Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМОВ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В НАЦИОНАЛЬНУЮ ИННОВАЦИОННУЮ СИСТЕМУ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМОВ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В НАЦИОНАЛЬНУЮ ИННОВАЦИОННУЮ СИСТЕМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
высшее образование / высшее медицинское образование / национальная инновационная система / образовательные кластеры / инновации / интеграция / качество образования / информационные технологии / технологии дистанционного обучения / обучающиеся / педагогика / higher education / higher medical education / national innovation system / educational clusters / innovation / integration / quality of education / information technologies / distance learning technologies / students / pedagogy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокимова Анастасия Игоревна

В статье рассматриваются педагогические возможности региональных образовательных кластеров в совершенствовании механизмов интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему. Приводится нормативно-правовая база национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии развития медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2025 года, включающей вопрос создания на территории России «медицинских научно-образовательных кластеров». Аргументируются педагогические аспекты реализации образовательных достижений медицинских вузов при интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему. Показано, что применение авторской идеи принципа комплементарности функционирования географического образовательного кластера возможно в качестве методологического обоснования расширения возможностей развития научно-исследовательских работ участников образовательного процесса вуза с интеграцией опыта и достижений в национальную инновационную систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евдокимова Анастасия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL OPPORTUNITIES OF REGIONAL EDUCATIONAL CLUSTERS IN IMPROVING THE MECHANISMS OF INTEGRATION OF UNIVERSITY SCIENCE INTO THE NATIONAL INNOVATION SYSTEM

The article considers the pedagogical possibilities of regional educational clusters in improving the mechanisms of integration of university science into the national innovation system. The regulatory framework of the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030, the Strategy for the Development of Medical and Pharmaceutical Education in the Russian Federation for the period up to 2025, including the issue of creating «medical scientific and educational clusters» on the territory of Russia, is presented. The pedagogical aspects of the implementation of educational achievements of medical universities in the integration of university science in the national innovation system are argued. It is shown that the application of the author’s idea of the principle of complementarity of the functioning of the geographical educational cluster is possible as a methodological justification for expanding the opportunities for the development of research works of participants in the educational process of the university with the integration of experience and achievements in the national innovation system.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМОВ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В НАЦИОНАЛЬНУЮ ИННОВАЦИОННУЮ СИСТЕМУ»

DOI 10.24412/2076-1503-2021-3-274-281 ЕВДОКИМОВА Анастасия Игоревна,

Доцент кафедры педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «СГМУ имени В.И. Разумовского», e-mail: anastacia.evdokimowa@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМОВ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В НАЦИОНАЛЬНУЮ ИННОВАЦИОННУЮ СИСТЕМУ

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические возможности региональных образовательных кластеров в совершенствовании механизмов интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему. Приводится нормативно-правовая база национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии развития медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2025 года, включающей вопрос создания на территории России «медицинских научно-образовательных кластеров». Аргументируются педагогические аспекты реализации образовательных достижений медицинских вузов при интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему. Показано, что применение авторской идеи принципа комплемен-тарности функционирования географического образовательного кластера возможно в качестве методологического обоснования расширения возможностей развития научно-исследовательских работ участников образовательного процесса вуза с интеграцией опыта и достижений в национальную инновационную систему.

Ключевые слова: высшее образование, высшее медицинское образование, национальная инновационная система, образовательные кластеры, инновации, интеграция, качество образования, информационные технологии, технологии дистанционного обучения, обучающиеся, педагогика

EVDOKIMOVA Anastasia Igorevna,

Associate Professor of the Department of pedagogy, educational technologies and professional communication Of the «SSMU named V.I. Razumovsky»

PEDAGOGICAL OPPORTUNITIES OF REGIONAL EDUCATIONAL CLUSTERS IN IMPROVING THE MECHANISMS OF INTEGRATION OF UNIVERSITY SCIENCE INTO THE NATIONAL INNOVATION SYSTEM

Annotation. The article considers the pedagogical possibilities of regional educational clusters in improving the mechanisms of integration of university science into the national innovation system. The regulatory framework of the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030, the Strategy for the Development of Medical and Pharmaceutical Education in the Russian Federation for the period up to 2025, including the issue of creating «medical scientific and educational clusters» on the territory of Russia, is presented. The pedagogical aspects of the implementation of educational achievements of medical universities in the integration of university science in the national innovation system are argued. It is shown that the application of the author's idea of the principle of complementarity of the functioning of the geographical educational cluster is possible as a methodological justification for expanding the opportunities for the development of research works of participants in the educational process of the university with the integration of experience and achievements in the national innovation system.

