Научная статья на тему 'От информатизации к цифровизации образовательного процесса'

От информатизации к цифровизации образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
705
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATIZATION / EDUCATION / DIGITALIZATION / GLOBAL INFORMATION SPACE / INTEGRATION / TELECOMMUNICATIONS / INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES / DIGITAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гиль Анастасия Васильевна, Морозов Александр Владимирович

В статье рассматриваются вопросы, обусловленные проблемой исследования процесса становления и развития информатизации образования, ставшей основой для современного этапа цифровизации образовательного процесса; рассматривается сущность основных дефиниций информатизации и информационного общества, проведен аналитический обзор литературных источников по вопросу истории информатизации образования, а также нормативно-правовой базы цифровизации образования; особое внимание уделено рассмотрению современных тенденций развития цифрового образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM INFORMATIZATION TO DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article discusses issues arising from research into the process of formation and development of Informatization of education, which became the basis for the current stage of digitization of the educational process; the essence of the basic definitions of Informatization and information society, conducted an analytical survey of the literature on the history of Informatization of education, as well as the regulatory framework digitalization of education; special attention is given to consideration of modern trends in the development of digital education

Текст научной работы на тему «От информатизации к цифровизации образовательного процесса»

gs4 управление образованием ^d

ГИЛЬ Анастасия Васильевна,

начальник отдела маркетинга, внедрения и сопровождения программных средств, ООО «Центр информационных технологий Аверс»

e-mail: gil-a@mail.ru

МОРОЗОВ Александр Владимирович,

главный научный сотрудник НИЦ-2, ФКУ «НИИ ФСИН России» e-mail: doc_morozov@mail.ru

ОТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ К ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, обусловленные проблемой исследования процесса становления и развития информатизации образования, ставшей основой для современного этапа цифровизации образовательного процесса; рассматривается сущность основных дефиниций информатизации и информационного общества, проведен аналитический обзор литературных источников по вопросу истории информатизации образования, а также нормативно-правовой базы цифровизации образования; особое внимание уделено рассмотрению современных тенденций развития цифрового образования.

Ключевые слова: информатизация, образование, цифровизация, глобальное информационное пространство, интеграция, телекоммуникации, информационные и телекоммуникационные технологии, цифровое общество.

GIL Anastasia Vasil'evna,

head of marketing, implementation and maintenance of software tools, AVERS information technology Center, LLC

MOROZOVAlexander Vladimirovich,

chief researcher of SIC-2, Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

FROM INFORMATIZATION TO DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Annotation. The article discusses issues arising from research into the process of formation and development of Informatization of education, which became the basis for the current stage of digitization of the educational process; the essence of the basic definitions of Informatization and information society, conducted an analytical survey of the literature on the history of Informatization of education, as well as the regulatory framework digitalization of education; special attention is given to consideration of modern trends in the development of digital education.

Key words: Informatization, education, digitalization, global information space, integration, telecommunications, information and telecommunication technologies, digital society.

Становление современных технологий, обусловленных переходным периодом от информатизации к цифровизации, ведёт к качественным переменам в таком аспекте, как информационная среда образования и открывает новые пути для реформирования

социума, в целом. В первую очередь перемены отражаются в образовательной системе государства. Поэтому в наше время крайне актуальны исследования, направленные, прежде всего, на определение роли и значения педагогики как науки, в сложившихся условиях, когда информа-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

ционные и телекоммуникационные технологии, занимающие важное место в жизни и каждого человека в отдельности, и социума в целом, постепенно заменяются более современными -цифровыми технологиями.

За последние десятилетия информационные технологии пережили период бурного роста и развития, равно как и информационное пространство в целом. На сегодняшний день персональные компьютеры (далее - ПК) точно так же, как и вся сопутствующая техника, называемая гадже-тами, настолько прочно интегрировались в жизнь общества практически во всех аспектах и проявлениях, что жизнь социума без них уже практически не представляется возможной и полноценной. В системе современного образования указанные нами выше технологии стали также одной из неотъемлемых составляющих, гармонично вошедших в учебно-воспитательный процесс. Современные информационные процессы становятся своеобразными «точками роста» в системе совершенствования образования.

Развитию информатизации образования посвящено значительное количество публикаций, среди которых следует выделить исследования таких ученых, как Д. Белл, В.П. Беспалько, В.Л. Иноземцев, И.Ш. Мухаметзянов, И.В. Роберт, Э. Тоффлер, А.И. Федоров, Е.А. Ходырева, О. Цзян Юй и др. [1-3; 12; 14; 17-19].

