Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
489
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нормативно-правовое поле / российское программное обеспечение / цифровизация / российские системы управления базами данных / дистанционное обучение / гибридные формы / дистанционное образование / децентрализация / цифровые образовательные технологии / legal framework / Russian software / digitalization / Russian database management systems / distance learning / hybrid forms / distance education / decentralization / digital educational technologies

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Морозов Александр Владимирович, Самборская Любовь Николаевна

в статье рассматривается ряд проблемных вопросов, относящихся к сфере правового регулирования системы отечественного образования в современных условиях, обусловленных цифровизацией различных отраслей и направлений развития российского общества, в целом, и становлением цифрового образовательного пространства в России, в частности; авторами предлагаются конкретные пути и меры для решения обозначенной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Морозов Александр Владимирович, Самборская Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION IN THE SPHERE OF DOMESTIC EDUCATION IN THE DIGITAL EDUCATIONAL SPACE

the article deals with a number of problematic issues related to the legal regulation of the national education system in modern conditions, due to the digitalization of various industries and areas of development of Russian society in General, and the formation of the digital educational space in Russia, in particular; the authors propose specific ways and measures to solve this problem.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10948 МОРОЗОВ Александр Владимирович,

главный научный сотрудник НИЦ-2, ФКУ «НИИ ФСИН России» e-mail: doc_morozov@mail.ru

САМБОРСКАЯ Любовь Николаевна,

аспирант ФГБНУ «ИУО РАО», e-mail: lyubov.samborskaya@yandex.ru

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. в статье рассматривается ряд проблемных вопросов, относящихся к сфере правового регулирования системы отечественного образования в современных условиях, обусловленных цифровизацией различных отраслей и направлений развития российского общества, в целом, и становлением цифрового образовательного пространства в России, в частности; авторами предлагаются конкретные пути и меры для решения обозначенной проблемы.

Ключевые слова: нормативно-правовое поле, российское программное обеспечение, цифровизация, российские системы управления базами данных, дистанционное обучение, гибридные формы, дистанционное образование, децентрализация, цифровые образовательные технологии

MOROZOV Alexander Vladimirovich,

chief researcher of SIC-2, FSI «Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia»

SAMBORSKAYA Lyubov Nikolaevna,

post-graduate student, FSВSI «Institute of education management of the Russian Academy of education»

LEGAL REGULATION IN THE SPHERE OF DOMESTIC EDUCATION IN THE DIGITAL EDUCATIONAL SPACE

Annotation. the article deals with a number of problematic issues related to the legal regulation of the national education system in modern conditions, due to the digitalization of various industries and areas of development of Russian society in General, and the formation of the digital educational space in Russia, in particular; the authors propose specific ways and measures to solve this problem.

Key words: legal framework, Russian software, digitalization, Russian database management systems, distance learning, hybrid forms, distance education, decentralization, digital educational technologies

Стремительно изменяющиеся условия жизни, развитие техники и технологий, происходящие социальные изменения и общемировой кризис предъявляют новые требования - критерии успешной адаптации общества к новой среде. Появление гибридных ресурсов и сервисов, как необходимого шага адаптации к изменениям, определяет тренд на цифровизацию общества и процессов в нём происходящих.

История убедительно показывает, что любые изменения достаточно сложно воспринимаются обществом. Необходимость сосредотачиваться на непривычных действиях вызывает дискомфорт, до наступления определённой фазы адаптации и формирования привычного опыта. Общемировая ситуация, сложившиеся условия гибридно-цифровой среды, жизненная необходимость и приобретённый опыт формируют предпосылки для интеграции изменений в жизнь, становясь

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

важным элементом трансформации общественного потребления, начинают жить в пространстве страны.

