Научная статья на тему 'Использование межпредметной интеграции физики и информатики при обучении студентов-спортсменов дисциплине «Естественнонаучные основы физической культуры и спорта: физика»'

Использование межпредметной интеграции физики и информатики при обучении студентов-спортсменов дисциплине «Естественнонаучные основы физической культуры и спорта: физика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНФОРМАТИКА / ФИЗИКА / СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / ПЛАТФОРМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE / ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION / COMPUTER SCIENCE / PHYSICS / STUDENT ATHLETES / DISTANCE LEARNING PLATFORM MOODLE / A VIRTUAL LEARNING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хадиуллина Резеда Ринатовна, Галяутдинов Марат Ильдарханович

В статье рассматриваются возможности межпредметной интеграции физики и информатики при обучении студентов-спортсменов дисциплине: «Естественнонаучные основы физической культуры и спорта: физика». Авторами приводятся примеры практических заданий по физике, реализуемых в условиях виртуальной образовательной среды вуза физической культуры с использованием инструментов платформы дистанционного обучения Moodle, приложений Smart-notebook, HotPotatoes, мультимедийного контента Scorm, конструктора интерактивных заданий Learning Apps.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хадиуллина Резеда Ринатовна, Галяутдинов Марат Ильдарханович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE INTERDISCIPLINARY INTEGRATION PHYSICS AND COMPUTER SCIENCE AT TRAINING STUDENT-ATHLETES DISCIPLINE «AND PURE BASIS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS: PHYSICS»

The article considers the possibility of interdisciplinary integration of physics and computer science in teaching the discipline of student-athletes, «Pure foundations of physical culture and sports physics». The author gives examples of practical tasks in physics implemented in a virtual educational environment of high school physical training with use of tools of distance learning platform Moodle, applications Smart-notebook, Hot Potatoes, multimedia content Scorm, interactive designer jobs Learning Apps.org.

Текст научной работы на тему «Использование межпредметной интеграции физики и информатики при обучении студентов-спортсменов дисциплине «Естественнонаучные основы физической культуры и спорта: физика»»

УДК 37.378.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ ДИСЦИПЛИНЕ «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: ФИЗИКА»

Р.Р. Хадиуллина, М.И. Г аляутдинов

Аннотация. В статье рассматриваются возможности межпредметной интеграции физики и информатики при обучении студентов-спортсменов дисциплине: «Естественнонаучные основы физической культуры и спорта: физика». Авторами приводятся примеры практических заданий по физике, реализуемых в условиях виртуальной образовательной среды вуза физической культуры с использованием инструментов платформы дистанционного обучения Moodle, приложений Smart-notebook, HotPotatoes, мультимедийного контента Scorm, конструктора интерактивных заданий Learning Apps.org.

Ключевые слова: межпредметная интеграция, информатика, физика, студенты-спортсмены, платформа дистанционного обучения Moodle, виртуальная образовательная среда.

USE INTERDISCIPLINARY INTEGRATION PHYSICS AND COMPUTER SCIENCE AT TRAINING STUDENT-ATHLETES DISCIPLINE «AND PURE BASIS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS: PHYSICS»

R.R. Hadiullina, M.I. Galyautdinov

Abstract. The article considers the possibility of interdisciplinary integration of physics and computer science in teaching the discipline of student-athletes, «Pure foundations of physical culture and sports physics». The author gives examples of practical tasks in physics implemented in a virtual educational environment of high school physical training with use of tools of distance learning platform Moodle, applications Smart-notebook, Hot Potatoes, multimedia content Scorm, interactive designer jobs Learning Apps.org.

Keywords: interdisciplinary integration, computer science, physics, student athletes, distance learning platform

Moodle, a virtual learning environment.

Интеграционные процессы затрагивают многие аспекты экономико-политического и социокультурного развития общества, в том числе, и в области высшего профессионального образования: интеграция образования, науки и производства [1], интеграция дидактики и инженерии [14], межпредметная интеграция [9] и др. Использование межпредметной интеграции дисциплин (например, информатики и физики) становится необходимым при обучении студентов, вынужденных длительное время отсутствовать на аудиторных занятиях. К таким студентам, например, можно отнести спортсменов, находящихся на спортивных сборах и соревнованиях. Несмотря на территориальную удаленность от преподавателя и учебного заведения, изучение студентами различных дисциплин возможно в условиях виртуальной образовательной среды вуза [12], [13] благодаря сформированным у них самообразовательным умениям и навыкам работы с информационными ресурсами[3].

