УДК 37.047
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
Е. Л. Руднева, Ю. А. Лях
PROFILE EDUCATION AS A PART OF PROFESSIONAL ORIENTATION
E. L. Rudneva, Ju. A. Lyah
Авторами обозначена региональная направленность профильного обучения, которая определяет специфику региональных особенностей (этнографических, историко-культурных, социально-экономических и др.), реализуемых в рамках регионально-национального компонента учебного плана, а также указанны принципы профильного обучения, претендующие на реализацию развивающего подхода к профильному обучению.
The authors designate regional orientation of profile education, which defines the specific character of regional features (ethnographical, historical and cultural, socio-economic and etc.), realizing in the network of regional-national component of curriculum. They also point out the principals of profile education, pretending to realization of developmental approach to profile education.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, предпрофильная подготовка, портфолио, профильное обучение, региональная направленность.
Keywords: professional self-determination, preprofile training, portfolio, profile education, regional orientation.
В “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” подчеркивается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны». Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать это общество и это государство. Поэтому современные тенденции образования развиваются в рамках профильного обучения на старшей ступени общего образования.
Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях не позволяет выстроить эффективную систему, направленную на осознанный выбор будущей профессиональной деятельности. Большинство выпускников и их родителей отдают предпочтение тому, чтобы знать основы «главных» предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться.
Основная задача руководителей и педагогов -создать условия для открытия каждым учащимся себя, то есть своего потенциала и всех его сторон, организовать процесс, направленный на профессиональное самоопределение личности. Школа становится местом пробы сил учащихся, местом, в котором возможно осуществить выбор областей деятельности и её форм.
По данным Центра социально-профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО, две трети старшеклассников делают выбор своей профессиональной судьбы необоснованно. Факторы, оказывающие влияние на выбор профиля обучения, могут быть следующие: средства массовой инфор-
мации, совет родителей, «за компанию» с товарищами, убежденность учащегося в наличии полных знаний о профессии и т. д.
Анализ психолого-педагогической литературы, изучение и анализ современной ситуации в школе позволил выявить причины, затрудняющие выбор профессиональных намерений учащихся. Одной из причин является недостаточное знание учащимися мира профессий. Диагностика знаний учащимися мира профессий показала, что ученик может назвать от 10 до 40 существующих профессий, в то время как перечень профессий составляет более 40 тысяч.
Вторая причина - это низкая культура психологических знаний учащихся, недостаточная осведомленность их (и их родителей) о своих способностях, индивидуально-психологических особенностях,
склонностях. Психологическая служба, созданная в школе, не может компенсировать выявленный пробел в знаниях учащихся.
Отсутствие знаний о профессиональной пригодности - третья причина, затрудняющая выбор учащихся. Многие престижные профессии, которые сегодня выбирают школьники, предъявляют определенные требования к соискателям, о которых выпускники школы не знают. Знания о той или иной профессии ученик чаще всего получает из средств массовой информации (фильмы, публикации, книги), от товарищей и, в крайнем случае, от своих родителей. Получив в вузе, колледже, лицее и других образовательных учреждениях ту или иную специальность, бывший выпускник понимает, что это «не его» и работать в данной сфере он не будет.
Поэтому большая ответственность в правильном выборе профессиональных намерений учащимися лежит на образовательном учреждении.
Профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре ребенок примеряет на себя разные профессио-
нальные роли, и проигрывает связанное с ним поведение.
В 13 - 15 лет наступает период развития профессионального самосознания, когда происходит формирование у школьников личностного смысла выбора профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Для этого учащиеся должны овладеть максимумом знаний, умений по научным основам выбора профессии, которые приобретаются в процессе изучения специальных курсов.
В 16 - 17 лет (10 - 11 классы) - происходит уточнение социально-профессионального статуса. У учащихся концентрируется внимание на формировании профессионально важных качеств в избранном виде труда, контроле и коррекции профессиональных планов, способах оценки результатов, достижений в избранной деятельности, самоподготовки к ней и саморазвития; целенаправленно осуществляется социально-профессиональная адаптация старшеклассников (формирование не только профессиональных знаний, умений, но и развитие норм, ценностей конкретного трудового коллектива).
Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.
Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к предметно-трудовой среде и способ самореализации в ней, который зависит от:
- ценностных ориентаций и установок;
- уровня сформированности представлений о профессии;
- уровня развития самооценки;
- способностей, склонностей и интересов;
- уровня развития профессиональной мотивации;
- личностных особенностей;
- социальной среды, реальных жизненных условий (семейные отношения, здоровье, материальное обеспечение и др.).
Все вышесказанное определяет необходимость уделять особое внимание ситуации выбора школьниками профиля обучения на более ранних возрастных этапах. Цель образовательного учреждения -организация психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся, которая направлена на последовательную реализацию права подрастающего гражданина на сознательный выбор профессии.
Решение выявленных проблем возможно через реализацию в школе идей профильного обучения. Профильное обучение начинается с организации в школе предпрофильной подготовки, которая является подсистемой профильного образования старшей школы и выполняет подготовительную функцию. В образовательном учреждении необходимо создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащихся, через органи-
зацию курсов по выбору, информационную работу и профессиональную ориентацию.
В значительной мере развитию практико-ориентированной составляющей способствует включение в содержание обучения профориентационного компонента. Этот компонент мы понимаем не просто как знакомство с конкретной профессией или как поход с экскурсией, например, на завод. Мы считаем целесообразным разработать специальную систему мер, позволяющую школьникам осознать и понять себя в плане не только избираемого профиля, но и во взаимосвязи с будущей профессиональной деятельности и карьеры.
В ходе учебного процесса мы считаем целесообразным обеспечить школьников различной информацией о достижениях науки, практики в различных областях профессионального труда. Не менее значимым является способствовать приобретению ими практического опыта не в абстрактнопознавательной деятельности, а максимально приближенной к реалиям рыночной экономики, культуре, социуму, профессиональному труду.
Этому способствуют такие формы и методы, как творческие мастерские, практики на рабочих местах, проектная деятельность и др. Целесообразно внести коррективы и в классно-урочную систему, где главную роль играет учитель, а школьники остаются пассивными слушателями всегда правого взрослого, который, как правило, использует репродуктивные методы обучения на уроке.
Существует позитивный опыт международной сети продуктивных школ, который подтверждает, что организация проектной практики подростков на реальных рабочих местах повышает их мотивацию, стимулирует развитие разнообразных интересов, задает новый смысл их учебе и самообразованию. Главной при таком подходе становится не сдача зачетов и экзаменов за прослушанные общеобразовательные или профильные курсы, а комплексная оценка выполненных продуктов. К сожалению, при итоговой аттестации выпускников основной школы в процессе профильного обучения акцент делается на академические достижения и портфолио, а не на уровне социальной зрелости учащихся, выраженный в готовности к самостоятельному выбору профиля обучения и продолжению обучения в старшей профильной школе и дальнейшей профессиональной карьере.
Следует предусмотреть специальные средства психолого-педагогической диагностики, позволяющих конкретизировать и обобщать весь комплекс факторов, влияющих как на готовность учащихся к выбору профиля обучения, так и дальнейшего жизненного, профессионального и социального становления.
Принципы профильного обучения, являющиеся основанием для реализации целей, его задач и содержания, согласуются с принципами личностноориентированного образования и в то же время имеют свою специфику.
Принципы профильного обучения, кроме обычных «общеучебных» характеристик, таких как развивающий, деятельностный характер образования,
вариативность, индивидуализация, включают и такие, как интеграция образовательного процесса с социумом, региональная направленность образования и др.
Дифференциация профильного обучения нацелена на создание выбора возможностей для реализации индивидуальных образовательных программ, для удовлетворения интересов, склонностей и способностей учащихся с учетом их образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям рынка труда в компетентных кадрах.
Развивающий, деятельностный характер профильного обучения усиливает в содержании образования практическую направленность и деятельностный компонент (основные виды и способы учебной деятельности, сопряженные с изучаемыми образовательными областями, определенными предметами, их разделами, темами.
Вариативность профильного обучения характеризуется многоуровневостью и вариативностью учебных планов, образовательных программ, содержания образования, использованием различных технологий, предоставления школьнику выбора свободно изучаемых дисциплин, смены видов деятельности, использования интегративного подхода в изучении обязательных предметов, активного включения творческого начала в учебный процесс.
