Научная статья на тему 'Довузовское образование в системе современной профессиональной подготовки'

Довузовское образование в системе современной профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1890
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОЛИМПИАДА / УНИВЕРСИТЕТ / АБИТУРИЕНТ / ШКОЛА / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИННОВАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / CONTINUING EDUCATION / OLYMPICS / UNIVERSITY / APPLICANT / SCHOOL / CAREER GUIDANCE / PRE¬UNIVERSITY TRAINING / INNOVATION / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Ольга Николаевна, Кобзева Наталья Ивановна

В утверждающихся реалиях современной образовательной парадигмы довузовское образование выступает значимым компонентом непрерывного образования, обеспечивающим преемственность между ступенями основного (общего) и высшего образования. Обоснованное включение довузовского образования в систему непрерывного образования делает его значимым фактором актуализации процесса подготовки будущего специалиста, бакалавра, магистра в соответствии с требованиями и вызовами XXI века. Тем самым реализуется своеобразный «нулевой курс» подготовки к обучению в современном университете, что позволяет абитуриентам не только успешно выдерживать вступительные испытания, но и впоследствии более качественно осваивать профессионально-ориентированные учебные дисциплины (модули). Система взаимодействия университета со школами базируется на идеях кластерного подхода в образовании: вокруг университета объединяются образовательные организации общего и дополнительного образования детей, муниципальные образования городов и районов области на основе общности целей. При этом университет является интеллектуальным центром, обеспечивающим школы инновациями, научными и научно-методическими знаниями, передовым педагогическими и информационными технологиями, преподавателями-консультантами, преподавателями-тьюторами. Следовательно, современные требования к подготовке специалистов, бакалавров и магистров, при которых направленность профориентации в значительной степени определяется состоянием рынка труда, обуславливают необходимость совершенствования профориентационной работы и тесного сотрудничества высшей школы с образовательными организациями общего, среднего профессионального и дополнительного образований, с представителями органов власти, руководителями системы образования муниципального и областного уровней. Таким образом, довузовский этап образования можно рассматривать как одну из составляющих фундамента модернизации отечественной высшей школы, при этом высокое качество довузовского образования, связанное с достижением требуемого уровня подготовленности абитуриента к обучению и формированием мотивационного потенциала к будущей профессии, трансформируется в системообразующую цель высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казакова Ольга Николаевна, Кобзева Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRE¬UNIVERSITY EDUCATION IN THE SYSTEM OF MODERN PROFESSIONAL TRAINING

Those who live in the realities of the modern educational paradigm of pre¬University education is an important component of continuous education that provides continuity between the stages of the main (General) and higher education. An informed inclusion of pre¬University education in the continuing education system makes it a significant factor in the actualization of the process of preparation of future specialist, bachelor’s, master’s in accordance with the requirements and challenges of the XXI century. Thus is implemented a kind of “zero course” preparation for learning in a modern University that allows students to not only successfully pass the entrance tests, but also subsequently improved the quality of master professionally oriented academic disciplines (modules). System interaction of the University with schools is based on the ideas of the cluster approach in education: around the University combined educational organization of General and additional education of children, municipal formations of cities and districts of the region on the basis of common objectives. The University is the intellectual center supporting school innovation, scientific and methodological knowledge, advanced pedagogical and information technologies, instructors, consultants, teachers¬Tutors. Therefore, modern requirements to training of specialists, bachelors and masters, in which the focus of counseling is largely determined by the condition of the labor market, lead to the need for improved career guidance and close cooperation of the higher school educational institutions of General, secondary professional and additional entities, representatives of authorities, the education authorities municipal and regional levels. Thus, the pre¬University stage of education can be considered as one of the components of the Foundation of modernization of Russian higher school, while the high quality of pre¬University education, associated with the achievement of the required level of preparedness of the applicant to the training and formation of the motivational potential for the future of the profession, transformirovalsya in the strategic goal of higher education.

