Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В НАЦИОНАЛЬНУЮ ИННОВАЦИОННУЮ СИСТЕМУ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В НАЦИОНАЛЬНУЮ ИННОВАЦИОННУЮ СИСТЕМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
высшее образование / высшее медицинское образование / национальная инновационная система / инновации / интеграция / качество образования / информационные технологии / технологии дистанционного обучения / самостоятельная работа обучающихся / педагогика / higher education / higher medical education / national innovation system / innovation / integration / quality of education / information technologies / distance learning technologies / independent work of students / pedagogy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокимова Анастасия Игоревна, Евдокимов Николай Анатольевич

В статье рассматривается нормативно-правовое обеспечение сетевой формы реализации образовательных программ, ставшее обоснованием идеи нового подхода к характеристике феномена вузовской науки в национальной инновационной системе. Предложенная характеристика отличается от ранее рассмотренных внедрением цифровых технологий в научно-образовательный процесс вуза как новых видов обучения и научной деятельности обучающихся, реализующийся в научных исследованиях, с последующим трансфером результатов в национальную инновационную систему. Приведены рекомендации по совершенствованию механизма интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему, отличающиеся применением кластерного подхода к взаимодействию вузов региона, обеспечивающего повышение эффективности социального партнёрства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евдокимова Анастасия Игоревна, Евдокимов Николай Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE INTEGRATION OF UNIVERSITY SCIENCE INTO THE NATIONAL INNOVATION SYSTEM

The article deals with the regulatory and legal support of the network form of implementation of educational programs, which became the basis for the idea of a new approach to the characterization of the phenomenon of university science in the national innovation system. The proposed characteristic differs from the previously considered ones by the introduction of digital technologies in the scientific and educational process of the university as new types of training and scientific activities of students, implemented in scientific research, with the subsequent transfer of results to the national innovation system. Recommendations for improving the mechanism of integration of university science into the national innovation system are presented, which are characterized by the use of a cluster approach to the interaction of universities in the region, which ensures an increase in the effectiveness of social partnership.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В НАЦИОНАЛЬНУЮ ИННОВАЦИОННУЮ СИСТЕМУ»

GS4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^D

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11234 ЕВДОКИМОВА Анастасия Игоревна,

Доцент кафедры педагогики, образовательных технологий

и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «СГМУ имени В.И. Разумовского», e-mail: anastacia.evdokimowa@yandex.ru

ЕВДОКИМОВ Николай Анатольевич,

Доцент кафедры педагогики, образовательных технологий

и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «СГМУ имени В.И. Разумовского», e-mail: nikolayevdokimov@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В НАЦИОНАЛЬНУЮ ИННОВАЦИОННУЮ СИСТЕМУ

Аннотация. В статье рассматривается нормативно-правовое обеспечение сетевой формы реализации образовательных программ, ставшее обоснованием идеи нового подхода к характеристике феномена вузовской науки в национальной инновационной системе. Предложенная характеристика отличается от ранее рассмотренных внедрением цифровых технологий в научно-образовательный процесс вуза как новых видов обучения и научной деятельности обучающихся, реализующийся в научных исследованиях, с последующим трансфером результатов в национальную инновационную систему. Приведены рекомендации по совершенствованию механизма интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему, отличающиеся применением кластерного подхода к взаимодействию вузов региона, обеспечивающего повышение эффективности социального партнёрства.

Ключевые слова: высшее образование, высшее медицинское образование, национальная инновационная система, инновации, интеграция, качество образования, информационные технологии, технологии дистанционного обучения, самостоятельная работа обучающихся, педагогика.

EVDOKIMOVA Anastasia Igorevna,

Associate Professor of the Department of pedagogy, educational technologies and professional communication Of the «SSMU named V.I. Razumovsky»

EVDOKIMOV Nikolay Anatolyevich,

Associate Professor of the Department of pedagogy,

educational technologies and professional communication Of the «SSMU named V.I. Razumovsky»

PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE INTEGRATION OF UNIVERSITY SCIENCE INTO THE NATIONAL INNOVATION SYSTEM

Annotation. The article deals with the regulatory and legal support of the network form of implementation of educational programs, which became the basis for the idea of a new approach to the characterization of the phenomenon of university science in the national innovation system. The proposed characteristic differs from the previously considered ones by the introduction of digital technologies in the scientific and educational process of the university as new types of training and scientific activities of students, implemented in scientific research, with the subsequent transfer of results to the national innovation system. Recommendations for improving the mechanism of integration of university science into the national innovation system are presented, which are characterized by the use of a cluster approach to the interaction of universities in the region, which ensures an increase in the effectiveness of social partnership.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

Key words: higher education, higher medical education, national innovation system, innovation, integration, quality of education, information technologies, distance learning technologies, independent work of students, pedagogy.