Образование имеет значительное влияние на все стороны жизни и деятельности страны, социума, человеческой цивилизации в целом. В условиях современной научно-технической и информационной революции образование функционирует как сложный социально-экономический организм, который играет важную роль в прогрессе человечества. Оно является одной из важных отраслей трудовой и познавательной жизнедеятельности.

В современных условиях инновационные процессы в сфере образования направлены на формирование не просто носителя знаний, а, в первую очередь, творческой личности [6], умеющей применять полученные знания и умения, работать с информацией для успешной деятельности в любой сфере жизни информационного общества.

Так, еще в 1986 г. Д. Белл отмечал, что в новом веке решающее значение для экономической и социальной жизни, способов производства знания, а также характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового социального устройства, основанного на телекоммуникациях. Д. Белл выделил основные аспекты информационного общества, которые наиболее важны для понимания телекоммуникационной революции:

• переход от постиндустриального к сервисному обществу;

• решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических новаций;

• преобразование «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений [1].

По словам Э. Тоффлера, человечество находится сейчас (речь идёт о середине 80-х годов прошлого века. - А.М.) на «третьей волне» - фазе информационно-технологического общества, основным ресурсом которого является уже не капитал, а информация и технология [14].

В публикациях отечественного исследователя В.Л. Иноземцева, изданных в самом начале XXI в., отмечается, что основными ресурсами информационного общества становятся не труд и капитал, а знания и информация. При этом автор подчеркивает, что главная роль информации заключается в том, что она расширяет возможности человеческого интеллекта и, таким образом, вооружает человека средствами, позволяющими делать рациональный выбор [3].

А.И. Федоров выделяет три основных этапа информатизации образовательных процессов:

Первый этап - электронизация (конец 50-х -начало 70-х гг. XX в.), который условно делится автором на два периода. В первый период (в конце 50-х - начале 60-х гг.) происходило активное внедрение электронных средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов технических специальностей. В течение второго периода (конец 60-х - начало 70-х гг.) происходило обучение студентов гуманитарных специальностей основам программирования и элементам математического моделирования на ЭВМ.

Второй этап - компьютеризация (середина 70-х - конец 90-х гг.), для которого характерным является появление более мощных компьютеров с возможностью диалогового взаимодействия человека с компьютером. Как следствие, это привело к использованию компьютера в качестве мощного средства обучения (автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом).

Третий этап - информатизация (начало XXI в.). Данный этап отличается использованием мощных персональных компьютеров, информационных технологий, а также переосмыслением самого процесса информатизации и его социальных последствий [17].

Информационная среда в образовательной организации требует создания единой базы данных, с возможным редактированием таковых и многопользовательским режимом применения [4].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

Таковая становится и частью информационных сред на самых разных уровнях организации, и определённой моделью развития образования, в целом, т.к. образовательная организация занимается обучением, воспитанием и развитием подрастающего поколения.

Историческую последовательность развития информатизации системы образования в Российской Федерации и её постепенного замещения цифровизацией в последнее десятилетие можно представить следующим образом:

1) в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой Распоряжением Правительства РФ 17.11.2008 г. № 1662р (ред. от 28.09.2018), был представлен вектор развития дистанционного образования. Одной из главных задач было определено «расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в т.ч. дистанционного образования и медиаобразования, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий» [11].

Концепция должна была использоваться как руководство при производстве документов, планов и показателей деятельности органов исполнительной власти. Ввиду отсутствия конкретных шагов и законопроектов для реализации Концепции, а также возникшего финансового и экономического кризиса 2008 г., по состоянию на 2019 г., программа остаётся нереализованной:

2) в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании») ключевым положением, имеющим самое непосредственное отношение к теме нашей публикации, стала ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [16].

При этом необходимо отметить, что введение понятия «электронное обучение» на законодательном уровне произошло без общественного обсуждения и конкретного разъяснения: в чём принципиальная разница между «электронным обучением» и «дистанционными образовательными технологиями», или же: в каком соотношении необходимо использовать эти дефиниции?