Key words: higher education, higher medical education, national innovation system, educational clusters, innovation, integration, quality of education, information technologies, distance learning technologies, students, pedagogy

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

Развитие национальных интересов нашей страны отражено в Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», где в качестве наиболее приоритетных определены: «осуществление прорывного развития Российской Федерации, увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, раскрытие таланта каждого человека» [30].

Решение представленных задач напрямую зависит от реализации «Стратегии развития медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2025 года» [29], которая закреплена в Указе Президента Российской Федерации о Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2025 года [31]. Одним из ключевых моментов рассматриваемой стратегии обозначено создание на территории России «медицинских научно-образовательных кластеров» [29], как важного аспекта реализации интеграции образовательных достижений и вузовской науки в национальную инновационную систему (далее - НИС). В этой связи региональный уровень развития вузовской науки способен оказать содействие решению задач федерального значения, поскольку от эффективного распределения ресурсов внутри регионального образовательного кластера зависят достижения общегосударственного уровня. Рассмотрим педагогические возможности региональных образовательных кластеров в совершенствовании механизмов интеграции вузовской науки в НИС.

Обобщённые результаты исследований механизма интеграции вузовской науки в НИС [6; 12; 13; 27; 28; 33] позволяют заключить - несмотря на то, что наука вуза не является первостепенном смыслом высшего образования, возможно в сетевом взаимодействии вузов [17; 32] на разных уровнях (локальный, региональный, федеральный, глобальный) достичь перераспределения вузовских ресурсов таким образом, чтобы они использовались участниками образовательного процесса более результативно, способствуя кумулятивному эффекту вузовской науки с последующей интеграцией достижений в НИС. В том же контексте вузы, входящие в образовательные региональные кластеры в своём взаимодействии, образуют ресурсообменную систему, формирующую региональный уровень НИС.

Проведённые ранее автором исследования [7-9] позволяют в обобщенном виде утверждать, что на региональном уровне взаимодействие вузов внутри образовательных кластеров в сетевом взаимодействии обеспечивает эффективность социального партнёрства, что изучено на

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

примере Научно-образовательного медицинского кластера «Нижневолжский», включающего в себя пять ведущих вузов региона [24].

Авторская позиция исходит из концепции непрерывного медицинского образования (далее - НМО), которую можно эффективно реализовать в сетевой форме взаимодействия вузов [11]. Представленный ранее исследователями Л.Н. Ананьевой, А.В. Кузнецовым, Е.Л.Смольяновой [28] образовательный комплекс, был использован в качестве основы для разработки авторской модели образовательного кластера, что графически представлено на рисунке № 1.

При детальном рассмотрении авторской модели стоит выделить расширяющиеся возможности образовательной среды кластера «Нижневолжский», в котором пять вузов предоставляют друг другу уже имеющиеся ресурсы для обеспечения образовательного процесса, и взаимно дополняют, расширяют образовательные возможности внутри кластера, а также общими усилиями интегрируют научные и образовательные достижения в НИС. Более того, в условиях цифровизации образовательной среды [5], внутри кластера постоянно происходит взаимообмен достижениями в применение цифровых инструментов дидактики, которые применимы в условиях как очного, так и дистанционного обучения [7].

Предыдущие исследования автором педагогических аспектов совершенствования механизма интеграции в НИС [8; 9] позволяют определить особенности функционирования образовательных кластеров на примере Медицинского образовательного кластера (далее - МОК) «Нижневолжский». В обобщённом виде результаты исследований представлены далее.

Первым педагогическим аспектом региональных образовательных кластеров в совершенствовании механизма интеграции вузовской науки в НИС выделен принцип «комплементарности новообразований в системе отечественной педагогики» [8; 9]. Данная трактовка применима к интерпретации содержания и структуры искомого образовательного кластера, в качестве дополнения входящих в его состав вузов, способных распределить между собой ресурсы для достижения образовательных задач, что ранее аргументировалось.