С 2021 года вступают в силу поправки к ст. 15 Федерального закона № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020): «Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций» [26]. Также отмечается, что в данном виде взаимодействия могут «участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе» [26]. Следует отметить - в медицинском образовании развивается концепция непрерывности образования, что возможно реализовать достаточно эффективно в сетевой форме взаимодействия [14].

Представленные выше нововведения расширяют исследовательские поля в межвузовском взаимодействии участников образовательного процесса, которые совместными усилиями развивают потенциал вузовской науки. Данная идея рассматривается в настоящей статье в контексте реализации возможностей педагогических аспектов интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему (далее - НИС). С одной стороны, развитие вузовской науки имеет своей целью не только внутирвузовское значение, но и укрепление экономического сектора нашей страны, выходя за пределы Alma Mater. С другого ракурса применение в вузах инноваций реализуется в научной деятельности обучающихся и преподавателей [13; 15], что впоследствии переносится в экономику государства, способствуя переходу отечественной системы образования нашей страны на более высокий конкурентоспособный уровень.

В этой связи авторы убеждены, что именно трансфер научных достижений из вуза в сетевом взаимодействии в НИС способствует развитию государства, в целом. Также следует учесть воз-

растающую, на сегодняшний день, роль высших учебных заведений в качестве субъектов НИС. В данном аспекте инновационность экономики берёт своё начало из «производства знаний», и в этой связи её развитие напрямую зависит от развития всей системы образования, в целом, но, в особенности, от высшего образования, поскольку именно оно является «кузницей научных кадров». По этой причине вузы играют роль региональных центров инновационной активности научного сектора экономики всей страны.

Реализуя функцию воспроизводства научно-технического, интеллектуального и кадрового потенциала, необходимого для сознания инновационной продукции, формируя инновационную культуру участников педагогического процесса, организации высшего образования составляют важнейшую частью НИС на региональном и федеральном уровнях. Среди общего перечня российских вузов следует выделить медицинские университеты и институты, деятельность которых направлена не только на преумножение знаний в рассматриваемой системе, но и на сохранение народонаселения. Особенно остро встаёт вопрос о качественной подготовке современных специалистов, в целом, и выпускников медицинских вузов, в частности [6; 9].

В нашей стране начало формирования НИС связано с выходом в 2002 г. утвержденных Президентом РФ «Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологии на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» [21]. Проблема исследования сопряжена с сохраняющимся разрывом между высшей школой и наукой, что не способствует интеграции вузовской науки в НИС, замедляя развитие инновационного сектора экономики России. Исследователь И.Г. Дежина отмечает, что наука в российских вузах никогда не являлась их конкурентным преимуществом: «вузовская наука по многим параметрам еще не конкурентоспособна по сравнению с академической наукой, особенно, если оценивать результативность научных исследований по числу и качеству публикаций (их цитируемости), престижности журналов, издаваемых академическими научными организациями и вузами» [4]. В этой связи можно заключить что, интеграция вузовской науки в НИС сопряжена с определёнными сложностями, одной из которых следует выделить участников педагогического процесса вуза, как фактор реализации заданного научного вектора интеграции. Сама же интеграция может

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

рассматриваться как партнерство академических научных организаций и вузов.

В общепринятом виде НИС определяют как систему взаимосвязанных институтов, предназначенную для создания, хранения и передачи знаний (А.В. Кузнецов, Е.Л. Смольянова, Н.А. Серебрякова и другие). Контент-анализ позволяет выделить компонентный состав НИС, включающий в себя экономических агентов, ценности, нормы, систему прав. Основными факторами НИС выступают «государство, научно-образовательный инновационный комплекс, система организаций инфраструктурного обслуживания воспроизводства инвестиций, бизнес-структуры, институты рыночной инфраструктуры» [25].

