Согласно теории Т. Парсонса, все общественные роли можно разделить на пять групп: эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация и мотивация. Последняя, по нашему мнению, является синонимом «потребностей», как в теории Петровского.
К группе эмоциональности можно отнести общественные роли, требующие сдержанности в эмоциональном плане. В плане профессии, это, прежде всего, врачи, подавляющие любое проявление чувств при выполнении профессиональных обязанностей.
Роли, полученные по социальному или возрастному статусу, Т. Парсонс относит к группе «способ получения», т.е. возраст ребенка обязывает к роли ребенка, а гендерная принадлежность предполагает рано или поздно примерку роли отца либо матери.
Разделение ролей по масштабу определено величиной аспектов взаимодействия людей. Например, отношения отца и ребенка намного обширнее, чем отношения воспитателя и ребенка, где они ограничены рамками вопроса образования.
Четвертая группа - «формализация» - включает в себя общественные роли, ограниченные нормами и правилами. В качестве примера можно привести бухгалтера, который обязан вовремя выдать заработную плату.
И пятая группа - мотивация, когда примеряемая роль зависит исключительно от мотивов. Надо отметить, что мотивационная сфера человека до сих пор мало изучена, даже в психологии. Мотив - это, скорее, не какое-то определенное понятие, а совокупность потребностей, ценностей, установок, формирующихся в течение жизни.
При этом разделении Т. Парсонс все же не исключает некоторое совмещение свойств перечисленных групп.
Развитие личности, как и процесс общественной социализации, не прекращается в течение всей жизни человека, проявляясь яркой напряженностью в детстве, подростковом и юношеском возрасте и значительно совершенствуясь в старшем возрасте.
Один из основоположников теории о том, что социализация продолжается в течение всей жизни, Орвиль Г Брим, писал, что есть существенные различия в социализации взрослых и детей. В частности, это касается вопроса восприятия норм. Ребенок еще не способен оценить норму, он может ее только усвоить. Взрослый человек не просто ее оценивает, но и в итоге может и не принять навязываемую норму.
Библиографический список
Психолог Роджер Гоулд, близкий соратник Г Брима, неоднократно подчеркивал, что понятия социализации ребенка и социализации взрослого раздельные, т.е. второе не является продолжением первого. И социализация взрослого проходит уже с более реалистичными убеждениями и мировоззрением.
Процесс создания и развития личности базируется на её взаимодействии с внешней средой: человек с раннего возраста погружается в окружающий мир с его правилами, моделями, нормами, этикетом. Личность учится «применять» те или иные социальные роли, классифицирует и контролирует их [8, с. 45].
Иностранные студенты музыкально-педагогических направлений, как, впрочем, и все обучающиеся в другой стране, «примеряют на себя» одну из социальных ролей - студента иностранного вуза. Процесс вхождения в совершенно другую общественную и социальную среду на этом жизненном этапе связан с рядом объективных и субъективных трудностей, к которым можно отнести отдалённость (зачастую) культур, разную степень владения языком, бытовые и досуговые условия, отношения, сложившие внутри студенческого коллектива, а также предлагаемую образовательную систему, нередко отличающуюся от существующей в родной стране обучающегося. Важным фактором на пути успешного прохождения процесса социализации и интеграции иностранных студентов в образовательный процесс является, на наш взгляд, создание руководством вуза оптимальных условий проживания таких обучающихся и приведение образовательной системы в соответствие с международными образовательными стандартами.
Подводя итоги, можно сказать, что уровень развития личности иностранных обучающихся - это также существенный фактор, влияющий на эффективность результатов образовательной деятельности любого вуза. Успешность организации процесса социализации обучающихся из других стран в условиях социокультурной среды музыкально-педагогического вуза во многом будет зависеть от учета вышеизложенных теоретических положений.
Впоследствии в рамках начатого исследования будут рассмотрены аспекты разработки структурно-функциональной модели по социализации иностранных обучающихся, организационно-педагогические условия реализации данной модели, технологические этапы погружения иностранных студентов в социокультурную среду российского музыкально-педагогического вуза, а также психологические аспекты межличностных отношений в профессиональной образовательной среде.
