ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 372.87
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Введение. Цифровые технологии сегодня широко внедряются в образовательную практику. Благодаря реализации проекта «Информатизация системы образования» во всех школах появились компьютерные классы. Появились электронные учебники, система сбора и анализа информации для контроля успеваемости обучаемых. Национальный фонд подготовки кадров обеспечил создание национальной коллекции цифровых образовательных ресурсов. Правительство России объявило о планах запуска приоритетного проекта «Цифровая школа». Все это, несомненно, оказывает положительное воздействие на развитие художественного образования. Вместе с тем возникает вопрос: насколько полно при этом задействуется потенциал цифровых технологий?
Проблема и цель. В отечественном образовании, в основном, акцент делается на возможностях цифровых технологий в работе с информацией, оцифровке изображений, звучаний и их трансляции. Однако данный подход далеко не в полной мере отражает их педагогический потенциал. Целью настоящего исследования является определение реальных возможностей цифровых технологий в художественном образовании.
Методология. Математическая теория связи К. Э. Шеннона. Методы сравнения, анализа и обобщения.
Результаты. Главные преимущества цифро-
И. М. Красильников
Доктор педагогических наук, главный научный сотрудник, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», г. Москва E-mail: [email protected]
Igor M. Krasilnikov
Dr. Sc. (Education), Chief Researcher of Federal State Budget Research Institution "Institute of Art Education and Cultural sciences of the Russian Academy of Education", Russia, Moscow
Как цитировать статью: Красильников И. М. П едагогический потенциал цифровых технологий и его реализация в художественном образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 2 (59). С. 95-104. БО! 10.24411/2224-0772-2019-10007
вых технологий связаны с качественным изменением характера деятельности человека, в т.ч. в сфере искусства и образования.
Заключение. Реализация возможностей цифровых технологий в различных видах художественной деятельности обучаемых обеспечит прорывные результаты в общем и дополнительном художественном образовании.
Ключевые слова: цифровые технологии, информация, математическая теория связи, художественное образование, творческое развитие.
Термины « цифровые технологии », « цифровизация », а также « ин -форматизация», «информационные технологии», «информационные и коммуникационные технологии» (ИКТ) сегодня все чаще употребляются применительно к сферам образования и культуры.
Соответствующие понятия справедливо трактуются как синонимы современных образовательных технологий: «Под современными образовательными технологиями понимаются методы обучения, активно использующие потенциал информационных технологий для формирования у выпускника образовательного учреждения способностей и качеств, востребованных современным уровнем развития общества и экономики» [3, с. 5].
При этом перспективность обращения к цифровым технологиям отмечается не только в теоретических работах, но и ряде государственных документов, что определяет направление деятельности многих организаций сферы образования и культуры. Так, в декабре 2017 года правительство России объявило о планах запуска приоритетного проекта «Цифровая школа», который направлен на приобщение школьников к обработке и анализу данных, электронному и дистанционному обучению. Рассчитанный на период с 2018-го по 2025 год, проект предполагает материально-техническое обеспечение школ, подготовку и переподготовку учителей [8].
В феврале 2018 года в Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания на тему «Цифровизация в сфере культуры. Законодательство и правоприменительная практика». Цель обращения к новым технологиям парламентарии видят в обеспечении доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания. Для чего на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных фондов предполагается:
— сформировать национальную электронную библиотеку и электронные архивы по различным отраслям знания и сферам творческой деятельности;
— на основе прямых трансляций из Московской филармонии выстроить проект «Всероссийский виртуальный концертный зал» с возможностью подключения 160 залов из 47 регионов России, включая малые города и села;
— с помощью подключения к Интернету для жителей дальних уголков страны становится доступным просмотр столичных театральных спектаклей [11].
Бесспорно, реализация данных проектов даст возможность приобщиться к художественным ценностям многим людям, что имеет большое значение для развития образования и культуры нашей страны в целом. Однако насколько полно при этом задействуется потенциал информационных и коммуникационных технологий? Способны ли они стать для культуры и образования чем-то большим, чем просто инструментарием для работы с информацией, передачи на расстояние оцифрованных изображений или звучаний, трансляции тех или иных художественных событий и обучения онлайн? Каковы их возможности в развитии художественного образования и культуры?
Прежде всего следует разобраться со значением терминов «информационные» и «цифровые», которые связываются с этими технологиями. Первый из них, вопреки расхожим представлениям, в данном контексте никакого отношения к информации в обычном понимании — как сведениям о чем-либо, не имеет. Соответствующее понятие обусловлено совсем иным — математическим — происхождением и связан с предложенным в 1948 году американским ученым К. Э. Шенноном протоколом связи [9; 12].