Подходя к вопросу о механизме интеграции вузовской науки в НИС необходимо выделить рассмотренные ранее результаты исследований по этому вопросу [10; 11; 25; 27], которые позволяют сделать вывод о сложности данного интегратив-ного объединения, отличительной чертой которого выделяется ассоциация «самостоятельно развивающихся структурных и инфраструктурных объектов инновационного вуза как составных элементов его научно-образовательного пространства» [10]. Опираясь на уже изученные аспекты искомой интеграции (Ю.И. Коновалова, А.В. Кузнецов и другие), в нашей работе предлагается адаптированная модель системы индикаторов интеграции вузовской науки в НИС, которая представлена на рисунке № 1.

Риды (НПЙ1Ы

индикаторов интеграции

а ук а »

«Л книвашш»

Пнзиклтй^ ннтеграинн

ъл

1.Схриитакп приоритеты научны* нсепиаыннй УроБ?дь фондам етальньс тучны?: исследований

3. Уров?яь Ер!кл1дньп идучнъгс исследований.

4. Сэспяшк ыггервалапо-тншикхйй ёа^ы ф^эдш стальных

Я ПрИКЛЮТЬИ Кап-'ЧКЬС! ИССЛеЛСЫИт!.

^^Кншфтш я^мсааиммт мдзтвм.

А

■1'

. Образовательные продукты йешлкпго кластера. 1^Аттц—лггтмт типтвт с>С*стч*пр|( увСвоге проик«. 5. Структура н*прерывйото обрвквапяшп проакса. 4 Ь!адровьш потенциал мерщик кмю ьлагтера.

5. Вклкгчгшюсть мелплшскогс кластера е и крови н росс|[й;ки образовательное пргстранство.

6. Редпьти* ошш об[»»Н1Шьаей }ХЛуТн,

У

1. ИвпйЫщш 5 оораяшлшш.

2 1Й>тГН<М1ССЛ«1&НИЛКК0Й ;?7гтыьнктч

(^ЧЧаадШЬЕО!.

Организация и рттштатн&нкть орсщкса коннерцналн-миш! разработок. Втаидкгсвлзь науттао-оСратоьйггпьного процесса.

Рис. № 1. Модель системы индикаторов интеграции вузовской науки в НИС

Применяемый системный подход к представленной модели позволяет учитывать вклад каждого элемента приведённой системы, а также

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

учитывать взаимосвязь между основными её элементами. В результате взятых во внимание всех приведённых факторов возможно провести ана-

лиз показателей искомой интеграции, определив дополнительные резервы и возможности для реализации инновационных стратегий образовательных кластеров, как сложных структур, включающих образовательные организации, получающих возможность эффективного ресурсного распределения.

В обобщенном виде можно заключить, что вузовская наука на региональном уровне определенно усиливается взаимодействием вузов региона в рамках образовательных кластеров, обретая возможность реализации сетевого взаимодействия [7; 14], обеспечивающего эффективность социального партнёрства [5; 8; 23]. В этой связи поясним, что концептуальная авторская идея основана на принципе комплементарности новообразований в системе отечественной педагогики - как взаимосвязанных и взаимно дополняющих друг друга реформ, объединённых целью повышения качества образования населения РФ, создавая, при этом, дополнение и достройку всех участников образовательного процесса в виде образовательного кластера. Следует отметить и аксиологический аспект педагогического взаимодействия в образовательном кластере, как одного из базовых компонентов моральной устойчивости группы [2].

Также становится актуальным факт конкурентного преимущества в условиях функционирования участников образовательного кластера, находящихся в географической близости по отношению друг к другу. Одновременно обеспечивается повышенная скорость коммуникаций между его участниками, для которых имеется необходимость своевременного принятия важных решений [18], а также взаимного, дополняющего друг друга положительного прямого и косвенного влияния участников географического кластера.

В качестве перспективы принципа компле-ментарности в географических кластерах стоит указать возможности развития в его пределах научно-исследовательского сегмента, с привлечением внешних участников, обладающих большим опытом применения инновационных методов и средств [12; 13], а значит в перспективе и к расширению возможностей в научных разработках и исследованиях в области медицины и фармацевтики.