1. Ли С. Социализация обучающихся из Китайской Народной Республики в условиях музыкального образования. Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве: материалы XVII Международной научно-практической конференции. Москва: МГИК, 2019.
2. Голошумова ГС. Музыкальное искусство в системе этнокультурного образования личности. Педагогическое образование в России. 2012; № 2: 211 - 214.
3. Максимцев И.А., Горелов Н.Н. Управление человеческими ресурсами: учебник для бакалавров. Москва: Издательство Юрайт, 2014.
4. Красноплахтова Л.И. Личность и межличностные отношения в группах и коллективах: учебное пособие. Краснодар: КубГАУ, 2015.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Санкт-Петербург: Питер, 2001.
6. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирование личности): учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва: Просвещение, 1979.
7. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. Перевод С. Меленевской, Д. Викторовой. Санкт-Петербург, 1997.
8. Юнг К.Г Психологические типы. Под редакцией В. Зеленского. Перевод с немецкого С. Лорие. Санкт-Петербург: Азбука, 2001.
References
1. Li S. Socializaciya obuchayuschihsya iz Kitajskoj Narodnoj Respubliki v usloviyah muzykal'nogo obrazovaniya. Mezhkul'turnoe vzaimodejstvie v sovremennom muzykal'no-obrazovatel'nomprostranstve: materialy XVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MGIK, 2019.
2. Goloshumova G.S. Muzykal'noe iskusstvo v sisteme 'etnokul'turnogo obrazovaniya lichnosti. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2012; № 2: 211 - 214.
3. Maksimcev I.A., Gorelov N.N. Upravlenie chelovecheskimiresursami: uchebnik dlya bakalavrov. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2014.
4. Krasnoplahtova L.I. Lichnost' i mezhlichnostnye otnosheniya v gruppah i kollektivah: uchebnoe posobie. Krasnodar: KubGAu, 2015.
5. Anan'ev B.G. Chelovekkakpredmetpoznaniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.
6. Kon I.S. Psihologiya yunosheskogo vozrasta: (Problemy formirovanie lichnosti): uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih institutov. Moskva: Prosveschenie, 1979.
7. H'el L., Zigler D. Teoriilichnosti. Perevod S. Melenevskoj, D. Viktorovoj. Sankt-Peterburg, 1997.
8. Yung K.G. Psihologicheskie tipy. Pod redakciej V. Zelenskogo. Perevod s nemeckogo S. Lorie. Sankt-Peterburg: Azbuka, 2001.
Статья поступила в редакцию 03.05.20
УДК 378
Cherdakli U.S., postgraduate, Odintsovo branch of MGIMO, Ministry of Foreign Affairs of Russia (Zvenigorod, Russia),
E-mail: [email protected]
THE SPECIFICS OF WORK OF PEDAGOGICAL WORKERS IN THE REMOTE TRAINING SYSTEM DURING THE COVID-19 PANDEMIC. The article is dedicated to the current problem, hereinafter, the particularities of the efforts of pedagogical training of labor, when using receptions, went to distance learning, are possible. The main content of the study is an analysis of the role of the quality teacher procedure in the education information work of the environment, the success of the new teaching methodology. The work tells about difference between the components of the pedagogical attention, in addition to the activity of mastering as methods of feedback. The article reveals the content of the concept - generation Z (I-generation). As a research task, the author evaluates the multitude of presentation of the difficulties the annotation between which the learning system of working education faced, convenient when the field is moving to distance progress, the mode of learning work. The work is interdisciplinary, written at the junction of pedagogical and legal disciplines. This direction is also supplemented by consideration of the possibility of concluding an additional agreement between the teacher and the educational organization on changing the terms of the employment contract for the period of the remote nature of work.
Key words: pedagogical activity, COVID-19, distance learning, information and educational environment, self-education, feedback.
