Научная статья на тему 'Развитие цифровой образовательной среды колледжа как условие эффективного перехода на обучение с применением дистанционных образовательных технологий'

Развитие цифровой образовательной среды колледжа как условие эффективного перехода на обучение с применением дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2166
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГРАЖДАН ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ / DIGITALIZATION OF EDUCATION / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DIGITAL EDUCATIONAL CONTENT / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN ORDER TO ENSURE THE POSSIBILITY OF TRAINING CITIZENS ACCORDING TO AN INDIVIDUAL CURRICULUM THROUGHOUT LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тубер Игорь Иосифович, Крашакова Татьяна Юдовна

В статье рассмотрены проблемы формирования цифровой образовательной среды профессиональной образовательной организации. Представлен опыт работы колледжа по внедрению дистанционных образовательных технологий в учебный процесс в двух аспектах: организационно-методическом и мотивационном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тубер Игорь Иосифович, Крашакова Татьяна Юдовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE COLLEGE AS A CONDITION OF EFFECTIVE TRANSITION TO TRAINING WITH THE APPLICATION OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

The article discusses the problems of forming a digital educational environment of a professional educational organization. The experience of the college on the introduction of distance educational technologies in the educational process in two aspects is presented: organizational-methodological and motivationa

Текст научной работы на тему «Развитие цифровой образовательной среды колледжа как условие эффективного перехода на обучение с применением дистанционных образовательных технологий»

3. Afanas'ev V. V., Babich E. O., Kunicyna S. M. Osnovnye formy nepreryvnogo obrazovanija za rubezhom [The main forms of continuing education abroad], Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International Research Journal], 2015, no. 7, pp. 5-6, available at: https://research-journal. org/pedagogy/osnovnye-formy-nepreryvnogo-obrazovaniya-za-rubezhom/ (accessed: 20.03.2020). (In Russian)

4. Serjakova S. B., Kravchenko V. V. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v Rossii i stranah Zapadnoj Evropy: sopostavitel'nyj analiz [Further professional education in Russia and Western Europe: a comparative analysis], LitRes, [sajt], 2020, available at: https://www.litres.ru/ valeriya-kravchenko/dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie-v-rossii-i-stranah-zapadnoy-evro-py-sopostavitelnyy-analiz/chitat-onlayn/ (accessed: 25.03.2020). (In Russian)

5. Sichinskij E. P. (ed.) Professional'noe obrazovanie za rubezhom [Vocational education abroad], Cheljabinsk, Izd-vo ChIRPO, 2014, 148 p. (In Russian)

6. Krasnova G. A., Mozhaeva G. V., Polushkina E. A. Razvitie nepreryvnogo tehnicheskogo professional'nogo obrazovanija za rubezhom [Development of continuing technical vocational education abroad]. Tomsk, Izdat. dom Tomskogo gos. un-ta, 2017, 238 p. (In Russian)

Суйкова Ольга Александровна, начальник центра сравнительной педагогики и инноваций ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат педагогических наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected] Тулькибаева Надежда Николаевна, ведущий научный сотрудник, профессор ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Sujkova Ol'ga Aleksandrovna, Head of the Center for Comparative Pedagogy and Innovation, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, candidate of pedagogical sciences, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Tulkibaeva Nadezhda Nikolaevna, Leading Researcher, Professor, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Тубер, И. И. Развитие цифровой образовательной среды колледжа как условие эффективного перехода на обучение с применением дистанционных образовательных технологий / И. И. Тубер, Т. Ю. Крашакова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 2 (26). — С.83-89.

УДК 377:004 ББК 74.57:32.973

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕРЕХОДА НА ОБУЧЕНИЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

И. И. Тубер, Т. Ю. Крашакова

В статье рассмотрены проблемы формирования цифровой образовательной среды профессиональной образовательной организации. Представлен опыт работы колледжа по внедрению дистанционных образовательных технологий в учебный процесс в двух аспектах: организационно-методическом и мотивационном.

Ключевые слова: цифровизация образования, цифровая образовательная среда, цифровой образовательный контент, электронные образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии с целью обеспечения возможности обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни.

