УДК 37 + 159.9 ББК 88 + 74
DOI 10.24411/2073-3305-2020-10264
Актуальные проблемы дистанционного обучения
Current Problems of Distance Learning
Александр Геннадиевич КУМОХИН,
кандидат психологических наук,
директор АНО ДПО «Академия коммунального
хозяйства им. К.Д. Памфилова»
E-mail: [email protected]
Руслан Иванович КАЧАЕВ,
старший преподаватель АНО ДПО «Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова»
E-mail: [email protected]
Рецензент: Т.А. Попкова, кандидат психологических наук, доцент
Аннотация. Статья посвящена существующим проблемам, недостаткам и ограничениям дистанционного обучения в школах, колледжах, образовательных организациях высшего образования в связи с недопущением распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Приведены ограничения реализации дистанционного обучения в условиях пандемии. В условиях развития цифровизации образования дистанционное обучение необходимо рассматривать как дополнительную ступень для очной и заочной форм с использованием информационных технологий.
Ключевые слова: дистанционное обучение; информационные технологии; успешность обучения; цифровизация образования; коронавирусная инфекция COVID-19.
Продолжающийся в настоящее время переход России к рыночной экономике, становление и выстраивание государственности, демократических основ в обществе за последние 30 лет не могли не отразиться на системе образования на всех ее уровнях. Образование как социальный институт, как институт социализации и развития личности и гражданина включает: идеи и цели, связанные с образованием в принципе; организации, осуществляющие образовательную деятельность; органы управления и координации данными процессами; людей, осуществляющих профессиональную деятельность в данных организациях. Важно отметить, что об-
Abstract. The article is devoted to the existing problems, shortcomings and limitations of distance learning in schools, colleges, and higher education institutions in connection with preventing the spread of diseases caused by the new COVID-19 coronavirus infection. Limitations of distance learning implementation in the context of a pandemic are given. In the context of the development of digitalization of education, distance learning should be considered as an additional step for full-time and part-time forms using information technologies.
Keywords: distance learning; information technology; learning success; digitalization of education; COVID-19 coronavirus infection.
разовательное пространство России за указанный период времени очень сильно трансформировалось и, как следствие, появились не только различные виды образовательных организаций, но и апробировались и развивались различного рода образовательные подходы и технологии. Учитывая социально-экономические запросы рыночного общества, акцент ставился на профессиональной подготовке специалистов с учетом динамично изменяющегося рынка труда, привлечения опыта образовательных практик из других стран и т.п.
Социально-экономическая и политическая ситуация в стране в период перехода к рыночным отношениям была достаточно кризисной,
существовал дефицит финансирования образования и именно тогда рассматривалась возможность внедрения и реализации дистанционного обучения (ДО). Подкрепило эту инициативу решение коллегии Министерства науки, высшей школы и технической политики от 9 июня 1993 г. № 9/1 «О создании системы дистанционного образования в Российской Федерации», которое в дальнейшем было утверждено постановлением Госкомвуза РФ от 31 мая 1995 г. № 6 «О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России» [7].
Разработанная в то время Концепция развития системы дистанционного образования предполагала реализацию дистанционных технологий обучения в интеграции с уже сложившимися формами обучения, очной и заочной. Но на практике этого реализовать не удалось по ряду причин: недостаточная оснащенность вузов материально-техническим обеспечением, дефицит бюджетного финансирования, отсутствие интернет-соединения и специальных компьютерных серверов, малое количество персональных компьютеров. В реальности интернет начал массово внедряться в образовательный процесс вузов в России только в XXI в., после 2000-х годов [11].
В настоящее время, в 2020 г., в целях недопущения распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией ООУГО-19, дистанционное обучение доказало свою востребованность. Общество осознает, что у ДО есть как определенные образовательные перспективы, так и ограничения [1]. Имеет смысл более подробно рассмотреть особенности реализации ДО, тем более что с марта 2020 г. и по настоящее время ДО вышло на передовой план обучения в школах, колледжах, образовательных организациях высшего образования в РФ и успело захватить как конец учебного года, так и начало следующего.
