Научная статья на тему 'Результаты экспериментального исследования оптимизации системы языкового тестирования по инженерному направлению подготовки в Северном (Арктическом) федеральном университете'

Результаты экспериментального исследования оптимизации системы языкового тестирования по инженерному направлению подготовки в Северном (Арктическом) федеральном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / ЯЗЫКОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ / МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА / КАЧЕСТВО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ENGINEERING COURSE / LANGUAGE TESTING / OPTIMIZATION / EXPERIMENTAL PROCEDURE / QUALITY OF LINGUISTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дружинина Мария Вячеславовна, Столярова Наталья Валентиновна

В статье представлены основные результаты экспериментального исследования оптимизации системы языкового тестирования в Северном (Арктическом) федеральном университете по инженерному направлению подготовки. Анализ результатов исследования позволил выявить возможности оптимального использования языкового тестирования в определённых педагогических условиях. Описана методика проведения эксперимента ипредставлено обобщение полученных результатов. Актуальность темы определяется высокими требованиями к качеству языкового образования будущих инженеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дружинина Мария Вячеславовна, Столярова Наталья Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF EXPERIMENTAL INVESTIGATION OF OPTIMIZATION OF LANGUAGE TESTING SYSTEM AT NORTHERN (ARCTIC) FEDERAL UNIVERSITY IN ENGINEERING COURSE

The article presents the main results of experimental investigation of optimization of language testing system at Northern Arctic federal university in engineering course. The analysis of research outcome allowed to bring into light resources of optimal use of language testing in certain pedagogical conditions. Experimental procedure is described. Summarizing of experimental findings is offered. Urgency of the subject is determined by modern, higher than previous requirements to the quality of linguistic education of future engineers.

Текст научной работы на тему «Результаты экспериментального исследования оптимизации системы языкового тестирования по инженерному направлению подготовки в Северном (Арктическом) федеральном университете»

Казанский педагогический журнал. 2015. №4

УДК 378.146

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЯЗЫКОВОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ИНЖЕНЕРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ В СЕВЕРНОМ (АРКТИЧЕСКОМ) ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

М.В. Дружинина, Н.В. Столярова

Аннотация. В статье представлены основные результаты экспериментального исследования оптимизации системы языкового тестирования в Северном (Арктическом) федеральном университете по инженерному направлению подготовки. Анализ результатов исследования позволил выявить возможности оптимального использования языкового тестирования в определённых педагогических условиях. Описана методика проведения эксперимента ипредставлено обобщение полученных результатов. Актуальность темы определяется высокими требованиями к качеству языкового образования будущих инженеров.

Ключевые слова: инженерное направление подготовки, языковое тестирование, оптимизация, методика эксперимента, качество языкового образования.

RESULTS OF EXPERIMENTAL INVESTIGATION OF OPTIMIZATION OF LANGUAGE TESTING SYSTEM

AT NORTHERN (ARCTIC) FEDERAL UNIVERSITY IN ENGINEERING COURSE

M.V. Druzhinina, N.V.Stolyarova

Abstract. The article presents the main results of experimental investigation of optimization of language testing system at Northern Arctic federal university in engineering course. The analysis of research outcome allowed to bring into light resources of optimal use of language testing in certain pedagogical conditions. Experimental procedure is described. Summarizing of experimental findings is offered. Urgency of the subject is determined by modern, higher than previous requirements to the quality of linguistic education of future engineers.

Keywords: engineering course, language testing, optimization, experimental procedure, quality of linguistic education.

Целью статьи является презентация научной общественности основных экспериментальных результатов оптимизации языкового тестирования будущих инженеров в Северном (Арктическом) федеральном университете. В соответствии с этой целью в представленных материалах решаются три основные задачи: 1) краткое обоснование необходимости проведения эксперимента, 2) методика его проведения, 3) обобщение полученных результатов.

В процессе изучения теоретической литературы по педагогике и профессиональному образованию в университете [1,4], психологии и тестированию [3,5] мы пришли к выводу, что основным способом оптимизации системы языкового тестирования по инженерному направлению подготовки является синергетическое взаимодействие следующих педагогических и тестологических идей: реализация не только контролирующей, но и обучающей, и развивающей функций тестирования, профессионализация содержания, научно-методическое сопровождение профессорско-преподавательского состава, обязательный учёт основных правил тестологии,

что было обосновано нами в одной из статей и представлено в виде модельной матрицы профессионально-языкового тестирования [2].

