Научная статья на тему 'Роль экономического мышления в формировании инновационной культуры студентов технического вуза'

Роль экономического мышления в формировании инновационной культуры студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
587
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / CULTURE / INNOVATIONS / ECONOMIC THINKING / EDUCATION / IDENTITY OF THE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вершинина Светлана Валерьевна, Ога Раиса Кадыровна, Ога Ирина Леонидовна

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что развитие инновационной культуры студента вносит значительный вклад в формирование как его профессиональных, так и общекультурных компетенций. Авторами рассмотрен один из аспектов инновационной культуры экономическое мышление, обуславливающие выраженность экономических качеств личности. Авторами представлены результаты опытно-экспериментальной работы, позволившие выявить основные характеристики, влияющие на развитие экономического мышления и инновационной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вершинина Светлана Валерьевна, Ога Раиса Кадыровна, Ога Ирина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ECONOMIC THOUGHT THE FORMATION OF INNOVATIVE CULTURE STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

The urgency of this problem stems from the fact that the development of the innovation culture of the student is making a significant contribution to the formation of his professional and general cultural competence. The authors discussed some of the aspects of an innovation culture economic thinking, causing the intensity of the economic characteristics of the individual. The authors present the results of experimental work, which allowed to identify the main characteristics affecting the development of eco-nomic thinking and innovative culture.

Текст научной работы на тему «Роль экономического мышления в формировании инновационной культуры студентов технического вуза»

УДК 378

РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

С.В. Вершинина, Р.К. Ога, И.Л. Ога

Аннотация. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что развитие инновационной культуры студента вносит значительный вклад в формирование как его профессиональных, так и общекультурных компетенций. Авторами рассмотрен один из аспектов инновационной культуры - экономическое мышление, обуславливающие выраженность экономических качеств личности. Авторами представлены результаты опытно -экспериментальной работы, позволившие выявить основные характеристики, влияющие на развитие экономического мышления и инновационной культуры.

Ключевые слова: культура, инновации, экономическое мышление, образование, личность студента.

THE ROLE OF ECONOMIC THOUGHT

THE FORMATION OF INNOVATIVE CULTURE

STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

S.V. Vershinina, R.K. Oga, I.L. Oga

Abstract. The urgency of this problem stems from the fact that the development of the innovation culture of the student is making a significant contribution to the formation of his professional and general cultural competence. The authors discussed some of the aspects of an innovation culture - economic thinking, causing the intensity of the economic characteristics of the individual. The authors present the results of experimental work, which allowed to identify the main characteristics affecting the development of eco-nomic thinking and innovative culture.

Keywords: culture, innovations, economic thinking, education, identity of the student.

Современный педагогический подход - это подход, ориентированный на личность студента, будущего специалиста. Новая образовательная политика требует от современного студента понимание и принятие своего положения в постоянно изменяющихся социальноэкономических условиях. Нынешние студенты-старшекурсники уже завтра окажутся специалистами, которым придется в спешном порядке адаптироваться к новой социальной роли, к новым социально-экономическим условиям. Следовательно, выпускники вуза должны быть готовы к сотрудничеству, отличаться мобильностью, динамизмом и креативностью. Это является неотъемлемым фактором развития инновационной культуры студентов для реализации в дальнейшей профессиональной деятельности.

Кларк Уисслер подходит к определению культуры комплексно, понимая ее как фиксированный комплекс неких взаимосвязанных идей и понятий. Джеймс Форд говоря о культуре очень близок к пониманию данного феномена Уисслером, считает, что культура может быть оптимально определена через поток идей, перетекающий от одного индивида к другому посредством характерного поведения. Уолтер Тейлор, понимает под культурой все

интеллектуальные конструкты-идеи, которые осознаны и приняты индивидом из окружающей его среды или созданы по ходу жизни непосредственно им [6].

Авторы понимают культуру как особый социальный механизм накопления, хранения и трансмиссии информации, представляющей социальную емкость. Ибо, в отличие от других видов организмов, у которых большая часть информации, необходимая для выживания, передается генетически, человек - это такое существо, для полноценного развития которого большая часть информации «подстраивается для генетически заданной» - она передается через социальные отношения. Одним из проявлений культуры считается система норм и ценностей, которые заносятся в социальную память, поэтому культура выполняет в обществе функции «социальной генетики». К примеру, в экономическом аспекте, экономическая культура личности - это система экономических знаний, взглядов, убеждений, умений, навыков, способствующая исследованию, созданию социальной информации и транс-миссирующая ее во все аспекты жизнедеятельности человека [2].