Текст научной работы на тему «Довузовское образование в системе современной профессиональной подготовки»

УДК 378.096

Казакова О.Н., Кобзева Н.И.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: [email protected]; [email protected]

ДОВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В утверждающихся реалиях современной образовательной парадигмы довузовское образование выступает значимым компонентом непрерывного образования, обеспечивающим преемственность между ступенями основного (общего) и высшего образования. Обоснованное включение довузовского образования в систему непрерывного образования делает его значимым фактором актуализации процесса подготовки будущего специалиста, бакалавра, магистра в соответствии с требованиями и вызовами XXI века. Тем самым реализуется своеобразный «нулевой курс» подготовки к обучению в современном университете, что позволяет абитуриентам не только успешно выдерживать вступительные испытания, но и впоследствии более качественно осваивать профессионально-ориентированные учебные дисциплины (модули).

Система взаимодействия университета со школами базируется на идеях кластерного подхода в образовании: вокруг университета объединяются образовательные организации общего и дополнительного образования детей, муниципальные образования городов и районов области на основе общности целей. При этом университет является интеллектуальным центром, обеспечивающим школы инновациями, научными и научно-методическими знаниями, передовым педагогическими и информационными технологиями, преподавателями-консультантами, преподавателями-тьюторами.

Следовательно, современные требования к подготовке специалистов, бакалавров и магистров, при которых направленность профориентации в значительной степени определяется состоянием рынка труда, обуславливают необходимость совершенствования профориентационной работы и тесного сотрудничества высшей школы с образовательными организациями общего, среднего профессионального и дополнительного образований, с представителями органов власти, руководителями системы образования муниципального и областного уровней.

Таким образом, довузовский этап образования можно рассматривать как одну из составляющих фундамента модернизации отечественной высшей школы, при этом высокое качество довузовского образования, связанное с достижением требуемого уровня подготовленности абитуриента к обучению и формированием мотивационного потенциала к будущей профессии, трансформируется в системообразующую цель высшего образования.

Ключевые слова: непрерывное образование, олимпиада, университет, абитуриент, школа, профориентация, довузовская подготовка, инновация, компетенции.

Мировые тенденции общественно-экономического развития порождают новые требования к качеству профессионального высшего образования, актуализируют компетентностные ориентиры в подготовке современного специалиста как субъекта творческого саморазвития, продуктивного самоопределения и успешной самореализации, способного не только постоянно, на протяжении всей жизни овладевать новыми знаниями и компетенциями, но и свободно адаптироваться в динамичной среде информационного социума.

Направленное утверждение идеалов и идей непрерывного образования обуславливает самоценную значимость и преемственную незаменимость каждого из этапов образовательного развития, с учетом потребностей, желаний и интересов обучаемых, возможностей современных педагогических и информационных технологий, изменений требований к результатам подготовки.

На протяжении многих лет Оренбургский государственный университет (ОГУ) осуществляет целенаправленную работу по формированию широкой сети образовательных структур в рамках предпрофильной подготовки молодежи. Комплексная и системная работа с абитуриентами позволила в последние годы в условиях жесткой конкуренции вузов, демографического спада, кризисных явлений в экономике осуществлять полноценный набор студентов в Оренбургский государственный университет на конкурсной основе, как на бюджетные, так и внебюджетные места. При этом качественные изменения системы высшего образования обеспечиваются посредством развития как высшей школы в целом, так и системы довузовского образования, в частности. Современное высшее образование предполагает высокий уровень подготовленности абитуриентов по базовым предметам, а также осознанности выбора ими направлений профессиональной подготовки.

Система довузовского образования ОГУ ставит своей целью координацию усилий управленческого и преподавательского коллективов университета по выработке единых подходов к повышению качества образования в данной системе подготовки, приведению целей и функций в соответствие с требованиями изменившейся ситуации. Кроме того, демографические аспекты проблемы, востребованность на рынке труда высококвалифицированных определившихся в профессии мобильных специалистов, коренное изменение стратегии и тактики международных контактов, повышение имиджа российского образования за счет активного привлечения студентов из-за рубежа требуют новых подходов к организации работы довузовских структур.

В обострившейся ситуации «борьбы за абитуриента» в объективно-складывающихся условиях конкурентного рынка образовательных услуг сфера довузовского образования, где происходит в буквальном смысле «первая встреча» будущего студента с университетом, выступает значимым (презентационным) средством формирования образовательного имиджа вуза, повышения его образовательной (мотивационной) привлекательности для будущего абитуриента и его родителей.

