Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННЫХ ВУЗОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
высшее образование / высшее медицинское образование / инновации / интеграция / качество образования / информационные технологии / технологии дистанционного обучения / самостоятельная работа обучающихся / педагогика / компетенции / higher education / higher medical education / innovation / integration / quality of education / information technologies / distance learning technologies / independent work of students / pedagogy / competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокимова Анастасия Игоревна, Ершов Юрий Олегович, Евдокимов Николай Анатольевич, Шаповал Роман Михайлович

В статье рассматриваются педагогические аспекты интеграции инноваций в образовательное пространство современных вузов. Аргументированность авторской позиции опирается на нормативно-правовую базу развития и повышения конкурентоспособности образовательных организаций нашей страны. Приводятся результаты обобщения применимости инновационных технологий в образовательном процессе на примере Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. Показано, что применение инновационных технологий способствует развитию восприятия учебной информации, развитию компетенций, способствуя обеспечению качества образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евдокимова Анастасия Игоревна, Ершов Юрий Олегович, Евдокимов Николай Анатольевич, Шаповал Роман Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF INNOVATION INTEGRATION IN THE EDUCATIONAL SPACE OF MODERN UNIVERSITIES

The article deals with the pedagogical aspects of the integration of innovations in the educational space of modern universities. The reasonableness of the author’s position is based on the regulatory framework for the development and improvement of the competitiveness of educational organizations in our country. The results of generalization of the applicability of innovative technologies in the educational process are presented on the example of Razumovsky Saratov State Medical University. It is shown that the use of innovative technologies contributes to the development of the perception of educational information, the development of competencies, contributing to the quality of educational activities.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННЫХ ВУЗОВ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11129 ЕВДОКИМОВА Анастасия Игоревна,

доцент кафедры педагогики, образовательных технологий

и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «СГМУ им. В.И. Разумовского» e-mail: anastacia.evdokimowa@yandex.ru

ЕРШОВ Юрий Олегович,

доцент кафедры «Экономическая безопасность и управление инновациями» (ЭБЗ), Институт социального и производственного менеджмента,

ФГБОУ ВО «СГТУ им. Ю.А. Гагарина» e-mail: ershovyrii64@gmail.com

ЕВДОКИМОВ Николай Анатольевич,

доцент кафедры педагогики, образовательных технологий

и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «СГМУ им. В.И. Разумовского» e-mail: nikolayevdokimov@yandex.ru

ШАПОВАЛ Роман Михайлович,

студент-бакалавр 4 курса физического факультета ФГБОУ ВО «СГУ им. Н.Г. Чернышевского» e-mail: SHAP0VAL.R@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННЫХ ВУЗОВ

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические аспекты интеграции инноваций в образовательное пространство современных вузов. Аргументированность авторской позиции опирается на нормативно-правовую базу развития и повышения конкурентоспособности образовательных организаций нашей страны. Приводятся результаты обобщения применимости инновационных технологий в образовательном процессе на примере Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. Показано, что применение инновационных технологий способствует развитию восприятия учебной информации, развитию компетенций, способствуя обеспечению качества образовательной деятельности.

Ключевые слова: высшее образование, высшее медицинское образование, инновации, интеграция, качество образования, информационные технологии, технологии дистанционного обучения, самостоятельная работа обучающихся, педагогика, компетенции.

EVDOKIMOVA Anastasia Igorevna,

Associate Professor of the Department of pedagogy, educational technologies and professional communication of the «SSMU named V.I. Razumovsky»

ERSHOV Yuri Olegovich,

Associate Professor, Department of Economic security and innovation management (EBZ), Institute for social and production management, Gagarin Saratov state technical University

EVDOKIMOV Nikolay Anatolyevich,

Associate Professor of the Department of pedagogy, educational technologies

and professional communication of the «SSMU named V.I. Razumovsky»

SHAPOVAL Roman Mikhailovich,

Student-bachelor of the 4th year of the Faculty of Physics of the «SSU named N.G. Chernyshevsky»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

PEDAGOGICAL ASPECTS OF INNOVATION INTEGRATION IN THE EDUCATIONAL SPACE OF MODERN UNIVERSITIES

Annotation. The article deals with the pedagogical aspects of the integration of innovations in the educational space of modern universities. The reasonableness of the author's position is based on the regulatory framework for the development and improvement of the competitiveness of educational organizations in our country. The results of generalization of the applicability of innovative technologies in the educational process are presented on the example of Razumovsky Saratov State Medical University. It is shown that the use of innovative technologies contributes to the development of the perception of educational information, the development of competencies, contributing to the quality of educational activities.