Сегодня главный тренд в образовании связан с цифровой революцией, которая ведет к кардинальному изменению рынка труда, появлению новых компетенций, улучшению кооперации, повышению ответственности граждан, их способности принимать самостоятельные решения. Это, в свою очередь, служит причиной для последующей реорганизации образовательного процесса. Развитие цифровой экономики в России предполагает активную позицию образовательного сообщества по проектированию новых подходов к реализации образовательного процесса в условиях цифровизации профессионального образования. Цифровые технологии, социальные сети и мессенджеры изменили общественные ценности, привели к сетевой идентификации человека. Появился новый тип обучающихся, которые самостоятельно определяют свою образовательную траекторию. Они мотивированы на личное саморазвитие и самоопределение, готовы и могут сочетать учебу с работой. Чтобы решать задачи цифровизации, образованию необходимо пройти через цифровую трансформацию. Цифровая трансформация образования, по мнению ученых, — это ответы на глобальные информационные вызовы, происходящие в мире [1]. В своих исследованиях А. Ю. Уваров отмечает, что цифровая трансформация образования должна сопровождаться «синергичным» обновлением содержания, которое приведет к кардинальному улучшению качества образования. По мнению А. Ю. Уварова, цифровая трансформация образования приведет общество к цифровой экономике, если система образования будет соответствовать требованиям и возможностям цифрового общества. В цифровом пространстве традиционные педагогические теории попадают в совершенно новые условия. Формируется новая, цифровая педагогика, «кардинально изменяется функция педагога: от ретранслятора учебной информации до организатора процесса обучения» [2, с. 27]. Очевидно, что нужно проектировать, экспериментировать и создавать новые работающие модели организации образовательного процесса, новые механизмы оценивания знаний, умений и компетенций, углубления связей между всеми уровнями обучения, налаживания контакта между образовательными институтами, студентами и работодателями, выстраивания эффективной системы непрерывного образования, обеспечивающего реальный переход от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь [2].

Современный этап цифровизации в образовании заключается в погружении всех его субъектов в цифровую образовательную среду.

В цифровой среде единицей обучения становится активность студента, которая, в первую очередь, направлена на конкретные продуктивные действия с предложенной педагогом информацией или в процессе ее поиска, отбора и интерпретации. Например, активностью может быть просмотр видеоматериалов или прослушивание аудиоматериалов, работа со встроенной моделью, отработка умений на виртуальном тренажере, выполнение интерактивных заданий или самоконтроль. Реализовать активность — значит дослушать, прочитать или досмотреть до конца и выполнить задание, отработать с тренажером, моделью, найти правильные ответы в тесте и т. д. Цифровая образовательная среда предполагает иную архитектуру образовательного процесса. Образовательное содержание может доставляться через множество устройств и платформ, связанных друг с другом. Например, студент может получить задание в системе дистанционного обучения колледжа, обсудить его с педагогом и одногруппниками в группе социальной сети, задать вопросы преподавателю в мессенджере или по электронной почте, подготовиться к экзамену в приложении или академии одной из ведущих компаний (как пример — взаимодействие колледжа с академией Cisco при подготовке системных администраторов), получить онлайн-сертификат соответствующего уровня и разместить его в электронном порт-фолио студента. Таким образом, цифровая образовательная среда обеспечивает выстраивание индивидуальной образовательной траектории, позволяет каждому студенту выбирать собственную образовательную траекторию, состоящую из активностей, которые нужны ему здесь и сейчас [3]. В связи с этим среда должна непрерывно анализировать потребности и способности студента и предлагать сценарии дальнейшего развития. Активности автономны, а вместе формируют бесконечное количество цепочек: курсов, квестов, кампаний — образовательных траекторий.

Среди ключевых задач, которые должны решаться каждой образовательной организацией в рамках создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, следует отметить: внедрение целевой модели цифровой образовательной среды, обновление информационного наполнения и функциональных возможностей информационных ресурсов, в том числе открытых и общедоступных, повышение квалификации педагогических работников с целью повышения их компетенций в области современных технологий онлайн-обучения,

обеспечение внедрения современных цифровых технологий в основные образовательные программы и программы дополнительного образования.

