Научная статья на тему 'Социально-психологическое благополучие педагога'

Социально-психологическое благополучие педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
благополучие педагога / информатизация образования / обучение / общество / развитие / социально-педагогические проблемы / показатели / учитель / well-being of the teacher / informatization of education / training / society / development / socio-pedagogical problems / indicators / teacher.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. А. Романова, Т. А. Тореева, Р. Р. Гасанова

Под влиянием информатизации образовательного процесса естественным путем происходит трансформация целей, задач и методов образования, что приводит к изменениям основных функций и ролей в деятельности педагога. Возникновение новых требований к профессиональной деятельности учителя ставит проблему социально-психологического благополучия педагога в современных условиях. В статье поднимаются вопросы, связанные с престижностью профессии педагога, социальным статусом современного учителя. Анализируется понятие социально-психологического благополучия педагога, раскрывается его содержание и значимость для эффективной образовательной деятельности. Приводятся результаты опроса, проведенного в 2019 году Общественной палатой Российской Федерации по развитию образования и науки с целью получения общественного мнения относительно статуса учителя в современном обществе. В работе показаны результаты собственного исследования, проведенного на базе факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова. В ходе исследования были выделены и проанализированы основные показатели социально-психологического благополучия педагогов: коммуникативный, личностный, когнитивный, организационный, социального восприятия. Полученные результаты соотносятся с задачами повышения социального статуса современного педагога, поставленными органами государственной власти. В заключении обозначаются основные актуальные проблемы в области социально-психологического благополучия педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е. А. Романова, Т. А. Тореева, Р. Р. Гасанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL WELFARE OF A PEDAGOGUE

Under the influence of informatization of the educational process, the transformation of goals, objectives and methods of education occurs naturally, which leads to changes in the basic functions and roles in the activities of the teacher. The emergence of new requirements for the professional activities of teachers poses the problem of socio-psychological well-being of the teacher in modern conditions. The article raises issues related to the prestige of the profession of a teacher, the social status of a modern teacher. The concept of the socio-psychological well-being of the teacher is analyzed, its content and significance for effective educational activities are revealed. The results of a survey conducted in 2019 by the Public Chamber of the Russian Federation on the development of education and science with the aim of obtain ing public opinion regarding the status of a teacher in modern society are presented. The paper presents the results of our own research conducted on the basis of the faculty of teacher education of the Lomonosov Moscow State University. In the course of the study, the main indicators of the socio-psychological well-being of teachers were identified and analyzed: communicative, personal, cognitive, organizational, social perception. The results obtained are correlated with the tasks set by state authorities to increase the social status of a modern teacher. In conclusion, the main urgent tasks in the field of socio-psychological well-being of teachers are identified.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическое благополучие педагога»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37

Е. А. Романова

Кандидат психологических наук, доцент кафедры истории и педагогики образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, г. Москва E-mail: romanova.fpo@ yandex.ru

Ekaterina A. Romanova

PhD (Psychology), Associate Professor of the Chair of Psychology, Lomonosov Moscow State University, Moscow State Institute of International Relations, Moscow, Russia

Т. А. Тореева

Кандидат философских наук, доцент кафедры истории и педагогики образования, ФГБОУ ВО

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕДАГОГА

Под влиянием информатизации образовательного процесса естественным путем происходит трансформация целей, задач и методов образования, что приводит к изменениям основных функций и ролей в деятельности педагога. Возникновение новых требований к профессиональной деятельности учителя ставит проблему социально-психологического благополучия педагога в современных условиях. В статье поднимаются вопросы, связанные с престижностью профессии педагога, социальным статусом современного учителя. Анализируется понятие социально-психологического благополучия педагога, раскрывается его содержание и значимость для эффективной образовательной деятельности. Приводятся результаты опроса, проведенного в 2019 году Общественной палатой Российской Федерации по развитию образования и науки с целью получения общественного мнения относительно статуса учителя в современном обществе. В работе показаны результаты собственного исследования, проведенного на базе факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова. В ходе исследования были выделены и проанализированы основные показатели социально-психологического благополучия педагогов: коммуникативный, личностный, когнитивный, организационный, социального восприятия. Полученные результаты соотносятся с задачами повышения социального статуса современного педагога, поставленными органами государственной власти. В заключении обозначаются основные актуальные проблемы

