Научная статья на тему 'Модели довузовского образования: опыт Оренбургского государственного университета'

Модели довузовского образования: опыт Оренбургского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА / ELEMENTARY ENGINEERING SCHOOL / ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ / BOARDING SCHOOL FOR GIFTED CHILDREN / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / UNIVERSITY EDUCATIONAL CLUSTER / УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ / UNIVERSITY DEPARTMENT BRANCHES / ФИЛИАЛЫ КАФЕДР / UNIVERSITY-GOVERNED HIGH SCHOOL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалевский Владимир Петрович, Петухова Татьяна Петровна

Представлены модели довузовского образования, которые были реализованы в практике работы Оренбургского государственного университета в последние десятилетия. Наиболее перспективной и эффективной в современных условиях функционирования региональных образовательных систем является кластерная модель, которая позволила создать динамичную, открытую территориально распределенную систему довузовского образования. Функционально она ориентирована на выявление и поддержку одаренных детей, создание условий для осуществления преемственности обучения в системе «школа вуз» и совершенствование профессионального мастерства учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалевский Владимир Петрович, Петухова Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRE-HIGHER EDUCATION MODELS: THE EXPERIENCE OF ORENBURG STATE UNIVERSITY

The article describes pre-higher education models which were implemented in the practice of Orenburg State University over the last decades. Under modern conditions, in which regional educational systems function, the most promising and effective model is a cluster model that has allowed to create a dynamic, open and geographically distributed system of pre-higher education. In its function it is focused on revealing and supporting talented children, creating conditions for succession of education in the system “school university” and improving professional skills of a teacher.

Текст научной работы на тему «Модели довузовского образования: опыт Оренбургского государственного университета»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2015, № 2 (38), с. 153-161

153

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.4:373.58 (470.56)

МОДЕЛИ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

© 2015 г. В.П. Ковалевский, Т.П. Петухова

Оренбургский госуниверситет inform@mail.osu.ru

Поступила в редакцию 04.02.2015

Представлены модели довузовского образования, которые были реализованы в практике работы Оренбургского государственного университета в последние десятилетия. Наиболее перспективной и эффективной в современных условиях функционирования региональных образовательных систем является кластерная модель, которая позволила создать динамичную, открытую территориально распределенную систему довузовского образования. Функционально она ориентирована на выявление и поддержку одаренных детей, создание условий для осуществления преемственности обучения в системе «школа - вуз» и совершенствование профессионального мастерства учителя.

Ключевые слова: начальная инженерная школа, лицей-интернат для одаренных детей, университетский образовательный кластер, университетские профильные классы, филиалы кафедр.

Реализация приоритетного национального проекта «Образование», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Концепции развития математического образования в Российской Федерации, а также образовательная парадигма информационного общества актуализировали рассмотрение вопросов качественного функционирования системы довузовского образования школьников. Следует отметить, что изучение данной проблемы имеет многолетнюю историю [1-9]. Научно-педагогические исследования осуществляются по таким направлениям, как анализ концептуальных основ довузовской подготовки (М.С. Капелевич и др.), изучение роли довузовской подготовки в условиях модернизации высшего образования (В.Я. Бобриков, О.Н. Викарчук, А.Н. Соловьев, Т.С. Сумская и др.), ранняя профессиональная подготовка школьников (Г.А. Бокарева, Е.М. Ибрагимова и др.), разработка педагогических условий формирования готовности старшеклассника к выбору профессии и продолжению образования (А.П. Беляева, Н.Ю. Бугакова, Т.Ю. Волгина, Н.Н. Загузина, Г.В. Мухаметзянова и др.), изучение сущности и особенностей учебной деятельности школьников и студентов (Т.В. Габай, С.А. Гапонова, А.К. Дусавицкий, В.Я. Ляудис,

П.И. Пидкасистый и др.), изучение проблемы преемственности между двумя образовательными системами - довузовской и вузовской, организация самообразования старшеклассников, развития их познавательных способностей, формирования готовности к исследовательской деятельности в конкретной предметной области, применение оптимальных технологий обучения и т.д. Разработаны методы и формы довузовской подготовки, структура и способы отбора учебной информации, технологии опережающего обучения [6], технологии индивидуализации довузовской подготовки.