Существует ряд определений понятия «цифровая образовательная среда». Большинство авторов сходятся во мнении, что цифровая образовательная среда (ЦОС) — это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные. Это позволяет среде более динамично развиваться [4; 5]. Приказом Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. № 649 утверждена Целевая модель цифровой образовательной среды, которая касается общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций и регулирует отношения, связанные с созданием и развитием условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в условиях функционирования электронной информационно-образовательной среды. В соответствии с данным документом, цифровая образовательная среда включает в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающих освоение образовательных программ обучающимися независимо от места их нахождения [6].

Согласно утвержденной Целевой модели цифровой образовательной среды, целью ЦОС является обеспечение предоставления равного доступа к информационным системам и ресурсам платформы ЦОС участникам образовательных процесса, поставщикам и потребителям цифрового образовательного контента, способствующее повышению качества знаний, совершенствованию умений, навыков, компетенций и квалификации, обмену опытом и практиками, управлению собственными данными в электронной форме, предоставлению и исполнению государственных услуг в сфере образования, построению индивидуального учебного плана, осуществлению мониторинга освоения образовательных программ с использованием средств обучения и воспитания, представленных в электронном виде, в том числе электронных образовательных и информационных

ресурсов, средств определения уровня знаний и оценки компетенций, а также иных объектов, необходимых для образовательной деятельности в ЦОС, объективному оцениванию знаний, умений, навыков и достижений обучающихся (далее — цифровой образовательный контент). Для профессиональной образовательной организации цифровизация неразрывно связана с широким использованием в практике подготовки специалистов среднего звена дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями мы понимаем образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Для применения дистанционных образовательных технологий колледж обеспечивает условия для функционирования цифровой образовательной среды, включающей в себя: электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств. При реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является местонахождение ГБПОУ «ЮУрГТК» независимо от местонахождения обучающихся.

Актуальность цифровизации, применения дистанционных образовательных технологий резко усилилась после принудительного перехода к повсеместной дистанционной форме как мере защиты от пандемии. Сегодня колледжем развернуто исключительно онлайн-обучение в цифровой образовательной среде. Благодаря системной работе по формированию и развитию цифровой образовательной среды, данная ситуация для основной части участников образовательного процесса не стала непреодолимым испытанием.

Онлайн-обучение, организованное в цифровой образовательной среде колледжа, предусматривает сочетание синхронного и асинхронного обучения. Синхронное онлайн-занятие обеспечивает электронное взаимодействие студента и преподавателя в конкретное время. Такие онлайн-лекции, вебинары преподаватели колледжа проводят с использованием онлайн-сер-висов по видеосвязи Discord, Zoom, приложения для проведения видеоконференций Google Meet. Асинхронные курсы отличаются тем, что преподаватель выкладывает в СДО Moodle на

единой платформе дистанционного обучения колледжа http://dom.sustec.ru/ в интернет электронные образовательные ресурсы — электронные курсы, практикумы, ФОСы, а студенты работают с ними в любое удобное для них время. Коллектив колледжа имел эффективный опыт смешанного обучения, которое заключалось в совмещении реального обучения лицом к лицу с преподавателем в аудитории и интерактивных возможностей электронных образовательных ресурсов. Сегодня педагоги успешно сочетают онлайн-лекции с самостоятельно организованной работой студентов с цифровым образовательным контентом, предусматривающей в том числе и обязательную обратную связь.

На протяжении трех последних лет педагогический коллектив решал задачу разработки и эффективного использования цифрового образовательного контента, который должен соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам, нормативным требованиям для применения в образовательном и воспитательном процессе. При разработке цифрового образовательного контента преподаватели должны четко представлять себе технологию и методики его использования и впоследствии эффективно применять данные технологии и методики при организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Таким образом, на первый план была поставлена проблема обеспечения готовности педагогических работников колледжа активно участвовать в создании и развитии цифровой образовательной среды. В рамках решения данной проблемы было определено два аспекта: организационно-методический (повышение квалификации педагогов) и мотивационный. Традиционно в колледже сложилась модель непрерывного повышения квалификации, включающая в себя формальное и неформальное повышение квалификации. Формальное повышение квалификации заключается в организации обучения педагогических работников колледжа по дополнительным профессиональным программам, направленного на освоение технологий проектирования и использования цифровых образовательных ресурсов. На начальном этапе было организовано активное внешнее повышение квалификации по программе ГБУ ДПО ЧИРПО «Информационные технологии в образовании: применение электронного УМК в процессе обучения студентов средствами АСУ на основе Moodle», охват обученных по программе составил 72 человека, однако результативность обучения в части эф-

