References
1. Federal'naja celevaja programma razvitija obrazovanija na 2016-2020 gody. Gosu-darstvennaja politika v sfere obrazovanija, 2020, available at: https://www.sites.google.com/ site/docs1739/home/gosudarstvennaa-politika-v-sfere-obrazovania/ (accessed: 16.02.2019). (In Russian)
2. Volosovets T.V., Kutepova E.N. (ed.) Inkljuzivnaja praktika v doshkol'nom obrazovanii: posobie dlja pedagogov doshkol'nyh uchrezhdenij [Inclusive practice in preschool education: a manual for teachers of preschool institutions]. Moscow, MOSAIC-SYNTHESIS, 2011, 144 p., ISBN 978-5-86775-937-7. (In Russian)
3. Professional'nyj standart «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, osnovnom obshhem, srednem obshhem obrazovanii) (vospitatel', uchitel')». Portal federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovanija, available at: http://fgosvo.ru/up-loadfiles/profstandart/01.001.pdf (accessed: 16.02.2020). In Russian)
4. Kotova G. L., Ilyashenko E. G., Malysheva K. V. Sovershenstvovanie professional'noj goto-vnosti pedagogov doshkol'nyh obrazovatel'nyh organizacij k rabote v uslovijah inkljuzivnogo obrazovanija [Improving the professional readiness of teachers of preschool educational organizations to work in an inclusive education], Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta: sb. materi-alov Ezhegodnoj mezhdunarod. nauch.-prakt. Konf. [Proc. International. scientific-practical conf. "Education and training of young children"], 2015, available at: https://cyberleninka.ru/ (accessed: 16.02.2020). (In Russian)
5. Hitrjuk V. V. Gotovnost' pedagogov k rabote v uslovijah inkljuzivnogo obrazovani [The willingness of teachers to work in an inclusive education], Vestnik Chuvash. gos. ped. un-ta imeni I. Ja. Ja-kovleva [I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin], 2013, no. 3 (79), pp. 189-194. (In Russian)
Нефёдова Любовь Александровна, преподаватель ГБПОУ «Саткинский политехнический колледж им. А. К. Савина», Челябинская область, г. Сатка, e-mail: [email protected]
Обухова Елена Анатольевна, преподаватель ГБПОУ «Саткинский политехнический колледж им. А. К. Савина», Челябинская область, г. Сатка, e-mail: [email protected]
Nefjodova Ljubov' Aleksandrovna, Lecturer, Sat-ka Polytechnic College named after A. K. Savin, Chelyabinsk Region, Satka, e-mail: [email protected]
Obuhova Elena Anatol'evna, Lecturer, Satka Polytechnic College named after A. K. Savin, Chelyabinsk Region, Satka, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Потапова, М. В. Компетентностный подход к формированию у студентов педагогических специальностей СПО профессиональных знаний, умений, цифровых навыков / М. В. Потапова, Н. В. Каменкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 1 (25). — С. 90-95.
УДК 377 ББК 74.57
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ
М. В. Потапова, Н. В. Каменкова
В статье представлены теоретико-практические аспекты использования компетентностного подхода при обучении студентов педагогических специальностей СПО. Описываются инновационные формы обучения (виртуальных экскурсий, кратковременных групповых проектов) с целью формирования у студентов педагогического колледжа цифровых умений и навыков, которые соотносятся с формируемыми компетенциями ФГОС СПО и с трудовыми действиями педагога.
Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов
Ключевые слова: компетентностный подход, подготовка педагога в СПО, инновационный процесс обучения в педагогическом колледже, цифровые навыки, предметная и методическая компетентность педагога.
Одна из актуальных проблем совершенствования среднего профессионального педагогического образования связана с ориентацией его на компетентностный подход. Раскроем его сущность, свое понимание этой проблемы на основе изученной литературы. Выделим ведущие положения с целью уточнения понимания содержания профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа не только как педагогического процесса освоения норм, образцов, правил их профессиональной деятельности, но и как процесса становления субъективного опыта, который предполагает освоение будущими педагогами не только совокупности разносторонних энциклопедических знаний, но и прикладных умений и навыков. Принимая во внимание тот факт, что профессиональная подготовка как в колледже, так и в школе и в вузе происходит с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов — стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО), следует отметить, что данная подготовка не является линейной, так как она вариативная, модульная, индивидуально ориентированная [1; 2].