Второй педагогический аспект региональных образовательных кластеров в совершенствовании механизма интеграции вузовской науки в НИС включает в себя географическую близость его участников. Такая взаимосвязь позволяет ускорить не только коммуникацию между участниками образовательного кластера, но и обеспечить своевременность принятия управленческих решений [22], способствуя повышению результативности в

Рис. № 1. Научно-образовательная деятельность медицинского образовательного кластера

«Нижневолжский»

освоении образовательных программ обучающимися медицинских вузов. В этом же аспекте принцип комплeментарности географического кластера расширяет возможности развития научно-исследовательских работ участников образовательного процесса с интеграцией опыта и достижений работодателей, медицинских корпораций и фирм, обогащающих учебный и научный процесс последними достижениями науки и технологий. Данный факт сопоставим с определением перспектив участников образовательного кла-

стера на расширение спектра научных достижений в области медицины и фармацевтики.

Третий педагогический аспект региональных образовательных кластеров в совершенствовании механизма интеграции вузовской науки в НИС связан с повышенными требованиями к системе отечественного образования, которая должна стать не только обновлённой, но и функционально-мобильной, конкурентоспособной [4; 10; 15; 19; 21].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

Переход к рыночным отношениям обусловил повышение конкуренции на рынке образования. В свете этого становится актуальным анализ внутренних и внешних рисков, с которыми может столкнуться любой университет. С развитием цифровой экономики и распространением в Поволжском регионе частных высших учебных заведений отмечается рост конкуренции среди вузов, что обусловлено борьбой за привлечение наибольшего числа абитуриентов. Государственный вуз в этом отношении не является исключением, наоборот, с учетом его статуса и ресурсных возможностей конкурентная борьба становится более глобальной и приобретает государственный или международный характер. Рынок образования перестал быть только частью социальной системы, сейчас он вовлечен в достижение экономических задач государства. Инвестиции в рынок образования становятся залогом конкурентоспособности как отдельных медицинских компаний и предприятий на микроуровне, так и государства в целом. Особенно остро встаёт вопрос о качественной подготовке выпускников медицинских вузов, которые обеспечат в перспективе здоровье и сохранение нации.

Четвёртый аспект рассматриваемого феномена исходит из функционирования представленной модели, и предполагает применение цифровых технологий обучения, которые не только способствуют реализации Национального проекта «Образование» [25], но и направлены на обеспечение повышения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке образовательных услуг за счет применения дистанционных образовательных технологий [3; 4; 16; 23] с цифровым контентом в научном поле образовательного пространства географического кластера [8; 9].

Пятым педагогическим аспектом региональных образовательных кластеров в совершенствовании механизма интеграции вузовской науки в НИС выделена поликультурность образовательной среды. Это - одна из ведущих особенностей современного медицинского университета, которая изучалась основательно и имеет опубликованные результаты исследования [34]. Исследовалась поликультурность образовательной среды, как современная особенность высшего образования. Согласно данной концепции, путём педагогических измерений проводилось исследование языковой составляющей социальной ответственности обучающихся СГМУ имени В.И. Разумовского, входящего в состав рассматриваемого образовательного кластера.

В обобщенном виде образовательная среда медицинского кластера может быть представлена ведущим фактором развития культуры будущих

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

специалистов в различных областях знания и профессиональной деятельности. При этом, языковая культура и культура общения будущих врачей как фактор предупреждения рисков в общении с пациентом [2; 20] входят в качестве элементов в структуру социальной ответственности каждого работника здравоохранения. С помощью цифрового контента современной дидактики перед людьми всех возрастов, в особенности перед молодёжью, открываются новые горизонты возможностей, отношений и перспектив, позволяя обмениваться информацией в межнациональном ключе. Данный фактор в объекте исследования развит многосторонне и достаточно полно.