Довузовская система образования зарекомендовала себя в условиях перехода к проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) по профильным предметам (учету в качестве вступительных испытаний в вузы), как эффективная форма подготовки не только к поступлению, но, главное, к последующему обучению в высших учебных заведениях.

Феномен довузовского образования, представленный в области гуманитарного знания совокупностью конкретизирующих определений («система довузовского образования», «довузовское профильное образование», «довузовское пред-профильное образование», «довузовское до-профильное образование», «довузовская подготовка» и др.), в своих сущностных пониманиях выступает как:

- базовое звено модернизации отечественного образования в условиях перехода к информационному социуму, выступающее решающим условием формирования системы современных социально-значимых ценностей (самостоятельность, инициативность, ответственность, кри-

тичность, постоянная потребность в самообразовании) [13];

- звено системы непрерывного образования как ступень к получению высшего образования - важный этап в жизни молодого человека на пути к приобретению профессии и личностному становлению, который связан с развитием способностей, творческой активности, формированием лидерских качеств, способствующих профессиональному выбору, вхождению в культурное пространство высшей школы и приобщению к работе в научных коллективах;

- качественный фундамент подготовки будущих специалистов - действенный залог успеха в профессиональной деятельности и конкурентоспособности;

- определяющий («втягивающий») фактор гармоничного и естественного перехода от школьника к студенту: студент, получивший довузовское образование, мотивирован к постоянной верификации своих знаний и при выявлении каких-либо несоответствий, обладает стремлением получать дополнительные новые знания.

Довузовская подготовка является одной из составляющих непрерывного образования, ведущей формой реализации его целей и задач в условиях дополнительной подготовки обучаемых (абитуриентов) к тому или иному школьному общеобразовательному предмету для получения высоких баллов по ЕГЭ и дальнейшего поступления, чаще всего, в высшие учебные заведения.

В утверждающихся реалиях современной образовательной парадигмы довузовское образование выступает значимым компонентом непрерывного образования, ведущей формой реализации его целей и задач в условиях дополнительной подготовки будущих специалистов, бакалавров, магистра в соответствии с требованиями и вызовами XXI века, что обеспечивает преемственность между ступенями общего и высшего образования.

В этом отношении сфера довузовского образования реализует две основные взаимосвязанные функции образовательного процесса:

1. обучающую (учебную), осуществляемую в плоскости довузовской подготовки;

2 личностно-развивающую, собственно воспитательную, обусловленную непо-

средственным приобщением абитуриентов к содержательно-смысловым реалиям и ценностям университетской (вузовской) жизни.

Тем самым, система довузовского образования реализует своеобразный «нулевой курс» подготовки к обучению в современном университете, что позволяет абитуриентам не только успешно выдерживать вступительные испытания, но и впоследствии более качественно осваивать профессионально-ориентированные учебные дисциплины (модули).

Основной целью системы довузовского образования ОГУ является координация, повышение качества и развитие деятельности университета на региональном, федеральном и международном уровне по следующим направлениям:

- повышение качества набора в университет, привлечение абитуриентов, в том числе потенциальных;

- подготовка всесторонне развитого конкурентоспособного абитуриента, а в дальнейшем и студента, способного и желающего учиться, постоянно стремящегося к самосовершенствованию, развитию личностных и профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций;

- выявление, поддержка и образовательное сопровождение талантливой молодежи;

- взаимодействие с учительским сообществом и продвижение образовательных услуг университета в рамках основных направлений образовательной деятельности.