В соответствии с этим протоколом содержание сообщений выносится за скобки. Ученого интересует лишь способ их передачи с помощью модуляций электрического тока, отображаемых последовательностью цифр. Отсюда как раз пошел и второй, повсеместно употребляемый в связи с данными технологиями термин — «цифровые». Т.е. в центре внимания оказывается не содержание сообщений, а способ их кодирования, универсальный для любого их вида и не несущий сам по себе никакого смысла.
Данный подход впервые позволил точно, с помощью числовых обо-
значений измерить информацию, но... понимаемую в столь необычном, «бессодержательном» ракурсе. При этом применяется наиболее подходящая для электрических приборов, включая компьютерный инструментарий, двоичная система исчисления. Отсюда — всем известное измерение информации в килобайтах, мегабайтах и гигабайтах, актуальное в вычислительной технике.
Получается, что технологии, определяемые терминами «информационные» и «цифровые», вовсе не обязательно нацелены на работу с информацией — как с теми или иными сведениями. И даже — не обязательно связаны с оцифровкой видимых или слышимых объектов, их передачей на расстояние и обратное превращение в соответствующие визуальные или слуховые модели.
Возможности их применения значительно шире. Самое главное то, что они коренным образом меняют характер многих видов деятельности человека. Чтобы осознать, насколько эти возможности велики, достаточно вспомнить разницу между работой за пишущей машинкой и в текстовом редакторе компьютера. Беря на себя многие рутинные функции, информационные технологии значительно облегчают деятельность человека, делают ее более производительной и позволяют углубиться в детали, которые недоступны с помощью механического инструментария. Появляется ее новое качество — невиданная ранее свобода для творческих проявлений.
Данное качество представляет особую ценность в сферах художественного творчества и образования. И связывать с этими сферами лишь информационный ресурс ИКТ — все равно, что видеть в компьютере только калькулятор. Ведь если следовать привычному значению слов, то компьютер исключительно для вычислений и предназначен (computer в переводе с английского означает «вычислитель»). В обоих случаях получается радикальное и ничем не оправданное сужение представлений о возможностях как информационно-коммуникационных (или цифровых) технологий в художественном творчестве и образовании, так и компьютера в человеческой деятельности в целом.
В чем же конкретно заключается польза от обращения к этим новым технологиям в художественном образовании?
Бесспорно, для работы с информацией в данной сфере эти технологии подходят. Но не будем забывать, что такая работа в педагогике искусства составляет ее поверхностный слой. Можно многое знать об
искусстве, но ничего в нем не понимать и оставаться равнодушным к его проявлениям.
Сердцевину данной педагогической отрасли составляет художественная деятельность. Лишь при условии приобщения к ней обучаемых можно эффективно решать ее эстетические и нравственные задачи. Посильное участие в создании произведений искусства — будь то рисунок или красочная живопись, музыкальное сочинение или его исполнительская интерпретация, а также прочувственное восприятие явлений искусства — вот главный путь их художественного развития. И для данной деятельности информационно-коммуникационные (или цифровые) технологии могут дать очень многое.
Наряду с различными формами представления произведений искусства, нацеленными на развитие его восприятия, они открывают возможности:
— углубления работы с материалами искусства до уровня микроструктуры и создания обучающимися ярких художественных образов;
— расширения фронта художественной деятельности, что обеспечивает гармонизацию развития способностей учащихся;
— облегчения операционной составляющей художественно-творческой деятельности за счет свойственной этим технологиям интерактивности, что делает данную деятельность в ее развернутом виде достоянием всех учащихся.
Притом речь здесь идет о всех направлениях учебно-художественной деятельности — музыкальном, изобразительном, литературном, кино, цифровых искусствах и др.
Скажем, только в музыкальном образовании применяется множество самых разных видов компьютерных программ: это программы общего назначения (мультимедиа-плейер, аудиорекодер, MIDI-плейер); связанные с творческим процессом сочинения и записи музыки (MIDI-секвенсер, нотный редактор, автоаранжировщик, музыкальный конструктор); связанные с техническими вопросами записи музыки и звука (аудиостудия, программа цифровой обработки звука, конвертер, встраиваемый или подключаемый модуль, виртуальный синтезатор, эмулятор звукового модуля или синтезатора, редактор MIDI-устройства, библиотекарь тембров и настроек звукового модуля); программы-помощники в управлении звуковыми файлами и базами данных (база данных, менеджерская программа, база данных для фонотеки, мультимедийный файл-менеджер);
обучающие программы (обучающая и тестирующая программа по теории музыки, по сольфеджио или специальности, программа, обучающая работе со сложной музыкальной программой и др.) [2, с. 18-20].