Шестой педагогический аспект региональных образовательных кластеров в совершенствовании механизма интеграции вузовской науки в НИС связан с применением инноваций в области современных образовательных технологий и принятием самостоятельности студентами как способом реализации данных технологий. Современные образовательные технологии - это неотъемлемая часть воспитательного процесса, в котором всегда есть место для их реализации. В данном контексте подтверждается авторское предположение на глобальном и федеральном уровнях сетевое взаимодействие вузов как эффективное ресурсное распределение между вузами внутри нашей страны, за её пределами, в целях укрепления научной и образовательной составляющей вузов и дальнейшего трансфера интеграционного объединения в НИС.

Седьмой педагогический аспект рассматриваемого явления связан с накоплением человеческого капитала, включающего в себя и участников образовательного процесса и тех потребителей, которые в итоге воспользуются накопленным научным опытом вузовской науки на разных уровнях общественного строя. Поскольку на сегодняшний день человеческий капитал составляет долгосрочный инвестиционный ресурс, то и востребованность в его применении на перспективу будет возрастать.

Девятый педагогический аспект региональных образовательных кластеров в совершенствовании механизма интеграции вузовской науки в НИС связан с совершенствованием технологий инновационной деятельности образовательной организации [15] повышением эффективности научных исследований. Это связано с системой выбора научно-технологических приоритетов, которая нуждается в дальнейшем совершенствовании. В первую очередь речь идет о более тесной ее интеграции в процессы формирования научно-технической практики вуза.

Десятый аспект связан с созданием благоприятной инклюзивной образовательной среды [1;

14; 18; 26], в которой эффективно применим и востребован человеческий капитал с последующей интеграцией научных и образовательных достижений в НИС.

Выявленные педагогические особенности при эффективном функционировании образовательной среды географического медицинского кластера, способствуют решению следующих задач:

• дополняется и обосновывается эффективность применения цифровых технологий в реализации НМО при трансфере наукоёмких технологий вуза в (НИС);

• обосновывается кластерное взаимодействие вузов при совершенствовании механизма интеграции вузовской науки в НИС;

• применение принципов системного подхода позволяет разработать пути совершенствования механизма интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему на примере МОК «Нижневолжский»:

1) на глобальном и федеральном уровнях сетевое взаимодействие вузов выделяется как эффективное ресурсное распределение между вузами внутри нашей страны, за её пределами, в целях укрепления научной и образовательной составляющей вузов и дальнейшего трансфера интеграционного объединения в НИС;

2) на региональном уровне выявляется взаимодействие вузов региона с формированием кластеров как в рамках сетевого взаимодействия, обеспечивающего эффективность социального партнёрства;

3) на локальном уровне аргументируется внедрение дистанционных технологий с цифровым контентом в образовательный и научный процессы вуза как новых видов обучения и научной деятельности, с последующей адаптацией для формирования клинического мышления у обучающихся (реализация клинической практики в ходе учебного процесса), подготовкой к написанию научных работ, дальнейшим трансфером полученных результатов в НИС.

Вузы в качестве участников формирования регионального уровня НИС составляют в своём взаимодействии ресурсообменную систему, которая при сетевом взаимодействии поддерживает свои компоненты в реализации интеграции вузовской науки в НИС. Возможности вузов в авторской интерпретации в качестве участников формирования регионального уровня НИС, отличаются от ранее рассмотренных сетевым взаимодействием с эффективным ресурсным распределением между ними, в целях укрепления научной и образовательной их составляющих, с последующим трансфером вузовской науки в НИС.

Список литературы:

[1] Александрова Е.А., Евдокимов Н.А., Евдокимова А.И., Таньчева И.В. К вопросу о современных возможностях инклюзивной образовательной среды // Философия образования. -2020. - Т. 20. - № 4. - С. 125-140.

[2] Барсукова М.И. Коммуникативная компетенция врача как фактор предупреждения рисков в общении с пациентом // В сборнике: Проблемы речевой коммуникации. Межвузовский сборник научных трудов. - Саратов, 2014. - С. 124-133.

[3] Ганичева И.А., Морозов А.В. Организация самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения // Образование и право.

- 2020. - № 12. - С. 238-245.

[4] Гиль А.В., Морозов А.В. Дистанционное образование как тренд современного информационного сообщества // В сборнике: Весенние психолого-педагогические чтения // Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения почетного профессора АГУ А.Г. Буровой / Сост. И.А. Еремицкая. - Астрахань: АГУ, 2020. - С. 140143.