В этой связи предлагается характеристика феномена вузовской науки в НИС в которой вузы как фактор искомой интеграции имеют следующую характеристику - несмотря на то, что наука вуза не является первостепенной задачей высшего образования, возможно, что в сетевом взаимодействии в рамках государства и на межгосударственном уровне достигается перераспреде-

лением ресурсов [7; 14], которые используются более эффективно и способствует синергетиче-скому «выхлопу» научной составляющей вузовской науки.

Далее необходимо обозначить направление связи во взаимодействии вузовской науки и её интеграции в НИС. Одним из ключевых факторов, влияющих на реализацию инновационной политики, является степень развития инфраструктуры инновационной деятельности.

Согласно Постановлению о Федеральном законе от 23 декабря 1999 г. «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» термин «инновационная инфраструктура» определяется как «совокупность организаций, предоставляющих услуги по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса» [24].

В этой связи инновационная деятельность представляет собой процесс, «направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки» [1, с. 9].

Авторами предпринята попытка соединить представленную на рисунке № 1 модель системы индикаторов интеграции вузовской науки в НИС с основными элементами успешности искомой интеграции - результатами научно-образовательной деятельности участников образовательного процесса и их инновационной деятельностью. Авторами учтены разработанные А.В. Кузнецовым механизмы интеграции вузовской науки в НИС, отличительной чертой которых является объединение самостоятельно развивающихся структурных и инфраструктурных объектов инновационного вуза, как составных элементов его научно-образовательного пространства [11].

Также в исследовании применяется подход к развитию системы интеграционных механизмов, исходя из того, что соответствующие процессы имеют три измерения:

• уровневое,

• содержательное,

• субъектное [27].

Разработанная модель механизма интеграции вузовской науки в НИС представлена на рисунке № 2.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

Рис. № 2. Модель механизма интеграции вузовской науки в НИС

Функционирование представленной модели предполагает применение цифровых технологий обучения, которые не только способствуют реализации проекта «Образование 2030» [22], но и направлены на обеспечение повышения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке образовательных услуг за счет применения цифровых технологий в научном поле образовательного пространства [3; 16; 17; 19; 20; 28; 29].

В этой связи авторами уточнена характеристика феномена вузовской науки в НИС, отличающаяся от ранее рассмотренных внедрением цифровых технологий в образовательный и научный процесс вуза, как новых видов обучения и научной деятельности обучающихся, реализующегося в научных исследованиях, с последующим трансфером их результатов в НИС.

Вузы в качестве участников формирования регионального уровня НИС составляют в своём взаимодействии ресурсообменную систему, которая при сетевом взаимодействии поддерживает свои компоненты в реализации интеграции вузовской науки в НИС.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

Возможности вузов в авторской интерпретации в качестве участников формирования регионального уровня НИС, отличаются от ранее рассмотренных сетевым взаимодействием с эффективным ресурсным распределением между ними, в целях укрепления научной и образовательной их составляющих, с последующим трансфером вузовской науки в НИС. Разработаны рекомендации по совершенствованию механизма интеграции вузовской науки в НИС ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ имени В.И. Разумовского», отличающиеся применением кластерного подхода к взаимодействию вузов региона, обеспечивающего повышение эффективности социального партнёрства.

Предложены четыре основных рекомендуемых направления совершенствования технологий эффективности инновационной деятельности ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского», как важного элемента совершенствования механизма интеграции вузовской науки в НИС, связанных с реализацией проекта «Образование 2030»:

1. Повышение конкурентоспособности СГМУ на внутреннем и внешнем рынке образовательных услуг за счет применения цифровых технологий в научном поле образовательного пространства;

2. Совершенствование социальной коммуникации образовательного пространства СГМУ, связанной с эффективностью и адекватностью применения дистанционных форм обучения в образовательном процессе медицинских вузов, для трансфера учебной и научной информации, а также обеспечения обратной связи, оценивания, контроля;

3. Формирование «банка мотивационного инструментария к научной деятельности» у обучающихся, находящихся в дистанционной форме обучения;

4. Акцент на перспективы практического применения цифровых технологий для личностного роста обучающихся и преподавателей (все участники образовательного процесса должны получать возможности для саморазвития и самореализации, а не только для выполнения образовательных задач, что расширит область применения данного вида инновационных технологий, в том числе, и в научных разработках, которые могут интегрироваться в НИС).