В соответствии с разъяснением, подготовленном спустя почти год после вступления ФЗ «Об образовании» в законную силу, содержащемся в Письме Минобрнауки России от 09.10.2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании», «электронное обучение не требует взаимодействия обучающихся и педагогических работников» [9];

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

3) приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 был утверждён Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утративший силу с 1 октября 2017 г. в связи со вступлением в силу нового Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816. В этом приказе, в частности, разъяснялось, что «организации обязаны довести до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора... организация, которой обучающимся представлен такой документ, подтверждающий освоение им образовательной программы или её части в виде онлайн-курсов в иной организации, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, или зачитывает результат обучения в качестве результата промежуточной аттестации на основании данного документа» [10];

4) 7 мая 2018 г. на портале Кремля (kremlin. ru) был опубликован текст Указа Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который вступил в силу со дня его официального опубликования. Указ подписан «в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека» [15]. Правительству РФ поручено разработать (скорректировать) совместно с органами государственной власти субъектов РФ и представить до 1 октября 2018 г. для рассмотрения на заседании Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам национальные проекты (программы) по 12 направлениям, в т.ч. и по направлению «Образование».

Национальный проект «Образование» - это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач:

Первая - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Вторая - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой [8];

5) в соответствии с Национальным проектом «Образование» федеральный проект «Цифровая образовательная среда» предусматривает создание безопасной цифровой образовательной среды. Необходимо реализовать такую модель, которая позволит во всех школах создать профили «цифровых компетенций» для учеников и педагогов. Отчётность в школах полностью переведут в электронный вид в соответствии с Рекомендациями по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей (совместное Письмо Минобрнауки России № нт-664/08 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 269 от 16.05.2016 г.). Все образовательные организации обеспечат Интернетом, а на уроках будут использовать технологии виртуальной и дополненной реальности и «цифровых двойников» [13].

Хотя цифровизация образования развивается сегодня полным ходом, разрабатываются и реализуются направления, концепции и программы на разных уровнях (от федерального до уровня образовательной организации), по ряду направлений цифровизации образования заявленные результаты ещё не достигнуты в силу разных причин. Наиболее важными направлениями работы нам представляются:

• формирование и наполнение цифровой образовательной среды;

• разработка адекватной нормативно-правовой базы цифрового образования;

• разработка системы стандартизации и сертификации цифровых образовательных технологий;

• создание цифровой системы управления образованием;

• подготовка и переподготовка педагогических и управленческих кадров для системы образования в области внедрения и использования цифровых образовательных технологий.

На сегодняшний день активно развиваются библиотечно-информационные сети, учащиеся и педагоги получают возможность взаимодействия посредством цифровых ресурсов, а также могут работать как в специализированных информационных залах библиотек, так и пользоваться ими на удалённом доступе. Появляется возможность дистанционного повышения квалификации и самообразования педагогов, уровня их компетентности. Создаются образовательные и справочные WEB-центры в сети Интернет, сообщества педагогов, школьников и родителей, разрабатываются профильные мероприятия.

Мультимедийное моделирование позволяет не только интересно, но и более наглядно ознакомить учащихся с самыми разными тематическими аспектами по школьным предметам, таким, например, как физика или химия, что позволяет более широко визуально ознакомиться с темой урока и её составляющими.

В конце 2019 г. в ряде отечественных школьных организаций совершён переход на получение школьного расписания через QR-кодировку. Данный код активно применяется в школах и вузах для самых разных целей. В 2020 г. планируется введение школьных аттестатов электронного типа, вместе с таковыми, при необходимости, можно будет получить и бумажные копии аттестата. Резюмируя всё вышеизложенное, считаем необходимым акцентировать внимание на том, что сегодня, с учётом «четвёртой волны» индустриальной революции, уместно говорить о новой фазе информационно-технологического развития общества, основным ресурсом которого является уже не информация и соответственно не информационные и телекоммуникационные технологии, а «цифра».

Цифровое образование - это образование, которое, главным образом, функционирует за счёт цифровых технологий, т.е. электронных транзакций, которые реализуются путём использования Интернета. XXI век - это время больших преобразований, становления информационного общества, ускоренного внедрения инновационных образовательных технологий и сетевых связей [5]. Цифровизация образовательного пространства уже меняет традиционную систему образования в направлении формирования её нового качества. Это проявляется в следующем:

• увеличивается количество виртуальных образовательных платформ;

• один электронный ресурс может быть использован многократно для предоставления различных по содержанию образовательных услуг;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

• внедрение новых технологий в образовании и цифровых образовательных платформ, предоставляющих услуги и др.

В условиях цифрового общества информация превращается в общедоступный глобальный ресурс. Свидетельство тому - исторические факты:

• ежегодное снижение стоимости нового компьютера, начиная с 1995 г., составляет 19%;

• в последние 30 лет вычислительные мощности компьютеров удваиваются каждые 18 месяцев (сегодня их стоимость составляет лишь 1% от стоимости начала 1990-х годов);

• объём информации, курсирующий в сети Интернет, удваивается каждые 100 дней;

• скорость передачи коммуникаций быстро возрастает, тогда как стоимость снижается.