В сложившейся ситуации необходимы новые концептуальные подходы для эффективной организации работы университетской системы довузовского образования, которые позволят решить следующие задачи:

- разработка стратегии повышения качества довузовской подготовки;

- позиционирование университета как образовательного, интеллектуального, научно-методического, просветительского центра;

- интеграция общего, среднего и высшего образования, создание единого образовательного, информационного, культурного, научно-методического и воспитательного пространства личностного развития обучаемых;

- профилизация и популяризация не только профильных предметов общеобразовательной подготовки (математика, химия, физика, био-

логия и др.), но и междисциплинарных (математические методы в экономике, культурология и др.);

- повышение уровня территориально-социальной доступности образовательной подготовки (образования) и возможностей интеллектуального развития (олимпиадно-конкурсное движение), в том числе, за счет внедрения дистанционных (компьютерных, мультимедийных) форм и методов обучения;

- усиление научно-исследовательского направления на этапе предпрофильной подготовки абитуриентов;

- повышение профессионального мастерства преподавателей, работающих в системе довузовского образования, и учительского корпуса;

- расширение сферы профориентационной работы, обогащение ее форм и методов, в том числе, в аспекте утверждения позитивного образовательного имиджа вуза;

- формирование организационно-содержательного пространства успешной социализации, воспитания и адаптации абитуриентов, в том числе, за счет направленного расширения сферы индивидуальных образовательных достижений обучаемых как субъектов осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории.

Оренбургский государственный университет в организации деятельности в области довузовского образования оперирует рядом принципов:

- добровольность участия (абстрагируемся от отношения к довузовской подготовке как деятельности, носящей формальный характер, при этом направленной на привлечение потенциального абитуриента; ориентируемся на индивидуальный подход к каждому старшекласснику, его профессиональную ориентацию с целью совпадения выбора университета абитуриентом и абитуриента университетом);

- открытость - возможность обучаться без предварительного отбора; расширение субъектного пространства довузовского образования, осуществляемое за счет создания условий для активного включения в процесс подготовки школьников среднего и младшего звена; повышение внимания к предпрофильной подготовке школьников (8-9 классы); создание условий для осознанного выбора будущей профессии;

- социально-территориальная, информационная доступность - широкое использование дистанционных образовательных технологий в удаленных от университетского центра населенных пунктах; обеспечение равного доступа к полноценному образованию независимо от материального достатка семьи, социального статуса, национальной принадлежности; обучение детей с ограниченными возможностями; организация и поддержка взаимодействия старшеклассников с вузовской средой, с образовательным и культурным пространством высшего учебного заведения; информационная наполняемость сайта университета и сайтов образовательных организаций г. Оренбурга и Оренбургской области;

- системность - обеспечение системного характера развития довузовской подготовки в ОГУ; расширение спектра образовательных услуг, предоставляемых университетом в сфере предпрофильной подготовки; организация обучения в школах, имеющих договор о сотрудничестве в области образовательной деятельности [6];

- преемственность, непрерывность и последовательность - довузовский образовательный процесс переходит последовательно из одной стадии в другую, сохраняя и поддерживая базовые ценности и ориентиры современной образовательной парадигмы;

- воспитание личности будущего специалиста, повышенное внимание становлению личностных черт характера, определяющих итоговую успешность профессионально-жизненной самореализации;

- соответствие (опережающее) качества подготовки актуальным и перспективным потребностям общества и личности.

В региональном образовательном пространстве Оренбуржья создана система взаимодействия Оренбургского государственного университета с образовательными учреждениями, которая базируется на идеях кластерного подхода в образовании. Реализуемое взаимодействие университета со школами, муниципальными образованиями городов и районов области способствует распространению передовых педагогических технологий, внедрению опыта педагогов-новаторов, его обобщению и доведению до научного знания, локально-

му решению проблемы преемственности всех уровней образования, совершенствованию содержания образования субъектов кластера. Роль университета (интеллектуального центра) в кластере состоит в обеспечении сотрудничающих субъектов инновациями, научными и научно-методическими знаниями, передовыми педагогическими и информационными технологиями, преподавателями-консультантами, преподавателями-тьюторами [11].

Реализация идей кластерного подхода - это согласованная деятельность большого количества структурные подразделения университета:

- учебно-методическое управление;

- дворец юных техников «Прогресс»;

- центр довузовской подготовки «Абитуриент»;

- университетские компьютерная и физико-математическая школы;

- факультеты и кафедры университета, включая различные Центры (профориен-тационная работа, олимпиадная и учебно-исследовательская деятельность);

- научная библиотека ОГУ (просветительская работа);

- музеи университета (просветительская работа);

- студенческий центр ДК «Россия» (организация работы кружков, секций, студий);

- учебно-спортивный комплекс «Пингвин» (организация работы секций).