фективной разработки и использования преподавателями колледжа электронных образовательных ресурсов не превысила 40 %. С учетом выявленной проблемы было принято решение организовать корпоративное повышение квалификации педагогических работников по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации «Разработка электронных образовательных ресурсов с использованием онлайн-конструкторов сайтов» и «Разработка электронных образовательных ресурсов с использованием возможностей СДО Moodle». Организационно-методическое сопровождение программ повышения квалификации осуществляет методическая служба колледжа, лекторами являются преподаватели колледжа — новаторы, добившиеся высоких результатов в разработке и использовании электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Итогом реализации корпоративных программ повышения квалификации стали 47 электронных образовательных ресурсов, среди которых целые сайты специальностей, предполагающие совместную разработку и использование цифрового образовательного контента, и электронные обучающие курсы по дисциплинам, междисциплинарным курсам, учебным практикам.

Опираясь на мнение ученых [7] и собственный опыт, не менее эффективным считаем неформальное повышение квалификации педагогов, которое организовано в форме колледжных методических конкурсов, организации участия в областных и межрегиональных конкурсах, в работе в составе рабочих групп, областных методических объединений, межрегиональных методических объединений, в подготовке к участию в областных, всероссийских, международных семинарах, конференциях, в подготовке публикаций по проблемам разработки и использования цифрового образовательного контента. Уже пять лет подряд в колледже проводится конкурс на лучший электронный образовательный ресурс, меняются номинации конкурса, растет число участников и качество представленных на конкурс электронных образовательных ресурсов. Лучшие ЭОР направляются для участия в областных и межрегиональных конкурсах, преподаватели-разработчики проводят мастер-классы по технологии использования разработанных электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе как для педагогических работников колледжа, так и в рамках областных семинаров, международных конференций, заседаний окружных методических объединений.

Весь цифровой образовательный контент колледжа размещен на единой платформе — специализированном сайте дистанционного обучения (СДО). Все участники образовательного процесса являются авторизованными пользователями СДО, имеют свои четко обозначенные полномочия: администратор, учитель-разработчик, учитель-пользователь, студент. Для организации работы преподавателей и студентов на сайте есть вводный курс «Организация работы на платформе» (учитель курса — заместитель директора по НМР, ответственный за направление), в котором представлены инструкции по работе с курсами, по использованию онлайн-сервисов по видеосвязи, собраны нормативные и методические материалы, представлены контакты специалистов информатизационной службы («Служба спасения»).

Колледж самостоятельно определяет набор электронных ресурсов и приложений, которые допускаются в образовательном процессе, а также корректирует расписание занятий с учетом ресурсов, необходимых для реализации программ с применением дистанционных образовательных технологий.

После принудительного перехода к повсеместной дистанционной форме обучения как мере защиты от пандемии в локальный акт колледжа — Положение об организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий — были внесены коррективы, касающиеся реализации модель применения ДОТ в условиях временного перевода всех обучающихся на обучение с применением дистанционных образовательных технологий в связи с карантинными или иными особыми обстоятельствами. Было организовано методическое сопровождение педагогических работников по переходу на онлайн-обучение, разработаны алгоритмы действий (вариант 1 — для активных разработчиков и пользователей ЭОР, вариант 2 — для педагогов, не имеющих разработанных электронных курсов), оказана информационная и организационно-методическая поддержка, постоянное онлайн-консультирова-ние с применением всех возможных технологий связи. При необходимости преподавателям была предоставлена возможность взять в колледже компьютерную технику для организации онлайн-обучения студентов.

