Научная статья на тему 'Использование межпредметной интеграции физики и информатики при обучении студентов-спортсменов дисциплине «Естественнонаучные основы физической культуры и спорта: физика»'

Использование межпредметной интеграции физики и информатики при обучении студентов-спортсменов дисциплине «Естественнонаучные основы физической культуры и спорта: физика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНФОРМАТИКА / ФИЗИКА / СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / ПЛАТФОРМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE / ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION / COMPUTER SCIENCE / PHYSICS / DISTANCE LEARNING PLATFORM MOODLE / VIRTUAL LEARNING ENVIRONMENT / STUDENT ATHLETES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хадиуллина Резеда Ринатовна, Галяутдинов Марат Ильдарханович

В статье рассматриваются возможности межпредметной интеграции физики и информатики при обучении студентов-спортсменов дисциплине: «Естественнонаучные основы физической культуры и спорта: физика». Авторами приводятся примеры практических заданий по физике, реализуемых в условиях виртуальной образовательной среды вуза физической культуры с использованием инструментов платформы дистанционного обучения Moodle, приложений Smart-notebook, HotPotatoes, мультимедийного контента Scorm, конструктора интерактивных заданий Learning Apps.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хадиуллина Резеда Ринатовна, Галяутдинов Марат Ильдарханович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE INTERDISCIPLINARY INTEGRATION PHYSICS AND COMPUTER SCIENCE AT TRAINING STUDENT-ATHLETES DISCIPLINE «AND PURE BASIS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS: PHYSICS»

The article considers the possibility of interdisciplinary integration of physics and computer science in teaching the discipline of student-athletes, «Pure foundations of physical culture and sports physics». The author gives examples of practical tasks in physics implemented in a virtual educational environment of high school physical training with use of tools of distance learning platform Moodle, applications Smart-notebook, Hot Potatoes, multimedia content Scorm, interactive designer jobs Learning Apps.org.

Текст научной работы на тему «Использование межпредметной интеграции физики и информатики при обучении студентов-спортсменов дисциплине «Естественнонаучные основы физической культуры и спорта: физика»»

УДК 37.378.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ФИЗИКИ

И ИНФОРМАТИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ

ДИСЦИПЛИНЕ «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: ФИЗИКА»

Р.Р. Хадиуллина, М.И. Галяутдинов

Аннотация. В статье рассматриваются возможности межпредметной интеграции физики и информатики при обучении студентов-спортсменов дисциплине: «Естественнонаучные основы физической культуры и спорта: физика». Авторами приводятся примеры практических заданий по физике, реализуемых в условиях виртуальной образовательной среды вуза физической культуры с использованием инструментов платформы дистанционного обучения Moodle, приложений Smart-notebook, HotPotatoes, мультимедийного контента Scorm, конструктора интерактивных заданий Learning Apps.org.

Ключевые слова: межпредметная интеграция, информатика, физика, студенты-спортсмены, платформа дистанционного обучения Moodle, виртуальная образовательная среда.

USE INTERDISCIPLINARY INTEGRATION PHYSICS

AND COMPUTER SCIENCE AT TRAINING STUDENT-ATHLETES

DISCIPLINE «AND PURE BASIS OF PHYSICAL

EDUCATION AND SPORTS: PHYSICS»

R.R. Hadiullina, M.I. Galyautdinov

Abstract. The article considers the possibility of interdisciplinary integration of physics and computer science in teaching the discipline of student-athletes, «Pure foundations of physical culture and sports physics». The author gives examples of practical tasks in physics implemented in a virtual educational environment of high school physical training with use of tools of distance learning platform Moodle, applications Smart-notebook, Hot Potatoes, multimedia content Scorm, interactive designer jobs Learning Apps.org.

Keywords: interdisciplinary integration, computer science, physics, student athletes, distance learning platform Moodle, a virtual learning environment.

Интеграционные процессы затрагивают многие аспекты экономико-политического и социокультурного развития общества, в том числе, и в области высшего профессионального образования: интеграция образования, науки и производства [1], интеграция дидактики и инженерии [14], межпредметная интеграция [9] и др. Использование межпредметной интеграции дисциплин (например, информатики и физики) становится необходимым при обучении студентов, вынужденных длительное время отсутствовать на аудиторных занятиях. К таким студентам, например, можно отнести спортсменов, находящихся на спортивных сборах и соревнованиях. Несмотря на территориальную удаленность от преподавателя и учебного заведения, изучение студентами различных дисциплин возможно в условиях виртуальной образовательной среды вуза [12], [13] благодаря сформированным у них самообразова-

тельным умениям и навыкам работы с информационными ресурсами[3].