Анализируя ключевые положения, характеризующие специфику современного педагогического образования (вузовского) и выделенные педагогами А. П. Тряпицыной, С. А. Писаревой и др., отметим, что многие из этих положений имеют обобщенные методологические основания, поэтому могут быть применены ко всем уровням образования [1]. К таким положениям относятся: во-первых, создание условий для формирования не только знаний и умений, но и мировоззрения, а также опыта самореализации индивидуальной образовательной траектории в будущей профессиональной деятельности; во-вторых, практическая подготовка будущего педагога определяет проблемы сегодняшнего дня и вызовы завтрашнего, которые могут быть отражены в профессиональных задачах, связанных с формированием профессиональных компетенций, совокупность которых раскрывает индивидуальность конкретного специалиста; в-третьих, компетентностный подход в подготовке педагога на основе выполнения типовых профессиональных задач позволяет подготовить будущего специалиста к решению непредвиденных ситуаций, таких, которые в полной мере еще не осознаны [1].
Реализация выделенных выше положений при организации обучения студентов педагогического колледжа предполагает сформиро-ванность у них умений работать с реальными задачами, использовать открытые источники информации, обсуждать социально значимые проблемы. Реализация образовательного процесса в современном педагогическом колледже связана с совершенствованием нескольких профессиональных компетентностей будущего педагога, например готовностью вступать в сетевые взаимодействия и цифровой компетентностью педагога. Этот процесс предполагает решение совокупности задач, а именно: обновление структуры и организации учебного процесса в колледже; корректирование цели и содержания образования; подготовка преподавательских кадров. Перевод образовательного процесса в колледже на реализацию компетентностного подхода требует дополнительного исследования по созданию и обеспечению последовательной эффективной подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава колледжа. Чтобы определить направление этой подготовки, осуществим анализ понятийного аппарата, составляющего базис федеральных государственных образовательных стандартов. К таким понятиям отнесем следующие: «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход», «трудовые функции педагога», «необходимые знания и умения» [3; 2].
Раскроем содержание понятия «компетент-ностный подход». Чтобы понять сущность этой многоаспектной категории, включающей два понятия — «подход» и «компетенция», осуществим краткий анализ философской категории «подход». В энциклопедии [4] он раскрывается с помощью понятий «парадигма», «синтагма», «практика». В современной научной литературе исследователи связывают понятия «компетентность» и «компетенция». Так, например, И. А. Зимняя оперирует категорией «компетентность/компетенция», по ее мнению, именно такая связка является основанием компетент-ностного подхода [5]. Изучив работы педагогов — исследователей этой проблемы (А. Н. Да-хин, В. П. Зайцев, Э. Ф. Зеер, Ю. С. Костровой, А. П. Тряпицына, Ю. Г. Татур, А. И. Суббето, А. В. Хуторской и др.), мы пришли к заключению, что в литературе отсутствует единый
подход в определении этих двух понятий, исследователи придерживаются разных трактовок понятия. Применительно к нашему исследованию мы принимаем точку зрения А. П. Тря-пицыной, которая компетенцию связывает со способностью и готовностью специалиста к профессиональным способам действий по применению знаний и умений на практике, а компетентность — с качеством личности специалиста, способного реализовать свою профессиональную компетенцию [1; 6; 7].
При реализации основных профессиональных программ в педагогическом колледже в современных условиях необходимо использовать инновационные формы организации учебно-познавательной деятельности студентов, например: краткосрочные групповые проекты социально-педагогической направленности для формирования у будущих педагогов готовности вступать в сетевые формы взаимодействия; разработка виртуальных экскурсий для формирования у студента колледжа (будущего педагога) готовности использовать цифровые навыки и формирования способности у педагога работать в 8ТБМ-образо-вательной среде. Обе организационные формы обучения являются способом и средством (инструментарием) для формирования педагогических (профессиональных) компетенций. Рассмотрим технолого-педагогические аспекты формирования профессиональных компетенций у будущих учителей начальных классов в условиях компетент-ностного подхода.
Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения включает совокупность мероприятий, этапов их организации, логически связанных общей темой и целью проведения. Предлагаем организовать разработку таких экскурсий студентами III курса, тематика экскурсий предлагается преподавателем после обсуждения с коллективом группы студентов. В 2019/20 учебном году тема виртуальной экскурсии «75 лет Великой Победе». Для выполнения заданий создаются смешанные группы и подгруппы для разработки своего блока вне зависимости от профильной направленности основной профессиональной программы студентов. Обучающиеся консультируются со всеми преподавателями колледжа по содержательным и процессуальным аспектам для наполнения данного компьютерного продукта. В канун 9 мая будет проведен конкурс (презентация) виртуальных экскурсий, жюри определит лучшие методические продукты, которые все студенты смогут использовать как в период педагогической практики, так и в дальнейшей своей профессиональной деятельности.
Выполнение таких заданий, участие в таких форматах позволит сформировать у студента — будущего педагога следующие трудовые действия, необходимые для его будущей профессиональной деятельности: применение информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для формирования цифровой образовательной среды в классе; осуществление объективной оценки образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) соответствующего уровня общего образования для корректировки и индивидуализации форм и методов обучения [3]. А также создание такого цифрового образовательного ресурса потребует от студентов владения цифровыми навыками [8], которые формируются в процессе освоения следующими компетенциями:
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса [2].
В качестве критериев (см. табл.) оценки преподавателем виртуальных экскурсий или кратковременных групповых проектов, разработанных студентами, выберем: 1) цифровые навыки, выделенные в рамках международного исследования [8] — разработана методика, с помощью которой каждый человек может создать свой собственный профиль и оценить степень владения цифровыми навыками; данный инструмент размещен в открытом доступе и позволяет оценить сформированность цифровых навыков по 7-балльной шкале, а также выявить свои дефициты в рамках владения цифровой компетенцией; 2) критерии (К), субкритерии (С) и аспекты (А), определенные для оценки в рамках демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia по компетенции № R21 «Преподавание в младших классах» [9].
Изложенные в статье теоретико-практические аспекты использования компетентностного подхода в организации и проведении инновационных форм обучения (виртуальных экскурсий, кратковременных групповых проектов) с целью формирования у студентов педагогического колледжа цифровых умений и навыков убедили в том, что
Педагогическая компетенция: готовность использовать цифровые навыки в профессиональной деятельности
ФГОС СПО (компетенция) [10] Профессиональный стандарт (трудовое действие) [7] Дисциплины УП Критерии оценки \Уог1(18кП18 [5] Цифровые навыки [4]
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности Применение информационно - ко ммуника -ционных технологий (далее — ИКТ) для формирования цифровой образовательной среды в классе Русский язык и литература. Литература. История. Информатика и информа-ционно-коммуникацион-ные технологии в профессиональной деятельности. Методика преподавания общественных дисциплин в начальной школе. Основы организации внеурочной работы (с указанием области деятельности). Производственная практика (по профилю специальности) К1 — Общекультурное развитие. С — Источники информации: книги, СМИ, кино- и видеопродукция, компьютерные образовательные программы и интернет. А1 — Достоверность информации. А2 — Наличие видеоинформации. АЗ — Наличие аудиозаписи. А4 — Указание используемых источников. А5 — Научность информации. К2 — Культура безопасного труда. Организация рабочего пространства, рабочего процесса. С — Назначение, применение, способы технического обслуживания оборудования, а также правила безопасности при работе на нем и при организации рабочего пространства. А6 — Соблюдение санитарных норм и правил безопасности. А7 — Аккуратность. К4 — Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения. С — Трансляция передового педагогического опыта посредством различных форм интерактивного взаимодействия. А8 — Интерактивность в презентации. Кб — Методическое обеспечение образовательного процесса. С — Применение технологии обучения с использованием ИКТ для расширения возможностей учащихся при освоении учебного предмета. А9 — Целесообразное и эффективное использование интерактивной доски 1. Поиск информации. 2. Правильность оценивания полученной информации. 3. Умение использовать цифровые технологии в повседневной жизни. 4. Умение выстраивать правильные и эффективные отношения в цифровой среде. 5. Умение выстраивать свою работу в соответствии с нормами СанПиН. 6. Защита персональных данных. 7. Управление личной информацией. 8. Соблюдение законодательной базы в рамках ки-бербезопасности. 9. Умение создавать, вести и использовать в работе персональную страницу или сайт