Анализ научно-педагогических исследований по данной проблеме [1-6; 8 и др.] показывает, что под довузовским образованием, как правило, понимается самостоятельный, самоценный вид образования, направленный на удовлетворение индивидуальных образовательных и творческих потребностей школьников, обеспечивающий саморазвитие личности, ее раннюю профессиональную ориентацию, самоопределение и инновационное мышление. При этом в качестве основных функций системы довузовского образования обычно выделяют осуществление ранней профессиональной ориентации и создание условий для соблюдения принципа преемственности образования в системе «школа-вуз». Аналогичные целевые установки были характерны и для моделей Началь-

ной инженерной школы и лицея-интерната для одаренных детей сельских районов и малых городов Оренбуржья, реализованных на базе Оренбургского государственного университета.

Вместе с тем следует заметить, что роль довузовского образования в современных образовательных условиях становится более многоаспектной. Нужно создать такую модель довузовского образования, чтобы оно оказывало влияние не только на систему высшего образования, но и на систему школьного образования, являясь инструментом ее развития и совершенствования. В Оренбургском государственном университете для решения поставленной задачи был использован кластерного подхода в образовании [5; 7; 9; 10], что позволило создать образовательный кластер «университет - школы» как динамичную, открытую, территориально распределенную систему довузовского образования, обладающую синергетическим эффектом. Рассмотрим реализованные модели довузовского образования более подробно.

В период с 1990 года по 1999 год в составе Оренбургского государственного университета, именовавшегося до октября 1994 года политехническим институтом, функционировала Начальная инженерная школа (НИШ), основной целью которой были выявление, обучение и адаптация к вузу одаренных детей. Название школы было навеяно идеями начальных инженерных школ эпохи Петра Великого. Учебный процесс в ней реализовывался по технологии вуза: пары (сдвоенные уроки по одному и тому же предмету), зачеты, экзамены и т.д. Руководством и преподавателями вуза НИШ позиционировалась в качестве дополнительного факультета, работающего по специальной программе. В связи с этим обучающиеся принимали активное участие наряду со студентами во всех внеучебных мероприятиях вуза: фестивалях, конкурсах, концертах.

В НИШ осуществлялось обучение лучших десятиклассников и одиннадцатиклассников г. Оренбурга на пяти профилях: физико-математическом, естественно-научном, информатики и вычислительной техники, социально-экономическом, гуманитарном. Конкурс при поступлении на самые востребованные профили (физико-математический, социально-экономический, информатики и вычислительной техники) в отдельные годы достигал до 9 человек на место. Выпуск в НИШ одиннадцатиклассников в среднем составлял не менее 150 человек.

В 1999 году Начальная инженерная школа была преобразована в муниципальное образовательное учреждение «Лицей № 4», которое в

2002 году вошло в состав лицея № 2 г. Оренбурга.

Второй моделью реализации довузовского образования явилось создание в 2000 году лицея-интерната для одаренных детей сельских районов и малых городов Оренбуржья, учредителями которого были Главное управление образования Оренбургской области и Оренбургский государственный университет. Наравне со студентами лицеисты пользовались учебными аудиториями, лабораториями университета, фондами библиотеки. Практические и лабораторные занятия по физике, химии, биологии, информатике проходили в лабораториях соответствующих факультетов; астрономия - в планетарии Дворца юных техников «Прогресс» университета, аэробика и плавание - во дворце спорта «Пингвин» ОГУ. Учебные занятия и научно-исследовательская деятельность учащихся преимущественно осуществлялись преподавателями университета.

Организация научно-исследовательской деятельности в лицее-интернате проходила в рамках научного общества учащихся «Интеллектуалы XXI века», девизом которого были слова «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай действовать самому - и я научусь!». Деятельность научного общества учащихся была интегрирована с научно-исследовательской деятельностью кафедр университета. По результатам работы за период с 2003 года по 2006 год лицей-интернат стал победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках Национального приоритетного проекта «Образование». В 2007 году изменился статус лицея: из подразделения ОГУ он превратился в самостоятельное общеобразовательное учреждение.

Параллельно развивалась третья модель реализации довузовского образования, базирующаяся на идеях кластерного подхода в образовании, что означает объединение образовательных организаций: школ, учреждений дополнительного образования детей (ДОД) и среднего профессионального образования (СПО), муниципальных образований вокруг интеллектуального мозгового центра - образовательной организации высшего образования (ВО) [3; 10].