Одной из форм развития образовательного кластера в области довузовского образования является развитие сети университетских профильных классов в виде реализации одной из следующих двух моделей: первая модель, ориентированная на углубленное изучение школьниками определенных областей знаний; вторая модель, направленная на профессиональное самоопределение и социализацию на рынке труда.

Основные направления деятельности системы довузовского образования ОГУ можно представить следующим образом: работа с одаренными детьми, организация научно-исследовательской деятельности школьников; подготовка учащихся к поступлению в вуз; реализация дополнительных образовательных программ; разработка учебно-методических ма-

териалов; развитие профильного образования; культурно-просветительская и профориентаци-онная деятельность.

Работа с одаренными детьми осуществляется посредством: организации и проведения конкурсов, конференций и олимпиад различного уровня; индивидуально-групповой работы с одаренными детьми; функционирования университетских профильных классов.

Безусловно, важнейшей формой работы с одаренными учащимися является организация научно-исследовательской деятельности школьников - участников олимпиадно-конкурсного движения. Оренбургский государственный университет заметно расширил границы предметных олимпиад [5]. Начиная с 2009-2010 учебного года, университет выступает региональной площадкой, а также соучредителем для проведения ряда Межрегиональных олимпиад, входящих в Перечень олимпиад школьников, дающих право на льготы при поступлении в вузы Российской Федерации.

Ежегодно в различных олимпиадах, проводимых на базе университете, принимает участие не менее 4000 школьников Оренбуржья. При этом увеличивается количество участников Межрегиональных олимпиад из среднего звена школы. До 30% одиннадцатиклассников -участников олимпиад, становятся студентами университета.

Информация о мероприятиях университета в области довузовского образования отражается на сайте университета http://osu.ru в рубрике «Школьнику» и на сайте олимпиад, проводимых в университете, http://olymp.osu.ru/index.php.

Следует отметить, что работа с одаренной молодежью сопровождается научно-методической деятельностью с педагогическим сообществом города и области: создание на базе учреждений среднего общего образования филиалов кафедр университета; проведение преподавателями университета расширенных заседаний методических объединений учителей, методических семинаров и мастер-классов; организация курсов повышения квалификации учителей; включение специализированных педагогических секций во всероссийские конференции, проводимые на базе университета.

Ежегодно организуются экскурсии для школьников области в научную библиотеку

университета, музей истории университета, геологические музеи, Японский информационный центр. Преподаватели университета осуществляют научно-методическое консультирование учителей и педагогов. Выступают в качестве руководителей различных предметных кружков и творческих объединений на базе общеобразовательных учреждений города и области.

Дальнейшее развитие содержания довузовского образования в университете предполагает расширение и совершенствование следующих направлений деятельности:

1. Разработка и внедрение инновационных интегрированных образовательных программ, расширение взаимодействия с работодателями (университет - школа - производство).

2. Научно-методическое сопровождение школьного образования: разработка учебной литературы для школьников, методической литературы для учителей, поддержка учительского корпуса (семинары, конференции, курсы повышения квалификации).

3. Создание «каталога» базовых, профильных и элективных курсов, предлагаемых преподавателями университета для чтения в профильных классах; разработка учебно-методической базы элективных курсов.

4. Деятельность университета по организации поиска, отбора одаренных школьников, оказания им психолого-педагогической поддержки:

- заключение договоров с общеобразовательными организациями, муниципальными образованиями области, учреждениями дополнительного образования детей, направленных на организацию и ведение работы с одаренными детьми и профориентационную деятельность;

- создание на базе учреждений общего и дополнительного образования филиалов кафедр университета;

- открытие школ юных математиков, биологов, физиков, химиков на базе общеобразовательных организаций с правом углубленного обучения талантливых детей конкретного микрорайона;

- развитие олимпиадно-конкурсного движения школьников;

- развитие технического и естественнонаучного направлений в кружковой работе.

5. Более широкое использование дистанционных образовательных технологий в

довузовской подготовке учащихся с использованием учебно-методических и информационно-технологических ресурсов университета в образовании [2].

6. Усиление (расширение) сотрудничества с методическими объединениями учителей предметников, органами управления образованием г. Оренбурга и области.