Ситуация пандемии резко изменила привычные условия жизни, которые не только не укладываются в уже определённым образом сложившиеся общепринятые социально-психологическое и культурно-общественные рамки, но и выходят за их пределы, показывая несостоятельность нормативно-правового поля Российской Федерации в обеспечении нормативно-правовой базы управления изменениями, происходящими, в том числе, и в сфере отечественного образования:

• с одной стороны, специфика формирования нормативно-правового поля не предполагает опережающее инновации нормотворчество (это обусловлено необходимостью глубокого понимания изменений и их продуктов, нуждающихся в правовом статусе и всестороннем анализе взаимосвязей новых нормативных документов с уже имеющейся правовой базой);

• с другой стороны, изменения, ставшие инновациями, не могут развиваться вне сформированного нормативно-правового поля, в котором определяются нормы и правила подготовки кадров для новых условий, критерии необходимой инфраструктуры, технологий, государственного управления и комплексной безопасности: геополитической, правовой, экономической, информационной и технической.

Сложность всего происходящего усугубляется скоростью изменений, технологической незрелостью, общественной резистентностью к инновациям, что создаёт дополнительные предпосылки для проявлений социального негатива на любые процессы трансформации в правовом поле [10].

К таким изменениям можно отнести экстренную организацию дистанционного обучения в Российской Федерации в связи с общемировой ситуацией пандемии. Невзирая на ранее обозначенные и принятые на государственном уровне национальные проекты, а также вполне конкретные сроки их реализации, пандемия показала отсутствие готовности всех образовательных структур и систем к полному переходу на дистанционное обучение. К числу важных элементов, оказавших влияние на выявленное в ходе «первой волны» эпидемии коронавируса COVID-19 состояние неподготовленности к подобным вызовам со стороны сферы отечественного образования, необходимо отнести и вполне определённые «пробелы» в правовом поле, характеризующиеся отсутствием целого ряда правовых положений, относительно правового статуса субъектов обра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

зовательных отношений в условиях дистанционной формы обучения и получения образования и др.

Ситуация неадекватности правового регулирования дистанционной формы получения образования и дистанционной формы обучения осложнила апробацию и практическое применение отечественных инновационных технологий в сфере образования [1; 7], сделав крайне затруднённым официальное представление результатов апробации инновационных решений, в силу несформи-рованности понятийной базы, отсутствия законов, регулирующих механизмы формирования и использования цифровой образовательной среды, установления единых требований к порядку организации и осуществления образовательной деятельности в формате онлайн, верификации пользователей и контента, идентификации и правового статуса всех субъектов образовательного процесса, документам, подтверждающим освоение образовательной программы в дистанционной форме получения образования и дистанционной форме обучения.

Поиск путей урегулирования правовых положений и юридического статуса обозначенных нами выше аспектов сферы образования в новых условиях обучения и получения образования требует дополнительных научных исследований, которые помогут определить место нового явления в науке и обществе, определив базовую логику использования, что, в свою очередь, может прояснить основополагающие принципы отечественного образования в условиях цифрового образовательного пространства [15].

Определение и закрепление понятия и статуса цифровых технологий, применяемых в сфере образования, необходимо, в том числе, для приведения в соответствие терминологии посланий президента, национальных программ и законов, использующих разные базовые понятия, такие как: цифровая платформа, цифровые технологии, цифровая среда и цифровая экономика относительно понятия «электронное обучение» [2; 6; 8; 14; 15]. Исследование и поиск новых понятий даст устойчивую почву для верификации понятий в части унификации обозначенных выше дефиниций и создаст, тем самым, необходимые условия для разработки новых - цифровых образовательных методик.

В период перехода от электронных к цифровым ресурсам, контенту, технологиям, средствам, платформам необходимо сформировать правовые условия для эффективной трансформации сферы образования в условиях цифровой экономики, создав правовое поле для развития гибридных форм, которые помогут адаптировать и перевести привычные электронные ресурсы в формат,

отвечающий запросам современной цифровой экономики [6]. На наш взгляд, эти меры позволят поддержать и ускорить темп трансформации образовательного пространства [5], высвободив ресурсы на создание новых цифровых продуктов, не имеющих потенциала к трансформации, или являющихся абсолютно новыми.