Особое внимание было уделено студентам: вся необходимая для них информация об обучении размещена на сайте колледжа, специализированном сайте дистанционного обучения, в группах в социальных сетях, организовано по-

стоянное консультирование студентов и их родителей (законных представителей), организовано психолого-педагогическое сопровождение, а также переведены в дистанционный формат многочисленные воспитательные мероприятия досугового, интеллектуально-познавательного и развлекательного характера; в дистанционном формате реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы. Для студентов преподавателями учебных дисциплин, МДК, руководителями учебных практик разработаны индивидуальные графики обучения, в которых указаны даты, конкретный объем учебного материала со ссылками на электронные учебные курсы, ресурсы электронных библиотечных систем, указаны контрольные точки, способы связи с преподавателем.

Цифровая трансформация основ образовательного процесса требует решения проблем мотивации педагогов к использованию инновационных технологий; руководство колледжа постоянно совершенствует систему мотивации педагогов, причем как материальный, так и нематериальный аспекты. Разработка и использование электронных образовательных ресурсов учитываются в рейтинговой системе оценки деятельности преподавателей; победители и призеры конкурсов на лучший ЭОР обязательно поощряются; достижения педагогов обязательно отмечаются на заседаниях педагогических советов, совещаниях, в колледжных СМИ. В колледже постоянно совершенствуются условия работы педагогов, в том числе способствующие развитию цифровой образовательной среды. Педагоги колледжа моментально зажигаются новыми идеями, нужно лишь обеспечить им «кислород».

В ближайшей перспективе перед коллективом стоит непростая задача завершения учебного года, проведения не только промежуточной, но и государственной итоговой аттестации выпускников с применением дистанционных образовательных технологий. Для решения данной задачи также корректируются локальные акты, проводится большая подготовительная работа, организационно-методическая работа с педагогическими кадрами, организационно-педагогическое и психологическое сопровождение студентов. Полученный опыт применения дистанционных образовательных технологий в массовом формате выявил ряд проблемных точек, для преодоления которых будут внесены коррективы в инновационную программу колледжа «Цифровая образовательная среда». Система запланированных мероприятий позволит ГБПОУ «Южно-Уральский государственный

технический колледж» привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно

включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни — в любое время и в любом месте.

Библиографический список

1. Петрова, Н. П. Цифровизация и цифровые технологии в образовании / Н. П. Петрова, Г. А. Бондарева // Мир науки, культуры, образования. — 2019. — № 5 (78). — С. 353-355.

2. Сташкевич, И. Р. Информационно-образовательная среда профессиональной образовательной организации — смена образовательной парадигмы / И. Р. Сташкевич // Профессиональное образование и рынок труда. — 2014. — № 9 (13). — С. 26-28.

3. Сташкевич, И. Р. Информатизация как стратегический фактор развития профессионального образования / И. Р. Сташкевич // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 4 (12). — С. 25-28.

4. Аккредитация в образовании : информационно-аналитический журнал. — 2019. — № 6 (114).

5. Информационный сервис для профессионального образовательного сообщества «Аг-регатор новостей образования». — ири https://akvobr.ru/cifrovaya_obrazovatelnaya_sreda_ehto. Мт! (дата обращения: 15.04.2020).

6. Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды : [приказ Министерства просвещения РФ от 02.12.2019 № 649, зарегистрирован в Минюсте РФ 24.12.2019, регистрационный № 56962] // Правовая база Гарант. — 2020. — иРи https://www.garant.ru/ (дата обращения: 20.03.2020).

7. Сичинский, Е. П. О системе непрерывного повышения квалификации работников среднего профессионального образования Челябинской области / Е. П. Сичинский, И. Р. Сташкевич, З. А. Федосеева // Современная наука : актуальные проблемы теории и практики. — 2018. — № 8. — С. 72-75.

For citation: Tuber, I. I. Development of the digital educational environment of the college as a condition of effective transition to training with the application of remote educational technologies / I. I. Tuber, T. Yu. Krashakova // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 2 (26). — P. 83-89.

DEVELOPMENT OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE COLLEGE AS A CONDITION OF EFFECTIVE TRANSITION TO TRAINING WITH THE APPLICATION OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

1.1. Tuber, T. Yu. Krashakova

The article discusses the problems of forming a digital educational environment of a professional educational organization. The experience of the college on the introduction of distance educational technologies in the educational process in two aspects is presented: organizational-methodological and motivational.