[5] Гиль А.В., Морозов А.В. От информатизации к цифровизации образовательного процесса // Образование и право. - 2019. - № 12. - С. 129135.

[6] Дежина И.Г. Развитие науки в российских вузах как новый приоритет государства // Sociology of Science and Technology. - 2011. - № 2. - С. 38-47.

[7] Евдокимова А.И., Перевозникова Т.В., Сердюкова Л.О., Славнецкова Л.В. Формат дистанционного обучения в разрезе педагогического опыта освоения цифровых образовательных технологий // Образование и право. - 2020. - № 9. -С. 377-384.

[8] Евдокимова А.И., Ершов Ю.О., Евдокимов Н.А., Шаповал Р.М. Педагогические аспекты интеграции инноваций в образовательное пространство современных вузов // Образование и право. - 2020. - № 11. - С. 191-199.

[9] Евдокимова А.И., Евдокимов Н.А. Педагогические аспекты интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему // Образование и право. - 2020. - № 12. - 217-225.

[10] Жильцова Е.С., Журавлева Н.А., Евдокимова А.И., Евдокимов Н.А. Использование инновационных технологий в СГМУ имени В.И. Разумовского // В сборнике: Автоматизация и управление в машино- и приборостроении. Саратов, 2019.

- С. 112-114.

[11] Клоктунова Н.А., Таньчева И.В., Евдокимова А.И., Евдокимов Н.А. Значимость сетевого обучения в высшей школе // В сборнике: Автома-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

тизация и управление в машино- и приборостроении. Сборник научных трудов. Саратов, 2020. - С. 129-133.

[12] Коновалова Ю.И. Индикаторы механизма интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему // Управление инновациями: теория, методология, практика. - 2014.

- № 11. - С. 40-44.

[13] Кузнецов А.В. Механизмы интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему / Дисс. ... канд. эк. наук. - Воронеж, 2010.

- 221 с.

[14] Морозов А.В. Инклюзивная образовательная среда в условиях цифровизации // Мировые цивилизации. - 2020. - Т. 5. - № 1-2. - С. 91-95.

[15] Морозов А.В. Инновационные образовательные технологии в системе высшего и послевузовского образования // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации // Материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова.

- Ульяновск, 2015. - С. 487-493.

[16] Морозов А.В. Новые технологические подходы в современном дистанционном образовании // В сборнике: Проблемное обучение в современном мире // VII Международные Махму-товские чтения (Елабуга, 5-6 апреля 2018): сборник статей / науч. ред. Д.М. Шакирова. - Казань: Отечество, 2018. - С. 361-370.

[17] Морозов А.В. Особенности сетевого взаимодействия и электронного обучения в системе непрерывного образования // В сборнике: Электронное обучение в непрерывном образовании -2018 // V Международная научно-практическая конференция. - Ульяновск: УГТУ, 2018. - С. 249256.

[18] Морозов А.В. Проблемы и реалии развития инклюзивного образования в современной высшей школе // В сборнике: Учиться и жить вместе: современные стратегии образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Международная научно-практическая конференция ЮНЕСКО / Под ред. проф. Н.М. Прусс, д-ра пед. наук, проф. Ф.Г. Мухаметзяновой. - Казань: ТИСБИ, 2014. - С. 31-39.

[19] Морозов А.В. Психолого-педагогические особенности реализации инноваций в современной информационно-образовательной среде // В сборнике: Инновационные подходы в системе высшего профессионального образования // Материалы итоговой научно-практической конференции преподавателей и студентов / Под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. - Казань: АСО, 2015. - С. 256-261.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

[20] Морозов А.В. Социальная психология. -М.: Академический Проект, 2008. - 336 с.

[21] Морозов А.В. Трансформация образовательного пространства в условиях цифровой экономики // В сборнике: Электронное обучение в непрерывном образовании 2019 // VI Международная научно-практическая конференция, посвященная памяти А.Н. Афанасьева. - Ульяновск, 2019. - С. 338-345.

[22] Морозов А.В. Управленческая психология. - М.: Академический Проект, 2008. - 288 с.