Формирование таких навыков происходит при изучении студентами информатики на первом курсе обучения. Сформированные на начальном этапе учебные умения и навыки (УН) работы на персональном компьютере, подразумевающие овладение основами компьютерной грамотности, работу с программами Microsoft Office, трансформируются в обобщенные умения и навыки (ОУН), позволяющие решать различные практические задачи с использованием персонального компьютера и программных продуктов. Далее сформированные ОУН трансформируются в самообразовательные умения и навыки (СУН), так как позволяют студентам-спортсменам самостоятельно изучать как отдельные модули дисциплины «Информатика», так и других дисциплин, например, «Физики». Такой процесс приводит к формированию определенного уровня обученности студента-спортсмена (УОС) по различным дисциплинам (информатики, физики и др.), оценить который позволяет система

балльно-рейтингового оценивания знаний студентов [5], [6], [10] и модульно-

компетентностный подход [4], [7], [11].

Наиболее оптимальная реализация сформированных самообразовательных умений и навыков работы с информационными ресурсами возможна благодаря использованию инструментов платформы дистанционного обучения Moodle, позволяющих обучающимся получать равные образовательные возможности - доступ к качественному образованию вне зависимости от состояния здоровья (адаптационный период после травм), формы обучения студента-спортсмена и т.д. При этом процесс обучения для студентов-спортсменов становится более комфортным благодаря возможности осуществлять ими учебно-познавательный процесс в удобном для себя темпе, в соответствии с графиком тренировок и соревнований [8].Таким образом, дальнейшим результатом реализации дидактической цепочки (УН^ОУН^СУН^УОС) может являться способность студента-спортсмена в планировании, организации и контроля индивидуальной образовательной траектории, содержащей тренировочно-соревновательную, учебно-познавательную, социально-

коммуникативную деятельности [12].

Использование инструментов платформы дистанционного обучения Moodle, а также приложений Smart-notebook, Hot Potatoes, мультимедийного контента Scorm, конструктора интерактивных заданий Learning Apps.org вносит интерактивность в процесс обучения, создавая взаимодействие не только между студентом и преподавателем, но и между самими студентами [2]. На примере изучения дисциплины: «Естественнонауч-

ные основы физической культуры и спорта: физика» приведем разработанные авторские интерактивные задания.

1. Используя инструмент платформы Moodle «Лекция» пройти интерактивный опрос по теме «Основы кинематики материальной точки» (рис.1).

2. Используя программу SMART-Notebook выполнить задание на соответствие: перевести в систему СИ величину скорости (рис.2).

3. Используя приложение JCloze программы Hot Potatoes заполнить пропуски слов в определениях законов физики (рис.3).

4. Используя конструктор интерактивных заданий LearningApps.org распределите формулы по разделам физики: «Кинематика» и «Динамика» (рис.4).

Опрос по лекции_№1_Основы кинематики материальной’

Тайнер отображается только для студента. Чтобы протестировать таймер, зайдите под именем студенте

Попытка: 2

Что изучает механика?

О Механика -ато наука о движении и взаимодействии молекул.

© Механика - это наука о движении и взаимодействии макроскопических тел (макроскопическое тел состоящее из большого числа молекул).

© Механика -это наука о движении и взаимодействии микроскопических тел.

Рисунок 1. Задание, созданное с помощью инструмента платформы Moodle «Лекция»

Рисунок 2. Задание, созданное с помощью программы SMART-Notebook Определения_Ввести пропущенные слова О Gap-fill exercise

FI n al the gaps, then press "Check" to check your answers. Use the "Hnt" button to get a free letter if an answer is gvng i trouble. You can also cbck on the "[?]" button to get a due. Note that you wl lose ponts if you ask for hrits or dues!

каждому есть противодействие;

сумма импульсов тел в ситеме остается

сила упругости направлена

сила тока* направленное движение

напряжению и деформирующей силы;

частиц;

при любых взаимодействиях;

сопротивлению;

Check Hint

Рисунок 3. Задание, созданное с помощью приложения JCloze программы Hot Potatoes

■ВШГ

Рисунок 4. Задание, созданное с помощью конструктора интерактивных заданий Learning Apps.org

Использование межпредметной интеграции информатики и физики (самообразовательные умения и навыки работы с информационными ресурсами, интерактивные задания и др.) позволяет студентам-спортсменам осуществлять учебнопознавательный и социально-

коммуникативный процессы параллельно с тренировочно-соревновательной деятельностью, что, по сути, представляет собой оптимальную реализацию ими индивидуальных образовательных траекторий в условиях виртуальной образовательной среды вуза.

