Образовательные технологии наука и практика
Сведения для цитирования: Башарина, О. В. Формирование основ цифровой безопасности как компонента цифровой компетентности / О. В. Башарина, Е. В. Яковлев // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 2 (26). — С. 31-36.
УДК 004:377 ББК 32.973/74.57
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЦИФРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
О. В. Башарина, Е. В. Яковлев
В статье рассматривается понятие «цифровая компетентность»; представлены пять ключевых компетенций цифровой экономики; рассматриваются итоги анкетного опроса студентов ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж» по отдельным аспектам цифровизации; представлен опыт колледжа по обоснованию необходимости, разработке и внедрению в вариативные части основных профессиональных образовательных программ предмета «Основы цифровой безопасности» (ОцБ); предложен опыт прохождения студентами программы «Введение в кибербезопасность» от ведущей международной IT-компании Cisco в рамках реализации предмета ОЦБ.
Ключевые слова: цифровая компетентность, ключевые компетенции цифровой экономики, цифровая безопасность.
В настоящее время термин «цифровизация» из метода, подразумевающего преобразование информации в цифровую форму, трансформировался в драйвер мирового общественного развития, способствующий росту экономики и обеспечивающий высокое качество жизни.
Сегодня современные цифровые технологии используются повсеместно, абсолютно во всех отраслях производства и потребления. Они настолько крепко вошли в повседневную жизнь каждого из нас, что многие уже не могут представить себе жизнь без смартфона, ноутбука, планшета. Эти носители информации сегодня стали необходимостью. Это не удивительно, потому как с невероятной скоростью развивается человечество, также растут его потребности
в непрерывном получении огромного объема информации. Мы получаем ее из новостных порталов, форумов, конференций, мессендже-ров, социальных сетей, видеохостингов и так далее.
Однако активность включения в эти процессы человека различна и зависит от уровня развития его цифровой компетентности. Переход к цифровой экономике требует изменения ключевого элемента — образования. Оно должно быть ориентировано на развитие способностей работать в сложном мире, подстраиваться под его требования [1]. Следовательно, формирование цифровой компетентности, на наш взгляд, становится одной из важнейших задач системы профессионального образования.
Понятие цифровой компетентности наиболее полно и последовательно было рассмотрено в исследовании, проведенном Фондом развития интернет и факультетом психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в 2013 году. Авторы этого исследования под цифровой компетентностью понимают «основанную на непрерывном овладении компетенциями (системой соответствующих знаний, умений, мотивации и ответственности) способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности (работа с контентом, коммуникации, потребление, техносфера), а также его готовность к такой деятельности» [2, с. 4].
Современный перечень этих компетенций указан в приказе Минэкономразвития России от 24.01.2020 № 41 «Об утверждении методик расчета показателей Федерального проекта „Кадры для цифровой экономики" национальной программы „Цифровая экономика Российской Федерации"». В него вошли пять ключевых ком -петенций цифровой экономики: коммуникация и кооперация в цифровой среде; саморазвитие в условиях неопределенности; креативное мышление; управление информацией и данными; критическое мышление в цифровой среде [3].
Для формирования цифровой компетентности необходимо определить актуальный уровень знаний студентов в области информационных технологий. Мы понимали, что этот уровень будет разным, в зависимости от школьной подготовки обучающихся в данной области, их уровня саморазвития и самомотивации, дисциплины и других факторов.
Для этого в 2019 году в ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж» было разработано и проведено анкетирование студентов по некоторым аспектам цифровизации (знание основных цифровых устройств и навыки владения ими, способы и цели получения информации в Сети, восприятие и использование найденной информации, информированность студентов о присутствии в интернете большого количества вредоносного программного обеспечения, вирусов и др., меры защиты собственных персональных данных в Сети и надежность паролей). В нем приняли участие студенты пяти групп разных специальностей, всего 121 человек.
Результаты анкетирования показали, что все студенты используют мобильный телефон, причем только 66,7 % используют его в учебных целях.