Фактически речь идет о новой системе образовательной деятельности, в которой имеется неформальный центр (образовательная организация ВО), консолидирующий различные образовательные и управленческие структуры в единый организм с общностью целей и сбалан-

сированным представлением интересов каждого субъекта.

В настоящее время в региональном образовательном пространстве Оренбуржья на базе Оренбургского государственного университета функционирует образовательный кластер «университет - школы», названный по интеллектуальному центру и основной группе субъектов, участвующих в инновационном образовательном процессе. Структура существующего образовательного кластера приведена на рис. 1.

Для адресной и системной совместной деятельности заключаются договоры либо со школами (гимназиями, лицеями и т.д.), либо с муниципальными образованиями городов и районов области. Курированием работы университета со школами занимается управление довузовского образования. В настоящее время заключено 63 договора со школами и муниципальными образованиями, из них с двумя муниципальными образованиями городов, напрямую с 24 школами, гимназиями и лицеями области. В г. Оренбурге заключены договоры с 6 гимназиями, 5 лицеями, 25 школами и Оренбургским президентским кадетским училищем.

При функционировании образовательного кластера, как правило, появляются дополнительные, непрофильные для университета подразделения, являющиеся результатом взаимодействия субъектов. Они могут располагаться как на территории университета, так и в помещениях школ. В нашем случае такими подразделениями являются:

- университетские профильные классы, функционирующие на базе общеобразовательных учреждений;

- филиалы кафедр университета, действующие на базе общеобразовательных учреждений;

- школа юных математиков, реализующая программы дополнительного образования по углубленному освоению математики учащимися конкретного микрорайона г. Оренбурга;

- лаборатории ранней профессиональной ориентации.

В настоящее время реализуется две модели университетских профильных классов, из которых первая ориентирована на углубленное изучение школьниками определенных областей знания, а вторая направлена на профессиональное самоопределение школьников и их дальнейшую успешную социализацию на рынке труда.

На основе первой модели созданы и функционируют университетские физико-математические и информационно-технологические классы на базе лицея № 8 (ранее СОШ № 7). Данная

модель является достаточно традиционной и широко апробированной в условиях гимназий и лицеев. Для нас представляла интерес ее реализация в условиях обычной средней школы, не имеющей особых заслуг и достижений.

Согласно первой модели продолжительность обучения в университетских профильных классах составляет 4 года (8-11 классы). Профильные предметы и элективные курсы в данных классах ведутся преподавателями университета. При этом основным принципом является принцип непрерывности образования в системе «школа - вуз».

В ходе реализации первой модели университетских профильных классов пройден путь от общеобразовательной школы № 7 до лицея № 8. В 2002 году распоряжением управления образования администрации г. Оренбурга на базе СОШ № 7 была открыта муниципальная экспериментальная площадка по профильному физико-математическому образованию. В школе были сформированы классы с углубленным изучением физики, математики, информатики. В 2005 году, благодаря достигнутым успехам, СОШ № 7 стала школой с углубленным изучением физики, математики, информатики. В 2008 году в конкурсе школ, внедряющих инновационные программы, в рамках Национального приоритетного проекта «Образование» она получила грант Президента Российской Федерации. В 2010 году в СОШ № 7 были открыты университетские профильные информационно-технологические классы, а в 2012 году школа получила статус лицея.

В ходе реализации данной модели университетских профильных классов большое внимание уделяется предпрофильной подготовке, которая в 1-7 классах осуществляется через базово-инвариантный модуль и модуль расширенного обучения. В начальной школе учащиеся осваивают предметы «Логика» и «Основы информатики», в 5-6 классах ими изучается курс «Введение в физику», а в 7 классе - элективный курс «Компьютерная графика».

Во всех университетских профильных классах активно используются такие образовательные технологии, как:

- метод проблемного изложения нового материала, позволяющий ученику выявить противоречия между знаниями и необходимостью решения поставленной задачи;

- исследовательские, эвристические, поисковые методы, позволяющие мотивировать ученика к поиску путей решения поставленной задачи;

ОГУ

ДОГОВОР

ФАКУЛЬТЕТЫ кафедры;

лаборатории НИР; университетские школы; малые академии

Филиалы кафедр

Муниципальные образования

Сетевые школы юных математиков, физиков и т.д

ШКОЛЫ

Университетские профильные классы

Лаборатория ранней профессиональной ориентации

Ученый - ученик

(лекции, лабораторный эксперимент, факультативы, исследовательские семинары, элективные курсы, уроки)