Интеграция профильного обучения с социумом должна обеспечивать через учебные задачи на каждом этапе обучения различные виды деятельности, социальные практики, социальные роли и должна способствовать самоопределению старшеклассников, приобретению ими социальных компетенций.
Региональная направленность профильного обучения определяет специфику региональных особенностей (этнографических, историко-культурных, социально-экономических и др.), реализуемую в рамках регионально-национального компонента учебного плана с целью приобщения учащихся к национальным ценностям культуры и превращения образования в реальный механизм общественного и культурного развития различных регионов страны в целом.
Указанные принципы в значительной мере претендуют на реализацию развивающего подхода к профильному обучению. Как эту идею согласовать с содержанием, формами и методами профильного обучения и в целом с его сущностью.
Концепция профильного обучения ориентирует на непрерывную подготовку в системе школа - вуз, с учетом индивидуализации обучения и социализации обучающихся.
Таким образом, по целому спектру разнообразных причин у школьников будет расти интерес к профильному образованию, как к «предпрофессио-нальной» ступени.
Переход к профильному обучению возможен при наличии ряда педагогических, ресурсных и организационных условий, созданных в общеобразовательном учреждении.
Первая группа условий - педагогические:
— наличие опыта работы по программам углубленного изучения предмета;
— наличие опыта предоставления ученикам выбора (курсов, программ, заданий, форм оценивания, форм контроля);
— наличие у учащихся опыта построения своего образовательного маршрута; осознание личной значимости образования;
— знание учащимися своих познавательных возможностей и интересов, понимание смысла своего образования и его взаимосвязи с будущей профессиональной карьерой и личным жизненным успехом;
— наличие опыта диагностики познавательных интересов и возможностей учащихся, их склонности к тем или иным профессиям.
Вторая группа условий - ресурсные:
— обеспечение равного доступа к получению образовательных услуг (в том числе дополнительных, платных) для всех желающих учащихся;
— наличие высококвалифицированных педагогических кадров, имеющих опыт инновационной деятельности;
— учебно-методическое сопровождение (наличие учебно-методических комплексов по профильным предметам и элективным курсам, готовность учителя к их адаптации на профильный и базовый уровень);
— связь с учреждениями профессионального образования, с иными учреждениями образования, культуры, которые могут содействовать реализации профильного обучения;
— материально-техническое обеспечение программ профильного обучения (наличие библиотеки, современного оборудования предметных кабинетов, кабинета информационных технологий, обеспечивающего доступ к современным базам данных).
Третья группа условий - организационные:
— наличие опыта организации предпрофильной подготовки учащихся, в частности, через введение предпрофильных курсов по выбору (курсы должны носить краткосрочный характер, быть чередующимися, обеспечивающими возможность выбора учащимися);
— наличие внутришкольных механизмов комплектования 10-х профильных классов;
— наличие опыта введения накопительной оценки (портфолио учащегося), учитывающей разнообразные достижения учащегося, подтверждающей его учебные успехи и ориентацию на освоение того или иного профиля;
— наличие внутренних нормативных документов (приказов, распоряжений, положений, договоров и т. п.) для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения).
Поэтому, необходимо учитывать взаимосвязь и использование материальных и кадровых ресурсов учреждений дополнительного и профессионального
образования, организаций и предприятий промышленной сферы, но совершенно не рассматривается учет потребностей регионального рынка труда, и его развитие на ближайшую перспективу.
Таким образом, профильное обучение при своей организации представляет собой динамический процесс, при котором содержание и технологии обучения варьируются в зависимости от образовательных потребностей его участников, ресурсного обеспечения и условий организации.
А потому, переход к профильному обучению мы рассматриваем, как новую попытку на основе имеющегося опыта преодолеть недостатки и отрицательные эффекты, накопившиеся в отечественном образовании.
Литература
1. Лапшина, Я. Ф. Службы контроля качества образования: системный подход / Я. Ф. Лапшина, В. В. Спасская // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2001. - № 5.
2. Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783.
3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Нормативнометодические материалы Минобразования России // Дидакт. - 2002. - № 5.
4. Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения: Приказ от 26.06.03 №2757 // Вестник образования. - 2003. - № 15. - С. 6.
5. Основные направления опытно-
экспериментальной работы по введению профильного обучения в 2004/2005 учебном году // Профильная школа. - 2004. - № 3. - С. 3 - 5.