В заключение отметим, что переход к рыночным отношениям обусловил повышение конкуренции на рынке образования. В свете этого становится актуальным анализ внутренних и внешних рисков, с которыми может столкнуться любой университет. С развитием цифровой экономики и распространением в Поволжском регионе частных высших учебных заведений отмечается рост конкуренции среди вузов, что обусловлено борьбой за привлечение наибольшего числа абитуриентов. Государственный вуз, в этом отношении, не является исключением, напротив, с учетом его статуса и ресурсных возможностей, конкурентная борьба становится более глобальной и приобретает международный или региональный характер. Рынок образования перестал быть только частью социальной системы, сегодня он вовлечен в достижение экономических задач государства. Инвестиции в рынок образования становятся залогом конкурентоспособности как отдельных компаний и предприятий на микроуровне, так и государства в целом. Особенно остро встаёт вопрос о качественной подготовке выпускников медицинских вузов, которые обеспечат в перспективе здоровье и сохранение нации.

Список литературы:

[1] Винокуров В.И. Основные термины и определения в сфере инноваций // Инновации. -2005. - № 4 (81). - С. 6-22.

[2] Габедава И.Б., Евдокимова А.И. Аксиологические аспекты профилактики аморального поведения обучающихся // Философия образования. - 2017. - № 1 (70). - С. 78-83.

[3] Гиль А.В., Морозов А.В. Дистанционное образование как тренд современного информационного сообщества // В сборнике: Весенние психолого-педагогические чтения // Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения почетного профессора АГУ А.Г. Буровой / Сост. И.А. Еремицкая. - Астрахань: АГУ, 2020. - С. 140143.

[4] Дежина И.Г. Развитие науки в российских вузах как новый приоритет государства // Sociology of Science and Technology. - 2011. - № 2. - С. 38-47.

[5] Евдокимова А.И., Волженский А.Г. К вопросу о воспитании социально-активной личности выпускника профессиональной школы // В сборнике: Профессиональное образование в условиях перехода на инновационный путь развития: проблемы и перспективы // Материалы международной научно-практической конференции: сборник научных статей / Под ред. Л.Б. Набатова, А.В. Черных. - Ульяновск, 2008. - С. 370-375.

[6] Евдокимова А.И., Евдокимов Н.А., Тань-чева И.В. Некоторые аспекты взаимодействия участников педагогического процесса в современном вузе // В сборнике: Автоматизация и управление в машино- и приборостроении. - Саратов, 2019. - С. 118-122.

[7] Евдокимова А.И., Евдокимов Н.А., Бычку-нова Е.Б. Сетевое взаимодействие образовательных организаций как педагогические инновации в области непрерывного экологического образования // Ученые записки ИУО РАО. - 2016. - № 4 (60). - С. 85-88.

[8] Жильцова Е.С., Журавлева Н.А., Евдокимова А.И., Евдокимов Н.А. Использование инновационных технологий в СГМУ имени В.И. Разумовского // В сборнике: Автоматизация и управление в машино- и приборостроении. - Саратов, 2019. - С. 112-114.

[9] Клоктунова Н.А. Социальные факторы формирования стратегий профессионализации студентов медицинского вуза: Автореф. дис... канд. социол. наук. - Волгоград, 2013. - 148 с.

[10] Коновалова Ю.И. Индикаторы механизма интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему // Управление инновациями: теория, методология, практика. - 2014.

- № 11. - С. 40-44.

[11] Кузнецов А.В. Механизмы интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему: Дисс. ... канд. эк. наук. - Воронеж, 2010.

- 221 с.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

[12] Морозов А.В. Дистанционное обучение и его обеспечение в системе современного образования в России // В сборнике: Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов // Материалы Международной научно-практической конференции. - Елец: ЕГУ, 2014. - С. 257-261.

[13] Морозов А.В. Инновационные образовательные технологии в системе высшего и послевузовского образования // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации // Материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием / Отв. редактор А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск, 2015. - С. 487-493.

