Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
835
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
самостоятельная работа студентов / дистанционное обучение / организация образовательного процесса / дистанционные образовательные технологии / руководство самостоятельной работой студентов / информационно-образовательная среда / система образования / преподаватель / формат обучения / мотивация / профессионал / independent work of students / distance learning / organization of the educational process / distance learning technologies / management of independent work of students / information and educational environment / education system / teacher / training format / motivation / professional

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганичева Ирина Александровна, Морозов Александр Владимирович

в статье рассматриваются важность и значимость создания совокупности условий для обеспечения эффективного образовательного процесса в условиях дистанционного обучения, а также наиболее важные, с авторской точки зрения, направления организации, планирования и руководства самостоятельной работой студентов в условиях дистанционного обучения. Основываясь на результатах проведённого исследования, авторы приходят к выводам о необходимости создания совокупности условий (материально-технических, организационных, психологических, воспитательных) для обеспечения эффективного образовательного процесса в условиях дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ганичева Ирина Александровна, Морозов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING

the article discusses the importance and significance of creating a set of conditions for ensuring an effective educational process in the context of distance learning, as well as the most important, from the author’s point of view, areas of organization, planning and management of independent work of students in the context of distance learning. Based on the results of the study, the authors come to the conclusion that it is necessary to create a set of conditions (material and technical, organizational, psychological, educational) to ensure an effective educational process in the context of distance learning.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11237 ГАНИЧЕВА Ирина Александровна,

доцент кафедры общей и практической психологии Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского,

e-mail: ganicheva-irin@mail.ru

МОРОЗОВ Александр Владимирович,

главный научный сотрудник НИЦ-2, ФКУ «НИИ ФСИН России», e-mail: doc_morozov@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. в статье рассматриваются важность и значимость создания совокупности условий для обеспечения эффективного образовательного процесса в условиях дистанционного обучения, а также наиболее важные, с авторской точки зрения, направления организации, планирования и руководства самостоятельной работой студентов в условиях дистанционного обучения. Основываясь на результатах проведённого исследования, авторы приходят к выводам о необходимости создания совокупности условий (материально-технических, организационных, психологических, воспитательных) для обеспечения эффективного образовательного процесса в условиях дистанционного обучения.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, дистанционное обучение, организация образовательного процесса, дистанционные образовательные технологии, руководство самостоятельной работой студентов, информационно-образовательная среда, система образования, преподаватель, формат обучения, мотивация, профессионал

GANICHEVA Irina Alexandrovna

аssociate Professor of the Department of General and Practical Psychology National Research Nizhny Novgorod State University named N.I. Lobachevsky

MOROZOVAlexander Vladimirovich,

chief researcher of SIC-2, FSI «Research Institute of the

Federal Penitentiary Service of Russia»

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING

Annotation. the article discusses the importance and significance of creating a set of conditions for ensuring an effective educational process in the context of distance learning, as well as the most important, from the author's point of view, areas of organization, planning and management of independent work of students in the context of distance learning. Based on the results of the study, the authors come to the conclusion that it is necessary to create a set of conditions (material and technical, organizational, psychological, educational) to ensure an effective educational process in the context of distance learning.

Key words: independent work of students, distance learning, organization of the educational process, distance learning technologies, management of independent work of students, information and educational environment, education system, teacher, training format, motivation, professional

В настоящее время в образовательном пространстве предлагается использовать различные формы и технологии обучения, которые позволяют повысить уровень и

эффективность образовательного процесса, в целом. Технологии дистанционного обучения расширяют возможности обучения, позволяя повысить качество образования, являясь одними из

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

наиболее прогрессивных, зародившихся ещё в конце ХХ-го столетия, и вошедших в ХХ1-Й век как одна из наиболее эффективных и перспективных систем подготовки современных специалистов.

Проблема широкого внедрения дистанционных форм обучения в образовательный процесс обусловлена необходимостью качественного изменения его структуры и содержания, которое предполагает существенные отличия основных подходов к его организации и руководству [7] в новых условиях дистанционного обучения. В настоящее время назрела необходимость рассмотреть использование дистанционных образовательных технологий на современном уровне с учётом складывающейся ситуации, обусловленной пандемией COVID-19 [9; 17].