У.С. Чердакли, аспирант, Одинцовский филиал МГИМО МИД РОССИИ, г. Звенигород, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ТРУДА ПЕДАГОГИЕСКИХ РАБОТНИКОВ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ ГОУГО-19
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - особенностям педагогического труда при переходе на дистанционное обучение. Основное содержание исследования составляет анализ роли педагога в информационной образовательной среде, методике преподавания. Рассказывается о такой важной составляющей педагогической деятельности, как обратная связь. Статья раскрывает содержание понятия поколение Z ^-поколение). В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка оценить те трудности, с которыми столкнулась система образования при переходе на дистанционный режим работы. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке педагогических и юридических дисциплин. Данное направление дополняется также рассмотрением возможности заключения дополнительного соглашения между преподавателем и образовательной организацией об изменении условий трудового договора на период дистанционного характера работы.
Кточевые слова: педагогическая деятельность, COVID-19, дистанционное обучение, информационно-образовательная среда, самообразование, обратная связь.
В конце 2019 - начале 2020 годов человеческое общество столкнулось с всемирной вспышкой пневмонии неизвестной этиологии - коронавирусной эпидемией. 11 февраля 2020 новая коронавирусная инфекция получила название COVID-19 [1]. Во избежание распространения инфекции внутри страны, одной из самых первых, неотлаженных мер стал перевод школ, колледжей и вузов на дистанционный режим работы [2].
Благодаря средствам имеющихся информационных и коммуникационных методов появилась новая технология обучения (в существующей очной форме обучения), а именно - дистанционное обучение. При дистанционном обучении все учебные процедуры или большая их часть осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности педагогических работников и обучающихся.
Преподаватель и обучающиеся находятся в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного процесса, форм контроля, методов коммуникации посредством технологии Интернета, а также специально предпринимаемых организационно-административных мероприятий.
На данном этапе развития системы образования общество в целом и академическое общество в частности практически преодолело известное предубеждение против дистанционных методов обучения. Многие вузы России активно и в обязательном порядке разрабатывают и применяют средства и методы дистанционного обучения (далее - ДО) в учебном процессе. Особенно хочется отметить, что академический час оплаты труда преподавателя при дистанционном обучении по тарифной сетке выше, чем при классической, очной форме обучения [3].
Вопросы дистанционного обучения обсуждаются на конференциях и семинарах, идет активное обсуждение проблем ДО в педагогических Интернет-сообществах. Сетевые технологии распространения знаний объединяют и совершенствуют известные ранее инструменты обучения. Они дают возможность расширить сферу образовательных услуг радиус их действий, активизировать воздействие на обучаемого, разнообразить подачу учебного материала, систематизировать методическое обеспечение учебного процесса, оперативно актуализировать учебные курсы.
Но уже действующие педагоги с многолетним стажем, готовящих будущих педагогов в направлении педагогического образования, в целом оказалось не готовы к вызовам такого рода - реализации педагогической деятельности в особо экстремальной и неотложной ситуации. Очевидно, что внедрение новых информационных и коммуникационных технологий должно сопровождаться адекватной подготовкой преподавателей к восприятию технологий преподавания в новой информационно-образовательной среде (далее - ИОС).
Обратимся к другим участникам образовательных отношений, а именно к обучающимся. Здесь ситуация складывается достаточно прозаично, современные дети (поколение Z, также известной как ^поколение) - дети мультимедийных технологий. Это поколение, родившееся в информационном обществе, для них Интернет не огранивается домашним компьютером и может быть доступен в любой момент благодаря новым мобильным телефонам или карманным устройствам. Они более зависимы от цифровых технологий, чем их родители, которые пользовались телевидением как альтернативой книгам и газетам. Он нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, при этом они менее амбициозны, чем дети из предыдущих поколений. Развитие цифровых технологий сделало их поколением, выросшим в цифровой среде, - почти всю информацию они получают из сети. Дети сейчас фактически рождаются с мобильным телефоном в руках, а первой игрушкой для них становится компьютер. Те, кому сейчас 30 и более лет, были воспитаны на книгах, но поколение Z мыслит совершенно иными категориями. Максимум, что они могут прочитать, - какую-нибудь статью, но гораздо привычнее для них мини-новости, формат твитов и статусов в социальных сетях. Образ их мыслей отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах - поверхностью [4].