[14] Морозов А.В. Особенности сетевого взаимодействия и электронного обучения в системе непрерывного образования // В сборнике: Электронное обучение в непрерывном образовании -2018 // V Международная научно-практическая конференция. - Ульяновск: УГТУ, 2018. - С. 249256.

[15] Морозов А.В. Психолого-педагогические особенности реализации инноваций в современной информационно-образовательной среде // В сборнике: Инновационные подходы в системе высшего профессионального образования // Материалы итоговой научно-практической конференции преподавателей и студентов / Под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. - Казань: АСО, 2015. - С. 256-261.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[16] Морозов А.В. Развитие цифровых технологий в сфере образования и вопросы их правового регулирования // В сборнике: Современные проблемы цифровой трансформации экономики, образования и государственного управления // Материалы Международной научно-практической конференции. - Махачкала: АЛЕФ, 2020. - С. 108112.

[17] Морозов А.В. Трансформация образовательного пространства в условиях цифровой экономики // В сборнике: Электронное обучение в непрерывном образовании 2019 // VI Международная научно-практическая конференция, посвященная памяти А.Н. Афанасьева. - Ульяновск, 2019. - С. 338-345.

[18] Морозов А.В. Управленческая психология. - М.: Академический Проект, 2008. - 288 с.

[19] Морозов А.В. Цифровые образовательные технологии в педагогической и управленческой деятельности в сфере современного образования // В сборнике: Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы // Материалы II международной научно-практической конференции. - Саратов: СГМУ, 2020. - С. 403-408.

[20] Морозов А.В., Терещенко А.Ю. Дистанционные образовательные технологии и их право-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

вое регулирование // Образование и право. - 2020.

- № 3. - С. 262-267.

[21] Основы политики Российской федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 30 марта 2002 г. № 576) // [Электронный ресурс]. URL: http:// base.garant. ru/12127915// (дата обращения: 19.09.2020)

[22] Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда» по Национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. // [Электронный ресурс]. URL: https://edu-frn.spb.ru/ files/iiMBxQ4cNH1BCsaWn2WqDgFinWeU3rVYpm O6sd33.pdf (дата обращения: 17.11.2020).

[23] Погорелая Е.М., Нечухраная Д.Ю., Кузьмин А.М., Евдокимов Н.А., Евдокимова А.И. Инклюзивное образование как концепт современной образовательной среды // В сборнике: Непрерывное образование в России: состояние и перспективы // Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, 2019. - С. 116-122.

[24] Постановление от 23.12.1999 № 535-СФ о Федеральном законе «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» [Электронный ресурс]. URL: http://http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=EXP&n=214040 #09141316472784304/ (дата обращения: 29.10.2020).

[25] Смольянова Е.Л., Серебрякова Н.А., Кузнецов А.В. Индикаторы интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему // Экономика и эффективность организации производства. - 2010. - № 13. - С. 46-53.

[26] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/499cc91fbe852d6839d4de3b1 73bb4953a33419c/ (дата обращения 24.11.2020)

[27] Цигляев В.А. Развитие механизмов интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему: Дисс. ... канд. эк. наук. - М., 2011. - 196 c.

[28] Bashkireva T., Bashkireva A., Morozov A., Tsvetkov S., Popov A. Problems of the formation of digital competence in the modern educational space // В сборнике: Journal of Physics: Conference Series. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2020. - C. 012130.

[29] Mukhametzyanova F.G., Morozov A.V., Khayrutdinov R.R., Fedorchuk Yu.M., Aminova R.R. Modern Development Strategy of Russian Education // International Journal of Higher Education. - 2020.

- Vol. 9. - No. 8. - Рр. 72-78.

Spisok literatury:

[1] Vinokurov V.I. Osnovnye terminy i opredele-niya v sfere innovacij // Innovacii. - 2005. - № 4 (81).

- S. 6-22.

[2] Gabedava I.B., Evdokimova A.I. Aksiolog-icheskie aspekty profilaktiki amoral'nogo povedeniya obuchayushchihsya // Filosofiya obrazovaniya. -2017. - № 1 (70). - S. 78-83.