Помимо традиционных, известных достоинств дистанционного обучения (возможность обучения неограниченного числа обучающихся, обучение в режиме реального времени и онлайн-консультации, сокращение финансирования на закупку учебной литературы и расходных материалов, обучение по месту проживания или работы, построение индивидуального графика и развитие самостоятельности обучающихся и др.), остановимся на проблемных вопросах, связанных с повсеместной реализацией дистанционного обучения в настоящее время [3].
Оперативно и повсеместно перейти на ДО не получилось и не получается быстро. Перенос учебной дисциплины, учебного курса в дистан-
ционное пространство требует, как правило, труда нескольких специалистов, а не одного педагога в условиях самоизоляции. Речь идет о подготовке и записи видеолекций на определенное время по минутам, монтаже видеоматериалов и аудиофайлов, подготовке тестов, графиков, текстов, анимации, отборе необходимой литературы, выкладке материалов на специальные он-лайн-платформы, работе с контентом и т.п. Материалы для занятий могут быть подготовлены педагогами недостаточно полно и фрагментарно, в отличие от очного обучения. Тем более данные аспекты пропорциональны количеству тех учебных предметов и дисциплин, которые закреплены за отдельно взятым педагогом. При этом имеет место недостаточная разработанность систем администрирования ДО на специальных платформах [2].
С одной стороны, ДО дает возможность использовать различные информационные технологии и сервисы, с другой стороны, в настоящее время преподавателям и учителям просто было некогда в спокойном режиме успеть освоить новые информационные технологии, и это «усвоение» приходится реализовывать во время проведения самих занятий со школьниками и студентами. Это также относится и к обучающимся, которые не до конца четко представляют, как они будут сдавать тот или иной предмет, как должна выстраиваться самостоятельная работа. Важно отметить, что занятия дома в большей степени расслабляют, преподаватель не может осуществлять методический контроль, «эффект присутствия» не соблюдается. ДО требует адаптации к существующим образовательным технологиям всех участников образовательного процесса: те обучающиеся, которые лучше разбираются в интернет-технологиях и приложениях, более активно воспринимают учебный материал и, соответственно, их обучение более эффективно.
При ДО отсутствует возможность установления межличностного контакта между участниками образовательных отношений. Минимизация нормального визуального контакта, невозможность выстроить непосредственные социальные взаимодействия и недостаточная эмоциональная составляющая в таком общении обусловлены опосредованным характером средств информационных технологий. Невозможно проследить, каким образом предоставляемая онлайн-информа-ция воспринимается обучающимися, находящимися по ту сторону экрана, для возможной корректировки подачи учебного материала, стимулирования мотивации обучения в ходе проведе-
ния занятий, отслеживания дисциплины на занятии, соответственно, успешность и эффективность такого обучения будет снижена [4].
ДО не дает возможности работы напрямую с группой, например, при необходимости обсуждения и сотрудничества по проблемным вопросам в группах с небольшим количеством человек. При отсутствии визуальной связи с обучающимися и возможности выстраивания межличностных контактов у педагога возникает трудность при выборе методик обучения и реализуемых педагогических технологий, осуществлении текущего контроля поведения и успеваемости обучающихся.
С точки зрения ответственности для педагогов имеет значение четко подходить к организации рабочего места и пространства, быть само-дисциплированным по времени (тем более при наличии разницы в часовых поясах).
Для создания учебного курса педагогу нужно больше времени, чем при подготовке к очным занятиям. В свою очередь, имеет место недостаточная техническая подготовленность самих обучающихся при работе онлайн и при работе с электронными образовательными ресурсами в электронно-информационной образовательной среде [5].
Обучающиеся не всегда могут, без контроля педагога, планомерно и эффективно организовать свое учебное время при подготовке к занятиям, при работе с литературой, прохождении курса в целом и т.п. Нередко присутствуют различные технические сложности: разрыв интернет-соединения, различные версии установленных программ, разное материально-техническое оборудование, неработающие интернет-ссылки и т.п., что уменьшает потенциальную аудиторию обучающихся.