Как цитировать статью: Романова Е. А., Тореева Т. А., Гасанова Р. Р. Социально-психологическое благополучие педагога // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2, № 2 (64). С. 106-116.

в области социально-психологического благополучия педагогов.

Ключевые слова: благополучие педагога, информатизация образования, обучение, общество, развитие, социально-педагогические проблемы, показатели, учитель.

Социально-экономические перемены, характерные для эпохи нестабильности, выявляют новые виды рисков, связанные с сохранением устойчивости и целостности личности к быстроизменяющей-ся внешней среде, реализацей ее потребности в самоактуализации профессиональной деятельности. «Смена основных профессиональных ролей приводит к ситуации неопределенности и возрастанию профессиональных рисков» [4, с. 44]. А «отказаться от риска — значит отказаться от творчества», по словам А. С. Макаренко и в продолжение процитируем его же: «Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать?» [9, с. 292] К сожалению, до сих пор инструментальность и практичность теоретических знаний по педагогике и психологии, получаемых в педагогическом вузе, остаются невысокими. Хотя уже продекларирована необходимость и значимость психолого-педагогической направленности на государственном уровне. И на днях министр просвещения России Ольга Васильева призвала вернуть пятилетнее обучение в высшей школе, сообщив, что «педагогов в России нужно готовить по пятилетним программам специали-тета» [13].

Понятно, что присущие современной эпохе процессы информатизации затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. А информатизация образования как одно из ведущих направлений развития нового общества требует обеспечения

«Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, г. Москва E-mail: diogen04@yandex.ru

Tatyana A. Toreeva

PhD (Philosophy), Associate Professor of the Chair of Philosophy, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

Р. Р. Гасанова

Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры истории и педагогики образования, ФГБОУВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, г. Москва E-mail: renata_g@bk.ru

Renata R. Gasanova

PhD (Psychology), Associate Professor of the Chair of Psychology, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

инновационной методологией и практикой разработки, оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания в сфере образования. Под влиянием информатизации образовательного процесса естественно происходит трансформация целей, задач и методов образования, что приводит к изменениям основных функций и ролей в деятельности учителя.

Педагогам приходится взаимодействовать с учащимися, имеющими иные интересы, ценности и взгляды. Поэтому существенно новым элементом воспитательной работы педагога школы становится воспитание ответственности и культуры труда. Ведь «деятельность педагога включает в себя не только набор профессиональных знаний, навыков и компетенций, но и ценностные основания, гражданские и патриотические качества, социальную активность [11, с. 147]. А возникновение новых требований к профессиональной деятельности учителя ставит социально-психологическую проблему профессионального благополучия педагога в современных условиях.

Социально-психологическое благополучие педагога является основным фактором успешной реализации его профессиональной деятельности на протяжении всего творческого пути. Оно во многом складывается из субъективного ощущения готовности к педагогической деятельности в условиях нестабильности организационно-управленческой системы, методических требований и расширения функционала работы. Невозможность самореализации, творческого развития, отсутствие достойной оплаты труда ведет к снижению его мотивации, потере интереса и — как следствие — к профессиональному выгоранию. Однако еще на психологическое благополучие оказывает мощное влияние отношение общества к профессии педагога и восприятие самой профессии среди населения. В связи с этим имеются многочисленные исследования, свидетельствующие об эмоциональном выгорании у педагогов [8, с. 35; 7].