Key words: higher education, higher medical education, innovation, integration, quality of education, information technologies, distance learning technologies, independent work of students, pedagogy, competencies.

Актуальность исследования связана с реализацией Указа Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [22] в целях повышения качества профессионального и высшего образования, предполагающего подготовку специалистов высокого уровня, выпускаемых высшими учебными заведениями различного профиля. Вместе с тем, в настоящее время мировое сообщество столкнулось с рядом проблем, которые решить, возможно, лишь профессионалам из различных областей знания и деятельности, обладающих способностью креативно мыслить [12] и нестандартно действовать [11]. Решение данного вопроса напрямую зависит от формирования и развития компетенций специалистов, востребованных на рынке труда. При этом развитие инноваций и их применение в вузах нашей страны реализуется в образовательном пространстве [2; 10; 13], что способствует переходу отечественной системы образования на более высокий конкурентоспособный уровень. В этой связи авторы убеждены, что для применения инновационных технологий, особенно в системе образования, необходимы основания и востребованность их интеграции в определённых сферах для достижения соответствующего уровня качества подготовки специалистов. Педагогические аспекты применимости инноваций в образовательном процессе вуза рассматривается нами далее.

Авторская позиция основана на суждении в том, что решение современных социальных проблем заключается в интеграции усилий специалистов, способных не только принимать грамотные решения, но и применять в своей деятельности новые технологии. Другими словами - любое внедрение инновационных технологий, методов или средств в образовательный процесс вуза должно быть оправдано [3; 6; 22], а также педагогически спрогнозированы последствия предполагаемой интеграции с учетом специфики здоровьесберега-

ющей деятельности [5; 15; 20]. Подходя к вопросу о рассмотрении возможности применения инноваций в образовательном пространстве медицинского вуза, как «кузнице медицинских кадров», способных сохранить здоровье нации, необходимо проанализировать предпосылки данного феномена в научных полях проблемы исследования.

Первый узловой момент связан с реализацией принципов медицинского непрерывного образования. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Закон № 273-ФЗ): «НМО является дополнительным профессиональным образованием, которое осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и переподготовки» [23]. Вопрос подготовки и переподготовки специалистов в области медицины, тесным образом связан с аккредитацией специалистов: «...развитие системы непрерывного медицинского образования происходит в рамках реализации положений Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Закон № 323-ФЗ), устанавливающих обязанность медицинских работников повышать свою квалификацию и не реже 1 раза в 5 лет проходить аккредитацию в соответствии с порядком, установленным Минздравом России» [24]. Понятие непрерывного медицинского образования относится к системе последипломного образования и постоянному повышению профессионального уровня и расширению профессиональных компетенций, регламентированных профессиональным стандартом - «характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности» (ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании"» от 03.12.2012 г. № 236-ФЗ [25].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

Поскольку в систему непрерывного медицинского образования входят разделы, относящиеся к непосредственному или контактному обучению, а также к дистанционному и самостоятельному обучению, то необходимо в педагогическом разрезе исследовать возможности внедрения инновационных технологий в данный вид обучения. В этой связи и вторым аспектом исследуемого феномена стоит рассмотреть новизну ситуации в системе образования, связанную с применением цифровых технологий в масштабах всей страны, связанным с реализацией проекта «Образование» [21]. Реализация в дистанционном и самостоятельном обучении, предполагает применение инновационных технологий, однако результативность и эффективность их применения необходимо контролировать при дальнейшем использовании данных технологий. В обобщенном виде дистанционное обучение можно трактовать как интегральную форму обучения, включающую широкий спектр 1Т-технологий для трансфера учебной информации, а также обеспечения обратной связи, оценивании, контроля [6; 7]. Такая форма общения между участниками образовательного процесса предполагает сохранение коммуникации между ними, т.к. её нарушения могут привести к снижению качества образованности студентов.