[23] Морозов А.В., Терещенко А.Ю. Дистанционные образовательные технологии и их правовое регулирование // Образование и право. - 2020. - № 3. - С. 262-267.

[24] Научно-образовательный медицинский кластер «Нижневолжский». URL: https://samsmu. ru/clusters/cluster/ (дата обращения 15.11.2020).

[25] Национальный проект «Образование» // URL: https://национальныепроекты.рф/projects/ obrazovanie?utm_source=Yandex_Search&utm_ medium=CPC&utm_campaign=56246390&utm_ term=проект%20цифровая%20образователь-ная%20среда&utm_content=obrazovame&yc lid=619928136662421870. (дата обращения: 26.01.2021).

[26] Погорелая Е.М., Нечухраная Д.Ю., Кузьмин А.М., Евдокимов Н.А., Евдокимова А.И. Инклюзивное образование как концепт современной образовательной среды // В сборнике: Непрерывное образование в России: состояние и перспективы // Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов, 2019. - С. 116-122.

[27] Смольянова Е.Л., Серебрякова Н.А., Кузнецов А.В. Индикаторы интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему // Экономика и эффективность организации производства. - 2010. - № 13. - С. 46-53.

[28] Смольянова Е.Л., Кузнецов А.В., Ананьева Л.Н. Механизмы интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему // ФЭС: Финансы. Экономика. - 2010. - № 10. - С. 28-32.

[29] Стратегия развития медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2025 года // URL: https:// www.1spbgmu.ru/images/home/documents/О_про-екте_Стратегии_развития_.pdf (дата обращения 13.01.2021)

[30] Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/74304210/ (дата обращения 27.02.2021)

[31] Указ Президента Российской Федерации о Стратегии развития здравоохранения Россий-

ской Федерации на период до 2025 года // URL: https://static-1 .rosminzdrav.ru/system/attachments/ attaches/000/036/956/original/проект_Стратегии. pdf?1516201947 (дата обращения 04.02.2021)

[32] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/499cc91fbe852d6839d4de3b173bb49 53a33419c/ (дата обращения 15.11.2020)

[33] Цигляев В.А. Развитие механизмов интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему / Дисс. ... канд. эк. наук. М., 2011. - 196 с.

[34] Aleksandrova E.A., Evdokimov N.A., Evdokimova A.I., Tancheva I.V., Fedyukov S.V. Educational aspects in forming a linguistic component of student social responsibility // В сборнике: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. International Scientific Conference dedicated to the 80th anniversary of Turkayev Hassan Vakhitovich. Kh. I. Ibragimov Complex Research Institute. - 2020. - С. 3543-3554.

Spisok literatury:

[1] Alexandrova E.A., Evdokimov N.A., Evdokimova A.I., Tancheva I.V. K voprosu o sovremennykh vozmozhnosti inclusivnoy obrazovatel'noy sredy // Filosofiya obrazovaniya. - 2020. - Vol. 20. - No. 4. -pp. 125-140.

[2] Barsukova M.I. Kommunikativnaya kompe-tenciya vracha kak faktor preduprezhdeniya riskov v obshchenii s pacientom // V sbornike: Problemy rechevoj kommunikacii. Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. - Saratov, 2014. - S. 124-133.

[3] Ganicheva I.A., Morozov A.V. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov v usloviyah distan-cionnogo obucheniya // Obrazovanie i pravo. - 2020.

- № 12. - S. 238-245.

[4] Gil' A.V., Morozov A.V. Distancionnoe obrazovanie kak trend sovremennogo informacionnogo soobshchestva // V sbornike: Vesennie psiholo-go-pedagogicheskie chteniya // Materialy IV Mezhre-gional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvy-ashchennoj 90-letiyu so dnya rozhdeniya pochetnogo professora AGU A.G. Burovoj / Sost. I.A. Eremickaya.

- Astrahan': AGU, 2020. - S. 140-143.

[5] Gil' A.V., Morozov A.V. Ot informatizacii k cifrovizacii obrazovatel'nogo processa // Obrazovanie i pravo. - 2019. - № 12. - S. 129-135

[6] Dezhina I.G. Razvitie nauki v rossijskih vuzah kak novyj prioritet gosudarstva // Sociology of Science and Technology. - 2011. - № 2. - S. 38-47.