Под инновационной культурой будем понимать знания, умения, навыки и опыт систе-

матической целенаправленной подготовки, комплексного развития и всестороннего освоения различных новшеств во всех отраслях человеческой жизнедеятельности, при условии сохранения динамического триединства: прошлого, современного и будущего, с позиции формирования принципиально нового [1]. Можно сделать вывод о том, что ключевым моментом в понимании инновационной культуры есть осознание и принятие того факта, что - это прежде всего творческая деятельность.

Такой вид деятельности оказывается более успешным тогда, когда потребность в новом у определенного студента будет максимально высокой. Что же касается сути данной потребности, то тут необходимо проанализировать различные подходы. Г.В.Ф. Гегель, например, считал, что потребность в новом - это есть

сущностная и одна из самых главных характеристик “социального человека”. То есть, перенося эти слова в наше время, можно сказать, что это основная характеристика любого человека, живущего в современных изменяющихся условиях. Базой для формирования наиболее значимых черт современного, творчески ориентированного студента является личностное самоуправление [4].

Нами проведено исследование по изучению проявлений различных человеческих качеств, в том числе и экономических качеств личности [3], значимых для развития инновационной культуры среди студентов технических специальностей ТюмГНГУ. В исследовании приняли участие 158 человек (студенты 14 курса), результат пилотажного обследования ТюмГНГУ представлен в таблице 1.

Таблица 1. Степень выраженности экономических качеств личности студентов экспериментальных групп

Качества Уровень выраженности экономических качеств личности студентов, (%)

1курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 курс

Бережливость 17,3 15,7 15,3 30,0 25,0 20,4

Расчетливость 13,0 12,4 12,0 10,6 20,2 21,0

Экономичность 11,8 11,9 20,9 10,0 20,4 21,2

Деловитость 12,7 10,8 19,2 18,3 22,4 23,1

Ответственность 10,9 12,3 18,7 19,3 27,3 26,9

Дисциплинированность 18,1 17,6 19,9 28,3 29,1 30,8

Организованность 20,7 19,7 17,8 26,3 24,9 29,7

Коллективизм 30,7 35,6 34,3 40,1 49,2 50,8

Предприимчивость 10,3 9,8 17,3 18,1 23,6 24,1

Из данных таблицы следует, что деятельность преподавателей рассматриваемых студенческих групп направлена на развитие качеств, свойственных экономическому мышлению личности. В целом, культура экономического мышления представляет собой систему знаний, взглядов, убеждений, умений, навыков, способствующих использованию накопленной информации об экономических законах, частной собственности, конкуренции, прибыли, управлении, как категорий социально-экономического развития личности и общества в целом. [2].

Мы считаем, что в основе инновационной и интеллектуальной активности лежит непосредственно инициатива, активность и способность мыслить самостоятельно, которые в свою очередь должны выходить за рамки стандартных ситуаций и не зависеть от внеш-

них оценок, при этом особое внимание стоит уделить экономической составляющей мыслительного процесса. С точки зрения психологии творчества, специалисты, обладающие данными характеристиками в полном объеме, встречаются крайне редко. Что же касается студентов технического ВУЗа с развитыми профессиональными компетенциями, которые относятся к инновационным компетенциям, то как правило, доля их в группе не более 10-12% от общей численности.

Для того, чтобы будущий специалист научился мыслить экономически инновационно и творчески, необходимо научить его свободно мыслить, и не использовать шаблонные пути поиска решения. В этом может помочь метод свободных ассоциаций, который заключается в том, что студент говорит всё, что приходит ему в голову, вплоть, до абсурдного. Изна-

чально данный метод использовался в психиатрии и психоконсультировании. Сейчас, в современном обществе данная методика находит отражение в экономических и других дисциплинах. Примером может служить использование метода “мозгового штурма” при принятии групповых решений, что особенно важно в командной работе. Данный метод основывается на психологических и педагогических закономерностях развития. Говоря о методе “мозгового штурма” не стоит забывать, что он успешно коррелирует с синектикой. Основа синектики заключается в том, чтобы сделать пока еще незнакомое - знакомым и близким, а привычное нам сделать чуждым. Для достижения данного эффекта применяют четыре типа операций:

- слияние и отождествления самого себя с проблемой или частью проблемы. Примером может быть осуществление себя с механической частью оборудования. На первый взгляд это кажется не реальным, но это может привести к инновационным идеям. Для успешной реализации такого рода операций педагог может попросить написать студентов сочинение от лица неодушевленного предмета;

- сходные или полностью идентичные явления и процессы можно найти в совершенно иных, часто неожиданных областях знания и практики. Так, например, при создании первых компьютеров использовались перфокарты, которые до этого применялись в ковроплетении, что в свою очередь никак с развитием компьютерной техники не связано;

- при формулировке задач, требующих инновационного решения и стоящих перед студентами, рекомендуется использовать поэтические образы и метафоры;

- расширяя поэтические образы и метафоры в педагогической деятельности можно использовать фантастические аналогии. При этом проблема решается сама собой, как в сказке, порой игнорируя фундаментальные законы природы.

