Морозов Александр Владимирович,
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, главный научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор, doc_morozov@mail. т
Самборская Любовь Николаевна,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», аспирант, lyubov. samborskaya@yandex. т
ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности реализуемого в современной системе образования электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, в условиях происходящей в обществе и во всем мире цифровизации; особый акцент делается на анализе результатов использования цифровой образовательной среды в условиях пандемии, вызванной COVID-19, а также на особенностях работы с цифровой информацией в новых условиях и происходящих, в этой связи, личностных изменениях у субъектов образовательного процесса. Ключевые слова:
электронное образование; цифровизация; дистанционное обучение; образовательный процесс; здоровьесберегающие технологии; система образования; руководители образовательных организаций; цифровая информация; электронные ресурсы; дистанционные образовательные технологии.
Период глобальной пандемии в мире внес коррективы во все сферы, показав ту или иную меру готовности адаптивно реагировать на изменения, обнаружив области, требующие повышенного внимания. Считаем необходимым подчеркнуть, что сфера образования не стала исключением.
Столь сложный период испытал систему образования на прочность, гибкость и адаптивность. В условиях пандемии, общероссийский тренд на цифровизацию, обозначенный Президентом страны, показал насколько важна для устойчивости и развития России реализация всей совокупности тенденций и приоритетов национальных проектов.
Вынужденные ограничения мотивировали руководителей образовательных организаций по-новому взглянуть на свою профессиональную деятельность, реально оценить уровень подготовки педагогических кадров, электронных, информационных и цифровых образовательных ресурсов доступных через сеть интернет, используемых технических средств, каналов связи, рабочих алгоритмов взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, логики взаимодействия имеющихся технических и социально-педагогических ресурсов [18], и конечно же, всеобщей доступности, а также оценить насколько электронные ресурсы, в логике Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от
25.05.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (далее - закона «Об образовании»), отвечают новым потребностям и могут регламентировать временные изменения в образовательном процессе, связанные с СОУГО-19.
Мир внес свои коррективы в процесс обучения. Будет или нет повторение пандемии и подобных ситуаций, никто достоверно не знает. В любом случае, имеющийся прецедент, дает повод серьезно задуматься о том, как организовать и поддержать всех участников процесса образования в случае повторения сложных ситуаций, требующих активного погружения в цифровизацию, показавшую себя необходимым условием международного конкурентного преимущества.
В соответствии с п. 1 ст. 16 закона «Об образовании» используются понятия:
1. Электронное обучение («организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников»);
2. Дистанционные образовательные технологии («образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников») [15].
Обе дефиниции содержат целый комплекс понятий с различными значениями, каждое из которых трактуется достаточно широко.
Исходя из большого количества появившихся технических устройств, роста программного обеспечения, работающего на этих технических устройствах и возможностей самих технических средств, позволяющих программам, приложениям и сервисам работать с цифровой информацией, продуцируемой этими же пользователями технических средств, можно констатировать бурное развитие эпохи цифровизации.
Об этом же свидетельствует большое количество научных публикаций, появившихся в последнее время, освещающих различные аспекты применения электронного обучения в образовательном процессе, а также проблемы цифровизации образования [1-7; 10; 12; 13; 17].
Работа с цифровой информацией требует организации баз данных, реестров учета первичной информации и реестров учета информации, полученной в результате отработанных аналитических алгоритмов, определенной системы связи первичных статистических данных и данных, полученных в результате анализа, систем контроля целостности баз данных, алгоритмов накопления и предоставления информации, систем постановки и контроля исполнения целевых показателей как в операционной, так и в прогностической деятельности, и конечно же, нового типа ресурсов, позволяющих осуществлять эти и другие функции.
Все это становится особенно важно в период цифровой трансформации имеющихся технологий и ресурсов, а также создания новых цифровых решений. Например, модель Цифрового Профиля, необходимое решение, в том числе, для создания систем поддержки принятия управленческих решений [16].