Современные исследователи отмечают, что «инновационные процессы в образовательных учреждениях предъявляют повышенные требования к профессионализму педагогов, с одной стороны, и их психологической устойчивости и адаптивности, с другой» [8, с. 37; 10]. Значит, для более эффективного применения и продвижения новых технологий необходимо включать профилактические мероприятия по снижению негативных последствий быстрого инновационного внедрения.

Подобные показатели могут быть следствием относительно низкого статуса профессии педагога среди других профессий, связанного с ошибочным мнением, что учителями становятся те личности, которые не смогли реализовать себя в других профессиях.

Проблемы низкого социального статуса современного учительства исследовались в работах В. А. Ильина, А. А. Шабуновой и Г. В. Леонидовой, где рассматривалось влияние неудовлетворительного экономического положения педагога на его социальное самочувствие [6, с. 43; 7]. В научных работах Г. Ф. Шафранова-Куцева выявлялось несоответствие между материальным положением и социальным статусом учительства в целом. По мнению автора, «учительство — это профессиональная группа, которая по характеру своего труда, выполняемым функциям, уровню образования относится к среднему классу, но в стратификационной структуре российского общества находится на низшей ступени из-за заработной платы» [16, с. 39-41].

Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования и науки 6 февраля 2019 года провела круглый стол на тему: «Подведение итогов опроса общественного мнения о статусе учителя в современном обществе». Опрос россиян проводился на сайте Общественной палаты РФ с 14-го по 25 января 2019 года. В нем приняли участие 1 667 респондентов, причем это была стихийная выборка, которая проводилась методом онлайн-анкетирования. Примерно половина опрошенных участников приходилась на села, деревни и малые города, вторая половина представляла крупные города. Были подведены два важных итога: 70% опрошенных оценили статус профессии учителя как низкий и 30% посчитали, что престиж профессии учителя в последнее время снизился. Правда, стоит отметить, что респонденты в возрасте от 18 до 25 лет определили престиж профессии учителя как средний.

Между тем участники опроса указали, что причина негативного профессионального поведения учителей связана с чрезмерной педагогической нагрузкой (1 160 респондентов). В частности, многие отметили недовольство большим количеством бумажной отчетности (1 089 респондентов). Однако, несмотря на то, что большинство учителей оценили свою работу как малооплачиваемую, оплата труда не является для современного педагога ведущим мотивом выбора профессии. Около половины респондентов выделяют в качестве главного критерия выбора профессии гарантированное и стабильное получение зарплаты. В ходе

проведенного опроса было выявлено, что в современном педагогическом сообществе существуют две позиции относительно престижа профессии педагога. Согласно первой позиции, профессия педагога является непристижной, согласно второй позиции, она обладает средней и даже высокой престижностью. В целом, главные причины возникновения у педагогов ощущения низкого статуса профессии связываются с высокими нагрузками, отсутствием свободного времени, социального признания профессии в обществе. Положительное влияние оказывают такие факторы, как «удовлетворенность выбором профессии», «удовлетворенность результатами своего труда» и «творческая самореализация, креативность, свобода от шаблонов в работе» [1; 12].

Падение социального статуса учителя связано с существующими неразрешенными противоречиями, характерными для современного информационного общества. В то время, когда изменился социальный запрос на требования и функции деятельности учителя, сами учителя зачастую воспринимают свою профессиональную идентичность в прежней ценностной системе координат, характерной для советской школы. В связи с этим поиск оснований самоидентификации профессиональной деятельности представляется необходимым для успешной реализации творческой деятельности и профессионального благополучия.

В рамках данного исследования стало интересным проанализировать основные показатели социально-психологического благополучия педагогов.

К основным показателям социально-психологического благополучия педагогов мы относим: коммуникативный показатель, включающий готовность и успешность взаимодействия педагога с педагогическим коллективом, родителями, администрацией школы; личностный, включающий в себя фактор стресса, мотивацию к деятельности, наличие соответствующих способностей, соответствие педагогической деятельности личностным качествам; анализ когнитивного показателя приобретает особо важное значение при высоких нагрузках на восприятие, внимание, память педагога; организационный показатель, включающий условия труда, заработную плату, оснащение школьных классов и преподавательских кабинетов, нормирование нагрузки, а также показатель социального восприятия, включающий возможность достичь социального признания и уважения определенного статуса профессии.