В выборе методов обучения необходимо обратить внимание на такие особенности студентов ^поколения, как многозадачность и способность вычленять информацию - те черты, которые так нужны профессионалу в современно мире.
Центениалы и их педагоги - первопроходцы во многих позициях. Обучающимся нового формата гаджеты, сети заменили книги, кино, театры и личное дружеское общение. А это означает, что и методы обучения также будут абсолютно новые [5].
Основным инструментом дистанционного взаимодействия преподавателей и удаленных обучающихся в этом случае является система дистанционного обучения (далее - СДО) - образовательный Интернет-портал образовательного учреждения, обеспечивающий реализацию системного подхода к организации и управлению процессом обучения, интегрирующий различные виды учебных и методических ресурсов.
Большинство преподавателей имеют достаточно высокую базовую подготовку в области информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Но опыт внедрения дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций показывает, что российским педагогам - профессионалам в предметной области - недостаточно знаний в области информационных технологий. Главной задачей становится вовлечение преподавателей в новую методологию, которая основана на изменении характера взаимоотношений между преподавателями и обучающимися. Это особенно важно, т.к. обучающемуся в системе дистанционного обучения предоставлена наибольшая свобода. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучающегося, который может учиться в удобном для себя месте и в удобное время, имея при себе набор специализированных средств обучения. При этом под целенаправленным процессом понимается четкая организация консультационно-методического сопровождения активной учебно-познавательной самостоятельной деятельности обучающихся по освоению учебного материала образовательной программы.
Между тем далеко не все обучающиеся обладают достаточной силой воли, необходимой усидчивостью, собранностью и организованностью. Следовательно, основная задача педагога в процессе дистанционного обучения -управление (планирование, организация, контроль) самостоятельной работой обучающихся. Обзор исследований по проблематике дистанционного обучения позволяет выделить общие тенденции в подходах к определению роли дистанционного преподавателя. В исследовании отмечается, что функции преподавателя ДО зависят от применяемой модели дистанционного обучения. В рамках сетевой технологии дистанционного обучения педагога не заменяют компьютерами - изменяется его роль:
- преподаватель управляет процессом обучения, организуя эффективное общение и взаимодействие в виртуальной среде с тем, чтобы направлять студентов на пути к достижению учебных целей;
- создает комфортную психологическую обстановку, обеспечивая своевременную обратную связь;
- преподаватель руководит обучающимися, следя за их успехами, деятельностью и качеством работы, помогая решать возникающие сложности;
- преподаватель является советником по вопросам обучения, устанавливающим и объясняющим критерии успешного обучения с тем, чтобы обучающийся мог достичь целей обучения, и помогает им преодолевать препятствия;
- преподаватель представляет обучающимся мотивацию учебы, вовлекая их в обсуждения, требующие размышлений, и интерактивные дискуссии;
- поддерживает обучающихся, помогая полнее включиться в учебный процесс, предлагая и рекомендуя способы его улучшения;
- преподаватель является экспертом в преподаваемой предметной области, постоянно оценивая и обновляя свои знания, которыми он делится с обучающимися.
При определении требований к преподавательскому составу, реализующему учебный процесс в рамках сетевой дистанционной технологии на базе компьютерных телекоммуникаций, представляется необходимым учесть специфику педагогической деятельности, которая характеризуется следующими особенностями:
- преподаватель имеет возможность осуществлять педагогическую деятельность с любого рабочего места, оснащенного компьютером и выходом в Интернет;
- занятия в отличие от традиционных очных исключают живое общение с преподавателем;
- консультации выступают как самостоятельные формы организации учебного процесса и являются основным элементом педагогической работы в электронной обучающей среде;
- используя средства телекоммуникации, преподаватель имеет возможность обеспечить активное взаимодействие обучаемого как с самим педагогом, так и с другими участниками образовательного процесса в ходе обсуждения учебных вопросов и оказывать учебно-методическую помощь в освоении материалов предмета;
- интерактивное общение между участниками учебного процесса происходит в основном при помощи обмена текстовыми сообщениями в асинхронном режиме, который подразумевает, что в процессе обучения преподаватель и обучающий могут реализовывать технологию преподавания и учения независимо от времени, т.е. в удобное для каждого время и в удобном темпе;
- технологизация учебных курсов, размещенных в электронной обучающей среде, обеспечивает возможность автоматизированного контроля и управления самостоятельной работой обучающегося [6].