Таким образом, можно сказать, что продуктивность цифровых решений, в том числе, модели Цифрового Профиля, систем поддержки принятия управленческих решений, создаваемых на его основе, в первую очередь зависит от структуры баз, типа накапливаемых данных и выстроенных связей между сущностями. Отражаемые и используемые данные, в соответствии с трендом цифровизации, должны быть числовыми, цифровыми.
Исходя из этого, цифровые ресурсы и технологии должны в разной степени оперировать имеющейся цифровой, числовой информацией, в том числе, накапливать новую. Числовые значения были и остаются мерой оценки во всем мире. В системе образования можно назвать массу примеров числового эквивалента успешности ученика, например, в виде числа-оценки от 2 до 5, или процентов, баллов, выраженных числом, или цифрой. Ближайший пример накопления статистических данных в виде числа-оценки - это дневник, в большинстве субъектов Российской Федерации, электронный. На основании первичных статистических данных, отраженных в дневнике, выстраиваются разного рода системы оценки качества.
Сегодня востребована не просто передача необходимой информации для освоения учебной программы, а возможность работать с переданной информацией всем участникам образовательного процесса, независимо от места их физического нахождения. Информация, материалы должны являться трансформируемыми, реагировать на взаимодействие с обучающимися и педагогами посредством предъявления результатов в виде чисел и цифр, на основании которых делаются выводы об успешности освоения учебной программы.
Мы исходим из понятия информации, как совокупности данных, зафиксированных и сохраненных на материальном носителе, распространяемых через проводные и беспроводные интернет-каналы, предоставляемые обучающимся на цифровые технические устройства, позволяющие участникам процесса обучения изменять себя в результате освоения учебной программы.
В интересах достижения целей обучения, обучающиеся вынуждены влиять на информацию, передаваемую по интернет-каналам. Возможность передачи информация в одну сторону предполагает возможность передачи информация и в другую сторону, то есть, обратно. Необходимо уточнить возможность такой передачи, ее сущность, подходы к распределению новых данных, ее последующей актуализации, алгоритм взаимодействия новых и старых данных для настройки тонкой выдачи образовательной информации, контента обучающимся и педагогам, в том числе, для реализации индивидуальной образовательной траектории.
Когда обучающиеся и педагоги участвуют в образовательном процессе находясь вне класса, вне аудитории, используя различные технические и программные средства, в том числе, зарубежные, не являющиеся собственностью организаций сферы образования. В этом случае, местом оказания услуг может являться место нахождения баз данных, содержащих необходимую информацию и образовательный контент для целей достижения образовательного результата.
В уже упоминавшейся нами выше ст. 16 закона «Об образовании» рассматривается электронное обучение. Если не углубляться в детали, понятие «электронный» предполагает, что нечто (в нашем случае -информация, образовательный контент и иные данные), может являться электронными и предоставляться в электронном виде. Электронный вид предоставления реализуется на электронных устройствах, без которых невозможно обеспечить поддержку электронного формата.
В Указе от 07.05.2018 года №204 Президент РФ поручил «при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что к 2024 году необходимо обеспечить, среди прочих, решение задачи по созданию современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» [14].
В парадигме образования, цифровизация предполагает не только специфическую передачу информации, но и работу с числовой, цифровой информацией, как результат взаимодействия пользователя с контентом, на основании которого происходит выбор и предоставление имеющихся данных в базе, работа аналитических моделей, учет и контроль показателей.
Понятие дистанционных образовательных технологий включает взаимодействие обучающихся и педагогических работников на расстоянии, при этом, не учитывается характер взаимодействия, место фактического нахождения пользователей, баз данных и ресурсов, к которым происходит обращение.