Литература:

1. Интеграционные процессы в современном профессиональном образовании: коллективная монография / Г.В. Мухаметзянова и др.; под. ред. Г.В. Мухаметзяновой // Казань: Печать-сервис XXI век, 2013. - 356 с.

2. Исаев, Д.А. Организация образовательного процесса на основе эффективного использования комбинации современных образовательных технологий / Д.А. Исаев, Н.А. Исаева // Школа будущего, 2012. - № 2. - С. 85-88.

3. Камалеева, А.Р. Концепция формирования самообразовательных умений, навыков и основных естественно-научных компетенций учащейся молодежи в процессе непрерывного естественно -научного образования / А.Р. Камалеева // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2012. - № 2. - С. 139 - 146.

4. Левина, Е.Ю. Развитие модульно - компе-тентностного подхода в профессиональном образовании / Е.Ю. Закирова, Е.Ю. Левина // EuropeanSocialScienceJournal, 2013. - № 9-3 (36). -С. 80-87.

5. Маряшина, И.В. Балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения в преподавании курса физики. Часть 1 / И.В. Маряшина, Т.З. Мухутдинова, Л.Р. Храпаль, А.Р. Камалеева // Вестник Казанского технологического университета, 2012. - Т.15. - № 9. - С. 340-343.

6. Маряшина, И.В. Балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения в преподавании курса физики. Часть 2 / И.В. Маряшина, Т.З. Мухутдинова, Л.Р. Храпаль, А.Р. Камалеева // Вестник Казанского технологического университета, 2012. - Т.15. - № 9. - С. 344-348.

7. Мухаметзянова, Ф.Ш. Проектирование содержания инновационных учебных курсов на основе модульнокомпетентностного подхода в профессиональном образовании / Ф.Ш. Мухаметзянова, Л.Р. Храпаль, Л.В. Худакова, Н.В. Ентураева, К.Ш. Шарифзянова // В мире научных открытий, 2014. -№5.1(53). - С. 415-424.

8. Мухутдинова, Т.З. Информатизация образования - путь к решению глобальной экологической проблемы / Т.З. Мухутдинова, Л.Р. Храпаль, А.Р. Камалеева, Г.М. Низамутдинова / Вестник Казанского технологического университета, 2012. -Т.15. - №22. - С. 224-227.

9. Назарова, Н.М. Понятие интеграция в специальной педагогике / Н.М. Назарова // Понятийный аппарат педагогики и образования. - Екатеринбург, 1998. - Вып. 3. - С. 262.

10. Положение о балльно-рейтинговой оценке знаний студентов ФГБОУ ВПО Поволжская ГАФ-КСиТ / Принято решением Ученого совета ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ» от 5.09.2013г. -протокол №1. - 16 с.

11. Пурышева, Н.С. Влияние модульной технологии на качество результатов обучения / Н.С. Пурышева, А.В. Черных // Школа будущего, 2013. - № 2. - С. 76-81.

12. Хадиуллина, Р.Р. Виртуальная образовательная среда в вузах физической культуры / Р.Р. Хадиуллина, М.И. Галяутдинов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - №3. - С. 68-70.

13. Хайбуллин, Р.Р. Стратегия создания интеллектуально-мотивационной образовательной среды в общеобразовательном учреждении / Р.Р. Хайбул-лин, Т.З. Мухутдинова, Л.Р. Храпаль, А.Р. Кама-леева // Вестник Казанского технологического университета, 2013. - Т.16. - №1. - С. 358-362.

14. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие / М.А. Чошанов. - М.: Народное образование, 1996. - 160 с.

References:

1. Integracionnye processy v sovremennom

professional'nom obrazovanii: kollektivnaja

monografija / G.V. Muhametzjanova i dr.; pod. red. G.V. Muhametzjanovoj // Kazan': Pechat'-servis XXI vek, 2013. - 356 s.

2. Isaev, D.A. Organizacija obrazovatel'nogo processa na osnove jeffektivnogo ispol'zovanija kombina-cii sovremennyh obrazovatel'nyh tehnologij /

D.A. Isaev, N.A. Isaeva // Shkola budushhego, 2012. -№ 2. - S. 85-88.