С данным явлением связан третий узловой момент интеграции инновационных технологий, заключающийся в усложнившейся социальной коммуникации, которая распространяется в образовательном пространстве нашей страны, затрагивая участников педагогического процесса. Если обрисовывать ситуацию в общих чертах, то получается повсеместная картина мобилизации усилий специалистов из различных областей деятельности по сохранению оптимальных способов социальной коммуникации, которая была нарушена в начале этого года и по настоящее время окончательно не восстановлена. Данная ситуация во всём мире детерминирована новой коронави-русной инфекцией COVID-19, и этот факт также необходимо учитывать при внедрении инноваций в образовательное пространство медицинского вуза на примере дистанционных технологий [19]. В этой связи остро стоит вопрос об эффективности и адекватности применения дистанционных форм обучения в образовательном процессе вузов, особенно медицинских, а также вопросов, обусловленных правовым регулированием данного формата обучения в условиях цифрового образовательного пространства [17; 18]. Необходимо отметить, что прямое общение в образовательном процессе трансформируется в виртуальное, при этом увеличивается объём самостоя-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

тельной работы обучающихся, а необходимый контроль освоения компетенций смещается.

Преимуществом дистанционной формы обучения в медицинском вузе можно выделить массовость обучающихся, относительную дешевизну, предполагающую экономию на транспортных расходах, учёбу с проживанием иногородними студентами на своей территории, так сказать «не выходя из дома». Однако данный способ обучения, несмотря на его иллюзорную эргономику и экономичность, не имеет выхода на практическую платформу - в медицинском вузе требуется реализация и освоение практических навыков, без которых освоение медицинской профессии фактически невозможно.

К примеру, обучение гуманитарным дисциплинам будущих медиков на расстоянии между преподавателем и студентами компенсируется за счёт их виртуальности общения, и самостоятельности каждого из участников образовательного процесса. При этом следует отметить воспитывающую функцию обучения [1; 4], которая предполагает развитие ценностных ориентаций личности и её мировоззрения.

Изучение таких дисциплин как гистология, предполагающая развитие навыков работы с микропрепаратами, или усвоение основ хирургии, в которой не обойтись без наблюдения за операциями, манипуляциями и т.д., или постижение рентгенологической картины заболевания - чтобы понять рентгенограмму и запомнить, как её прочитать, необходим контакт с наставником. Возможно, что поиск оптимальных средств дистанционных способов обучения и технологий в будущем позволит создавать такие информационные инструменты, применение которых не только облегчит восприятие студентами учебного материала, но и сформирует их практические навыки. Авторы статьи, применяя контент-анализ, провели исследование на предмет обратной связи в усвоении учебной информации обучающимися, с целью совершенствования применимости инновационных технологий.

Во 2-ом семестре 2019 - 2020 учебного года было проведено анкетирование 69 обучающихся 1 курса педиатрического факультета (1 группа - 20 обучающихся, 5 группа - 14, 6 группа - 9, 11 группа - 14, 12 группа - 12 обучающихся). Студентам было предложено ответить на вопросы: Удобна ли Вам для освоения учебного материала (учебной информации) дистанционная форма лекции без визуализации лектора? Считаете ли учебную информацию лекций в дистанционном формате без визуализации лектора полезными для себя? Оформляете ли Вы конспекты лекций (учебную

информацию), представленных в дистанционном формате? Критериями при формировании вопросов послужили особенности получения и обработки информации (учебной информации): «удобство восприятия информации», «полезность информации», «фиксирование информации». Выбор данных критериев продиктован особенностями педагогического взаимодействия участников образовательного процесса в медицинском

вузе, основанного на навыках поиска и освоения информации, умении работать с ней [7; 9].

Результаты опроса ранжировали по частоте, выраженной в процентах. Ниже приведены результаты анализа полученных результатов и их обсуждение.

Ранжированные ответы на первый вопрос обучающимися представлены в диаграмме на рис. 1.

Рис. 1. Доли различных вариантов ответов среди обучающихся на вопрос: «Удобна ли Вам для освоения учебного материала (учебной информации) дистанционная форма

лекции без визуализации лектора?».

Большинству опрошенных (65%) освоение учебной информации на лекциях в дистанционной форме без визуализации лектора не удобны и не интересны. Здесь может проиграться высокий академический уровень очных лекций, живое общение с преподавателем, который способен виртуозно интерпретировать сложный материал. Иными словами, высокая планка проведения очных занятий профессорско-преподавательского состава в медицинском вузе пока не достигнута в

дистанционном варианте преподавания. Наименьшему количеству обучающихся (13%) подобные лекции для освоения учебного материала удобны и чуть большему числу (22%) лекции без визуализации лектора подходят для освоения учебной информации, но не по всем дисциплинам.

На второй вопрос ранжированные ответы обучающихся представлены в диаграмме на рис. 2.