В понятии дистанционного образования необходимо закрепить алгоритм проведения дистанционных занятий для обучающихся вне класса (аудитории), подключаемых в своей образовательной организации или организации занятия при физическом отсутствии в образовательной организации всех участников образовательного процесса, в том числе, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Это позволит установить и закрепить правила поведения обучающихся во время дистанционного обучения, определить допустимое время нахождения пользователей в режиме он-лайн, объем потребления образовательного контента, определить необходимое время и составляющие отдыха, регламентировать регистрацию и подключение всех участников процесса обучения, установить необходимые характеристики, функциональные возможности используемых технических средств, систем, сервисов, программного обеспечения и платформ.
Важным аспектом является здоровье обучающихся, требующее пристального внимания, особенно в эпоху цифровизации. Рост технических устройств и программного обеспечения порождает появление цифровых развлекательных сред, привлекающих все возраста. В большинстве случаев, качество цифровых продуктов оставляет желать лучшего, а вкупе с бесконтрольным потреблением наносит удар не только по зрению, опорно -двигательному аппарату, но и по психике обучающегося. В этой части необходима серьезная работа специалистов для определения допустимого качества цифровых продуктов и времени их использования для обучающихся, особенно, обучающихся с ОВЗ.
Таким образом, в свете указанного нами выше Указа Президента РФ, перед руководителями образовательных организаций всех уровней образования встала задача по организации образовательного процесса, обеспечивающего не только высокое качество, безопасность, но и подлинную доступность образования [11].
В субъектах Российской Федерации появляются центральные психолого-медико-педагогические комиссии, которые, вместе с городскими психолого-педагогическими центрами проводят обследование обучающихся, дают рекомендации по созданию специальных условий по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ, а также, помогают сформировать индивидуальные программы реабилитации детей. Обеспечение здоровьесберегающих условий обучения, в том числе, в системе инклюзивного образования, требует особого внимания со стороны специалистов сферы образования, в целях сохранения здоровья обучающихся и увеличения продуктивности и эффективности дистанционного образования [8].
В эпоху цифровизации и период социальной, цифровой дистанции, личность человека претерпевает серьезные изменения. Личность является продуктом социализации индивида, следовательно, может быть сформирована исключительно в обществе и только при взаимодействии с ним. Установленные в условиях пандемии ограничения, страх, поддерживающий социальную дистанцию, приводят к автономии, начало которой было заложено с появлением в обществе первых интернет-коммуникаций.
Вынужденные ограничения, научили общество находить «спасение» в сети интернет и жить автономно, опираясь на блага цифровизации. Удаленная работа, удаленное обучение, удаленные покупки, удаленное взаимодействие с государственными органами, удаленные консультации, удаленные экзамены, удаленное общение и так далее, масса всего удаленно, на расстоянии. Не вдаваясь в условия и факторы, влияющие на качество образования, считаем необходимым высказать тезис о том, что большинство обучающихся адаптировались к дистанционному обучению, консультациям, экзаменам и даже выпускному экзамену. Безусловно, адаптивность - весьма важное и необходимое качество, позволяющее гибко и продуктивно подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства.
Сформированная «привычка» к удаленности и дистанционности предполагает укрепление автономности. Нарастающая автономность приведет к изменению менталитета личности [9], ее самостоятельной жизни вне общества, находясь при этом в социуме, инкапсулированию и сокрытию изменяющихся ценностей личности. В результате, получится новый тип общества, где каждый живет своей жизнью, теряя общие ценности, идеологию и культуру.
В целях упреждения, необходимо определить и четко регламентировать, какие возможности обучающийся может реализовать удаленно, дистанционно, в том числе, без личного общения, при каких условиях предоставляется выбор он-лайн, или офф-лайн коммуникаций, а что должно реализовываться только в формате очного межличностного взаимодействия.
Литература
1. Ахметжанова Г.В., Юрьев А.В. Цифровые технологии в образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. №3(24). С. 334-336.
2. Государственная политика РФ, направленная на развитие образования в условиях цифровой экономики / А.И. Уринцов, О.В. Староверова, Е.С. Свиридова, Г.М. Епифанов // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2018. Т. 14. №4. С. 842-850.