Key words: digitalization of education, digital educational environment, digital educational content, electronic educational resources, distance educational technologies in order to ensure the possibility of training citizens according to an individual curriculum throughout life.

References

1. Petrova N. P., Bondareva G. A. Cifrovizacija i cifrovye tehnologii v obrazovanii [Digitalization and digital technologies in education], Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [World of science, culture, education], 2019, no. 5 (78), pp. 353-355. (In Russian)

2. Stashkevich I. R. Informacionno-obrazovatel'naja sreda professional'noj obrazovatel'noj or-ganizacii — smena obrazovatel'noj paradigmy [Information and educational environment of a professional educational organization — a change in the educational paradigm], Professional'noe obrazo-vanie i rynok truda [Vocational education and labor market], 2014, no. 9 (13), pp. 26-28. (In Russian)

3. Stashkevich I. R. Informatizacija kak strategicheskij faktor razvitija professional'nogo obrazovanija [Informatization as a strategic factor in the development of vocational education], Innovacionnoe

razvitie professional'nogo obrazovanija. [Innovative development of vocational education], 2016, no. 4 (12), pp. 25-28. (In Russian)

4. Akkreditacija v obrazovanii: informacionno-analiticheskij zhurnal [Accreditation in Education: An Information and Analytical Journal], 2019, no. 6 (114). (In Russian)

5. Informacionnyj servis dlja professional'nogo obrazovatel'nogo soobshhestva «Agregator nov-ostej obrazovanija», available at: https://akvobr.ru/cifrovaya_obrazovatelnaya_sreda_ehto.html (accessed: 15.04.2020). (In Russian)

6. Ob utverzhdenii Celevoj modeli cifrovoj obrazovatel'noj sredy: [prikaz Ministerstva pros-veshhenija RF ot 02.12.2019 № 649, zaregistrirovan v Minjuste RF 24.12.2019, registracionnyj № 56962]. Pravovaja baza Garant,2020, available at: https://www.garant.ru/ (accessed: 20.03.2020). (In Russian)

7. Sichinskij E. P., Stashkevich I. R., Fedoseeva Z. A. O sisteme nepreryvnogo povyshenija kvalifikacii rabotnikov srednego professional'nogo obrazovanija Cheljabinskoj oblasti [About the system of continuous professional development of secondary vocational education employees of the Chelyabinsk region], Sovremennaja nauka: aktual'nye problemy teorii ipraktiki [Modern science: actual problems of theory and practice], 2018, no 8, pp. 72-75. (In Russian)

Тубер Игорь Иосифович, директор ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж», кандидат педагогических наук, г. Челябинск, е-шаП: [email protected]

Крашакова Татьяна Юдовна, заместитель директора по научно-методической работе ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж», г. Челябинск, е-шаП: [email protected]

Tuber Igor Iosifovich, Director of the South Ural State Technical College, Candidate of Pedagogical Sciences, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Krashakova Tatyana Yudovna, Deputy Director for Scientific and Methodological Work, South Ural State Technical College, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Южаков, В. А. Подготовка обучающимися учебных текстов: содержание помощи со стороны преподавателя / В. А. Южаков // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 2 (26). — С. 89-95.

УДК 378.147 ББК 74.58

ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ: СОДЕРЖАНИЕ ПОМОЩИ СО СТОРОНЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В. А. Южаков

В соответствии с требованиями законодательства в сфере образования преподавателю необходимо формировать у обучающихся общекультурные компетенции, в том числе по подготовке учебных текстов. Целью статьи является рассмотрение текста в семиотическом отношении и на этой основе систематизация содержания труда преподавателя вуза при оказании помощи обучающимся при подготовке ими письменных работ. Отправная идея такова: культура трудового мышления в конкретной профессии и ее описание в текстах посредством стандартизированных знаковых систем имеют сходство в том, что оба «варианта представлений» сложны в своей многогранности. Преподавателю предлагается использовать традиционные для филологии методы анализа текстов. Рекомендуются также педагогические технологии по улучшению у обучающихся мышления текстом.

Ключевые слова: общекультурная компетенция, подготовка текста, семиотический анализ, помощь преподавателя обучающимся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.