Развитие инновационной культуры студента предполагает формирование компетенций, связанных с умениями преодолевать препятствия, возникающие на пути экономического мышления. Основными препятствиями могут быть:

1) «желание хорошо выглядеть» - то есть стремление быть похожим на других людей. Такие студенты боятся высказывать необычные идеи из-за боязни показаться не умными и смешными. Следует четко дать понять студенту, что именно такие идеи рождают инновации;

2) высокая самокритичность, в том числе и внутренняя, часто связанная с заниженной самооценкой. Студенты, которые боятся высказывать и реализовывать собственные идеи, как правило, не бывают инноваторами. Принципиально важно найти некое равновесие, гармоничное сочетание одарённости и адекватной самооценки. Психология творчества говорит нам о том, что слишком придирчивая самооценка может привести человека к творческому кризису;

3) не умение и боязнь рисковать, страх перед нестандартными ситуациями. Часто у студентов боязнь неудачи сковывает и не дает развиваться воображению и инициативе. При этом может наблюдаться некая ригидность -затруднённость в выборе и изменении способов деятельности в нестандартных ситуациях;

4) как это ни странно, но одним из препятствий может быть чрезмерно высокая мотивация решения задачи, которая может проявляться в стремлении найти моментальное решение новой задачи. Следует объяснить студентам, что это приводит к принятию неадекватных и ложных решений.

Рассмотрев творческое и экономическое мышление, следует также обратить внимание на критические установки в личности студента. Если критическое мышление имеет конечной целью конструктивный характер, то критическая установка деструктивна по своей сути.

Чрезмерное желание человека критиковать только лишь ради критики, порой не обоснованной, имеет психоэмоциональный характер, нежели познавательную цель, направленную на создание инновации.

Как творческое, так и экономическое мышление зависят, прежде всего, от уровня профессионализма студента-инноватора, от развития его способностей к систематическому получению и формированию новой информации. Развитие и формирование инновационной культуры личности тесно связано с обязательным нравственным совершенствованием личности. Это, в свою очередь, помогает процессу становления и развития подлинно социального общества, способного раскрыть каждому человеку путь к свободному созиданию культуры [5]. В современном обществе для успешной профессиональной деятельности необходимо уметь экономически мыслить, а это значит уметь использовать научные знания для объяснения социально-экономических явлений и событий, понимать причинно-следственные связи в экономической области и принимать инновационные решения, основанные на этих

знаниях. Естественно существует неразрывная связь между формированием и развитием инновационной культуры студента, его инициативности, активной творческой позиции с экономическим мышлением и способностями личности.

Инновационная культура студента технического ВУЗа, как будущего успешного профессионала должна включать в себя следующие компоненты (заметим, что данный список является далеко не полным, перечислены только те компоненты, которые относятся к экономическому мышлению):

1) экономические знания, как составная часть экономического мышления и как конечный продукт усвоения студентами законов экономики, необходимых для успешной профессиональной деятельности;

2) умения, связанные с экономической направленностью - способность студента выпускника быстро, точно и сознательно применять на практике усвоенные знания. Такие умения должны быть направлены на совершенствование профессиональной деятельности и формирование успешности будущего профессионала в целом. Самыми важными экономическими умениями студентов менеджеров являются: умения планировать работу, организационные умения и умение развиваться и совершенствоваться.

Экономические знания, умения и качества могут остаться неиспользованными в современном мире, а значит не оказать существенного влияния на формирование творческого и критического мышления, инновационной деятельности и инновационной культуры. Для того чтобы пробудить интерес у студентов и вызвать потребность использовать полученные

Литература:

1. Вершинина С.В., Тарасова О.В. Инновационная культура студентов как фактор успешной адаптации к социально-экономическим условиям /

С.В. Вершинина, О.В. Тарасова // Перспективы науки. 2014. - № 11 (62). - С. 82-87.

2. Ога, Р.К. Культура экономического мышления: проблемы и пути ее формирования в образовательном процессе технического вуза: монография / Р.К. Ога. - Казань: Изд-во «Отечество», 2007. -160с.

3. Саламатов, А. А. Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи / А.Ф. Аменд, А.А Саламатов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск, 2009. - № 7. - С. 5-17.