Как видим, образовательный и художественный потенциал этих программных средств далеко выходит за рамки работы с информацией. Они предполагают разнообразные виды учебной деятельности и связаны со многими актуальными сегодня музыкальными профессиями. Для общего же образования самыми актуальными являются те средства, которые предназначены для музыкального творчества.
Примерно такая же картина складывается и с программными средствами, применяемыми в изобразительном искусстве, литературе, при создании аудиовизуальных произведений и др. Среди множества этих средств в образовании школьников наиболее перспективны те, которые предоставляют возможности создавать на посильном для них уровне художественные продукты.
В последние 15 лет в общем образовании России произошла существенная модернизация. Благодаря реализации проекта «Информатизация системы образования» во всех школах появились компьютерные классы. Реалией стали электронные учебники, с помощью которых информация преподносится в самых разнообразных, в том числе мультимедийных, формах. Ряд педагогов обращается к обработке графических, аудио-и видеоматериалов. Появились централизованные системы сбора и анализа информации для контроля успеваемости и совершенствования управления образованием. Национальный фонд подготовки кадров обеспечил создание национальной коллекции цифровых образовательных ресурсов, которая находится в свободном доступе в Интернете [1]. Данная коллекция, включающая в числе прочего инновационные учебно-методические комплексы по музыке и изобразительному искусству, направлена на обновление содержания, методов и организационных форм художественного образования в школе.
В частности, размещенный на сайте этой коллекции в 2008 году УМК «Электронное музыкальное творчество» (5-е — 8-е (9-е) классы) на основе свободно распространяемых компьютерных программ открывает для школьников возможности творческой деятельности, которые связаны с созданием музыкальных произведений и их аранжировкой (гармонизацией мелодии, выстраиванием фактуры и инструментовки, корректировкой звучания по звукорежиссерским параметрам и др.) [6].
Такие возможности для урока музыки десять лет назад были предостав -лены впервые в истории отечественной школы.
Аналогичные разработки около десяти лет назад уже были успешно внедрены в практику общего образования развитых стран — США, Западной Европы, Юго-Восточной Азии, где на музыкальных занятиях в школе ИКТ стали таким же привычным инструментом, как ученический карандаш. С их применением связываются революционные изменения как в композиторской, аранжировочной и звукорежиссерской деятельности учащихся [16], так и в развитии их музыкального восприятия [14; 15]. Увы, в России о внедрении подобных учебно-методических разработок в широкую образовательную практику пока приходится только мечтать. Хотя наша страна в этом плане не является исключением [13].
Не меньшую пользу для учебной практики может составить и обращение к клавишному синтезатору. Он особенно актуален в начальной школе и на более ранних этапах обучения, когда СанПиН существенно ограничивают временные рамки работы детей за компьютером [10, таблица 5]. Увы, и потенциал синтезатора как цифрового инструмента, связанного с углублением работы со звуковым материалом, расширением фронта музыкальной деятельности и одновременно — ее значительным облегчением, в отечественной общеобразовательной школе практически не используется. Хотя соответствующие методические и учебные разработки обнародованы пятнадцать лет назад и широко апробированы в учреждениях дополнительного образования [7].
Перспективной для общего образования является еще одна отечественная разработка — концепция и технология интерактивной музыкальной деятельности школьников [4; 5]. С помощью этой технологии можно не только организовать музицирование школьников в ансамбле электронных и элементарных инструментов в школьном классе, но и вывести эти ансамбли на филармоническую сцену, где они будут выступать вместе с профессиональными оркестрами. Тринадцать полномасштабных концертов проекта «Музицирование для всех», в каждом из которых в составе подобных ансамблей выступили 150-200 школьников, в 2015-2018 гг. были с успехом проведены в Москве, Перми и Якутске. В результате чего во многих общеобразовательных школах этих городов широко развернулась практика коллективного инструментального музицирования.
Как видим, благодаря обращению к цифровым технологиям ху-
дожественное образование может совершить качественный скачок. Зауженность сферы применения этих технологий в данном направлении педагогической деятельности в нашей стране сегодня определяется некорректной трактовкой относящихся к ним терминов «информационные» и «цифровые». Первый понимается в буквальном смысле, как «относящиеся к работе с информацией». А второй — как «связанные с оцифровкой тех или иных произведений искусства». Между тем главное преимущество новых технологий обусловливается совсем иным — возможностью качественного изменения характера деятельности человека, в т.ч. в сфере искусства и образования.