« ^^

Рис. 2. Доли различных вариантов ответов среди обучающихся на вопрос: «Считаете ли учебную информацию лекций в дистанционном формате без визуализации лектора полезными для себя?».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

Сравнительно большая доля респондентов - 51% не видит для себя пользы получения учебной информации в дистанционной форме лекционных занятий без визуализации лектора. Только одна десятая часть опрошенных дала утвердительный ответ (11%), чуть больше обучаемых

согласились с тем, что не все лекции без визуализации лектора полезны (38%) при освоении учебной информации.

На третий вопрос ранжированные ответы обучающихся представлены в диаграмме на рис. 3.

Рис. 3. Доли различных вариантов ответов среди обучающихся на вопрос: «Оформляете ли Вы конспекты лекций (учебную информацию), представленных в дистанционном формате?».

Больше половины студентов (57%) всё же оформляют конспекты лекций, но с уточнением, что это основная информация. Меньше четверти опрошенных (21%) записывают лекции полностью, почти столько же участников опроса (22%) не записывают их совсем.

Таким образом, в образовательном процессе на выходе преобразования информации, которую получают обучающиеся медицинского вуза в ходе лекционных занятий в дистанционной форме без визуализации лектора, около четверти студентов (22%) данной информацией пренебрегают, т.к. не видят в этом необходимости при конспектировании. При этом на входе информации, большинству обучающихся (65%) лекции в дистанционной форме без визуализации лектора не удобны и даже не интересны. Тем не менее, такой же приблизительно процент респондентов (57%) полученную информацию записывают и применяют в учении в качестве основы обучения. Такая же примерно доля обучающихся - 51% не видит для себя пользы получения учебной информации в дистанционной форме лекционных занятий без визуализации лектора. В этой связи. можно предположить, что необходимо в свете полученных результатов анкетирования усилить прагматический подход к разработке лекций в дистанционной форме без визуализации преподавателя, поскольку информация студентами фиксируется и воспринимается, но в качестве

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

«основы», а должно быть созвучным с «применением в профессии». В таком случае аддитивность применяемых дистанционных методик в медицинском вузе будет усиливаться и вносить понимание студентами необходимости и важности получаемой учебной информации на всех дисциплинах. Данный контекст возможно перенести на другие группы обучающихся - на учебную работу ординаторов и слушателей, находящихся в формате НМО. Таким образом, наслоение научных полей позволяет заключить о необходимости принятия во внимание адекватности восприятия обучающихся в НМО инновационных средств, применение которые подлежит обязательной корректировке для достижения качества обучения.

Четвёртый момент исследования связан с применением инноваций в области современных технологий дистанционного обучения и принятием самостоятельности обучающимися как способом реализации не только данных технологий, но повышения интенсивности в освоении опыта. Общеизвестная истина «знания воспитывают» говорит о том, что технологии дистанционного обучения - это неотъемлемая часть воспитательного процесса, в котором всегда есть место для их реализации с позиции деятельностного подхода. В этой связи профессиональное образование должно формировать прочную систему знаний, умений и навыков, способствовать развитию профессионально значимых личностных качеств, в

т.ч. мотивации профессиональной деятельности [8]. Необходимо учесть, что в настоящее время переход к дистанционному обучению потребовал экстренный пересмотр содержания образовательной программы, что детерминировало самостоятельность в обучении студентов, ординаторов, слушателей. В этой связи своевременное решение поставленных задач сопряжено с навыком поиска адекватной информации, а для обучающихся высших учебных заведений эта информация должна быть и учебной, и научной, и объективной. Такое видение ситуации связано с убеждением о наиважнейшей ценности современного общества - человеком, специалистом в непрерывном образовании, способным к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений [4].

Следует отметить, что в современном мире наблюдается тенденция к увеличению количества информации, окружающей слушателей и обучающихся [9]. С позиции студенчества, ординаторов и слушателей курсов повышения квалификации лучшим и одновременно достоверным источником информации является учебная литература, составленная преподавателем на период обучения. Навык работы с данными или их обработкой в программах для обучающихся также остается необходимой. Однако, в связи с высоким темпом роста развития электронных технологий [14; 16], традиционная библиотечная учебная литература в печатном варианте может отставать от электронной в новизне. В источниках литературы указанного типа обучающийся достаточно часто не может найти ответы на поставленные современные перед ним вопросы. Соответственно, один из главных навыков в составе компетенций - навык поиска нужной информации при помощи современных технологий, становится актуальным и в очном обучении, и в дистанционном. Выражаясь литературным языком, на просторах сети Интернет обучающемуся любого вуза встречается избыточное количество информации, носящее больше маркетинговый характер, не имеющее отношения ни к учебе, ни к науке. К примеру, изобилие и настойчивость рекламы заставляет обучающегося как пользователя теряться в выборе того или иного необходимого источника информации. Периодический подбор по тематикам во время пользования сетью также сбивает с нужного курса, «размывая» поисковый ориентир. Так же сказывается и тот факт, что наличие электронного первоисточника трудно определить в целом. В ряде предлагаемых публикаций нужный материал для изучения определённой дисциплины может отсутствовать, подтверждая истину о неадекватности ряда информации в интернет-источниках. Данный