4. Тарасова, О.В. Личностное самоуправление: социально-философский аспект (на материале предпринимательской деятельности) // Диссертация

знания и умения на практике необходим очень сильный мотивационный компонент.

3) Потребности и интересы, стимулирующие профессиональную деятельность. Потребность получать знания и успешно реализовывать их в своей деятельности должна быть целенаправленной и максимально осознанной.

4) Экономически значимые качества личности, к которым на соновании проведенного исследования мы относим: А) коллективизм, как умение создавать и работать в команде; Б) деловитость и независимость, с позиции, когда личностные стандарты важнее стандартов группы; В) экономичность мышления с позиции открытости ума, как умение принимать эффективные управленческие решения.

Таким образом, инновационную культуру следует представить как явление, прежде всего профессиональное. Ведь именно профессионалы из любой отрасли вносят принципиально новое в различные сферы социальной жизни. Но не стоит упускать из виду, что базой инновационной культуры любого человека, будь то студент-выпускник или студент первокурсник, а может быть и педагог, являются общекультурные (социальные) качества личности. К ним следует отнести духовность, гражданственность и эрудицию. Именно все эти качества являются продуктом современного образовательного процесса и необходимы для успешной адаптации студентов к динамично развивающемуся социальному обществу. Они должны постепенно становится свойствами личности студентов - инноваторов, будущих конкурентоспособных профессионалов.

на соискание ученой степени кандидата наук. Тюмень, 2006.

5. Хайбуллин Р.Р., Мухутдинова Т.З., Хра-паль Л.Р., Камалеева А.Р. Стратегия создания интеллектуально-мотивационой образовательной среды в общеобразовательном учреждении / Р.Р. Хайбуллин, Т.З. Мухутдинова, Л.Р. Храпаль, А.Р. Камалеева // Вестник Казанского технологического университета. 2013.- №1 (Т.16).- С.340-343.

6. White L A The Concept of Culture//American Anthropologist. Wash.,1959. Vol.61. P. 227-251.

References:

1. Vershinina S.V., Tarasova O.V.

Innovacionnaja kul'tura studentov kak faktor uspeshnoj adaptacii k social'no-jekonomicheskim uslovijam / S.V. Vershinina, O.V. Tarasova // Perspektivy nauki. 2014. № 11 (62). S. 82-87.

2. Oga, R.K. Kul'tura jekonomicheskogo myshlenija: problemy i puti ee formirovanija v

obrazovatel'nom processe tehnicheskogo vuza: monografija / R.K.Oga.- Kazan': Izd-vo

«Otechestvo»,2007.-160s.

3. Salamatov, A.A. Sistema nepreryvnogo jekologo-jekonomicheskogo obrazovanija molodezhi / A.F. Amend, A.A ...Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - Cheljabinsk, 2009. -№ 7. - S. 5-17.

4. Tarasova O.V. Lichnostnoe samoupravlenie: social'no-filosofskij aspekt (na materiale predprini-

matel'skoj dejatel'nosti)// dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata nauk. Tjumen', 2006.

5. Hajbullin R.R., Muhutdinova T.Z., Hrapal'

L.R., Kamaleeva A.R. Strategija sozdanija intellektual'no-motivacionoj obrazovatel'noj sredy v obshheobrazovatel'nom uchrezhdenii / R.R. Hajbullin, T.Z. Muhutdinova, L.R. Hrapal', A.R. Kamaleeva // Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2013. №1 (T.16). S. 340-343.

6. White L.A. The Concept of Culture//American Anthropologist. Wash.,1959. Vol.61. P. 227-251.

Сведения об авторах:

Вершинина Светлана Валерьевна (г. Тюмень, Россия), кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики, организации и управления производством», Тюменский государственный нефтегазовый университет, e-mail: sversh1978@yandex.ru

Ога Раиса Кадыровна (г. Тюмень, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономики, организации и управления производством», Тюменский государственный нефтегазовый университет, e-mail: oga_r@mail.ru

Ога Ирина Леонидовна (г. Тюмень, Россия), студент, Тюменский государственный нефтегазовый университет, e-mail: oga_r@mail.ru

Data about the authors:

Vershinina S.V. (Tyumen, Russia), candidate of economic sciences, associate professor of "Economics, organization and management", Tyumen State Oil and Gas University, e-mail: sversh1978@yandex.ru

Oga R.K. (Tyumen, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor of "Economics, organization and management", Tyumen State Oil and Gas University, e-mail: oga_r@mail.ru

Oga I.L. (Tyumen, Russia), the student, Tyumen State Oil and Gas University, e-mail: oga_r@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.