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса Осуществление объективной оценки образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) соответствующего уровня общего образования для корректировки и индивидуализации форм и методов обучения Информатика и информа-ционно-коммуникацион-ные технологии в профессиональной деятельности. Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом. Педагогика. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов
необходимо соотнести формируемые компетенции ФГОС СПО с трудовыми действиями педагога, определенными в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)», дисциплинами основной профессио-
нальной образовательной программы среднего профессионального образования, критериями оценки в рамках демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia по компетенции № R21 «Преподавание в младших классах» и цифровыми навыками, сформулированными коллективом исследователей Евросоюза.
Библиографический список
1. Верещагина, О. Н. Развитие компетентности будущего педагога в образовательном процессе современного вуза : практико-ориентированная монография / О. Н. Верещагина [и др.]. — Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. — 207 с. — ISBN 978-5-8064-2289-8.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по специальностям группы 44.00.00 «Образование и педагогические науки» // КлассИнформ,ру : [сайт]. — URL: http://www.edu.ru/abitur/act.86/index.php#Par44 (дата обращения: 20.01.2020).
3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)» : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования : [сайт]. — URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf. (дата обращения: 16.02.2020).
4. Всемирная энциклопедия: философия / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — Москва : АСТ, 2001. — 1312 с. — ISBN 985-456-809-1.
5. Зимняя, И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. — 2013. — № 4 (4). — С. 16-31.
6. Тряпицына, А. П. Подготовка педагогических кадров и задачи современной школы / А. П. Тряпицына // Universum : вестник Герценовского ун-та. — 2010. — № 11. — С. 16-18.
7. Тряпицына, А. П. Современные тенденции развития качества педагогического образования / А. П. Тряпицына // Человек и образование. — 2012. — № 3 (32). — С. 4-10.
8. Колесо цифровой компетенции // Научный центр ЕС : [сайт]. — 2020. — URL: https:// digital-competence.eu/survey/qid-392/ (дата обращения: 22.01.2020).
9. Комплект оценочной документации № 1.1 для демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенции № R21 «Преподавание в младших классах» // WorldSkills Russia : [сайт]. — 2020. — URL: https://worldskills.ru/assets/docs//13933/%D0%9A%D0 %9E%D0%9C%D0%9F%D0%9B%D0%95%D0%9A%D0%A2%20%D0%9E%D0%A6%D0%95%D 0%9D%D0%9E%D0%A7%D0%9D%D0%9E%D0%99%20%D0%94%D0%9E%D0%9A%D0%A3%-D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%A2%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%98%20%E2%84%961.1.pdf (дата обращения: 22.01.2020).
10. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3-12.
For citation: Potapova, M. V Competence approach to formation of professional knowledge, abilities, digital skills at students of pedagogical specialties of secondary vocational education / M. V. Potapova, N. V. Kamenkova // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 1 (25). — P. 90-95.
COMPETENCE APPROACH TO FORMATION OF PROFESSIONAL KNOWLEDGE, ABILITIES, DIGITAL SKILLS AT STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
M. V. Potapova, N. V. Kamenkova
The article presents theoretical and practical aspects of using the competency-based approach in teaching students of pedagogical specialties of secondary vocational education. Innovative forms of training (virtual excursions, short-term group projects) are described with the aim of forming digital
Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов
skills in the pedagogical college students, which are related to the formed competencies of the federal state educational standard of secondary professional education and with the teacher's labor actions.