Говоря о скором и внезапном переходе на дистанционный формат обучения, помимо неподготовленности педагогического состава необходимо отметить неготовность и неимение необходимых сетей ИКТ для проведения дистанционного урока в формате диалога - видеоконференций.
При этом основополагающее значение в дистанционном учебном процессе приобретает постоянный диалог, преобразовывающий информацию в знание и понимание. Обучение, в отличие от самообразования, является диалогическим процессом по определению. В очном обучении возможность диалога определяется самой формой организации учебного процесса, присутствием преподавателя и обучаемого в одном месте в одно время. При дистанционном обучении учебный диалог необходимо организовывать с помощью телекоммуникационных технологий, которых на момент экстренного перехода России на дистанционную форму обучения разработано и апробировано не было. В кратчайшие сроки была заимствована программа для видеосвязи, в связи с чем кроме вполне ожидаемых ситуаций - жалоб школьников и студентов на проблемы с подключением, отсутствием звука и неожиданные обрывы связи - появились и более серьезные вопросы - это опасность вероятной утечки личных данных.
Далее. Когда вся страна перешла на обучение посредством сети Интернет, возникла следующая проблема для педагогических работников: сеть попросту не стала выдерживать нагрузку. Приходилось организовывать учебный процесс, используя иные телекоммуникационные технологии, менее затрачивающие Интернет-ресурсы. Преподавателям тут же надо было кардинально менять организацию, методику преподавания, контроль самообразования, так как еще один аспект обратной связи - это ее своевременность. Если студент не получит своевременной обратной связи, у него не будет возможности узнать, успешно ли его продвижение к достижению цели курса.
Учитывая данную особенность, можно заключить, что преподаватель должен обладать способностью работать в условиях распределенного времени, быть внутренне хорошо организованным человеком, готовым к очень активному обмену информацией со студентами. Поэтому в решении задач повышения качества дистанционных образовательных услуг вопрос о подготовке преподавателей дистанционного обучения имеет первоочередное значение: технология работы преподавателей в системе ДО, взаимодействие преподавателей с обучающимися, координирующая функция преподавателя в системе ДО, специфика деятельности и отдельные требования к преподавателям ДО.
Обратная связь - важный инструмент, с помощью которого обучающиеся могут контролировать свой прогресс в достижении целей обучения. Ориентированная на цель обратная связь является одним из важнейших определяющих аспектов обучающего окружения. Обратная связь в среде ДО может иметь множество различных форм. Контрольные задания и тесты - часто используемые инструменты для измерения прогресса обучающегося. Они могут предоставить обратную реакцию обучающихся в виде индикации верных и неверных ответов и итоговой оценки. В рамках форумов преподаватель организует учебное сотрудничество обучающихся; выступает в качестве катализатора общения (открытие дискуссии - объявление темы, установление правил работы на форуме, контроль за ходом обсуждения), поддерживает дискуссии (побуждает обучающихся к комментариям выступлений одногруппников), делает выводы, подводит итоги дискуссии [6].
Проводя учебные занятия с использованием телекоммуникационных технологий в дистанционном обучении, большое внимание необходимо обратить на наполнение учебно-методических комплексов (далее - УМК). Необходимо было составить УМК для осуществления учебно-методического сопровождения
Библиографический список
обучающегося «на расстоянии» с помощью средств телекоммуникации, разрабатывая новые методы и организационные формы работы с обучающимися, что позволит наиболее точно отразить специфику применяемой модели ДО и специфику педагогической деятельности в информационно-образовательной среде.