Исследование проводилось на базе факультета педагогического обра-

зования МГУ имени М. В. Ломоносова. Выборку исследования составили учителя московских школ, имеющие педагогический опыт работы от 1 года до 10 лет. Выбор контингента для исследования был обусловлен задачей отбора заинтересованных педагогов, желающих работать и развиваться в рамках педагогической профессиональной деятельности. В связи с этим опросы были проведены среди слушателей программы дополнительного образования по педагогической специальности. Всего в опросах участвовало 96 педагогов.

Анализ данных по коммуникативному показателю социально-психологического благополучия педагогов показывает, что больше половины опрошенных (67%) активно взаимодействуют с членами педагогического коллектива и администрацией школы. Регулярное взаимодействие с родителями учеников отмечают 43% опрошенных. Наличие коммуникативного взаимодействия между субъектами образовательного процесса отражается и на ощущении благополучия в коллективе, которое отмечают 57% педагогов.

Для анализа личностного показателя использовались ответы респондентов относительно мотивации к педагогической деятельности, стрессовых ситуаций, возможностей саморазвития в профессиональной деятельности. Так, 79% опрошенных отмечают высокую мотивацию к педагогической работе, 94% уверены в соответствии своей работы личностным качествам и способностям. Полученные данные являются подтверждением изначально поставленной задачи исследования заинтересованных в своей профессиональной деятельности педагогов. Практически все респонденты считают профессию школьного педагога требующей постоянного творчества и открывающей возможности для саморазвития. В то же время 66% опрошенных выделяют достаточно высокой показатель стресса в профессиональной деятельности и наличие регулярного эмоционального напряжения, что находит отражение в полученных данных по когнитивному показателю. Так, ухудшение памяти, концентрации и переключения внимания в процессе деятельности отмечают 43,3% опрошенных.

В рамках анализа ответов респондентов по вопросам, относящимся к организационному показателю, интерес представляют данные относительно информационно-технического оснащения школ, а также организации работы с информацией из интернет-источников. Примерно 75% опрошенных сообщают о наличии в школах информационных

технологий, в том числе и дистанционных средств обучения. Из них почти 90% самостоятельно осуществляют контроль и отбор информации из электронных источников, что свидетельствует об осознанной работе с потоком информации. Хорошую организацию труда и его условия, достойную заработную плату, техническое оснащение кабинетов отмечают 64% опрошенных. В то же время большой процент педагогов ощущают перегрузку в работе. Так, 72,4% отмечают переутомление в процессе деятельности.

Показатель социального восприятия в нашем исследовании складывался из представлений самих респондентов о значимости профессии для общества и о том, как их профессию воспринимают другие. 93% опрошенных респондентов убеждены, что профессия педагога является одной из важнейших, но из них только половина считает, что эта профессия может позволить достичь социального признания и уважения в обществе. И такая статистика свидетельствует о неуверенности и низком социальном статусе профессии педагога.

Полученные результаты соответствуют позиции органов власти в отношении формирования в обществе уважительного отношения к профессии педагога. В этой связи стоит отметить письмо от 20.01.2016 г. № НТ-62/15 о реализации программы «Повышение престижа профессии педагога"» Первого заместителя Минобрнауки России Н. В. Третьяк, в соответствии с которым были созданы видеоролики по социальным темам: «Учитель — больше, чем профессия!», «Говорите учителям „Спасибо"», «Учителя — гордость России» [2].