[7] Evdokimova A.I., Perevoznikova T.V., Serdyukova L.O., Slavneckova L.V. Format distan-cionnogo obucheniya v razreze pedagogicheskogo

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

opyta osvoeniya cifrovyh obrazovatel'nyh tekhnologij // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 9. - S. 377-384.

[8] Evdokimova A.I., Ershov Yu.O., Evdokimov N.A., Shapoval R.M. Pedagogicheskie aspekty inte-gracii innovacij v obrazovatel'noe prostranstvo sovre-mennyh vuzov // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 11. - S. 191-199.

[9] Evdokimova A.I., Evdokimov N.A. Pedagogicheskie aspekty integracii vuzovskoj nauki v nacion-al'nuyu innovacionnuyu sistemu // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 12. - 217-225.

[10] Zhil'cova E.S., Zhuravleva N.A., Evdokimova A.I., Evdokimov N.A. Ispol'zovanie innovacion-nyh tekhnologij v SGMU imeni V.I. Razumovskogo //

V sbornike: Avtomatizaciya i upravlenie v mashino- i priborostroenii. Saratov, 2019. - S. 112-114.

[11] Kloktunova N.A. Social'nye faktory formirovaniya strategij professionalizacii studentov medicinskogo vuza: Avtoref. dis... kand. sociol. nauk. - Volgograd, 2013. - 148 s.

[12] Konovalova Yu.I. Indikatory mekhanizma integracii vuzovskoj nauki v nacional'nuyu innovacionnuyu sistemu // Upravlenie innovaciyami: teoriya, metodologiya, praktika. - 2014. - № 11. - S. 40-44.

[13] Kuznecov A.V. Mekhanizmy integracii vuzovskoj nauki v nacional'nuyu innovacionnuyu sistemu: Diss. ... kand. ek. nauk. - Voronezh, 2010. -221 s.

[14] Morozov A.V. Inklyuzivnaya obrazova-tel'naya sreda v usloviyah cifrovizacii // Mirovye civi-lizacii. - 2020. - T. 5. - № 1-2. - S. 91-95

[15] Morozov A.V. Innovacionnye obrazova-tel'nye tekhnologii v sisteme vysshego i poslevu-zovskogo obrazovaniya // V sbornike: Aktual'nye problemy sovremennogo obrazovaniya: opyt i inno-vacii // Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii (zaochnoj) s mezhdunarodnym uchastiem / Otv. redaktor A.Yu. Nagornova. - Ul'yanovsk, 2015. - S. 487-493.

[16] Morozov A.V. Novye tekhnologicheskie podhody v sovremennom distancionnom obrazovanii // V sbornike: Problemnoe obuchenie v sovremen-nom mire // VII Mezhdunarodnye Mahmutovskie cht-eniya (Elabuga, 5-6 aprelya 2018): sbornik statej / nauch. red. D.M. Shakirova. - Kazan': Otechestvo, 2018. - S. 361-370.

[17] Morozov A.V. Osobennosti setevogo vzai-modejstviya i elektronnogo obucheniya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya // V sbornike: Elektron-noe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii - 2018 //

V Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya kon-ferenciya. - Ul'yanovsk: UGTU, 2018. - S. 249-256.

[18] Morozov A.V. Problemy i realii razvitiya ink-lyuzivnogo obrazovaniya v sovremennoj vysshej shkole // V sbornike: Uchit'sya i zhit' vmeste: sovre-mennye strategii obrazovaniya lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Mezhdunarodnaya

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

nauchno-prakticheskaya konferenciya YUNESKO / Pod red. prof. N.M. Pruss, d-ra ped. nauk, prof. F.G. Muhametzyanovoj. - Kazan': TISBI, 2014. - S. 31-39.

[19] Morozov A.V. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti realizacii innovacij v sovremennoj infor-macionno-obrazovatel'noj srede // V sbornike: Inno-vacionnye podhody v sisteme vysshego profession-al'nogo obrazovaniya // Materialy itogovoj nauch-no-prakticheskoj konferencii prepodavatelej i studen-tov / Pod red. F.G. Muhametzyanovoj. - Kazan': ASO, 2015. - S. 256-261.