Key words: competency-based approach, teacher training in secondary vocational education, innovative educational process in teacher training college, digital skills, subject and methodological competence of the teacher.
References
1. Vereshchagina O. N. Razvitie kompetentnosti budushhego pedagoga v obrazovatel'nom processe sovremennogo vuza: praktiko-orientirovannaja monografija [Development of the competence of the future teacher in the educational process of a modern university: a practice-oriented monograph] . St. Petersburg, Publishing House of Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 2016, 207 p., ISBN 978-5-8064-2289-8. (In Russian)
2. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty srednego professional'nogo ob-razovanija po special'nostjam gruppy 44.00.00 «Obrazovanie i pedagogicheskie nauki». Klassln-form.ru, available at: http://www.edu.ru/abitur/act.86/index.php#Par44. (accessed: 20.01.2020) (In Russian)
3. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, osnovnom obshhem, srednem obshhem obrazovanii), (vospitatel', uchitel')»: prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity RF ot 18.10.2013 № 544n (s izm. ot 25.12.2014), available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf. (accessed: 16.02.2020) (In Russian)
4. Gritsanov A. A. (ed.) Vsemirnaja jenciklopedija: filosofija [World Encyclopedia: Philosophy]. Moscow, AST, 2001, 1312 p., ISBN 985-456-809-1. (In Russian)
5. Zimnjaja I. A. Kompetencija i kompetentnost' v kontekste kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii [Competence and competence in the context of the competency-based approach in education], Uchenye zapiski nacional'nogo obshhestva prikladnoj lingvistiki [Scientific notes of the National Society of Applied Linguistics], 2013, no. 4 (4), pp. 16-31. (In Russian)
6. Trjapicyna A. P. Podgotovka pedagogicheskih kadrov i zadachi sovremennoj shkoly [Teacher training and tasks of the modern school], Universum: vestnik Gercenovskogo un-ta [Universum: Bulletin of the Herzen University], 2010, no. 11, pp. 16-18. (In Russian)
7. Trjapicyna A. P. Sovremennye tendencii razvitija kachestva pedagogicheskogo obrazovanija [Modern trends in the development of the quality of teacher education], Chelovek i obrazovanie [Man and education], 2012, no. 3 (32), pp. 4-10. (In Russian)
8. Koleso cifrovoj kompetencii. Nauchnyj centr ES, 2020, available at: https://digital-competence. eu/survey/qid-392/ (accessed: 22.01.2020) (In Russian)
9. Komplekt ocenochnoj dokumentacii № 1.1 dlja demonstracionnogo jekzamena po standartam Vorldskills Rossija po kompetencii № R21 «Prepodavanie v mladshih klassah». WorldSkills Russia, 2020, available at: https://worldskills.ru/assets/docs//13933/%D0%9A%D0%9E%D0%9C%D0%9F% D0%9B%D0%95%D0%9A%D0%A2%20%D0%9E%D0%A6%D0%95%D0%9D%D0%9E%D0%A7 %D0%9D%D0%9E%D0%99%20%D0%94%D0%9E%D0%9A%D0%A3%D0%9C%D0%95%D0%9 D%D0%A2%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%98%20%E2%84%961.1.pdf. (accessed: 22.01.2020) (In Russian)
10. Lebedev O. E. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii [Competency-based approach in education], Shkol'nye tehnologii [School technology], 2004, no. 5, pp. 3-12. (In Russian)
Потапова Марина Владимировна, заместитель проректора по учебной работе ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)», доктор педагогических наук, профессор, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Каменкова Наталья Владимировна, директор ГБПОУ «Миасский педагогический колледж», Челябинская область, г. Миасс, e-mail: [email protected]
Potapova Marina Vladimirovna, deputy vice rector for academic affairs, South Ural State University (National Research University), doctor of pedagogical sciences, professor, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Kamenkova Natalya Vladimirovna, Director of the Miass Pedagogical College, Chelyabinsk region, Miass, e-mail: [email protected]