[3] Gil' A.V., Morozov A.V. Distancionnoe obra-zovanie kak trend sovremennogo informacionnogo soobshchestva // V sbornike: Vesennie psiholo-go-pedagogicheskie chteniya // Materialy IV Mezhre-gional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvy-ashchennoj 90-letiyu so dnya rozhdeniya pochetnogo professora AGU A.G. Burovoj / Sost. I.A. Eremickaya.

- Astrahan': AGU, 2020. - S. 140-143.

[4] Dezhina I.G. Razvitie nauki v rossijskih vuzah kak novyj prioritet gosudarstva // Sociology of Science and Technology. - 2011. - № 2. - S. 38-47.

[5] Evdokimova A.I., Volzhenskij A.G. K voprosu o vospitanii social'no-aktivnoj lichnosti vypusknika professional'noj shkoly // V sbornike: Profession-al'noe obrazovanie v usloviyah perekhoda na innova-cionnyj put' razvitiya: problemy i perspektivy // Materi-aly mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: sbornik nauchnyh statej / Pod red. L.B. Naba-tova, A.V.Chernyx. - Ul'yanovsk, 2008. - S. 370-375.

[6] Evdokimova A.I., Evdokimov N.A., Tan'cheva I.V. Nekotorye aspekty vzaimodejstviya uchastnikov pedagogicheskogo processa v sovremennom vuze //

V sbornike: Avtomatizaciya i upravlenie v mashino- i priborostroenii. - Saratov, 2019. - S. 118-122.

[7] Evdokimova A.I., Evdokimov N.A., Bychku-nova E.B. Setevoe vzaimodejstvie obrazovatel'nyh organizacij kak pedagogicheskie innovacii v oblasti nepreryvnogo ekologicheskogo obrazovaniya // Uchenye zapiski IUO RAO. - 2016. - № 4 (60). - S. 85-88.

[8] Zhil'cova E.S., Zhuravleva N.A., Evdokimova A.I., Evdokimov N.A. Ispol'zovanie innovacion-nyh tekhnologij v SGMU imeni V.I. Razumovskogo //

V sbornike: Avtomatizaciya i upravlenie v mashino- i priborostroenii. - Saratov, 2019. - S. 112-114.

[9] Kloktunova N.A. Social'nye faktory formirovaniya strategij professionalizacii studentov medicinskogo vuza: Avtoref. dis... kand. sociol. nauk.

- Volgograd, 2013. - 148 s.

[10] Konovalova Yu.I. Indikatory mekhanizma integracii vuzovskoj nauki v nacional'nuyu innova-cionnuyu sistemu // Upravlenie innovaciyami: teoriya, metodologiya, praktika. - 2014. - № 11. - S. 40-44.

[11] Kuznecov A.V. Mekhanizmy integracii vuzovskoj nauki v nacional'nuyu innovacionnuyu sistemu: Diss. ... kand. ek. nauk. - Voronezh, 2010. -221 s.

[12] Morozov A.V. Distancionnoe obuchenie i ego obespechenie v sisteme sovremennogo obra-

zovaniya v Rossii // V sbornike: Informacionnye tekh-nologii v obespechenii federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov // Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Elec: EGU, 2014. - S. 257-261.

[13] Morozov A.V. Innovacionnye obrazova-tel'nye tekhnologii v sisteme vysshego i poslevu-zovskogo obrazovaniya // V sbornike: Aktual'nye problemy sovremennogo obrazovaniya: opyt i innovacii // Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii (zaochnoj) s mezhdunarodnym uchastiem / Otv. redaktor A.Yu. Nagornova. - Ul'yanovsk, 2015. - S. 487-493.

[14] Morozov A.V. Osobennosti setevogo vzaimodejstviya i elektronnogo obucheniya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya // V sbornike: Elektron-noe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii - 2018 //

V Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya kon-ferenciya. - Ul'yanovsk: UGTU, 2018. - S. 249-256.

[15] Morozov A.V. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti realizacii innovacij v sovremennoj infor-macionno-obrazovatel'noj srede // V sbornike: Innovacionnye podhody v sisteme vysshego profession-al'nogo obrazovaniya // Materialy itogovoj nauch-no-prakticheskoj konferencii prepodavatelej i studentov / Pod red. F.G. Muhametzyanovoj. - Kazan': ASO, 2015. - S. 256-261.