3. Днепровская Н.В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике // Статистика и экономика. 2018. №4. С. 16-28.
4. Иванова С. Цифровизация в системе школьного образования России [Электронный ресурс] // ЯндексДзен: [портал]. URL: https://zen.yandex.ru/ media/digitalteacher/cifrovizaciia-v-sisteme-shkolnogo-obrazovaniia-rossii-5d469c581e8e3f00adc9c05f (дата обращения 19.05.2020).
5. Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. 2018. Т. 22. №3. С. 61-73.
6. Кузьминов Я. Главный тренд российского образования -цифровизация // Учительская газета. 23.01.2018. URL: www.ug.ru (дата обращения: 17.04.2020).
7. Кущева Н.Б., Терехова В.И. Современная цифровая образовательная среда в высшем образовании России // Проблемы современной экономики. 2018. №1(65). С. 191-194.
8. Морозов А.В. Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном и дистанционном образовании при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. 2016. Т. 8. С. 1-5.
9. Морозов А.В. Изменение менталитета субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования // Социально-психологические проблемы ментальности / менталитета. 2018. №14. С. 65-73.
10. Морозов А.В. Особенности сетевого взаимодействия и электронного обучения в системе непрерывного образования // Сборник V Международной научно-практической конференции «Электронное обучение в непрерывном образовании - 2018». Ульяновск: УГТУ, 2018. С. 249-256.
11. Морозов А.В. Особенности управления высшим учебным заведением в современных условиях // Управление образованием: теория и практика. 2016. №2(22). С. 90-106.
12. Морозов А.В. Роль и значение современных электронных технологий в образовательном процессе вуза // Материалы итоговой научно-практической конференции преподавателей и аспирантов «Современные инновационные информационно-образовательные технологии в подготовке будущих бакалавров» / под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. Казань: ТИСБИ, 2014. С. 188-194.
13. Морозов А.В. Современные тенденции развития цифрового образования: «за» и «против» // Материалы XIX Национальной научной конференции с международным участием «Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество». М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2020. C. 673-674.
14. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 // Президент Росии: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 29.04.2020).
15. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ // Законодательство Российской Федерации. Сборник основных федеральных законов РФ: [сайт]. URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ (дата обращения 29.05.2020).
16. Самборская Л.Н., Мясникова Л.А. Основные методы построения модели «Цифровой профиль» на примере школ г. Москвы // Интерактивная наука. 2017. №13. С. 68-86.
17. Сафуанов Р.М., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. 2019. №2 (28). С. 116-121.
18. Morozov A., Samborskaya L. Innovative digital technologies of training of heads of educational organizations in the conditions of «digital economy» // Transformacijas process tiesïbas, regionalajâ ekonomika un ekonomis-kajâpolitika: ekonomiski-politisko un tiesisko attiecïbu aktualas problemas // VIII Starptautiskas zinatniski-praktiskas konferences rakstu krajums. Rïga: Baltijas Starptautiska akademija, 2020. Рр. 334-337.
Morozov Alexander Vladimirovich,
The Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,
the Chief scientific researcher, Doctor of Pedagogics, Professor,
Samborskaya Lyubov Nikolaevna,
The Federal State Budget Scientific Institution
«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Postgraduate student, [email protected]
FEATURES OF E-EDUCATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION
Annotation
The article deals with the features of e-learning implemented in the modern education system using distance learning technologies, in the context of digitalization occurring in society and around the world. special emphasis is placed on the analysis of the results of using the digital educational environment in the context of the pandemic caused by COVID-19, as well as on the features of working with digital information in new conditions and personal changes occurring in this regard in the subjects of the educational process. Keywords:
e-education; digitalization; distance learning; educational process; health-saving technologies; education system; heads of educational organizations; digital information; electronic resources; distance education technologies.