Различные электронные системы перепрофилировались и начали один за одним вести вебинары, посвященные ДО, его организации, обучению методике преподавания, как принять в условиях домашнего обучения итоговую аттестацию на всех ступенях обучениях.
Подводя итог необходимо отметить, что никто не был готов к настолько экстренному переходу на домашнее обучение: ни педагогические работники, ни обучающиеся, в образовательном стандарте даже и речи не шло о дистанционном обучении, ни одна рабочая программа не предусматривала никакого другого преподавания, кроме кабинетного. Что уж говорить о людях - сети Интернет в начале перехода на дистанционное обучение не выдерживали массового увеличения нагрузки, в Интернет-пространстве России не оказалось той самой программы в сети Интернет для дистанционного обучения, но благодаря стараниям и усилиям субъектов системы образования переход на цифровое обучение прошел успешно, испытания были выдержаны достойно.
Подводя некоторые итоги, отметим, что многие вузы ранее предоставляли образовательные услуги дистанционно, оплата труда педагогических работников в данной сфере выше, но в период массового перехода страны на домашнее обучение оплата труда педагогов осталась неизменной, хотя они занимались организацией дистанционного обучения. Необходимо было наладить саму технику, освоить новые технологии, иначе готовиться к учебного процессу, в кратчайшие сроки и без права выбора.
Анализируя нормы действующего законодательства, а именно Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ), понимаем, что для изменения условий трудового договора необходимо согласие сторон, которое заключается в письменной форме. При этом работодатель обязан закрепить в дополнительном соглашении ряд положений, касающихся следующих моментов:
- нового формата работы (дистанционной работы) и ее сроках;
- режима труда и отдыха;
- размера оплаты труда (если объем трудовых обязанностей не уменьшился, то не должен снижаться и размер оплаты труда, однако по договоренности работника с работодателем оплата удаленной работы может производиться на иных условиях);
- порядка обмена служебной документацией;
- порядка обеспечения работника средствами, необходимыми для выполнения трудовой функции;
- размера компенсаций работнику расходов за использование личного имущества в рабочих целях (оплата электроэнергии, Интернета, эксплуатации компьютера и т.д.);
- порядка обеспечения работнику безопасных условий и охраны труда;
- правил и форм контроля работодателя за работником на время удаленной работы [7].
На самом деле ни одна образовательная организация не выполнила условия ТК РФ, а именно требование статьи 72 Трудового Кодекса [8], в которой говорится об обязательной письменной форме соглашения работника и работодателя об изменении условий трудового договора.
Необходимо об этом было позаботиться работодателю, по средствам чего будет проходить подписание дополнительного соглашения, тем более о переходе на домашнее обучение, да и о всех мерах, вводимых из-за пандемии, власти предупреждали заранее. Необходимо было согласовать изменения трудовых функций преподавателя, решить, как говорилось ранее, как и в каком размере будет проходить компенсация работнику расходов, связанных с переходом на домашнюю работу, как будет осуществляться оплата труда; позволяют ли условия, состав семьи, в том числе жилая площадь, вести преподавательскую деятельность дистанционно.
Получается, что педагоги и вся система образования перестроилась на новую форму обучения, которая требует немало времени и ресурсов для проведения занятий в новом для всех формате - дистанционном. А о педагогах, а именно о защите их трудовых прав, организации рабочего места, учебно-методических комплексов - никто не позаботился.
Говоря об особенностях педагогической деятельности в период пандемии, с одной стороны, все понятно: «педагоги, вооружившись компьютерами, пошли в бой», а что касается другой стороны медали, связанной с особенностями педагогического труда - оплатой, режимом труда и отдыха, компенсационными выплатами, доступностью средств телекоммуникационных технологий, осталось больше вопросов, чем ответов.
1. Романов Б.К. Коронавирусная инфекция COVID-19. Безопасность и риск фармакотерапии. 2020; № 8 (1): 3 - 8.