Ученый - учитель - ученик

(выездные пролонгированные курсы, конференции школьников и студентов, олимпиады, экскурсии, Е-1еагт1щ)

Ученый - учитель

(расширенные заседания методических объединений, научно-методические секции в рамках научных конференций, НИР, НМР, семинары)

Ассоциация

«Оренбургский университетский (учебный) округ»

Учреждения дополнительного образования детей

Научное общество учащихся

Образовательные организации СПО

ФПКП - факультет повышения квалификации преподавателей ФДОТ - факультет дистанционных образовательных технологий

Рис. 1. Структура образовательного кластера «университет - школы»

- метод проектов, обеспечивающий индивидуальную образовательную деятельность ученика;

- методы технологии критического мышления.

Эффективное функционирование университетских профильных классов в лицее № 8 обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:

- разработаны модель профильного обучения и положение о профильном обучении;

- организовано психолого-педагогическое сопровождение учащихся;

- создана система образовательного мониторинга;

- организована работа научного общества учащихся «Интеллект»;

- реализуются индивидуальные образовательные маршруты учащихся на основе интеграции их урочной и внеурочной деятельности, ориентированные на подготовку к олимпиадам, конкурсам, турнирам;

- создана система взаимодействия школы с математическим и физическим факультетами университета, позволяющая реализовывать программу углубленного изучения физики, математики, информатики;

- организована летняя профильная практика учащихся на базе университета.

Реализуемые элективные курсы позволяют учащимся развить свой интерес к предмету, определить наличие способности и мотивации осваивать выбранный предмет на повышенном уровне, создают условия для подготовки к экзаменам. Индивидуальная творческая работа, организуемая в рамках научного общества учащихся, способствует повышению мотивации, социальному, профессиональному и культурному самоопределению учащихся, а также реализации их потенциальных возможностей. Учащиеся приобщаются к учебно-исследовательской деятельности, работают под руководством учителей и ученых, с которыми сотрудничает школа.

Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения осуществляется под руководством психолога школы. Проводится системная диагностическая работа по выявлению профессиональных склонностей, интересов и намерений учащихся. Результаты диагностических исследований рассматриваются на психолого-педагогических консилиумах, проводимых совместно с университетом, родительских собраниях, во время индивидуальных консультаций психолога с учащимися и родителями.

Проведенные мониторинговые исследования выявили высокую степень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг (100%), системой взаимодействия родителей со школой, построенной на сотрудничестве (95%). Родители достаточно хорошо осведомлены о стратегии развития школы, о содержании образования, об образовательных технологиях (90%).

Вторая модель университетских профильных классов реализуется с 2011 года на базе лицея № 1 для учащихся 10-11 классов. Она предполагает построение учебного плана в частично модульном формате, постоянное обновление модулей на основе их взаимозаменяемости. Каждый модуль ориентируется на пропедевтику будущей профессиональной деятельности или некоторого ее аспекта и является междисциплинарным. Например, в социально-экономическом классе профильное обучение осуществляется на основе реализации следующих модулей:

- социально-психологического модуля «Я в мире и мир во мне», целью которого является развитие у старшеклассников способности к самопознанию, профессиональному самоопределению; формирование умений конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими, осознавая необходимость быть субъектом общественной жизни и деятельности;

- социально-экономического модуля, построенного на основе интеграции экономики, обществознания, экономической географии, основной целью которого является рассмотрение сущности и роли региональной и мировой экономики в социально-экономическом развитии страны, проблем глобализации, тенденций, механизмов и результатов взаимосвязи международного рынка товаров и услуг;

- модуля социальной практики (включающего в себя практико-ориентированные разделы «Введение в маркетинг», «Маркетинговые коммуникации», «Основы коммерции», «Проектная деятельность»), целью освоения которого является формирование у учащихся первоначального представления о деятельности менеджера по маркетингу, коммерции и рекламе (учащиеся получают базовые представления о маркетинговой, коммерческой и рекламной деятельности, роли и значении маркетинга, коммерции и рекламы в рыночной экономике; знакомятся с содержанием концепций управления предприятием, этическими нормами ведения бизнеса, правами и обязанностями сотрудников маркетинговых служб, профессией менеджера по маркетингу; приобретают опыт коммуникативной деятельности).