факт создает сложности в поиске точных сведений об исследуемой проблеме.

Так же считаем необходимым отметить и социальную сторону исследуемого вопроса -потенциальный абитуриент вуза, или учащийся средней школы не сталкивается в процессе обучения с таким большим поиском научной и учебной информации, как обучающийся вуза. Требуемый навык поиска учебной информации начинает развиваться именно в вузе, поэтому часть работы по изучению материала студентом из сторонних источников, непредусмотренных программой обучения, может в дальнейшем повлиять на качество его профессиональных знаний, развитие компетенций, а значит и на профпригодность будущего специалиста [1; 4]. Следует отметить, что в период дистанционного обучения у обучающихся высших учебных заведений возникали определённые сложности с применением печатных источников учебной информации. Выделенный факт актуален и в настоящее время обучения. В этой связи необходимо рассмотреть опыт развития навыков поиска учебной информации обучающимися с применением электронных технологий в дистанционном обучении. Рассмотрим инновационные технологии в области 1Т по определенным заданным педагогическим критериям, а именно: объективность, научность, информативность и адекватность [5-7]. Каждый данный из критериев должен соблюдаться для определения востребованности и приемлемости рассматриваемых электронных ресурсов. В качестве обобщения отметим первым моментом то, что современные технологии продолжают развиваться каждый день, и в этой ситуации обучающимся высших учебных заведений приходится адаптироваться и к самим технологиям, и к освоению способов их применения в учебном процессе. Второй факт связан с изобилием информации, преподносимой в качестве знаний - их количество увеличивается, но поскольку официальной экспертизы не происходит, имеется вероятность понижения ценности такого рода информации. Так же необходимо отметить большое количество заимствования и наличие неподтвержденных источников, что создает абсолютно ненадежный информационный поток для изучения определенного материала. При очном обучении или дистанционном обучающийся должен следовать ряду правил поиска информации, чтобы не отдалиться от своей поставленной задачи. В этой связи, третий момент, на который следует обратить внимание, - это время, т.е. следует ограничить время поиска информации, так это даст возможность концентрироваться на поиске нужной, а не избыточной и излишней.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

В заключение отметим, что в качестве инновации, переход к дистанционному образованию подтвердил право на существование такой формы обучения, не лишенной недостатков, но как вполне приемлемой альтернативы традиционному. В этой связи, освоение сотрудниками медицинского университета новых технологий, в т.ч. дистанционного обучения, относится к области управления обеспечения качества образования в медицинском вузе. Это напрямую связано с выполнением основных положений миссии СГМУ, касаемо обеспечения высокого уровня конкурентоспособности вуза на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг. С позиции прогностической функции педагогики стоит отметить, что на сегодняшний день необходимо усилить прагматический подход к разработке занятий в дистанционной форме с применением соответствующих технологий, направленных на развитие навыков, применимых в медицинской профессии. В таком случае интегрируемые на сегодняшний день инновационные технологии в медицинском вузе будут актуализировать у обучающихся самостоятельность в учении и обучении, что обеспечит у них понимание необходимости и важности получаемой учебной информации на всех дисциплинах. Так же необходимо обратить внимание на применение опыта в реализации компетенций при трудоустройстве молодых врачей, и в этой связи осуществление политики здоровьесбережения общества, что входит в содержание некоторых компетенций обучающихся, в частности ординаторов, которые должны уметь формировать мотивацию у граждан к здоровому образу жизни. Перспективно практическое применение цифровых технологий для личностного роста обучающихся и преподавателей - все участники образовательного процесса должны получать возможности для саморазвития и самореализации, а не только для выполнения образовательных задач, что расширит область применения данного вида инновационных технологий.