Формирование таких навыков происходит при изучении студентами информатики на первом курсе обучения. Сформированные на начальном этапе учебные умения и навыки (УН) работы на персональном компьютере, подразумевающие овладение основами компьютерной грамотности, работу с программами Microsoft Office, трансформируются в обобщенные умения и навыки (ОУН), позволяющие решать различные практические задачи с использованием персонального компьютера и программных продуктов. Далее сформированные ОУН трансформируются в самообразовательные умения и навыки (СУН), так как позволяют студентам-спортсменам самостоятельно изучать как отдельные модули дисциплины «Информатика», так и других дисциплин, например, «Физики». Такой процесс приводит к фор-

мированию определенного уровня обучен-ности студента-спортсмена (УОС) по различным дисциплинам (информатики, физики и др.), оценить который позволяет система балльно-рейтингового оценивания знаний студентов [5], [6], [10] и модульно-компетентностный подход [4], [7], [11].

Наиболее оптимальная реализация сформированных самообразовательных умений и навыков работы с информационными ресурсами возможна благодаря использованию инструментов платформы дистанционного обучения Moodle, позволяющих обучающимся получать равные образовательные возможности - доступ к качественному образованию вне зависимости от состояния здоровья (адаптационный период после травм), формы обучения студента-спортсмена и т.д. При этом процесс обучения для студентов-спортсменов становится более комфортным благодаря возможности осуществлять ими учебно-познавательный процесс в удобном для себя темпе, в соответствии с графиком тренировок и соревнований [8].Таким образом, дальнейшим результатом реализации дидактической цепочки (УН^ОУН^СУН^УОС) может являться способность студента-спортсмена в планировании, организации и контроля индивидуальной образовательной траектории, со-

держащей тренировочно-соревновательную, учебно-познавательную, социально-

коммуникативную деятельности [12].

Использование инструментов платформы дистанционного обучения Moodle, а также приложений Smart-notebook, Hot Potatoes, мультимедийного контента Scorm, конструктора интерактивных заданий Learning Apps.org вносит интерактивность в процесс обучения, создавая взаимодействие не только между студентом и преподавателем, но и между самими студентами [2]. На примере изучения дисциплины: «Естественнонаучные основы физической культуры и спорта: физика» приведем разработанные авторские интерактивные задания.

1. Используя инструмент платформы Moodle «Лекция» пройти интерактивный опрос по теме «Основы кинематики материальной точки» (рис.1).

2. Используя программу SMART-Notebook выполнить задание на соответствие: перевести в систему СИ величину скорости (рис.2).

3. Используя приложение JCloze программы Hot Potatoes заполнить пропуски слов в определениях законов физики (рис.3).

4. Используя конструктор интерактивных заданий LearningApps.org распределите формулы по разделам физики: «Кинематика» и «Динамика» (рис.4).

Ра.

qu Опрос по л екци и_№ 1 _0 сн о в ы кинематики материальной

Просмотр Редает-ироеать Отчеты Оценить эссе

Таймер отображается только для студента. Чтобы протестировать таймер, зайдите под именем студентг

Попытка: 2

Что изучает механика?

© Механика -зто наука о движении и взаимодействии молекул.

© Механика - это наука о движении и взаимодействии макроскопических тел (макроскопическое тел состоящее из большого числа молекул).

© Механика -это наука о движении и взаимодействии микроскопических тел.

Рисунок 1. Задание, созданное с помощью инструмента платформы Moodle «Лекция»

Рисунок 4. Задание, созданное с помощью конструктора интерактивных заданий Learning Apps.org

Использование межпредметной интеграции информатики и физики (самообразовательные умения и навыки работы с информационными ресурсами, интерактивные задания и др.) позволяет студентам -спортсменам осуществлять учебно-познавательный и социально-

коммуникативный процессы параллельно с тренировочно-соревновательной деятельностью, что, по сути, представляет собой оптимальную реализацию ими индивидуальных образовательных траекторий в условиях виртуальной образовательной среды вуза.