В условиях пандемии перед сферой отечественного образования встал вопрос организации и проведения обучения в условиях, когда обучающиеся и их педагоги находятся дома. Имеющиеся в распоряжении образовательных организаций ресурсы позволили дать доступ к сценариям -аналогу презентаций Московской электронной школы (МЭШ), созданным учителями школ города Москвы, ресурсам Яндекса, позволяющим педагогам создавать задания с автоматической проверкой и предоставлять доступ обучающимся для прохождения этих заданий, а также к базе накопленных видео объяснений Яндекса, или Российской электронной школы (РЭШ).

Предоставление заданий обучающимся через ресурсы Яндекса с автоматической проверкой, или электронную почту, родительские чаты с обязательным ответом в виде прикреплённых файлов скана, или фото выполненных работ - не давало возможности обучающимся получать разъяснение новых тем. Это привело к использованию педагогами разного рода систем видеокон-ференцсвязи. Разрозненное использование сервисов, платформ и технологий, не рассчитанных на большое количество пользователей, и затянувшаяся изоляция вызвали дополнительное напряжение в социуме. Недовольство общества поиском форматов обучения и потенциальная возможность полного приостановления обучения - стало дилеммой для управленческих кадров сферы образования.

В настоящее время в образовательном пространстве используются зарубежные технологические платформы: Zoom, Microsoft Teams, Google, Skype и др. Указанные технологии позволяют организовать обучение в онлайн формате, вместе с тем, являются массовыми сервисами, которые предполагают использование одних и тех же серверов представителями разных стран, без учёта требований информационной безопасности [3], конфиденциальности, а также регламента пользовательских приоритетов.

Суть подхода к дистанционному образованию, предлагаемого зарубежными представителями, заключается в распределении серверных ресурсов пользователям в порядке очерёдности их подключений к серверу, что нередко приводит к проблемам: потере звука, искажению изображений и т.д., что, в свою очередь, способствует возникновению различных нарушений учебно-воспи-

тательного процесса, снижает мотивацию у субъектов образовательной деятельности, вызывает увеличение числа негативных отзывов и обращений со стороны родителей, педагогов и обучающихся.

Использование разрозненных технологических платформ в рамках одной школы, класса, отсутствие единых рекомендаций по организации подключения и процесса обучения как для педагогов, так и для обучающихся, невозможность влиять на качество работы и управлять зарубежными технологическими платформами - подорвали сформированный имидж системы образования в глазах обучающихся и их семей, привели к дополнительному усилению социального негатива.

Зарубежные платформы, технологии, сервисы и ресурсы предоставляют доступ к услугам посредством зарубежного программного обеспечения.

Россия с 2015 года взяла направление на формирование рынка российского программного обеспечения [9]. Этот факт подстегнул российских производителей выпускать конкурентоспособное программное обеспечение. Вместе с тем, производители зарубежного программного обеспечения пробиваются на российский рынок, лоббируя свои интересы, нередко противоречащие стратегии национальной безопасности России [4]. На таком конкурентном рынке малоизвестные российские разработчики испытывают ряд трудностей, которые можно нивелировать преференциями, дающими уверенность российским разработчикам в долгосрочной работе, что позволит разработать и внедрить в учебный процесс эффективное российское программное обеспечение.

Подтверждением важности использования российского программного обеспечения является согласованный с Президентом РФ В.В. Путиным закон об обязательной предустановке российского программного обеспечения (поисковые системы, навигаторы, антивирусные программы, платёжные системы, доступ к госуслугам и программам аудиовизуального сервиса, в том числе, программам I-го и II-го мультиплекса) на смартфоны, компьютеры и телевизоры с функцией Smart TV [12].

Формирование единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин (далее - ЭВМ) и баз данных - ещё один шаг в направлении расширения использования российского программного обеспечения и оказания государственной поддержки правообладателям, который, показывает заинтересованность государства в формировании рынка российского программного обеспечения [13].