В образовательном процессе активно используются работа в команде и индивидуальная проектная деятельность, профориентационные экскурсии, конференции по итогам социальных практик, форум «Самоопределение лицеиста в образовательной среде «вуз - лицей» как институт личностного и социального развития» и др.

Важным в реализации проекта университетских профильных классов является постоянный мониторинг, осуществляемый на основе опроса учащихся, педагогов и родителей. Так, анкетирование учащихся показало, что большинство респондентов смогло самоопределиться благодаря университетским модулям; овладеть навыками проектной и научно-исследова-тельской деятельности; развить такие важные качества, как самостоятельность и инициативность. Важно, что учащиеся видят перспективы своей индивидуальной профильной траектории, определяют роль профильных предметов в своем личностном развитии, понимают и оценивают уровень качества знаний, значение изученного материала в формировании ключевых компетенций лицеиста.

В 2012 году на основе данной модели в лицее № 1 были созданы еще два университетских профильных класса: социально-гуманитарный и информационно-технологический.

Заметим, что университетские профильные классы как особые «точки роста» способствуют обновлению содержания и структуры образовательной среды школы. Сразу же начинает функционировать научно -методический семинар для учителей, осуществляется систематизация исследовательской деятельности учащихся, организуются школьные конференции юных исследователей, активизируется олимпиадная работа и постепенно создаются условия для организации филиалов кафедр университета.

Филиал кафедры - это совместное научно-методическое подразделение университета и образовательного учреждения, с которым есть договор. В состав филиала кафедры входят преподаватели вуза и ведущие учителя. Таким образом, ученые и учителя здесь работают вместе.

Данное структурное подразделение создается и реорганизуется приказом ректора на основании представления администрации школы и решения Ученого совета университета. В рамках университета разработана нормативная база функционирования филиалов кафедр в школах.

Основными направлениями деятельности филиала кафедры являются:

- обновление и совершенствование содержания общего образования;

- развитие системы поддержки талантливых детей;

- повышение квалификации учительского корпуса.

Задачи, решаемые филиалом кафедры, их связь с реализацией Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отражены в табл. 1.

Роль филиала кафедры, функционирующего на базе общеобразовательного учреждения, становится неоценимой в связи с реализацией ФГОС в образовательных организациях общего образования и возможностью школы формировать существенную часть содержания образования самостоятельно. Здесь филиал кафедры выступит и в роли разработчика программ, и в роли консультанта. В аспекте качества школьного образования это самое важное звено сотрудничества университета со школами.

В настоящее время на базе 10 общеобразовательных учреждений г. Оренбурга функционируют 15 филиалов кафедр университета (табл. 2).

На основе взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей при кафедрах университета функционируют лаборатории ранней профессиональной ориентации, реализующие уровневые программы развития учащихся, направленные на вовлечение их в исследовательскую деятельность за счет использования проектных технологий.

Перспективным направлением поддержки интеллектуально одаренных детей представляется создание вузом совместно с управлением образования администрации города сетевых школ углубленного изучения отдельных предметов (математики, физики и т.д.) с использованием электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий. Формально сетевая школа может располагаться на базе одной из школ микрорайона. Обучающимися в ней будут лучшие учащиеся всех школ данного микрорайона.

Для поддержки талантливых детей в университете работают очные физико-математическая (10-11 классы) и компьютерная (5-7 классы) школы.

В образовательном кластере «университет -школы» существенное внимание уделяется развитию системы олимпиадной работы со школьниками, которая имеет двухуровневую структуру. Первый уровень данной системы представляет собой совокупность университетских и областных олимпиад, интегрированных с профильными конкурсами и конференциями. Здесь на базе университета проводятся:

Таблица 1

Задачи филиала кафедры, действующего на базе общеобразовательной организации, по реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

№ п/п Задачи, выполняемые филиалом кафедры Направления развития общего образования

1 Обновление и корректировка учебно-тематических планов и программ дисциплин Переход на новые образовательные стандарты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Разработка элективных курсов

3 Разработка и совершенствование форм контроля знаний учащихся

4 Внедрение новых образовательных технологий (в том числе Е-1еагшад)

5 Научно-методическое обобщение передового опыта

6 Систематизация исследовательской деятельности учащихся Развитие системы поддержки талантливых детей

7 Индивидуальное консультирование учащихся по исследовательской работе

8 Подготовка учащихся к олимпиадам

9 Оказание помощи в организации и проведении научно-практических конференций учащихся