Также в закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании» внесен целый ряд поправок, направленных на «повышение престижа педагогического труда» [12]. Правовая защищенность, возможность регулярно повышать уровень психолого-педагогических компетенций являются, безусловно, важными факторами, влияющими на социальный статус работников образовательной сферы. «Право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года» прописано в Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 [12].

Положительно должен отразиться на благосостоянии педагогических работников переход на систему эффективных контрактов, в которой уровень зарплаты напрямую зависит от уровня компетентности и эффективности преподавания.

Далее, стоит отметить наметившуюся перспективу улучшения благосостояния учителей, связанную с Программой «Земский учитель», реализация которой начнется в 2020 году. О ней Владимир Путин сообщил в поручениях Послания к Федеральному Собранию, в которой обозначил, что «учителю, переехавшему в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, единоразово выплатят компенсацию в размере одного миллиона рублей» [15]. Участниками программы может стать каждый учитель, имеющий «соответствующую квалификацию, а также готовность переехать в населенный пункт сроком на 5 лет»,— сообщила директор Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Министерства просвещения Мария Хлопотных [3]. Также в октябре 2019 года вице-премьер РФ Татьяна Голикова сказала, что «российские регионы получат 3,6 млрд рублей из федерального бюджета на реализацию» этой программы [5].

Несмотря на ряд предпринимаемых позитивных государственных мер и наметившихся перспектив по улучшению социального благополучия педагогов, очевидным по-прежнему остается необходимость создания условий и решения задач в области:

- снижения фактора стресса и эмоционального напряжения в профессиональной деятельности;

- развития мотивации и возможностей саморазвития в профессии за счет снижения трудовой нагрузки (напр., большого количества бумажной отчетности);

- анализа и переосмысления педагогами своего опыта в сфере коммуникативного взаимодействия с субъектами образовательного процесса;

- культивирования педагогической деятельности как ценности, социального признания и уважения в обществе, используя накопленный практический международный опыт.

Литература

1. АржаныхЕ. В., Гуркина О. А., Хуснутдинова М. Р. Отношение российских педагогов к коммерциализации школьного образования. Результаты I этапа социологического исследования. М.: Циркон, 2015 // Циркон: исследовательская группа [Электронный ресурс]. URL: http://www.zircon. ru/upload/iblock/5e3/ Commercialization_of_school_education_re port1_2015.pdf (дата обращения: 10.03.2017).

2. Видеоролики, направленные на повышение социального статуса педагога // Комитет по образованию Псковской области [Электронный ресурс]. URL: http://edu.pskov.ru/press-centre/

news/477 (дата обращения: 10.11.2019).

3. В Рособрнадзоре ждут от педагогов предложений по совершенствованию ВПР // Газета педагогов [Электронный ресурс]. URL: https://gazeta-pedagogov.ru/category/news/news-mo (дата обращения: 10.11.2019).

4. Гасанова Р. Р., Романова Е. А. Современные роли преподавателя вуза // Перспективы науки. 2017. № 12 (99). С. 42-45.

5. Голикова: на реализацию программы «Земский учитель» регионам выделят 3,6 миллиарда рублей // Газета педагогов [Электронный ресурс]. URL: https://gazeta-pedagogov.ru/golikova-na-realizatsiyu-programmy-zemskij-uchitel-regionam-vydelyat-3-6-milliardov-rublej /(дата обращения: 10.11.2019).

6. Ильин В. А., Шабунова А. А., Леонидова Г. В. Социальное положение учительства в России // Социологические исследования. 2012. № 8. С. 123-133.

7. Леонидова Г. В. Профессиональная самоидентификация и самочувствие учителей в условиях продолжающихся реформ образования // Проблемы развития территории. 2017. № 6 (92) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-samoidentifikatsiya-i-samochuvstvie-uchiteley-v-usloviyah-prodolzhayuschihsya-reform-obrazovaniya (дата обращения:

27.08.2018).

8. Литвинова Е. Ю., Харченко М. А., Погодина А. В. Психологическое благополучие и эмоциональное выгорание педагогов образовательных комплексов на разных этапах инновационного процесса // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. М., 2018. С. 34-47.

9. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М.: Педагогика, 1981 [Электронный ресурс]. URL: https://andrienko.ucoz.ru/Pedagogy/Books/Makarenko _AS_Pedagogical_Poem.pdf (дата обращения:

10.11.2019).

10. Погодина А. В. Феномен эмоционального выгорания и организационная культура образовательных учреждений // Ученые записки РГСУ 2009. № 4. С. 170-175.

11. Попов Л. В., Розов Н. Х. Воспитательная деятельность в вузе: проблемы возрождения // Известия международной академии наук высшей школы. 2010. № 1. С. 139-152.

12. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174 (дата обращения: 10.11.2019).

13. Ольга Васильева призвала вернуть пятилетнее обучение в вузах для педагогов // Газета педагогов [Электронный ресурс]. URL: https://gazeta-pedagogov.ru/olga-vasileva-prizvala-vernut-pyatiletnee-obuchenie-v-vuzah-dlya-pedagogov (дата обращения: 10.11.2019).

14. Хуснутдинова М. Р. Социальный статус профессии учителя: самоопределение российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 4. C. 38-48.

15. Что произошло в российском образовании в 2019 году? // Газета педагогов [Электронный ресурс]. URL: https://gazeta-pedagogov.ru/chto-proizoshlo-v-rossijskom-obrazovanii-v-2019-godu/ (дата обращения: 10.11.2019).

16. Шафранов-Куцев Г. Ф. Модернизация российского профессионального образования: проблемы и перспективы: монография / рец. В. И. Загвязинский, Н. Г. Милованова. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2011. 296 с.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL WELFARE OF A PEDAGOGUE

Under the influence of informatization of the educational process, the transformation of goals, objectives and methods of education occurs naturally, which leads to changes in the basic functions and roles in the activities of the teacher. The emergence of new requirements for the professional activities of teachers poses the problem of socio-psychological well-being of the teacher in modern conditions. The article raises issues related to the prestige of the profession of a teacher, the social status of a modern teacher. The concept of the socio-psychological well-being of the teacher is analyzed, its content and significance for effective educational activities are revealed. The results of a survey conducted in 2019 by the Public Chamber of the Russian Federation on the development of education and science with the aim of obtain-

ing public opinion regarding the status of a teacher in modern society are presented. The paper presents the results of our own research conducted on the basis of the faculty of teacher education of the Lomonosov Moscow State University. In the course of the study, the main indicators of the socio-psychological well-being of teachers were identified and analyzed: communicative, personal, cognitive, organizational, social perception. The results obtained are correlated with the tasks set by state authorities to increase the social status of a modern teacher. In conclusion, the main urgent tasks in the field of socio-psychological well-being of teachers are identified.

Keywords: well-being of the teacher, informatization of education, training, society, development, socio-pedagogical problems, indicators, teacher.

References

• Arzhanyh E. V., Gurkina O. A., Husnutdinova M. R. Otnoshenie rossijskih pedagogov k kommer-cializacii shkol'nogo obrazovaniya. Rezul'taty I etapa sociologicheskogo issledovaniya. M.: Cirkon, 2015 // Cirkon: issledovatel'skaya gruppa [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.zircon.ru/upload/ iblock/5e3/ Commercialization_of_school_education_re port1_2015.pdf (data obrashcheniya: 10.03.2017). [In Rus].

• Chto proizoshlo v rossijskom obrazovanii v 2019 godu? // Gazeta pedagogov [Elektronnyj resurs]. URL: https://gazeta-pedagogov.ru/chto-proizoshlo-v-rossijskom-obrazovanii-v-2019-godu/ (data obrashcheniya: 10.11.2019). [In Rus].

• Gasanova R. R., Romanova E. A. Sovremennye roli prepodavatelya vuza // Perspektivy nauki. 2017. № 12 (99). S. 42-45. [In Rus].