Практика образовательной деятельности показывает, что применение педагогических идей в обучении иностранным языкам без учета возможностей тестирования снижает результативность языкового образования по инженерным направлениям подготовки.

Целью экспериментальной работы стало выявление и апробация способов оптимизации языкового тестирования в университете по инженерному направлению подготовки. В соответствии с целью были определены следующие этапы экспериментальной работы: 1) констатирующий этап: 2008-2009 гг; 2) преобразующий: 2010-2014 гг; и 3) аналитический: 2014-2015 гг.

На констатирующем этапе, в ходе которого в соответствии с рабочей программой «Иностранный язык» проводился контроль уровня обученности студентов посредством тестирования, проверялась педагогическая роль тестирования и определялась приоритетность тестологических параметров. Для решения поставленных задач

1

Казанский педагогический журнал. 2015. №4

была проведена следующая работа: разработана спецификация тестов, составлены тестовые задания, проведены консультации с профессорскопреподавательским составом, проведено тестирование среди 1570 студентов 1-го курса университета обучающихся по инженерным направлениям подготовки. С помощью компьютерной программы TIAMIX были обработаны результаты.

Проведённое тестирование выявило следующее:

1. Составленные с учётом правил тестологии тесты являются надёжным, экономичным измерительным инструментом. Это качественный, ёмкий, объективный и гуманный способ оценивания и измерения образовательных достижений обучающихся.

2. В процессе тестирования из-за нехватки опыта и недостаточной осведомлённости участников имели место нарушения технологии процедуры тестирования: не в полном объёме выполнялись рекомендации о выборе аудиторий, об отборе вариантов тестов, о присутствии преподавателей и наблюдателей в ходе проведения теста.

3. Участие в тестировании, проводимом с целью контроля в конце семестра, приобрело формальный характер: наблюдалось увеличение случаев списывания, угадывания ответов или невыполнения заданий.

4. В целом применение тестирования с целью контроля в такой форме вызвало как у преподавателей, так и у обучающихся отрицательное к нему отношение.

5. Для использования рационального потенциала тестирования возникла необходимость научно-методического обоснования применения системы университетского языкового тестирования по инженерному направлению подготовки.

С целью анализа мнения студентов о языковом тестировании научным коллективом кафедры профессиональной лингводидактики САФУ была разработана анкета, с помощью которой в 2012-13 годах были опрошены 235 студентов. В результате проведения анкеты выяснилось, что среди студентов особо востребованы (положительный ответ дали 80% обучающихся): использование технических средств в обучении, конкретный результат по окончании обучения, получение сертификата об уровне владения иностранным языком, что подтвердило необходимость совершенствования системы языкового тестирования в университете.

В ходе преобразующего этапа, структурированного в виде двух подэтапов, решалась задача проверки результативности способов оптимизации системы тестирования. На протяжении 2010-2014 уч. годов проводилась проверка гипотезы о том, что использование профессионально-языковых тестов является фактором, повышающим качество университетского языкового образования будущих инженеров, если тесты:

1) используются систематически в ходе учебного процесса с обязательным последующим анализом результатов выполнения,

2) валидны по профессиональному содержанию и статистическому критерию,

3) позволяют обучающимся работать автономно и творчески, создавая возможность самореализации.

В течение двух лет обучение в двух контрольных группах шло традиционным путём, а в экспериментальных группах - путём целенаправленного использования тестов мониторингового, валидного, обучающего и развивающего характера, стимулирующих познавательную активность и обеспечивающих автономность работы обучающихся.

На аналитическом этапе осуществлялось обобщение полученных результатов, которые показали, что уровень языковой подготовки в контрольной группе повысился с А1 до А2, а в экспериментальной - с А1 до В1. Качество творческих работ (объём, содержание, грамотность) контрольных групп повысился на 30%, в экспериментальной - на 60%. При оценке самореализации мы учитывали в качестве единиц различные виды творческой деятельности студентов: участие в языковых олимпиадах и различных мероприятиях: конкурсы, круглые столы, конференции; творческие выступления, публичные выступления, профессионально-языковые проекты, обзоры, презентации, проекты и др. Самореализация студентов в контрольных группах повысилась на 5 единиц, а в экспериментальной - на 30 единиц.