Закон позволяет правительству устанавливать запрет на допуск товаров, работ, услуг, проис-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

ходящих из иностранных государств для участия в госзакупках, обязывая госзаказчика приобретать программные продукты, в первую очередь, из реестра российского программного обеспечения и баз данных. Если необходимых продуктов нет, требуется обоснование о невозможности соблюдать запрет, и о необходимости использовать зарубежное программное обеспечение.

Недостаточно проработанным, в правовом плане, моментом, в силу ряда обстоятельств, является то, что технические специалисты могут в равной степени обосновать необходимость любого программного обеспечения, как российского, так и зарубежного.

На сегодняшний день, нормативно-правовая база не имеет ясности в классификации российского программного обеспечения. Этот факт подкрепляется:

1. Порядком регистрации прав на программы ЭВМ в Роспатент;

2. Порядком вхождения в реестр российского программного обеспечения;

3. Отсутствием определения дефиниции «российское программное обеспечение»;

4. Юридической легитимностью использования зарубежных систем управления базами данных с открытым кодом по типу Му SQL, ClickHous и подобных.

С одной стороны, при наличии законов, связанных с формированием правовой базы в отношении российского программного обеспечения на сегодняшний день на этом поле ещё достаточно много «белых пятен», требующих серьёзной проработки, которая, по ряду причин, в настоящее время невозможна.

С другой стороны, российское программное обеспечение должно быть создано без участия зарубежных компонентов, но, при этом, регистрация прав на программы ЭВМ и попадания в реестр допускает использование зарубежных систем управления базами данных с открытым кодом, по типу Му SQL, ClickHous и подобных, что в определённой степени противоречит установленной правовой норме.

По нашему мнению, конкретными шагами на пути к решению обозначенной выше проблемы может стать:

5. использование российской образовательной технологии «Доступный Класс», официально зарегистрированной в Федеральном патентном ведомстве в 2017 году (успешная апробация технологии «Доступный Класс» проходит в образовательных организациях города Москвы с 2013 года) [11];

6. децентрализованный подход организации дистанционного обучения, суть которого заключается в том, что образовательные

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

организации самостоятельно определяют необходимый объём мощностей, осуществляют контроль и управление;

7. определение российского программного обеспечения, как российской программы для ЭВМ, работающей на российских системах управления базами данных, в том числе, российских систем управления базами данных, прошедших сертификацию ФСТЭК России (безусловно, при этом необходимо учесть сложности, связанные с критически малым числом российских систем управления базами данных, малоизвестных и не всегда хорошо зарекомендовавших себя в сравнении с зарубежными аналогами);

8. организация работы представителей профессионального сообщества российских психологов - конфликтологов и практических психологов, задачами которых станет не только ликвидации имеющегося негатива в обществе в отношении дистанционного образования, но и анализа, моделирования и проработки сценариев будущей ликвидации большего общественного негатива в случае невозможности, по различным причинам, использования зарубежного программного обеспечения, в том числе, по причине непредвиденного отключения доступа российским пользователям к зарубежному программному обеспечению иностранными собственниками этого программного обеспечения вследствие, например, очередных санкций, направленных против нашего государства;

9. в целях поддержки трансформации, в том числе, понятийного поля от электронного обучения до дистанционного обучения/образования и цифрового образования необходимо ввести понятие гибридных образовательных ресурсов, появляющихся в результате трансформации ресурсов, использовавшихся в электронном обучении,которые, по ряду причин, не стали цифровыми, но, в гибридном виде могут быть вполне пригодны для интеграции в цифровую среду.

Список литературы:

[1] Гиль А.В., Морозов А.В. Дистанционное образование как тренд современного информационного сообщества // В сборнике: Весенние психолого-педагогические чтения // Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения почетного профессора АГУ А.Г. Буровой / Сост. И.А. Еремицкая. - Астрахань: АГУ, 2020. - С. 140143.