Список литературы:

[1] Габедава И.Б., Евдокимова А.И. Аксиологические аспекты профилактики аморального поведения обучающихся // Философия образования. - 2017. - № 1 (70). - С. 78 - 83.

[2] Гиль А.В., Морозов А.В. Дистанционное образование как тренд современного информационного сообщества // В сб.: Весенние психолого-педагогические чтения: материалы IV Межрегиональной науч.-практ. конф., посвященной 90-летию со дня рождения почетного проф. АГУ А.Г. Буровой / сост. И.А. Еремицкая. - Астрахань: АГУ, 2020. - С. 140 - 143.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

[3] Гордашникова О.Ю., Ершов Ю.О. Теоретические вопросы работоспособности системы менеджмента качества инновационно-активных предприятий // Вестник Саратовского гос. соц.-э-кон. ун-та. - 2018. - № 5 (74). - С. 40 - 43.

[4] Евдокимова А.И., Волженский А.Г. К вопросу о воспитании социально-активной личности выпускника профессиональной школы // Профессиональное образование в условиях перехода на инновационный путь развития: проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф.: сб. науч. ст. / под ред. Л.Б. Набатова, А.В. Черных. - Саратов, 2008. - С. 370 - 375.

[5] Евдокимова А.И., Евдокимов Н.А., Тань-чева И.В. Некоторые аспекты взаимодействия участников педагогического процесса в современном вузе // В сб.: Автоматизация и управление в машино- и приборостроении. - Саратов, 2019. -С. 118 - 122.

[6] Жильцова Е.С., Журавлева Н.А., Евдокимова А.И., Евдокимов Н.А. Использование инновационных технологий в СГМУ им. В.И. Разумовского // В сб.: Автоматизация и управление в машино- и приборостроении. - Саратов, 2019. -С. 112 - 114.

[7] Игнатьев С.А., Слесарев С.В., Федюков С.В., Терехова М.А. Применение информационных технологий в кластере отраслей образования и здравоохранения // Педагогическая информатика. - 2020. - № 1. - С. 57 - 65.

[8] Клоктунова Н.А. Социальные факторы формирования стратегий профессионализации студентов медицинского вуза: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Волгоград, 2013. - 24 с.

[9] Клоктунова Н.А., Соловьева В.А., Барсукова М.И., Кузьмин А.М. Изучение когнитивных процессов обучающихся при поиске образовательной информации на экране // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 3 (39). - С. 326 - 340.

[10] Морозов А.В. Инновационные образовательные технологии в системе высшего и послевузовского образования // В сб.: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы науч.-практ. конф. (заочной) с междунар. участием / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. -Ульяновск, 2015. - С. 487 - 493.

[11] Морозов А.В. Креативность как основа инновационной активности и профессионализма современного руководителя // Психология в экономике и управлении. - 2014. - № 1. - С. 125 - 129.

[12] Морозов А.В. Креативность как основа творческой компетентности современного специалиста // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2011. - № 3. - С. 73 - 76.

[13] Морозов А.В. Психолого-педагогические особенности реализации инноваций в современ-

ной информационно-образовательной среде // В сб.: Инновационные подходы в системе высшего профессионального образования: материалы итоговой науч.-практ. конф. преподавателей и студентов / под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. - Казань: АСО, 2015. - С. 256 - 261.

[14] Морозов А.В. Роль и значение современных электронных технологий в образовательном процессе вуза // В сб.: Современные инновационные информационно-образовательные технологии в подготовке будущих бакалавров: материалы итоговой науч.-практ. конф. преподавателей и аспирантов / под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. -Казань: ТИСБИ, 2014. - С. 188 - 194.

[15] Морозов А.В. Трансформация образовательного пространства в условиях цифровой экономики // В сб.: Электронное обучение в непрерывном образовании 2019: VI Междунар. науч.-практ. конф., посвященная памяти А.Н. Афанасьева. - Ульяновск, 2019. - С. 338 - 345.

[16] Морозов А.В., Самборская Л.Н. Особенности электронного образования в условиях циф-ровизации // Управление образованием: теория и практика. - 2020. - № 2 (38). - С. 62 - 68.

[17] Морозов А.В., Самборская Л.Н. Правовое регулирование сферы отечественного образования в условиях цифрового образовательного пространства // Образование и право. - 2020. - № 9. - С. 302 - 307.

[18] Морозов А.В., Терещенко А.Ю. Дистанционные образовательные технологии и их правовое регулирование // Образование и право. - 2020. - № 3. - С. 262 - 267.

