Научная статья на тему 'Нормативно-правовые основы довузовской математической подготовки старшеклассников'

Нормативно-правовые основы довузовской математической подготовки старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
довузовская математическая подготовка / информационные технологии / педагогические технологии / профессиональный стандарт педагога / предметные результаты / метапредметные результаты / личностные результаты / pre-University mathematical training / information technologies / pedagogical technologies / professional standard of the teacher / subject results / metasubject results / personal results

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Александр Владимирович, Низовцев Антон Юрьевич

В статье обосновывается актуальность проблемы организации процесса довузовской математической подготовки старшеклассников, сделан акцент на недостаточную разработанность проблемы общей профилизации обучения, а также интеграцию педагогических и информационных технологий в процесс обучения математике в старших классах в педагогической науке. С целью обоснования правомочности научного исследования данного вопроса, определяемого направленностью на формирование метапредметных, предметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы, представлен обзор и теоретический анализ основной нормативно-правовой базы учителя математики – Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и профессионального стандарта педагога. Сделаны выводы о нормативно-правовой обоснованности проблемы общей математической профилизации обучения с целью довузовской подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозов Александр Владимирович, Низовцев Антон Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE AND LEGAL BASIS OF PRE-UNIVERSITY MATHEMATICAL TRAINING OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Тhe article substantiates the relevance of the problem of organizing the process of pre-University mathematical training of high school students, focuses on the lack of development of the problem of General training profile, as well as the integration of pedagogical and information technologies in the process of teaching mathematics in high school in pedagogical science. In order to substantiate the validity of scientific research on this issue, which is determined by the focus on the formation of metasubject, subject and personal results of the development of the main educational program, the review and theoretical analysis of the main legal framework of mathematics teachersthe Federal Law «Оn education in the Russian Federation» аnd the professional standard of the teacher. Conclusions are made about the legal validity of the problem of General mathematical profiling of education for the purpose of pre-University training.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые основы довузовской математической подготовки старшеклассников»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10443

МОРОЗОВ Александр Владимирович,

главный научный сотрудник НИЦ-2, ФКУ «НИИ ФСИН России» e-mail: doc_morozov@mail.ru

НИЗОВЦЕВ Антон Юрьевич,

учитель математики ГБОУ «Бауманская инженерная школа № 1580»

e-mail: nzk-ru@ya.ru

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОВУЗОВСКОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблемы организации процесса довузовской математической подготовки старшеклассников, сделан акцент на недостаточную разработанность проблемы общей профилизации обучения, а также интеграцию педагогических и информационных технологий в процесс обучения математике в старших классах в педагогической науке. С целью обоснования правомочности научного исследования данного вопроса, определяемого направленностью на формирование мета-предметных, предметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы, представлен обзор и теоретический анализ основной нормативно-правовой базы учителя математики - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и профессионального стандарта педагога. Сделаны выводы о нормативно-правовой обоснованности проблемы общей математической профилизации обучения с целью довузовской подготовки.

Ключевые слова: довузовская математическая подготовка, информационные технологии, педагогические технологии, профессиональный стандарт педагога, предметные результаты, метапредметные результаты, личностные результаты.

MOROZOV Alexander Vladimirovich,

chief researcher of SIC-2, Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

NIZOVTSEVAnton Yurievich,

mathematics teacher, Bauman engineering school No 1580»

NORMATIVE AND LEGAL BASIS OF PRE-UNIVERSITY MATHEMATICAL TRAINING OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Annotation. The article substantiates the relevance of the problem of organizing the process of pre-University mathematical training of high school students, focuses on the lack of development of the problem of General training profile, as well as the integration of pedagogical and information technologies in the process of teaching mathematics in high school in pedagogical science. In order to substantiate the validity of scientific research on this issue, which is determined by the focus on the formation of metasubject, subject and personal results of the development of the main educational program, the review and theoretical analysis of the main legal framework of mathematics teach-ers-the Federal Law «On education in the Russian Federation» аnd the professional standard of the teacher. Conclusions are made about the legal validity of the problem of General mathematical profiling of education for the purpose of pre-University training.