Реализация этих возможностей в педагогической практике на основе имеющихся научно-методических и учебных материалов и развивающих их новых разработок будет способствовать приобщению к развернутым видам продуктивной творческой деятельности в разных видах искусства всех школьников и тем самым обеспечит прорывные результаты в общем и дополнительном художественном образовании.
Литература
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. URL: http://school-collection.edu.ru (дата обращения: 09.04.2019).
2. Живайкин П. 600 звуковых и музыкальных программ. СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 1999. 624 с.
3. Калина И. И. О мерах, направленных на внедрение современных образовательных технологий // Вопросы образования. 2005. № 3. С. 5-32.
4. Красильников И. М. Интерактивная музыкальная деятельность как основа развития музыкальности школьников: монография. М.: Экон-Информ, 2015. 179 с.
5. Красильников И. М. Интерактивное музицирование. Ансамбль электронных и элементарных инструментов: учебно-методическое пособие для работы с младшими школьниками. Ч. 1, 79 с. Ч. 2, 86 с. М.: Экон-Информ, 2017.
6. Красильников И. М. Методика музыкального обучения на основе цифрового инструментария (с поурочной разработкой). М.: Институт новых технологий, 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/118f595c-b440-438e-bb79-44b04ce73d70/Teache-book.pdf (дата обращения: 09.04.2019).
7. Красильников И. М., Глаголева Н. А. Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе (младшие классы): учебно-методическое пособие. М.: Ижица, 2004. 96 с.
8. О приоритетном проекте «Цифровая школа». 28.12.2017 // Школа цифрового века. Первое сентября. [Электронный ресурс]. URL: https://шцв.рф/цифровая-школа (дата обращения: 09.04.2019).
9. Полозов С. П. Понятие информации и информационный подход в исследовании музыкального искусства: монография. Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2015. 252 с.
10. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 // Гарант.ру: информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. URL: http://base. garant.ru/12183577 (дата обращения: 09.04.2019).
11. Утверждены рекомендации по вопросам цифровизации в сфере культуры // Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации. Комитет по культуре: [официальный сайт]. URL: http://komitet2-3.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/15839489 (дата обращения: 09.04.2019).
12. Шеннон К. Математическая теория связи // Работы по теории информации и кибернетике / пер. с англ. М.: Иностранная литература. 1963. С. 243-332.
13. CrawfordR., Southcott J. Curriculum stasis: the disconnect between music and technology in the Australian curriculum // Technology, Pedagogy and Education. 2017. Vol. 26, Issue 3. P. 347-366. doi: 10.1080/1475939X.2016.1247747.
14. Hernandez-Bravo J. R., Cardona-Molto M. C. The effect of an individualized ICT-based music education programme on primary school students' musical competence and grades // Music Education Research. 2016. Vol. 18, No. 2. P. 176-194. doi: 10.1080/14613808.2015.1049255.
15. Silva N., Martins C. An ICT-based approach to improve the pedagogy of musical arts education // 10th International Technology, Education and Development Conference (INTED). Valencia, Spain. 7-9 March, 2016. P. 4582-4587.
16. Thorgersen K. Digital and Mobile Creation on Democratic Ground // Abstracts. 29th World Conference of the International Society for Music Education "Harmony and the World Future". Beijing, China. 1-6 August, 2010. P. 63.
PEDAGOGICAL POTENTIAL OF DIGITAL TECHNOLOGIES AND ITS IMPLEMENTATION IN ART EDUCATION
Introduction. Digital technologies are now widely introduced into educational practice. Thanks to the implementation of the project "Informatization of the education system" computer classes appeared in all schools. Together with the advent of electronic textbooks, a system for collecting and analyzing information appeared to control the student's progress. The National training Foundation has ensured the creation of a national collection of digital educational resources. The Russian government has announced plans to launch a priority project "Digital School". All this undoubtedly has a positive impact on the development of art education. However, the following question arises: how fully is the potential of digital technology used?
Problem and goal. In Russian education, the emphasis is mainly placed on the possibilities of digital technologies in working with information, digitizing images, sounds and their broadcasting. However, this approach does not fully reflect the pedagogical potential of digital technologies. The purpose of this study is to determine their real opportunities in art education.
Research Methods. K. Shannon's mathematical theory of communication. Methods of comparison, analysis and generalization.
Results. The main advantages of digital technologies are associated with a qualitative change in the nature of human activity, including in the field of art and education.
Conclusions. The implementation of digital technologies in various types of artistic activity of students will provide breakthrough results in general and additional art education.
Keywords: digital technologies, information, mathematical theory of communication, art education, creative development.
References
• Crawford R., Southcott J. Curriculum stasis: the disconnect between music and technology in the Australian curriculum // Technology, Pedagogy and Education. 2017. Vol. 26, Issue 3. P. 347-366. doi: 10.1080/1475939X.2016.1247747.
• Edinaya kollekciya cifrovyh obrazovatel'nyh resursov [Elektronnyj resurs]. URL: http://school-collec-
tion.edu.ru (data obrashcheniya: 09.04.2019). [In Rus].
• Hernandez-Bravo J. R., Cardona-Molto M. C. The effect of an individualized ICT-based music education programme on primary school students' musical competence and grades // Music Education Research. 2016. Vol. 18, No. 2. P. 176-194. doi: 10.1080/14613808.2015.1049255.
• Kalina 1.1. O merah, napravlennyh na vnedrenie sovremennyh obrazovatel'nyh tekhnologij // Voprosy obrazovaniya. 2005. № 3. S. 5-32. [In Rus].
• Krasil'nikov I. M. Interaktivnaya muzykal'naya deyatel'nost' kak osnova razvitiya muzykal'nosti shkol'nikov: monografiya. M.: Ekon-Inform, 2015. 179 s. [In Rus].
• Krasil'nikov I. M. Interaktivnoe muzicirovanie. Ansambl' elektronnyh i elementarnyh instrumentov: uchebno-metodicheskoe posobie dlya raboty s mladshimi shkol'nikami. Ch. 1, 79 s. Ch. 2, 86 s. M.: Ekon-Inform, 2017. [In Rus].
• Krasil'nikov I. M. Metodika muzykal'nogo obucheniya na osnove cifrovogo instrumentariya (s pou-rochnoj razrabotkoj). M.: Institut novyh tekhnologij, 2008 [Elektronnyj resurs]. URL: http://files. school-collection.edu.ru/dlrstore/118f595c-b440-438e-bb79-44b04ce73d70/Teache-book.pdf (data obrashcheniya: 09.04.2019). [In Rus].
• Krasil'nikov I. M., Glagoleva N. A. Elektronnoe muzykal'noe tvorchestvo v obshcheobrazovatel'noj shkole (mladshie klassy): uchebno-metodicheskoe posobie. M.: Izhica, 2004. 96 s. [In Rus].
• O prioritetnom proekte «Cifrovaya shkola». 28.12.2017 // Shkola cifrovogo veka. Pervoe sentyabrya. [Elektronnyj resurs]. URL: https://shcv.rf/cifrovaya-shkola (data obrashcheniya: 09.04.2019). [In Rus].
• Ob utverzhdenii SanPiN 2.4.2.2821-10 «Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k usloviyam i organizacii obucheniya v obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah»: Postanovlenie Glavnogo gosu-darstvennogo sanitarnogo vracha Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2010 g. № 189 // Garant.ru: informacionno-pravovoj portal [Elektronnyj resurs]. URL: http://base.garant.ru/12183577 (data obrashcheniya: 09.04.2019). [In Rus].
• Polozov S. P. Ponyatie informacii i informacionnyj podhod v issledovanii muzykal'nogo iskusstva: monografiya. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. L. V. Sobinova, 2015. 252 s. [In Rus].
• Shennon K. Matematicheskaya teoriya svyazi // Raboty po teorii informacii i kibernetike / per. s angl. M.: Inostrannaya literatura. 1963. S. 243-332. [In Rus].
• Silva N., Martins C. An ICT-based approach to improve the pedagogy of musical arts education // 10th International Technology, Education and Development Conference (INTED). Valencia, Spain. 7-9 March, 2016. P. 4582-4587.
• Thorgersen K. Digital and Mobile Creation on Democratic Ground // Abstracts. 29th World Conference of the International Society for Music Education "Harmony and the World Future". Beijing, China. 1-6 August, 2010. P. 63.
• Utverzhdeny rekomendacii po voprosam cifrovizacii v sfere kul'tury // Gosudarstvennaya Duma Federal'nogo sobraniya Rossijskoj Federacii. Komitet po kul'ture: [oficial'nyj sajt]. URL: http:// komitet2-3.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/15839489 (data obrashcheniya: 09.04.2019). [In Rus].
• Zhivajkin P. 600 zvukovyh i muzykal'nyh programm. SPb.: BHV-Sankt-Peterburg, 1999. 624 s. [In Rus].