Полученные результаты экспериментальной работы и наблюдение за ходом использования тестирования в университетском языковом образовании позволили сделать следующие выводы:

1. Система тестирования соответствует задачам подготовки инженеров в университете, так как повышает уровень владения иностранным языком, развивает инженерное мышление, знакомит с алгоритмами решения профессиональных задач языковыми средствами, автономизи-рует учебную работу и стимулирует познавательную активность обучающихся.

2

Казанский педагогический журнал. 2015. №4

2. Оптимальное использование системы тестирования в университете возможно в педагогических условиях применения качественных и валидных по содержанию тестов; добровольного и сознательного участия обучающихся в тестировании; обсуждения результатов и научнометодического сопровождения преподавательского состава.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы: Инновационно-прогностический курс: учебное пособие / В.И.Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 500 с.

2. Дружинина М.В., Столярова Н.В. Педагогические идеи как фактор оптимизации тестирования в университетском языковом образовании по техническому направлению подготовки [Электронный ресурс] /М.В. Дружинина, Н.В.Столярова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3-URL: www.science-education.ru/103-6134.

3. Мильруд Р.П., Матиенко А.В. Языковой тест: проблемы педагогических измерений / Р.П. Мильруд, А.В.Матиенко // Иностр. языки в школе. - 2006. -№5. - С.7-13.

4. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Инновационные принципы в подготовке педагогов профессионального обучения / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Казанский педагогический журнал, 2012. - № 1,- С.25-35.

5. Наумова Э.В., Мухутдинова Т.З., Храпаль Л.Р., Камалеева А.Р. Концепция создания профессионального педагогического содружества как залог успешного внедрения и реализации инновационных языковых практик и методик / Э.В.Наумова, Т.З.,Мухутдинова, Л.Р.Храпаль, А.Р. Камалеева //Вестник Казанского технологического университета. -2012. - № 20 (Т. 15.).- С. 245-249.

3. Профессионально-языковое тестирование следует считать эффективным измерительным инструментом и приемлемым для внедрения в практику языкового образования для будущих инженеров, если оно научно обосновано, апробировано и подтверждает результативность синергетического взаимодействия ведущих педагогических и тестологических идей.

References:

1. Andreev V.I. Pedagogika vysshej shkoly: Innovacionno-prognosticheskij kurs: uchebnoe posobie / V.I.Andreev. - Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2012. - 500 s.

2. Druzhinina M.V., Stoljarova N.V. Pedagogicheskie idei kak faktor optimizacii testirovanija v uni-versitetskom jazykovom obrazovanii po tehnicheskomu napravleniju podgotovki [Jelektronnyj resurs] /M.V. Druzhinina, N.V.Stoljarova // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2012. - № 3- URL: www.science-education.ru/103-6134.

3. Mil'rud R.P., Matienko A.V. Jazykovoj test: problemy pedagogicheskih izmerenij / R.P. Mil'rud, A.V.Matienko // Inostr. jazyki v shkole. - 2006. -№5. -

S. 7-13.

4. Muhametzjanova F.Sh., Shajhutdinova G.A. Innovacionnye principy v podgotovke pedagogov profes-sional'nogo obuchenija / F.Sh. Muhametzjanova, G.A. Shajhutdinova // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal, 2012. - № 1,- S.25-35.

5. Naumova Je.V., Muhutdinova T.Z., Hrapal' L.R., Kamaleeva A.R. Koncepcija sozdanija professional'no-go pedagogicheskogo sodruzhestva kak zalog uspeshnogo vnedrenija i realizacii innovacionnyh jazykovyh prak-tik i metodik / Je.V.Naumova,

T. Z.,Muhutdinova, L.R.Hrapal', A.R. Kamaleeva //Vestnik Kazanskogo tehnologi-cheskogo universiteta. -2012. - № 20 (T. 15.).- S. 245-249.

Сведения об авторах:

Дружинина Мария Вячеславовна (г.Архангельск, Россия), доктор педагогических наук, профессор кафедры перевода и прикладной лингвистики, Северный (Арктический) федеральный университет

Столярова Наталья Валентиновна (г.Архангельск, Россия), старший преподаватель кафедры английского языка для инженерных направлений подготовки, Северный (Арктический) федеральный университет, e-mail: n.stolyarova@narfu.ru

Data about the authors:

Druzhinina M.V. (Arhangelsk, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Translation and Applied Linguistics,Northern (Arctic) federal university

Stolyarova N. V. (Arhangelsk, Russia), senior lecturer of the department of the English language for engineering courses of training,Northern (Arctic)federal university, e-mail: n.stolyarova@narfu.ru

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.