Интересные данные получены по целям использования интернета: 62,5 % студентов пользуются им для досуга и развлечений; 20,8 % — для общения; 12 % — для просмотра новостей и только 4,7 % студентов — для учебной деятельности.
Настораживают ответы студентов и о времени нахождения в сети Интернет: 58,3 % из них тратят на этот процесс более трех часов в день; 20,8 % — от одного до трех часов в день. Следовательно, порядка 74,4 % студентов примерно три часа в день тратят на развлечения и общение в Сети.
Только 41,7 % студентов обсуждают новости и информацию из интернета; 79,2 % указывают, что привлекает их такая информация доступностью.
На вопрос «Насколько резко отличаются ваша жизнь в интернете и реальная жизнь?» 54,2 % студентов ответили, что это абсолютно разные миры, 20,8 % — что отличаются по некоторым аспектам.
Анкетирование показало, что 87,5 % студентов зарегистрированы в автоматизированной системе «Портал государственных услуг».
Большой блок вопросов в содержании анкеты был посвящен теме «Цифровая безопасность». Ответы на эти вопросы показали, что только 12,5 % студентов определяют уровень безопасного использования сети Интернет как высокий; 45,8 % — как средний; 25 % затруднились ответить. 83,3 % студентов знают о присутствии большого объема информации, которая может негативно воздействовать на личность человека.
На вопрос о существовании ответственности перед законом за достоверность и содержание информации, размещенной в интернете, положительно ответили 50 % студентов, а затруднились ответить 41,7 %.
Важность владения основами цифровой безопасности подтвердили 83,3 % студентов; 62,5 % указали на готовность пройти курсы по повышению своей цифровой компетентности.
Анкетный опрос показал, что 100 % студентов используют интернет для различных целей. Они целевая аудитория и объект ответственности для колледжа. В то же время эта возрастная категория является группой риска, молодые люди наиболее уязвимы и подвержены внешнему влиянию. Подверженность обусловлена несколькими факторами: во-первых, отсутствием жизненного опыта и стремлением его обрести (любопытство, любознательность); во-вторых, отсутствием компетенций в области информационной гигиены.
В связи с этим колледж как основной образовательный институт для данной возрастной категории должен обеспечить студентов теми знаниями и навыками, которые дадут им основы цифровой безопасности.
Итоги анкетного опроса показали, что, во-первых, при формировании ключевых компетенций цифровой экономики необходимо не только давать студентам знания и умения, но и развивать у них мотивацию, воспитывать ответственность применения информационных технологий в процессе жизнедеятельности, в том числе безопасное поведение в сети Интернет; во-вторых, необходимо ввести в учебный процесс дополнительную учебную дисциплину «Основы цифровой безопасности».
В 2019/20 учебном году была разработана программа «Основы цифровой безопасности» в объеме 32 академических часа. Эта дисциплина была реализована колледжем в пяти группах второго курса разных специальностей, которые участвовали в анкетировании. Программа существует в рамках вариативных частей основных профессиональных образовательных программ.
Разработкой программы занимались руководители, методисты и преподаватели Миас-ского геологоразведочного колледжа. При разработке программы учитывались требования законодательной базы в разрезе ознакомления с основными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения и ответственность в области информационной безопасности.
Первым документом является Доктрина информационной безопасности, утвержденная Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646, в ней указаны основные национальные интересы в информационной среде, состояние информационной безопасности и основные информационные угрозы, определены стратегические цели, организационные основы и основные направления обеспечения информационной безопасности. В этом документе также акцентируется внимание на том, что уровень подготовки граждан по вопросам обеспечения личной информационной безопасности остается низким [4].
Следующий документ — Стратегия развития информационного общества на 20172030 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 10 мая 2017 г. № 203. В нем изложены цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и телекоммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, фор-
мирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию национальных стратегических приоритетов [5].