2. Совещание по текущей ситуации в системе образования. Available at: www/kremlin.ru/events/president/news/63376
3. Кучка М.И., Аверьянова М.И. Особенности системы оплаты труда педагогических работников общеобразовательных организаций. Трудовое право в России и за рубежом. 2014; № 1: 31 - 34.
4. Сапа А.В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС. Инновационные проекты и программы в образовании. 2014; № 2: 24 - 30.
5. Воробьева М.В. Обучаем поколение z: традиции и современные учебные реалии. Педагогическое образование и наука. 2018; № 2: 135 - 139.
6. Борисова Л.В. Специфика о педагогической деятельности в системе дистанционного обучения: содержательный аспект. Вектор науки ТГУ. 2012; № 1 (8): 68 - 70.
7. ГАРАНТ.РУ. Available at: http://www.garant.rU/news/1332617/#ixzz6Ndpkile5
8. Трудовой кодекс Российской Федерации ст 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. ст 16.12.2019). Available at: http://base.garant.ru/12125268/ References
1. Romanov B.K. Koronavirusnaya infekciya COVID-19. Bezopasnost'irisk farmakoterapii. 2020; № 8 (1): 3 - 8.
2. Soveschanie po tekuschej situacii v sisteme obrazovaniya. Available at: www/kremlin.ru/events/president/news/63376
3. Kuchka M.I., Aver'yanova M.I. Osobennosti sistemy oplaty truda pedagogicheskih rabotnikov obscheobrazovatel'nyh organizacij. Trudovoe pravo v Rossii iza rubezhom. 2014; № 1: 31 - 34.
4. Sapa A.V. Pokolenie Z - pokolenie epohi FGOS. Innovacionnye proekiy iprogrammy v obrazovanii. 2014; № 2: 24 - 30.
5. Vorob'eva M.V. Obuchaem pokolenie z: tradicii i sovremennye uchebnye realii. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2018; № 2: 135 - 139.
6. Borisova L.V. Specifika o pedagogicheskoj deyatel'nosti v sisteme distancionnogo obucheniya: soderzhatel'nyj aspekt. Vektornauki TGU. 2012; № 1 (8): 68 - 70.
7. GARANT.RU. Available at: http://www.garant.ru/news/1332617/#ixzz6Ndpkile5
8. Trudovoj kodeks RossijskojFederaciiot 30.12.2001 № 197-FZ (red. ot 16.12.2019). Available at: http://base.garant.ru/12125268/
Статья поступила в редакцию 29.05.20
УДК 378
Tantsura T.A., senior lecturer, Financial University under the Government of the RF (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF STUDENTS' MOTIVATION TO LEARN A FOREIGN LANGUAGE DURING THE TRANSITION TO A DISTANCE LEARNING FORMAT.
The article deals with a problem of changing the students' motivation to learn a foreign language during the transition to a distance learning format at a university. The author analyzes the dynamics of students' motivation to learn during the entire educational process. The inability of the teacher to fully monitor the progress of educational activities in the group, the lack of self-control skills, self-organization both during the class and self-study skills outside the class form students contribute to a decrease in the level of motivation of students. The author describes the possibility of increasing the students' motivation in learning by using Internet resources and online technical capabilities. If the lesson is carefully planned and developed, it is possible to increase students' interest in learning activities in the classroom, which allows them to develop the competencies defined by the discipline program, which leads to forming the students' confidence in the implementation of foreign language communication and, as a result, causes an increase in motivation to study this subject.
Key words: motivation, educational and cognitive motives, organization of educational activities, information and communication environment, semantic guess.