[16] Morozov A.V. Razvitie cifrovyh tekhnologij v sfere obrazovaniya i voprosy ih pravovogo reg-ulirovaniya // V sbornike: Sovremennye problemy cifrovoj transformacii ekonomiki, obrazovaniya i gosudarstvennogo upravleniya // Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -Mahachkala: ALEF, 2020. - S. 108-112.

[17] Morozov A.V. Transformaciya obrazova-tel'nogo prostranstva v usloviyah cifrovoj ekonomiki //

V sbornike: Elektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii 2019 // VI Mezhdunarodnaya nauch-no-prakticheskaya konferenciya, posvyashchennaya pamyati A.N.Afanas'eva. - Ul'yanovsk, 2019. - S. 338-345.

[18] Morozov A.V. Upravlencheskaya psi-hologiya. - M.: Akademicheskij Proekt, 2008. - 288 s.

[19] Morozov A.V. Cifrovye obrazovatel'nye tekhnologii v pedagogicheskoj i upravlencheskoj deyatel'nosti v sfere sovremennogo obrazovaniya //

V sbornike: Pedagogicheskoe vzaimodejstvie: voz-mozhnosti i perspektivy // Materialy II mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Saratov: SGMU, 2020. - S. 403-408.

[20] Morozov A.V., Tereshchenko A.Yu. Distan-cionnye obrazovatel'nye tekhnologii i ih pravovoe regulirovanie // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 3. - S. 262-267.

[21] Osnovy politiki Rossijskoj federacii v oblasti razvitiya nauki i tekhnologij na period do 2010 goda i dal'nejshuyu perspektivu (utv. Prezidentom RF 30

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

marta 2002 g. № 576) // [Elektronnyj resurs]. URL: http:// base.garant.ru/12127915// (data obrash-cheniya: 19.09.2020)

[22] Pasport federal'nogo proekta «Cifrovaya obrazovatel'naya sreda» po Nacional'nomu proektu «Obrazovanie» ot 07.12.2018 g. // [Elektronnyj resurs]. URL: https://edu-frn.spb.ru/fNes/iiMBxQ4cN-H1 BCsaWn2WqDgFinWeU3rVYpmO6sd33.pdf (data obrashcheniya: 17.11.2020).

[23] Pogorelaya E.M., Nechuhranaya D.Yu., Kuz'min A.M., Evdokimov N.A., Evdokimova A.I. Ink-lyuzivnoe obrazovanie kak koncept sovremennoj obrazovatel'noj sredy // V sbornike: Nepreryvnoe obrazovanie v Rossii: sostoyanie i perspektivy // Materialy dokladov Vserossijskoj nauchno-praktich-eskoj konferencii. - Rostov-na-Donu, 2019. - S. 116122.

[24] Postanovlenie ot 23.12.1999 № 535-SF o Federal'nom zakone «Ob innovacionnoj deyatel'nosti i o gosudarstvennoj innovacionnoj politike» [Elektronnyj resurs]. URL: http://http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=214040 #09141316472784304/ (data obrashcheniya: 29.10.2020).

[25] Smol'yanova E.L., Serebryakova N.A., Kuznecov A.V. Indikatory integracii vuzovskoj nauki v

nacional'nuyu innovacionnuyu sistemu // Ekonomika i effektivnost' organizacii proizvodstva. - 2010. - № 13. - S. 46-53.

[26] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 08.12.2020) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2021) // [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/499c-c91fbe852d6839d4de3b1 73bb4953a33419c/ (data obrashcheniya 24.11.2020)

[27] Ciglyaev V.A. Razvitie mekhanizmov integracii vuzovskoj nauki v nacional'nuyu innovacionnuyu sistemu: Diss. ... kand. ek. nauk. - M., 2011. -196 s.

[28] Bashkireva T., Bashkireva A., Morozov A., Tsvetkov S., Popov A. Problems of the formation of digital competence in the modern educational space // V sbornike: Journal of Physics: Conference Series. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2020. - S. 012130.

[29] Mukhametzyanova F.G., Morozov A.V., Khayrutdinov R.R., Fedorchuk Yu.M., Aminova R.R. Modern Development Strategy of Russian Education // International Journal of Higher Education. - 2020. - Vol. 9. - No. 8. - S. 72-78.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

л_

4

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ПЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.