Если в 1980-х годах медные телефонные кабели имели способность передавать за одну секунду одну страницу информации, то сегодня тонковолоконный стеклянный кабель может передавать за то же время 1 млн страниц [19].

Таким образом, образование в информационном обществе как транслятор культуры выступает приоритетной ценностью [7]. Поскольку прогресс в информационном обществе определяется в значительной степени личностными факторами, то именно ценность личности должна стать отправной точкой и начальной предпосылкой организации современного образования. Объективное требование времени - модернизация образования - обусловлено необходимостью корреляции образования с современным уровнем знаний о мире и человеке, требованиями к современному образованному человеку, реалиям современного мира и культуры в цифровом обществе.

Детерминантами, определяющими качественное развитие цифрового образования, являются:

• налаживание горизонтальных и вертикальных связей между школами, факультетами, вузами, предприятиями, инвесторами;

• создание национальной образовательной платформы;

• мобилизация кадров;

• новые технологии мотивации к участию и формированию навыков цифровой и инновационной деятельности;

• обновление образовательной программы в направлении её цифровизации;

• интерес к инновационной культуре и проектам в системе образования;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

• развитие цифровой культуры и распространение духа инновационной деятельности;

• омоложение кадрового состава сферы образования, готового к изменениям в результате цифровизации экономики страны.

Список литературы:

[1] Белл Д. Социальные рамки информационного общества (Новая технократическая волна на Западе) / под ред. П.С. Гуревича. - М.: Прогресс, 1986. - 549 с.

[2] Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Изд-во МПСИ, 2008. - 352 с.

[3] Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. - М.: Логос, 2000. - 304 с.

[4] Молчанов С.В. Формирование современной информационно-образовательной среды: актуальные научные подходы к электронному обучению (краткий обзор наиболее интересных точек зрения) // Образование и право. - 2011. - № 7 (23).

- С. 69-74.

[5] Морозов А.В. Инновационные образовательные технологии в системе высшего и послевузовского образования // В сб.: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы науч.-практ. конф. (заочной) с междунар. участием / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. -Ульяновск, 2015. - С. 487-493.

[6] Морозов А.В. Креативность как основа инновационной активности и профессионализма современного руководителя // Психология в экономике и управлении. - 2014. - № 1. - С. 125-129.

[7] Морозов А.В., Никифорова Г.Г. Образование как непреходящая жизненная ценность и смысл человеческой жизни // В сб.: Постсоветское пространство - территория инноваций: 3-я Междунар. науч.-практ. конф.: доклады и сообщения.

- М.: МРСЭИ, 2016. - С. 150-154.

[8] Паспорт Национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]. URL: https://base. garant.ru/72192486/ (дата обращения: 28.09.2019).

[9] Письмо Минобрнауки России от 09.10.2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/ pismo-minobrnauki-rossii-ot-09102013-n-06-735/ (дата обращения: 11.09.2019).

[10] Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных про-

грамм» [Электронный ресурс]. URL: https://minjust. consultant.ru/ documents/36757 (дата обращения: 10.10.2019).

[11] Распоряжение Правительства РФ 17.11.2008 г. № 1662р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af0 9d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 14.08.2019).

[12] Роберт И.В., Мухаметзянов И.Ш., Кас-торнова В.А. Информационно-образовательное пространство. - М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2017. -92 с.

[13] Совместное Письмо Минобрнауки России № нт-664/08 и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации № 269 от 16.05.2016 г. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-n-nt-66408-obshcherossiiskogo-profsoiuza/ (дата обращения: 10.10.2019).

[14] Тоффлер Э. Будущее труда на Западе.

- М.: Прогресс, 1986. - 642 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[15] Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 17.09.2019).

[16] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/ 36698 (дата обращения: 24.09.2019).

[17] Федоров А.И. Современные проблемы и тенденции развития высшего профессионального образования: аспект информатизации // Человек. Спорт. Медицина. - 2005. - № 2. - С. 9-11.

[18] Ходырева Е.А. Инновационная деятельность в образовании: основные тенденции и приоритеты // Концепт. - 2016. - № S1. - С. 46-50.

[19] Yu Jiang. The Application of Educational Informatization in English Teaching // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. - 2018.

- Vol. 439. - Pp. 1-6.

Spisok literatury:

[1] Bell D. Social'nye ramki informacionnogo obshchestva (Novaya tekhnokraticheskaya volna na Zapade) / pod red. P.S. Gurevicha. - M.: Progress, 1986. - 549 s.