Т.А. Танцура, доц., Департамент языковой подготовки Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ
В статье раскрывается проблема изменения мотивации студентов к изучению иностранного языка в период перехода на дистанционный формат обучения в вузе. Автор анализирует особенности динамики мотивации студентов к обучению в течение всего образовательного процесса. Определяется факторы, влияющие на изменение мотивации в связи с переходом на обучение в режиме онлайн. Невозможность полноценного контроля за ходом учебной деятельности в группе со стороны преподавателя, отсутствие навыков самоконтроля, самоорганизации как во время занятия, так и навыков самостоятельной работы вне занятия со стороны студентов способствуют снижению уровня мотивации студентов. Автором описывается возможность повышения мотивации студентов посредством использования ресурсов Интернета и технических возможностей осуществления обучения онлайн. При условии тщательно спланированного и разработанного занятия можно повысить интерес студентов к учебной деятельности на занятии, что позволяет развить компетенции, определенные программой дисциплины, что влечет формирование уверенности студента в осуществлении коммуникации на иностранном языке и, как следствие, вызывает рост мотивации к изучению данного предмета.
Ключевые слова: мотивация, учебно-познавательные мотивы, организации учебной деятельности, информационно-коммуникационная среда, смысловая догадка.
Мотивация является ключевой составляющей побуждения человека к осуществлению любого вида деятельности. Мотивы, представляющие ее содержание, побуждают человека совершать конкретные действия, поступки. Рассматривая мотивацию студентов в образовательной среде, следует отметить необходимость ее формирования с целью побуждения обучаемых к когнитивной деятельности. Для развития мотивации к изучению дисциплины преподаватель использует методы и средства, способствующие трансформации осознания и понимания учебной деятельности студентов, влияющие на изменение их интересов и потребностей, чтобы повысить эффективность процесса обучения.
Одним из основных мотивов при поступлении студентов в вуз является получение определенных знаний, которые в будущем помогут им наиболее успешно реализоваться в их профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что в течение первых двух курсов обучения студентов в вузе происходит реализация их потребности в высшем образовании, поскольку набор дисциплин, преподаваемых на 1 - 2 курсах, направлен на формирование основ приобретаемой профессии. Два последних года обучения направлены на формирование специальных знаний и профессиональных навыков, что дает возможность студентам осознать потребность в получении конкретной профессии [1, с. 54]. Отношение к будущей профессиональной деятельности способствует росту мотивации к обучению с целью получения значимых компетенций, реализация которых будут способствовать профессиональному развитию.
Однако рвение студентов к обучению уже к концу первого курса, как правило, снижается. Именно первый год является наиболее сложным для основной части студентов. Анкетирование показало, что некоторым студентам трудно перейти на модель организации учебной деятельности, когда их оценивание происходит в конце семестра, и существует возможность пренебречь регуляр-
ной подготовкой. В последние годы многие вузы переходят на систему оценки, основанной на суммировании баллов текущего контроля и промежуточной аттестации. Такой подход, с одной стороны, позволяет стимулировать студентов к осуществлению постоянной учебной деятельности, поскольку они получают баллы, которые впоследствии влияют на оценку по дисциплине в целом. С другой стороны, это способствует выработке навыка непрерывного получения нового знания. Когнитивный компонент, выделяемый в системе отношений студентов к обучению, представляет собой устойчивую систему знаний и представлений будущей профессиональной деятельности, выбранной студентом. К этому компоненту также относят и знания, которыми студенты овладевают во время процесса обучения, а также знания о самом процессе обучения [1, с. 55].
Поскольку обучение иностранному языку происходит в течение, как было отмечено, двух первых лет обучения, преподавателям следует учитывать особенности первого года обучения, который представляет собой стадию адаптации студента в вузе. С течение этого периода формируется новая модель поведения в новой для него образовательной среде. Взаимодействие «педагог - студент» существенным образом влияет на рост мотивации студента к обучению, на формирование компетенций, развитие которых предусмотрено в программе дисциплины, что находит отражение в итогах промежуточной аттестации. В зависимости от успешности результатов сессии меняется мотивация студента к обучению в целом. Определение механизма продуктивного воздействия на мотивационную сферу обучаемых к изучению конкретного предмета является сложной для каждого преподавателя вуза, следовательно, данная проблема остается актуальной и на настоящий момент.
Вынужденный переход на дистанционный формат обучения явился серьезным потрясением для всей образовательной среды. Краткий срок перехода для