3. Kamaleeva, A.R. Koncepcija formirovanija samoobrazovatel'nyh umenij, navykov i osnovnyh estest-venno-nauchnyh kompetencij uchashhejsja molodezhi v processe nepreryvnogo estestvenno-nauchnogo obrazovanija / A.R. Kamaleeva // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2012. - № 2. - S. 139 - 146.

4. Levina, E.Ju. Razvitie modul'no -kompetentnostnogo podhoda v professional'nom obrazovanii / E.Ju. Zakirova, E.Ju. Levina // EuropeanSocialScienceJournal, 2013. - № 9-3 (36). -

S. 80-87.

5. Marjashina, I.V. Ball'no-rejtingovaja sistema ocenivanija rezul'tatov obuchenija v prepodavanii kursa fiziki. Chast' 1 / I.V. Marjashina, T.Z. Muhutdinova, L.R. Hrapal', A.R. Kamaleeva // Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta, 2012. - T.15. - № 9. -S. 340-343.

6. Marjashina, I.V. Ball'no-rejtingovaja sistema ocenivanija rezul'tatov obuchenija v prepodavanii kursa fiziki. Chast' 2 / I.V. Marjashina, T.Z. Muhutdinova, L.R. Hrapal', A.R. Kamaleeva // Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta, 2012. - T.15. - № 9. -S. 344-348.

7. Muhametzjanova, F.Sh. Proektirovanie soderzhanija innovacionnyh uchebnyh kursov na osnove modul'-nokompetentnostnogo podhoda v professional'nom obrazovanii / F.Sh. Muhametzjanova, L.R. Hrapal', L.V. Hudakova, N.V. Enturaeva, K.Sh. Sharifzjanova // V mire nauchnyh otkrytij, 2014. -№5.1(53). - S. 415-424.

8. Muhutdinova, T.Z. Informatizacija obrazovanija - put' k resheniju global'noj jekologicheskoj proble-my / T.Z. Muhutdinova, L.R. Hrapal', A.R. Kamaleeva, G.M. Nizamutdinova /

Vestnik Kazanskogo tehnologiche-skogo universiteta, 2012. - T.15. - №22. - S. 224-227.

9. Nazarova, N.M. Ponjatie integracija v special'noj pedagogike / N.M. Nazarova // Ponjatijnyj apparat pedagogiki i obrazovanija. - Ekaterinburg, 1998. - Vyp. 3. - S. 262.

10. Polozhenie o ball'no-rejtingovoj ocenke znanij studentov FGBOU VPO Povolzhskaja GAFKSiT / Prinjato resheniem Uchenogo soveta FGBOU VPO «Povolzhskaja GAFKSiT» ot 5.09.2013g. - protokol №1. - 16 s.

11. Purysheva, N.S. Vlijanie modul'noj tehnologii na kachestvo rezul'tatov obuchenija / N.S. Purysheva, A.V. Chernyh // Shkola budushhego, 2013. - № 2. - S. 76-81.

12. Hadiullina, R.R. Virtual'naja obrazovatel'naja sreda v vuzah fizicheskoj kul'tury / R.R. Hadiullina, M.I. Galjautdinov // Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2014. - №3. - S. 68-70.

13. Hajbullin, R.R. Strategija sozdanija

intellektual'no-motivacionnoj obrazovatel'noj sredy v obshhe-obrazovatel'nom uchrezhdenii / R.R. Hajbullin, T.Z. Muhutdinova, L.R. Hrapal', A.R. Kamaleeva // Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta, 2013. - T.16. - №1. - S. 358-362.

14. Choshanov, M.A. Gibkaja tehnologija

problemno-modul'nogo obuchenija: metodicheskoe

posobie / M.A. Choshanov. - M.: Narodnoe

obrazovanie, 1996. - 160 s.

Сведения об авторах:

Хадиуллина Резеда Ринатовна (г.Казань, Россия), старший преподаватель кафедры физикоматематических дисциплин и информационных технологий, ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», e-mail: h_rezeda@bk.ru.

Галяутдинов Марат Ильдарханович (г.Казань, Россия), к.ф.-м.н., доцент, заведующий кафедрой физико-математических дисциплин и информационных технологий, ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», e-mail: gmarat_68@mail.ru.

Data about the authors:

Hadiullina R.R. (Kazan, Russia), a senior lecturer in physical and mathematical sciences and information technology, VPO «Volga State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism", tel. 89375260045, e-mail: h_rezeda@bk.ru.

Galyautdinov M.I. (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences associate professor, head of department of physical and mathematical sciences and information technology, VPO «Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism”, e-mail: gmarat_68@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.