[2] Заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам // [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/54983 (дата обращения 20.07.2020)

[3] Морозов А.В. Внедрение цифровых технологий: обеспечение информационной безопасности субъектов образовательного процесса // В сборнике: Проблемы эффективности и безопасности функционирования сложных технических и информационных систем. Часть 8 / Под общ. ред. Астапенко Ю.В., Романенко Ю.А. - Серпухов, 2019. - С. 89-92.

[4] Морозов А.В. Проблема национальной безопасности России в условиях цифровизации образовательного пространства // Профессиональное образование в современном мире. -2019. - Т. 9. - № 2. - С. 2663-2673.

[5] Морозов А.В. Трансформация образовательного пространства в условиях цифровой экономики // В сборнике: Электронное обучение в непрерывном образовании 2019 // VI Международная научно-практическая конференция, посвященная памяти А.Н.Афанасьева. - Ульяновск, 2019. - С. 338-345.

[6] Морозов А.В., Самборская Л.Н. Особенности электронного образования в условиях циф-ровизации // Управление образованием: теория и практика. - 2020. - № 2 (38). - С. 62-68.

[7] Морозов А.В., Терещенко А.Ю. Дистанционные образовательные технологии и их правовое регулирование // Образование и право. - 2020. - № 3. - С. 262-267.

[8] Паспорт национального проекта «Цифровая экономика» Российской Федерации // [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/ info/35568/ (дата обращения 10.08.2020)

[9] Приказ Минпромторга России № 242, Минкомсвязи России № 41 от 12.02.2015 «Об образовании Межведомственной рабочей группы по вопросам развития отечественного инженерного программного обеспечения» // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=EXP&n=631172& dst=100001#09746549704610787 (дата обращения 13.05.2020)

[10] Самборская Л.Н. Правовые аспекты информационного обеспечения управления в системе образования на примере модели «Цифровой профиль» // Педагогическое образование и наука. - 2015. - № 4. - С. 63-70.

[11] Самборская Л.Н., Морозов А.В. «Доступный Класс» как перспективная дистанционная образовательная технология XXI века // В сборнике: Модернизация образования: научные достижения, отечественный и зарубежный опыт // Материалы XXV Рязанских педагогических чтений: в 2

т. / под общ. ред. Л.А. Байковой, Н.В. Мартишиной, Л.И. Архаровой. - Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2018. Т. 1. - С. 273-280.

[12] Федеральный закон от 02.12.2019 № 425-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» // [Электронный ресурс] URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/44874 (дата обращения 09.06.2020)

[13] Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Статья 12.1. Особенности государственного регулирования в сфере использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных // [Электронный ресурс] URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения 22.03.2020)

[14] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) // Статья 17. Формы получения образования и формы обучения // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 02.09.2020)

[15] Morozov A.V., Kozlov ОА Information and communication technologies in modern digital educational environment // В сборнике: CEUR Workshop Proceedings. 2. Сер. «InnoCSE 2019 -Proceedings of the 2nd Workshop on Inovative Approaches in Computer Science within Higher Education». - 2019. - Vol. 2562. - Рр. 211-217.

Spisok literatury:

[1] Gil' A.V., Morozov A.V. Distancionnoe obra-zovanie kak trend sovremennogo informacionnogo soobshchestva // V sbornike: Vesennie psiholo-go-pedagogicheskie chteniya // Materialy IV Mezhre-gional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvy-ashchennoj 90-letiyu so dnya rozhdeniya pochetnogo professora AGU A.G. Burovoj / Sost. I.A. Eremickaya. - Astrahan': AGU, 2020. - S. 140-143.

[2] Zasedanie Soveta po strategicheskomu raz-vitiyu i prioritetnym proektam // [Elektronnyj resurs] URL: http://kremlin.ru/events/president/news/54983 (data obrashcheniya 20.07.2020)

[3] Morozov A.V. Vnedrenie cifrovyh tekhnologij: obespechenie informacionnoj bezopasnosti sub»ek-tov obrazovatel'nogo processa // V sbornike: Prob-lemy effektivnosti i bezopasnosti funkcionirovaniya slozhnyh tekhnicheskih i informacionnyh sistem. Chast' 8 / Pod obshch. red. Astapenko Yu.V., Roma-nenko Yu.A. - Serpuhov, 2019. - S. 89-92.