Key words: pre-University mathematical training, information technologies, pedagogical technologies, professional standard of the teacher, subject results, metasubject results, personal results.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

Проблема довузовской математической подготовки обучающихся старших классов представляется нам широкой и многоплановой, что накладывает отпечаток и на актуальность её исследования. С одной стороны, необходимость рассмотрения данного явления нам диктуют современные реалии, а именно: данные экспертов ЮНЕСКО о снижении математической грамотности выпускников школ в последнее десятилетие [10], а с другой - в дополнение к вышесказанному проблема довузовской математической подготовки недостаточно разработана на данный момент в педагогической науке, что подтверждается сделанным нами ранее теоретическим анализом исследований за последние два десятилетия [6].

В ходе упомянутого нами выше теоретического анализа мы опирались на основополагающий нормативный документ в работе учителя математики Федеральный государственный стандарт основного общего образования (далее -ФГОС ООО) [11], а именно - акцентирование внимания авторов на требованиях к личностным, метапредметным и предметным результатам. В данном контексте нами был сделан вывод о недостаточной разработанности проблемы общей про-филизации обучения, а также интеграции педагогических и информационных технологий в ходе его реализации, что, на наш взгляд, способствовало бы достижению всего спектра результатов, требуемых ФГОС ООО, и, в свою очередь, посодействовало бы успешной сдаче ЕГЭ [10].

Опираясь на данное положение, мы задались целью проанализировать правомочность предполагаемого предмета нашего исследования с точки зрения нормативно-правового аспекта, в целом.

В первую очередь обратимся к содержанию Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) в его последней редакции [12]. В ходе анализа мы делаем особый акцент на статьи Закона об образовании, позволяющие нам дать правовое обоснование идеи опоры на содержательный и технологический аспект общей профилизации обучения с целью довузовской математической подготовки старшеклассников сквозь призму направленности на результаты освоения основной образовательной программы (далее - ООП) в соответствии с действующим ФГОС ООО. Рассматриваемый аспект изучаемой проблемы, согласно полученным в ходе предпринятого нами анализа результатам, позволяет сделать вывод о недостаточной степени его разработки в отечественной педагогической науке [10].

Вышеуказанная идея нашла своё общее обоснование в п. 2 и п. 3 ст. 13 «Общие требова-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

ния к реализации образовательных программ» Закона об образовании. В п. 2 отражено положение о возможном использовании различных образовательных технологий, в т.ч. дистанционных, в ходе реализации образовательных программ, что подводит нормативно-правовую базу под ранее обсуждаемый нами технологический аспект общей профилизации обучения с целью довузовской математической подготовки старшеклассников. Кроме того, положение о дистанционном обучении придаёт особую актуальность и практическую значимость данной идее, тем более в сегодняшних реалиях [7; 8]. Актуальность дистанционной формы обучения подтверждается также ориентацией на достижение, в числе прочих, метапредметных результатов освоения ООП, обеспечивающих самостоятельность учебной деятельности [12].

Возможность применения дистанционной формы обучения в ходе реализации образовательных программ подтверждена и п. 2 ст. 16 Закона об образовании, обеспечивающем его правомочность по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, а также п. 3, отражающем необходимость создания специальных условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды.

Что касается п. 3 ст. 13 Закона, то речь идёт о модульном принципе организации образовательной деятельности в ходе реализации образовательных программ, что отсылает нас к содержательному аспекту общей профилизации обучения, в нашем случае - математического. Модульный принцип реализации программы в контексте предмета нашего обсуждения, на наш взгляд, имеет особое прикладное значение, т.к. способствует достижению как предметных, так и метапредметных результатов освоения ООП. Последние дают возможность старшеклассникам постичь строение самой учебной деятельности в процессе обучения по поступательному принципу [12].

Ранее обсуждаемый нами содержательный и технологический аспект профилизации обучения старшеклассников с целью довузовской математической подготовки обоснован также ст. 20 Закона об образовании, посвящённой экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Данная статья отражает идею внедрения и апробации новых образовательных технологий и ресурсов в сферу образования в рамках экспериментальной деятельности, что мы предполагаем осуществить в рамках предполагаемого создания модели общей профилиза-ции обучения старшеклассников с целью довузовской математической подготовки.

В заключение обзора статей Закона об образовании рассмотрим ст. 66, содержащую норма-

тивы относительно начального общего, основного общего и среднего общего образования [12]. Нас, в частности, будут интересовать пункты, относящиеся к основному общему образованию. Так, согласно п. 2 указанной выше статьи основное общее образование формирует личность обучающегося, включая такие её компоненты, как склонности, интересы,умственные навыки, социальное самоопределение; в п. 4 речь идёт о дифференциации содержания основных образовательных программ с учётом интересов и склонностей обучающихся, что позволяет более углублённо изучать те или иные предметы.

В ходе рассмотрения данных пунктов нельзя не заметить предпосылки к формированию универсальных учебных действий (далее - УУД), а также умения оперировать предметным содержанием. В контексте предмета нашего рассмотрения идея формирования всего спектра результатов освоения ООП (личностных, метапредметных и предметных) путем профилизации обучения старшеклассников с целью довузовской математической подготовки находит подтверждение в содержании указанных нами выше пунктов рассматриваемой статьи Закона об образовании.

Далее рассмотрим не менее важный нормативный документ, являющийся одним из приоритетных в ходе построения образовательного процесса учителем математики, а именно - профессиональный стандарт педагога интересующего нас предмета в последней редакции [9].

Идея необходимости изучения функционального значения деятельности педагога в контексте проблемы довузовской математической подготовки представляется важной, исходя из специфики предметов математического цикла. Как известно, математика существенно отличается от других предметов системы начального общего и основного общего образования, поскольку имеет последовательную основную линию содержания, и существенный пробел в знаниях на определённом этапе освоения ООП по математике значительно осложнит задачу дальнейшего освоения предмета. Кроме того, из этого следует, что содержание математического образования старшеклассников основано на знаниях, которые они получили на более ранних этапах обучения. Задача педагога предполагает осуществление существенной нагрузки по применению различных приёмов с целью своевременной ликвидации пробелов и, в целом, выравнивания общего уровня знаний обучающихся по своему предмету, а также в формировании и развитии творческой личности ребёнка [5].

Как мы понимаем, только такой подход сможет способствовать успешной довузовской мате-

матической подготовки. Возвращаясь к нашей основной идее, вышеописанная специфика деятельности педагога-математика соответствует ФГОС ООО, а именно - формированию всего спектра результатов освоения ООП:

• личностных (мотивационный аспект);

• метапредметных (постижение логики содержания предмета);

• предметных (собственно система математических знаний).

Итак, обратимся к компетенциям учителя математики, позволяющим ему успешно осуществлять свою деятельность. Согласно профстан-дарту их можно разделить на:

• предметные компетенции, указывающие на уровень собственной профессиональной грамотности педагога;

• профессиональные компетенции, отвечающие за повышение мотивации к обучению и формирование математической культуры;

• общепедагогические компетенции учителя математики и информатики [9].

Первая группа компетенций является базовой, основополагающей, и потому отвечает за формирование всего спектра результатов освоения ООП обучающимися. Согласно профстан-дарту к предметным компетенциям относятся:

• умение учителя решать элементарные математические задачи собственного уровня образования;

• владение математическими компьютерными инструментами;

• владение профессиональной терминологией и умение квалифицированно набрать математический текст;

• регулярное отслеживание новых открытий в области математики и ознакомление с ними обучающихся [9].

На наш взгляд, педагог, для которого характерны перечисленные умения, помимо владения знаниями по предмету, сам обладает высокой степенью мотивации и набором остальных личностных характеристик, необходимых для качественного, всестороннего, освоения ООП обучающимися. И это, в контексте предмета нашего исследования, существенно способствует успешной довузовской подготовке старшеклассников.

Вторая группа компетенций, на наш взгляд, способствует формированию педагогом мета-предметных и личностных результатов освоения ООП обучающимися. Как известно, метапредмет-ные результаты подразумевают под собой степень сформированности УУД. Так, в соответствии с профстандартом в компетенции учителя входит умение строить, создавать логические задачи, а также учить обучающихся логическим рассужде-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

ниям; быть способным помочь найти ошибку в своих рассуждениях и проанализировать причину её возникновения.

Кроме того, немаловажным компонентом является способность предотвращать формирование модели поверхностности в выполнении действий, ведущих к успеху, не имея ясного представления о смысле этих действий [3]. Есть все основания полагать, что данные функции педагога-математика способствуют формированию регулятивных УУД, т.к. предполагают ознакомление обучающихся с теорией и практикой учебной деятельности, а также с её смыслообразующей функцией.

Вышеперечисленные компетенции педагога способствуют формированию познавательных УУД, поскольку направляют деятельность учителя на развитие логического мышления обучающихся. Кроме того, в данную группу компетенций учителя математики входит организация эксперимента -поиска закономерностей, отличий общего от частного, очевидности от точного математического доказательства, что также способствует формированию познавательных УУД. И наконец, в пользу факта формирования данного вида УУД говорит и наличие в данной группе компетенций пункта, касающегося соблюдения баланса между открытием или созданием нового знания и технической тренировкой, учитывая, при этом, возрастные и индивидуальные особенности старшеклассников: подобного рода умения также развивают умственные способности.

Формированию коммуникативных и личностных УУД способствует предлагаемое в рамках профстандарта обязательное формирование предметно-ориентированной информационной образовательной среды в ходе изучения математики, а также целый перечень функций педагога относительно совместной деятельности с обучающимися [4].

К таковым относятся:

• совместный анализ жизненных и учебных ситуаций, в которых можно применить математические знания;

• обсуждение данных, получаемых в рамках других курсов и из средств массовой информации;

• «мозговой штурм» или выявление в группах малоправдоподобных и недостоверных данных.

Кроме того, к процессу формирования данного вида УУД можно отнести совместное создание и последующее обсуждение математических объектов. И несомненно, решающим фактором формирования коммуникативных и личностных УУД в ходе деятельности учителя математики,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

согласно профстандарту, является ведение диалога с одним обучающимся или со всем классом одновременно в ходе обсуждения учебного материала.

Мы понимаем, что перечисленные компетенции учителя математики, помимо рассмотренной направленности на формирование метапред-метных результатов, не обходят стороной и предметные, поскольку способствуют лучшему усвоению получаемых знаний по предмету. Однако последнее всегда лежит в основе деятельности педагога, т.к. является показателем успешности его деятельности, в то время как параллельная направленность профессиональной деятельности педагога-математика на формирование мета-предметных результатов облегчает, структурирует процесс получения знаний, придаёт ему личностный смысл, что, в контексте проблемы довузовской математической подготовки, существенно повышает успешность данного процесса.

Как уже было сказано ранее, рассматриваемая нами группа компетенций направлена, помимо метапредметных, на формирование личностных результатов освоения ООП, что подразумевает под собой, в первую очередь, повышение учебной мотивации. В пользу данного факта говорят такие компетенции педагога, перечисленные в профстандарте, как содействие учителя в получении обучающимися положительных эмоций в ходе постижения математического знания. Согласно указанному нами документу, сюда же можно отнести поиск и последующее осознание допущенных в ходе работы ошибок с целью обретения нового понимания. Кроме того, формированию личностных результатов способствует и указанное в про-фстандарте содействие повышению мотивации изучения математики, используя специфику данного предмета.

В качестве примера, можно обратить внимание на:

• красоту (или эффект неожиданности) в ходе соотнесения с собственным опытом старшеклассника;

• преодоление трудностей в ходе постижения нового материала;

• эффект соревнования с одноклассниками или с самим собой.

Так же немаловажную роль в повышении учебной мотивации старшеклассников в ходе изучения математики, в соответствии с профстандар-том, играет приобщение их педагогом к участию в конкурсах и олимпиадах различного уровня, ученических конференциях; формирование у обучающихся представления об актуальности и практической значимости предметов математического цикла.

Кроме того, профстандарт допускает возможность ведения педагогом факультативных и элективных курсов с целью распознавания и развития математических способностей обучающихся. Что касается общего курса, то обращается особое внимание на необходимость консультирования тех детей (в нашем случае - старшеклассников), которые испытывают трудности в освоении материала или стремятся глубже погрузиться в содержание предмета, а также на необходимость стремления педагога к тому, чтобы на уроке каждый ученик достиг результата в решении хотя бы одного задания.

И последнее, что мы хотели бы отметить по поводу проблемы формирования учебной мотивации старшеклассников в ходе анализа профстан-дарта, - это указанный там вопрос работы с родителями и местным сообществом по проблематике математической культуры.

Помимо личного мотивационного компонента для каждого учащегося, на наш взгляд, немаловажным является сделанный в профстан-дарте акцент на формирование положительного отношения всего класса к интеллектуальным достижениям отдельного ученика независимо от уровня этих достижений. Данный пункт, несомненно, направлен на формирование как личностных, так и метапредметных результатов освоения ООП.

В рамках второй группы компетенций учителя математики, а именно - общепедагогических компетенций, мы полагаем, что на формирование метапредметных и личностных результатов освоения ООП направлена деятельность педагога по применению ИКТ-технологий в образовательном процессе, совместное с обучающимися использование иностранных источников информации, а также определение в ходе работы со старшеклассником оптимальных способов его обучения и развития [9].

К последнему, в качестве уточнения, также можно отнести указанный в профстандарте пункт об определении совместно с учеником, его родителями и специалистами (психологом, дефектоло-гом) «зоны его ближайшего развития» [1], что немаловажно в эффективном формировании личностных и метапредметных результатов освоения ООП [9].

Относительно проблемы формирования предметных результатов освоения ООП, необходимо обратиться к вышеуказанной группе общепедагогических компетенций. В первую очередь нашего внимания заслуживают такие компетенции учителя математики, как определение достигнутых результатов и их динамики на основе анализа работ ученика, а также оценивание результа-

тов отдельной работы с использованием множества критериев. С целью повышения качества деятельности педагога по формированию предметных результатов сильные и слабые стороны выполненной работы обсуждаются совместно с учеником; с этой же целью применяется многокритериальный подход к оцениванию. Смысл данной стратегии работы педагога заключается в том, чтобы ученик смог быстрее обнаружить ошибки в работе и в диалоге с учителем качественнее и эффективнее усвоить изученный материал. В классической педагогике данная технология, введённая П.Я. Гальпериным, называется усвоением умственных действий в громкой социализированной речи [2].

Помимо вышеуказанного, формированию предметных результатов, по нашему мнению, успешно способствует указанное в числе общепедагогических компетенций планирование образовательного процесса класса с применением типовых программ и собственных индивидуальных разработок учителя, проводимое с учетом специфики состава обучающихся [9].

Не менее важным, в этой связи, считаем организацию деятельности учителя с классом, что включает в себя:

• смену форм деятельности;

• систему индивидуальных заданий;

• многоуровневость проверочных работ;

• систему регулярных и последовательных домашних заданий.

Завершая анализ проблемы формирования предметных результатов освоения ООП, следует обратить внимание на тот факт, что деятельность педагога по использованию ИКТ-технологий и иностранных источников в процессе работы, помимо направленности на формирование мета-предметных и личностных результатов, о чём мы говорили ранее, также отвечает и настоящей цели. Иными словами, подобный подход педагога к своей работе способствует лучшему усвоению знаний учениками. В контексте проблемы довузовской математической подготовки старшеклассников, на наш взгляд, это приобретает особую эффективность.

В заключение обзора основных нормативных документов учителя математики, а именно -Закона об образовании и профстандарта педагога, мы можем сделать следующие выводы: в первую очередь следует акцентировать внимание на содержательном аспекте и его соответствии предмету нашего исследования - процессу довузовской математической подготовки старшеклассников. Так, на основе проведённого анализа можно полагать, что процесс подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике имеет законные осно-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

вания, поскольку компоненты, на которых данный процесс основан (инновационная и экспериментальная деятельность, дифференциация обучения с учётом интересов и склонностей обучающихся, создание электронной информационно-образовательной среды и проч.) отражены в Законе об образовании. Что касается деятельности педагога, то перечисленные педагогические приёмы и технологии, отражённые в рассмотренном нами выше Федеральном законе, отвечают и компетенциям, отражённым в профессиональном стандарте педагога.

Список литературы:

[1] Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 3. Проблемы развития психики. - 368 с.

[2] Гальперин П.Я. Введение в психологию.

- М.: Книжный дом «Университет», 2009. - 332 с.

[3] Морозов А.В. Особенности управленческой деятельности современного руководителя образовательной организации. - М: ФГБНУ «ИУО РАО», 2017. - 178 с.

[4] Морозов А.В. Перспективы развития школьного образования: проблема разработки и внедрения профессионального стандарта руководителя общеобразовательной организации // В сб.: Модернизация образования: проблемы общего, среднего профессионального и высшего образования: материалы XXVI Рязанских педагогических чтений / под общ. ред. Л.А. Байковой, Н.В. Мартишиной. - Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2019. - С. 90 - 95.

[5] Морозов А.В. Роль педагога в формировании и развитии творческой личности ребёнка // В сб.: Вщ творчого педагога до творчоТ дитини: гармошя партнерськоТ взаемоди педагога з дити-ною: збiрник матерiалiв II ВсеукраТнськоТ наук.-практ. конф. - КиТв: Мтежум, 2018. - С. 224 - 227.

[6] Морозов А.В., Низовцев А.Ю. Теоретические аспекты проблемы довузовской математической подготовки старшеклассников // Управление образованием: теория и практика. - 2019. - № 4 (36). - С. 23 - 30.

[7] Морозов А.В., Терещенко А.Ю. Дистанционные образовательные технологии и их правовое регулирование // Образование и право. - 2020.

- № 3.

[8] Морозов А.В., Терещенко А.Ю. Специфика здоровьесберегающей деятельности в современных образовательных учреждениях, использующих дистанционную форму обучения // В сб.: Экологическая педагогика и психология здоровья: проблемы, перспективы развития: материалы Ежегодной междунар. науч.-практ. конф. -USA: Primedia E-launch LLC, 2014. - С. 127 - 130.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

[9] Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н (ред. от 01.01.2017 г.) «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"». URL: https://base.garant. ru/70535556/#block_1000 (дата обращения: 28.04.2020).

[10] Соколова И.В. Технология внеклассной работы по математике в V - VI классах на основе личностно-ориентированного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук, 13.00.02: Ростов н/Д., 2005.

- 22 с.

[11] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

[12] Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 19.05.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Spisok literatury:

[1] Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: V 6-ti t. T. 3. Problemy razvitiya psihiki. - M.: Pedagogika, 1983.

- 368 s.

[2] Gal'perin P.Ya. Vvedenie v psihologiyu. - M.: Knizhnyj dom «Universitet», 2009. - 332 s.

[3] Morozov A.V. Osobennosti upravlencheskoj deyatel'nosti sovremennogo rukovoditelya obrazovatel'noj organizacii. - M.: FGBNU «IUO RAO», 2017. - 178 s.

[4] Morozov A.V. Perspektivy razvitiya shkol'nogo obrazovaniya: problema razrabotki i vnedreniya professional'nogo standarta rukovoditelya obshcheobrazovatel'noj organizacii // V sbornike: Modernizaciya obrazovaniya: problemy obshchego, srednego professional'nogo i vysshego obrazovaniya // Materialy XXVI Ryazanskih pedagogicheskih chtenij / pod obshch. red. L.A. Bajkovoj, N.V. Martishinoj. - Ryazan': Ryaz. gos. un-t im. S.A. Esenina, 2019. - S. 90-95.

[5] Morozov A.V. Rol' pedagoga v formirovanii i razvitii tvorcheskoj lichnosti rebyonka // V sbornike: Vid tvorchogo pedagoga do tvorchoi ditini: garmoniya partners'koi vzaemodii pedagoga z ditinoyu // Zbirnik materialiv II Vseukrains'koi naukovo-praktichnoi konferencii. - Kiiv: Milenium, 2018. - S. 224-227.

[6] Morozov A.V., Nizovcev A.Yu. Teoreticheskie aspekty problemy dovuzovskoj matematicheskoj podgotovki starsheklassnikov // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. - 2019. - № 4 (36).

- S. 23-30.

[7] Morozov A.V., Tereshchenko A.Yu. Distancionnye obrazovatel'nye tekhnologii i ih

pravovoe regulirovanie // Obrazovanie i pravo. -2020. - № 3. - S. ???.

[8] Morozov A.V., Tereshchenko A.Yu. Specifika zdorov'esberegayushchej deyatel'nosti V sovremennyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah, ispol'zuyushchih distancionnuyu Тогти obucheniya //

V sbomike: Ekologicheskaya pedagogika i psihologiya zdorov'ya: ргоЬ1ету, perspektivy razvitiya // Materialy ezhegodnoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - USA: Primedia E-launch LLC, 2014. -S. 127-130.

[9] Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 18 oktyabrya 2013 д. № 544п (red. ot 01.01.2017 д.) «ОЬ utverzhdenii professional'nogo standar"ta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost'

V sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego

obrazovaniya) (vospitatel', и^йеГ)» // [Elektronnyj resurs] URL: https://base.garant.

ru/70535556/#block_1000 (data obrashcheniya 28.04.2020).

[10] Sokolova I.V. Tekhnologiya vneklassnoj raboty ро matematike V V-VI klassah па osnove lichnostno-orientirovannogo podhoda: avtoreferat. dis. .. kand. ped. nauk, 13.00.02: Rostov-na-Donu, 2005. - 22 s.

[11 ] Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya. - М.: Prosveshchenie, 2011. - 48 s.

[12] Federal'nyj Zakon «ОЬ obrazovanii V Rossijskoj Federacii» № 273-FZ ot 29.12.2012 (red. ot 24.04.2020) // [ЕШгоппУ resurs] URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (data obrashcheniya: 19.05.2020).

ЮРКОМПАНИ

\vwiv. Ьм-Ьоокз. ги

Л

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.