На ДО уходит много времени как у педагогов, так и у обучающихся. Сопровождение учебного курса (отчет о проведенном занятии, разработка следующего занятия, ответы на вопросы обучающихся, работа с компьютерной техникой и др.) требует колоссальных временных затрат. По сути, у педагогов не остается времени на нормальное выполнение не только методической, но и научной работы, которая является неотъемлемой частью научно-педагогической деятельности в целом.
Обучающиеся лишены постоянного, повседневного общения не только с педагогом, но и со своими сверстниками. Социализация, общение и воспитание личности проходят в школе, колледже, образовательной организации высшего образования, а не на дистанционном обучении.
Практико-ориентированные занятия по отдельным дисциплинам фактически невозможно провести путем использования дистанционных образовательных технологий (иностранный язык, театральное искусство, дисциплины в системе высшего медицинского образования, спортивные дисциплины и др.).
При постоянном ДО идет большая нагрузка на зрение, с точки зрения организации педагогического процесса все выглядит достаточно однобоко. Если в школе или вузе есть возможность распределить занятия по разным аудиториям, использовать как классические лекции, так и практические занятия с межличностными контактами, есть возможность подвигаться, погулять, пообщаться со сверстниками, вовремя пообедать, то ДО в домашних условиях, на этом фоне, вносит дополнительный пессимистический стресс-фактор ввиду отсутствия указанных учебно-социальных и бытовых аспектов [8].
Важно понимать, что применение только дистанционного обучения не сможет в полной мере обеспечить подготовку квалифицированных специалистов для существующего рынка труда, экономики регионов и страны. В этом смысле эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в различных сферах образования должен опираться, можно полагать, не только на реализацию заявленных в связи с пандемией технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, но и на системное обучение по очной форме с привлечением активных методов обучения [6].
Не зря эксперты и специалисты в сфере образования отмечают, что те обучающиеся, школьники и студенты, которые в современных условиях уже второй учебный год проводят на постоянном ДО, имеют высокие шансы войти в будущую профессию без достаточного запаса сформированных знаний, умений, навыков, компетенций и без достаточно прочной мотивации и готовности к дальнейшему самообучению и непрерывному профессиональному образованию [12]. И рынок труда, можно полагать, при таком удаленном обучении будет менее качественным.
Можно говорить о том, что в настоящее время ДО выступает как новая ступень как для очной, так и для заочной форм, на которой возможно использование специальных информационных технологий (персональные компьютеры, специальная техника, интернет, специальные программы, мобильные приложения и т.п.). Вместе с тем ДО — это вынужденная мера. В
условиях пандемии ей нет альтернативы и в образовании она влечет за собой большие потери. Общество осознает, если мы в целом прошли этап просто «говорящей головы», то впереди еще немало психолого-педагогических, информационных, экономических, образовательных технологий, которые позволят реализовывать ДО на достаточно подготовленном уровне.
Список литературы
1. Андреев АЛ., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация: монография. М.: Изд-во МЭСИ, 1999.
2. Гриншкун В.В. Проблемы и пути эффективного использования технологий информатизации в образовании // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018. № 2. С. 34—47.
3. Дегтярева А.П., Загорский В.В. Стратегии и эффективность работы в системах дистанционного образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2016. № 1. С. 67—74.
4. Евдокимов МА. Совершенствование организационных форм дистанционного обучения: автореф. ... д-ра пед. наук. М., 2006.
5. Капустин Ю.И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: автореф. ... д-ра пед. наук. М., 2007.
6. Кузнецова И.В. Цифровизация обучения: от микрокалькулятора к web-технологиям / / Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. Вып. 2 (51). С. 187—191.
7. Малькова Т.В. Становление системы дистанционного обучения в Российской Федерации: к истории проблемы // Наука и школа. 2009. № 1. С. 63—65.
8. Марчук НЮ. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 78—85.
9. Хусяинов Т.М. История развития и распространения дистанционного образования // Педагогика и просвещение. 2014. № 4. С. 30—41.
10. Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 94. С. 236—240.