Также при создании программы дисциплины «Основы цифровой безопасности» учитывались аналитика, опыт и рекомендации ведущих разработчиков антивирусного программного обеспечения. Специалисты Лаборатории Кас-перского указывают, что финансовое мошенничество — это наиболее широко распространенная угроза информационной безопасности, «примерно 20 % российских интернет-пользователей при совершении банковских операций и онлайн-покупок как минимум два раза становились жертвой киберпреступников, теряя при этом денежные средства» [6, с. 13].
Информационно-психологической безопасности личности в цифровом обществе уделяется большое внимание, поэтому данной теме отведен особый раздел программы. Не обошли вниманием и такую важную тему, как здоровьесбе-регающие технологии при работе с цифровыми устройствами. Основная же часть программы посвящена информационной безопасности при пребывании в сети Интернет, а это: защита персональных данных (методы, практика), типология вредоносных программ и методы борьбы с ними, виды интернет-мошенничества, антивирусное программное обеспечение (производители, преимущества/недостатки программных продуктов).
Вопросами цифровой безопасности уже многие годы занимаются ведущие IT-компании мира. Они создают качественный образовательный контент, включающий мотивирующие видеоматериалы, доступную инфографику, одним словом, используют самые современные инструменты. Одна из таких компаний — Cisco Networking Academy (Сетевая академия Cisco).
Компания Cisco — это одна из ведущих компаний мира по разработке и производству сетевого компьютерного оборудования. Образовательные продукты, предложенные Сетевой академией Cisco, доступны ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж» как авторизованному партнеру академии. Колледж имеет в штате двух преподавателей — сертифицированных экспертов Сетевой академии.
Курс Introduction to cybersecurity («Введение в кибербезопасность»), реализуемый в рамках курса «Основы цифровой безопасности», является настоящей изюминкой предмета. Ведущие мировые специалисты с помощью качественного контента самым наглядным образом
и достаточно доступным языком раскрывают особенности цифрового мира, его опасности и то, как их нужно избегать. По окончании курса Introduction to cybersecurity каждый студент получает именной сертификат Сетевой академии Cisco, что является дополнительной мотивацией и пополняет портфолио начинающего специалиста.
Актуальность процесса формирования ключевых компетенций цифровой экономики определила тему инновационной площадки «Подготовка различных категорий населения к жизнедеятельности в условиях информационного общества», открытой на базе ГБПОУ «Ми-асский геологоразведочный колледж» в апреле 2020 года.
Основной целью проекта является реализация комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих подготовку различных категорий населения к жизнедеятельности в информационном обществе.
Задачи инновационного проекта направлены на формирование компетенций, позволяющих различным категориям населения активно
и безопасно взаимодействовать с цифровой средой (далее — цифровых компетенций).
Эффективность решения этих задач будет зависеть от активности включения преподавателей всех учебных дисциплин и профессиональных модулей, а не только преподавателей информатики, в процесс формирования и развития ключевых компетенций для цифровой экономики [7].
В заключение выделим основные направления работы профессиональной образовательной организации в ходе решения основной задачи — «формирование цифровой компетентности»:
- во-первых, активизация таких ее компонент, как мотивация и ответственность использования информационных технологий;
- во-вторых, формирование новых дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ключевых компетенций цифровой экономики у различных категорий населения;
- в-третьих, организация взаимодействия с социальными партнерами (общеобразовательными организациями и работодателями).
Библиографический список
1. Башарина, О. В. Технологии цифровой экономики и трансформация образования / О. В. Башарина, И. В. Башарин // Кадры для цифровой экономики : материалы IV Междунар. науч.-практ. конференции «Среднее профессиональное образование в информационном обществе» (г. Златоуст, 1 февраля 2019 г.). — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2019. — С. 71-75.
2. Цифровая компетентность подростков и родителей : Результаты всероссийского исследования / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова. — Москва : Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с. — ISBN 978-5-9904706-1-3.
3. Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (вместе с «Методикой расчета показателя „Количество выпускников системы профессионального образования с ключевыми компетенциями цифровой экономики, Тысяча человек"», «Методикой расчета показателя „Число принятых на программы высшего образования в сфере информационных технологий и по математическим специальностям, Тысяча человек"» : приказ Минэкономразвития России от 24.01.2020 № 41 // Кодификация РФ : [сайт]. — 2020. — URL: https://rulaws.ru/ acts/Prikaz-Minekonomrazvitiya-Rossii-ot-24.01.2020-N-41/ (дата обращения: 14.04.2020).
4. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 // Информационно-правовая система Гарант : [сайт]. — 2020. — URL: http://base.garant.ru/71556224/ (дата обращения: 14.04.2020).
5. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы : Указ Президента РФ от 10 мая 2017 г. № 203 // Правовая база КонсультантПлюс : [сайт]. — 2020. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 04.04.2020).
6. Тарасов, А. М. Киберугрозы, прогнозы, предложения / А. М. Тарасов // Информационное право. — 2014. — № 3. — С. 12-13.
7. Сташкевич, И. Р. Условия подготовки кадров для цифровой экономики в среднем профессиональном образовании / И. Р. Сташкевич // Кадры для цифровой экономики : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. «Среднее профессиональное образование в информационном обществе» (г. Златоуст, 1 февр. 2019 г.). — Челябинск, 2019. — C. 9-14.
For citation: Basharina, O. V. Formation of the basis of digital security as a component of digital competence / O. V. Basha-rina, E. V. Yakovlev // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 2 (26). — P. 31-36.
FORMATION OF THE BASIS OF DIGITAL SECURITY AS A COMPONENT OF DIGITAL COMPETENCE
O. V. Basharina, E. V. Yakovlev
The article discusses the concept of "digital competence"; five key competencies of the digital economy are presented; examines the results of a questionnaire survey among students of Miass Geological Prospecting College on certain aspects of digitalization; The experience of the college on substantiating the need, developing and introducing into the variable parts of the main professional educational programs the subject "Fundamentals of Digital Security" (FDS) is presented; the experience of students passing the program "Introduction to Cybersecurity" from the leading international IT company Cisco in the framework of the implementation of the subject of the FDS is proposed.
Key words: digital competence, key competencies of the digital economy, digital security.
References
1. Basharina O. V., Basharin I. V. Tehnologii cifrovoj jekonomiki i transformacija obrazovanija [Technology of the digital economy and the transformation of education], Materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konferencii «Kadry dlja cifrovoj jekonomiki», «Srednee professional'noe obrazovanie v informacionnom obshhestve» (g. Zlatoust, 1 fevralja 2019 g.) [Materials of the IV Intern. scientific and practical Conference "Personnel for the digital economy", "Secondary vocational education in the information society" (Zlatoust, February 1, 2019). Chelyabinsk, Izd-vo ChIRPO, 2019, pp. 71-75. (In Russian)
2. Soldatova G. U., Nestik T. A., Rasskazova E. I., Zotova E. Yu. Cifrovaja kompetentnost' po-drostkov i roditelej: Rezul'taty vserossijskogo issledovanija [Digital competence of adolescents and parents: Results of an all-Russian study]. Moscow, Internet Development Fund, 2013, 144 p., ISBN 978-5-9904706-1-3. (In Russian)
3. Ob utverzhdenii metodik rascheta pokazatelej federal'nogo proekta «Kadry dlja cifrovoj jekonomiki» nacional'noj programmy «Cifrovaja jekonomika Rossijskoj Federacii» (vmeste s «Metodikoj rascheta pokazatelja „Kolichestvo vypusknikov sistemy professional'nogo obrazovanija s kljuchevymi kompetencijami cifrovoj jekonomiki, Tysjacha chelovek"», «Metodikoj rascheta pokazatelja „Chislo prinjatyh na programmy vysshego obrazovanija v sfere informacionnyh tehnologij i po matematiches-kim special'nostjam, Tysjacha chelovek"»: prikaz Minjekonomrazvitija Rossii ot 24.01.2020 № 41 // Kodifikacija RF [site], 2020, available at: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minekonomrazvitiya-Rossii-ot-24.01.2020-N-41/ (accessed: 14.04.2020). (In Russian)
4. Ob utverzhdenii Doktriny informacionnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 5 dekabrja 2016 g. № 646 // Informacionno-pravovaja sistema Garant: [site], 2020, available at: http://base.garant.ru/71556224/ (accessed: 14.04.2020). (In Russian)
5. O Strategii razvitija informacionnogo obshhestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody: Ukaz Prezidenta RF ot 10 maja 2017 goda № 203 // Pravovaja baza Konsul'tantPljus: [site], 2020, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (accessed: 14.04.2020). (In Russian)