10 Осуществление руководства научно-методической и исследовательской деятельностью учителей Совершенствование учительского корпуса

11 Регулярное проведение тематических проблемных семинаров по изучению передового опыта

Таблица 2

Перечень филиалов кафедр университета, функционирующих на базе общеобразовательных учреждений г. Оренбурга

№ п/п Наименование филиала кафедры Год создания

1 Филиал кафедры социальной психологии на базе МОАУ «Лицей № 1» 2001

2 Филиал кафедры общей педагогики на базе МОАУ «Лицей № 1» 2001

3 Филиал кафедры романской филологии и методики преподавания французского языка на базе МОАУ «Лицей № 1» 2008

4 Филиал кафедры алгебры и математической кибернетики на базе МОБУ «Лицей № 8» 2008

5 Филиал кафедры маркетинга, коммерции и рекламы на базе МОАУ «Лицей № 1» 2011

6 Филиал кафедры русской филологии и методики преподавания русского языка на базе МОАУ «Гимназия № 7» (полного дня) 2011

7 Филиал кафедры русской филологии и методики преподавания русского языка на базе МОБУ «Лицей № 3» 2011

8 Филиал кафедры общей физики на базе МОБУ «Физико-математический лицей» 2011

9 Филиал кафедры компьютерной безопасности и математического обеспечения информационных систем на базе МОБУ «Лицей № 8» 2012

10 Филиал кафедры компьютерной безопасности и математического обеспечения информационных систем на базе МОАУ «Лицей № 1» 2012

11 Филиал кафедры прикладной информатики в экономике и управлении на базе МОБУ «Лицей № 5» 2012

12 Филиал кафедры русской филологии и методики преподавания русского языка на базе МОБУ «Лицей № 6 им. З.Г. Серазетдиновой» 2013

13 Филиал кафедры немецкой филологии и методики преподавания немецкого языка на базе МОАУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением немецкого языка № 61 имени А.И. Морозова» 2013

14 Филиал кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка на базе МОАУ «Гимназия № 1» 2014

15 Филиал кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем на базе МОАУ «Лицей № 7» 2014

- университетская многопрофильная олимпиада старшеклассников (15 профилей, в том числе междисциплинарных);

- открытая областная командная олимпиада школьников по программированию по правилам АСМ;

- открытая областная командная олимпиада школьников по информатике;

- творческий конкурс компьютерных работ школьников «Университетская 1Т-весна»;

- конкурс исследовательских работ учащихся и студентов;

- областной дистанционный конкурс компьютерных работ школьников «Компьютер и Ко»;

- научная конференция школьников «Университетские школы» (в рамках недели студенческой науки) и ряд других подобных мероприятий, при проведении которых университет стремится, чтобы студенты и школьники участвовали в них вместе, хотя и в разных возрастных категориях. Это способствует созданию специфической творческой среды для учащихся, активизирует их субъектную позицию и стимулирует к достижению более высоких результатов.

Второй уровень системы олимпиадной работы составляют межрегиональные олимпиады, дающие победителям и призерам право на льготы при поступлении в образовательные организации высшего образования РФ. Университет является соучредителем межрегиональной олимпиады школьников по математике «САМ-МАТ», а также региональной площадкой для таких олимпиад школьников, как «Турнир имени М.В. Ломоносова» (9 предметов), «Будущие исследователи - будущее науки» (физика, химия, биология), Региональный конкурс школьников Челябинского университетского образовательного округа (английский, немецкий, французский языки), многопрофильная инженерная олимпиада «Будущее России».

Уделяя основное внимание мероприятиям по выявлению и поддержке талантливых детей, университет тем не менее считает достаточно важным направлением своего взаимодействия со школами осуществление научно-методического сопровождения деятельности учительского корпуса.

Учителями школ города и области востребованы расширенные заседания методических объединений, проводимые на базе университета и подготовленные ведущими преподавателями вуза по актуальным вопросам общего образования. Следует отметить, что эффективным является включение специализированных педагогических секций и мастер-классов во Всероссийские научно-практические и научно-методические конференции, проводимые на базе университета. Например, в ходе научно-методической конференции «Многопрофильный университет как региональный центр образования и науки» для педагогов школ работают секции «Университет и школы: образовательный кластер», «Университетский учебный округ в региональном образовательном пространстве». Здесь учителя школ совместно с преподавателями вузов обсуждают проблемы совершен-

ствования качества образования. Эффективность данной работы состоит в том, что учитель под руководством преподавателя вуза обобщает свой опыт, доводит его до уровня научно-методического знания и тем самым по-иному смотрит на свои собственные практические результаты, видит перспективы своего профессионального совершенствования.