[19] Морозов А.В., Терещенко А.Ю. Применение дистанционных образовательных технологий в учебном процессе до пандемии и после: проблемы и перспективы // Педагогическая информатика. - 2020. - № 4. - С. 17 - 29.

[20] Морозов А.В., Терещенко А.Ю. Специфика здоровьесберегающей деятельности в современных образовательных учреждениях, использующих дистанционную форму обучения // В сб.: Экологическая педагогика и психология здоровья: проблемы, перспективы развития: материалы Ежегодной Междунар. науч.-практ. конф. -USA: Primedia E-launch LLC, 2014. - С. 127 - 130.

[21] Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда» по Национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://edu-frn.spb.ru/files/iiMBxQ4cNH1BCsaWn2W qDgFinWeU3rVYpmO6sd33.pdf (дата обращения: 22.09.2020).

[22] Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -Режим доступа. URL: http://www.consultant.ru/

document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 22.09.2020).

[23] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа. URL: https://base.garant.ru/77687681/ (дата обращения: 22.09.2020).

[24] Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ф3 [Электронный ресурс]. -Режим доступа. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 22.09.2020).

[25] Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» от 03.12.2012 г. № 236-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 138556/ (дата обращения: 22.09.2020).

.Spisok literatury:

[1] Gabedava I.B., Evdokimova A.I. Aksiolog-icheskie aspekty profilaktiki amoral'nogo povedeniya obuchayushchihsya // Filosofiya obrazovaniya. -

2017. - № 1 (70). - S. 78 - 83.

[2] Gil' A.V., Morozov A.V. Distancionnoe obra-zovanie kak trend sovremennogo informacionnogo soobshchestva // V sbornike: Vesennie psiholo-go-pedagogicheskie chteniya: materialy IV Mezhre-gional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvy-ashchennoj 90-letiyu so dnya rozhdeniya pochetnogo professora AGU A.G. Burovoj / sost. I.A. Eremickaya. - Astrahan': AGU, 2020. - S. 140 - 143.

[3] Gordashnikova O.Yu., Ershov Yu.O. Teoret-icheskie voprosy rabotosposobnosti sistemy menedzhmenta kachestva innovacionno-aktivnyh predpriyatij // Vestnik Saratovskogo gosudarstven-nogo social'no-ekonomicheskogo universiteta. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2018. - № 5 (74). - S. 40 - 43.

[4] Evdokimova A.I., Volzhenskij A.G. K voprosu o vospitanii social'no-aktivnoj lichnosti vypusknika professional'noj shkoly // V sbornike: Profession-al'noe obrazovanie v usloviyah perekhoda na innova-cionnyj put' razvitiya: problemy i perspektivy. materi-aly Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: sbornik nauchnyh statej / pod red. L.B. Naba-tova, A.V. Chernyx. - Saratov, 2008. - S. 370 - 375.

[5] Evdokimova A.I., Evdokimov N.A., Tan'cheva I.V. Nekotorye aspekty vzaimodejstviya uchastnikov pedagogicheskogo processa v sovremennom vuze // V sbornike: Avtomatizaciya i upravlenie v mashino- i priborostroenii. - Saratov, 2019. - S. 118 - 122.

[6] Zhil'cova E.S., Zhuravleva N.A., Evdokimova A.I., Evdokimov N.A. Ispol'zovanie innovacion-nyh tekhnologij v SGMU imeni V.I. Razumovskogo //

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

V sbornike: Avtomatizaciya i upravlenie v mashino- i priborostroenii. - Saratov, 2019. - S. 112 - 114.

[7] Ignat'ev S.A., Slesarev S.V., Fedyukov S.V., Terekhova M.A. Primenenie informacionnyh tekh-nologij v klastere otraslej obrazovaniya i zdra-voohraneniya // Pedagogicheskaya informatika. -2020. - № 1. - S. 57 - 65.

[8] Kloktunova N.A. Social'nye faktory formirovaniya strategij professionalizacii studentov medicinskogo vuza: avtoref. dis.... kand. sociol. nauk.

- Volgograd, 2013. - 24 s.

[9] Kloktunova N.A., Solov'eva V.A., Barsukova M.I., Kuz'min A.M. Izuchenie kognitivnyh processov obuchayushchihsya pri poiske obrazovatel'noj infor-macii na ekrane // Perspektivy nauki i obrazovaniya.

- 2019. - № 3 (39). - S. 326 - 340.