6. Tarasov A. M. Kiberugrozy, prognozy, predlozhenija [Cyberthreats, forecasts, proposals], In-formacionnoe pravo [Informational Law], 2014, no. 3, pp. 12. (In Russian)
7. Stashkevich I. R. Uslovija podgotovki kadrov dlja cifrovoj jekonomiki v srednem professional'nom obrazovanii [Conditions for training personnel for the digital economy in secondary vocational education], Materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konferencii «Kadry dlja cifrovoj jekonomiki», «Srednee professional'noe obrazovanie v informacionnom obshhestve» (g. Zlatoust, 1 fevralja 2019 g.) [Materials of the IV Intern. scientific and practical Conference "Personnel for the digital economy", "Secondary vocational education in the information society" (Zlatoust, February 1, 2019). Chelyabinsk: Izd-vo ChIRPO, 2019, pp. 9-14. (In Russian)
Башарина Ольга Валентиновна, заведующая лабораторией информатизации профессионального образования и социологических исследований ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования»,
Basharina Olga Valentinovna, Head of the Laboratory for Informatization of Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Candidate of Pedagogical Sciences, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
кандидат педагогических наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Яковлев Евгений Валерьевич, заместитель директора по информационно-методической работе ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж», Челябинская область, г. Миасс, e-mail: [email protected]
Yakovlev Evgeny Valerievich, Deputy Director for Information and Methodological Work, Miass Geological Prospecting College, Chelyabinsk Region, Miass, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Бикбулатова, Л. А. О дистанционном курсе по физике в техникуме / Л. А. Бикбулато-ва // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 2 (26). — С. 36-40.
УДК 372.853 ББК 74.262.22
О ДИСТАНЦИОННОМ КУРСЕ ПО ФИЗИКЕ В ТЕХНИКУМЕ
Л. А. Бикбулатова
В статье на примере учебной дисциплины «Физика» представлен опыт формирования цифровой среды обучения в организации среднего профессионального образования. Приведены результаты изучения отношения студентов к применению дистанционных технологий в образовательном процессе.
Ключевые слова: цифровая среда обучения, дистанционные образовательные технологии, дистанционный учебный курс, СДО Мооб!в.
Одно из направлений развития современного образования в России — внедрение новых информационных технологий и средств обучения в педагогическую практику. Это обусловлено тем, что в России реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития цифровой экономики, что в свою очередь повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет [1].
Проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы на протяжении последних лет является приоритетным для процесса образования и науки в целом. Проект представляет единое электронное образовательное пространство России [2]. В рамках его реализации применяется широкий спектр внедрения онлайн-обучения и онлайн-курсов на образовательных площадках. В связи с этим меняются способы приобретения студентами знаний и умений, характер отношений между студентами и преподавателями, акцент в дея-
тельности преподавателя переносится на организацию образовательного процесса [3]. На смену традиционному обучению приходят другие формы, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий.
Необходимо подчеркнуть, что в условиях развертывания образовательного процесса в цифровой среде обучения у студентов формируются среди прочего цифровые компетенции, востребованные обществом и во многом определяющие личностный и социальный статус современного человека. Педагогическая теория и наша многолетняя педагогическая практика позволяют констатировать, что применение цифровых технологий способствует повышению мотивации обучения студентов, экономии учебного времени, а их интерактивность и наглядность улучшают восприятие, понимание и усвоение учебного материала. Кроме того, цифровая среда может использоваться и во внеурочное время, качественно изменяя самостоятельную работу студента.
Творческим коллективом преподавателей ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени