Научная статья на тему 'Особенности реализации профильного обучения школьников в условиях введения ФГОС'

Особенности реализации профильного обучения школьников в условиях введения ФГОС Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
3205
425
Поделиться
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ВАРИАТИВНОСТЬ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Печерица Эльза Ильдусовна

Анализируется современное состояние профильного обучения. Показаны имеющиеся в образовании ресурсы для дальнейшего развития профильной школы. Подчеркивается необходимость пересмотра подходов к обучению педагогов в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.

PECULIAR FEATURES OF REALIZATION OF PROFILE TRAINING OF SCHOOLCHILDREN IN CONDITIONS OF INTRODUCTION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

The article examines the current state of profile education. Possible resources in education for further profile school development are shown. The need for re-considering of the approaches to teachers training on the basis of the new educational standards is stressed.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации профильного обучения школьников в условиях введения ФГОС»

УДК 373.1.02(14.25.07)

Э. И. Печерица

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Анализируется современное состояние профильного обучения. Показаны имеющиеся в образовании ресурсы для дальнейшего развития профильной школы. Подчеркивается необходимость пересмотра подходов к обучению педагогов в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.

Ключевые слова: образовательные стандарты, вариативность, профильное обучение, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение.

В настоящее время подготовка старших школьников к жизненному и профессиональному самоопределению остается актуальной социально-педагогической проблемой, выдвигая на первый план задачи обеспечения вариативности образовательного пространства. Требует изменений общая для многих российских школ практика, когда выбор профиля осуществляется старшеклассниками случайно, а профильное обучение в основном ориентировано на углубление и расширение знаний, но не обеспечивает условий для осуществления старшеклассниками профессиональных проб. Тормозящим фактором в профессиональной ориентации выступает также и тот факт, что на старшей ступени главные усилия школьников затрачиваются на подготовку к ГИА и ЕГЭ, при этом важный вопрос выбора профессии, определяющий жизненные перспективы молодого человека, практически не решается.

Положение дел усугубляется тем, что до сих пор не решен кадровый вопрос подготовки компетентных специалистов в сфере профориентации, отсутствуют штатные должности специалистов по сопровождению профессионального самоопределения, данная функция распределена по различным должностям работников образования, что приводит к размыванию ответственности, снижению мотивации педагогов к ведению профориентационной работы.

Следовательно, у значительной части школьников выбор будущей профессиональной сферы деятельности и соответствующего образования происходит интуитивно, под влиянием случайных факторов и стереотипов. Поэтому совершенно справедливы выводы целого ряда ученых о том, что сложившаяся система профилизации школьного образования не способствует успешному социально-профессиональному самоопределению и дальнейшей конкурентоспособности молодежи на рынке труда.

Вместе с тем в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования подчеркивается необходимость профориентации и отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение про-

фессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. В сформулированных требованиях стандартов обозначена значимость старшей ступени общего образования для продолжения обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.

Основная образовательная программа на старшей ступени предусматривает изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность.

Основываясь на принципах преемственности образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования, новые стандарты определяют формирование нового содержания профильного образования. Следует рассмотреть отдельные положения ФГОС, выступающие в качестве ориентиров к обновлению современной профильной школы.

Методологической основой стандарта является системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. То есть речь идет об образовании, которое развивает личность как индивидуальность, самостоятельную в проектировании жизненных и профессиональных задач.

Сформулированные в стандарте требования к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным) позволяют определить наиболее значимые содержательные направления подготовки педагогов к реализации профориентационной работы.

Так, например, среди личностных результатов освоения основной образовательной программы старшеклассником ключевым назван осознанный

выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов. Другим важным личностным результатом обозначено отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных

проблем.

Особое внимание следует уделить метапредмет-ным результатам освоения основной образовательной программы, главные из которых: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Прирост, совершенствование этих умений у старшего школьника должны происходить на каждом уроке, поэтому актуальным направлением в подготовке современного учителя являются аспекты формирования у учеников универсальных учебных действий (УУД) в учебно-воспитательном процессе [1].

Несомненна значимость формирования названных умений для профессионального самоопределения школьников. Так, личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности (целепола-гание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция, способность к волевому выбору) и являются важными качествами успешного специалиста в любой профессиональной сфере. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем, что немаловажно для каждого профессионала. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, универсальные учебные действия определяются стандартом как психологические новообразования, выступающие как показатели гармоничного развития личности. В контексте профилизации поэтапное и целенаправленное раз-

витие УУД у школьников на каждой ступени обучения определяет развитие базовых характеристик будущего профессионала: жизненное и личностное самоопределение, социальная и профессиональная мобильность на основе непрерывного самообразования, умение общаться и строить продуктивное сотрудничество. Перечень базовых модельных универсальных учебных действий является основой для мониторинга уровня их сформиро-ванности. Учитель может использовать данные показатели с целью изучения результативности применяемого комплекса технологий, системы профориентационной работы. Поэтому приоритетной задачей институтов повышения квалификации является обучение педагогов концептуальным основам и технологиям формирования универсальных учебных действий в профессиональном самоопределении школьников.

Сохраняя традиции и преемственность профессиональной ориентации через школьные предметы, в новых стандартах предметные результаты освоения программы основного общего образования включают профориентационные показатели: формирование активной позиции школьника при решении задач в области социальных отношений; формирование представлений подростков о мире профессий, рынке труда. Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях. При этом предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. В свою очередь, предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию. Они предполагают развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоения основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету. Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.

В стандартах отмечается, что предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности. Образовательным учреждением предоставляется обучающимся

возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих учебные предметы из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), в том числе интегрированные учебные предметы «Естествознание», «Об-ществознание», «Россия в мире», «Экология», дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся. Обеспечивается реализация учебных планов одного или нескольких профилей обучения (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный) при наличии необходимых условий профессионального обучения для выполнения определенного вида трудовой деятельности (профессии) в сфере технического и обслуживающего труда. Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 9 (10) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной настоящим стандартом, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области. Кроме того, в учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуальных проектов.

Следует признать, что наиболее приемлемым вариантом профильного обучения на современном этапе является использование уровневой дифференциации, когда профильность обучения достигается за счет изучения различных курсов на базовом и повышенном уровнях. Возможно использование средств профильной дифференциации, так как они в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, познавательных способностей, их последующих профессиональных намерений. Соответственно, актуализируется способность учителя осуществлять названные формы дифференциации.

Важным ресурсом для успешной профилизации школьников является предусмотренная стандартом внеурочная деятельность, которая определяется как деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана и отличается от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые

столы, конференции, диспуты, КВН, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, проектные, поисковые и научные исследования и т. д. В рамках внеурочной деятельности ученик может знакомиться с миром профессий, их содержанием, осуществлять профессиональные пробы, приобретать необходимые личностные и профессионально значимые качества.

Следовательно, учителям необходимы практи-ко-ориентированные формы повышения квалификации по разработке программ внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации обучающихся, включающих описание методов и форм профессиональной ориентации в образовательном учреждении. Учитывая особенности социума современных старшеклассников (огромный поток информации, быстрое взросление, отсутствие постоянных и серьезных обязанностей), можно утверждать, что формальные профориентационные лекции и собрания в больших залах должны остаться в прошлом. Приоритетной задачей системы повышения квалификации является поддержка учителя в овладении эффективными формами профориентационной работы для развития широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций школьников, обеспечивающих успешность в их будущей профессиональной деятельности.

Опыт реализации концепции профильного обучения в российских школах определил направления организации профильного обучения. Например, сохраняются модели внутришкольной профи-лизации (однопрофильная и многопрофильная школа) и сетевой организации, соответственно, значимыми задачами для управленцев и учителей остается поиск инновационных решений по разработке и реализации программ элективных курсов с использованием проблемных методов обучения. Элективные курсы выполняют важные функции для самоопределения старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности: они могут поддерживать изучение основных профильных предметов либо служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.

При этом практика подтверждает, что поэтапное моделирование профориентационной работы приводит к более осознанному выбору старшеклассником профиля и дальнейшего профессионального пути. Так, в начальной школе ученики знакомятся с миром профессий и проходят предварительную профессиональную диагностику. В основной школе расширяются представления школьников о профессиональном труде, происходит специализированное тестирование. На этапе предпро-

филя у обучающихся закладываются основы профессионально ориентированного самосознания, и для первичного осмысления им предлагаются доступные школе профили обучения. Прохождение названных этапов необходимо для того, чтобы в старшей школе осуществлять профессионально ориентированную дифференциацию содержания образования [2, 3].

Работа по профессиональной ориентации должна осуществляться с учетом психологических особенностей школьников подросткового возраста, который связан со сложными процессами перестройки организма, развития самосознания, формирования нового типа отношений со взрослыми и сверстниками. В этот период становления субъектности подростка учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию. Поэтому актуальным становится вовлечение школьников в проектирование собственной учебной деятельности, построение своей траектории образования.

Наряду с этим выдвигается требование обеспечения гибкости профиля, поскольку первоначальный выбор профиля не может быть окончательным, жестко определяющим обучение на протяжении всей старшей ступени. Поэтому должны действовать механизмы регулярного переосмысления правильности сделанного ранее выбора и коррекции образовательной траектории, смены профиля обучения.

В обучении педагогов необходимо опираться на технологии, формирующие основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Соответственно, в числе умений, на развитие которых должны быть нацелены программы повышения квалификации педагогов, сопровождающих профессиональное самоопределение школьников, следует указать следующие: умения обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся; осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий. Организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта. Осуществлять комплексную оценку способностей обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использовать возможности ИКТ. Становится очевидным, что в качестве наиболее актуальных подходов в профильной школе выступают: приоритет вдохновляющего педагогического стиля общения [4], педагогический анализ урока, реализую-

щий системно-деятельностный подход [5], технология развития индивидуального познавательного стиля ученика [6], технология вариативного обучения [7].

Организация сопровождения индивидуальной образовательной траектории учащегося в профильном обучении актуализирует профессиональное мастерство учителя в обеспечении дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса [8]. Здесь важен технологический арсенал, который, несомненно, существенно обогащает дидактическое обеспечение учебной деятельности (вариативные, диалоговые, эвристические, индивидуализированные технологии). Однако накопление педагогических средств должно обновляться главным образом за счет расширения прав и избирательных возможностей школьников в образовательном процессе, т. е. упрочения их субъектной позиции на учебном занятии.

Следует отметить, что именно урок (учебное занятие) остается ведущей формой профориентационной работы как часть традиционной классноурочной системы организации учебно-воспитательного процесса. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что современный урок, ориентированный на формирование метапредметных умений у обучающихся, опосредованно способствует развитию профессиональных устремлений учащихся и важных компетенций. В подтверждение сказанному рассмотрим урок с позиции ФГОС: обеспечиваются условия ученику самостоятельно сформулировать планируемые результаты собственной образовательной деятельности и способы их достижения, т. е. сформулировать учебные цели, а затем самостоятельно действовать и оценивать результаты учения по понятным и обоснованным критериям. Стимулируется субъектная функция ученика в образовательном процессе - возможность инициировать собственную активность и нести ответственность за результаты деятельности. Значит, структура, содержание и технологии урока по учебной дисциплине или учебное занятие профильного обучения поддерживают ученика в продвижении от самостоятельного целеполагания до рефлексии полученного результата, что, несомненно, работает на развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных компетенций ученика - будущего профессионала. А предметное содержание урока в данном случае является интересным для освоения материала и может выступать ориентиром для выбора дальнейшего профилирующего направления в образовании школьника.

На основании сказанного можно утверждать, что центральную позицию в профессиональном развитии учителя должно занимать овладение

технологией урока (учебного занятия) как инструмента педагогической поддержки старшего школьника в социальном и профессиональном самоопределении, развитии личностно значимых качеств и жизненно важных компетенций.

Таким образом, в качестве положительного фактора можно отметить, что новое содержание профильного образования формируется не за счет введения в перегруженную школьную программу обязательных часов и уроков профориентации. Экспериментальный опыт профилизации показывает, что реализация профильного обучения на старшей ступени возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся. При этом, соответственно, должен возрастать объем вариативного компонента, обеспечивающего дифференциацию содержания образования. Поэтому ресурсные возможности профильного обучения на старшей ступени потребуют новых решений в их оптимальной организации, для того

чтобы стать более индивидуализированными, функциональными и эффективными для формирующихся профессиональных интересов ученика. В свою очередь, новые требования к учителю в условиях реализации ФГОС диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педагогических кадров. С целью решения данной задачи необходимо разработать модели структуры и содержания подготовки специалистов профильной школы (управленцев, учителей, тьюторов, психологов, профконсультантов и др.) на основе современных подходов к организации послевузовского образования. По мнению авторов, в обеспечении более гибкой системы профориентационной работы и профильного обучения особую роль приобретают сетевые формы, предусматривающие объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

Список литературы

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 159 с.

2. Абатурова В. В., Кравцов С. С. Сборник нормативных документов и методических материалов по предпрофильной подготовке и профильному обучению. М.: Вентана-Граф, 2007. 224 с.

3. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. М.: Академия, 2005. 128 с.

4. Сластёнин В. А., Колесникова И. А. Воспитательная деятельность педагога. М.: Академия, 2008. 336 с.

5. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. Е., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению. М.: Вита-пресс, 2012. 288 с.

6. Галеева Н. Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса // Управление школой. 2007. № 18. С. 38-47.

7. Пикан В. В. Технология вариативного обучения. М.: Перспектива, 2008. 144 с.

8. Румбешта Е. А., Власова А. А. Профильное обучение и подготовка будущего учителя // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 6 (43). С. 90-95.

Печерица Э. И., кандидат педагогических наук, доцент.

Томский областной институт повышения квалификации работников образования.

Ул. Пирогова, 10, Томск, Россия, 634034.

E-mail: inostr@edu.tomsk.ru

Материал поступил в редакцию 20.01.2014.

E. I. Pecheritsa

PECULIAR FEATURES OF REALIZATION OF PROFILE TRAINING OF SCHOOLCHILDREN IN CONDITIONS OF INTRODUCTION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

The article examines the current state of profile education. Possible resources in education for further profile school development are shown. The need for re-considering of the approaches to teachers training on the basis of the new educational standards is stressed.

Key words: Educational standards, variability, profile education, professional orientation, universal study actions, professional self-determination.

References

1. Asmolov А. G., Burmenskaya G. V., Volodarskaya I. A., Karabanova O. A., Salmina N. G., Molchanov S. V. Universal educational actions forming at primary school: from thought to action. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2010. 159 p. (in Russian).

2. Abaturova V. V., Kravtsov S. S. Collection of normative documents and methodical materials on pre-profile training and profile education. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2007. 224 p. (in Russian).

3. Chistyakova S. N. Pedagogical support of schoolchildren self-determination: methodical supply for schoolchildren profile and professional education. Moscow, Academia Publ., 2005. 128 p. (in Russian).

4. Slastenin V. A., Kolesnikova I. A. Educational activity of a teacher: study guide for students. Moscow, Academia Publ., 2008. 336 p. (in Russian).

5. Dusavitsky A. K. Lesson in elementary school. Realization of system-activity approach to teaching. Moscow, Vita-press Publ., 2012. 228 p. (in

Russian).

6. Galeeva N. L. Deputy director and a teacher as subjects of management of educational process quality. School management, 2007, no. 18, pp. 38-47 (in Russian).

7. Pikan V. V. Technology of variable education. Moscow, Perspektiva Publ., 2008. 144 p. (in Russian).

8. Rumbeshta E. A., Vlasova A. A. Profile Training and Preparation of the Future Teacher. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2004, no. 6 (43), pp. 90-95 (in Russian).

Tomsk Regional Teachers’ Professional Re-Training Institute.

Ul. Pirogova, 10, Tomsk, Russia, 634034.

E-mail: inostr@edu.tomsk.ru