На различных этапах довузовского образования целесообразно освоение и применение инновационных образовательных технологий: полного усвоения знаний (М.В. Кларин); дистанционного обучения (Е.С. Полат); модульного обучения (П.Я. Юцявичене); проблемного обучения (М.И. Махмутов).развития критического мышления через чтение и письмо (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит); контекстное обучение (А.А. Вербицкий).

Поэтому, традиционные формы обучения следует инновационно дополнять: самостоятельной работой учащихся над научно-исследовательскими проектами; виртуально-сетевыми формами образовательного взаимодействия; проведением дистанционных курсов по предметной подготовке к ЕГЭ, по подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам разного уровня; организацией и проведением Межрегиональных предметных олимпиад.

Успешность реализации деятельности университета в области довузовского образования можно оценивать по степени соответствия следующим показателям и критериям:

- результаты итоговой государственной аттестации (ЕГЭ) выпускников университетских профильных классов, университетских Центров, различных подготовительных курсов;

- процент школьников, обучающихся в структурных подразделениях системы довузовского образования университета, ставших студентами ОГУ и других учреждений высшего образования;

- хороший и высокий уровень обучения первокурсников (по результатам первой экзаменационной сессии), окончивших подготовительные курсы на базе университета, а также являющихся победителями и призерами различных олимпиад и конкурсов, проводимых в ОГУ;

- процент старшеклассников, поступивших в университет из числа победителей, призеров

олимпиад и интеллектуальных конкурсов, которые воспользовались правом на индивидуальные достижения;

- итоги участия в университетских, городских, областных, региональных, межрегиональных и олимпиадах и конкурсах школьников, обучающихся в структурных подразделениях университета;

- сформированность навыков (научно-исследовательской деятельности, решения олимпиадных задач) у обучающихся по программам индивидуально-групповой работы с одаренными детьми;

- становление личностных предпочтений профессионального самоопределения, желание и готовность получить профессию в области, соответствующей профилю довузовского обучения школьников;

- результаты мониторинга количества и качества учебно-исследовательских работ учащихся на конференциях, конкурсах различного уровня (университетского, городского, регионального, всероссийского), подготовленных под руководство преподавателей университета;

- количество кафедр (факультетов), участвующих в довузовском образовании школьников (кружки, олимпиады, подготовительные курсы и т. п.);

- количество школьников, принимающих участие в различных мероприятиях, проводимых подразделениями университета;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- количество университетских профильных классов и филиалов кафедр университета, действующих в общеобразовательных организациях г. Оренбурга и области;

- количество публикаций преподавателей университета и учителей «базовых» школ, участников различных конференций, семинаров, проводимых на базе университета.

Структура и содержание образовательных программ довузовского обучения должны обеспечивать подготовку учащихся к получению профессионального образования в личностно-развивающей логике компетентностного подхода. Данный подход предполагает движение от результатов образования (овладение обучающимися инструментами деятельности и познания) к его содержанию без отрицания значимости академических знаний (фундаментальных, целостных и научных). В этой связи, возникает

необходимость вычленения в содержании современного довузовского образования умений и способов деятельности обучаемых, формирующиеся и совершенствующиеся в различных сферах (личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных), обеспечивая при этом эволюцию учебной процесса от репродуктивной - к деятельности по саморазвитию и самообразованию.

Следовательно, современные требования к подготовке специалистов, бакалавров и магистров, при которых направленность профориентации в значительной степени определяется состоянием рынка труда, обуславливают необходимость совершенствования профориен-тационной работы и тесного сотрудничества

высшей школы с образовательными организациями общего, среднего профессионального и дополнительного образований, с представителями органов власти, руководителями системы образования муниципального и областного уровней.

Таким образом, довузовский этап образования можно рассматривать как одну из составляющих фундамента модернизации отечественной высшей школы, при этом высокое качество довузовского образования, связанное с достижением требуемого уровня подготовленности абитуриента к обучению и формированием мо-тивационного потенциала к будущей профессии, трансформируется в системообразующую цель высшего образования.

14.06.2017

Список литературы:

1. Гапонюк, П.Н. Довузовская подготовка как компонент непрерывного образования / П.Н. Гапонюк // Педагогика, 2011. - №9. -С. 122-124.