[2] Bespal'ko V.P. Obrazovanie i obuchenie s uchastiem komp'yuterov (pedagogika tret'ego tysyacheletiya). - M.: Izd-vo MPSI, 2008. - 352 s.

[3] Inozemcev V.L. Sovremennoe postindustrial'noe obshchestvo: priroda,

protivorechiya, perspektivy. - M.: Logos, 2000. - 304 s.

[4] Molchanov S.V. Formirovanie sovremennoj informacionno-obrazovatel'noj sredy: aktual'nye nauchnye podhody k elektronnomu obucheniyu (kratkij obzor naibolee interesnyh tochek zreniya) // Obrazovanie i pravo. - 2011. - № 7 (23). - S. 69-74.

[5] Morozov A.V. Innovacionnye obrazovatel'nye tekhnologii v sisteme vysshego i poslevuzovskogo obrazovaniya // V sb.: Aktual'nye problemy sovremennogo obrazovaniya: opyt i innovacii: materialy nauch.-prakt. konf. (zaochnoj) s mezhdunar. uchastiem / otv. red. A.Yu. Nagornova. - Ul'yanovsk, 2015. - S. 487-493.

[6] Morozov A.V. Kreativnost' kak osnova innovacionnoj aktivnosti i professionalizma sovremennogo rukovoditelya // Psihologiya v ekonomike i upravlenii. - 2014. - № 1. - S. 125-129.

[7] Morozov A.V., Nikiforova G.G. Obrazovanie kak neprekhodyashchaya zhiznennaya cennost' i smysl chelovecheskoj zhizni // V sb.: Postsovetskoe prostranstvo - territoriya innovacij: 3-ya Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: doklady i soobshcheniya. - M.: MRSEI, 2016. - S. 150-154.

[8] Pasport Nacional'nogo proekta «Obrazovanie» [Elektronnyj resurs]. URL: https:// base.garant.ru/72192486/ (data obrashcheniya: 28.09.2019).

[9] Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 09.10.2013 g. № 06-735 «O dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii» [Elektronnyj resurs]. URL: https:// legalacts.ru/doc/ pismo-minobrnauki-rossii-ot-09102013-n-06-735/ (data obrashcheniya: 11.09.2019).

[10] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 23.08.2017 g. № 816 «Ob utverzhdenii poryadka primeneniya organizaciyami, osushchestvlyayushchimi obrazovatel'nuyu deyatel'nost', elektronnogo obucheniya, distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij pri realizacii obrazovatel'nyh programm» [Elektronnyj resurs]. URL: https://minjust.consultant. ru/ documents/36757 (data obrashcheniya: 10.10.2019).

[11] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF 17.11.2008 g. № 1662r (red. ot 28.09.2018) «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya RF na period do 2020 goda» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c 7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (data obrashcheniya: 14.08.2019).

[12] Robert I.V., Muhametzyanov I.Sh., Kastornova V.A. Informacionno-obrazovatel'noe prostranstvo. - M.: FGBNU «IUO RAO», 2017. - 92 s.

[13] Sovmestnoe Pis'mo Minobrnauki Rossii № nt-664/08 i Profsoyuza rabotnikov narodnogo

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii № 269 ot 16.05.2016 g. [Elektronnyj resurs]. URL: https:// legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-n-nt-66408-obshcherossiiskogo-profsoiuza/ (data

obrashcheniya: 10.10.2019).

[14] Toffler E. Budushchee truda na Zapade. -M.: Progress, 1986. - 642 s.

[15] Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 g. № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» [Elektronnyj resurs]. URL: https://base. garant.ru/71937200/ (data obrashcheniya: 17.09.2019).

[16] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 26.07.2019) «Ob obrazovanii v Rossijskoj

Federacii» [Elektronnyj resurs]. URL: http://kremlin. ru/acts/bank/ 36698 (data obrashcheniya: 24.09.2019).

[17] Fedorov A.I. Sovremennye problemy i tendencii razvitiya vysshego professional'nogo obrazovaniya: aspekt informatizacii // Chelovek. Sport. Medicina. - 2005. - № 2. - S. 9-11.

[18] Hodyreva E.A. Innovacionnaya deyatel'nost' v obrazovanii: osnovnye tendencii i prioritety // Koncept. - 2016. - № S1. - S. 46-50.

[19] Yu Jiang. The Application of Educational Informatization in English Teaching // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. - 2018. - Vol. 439. - Pp. 1-6.

V.

ЮРКОМ ПАНИ

www. law-books, ru ^_

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ПЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.