[4] Morozov A.V. Problema nacional'noj bezopasnosti Rossii v usloviyah cifrovizacii obrazova-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

tel'nogo prostranstva // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. - 2019. - T. 9. - № 2. - S. 2663-2673.

[5] Morozov A.V. Transformaciya obrazova-tel'nogo prostranstva v usloviyah cifrovoj ekonomiki // V sbornike: Elektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii 2019 // VI Mezhdunarodnaya nauch-no-prakticheskaya konferenciya, posvyashchennaya pamyati A.N.Afanas'eva. - Ul'yanovsk, 2019. - S. 338-345.

[6] Morozov A.V., Samborskaya L.N. Osoben-nosti elektronnogo obrazovaniya v usloviyah cifrovizacii // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. - 2020. - № 2 (38). - S. 62-68.

[7] Morozov A.V., Tereshchenko A.Yu. Distan-cionnye obrazovatel'nye tekhnologii i ih pravovoe regulirovanie // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 3. - S. 262-267.

[8] Pasport nacional'nogo proekta «Cifrovaya ekonomika» Rossijskoj Federacii // [Elektronnyj resurs] URL: http://government.ru/info/35568/ (data obrashcheniya 10.08.2020)

[9] Prikaz Minpromtorga Rossii № 242, Minkomsvyazi Rossii № 41 ot 12.02.2015 «Ob obrazovanii Mezhvedomstvennoj rabochej gruppy po voprosam razvitiya otechestvennogo inzhenernogo programmnogo obespecheniya» // [Elektronnyj resurs] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=EXP&n=631172& dst=100001#09746549704610787 (data obrashcheniya 13.05.2020)

[10] Samborskaya L.N. Pravovye aspekty infor-macionnogo obespecheniya upravleniya v sisteme obrazovaniya na primere modeli «Cifrovoj profil'» // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2015. - № 4. - S. 63-70.

[11] Samborskaya L.N., Morozov A.V. «Dos-tupnyj Klass» kak perspektivnaya distancionnaya

obrazovatel'naya tekhnologiya XXI veka // V sbornike: Modernizaciya obrazovaniya: nauchnye dostizheniya, otechestvennyj i zarubezhnyj opyt // Materialy XXV Ryazanskih pedagogicheskih chtenij: v 2 t. / pod obshch. red. L.A. Bajkovoj, N.V. Martishinoj, L.I. Arharovoj. - Ryazan': Ryaz. gos. un-t im. S.A. Esenina, 2018. T. 1. - S. 273-280.

[12] Federal'nyj zakon ot 02.12.2019 № 425-FZ «O vnesenii izmeneniya v stat'yu 4 Zakona Rossijskoj Federacii «O zashchite prav potrebitelej» // [Elektronnyj resurs] URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/44874 (data obrashcheniya 09.06.2020)

[13] Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ «Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii» // Stat'ya 12.1. Osobennosti gosudarstvennogo regulirovaniya v sfere ispol'zovaniya rossijskih programm dlya elektronnyh vychislitel'nyh mashin i baz dannyh // [Elektronnyj resurs] URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_61798/ (data obrashcheniya 22.03.2020)

[14] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 31.07.2020) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2020) // Stat'ya 17. Formy polucheniya obrazovaniya i formy obucheniya // [Elektronnyj resurs] URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya 02.09.2020)

[15] Morozov A.V., Kozlov O.A. Information and communication technologies in modern digital educational environment // V sbornike: CEUR Workshop Proceedings. 2. Ser. «InnoCSE 2019 - Proceedings of the 2nd Workshop on Inovative Approaches in Computer Science within Higher Education». - 2019. - Vol. 2562. - Rr. 211-217.

ЮРКОМПАНИ

^ www.law-books.ru

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-ЫЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

f

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.