[10] Morozov A.V. Innovacionnye obrazova-tel'nye tekhnologii v sisteme vysshego i poslevu-zovskogo obrazovaniya // V sbornike: Aktual'nye problemy sovremennogo obrazovaniya: opyt i inno-vacii: Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii (zaochnoj) s mezhdunarodnym uchastiem / otv. redaktor A.Yu. Nagornova. - Ul'yanovsk, 2015. - S. 487 -493.

[11] Morozov A.V. Kreativnost' kak osnova inno-vacionnoj aktivnosti i professionalizma sovremennogo rukovoditelya // Psihologiya v ekonomike i upravlenii. - 2014. - № 1. - S. 125 - 129.

[12] Morozov A.V. Kreativnost' kak osnova tvorcheskoj kompetentnosti sovremennogo special-ista // Chelovecheskij faktor: problemy psihologii i ergonomiki. - 2011. - № 3. - S. 73 - 76.

[13] Morozov A.V. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti realizacii innovacij v sovremennoj infor-macionno-obrazovatel'noj srede // V sbornike: Innovacionnye podhody v sisteme vysshego profession-al'nogo obrazovaniya: materialy itogovoj nauch-no-prakticheskoj konferencii prepodavatelej i studentov / Pod red. F.G. Muhametzyanovoj. - Kazan': ASO, 2015. - S. 256 - 261.

[14] Morozov A.V. Rol' i znachenie sovremen-nyh elektronnyh tekhnologij v obrazovatel'nom processe vuza // V sbornike: Sovremennye innovacionnye informacionno-obrazovatel'nye tekhnologii v podgotovke budushchih bakalavrov: materialy itogovoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej i aspirantov / pod red. F.G. Muhametzyanovoj.

- Kazan': TISBI, 2014. - S. 188 - 194.

[15] Morozov A.V. Transformaciya obrazova-tel'nogo prostranstva v usloviyah cifrovoj ekonomiki //

V sbornike: Elektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii 2019: VI Mezhdunarodnaya nauch-no-prakticheskaya konferenciya, posvyashchennaya pamyati A.N. Afanas'eva. - Ul'yanovsk, 2019. - S. 338 - 345.

[16] Morozov A.V., Samborskaya L.N. Osobennosti elektronnogo obrazovaniya v usloviyah cifrovizacii // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. - 2020. - № 2 (38). - S. 62 - 68.

[17] Morozov A.V., Samborskaya L.N. Pravovoe regulirovanie sfery otechestvennogo obrazovaniya v usloviyah cifrovogo obrazovatel'nogo prostranstva // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 9. - S. 302 -307.

[18] Morozov A.V., Tereshchenko A.Yu. Distan-cionnye obrazovatel'nye tekhnologii i ih pravovoe regulirovanie // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 3.

- S. 262 - 267.

[19] Morozov A.V., Tereshchenko A.Yu. Primenenie distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v uchebnom processe do pandemii i posle: problemy i perspektivy // Pedagogicheskaya informatika. - 2020.

- № 4. - S. 17 - 29.

[20] Morozov A.V., Tereshchenko A.Yu. Speci-fika zdorov'esberegayushchej deyatel'nosti v sovre-mennyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah, ispol'zuy-ushchih distancionnuyu formu obucheniya // V sbornike: Ekologicheskaya pedagogika i psihologiya zdorov'ya: problemy, perspektivy razvitiya: materialy Ezhegodnoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - USA: Primedia E-launch LLC, 2014. -S. 127 - 130.

[21] Pasport federal'nogo proekta «Cifrovaya obrazovatel'naya sreda» po Nacional'nomu proektu «Obrazovanie» ot 07.12.2018 g. [Elektronnyj resurs]. URL: https://edu-frn.spb.ru/files/iiMBxQ4cNH1BC-saWn2WqDgFinWeU3rVYpmO6sd33.pdf (data obrashcheniya: 22.09.2020).

[22] Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 № 683 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_ LAW_191669/ (data obrashcheniya: 17.08.2020).

[23] Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant. ru/77687681/ (data obrashcheniya 02.10.2020)

[24] Federal'nyj zakon «Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii» ot

21.11.2011 № 323-FZ [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_121895/ (data obrashcheniya: 19.10.2020)

[25] Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii i stat'yu 1 Federal'nogo zakona «O tekhnicheskom regulirovanii» ot

03.12.2012 № 236-FZ [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_138556/ (data obrashcheniya: 22.07.2020)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.