[20] Morozov A.V. Social'naya psihologiya. -M.: Akademicheskij Proekt, 2008. - 336 s.

[21] Morozov A.V. Transformaciya obrazova-tel'nogo prostranstva v usloviyah cifrovoj ekonomiki // V sbornike: Elektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii 2019 // VI Mezhdunarodnaya nauch-no-prakticheskaya konferenciya, posvyashchennaya pamyati A.N.Afanas'eva. - Ul'yanovsk, 2019. - S. 338-345.

[22] Morozov A.V. Upravlencheskaya psi-hologiya. - M.: Akademicheskij Proekt, 2008. - 288 s.

[23] Morozov A.V., Tereshchenko A.Yu. Distan-cionnye obrazovatel'nye tekhnologii i ih pravovoe regulirovanie // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 3. - S. 262-267.

[24] Nauchno-obrazovatel'nyj medicinskij klaster «Nizhnevolzhskij». URL: https://samsmu.ru/ clusters/cluster/ (data obrashcheniya 15.11.2020).

[25] Nacional'nyj proekt «Obrazovanie» // URL: https://nacionarnyeproekty.rf/projects/obra-zovanie?utm_source=Yandex_Search&utm_medi-um=CPC&utm_campaign=56246390&utm_ter-m=proekt%20cifrovaya%20obrazovatel'naya%20 sreda&utm_content=obrazovanie&y-clid=619928136662421870. (data obrashcheniya: 26.01.2021).

[26] Pogorelaya E.M., Nechuhranaya D.Yu., Kuz'min A.M., Evdokimov N.A., Evdokimova A.I. Ink-lyuzivnoe obrazovanie kak koncept sovremennoj obrazovatel'noj sredy // V sbornike: Nepreryvnoe obrazovanie v Rossii: sostoyanie i perspektivy // Materialy dokladov Vserossijskoj nauchno-praktich-eskoj konferencii. - Saratov, 2019. - S. 116-122.

[27] Smol'yanova E.L., Serebryakova N.A., Kuznecov A.V. Indikatory integracii vuzovskoj nauki v nacional'nuyu innovacionnuyu sistemu // Ekonomika i

effektivnost' organizacii proizvodstva. - 2010. - № 13. - S. 46-53.

[28] Smol'yanova E.L., Kuznecov A.V., Anan'eva L.N. Mekhanizmy integracii vuzovskoj nauki v nacional'nuyu innovacionnuyu sistemu // FES: Finansy. Ekonomika. - 2010. - № 10. - S. 28-32.

[29] Strategiya razvitiya medicinskogo i far-macevticheskogo obrazovaniya v Rossijskoj Feder-acii na period do 2025 goda // URL: https://www.1sp-bgmu.ru/images/home/documents/O_proekte_ Strategii_razvitiya_.pdf (data obrashcheniya 13.01.2021)[22] Decree of the President of the Russian Federation No. 474 of July 21, 2020 «On National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030» URL: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/74304210/ (accessed 15.11.2020).

[30] Ukaz Prezidenta RF ot 21 iyulya 2020 g. № 474 «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Fed-eracii na period do 2030 goda» // URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/ (data obrashcheniya 27.02.2021).

[31] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii o Strategii razvitiya zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda // URL: https://static-1. rosminzdrav.ru/system/attachments/ attaches/000/036/956/original/proekt_Strategii. pdf?1516201947 (data obrashcheniya 04.02.2021).

[32] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 08.12.2020) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/499cc91fbe852d6839d4de3b173b-b4953a33419c/ (data obrashcheniya 15.11.2020).

[33] Ciglyaev V.A. Razvitie mekhanizmov integracii vuzovskoj nauki v nacional'nuyu innovacionnuyu sistemu / Diss. ... kand. ek. nauk. M., 2011. -196 s.

[34] Aleksandrova E.A., Evdokimov N.A., Evdokimova A.I., Tancheva I.V., Fedyukov S.V. Educational aspects in forming a linguistic component of student social responsibility // V sbornike: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. International Scientific Conference dedicated to the 80th anniversary of Turkayev Hassan Vakhi-tovich. Kh. I. Ibragimov Complex Research Institute. - 2020. - S. 3543-3554.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.