание набивного мяча весом 1кг: сидя, м в прыжке, м Прыжок в высоту с места, см

Высота доставания в прыжке, м Прыжковая выносливость, количество раз Сгибателя бедра Разгибателя бедра Сгибателя голени Разгибателя голени Подошвенного сгибателя стопы 5 мышечных групп ноги Разгибателя плеча Сгибателя плеча Разгибателя предплечья Сгибателя предплечья Мышц кисти 5 мышечных групп руки Сгибателя туловища 11 мышечных групп

25,18 + 0,12

7,98 ±0,16 12,53 ± 0,24 47,66 ± 1,07

2,76 ±0,01 10,4 + 0,02

0,53 + 0,01 1,56 + 0,04 0,38 + 0,01 0,64 + 0,01 1,64 ±0,02 4,75 + 0,06 0,57 + 0,1 0,36 + 0,01 0,25 + 0,02 0,46 + 0,01 0,46 + 0,11 2,1 + 0,02 0,41 + 0,01 7,26 + 0,02

<0,01

<0,05 <0,05

<0,05

<0,05 <0,05 <0,01 >0,05 <0,01

>0,05 >0,05 >0,05 <0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 <0,01 <0,01

28,5 ±0,15

7,51 ±0,08 12,43 ± 0,17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48,9 ±0,44

2,65 ±0,45 8,2 + 0,4

0,34 + 0,01 1,49 + 0,03 0,24 + 0,01 0,61 ±0,02 1,89 ±0,03 4,57 ±0,08 0,52 ±0,01 0,3 8 ±0,01 0,29-0-01 0,44 ±0,06 0,42 ±0,02 2,05 ± 0,04 0,3 8 ±0,01 7,0 ±0,03

0,01

<0,01 <0,01

<0,01

<0,05 <0,01 >0,05 <0,01 >0,05

<0,05 <0,05 <0,01 >0,05 <0,01 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05

29,7 ±0,12

6,09 ±0,09 9,03 ±0,17

44,18 ±0,47

2,57 ±0,01 6,6 ±0,3

0,32 ±0,01 1,16 + 0,01 0,28 ±0,01 0,54 ±0,01 1,38 ±0,02 3,68 ±0,03 0,51 ±0,01 0,32 ±0,02 0,27 ±0,01 0,37± 0,15 0,42 __ 1,89 ±0,03 0,36 ±0,01 5,93 ±0,01

Анализ данных силовой

подготовленности позволяет отметить тенденцию к увеличению относительной силы от III до I спортивного разряда следующих мышечных групп: разгибателя бедра, разгибателя голени, разгибателя плеча, сгибателя предплечья, силы мышц кисти. Особенно четко рост относительной силы с повышением квалификации волейболисток заметен по суммарным показателям 5 мышечных групп ноги, 5 мышечных групп руки. Статистически

значимым оказался суммарный показатель относительной силы 11 мышечных групп, т.е. всех исследованных мышечных групп, он изменялся от 5,93 у спортсменок Ш разряда до 7,26 у перворазрядниц (<0,05, <0,01).

Известно, что ловкость

определяется способностью быстро овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Пытаясь

определить различия в развитии этого качества у волейболисток различной квалификации, использовали следующий тест. Испытуемые выполняли метание набивного мяча весом 1 кг в прыжке из-за головы двумя руками с поворотом на 180 о вправо, а затем влево. Определялась разность между дальностью бросков с поворотом влево и вправо. Результаты статистической обработки показали, что с ростом квалификации волейболисток разность между дальностью бросков изменяется волнообразно, при этом статистически недостоверными оказались различия между мастерами спорта и перворазрядниками, спортсменками

второго и третьего разрядов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В процессе проведенного исследования была разработана модель физической подготовленности юных волейболисток, на основе которой можно вносить коррективы в тренировочный процесс на различных этапах многолетнего процесса спортивного совершенствования.

2. Полученные данные позволяют отметить, что с ростом квалификации волейболисток повышается уровень развития основных физических качеств, а они, в свою очередь, могут служить ориентирами в процессе контроля за уровнем физической подготовленности юных волейболисток.

Литература

1. Жула, В. П. Развитие двигательных умений студентов при выполнении передачи мяча двумя руками снизу в процессе занятий волейболом / В. П. Жула // Физическое воспитание студентов. - 2014. - № 6. - С. 13-16.

2. Кузнецова, З.М. Модель подготовки волейболистов к преодолению препятствий и трудностей, неожиданно возникающих в соревновательной деятельности / З.М. Кузнецова, Г.А. Камалиева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - № 2(19). - С. 38-44.

3. Кронников, Н. Д. Подвижные игры при обучении волейболу / Н. Д. Кронников //

Физическая культура в школе. - 2013. - № 7. - С. 45-49.

4. Кудряшов, Е В. Построение и контроль тренировочного процесса в волейболе : монография / Е. В. Кудряшов. - Луганск, 2005. -254 с.

5. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. -К. : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

6. Степанова, В. В. Формирование навыков игры в волейбол детей 10-12 лет секции волейбола / В. В. Степанова // Современные проблемы физической культуры и спорта : Материалы вузовской научно -практической конференции школьников, студентов, магистрантов, аспирантов. ФГБОУ ВПО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта». - Киров, 2014. - С. 135-139.

7. Железняк, Ю. Д. Волейбол. Теория и методика подготовки / Ю. Д. Железняк. -Барселона, 1993. - 438 с.

References

1. Zhula V. P., Fizicheskoe vospitanie studentov, 2014, No.6, pp. 13-16.

2. Kuznetsova Z.M., Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kultury i sporta, 2011, No. 2(19), pp. 38-44, available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=16457435

3. Kronnikov N. D., Fizicheskaya kul'tura v shkole, 2013, No.7, pp. 45-49.

4. Kudryashov E. V., Postroenie i kontrol' trenirovochnogo protsessa v voleibole [Training process organization and control in volleyball], Lugansk, 2005. 254 p.

5. Platonov V. N., Sistema podgotovki sportsmenov v olimpiiskom sporte. Obshchaya teoriya i ee prakticheskie prilozheniya [The system of sportsmen training in the Olympic sport. General theory and its practical applications], K. : Olympic literature, 2004. 808 p.

6. Stepanova V. V., Sovremennye problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Modern problems of physical culture and sport ]: Materials of the Institute Scientific-Practical conference among schoolchildren, students, master's degree, graduate students, Kirov, 2014, pp. 135-139.

7. Zheleznyak Y. D., Voleibol. Teoriya i metodika podgotovki [Volleyball. Theory and methodology of training], Barcelona, 1993, 438 p.

Статья поступила в редакцию: 8.05.2015г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.