• Golikova: na realizaciyu programmy «Zemskij uchitel'» regionam vydelyat 3,6 milliarda rublej // Gazeta pedagogov [Elektronnyj resurs]. URL: https://gazeta-pedagogov.ru/golikova-na-realizatsi-yu-programmy-zemskij-uchitel-regionam-vydelyat-3-6-milliardov-rublej / (data obrashcheniya: 10.11.2019). [In Rus].

• Husnutdinova M. R. Social'nyj status professii uchitelya: samoopredelenie rossijskih pedagogov // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2017. T. 22, № 4. C. 38-48. [In Rus].

• Il'in V. A., Shabunova A. A., Leonidova G. V. Social'noe polozhenie uchitel'stva v Rossii // Sociologicheskie issledovaniya. 2012. № 8. S. 123-133. [In Rus].

• Leonidova G. V. Professional'naya samoidentifikaciya i samochuvstvie uchitelej v usloviyah prodolzha-yushchihsya reform obrazovaniya // Problemy razvitiya territorii. 2017. № 6 (92) [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-samoidentifikatsiya-i-samochuvstvie-uchi-teley-v-usloviyah-prodolzhayuschihsya-reform-obrazovaniya (data obrashcheniya: 27.08.2018). [In Rus].

• Litvinova E. Yu., Harchenko M. A., Pogodina A. V. Psihologicheskoe blagopoluchie i emocional'noe vy-goranie pedagogov obrazovatel'nyh kompleksov na raznyh etapah innovacionnogo processa // Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Organizacionnaya psihologiya i psihologiya truda. M., 2018. S. 34-47. [In Rus].

• Makarenko A. S. Pedagogicheskaya poema. M.: Pedagogika, 1981 [Elektronnyj resurs]. URL: https://andrienko.ucoz.ru/Pedagogy/Books/Makarenko _AS_Pedagogical_Poem.pdf (data obrashcheniya: 10.11.2019). [In Rus].

• Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ // Konsul'tantPlyus [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (data obrashcheniya: 10.11.2019). [In Rus].

• Ol'ga Vasil'eva prizvala vernut' pyatiletnee obuchenie v vuzah dlya pedagogov // Gazeta pedagogov [Elektronnyj resurs]. URL: https://gazeta-pedagogov.ru/olga-vasileva-prizvala-vernut-pyatilet-nee-obuchenie-v-vuzah-dlya-pedagogov (data obrashcheniya: 10.11.2019). [In Rus].

• Pogodina A. V. Fenomen emocional'nogo vygoraniya i organizacionnaya kul'tura obrazovatel'nyh uchrezhdenij // Uchenye zapiski RGSU. 2009. № 4. S. 170-175. [In Rus].

• Popov L. V., Rozov N. H. Vospitatel'naya deyatel'nost' v vuze: problemy vozrozhdeniya // Izvestiya

mezhdunarodnoj akademii nauk vysshej shkoly. 2010. № 1. S. 139-152. [In Rus].

• Shafranov-Kucev G. F. Modernizaciya rossijskogo professional'nogo obrazovaniya: problemy i pers-pektivy: monografiya / rec. V. I. Zagvyazinskij, N. G. Milovanova. Tyumen': Izd-vo Tyum. gos. un-ta, 2011. 296 s. [In Rus].

• V Rosobrnadzore zhdut ot pedagogov predlozhenij po sovershenstvovaniyu VPR // Gazeta pedagogov [Elektronnyj resurs]. URL: https://gazeta-pedagogov.ru/category/news/news-mo (data obrashcheniya:

10.11.2019). [In Rus].

• Videoroliki, napravlennye na povyshenie social'nogo statusa pedagoga // Komitet po obrazovaniyu Pskovskoj oblasti [Elektronnyj resurs]. URL: http://edu.pskov.ru/press-centre/news/477 (data obras-hcheniya: 10.11.2019). [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.