Литература:

1. Интеграционные процессы в современном профессиональном образовании: коллективная монография / Г.В. Мухаметзянова и др.; под. ред. Г.В. Мухаметзяновой // Казань: Печать-сервис XXI век, 2013. - 356 с.

2. Исаев, Д.А. Организация образовательного процесса на основе эффективного использования комбинации современных образовательных технологий / Д.А. Исаев, Н.А. Исаева // Школа будущего, 2012. - № 2. - С. 85-88.

3. Камалеева, А.Р. Концепция формирования самообразовательных умений, навыков и основных естественно -научных компетенций учащейся молодежи в процессе непрерывного естественнонаучного образования / А.Р. Камалеева // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2012. - № 2. - С. 139 - 146.

4. Левина, Е.Ю. Развитие модульно - компе-тентностного подхода в профессиональном образовании / Е.Ю. Закирова, Е.Ю. Левина // Бигореап8ос1а18аепсе.Тоигпа1, 2013. - № 9-3 (36). -С. 80-87.

5. Маряшина, И.В. Балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения в преподавании курса физики. Часть 1 / И.В. Маряшина, Т.З. Мухутдинова, Л.Р. Храпаль, А.Р. Камалеева // Вестник Казанского технологического университета, 2012. - Т.15. - № 9. - С. 340-343.

6. Маряшина, И.В. Балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения в преподавании курса физики. Часть 2 / И.В. Маряшина, Т.З. Мухутдинова, Л.Р. Храпаль, А.Р. Камалеева // Вестник Казанского технологического университета, 2012. - Т.15. - № 9. - С. 344-348.

7. Мухаметзянова, Ф.Ш. Проектирование содержания инновационных учебных курсов на основе модульнокомпетентностного подхода в профессиональном образовании / Ф.Ш. Мухаметзянова, Л.Р. Храпаль, Л.В. Худакова, Н.В. Ентураева, К.Ш. Шарифзянова // В мире научных открытий, 2014. -№5.1(53). - С. 415-424.

8. Мухутдинова, Т.З. Информатизация образования - путь к решению глобальной экологической проблемы / Т.З. Мухутдинова, Л.Р. Храпаль, А.Р. Камалеева, Г.М. Низамутдинова / Вестник Казанского технологического университета, 2012. -Т.15. - №22. - С. 224-227.

9. Назарова, Н.М. Понятие интеграция в специальной педагогике / Н.М. Назарова // Понятийный аппарат педагогики и образования. - Екатеринбург, 1998. - Вып. 3. - С. 262.

10. Положение о балльно-рейтинговой оценке знаний студентов ФГБОУ ВПО Поволжская ГАФ-КСиТ / Принято решением Ученого совета ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ» от 5.09.2013г. -протокол №1. - 16 с.

11. Пурышева, Н.С. Влияние модульной технологии на качество результатов обучения / Н.С.

Пурышева, А.В. Черных II Школа будущего, 2013.

- № 2. - С. 76-S 1.

12. Хадиуллина, P.P. Виртуальная образовательная среда в вузах физической культуры I P.P. Хадиуллина, М.И. Галяутдинов II Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2G14.

- №3. - С. 6S-7G.

13. Хайбуллин, P.P. Стратегия создания интел-лектуально-мотивационной образовательной среды в общеобразовательном учреждении I P.P. Хайбуллин, T.3. Мухутдинова, ЛР. Храпаль, A.P. Кама-леева II Вестник Казанского технологического университета, 2013. - Об. - №1. - С. 33S-362.

14. Чошанов, M.A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие I M.A. Чошанов. - М.: Народное образование, 1996. - 1б0 с.

References:

1. Integracionnye processy v sovremennom professionalem obrazovanii: kollektivnaja monografija I G.V. Muhametzjanova i dr.; pod. red. G.V. Muhametz-janovoj II Kazan': Pechat'-servis XXI vek, 2G13. - 356 s.

2. Isaev, D.A. Organizacija obrazovatel'nogo processa na osnove jeffektivnogo ispol'zovanija kom-bina-cii sovremennyh obrazovatel'nyh tehnologij I D.A. Isaev, N.A. Isaeva II Shkola budushhego, 2G12. - № 2.

- S. S5-SS.

3. Kamaleeva, A.R. Koncepcija formirovanija samoobrazovatel'nyh umenij, navykov i osnovnyh est-est-venno-nauchnyh kompetencij uchashhejsja molo-dezhi v processe nepreryvnogo estestvenno-nauchnogo obrazovanija I A.R. Kamaleeva II Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2G12. - № 2. - S. 139 - 146.