Особую роль в образовательном кластере играет ассоциация «Оренбургский университетский (учебный) округ», созданная в 2000 году.

В настоящее время ассоциация включает в себя 144 субъекта, из них общеобразовательные школы, лицеи, гимназии и учреждения дополнительного образования составляют свыше 80%. Деятельность ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» базируется на ведении социально значимых общеобразовательных проектов, руководителями которых являются ведущие ученые и специалисты-практики.

В образовательном кластере ассоциацией реализуются такие проекты, как «Педагогический Олимп», «Педагогика медиаобразова-ния», «Интеллектуальное будущее Оренбуржья», «Оренбуржье: знаем, любим, бережем», «Оренбуржье многонациональное», «Восхождение к слову», «Открытие таланта», «Университетский тьюториал для одаренных учащихся», «Университетский лекторий для старшеклассников», кинолекторий «За возвышение души человеческой».

Отметим, что реализуемое университетом в рамках кластера взаимодействие со школами, учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями среднего профессионального образования и муниципальными образованиями городов и районов области способствует:

- распространению передовых педагогических технологий, внедрению опыта педагогов-новаторов, его обобщению и доведению до научного знания;

- локальному решению проблемы преемственности всех уровней образования, совершенствованию содержания образования субъектов кластера;

- созданию творческой среды для учащихся и педагогов.

Роль университета в кластере состоит в обеспечении сотрудничающих субъектов инновациями, научными и научно-методическими знаниями, передовыми педагогическими и информационными технологиями, преподавателями-консультантами, преподавателями-тьюторами.

Список литературы

1. Бобриков В.Я. Система подготовки инженера в условиях в условиях непрерывного технического профессионального образования: Дис. ... д-ра пед. наук. Кемерово: КемГУ, 2003. 458 с.

2. Волгина Т.Ю. Адаптация старшеклассников в университетской среде в процессе довузовской подготовки: Дис. ... д-ра пед. наук. Омск: ОмГПУ, 2005. 204 с.

3. Загузина Н.Н. Довузовская подготовка как условие содействия профессиональному самоопределению старших школьников: Дис. ... д-ра пед. наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. 200 с.

4. Капелевич М.С. Концептуальные основы довузовской подготовки: Дис. . д-ра пед. наук. Калининград: КГУ, 2001. 206 с.

5. Ковалевский В.П. Развитие университетского комплекса как фактор повышения инновационного потенциала региона // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 2(1). С. 17-22.

6. Матекина Т.В. Система довузовской подготовки как технологическая модель опережающего

обучения: Дис. . д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2011. 229 с.

7. Петухова Т.П. Университет и школа: образовательный кластер // Высшее образование в России. 2010. № 7. С. 113-121.

8. Соловьев А.Н. Моделирование процесса подготовки абитуриентов в условиях модернизации инженерного образования: Дис. ... д-ра пед. наук. Калининград: Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, 2012. 265 с.

9. Чванова М.С., Малышева Н.В., Киселева И.А. и др. Проектная деятельность студентов и школьников на основе кластерного подхода // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки. 2009. № 9. С. 240-253.

10. Деменчук П.Ю. Образовательный кластер как институциональная система интеграции образования // Интеграция образования. 2013. № 4 (73). С. 27-30.

11. Матушанский Г.У., Гарифуллина Р.Р., Бакее-ва Р.Ф. Инновационные территориальные образовательные кластеры: зарубежный и отечественный опыт // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 1. С. 354-359.

PRE-HIGHER EDUCATION MODELS: THE EXPERIENCE OF ORENBURG STATE UNIVERSITY

V.P. Kovalevsky, T.P. Petukhova

Orenburg State University

The article describes pre-higher education models which were implemented in the practice of Orenburg State University over the last decades. Under modern conditions, in which regional educational systems function, the most promising and effective model is a cluster model that has allowed to create a dynamic, open and geographically distributed system of pre-higher education. In its function it is focused on revealing and supporting talented children, creating conditions for succession of education in the system "school - university" and improving professional skills of a teacher.

Keywords: elementary engineering school, boarding school for gifted children, university educational cluster, university-governed high school programs, university department branches.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.