2. Гостев, А.Н. Педагогические конфликтогены электронного обучения в контексте социологического исследования / А.Н. Гостев, Н.И. Кобзева, О.А. Иванова // Вестник Оренбургского государственного университета, 2017. - №5 (205). - С. 3-14.

3. История интеллектуальных соревнований: очерки / Российский совет олимпиад школьников. - М.: [Б. и.], 2010. - 53 с.

4. Казакова, О.Н. Готовность субъектов образовательного процесса к взаимодействию / О.Н. Казакова // Образование, общество, учитель: взаимодействие и ответственность: коллективная монография в 2 т./ сост. и науч. ред. проф. В. Г. Рындак; Оренб. гос. пед. ун-т. - Оренбург: Изд-во ОГПУ 2010. Т.1. - С.180-190.

5. Казакова, О.Н. Система выявления и поддержки талантливых детей в университетском образовательном кластере / О.Н. Казакова, М.С. Пашкевич, Е.Н. Диденко // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием); Оренб. гос. ун-т. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. - С. 2966-2975.

6. Каргапольцева, Н.А. Формирование инновационной образовательной среды взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в пространстве университетского округа / Н.А. Каргапольцева // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренб. гос. ун-т. - Оренбург, 2014. - С. 3745-3749.

7. Кобзева, Н.И. Возрастной и социально-психологический портрет современного старшеклассника / Н.И. Кобзева, М.А. Кобзева // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренб. гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ 2016. - С. 2815-2820.

8. Кобзева, Н.И. Научно-исследовательская работа как аксеологический аспект формирования научно-исследовательских компетенций / Н.И. Кобзева // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийская научно-методическая конференция (с международным участием); Оренб. гос. ун-т. - Оренбург, 2015. - С. 21232128.

9. Ковалевский, В.П. Модели довузовского образования: опыт Оренбургского государственного университета / В.П. Ковалевский, Т.П. Петухова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2015. - №2(38). -С. 153-161.

10. Петухова, Т.П. Всероссийские олимпиады школьников по экологии и биологии в Оренбуржье / Т.П. Петухова, О.Н. Казакова // Университетский округ. - 2013. - №15. - С. 12-15.

11. Петухова, Т.П. Университет и школа: образовательный кластер / Т.П. Петухова // Высшее образование в России. - 2010. -№7. - С. 113-121.

12. Реализация ценностного подхода в педагогике школы: монография / под ред. А.В. Кирьяковой; Оренбургский гос. ун-т. -Оренбург: ОГУ, 2000. - 240 с.

13. Современный университет - школа: преценденты и феномены взаимодействия: монография / под ред. Г.Н. Прозументовой; Межрегиональные исследования в общественных науках. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2007. - 302 с.

14. Специан, Л. М. Современные подходы к обновлению довузовского образования / Л. М. Специан // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук, 2016. - №2. -С. 51-56.

15. Baeten, M. Using student centred learning environments to stimulate deep approaches to learning: Factors encouraging or discouraging their effectiveness / M. Baeten, E. Kyndt, K. Struyven, F. Dochy // Educational Research Review. - 2010. - Vol. 5, №3. - P. 243260.

16. Holland, J. The psychology of vocational choice / J. Holland. Waltham, MA: Blaisdell, 1966. - 132 p.

17. The Axiological Approach to the Analysis of the Problems of Modern University Education / Aida V. Kiryakova et al. // Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015. - Vol. 6, №2, S. 3. - P. 22-28.

18. The Methodology of Complex Continuous Training of the Students of Technical Universities to Innovative Activities / I. Belonovskaya [et al.] // Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015. - Vol 6, №2, S3 - Р. 36-42.

19. Zare, P. Classroom Debate as a Systematic Teaching / Learning Approach / P. Zare, M. Othman // World Applied Sciences Journal. -2013. - 28 (11). - P. 1506-1513.

Сведения об авторах:

Казакова Ольга Николаевна, доцент кафедры геометрии и компьютерных наук Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: [email protected]

Кобзева Наталья Ивановна, доцент кафедры социальной психологии Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.