4. Levina, E.Ju. Razvitie modul'no - kompetent-nostnogo podhoda v professional'nom obrazovanii I E.Ju. Zakirova, E.Ju. Levina II EuropeanSocialScience-Journal, 2G13. - № 9-3 (36). - S. SG-S7.

5. Marjashina, I.V. Ball'no-rejtingovaja sistema ocenivanija rezul'tatov obuchenija v prepodavanii kursa fiziki. Chast' 1 I I.V. Marjashina, T.Z. Muhutdinova, L.R. Hrapal', A.R. Kamaleeva II Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta, 2G12. - T.15. - № 9. -S. 34G-343.

6. Marjashina, I.V. Ball'no-rejtingovaja sistema ocenivanija rezul'tatov obuchenija v prepodavanii kursa fiziki. Chast' 2 I I.V. Marjashina, T.Z. Muhutdinova, L.R. Hrapal', A.R. Kamaleeva II Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta, 2G12. - T.15. - № 9. -S. 344-34S.

7. Muhametzjanova, F.Sh. Proektirovanie so-derzhanija innovacionnyh uchebnyh kursov na osnove modul'-nokompetentnostnogo podhoda v professional'nom obrazovanii I F.Sh. Muhametzjanova, L.R. Hrapal', L.V. Hudakova, N.V. Enturaeva, K.Sh. Sha-rifzjanova II V mire nauchnyh otkrytij, 2G14. -№3.1(33). - S. 415-424.

S. Muhutdinova, T.Z. Informatizacija obrazova-nija - put' k resheniju global'noj jekologicheskoj

proble-my / T.Z. Muhutdinova, L.R. Hrapal', A.R. Kamaleeva, G.M. Nizamutdinova / Vestnik Kazanskogo tehnologiche-skogo universiteta, 2012. - T.15. - №22.

- S. 224-227.

9. Nazarova, N.M. Ponjatie integracija v spe-cial'noj pedagogike / N.M. Nazarova // Ponjatijnyj apparat pedagogiki i obrazovanija. - Ekaterinburg, 1998.

- Vyp. 3. - S. 262.

10. Polozhenie o ball'no-rejtingovoj ocenke zna-nij studentov FGBOU VPO Povolzhskaja GAFKSiT / Prinjato resheniem Uchenogo soveta FGBOU VPO «Povolzhskaja GAFKSiT» ot 5.09.2013g. - protokol №1. - 16 s.

11. Purysheva, N.S. Vlijanie modul'noj tehnologii na kachestvo rezul'tatov obuchenija / N.S. Purysheva,

A.V. Chernyh // Shkola budushhego, 2013. - № 2. - S. 76-81.

12. Hadiullina, R.R. Virtual'naja obrazovatel'naja sreda v vuzah fizicheskoj kul'tury / R.R. Hadiullina, M.I. Galjautdinov // Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2014. - №3. - S. 68-70.

13. Hajbullin, R.R. Strategija sozdanija intellek-tual'no-motivacionnoj obrazovatel'noj sredy v obshhe-obrazovatel'nom uchrezhdenii / R.R. Hajbullin, T.Z. Muhutdinova, L.R. Hrapal', A.R. Kamaleeva // Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta, 2013. -T.16. - №1. - S. 358-362.

14. Choshanov, M.A. Gibkaja tehnologija prob-lemno-modul'nogo obuchenija: metodicheskoe posobie / M.A. Choshanov. - M.: Narodnoe obrazovanie, 1996. - 160 s.

Сведения об авторах:

Хадиуллина Резеда Ринатовна (г.Казань, Россия), старший преподаватель кафедры физико-математических дисциплин и информационных технологий, ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», e-mail: [email protected].

Галяутдинов Марат Ильдарханович (г.Казань, Россия), к.ф.-м.н., доцент, заведующий кафедрой физико-математических дисциплин и информационных технологий, ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», e-mail: [email protected].

Data about the authors:

Hadiullina R.R. (Kazan, Russia), a senior lecturer in physical and mathematical sciences and information technology, VPO «Volga State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism", tel. 89375260045, email: [email protected].

Galyautdinov M.I. (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences associate professor, head of department of physical and mathematical sciences and information technology, VPO «Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism", e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.