Анализ содержания многочисленных исследований, посвящённых вопросам дистанционного обучения [1; 2; 10; 11; 13; 16], позволяют нам сделать вывод о том, что «дистанционное», в основном, трактуется как обучение, совершаемое на расстоянии, а само «обучение» - как процесс взаимодействия между преподавателем и студентом, в результате которого у обучающегося формируются знания, умения и компетенции. Приоритетная задача современной системы образования заключается в том, чтобы не столько сообщить как можно больше знаний обучающимся, сколько в том, чтобы научить их добывать эти знания самостоятельно. Именно поэтому мы считаем необходимым рассматривать дистанционное обучение как систему, которая организационно должна включать в себя комплекс условий, направленных на практическое освоение обучающимися образовательных программ.

Для выявления сущности и специфики применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий попытаемся обратиться к анализу нормативно-правовых документов. Практически во всех нормативных документах, касающихся образования: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (далее - Закон РФ «Об образовании»), Федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) нового поколения, приказы Минобрнауки России и др., особое внимание уделяется созданию оптимальных условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды [1; 3; 8; 12; 14; 15].

В ст. 16 Закона РФ «Об образовании» указано, что «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [15].

Кроме того, в ст. 16 указано, что «в образовательной организации должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объёме, независимо от места нахождения обучающихся» [15].

Анализируя основные положения ФГОСов нового поколения, в части использования дистанционных образовательных технологий, можно отметить, что практически во всех ФГОСах высшего образования особое значение уделяется созданию оптимальных условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды [6].

Так, например, в ФГОС высшего образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (уровень обучения -магистратуры) мы находим следующие формулировки: «в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе, в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению» [14].

Отсюда понятно, насколько актуальным является использование дистанционных образовательных технологий в процессе профессионального образования и формирования профессиональных компетенций будущих специалистов. Профессиональная деятельность требует непрерывного обновления и пополнения знаний, роста профессионализма, проявляющегося в разносторонней образованности, которая достигается в том числе, посредством создания условий для освоения студентами информационного пространства на вузовском этапе обучения.

В контексте Приказа Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам выс-

шего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» отмечается, что «при проведении учебных занятий организация обеспечивает развитие у обучающихся навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерских качеств (включая при необходимости проведение интерактивных лекций, групповых дискуссий, ролевых игр, тренингов, анализ ситуаций и имитационных моделей, преподавание дисциплин (модулей) в форме курсов, составленных на основе результатов научных исследований, проводимых организацией, в том числе, с учётом региональных особенностей профессиональной деятельности выпускников и потребностей работодателей) [12].

Очевидно и бесспорно, чтобы быть востребованным профессионалом, необходимо уметь строить и осуществлять систему самореализационных действий в освоении учебных дисциплин с использованием различных форм, в том числе, и дистанционного обучения (полного или смешанного).

Необходимо отметить, что в современных условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки Министерство просвещения РФ рекомендовало региональным властям перейти на дистанционный формат обучения. В этой связи, как мы понимаем, требуется создание совокупности условий (материально-технических, организационных, психологических, воспитательных) для обеспечения эффективного образовательного процесса.

В методических рекомендациях Минобрна-уки России от 18.03.2020, разработанных с учётом сложившейся в обществе ситуации, обусловленной пандемией COVID-19, даются разъяснения в связи с использованием он-лайн курсов в процессе обучения. Отмечается, что рабочее место педагогического работника рекомендуется оснащать интерактивной доской с проектором, также могут использоваться принтер, сканер (или многофункциональное устройство). Также подчеркивается, что «должна быть обеспечена возможность включения в образовательную программу большого набора различных элементов: ресурсов, форумов, тестов, заданий, глоссариев, опросов, анкет, чатов, лекций, семинаров, баз данных, редактора «ленты времени», построения схем и другого» [3]. Специалисты-эксперты считают, что необходимо использовать интегрированную электронную почту, позволяющую отправлять копии сообщений в форумах, отзывы и комментарии педагогических работников и другую учебную информацию. В данном документе объясняется и то, что электронная почта должна быть не только интегрированной, но и должна позволять отправ-

лять копии сообщений в форумах, отзывы и комментарии педагогических работников и другую учебную информацию.

В этой связи, безусловно, обостряется интерес к повышению квалификации педагогических работников, предполагающих осуществлять обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. В методических рекомендациях Минобрнауки России указывается, что программы повышения квалификации педагогических работников необходимо строить таким образом, чтобы часть времени они обучались очно, а часть - с использованием дистанционных образовательных технологий.

Интересным вообще, и представляющим несомненный интерес для нашего исследования имеет блок вопросов-ответов для администрации образовательных организаций, преподавателей и студентов, представленных в методических рекомендациях Минобрнауки России от 18.03.2020. В контексте такого подхода особый интерес представляют вопросы, касающиеся разработки и внедрения онлайн-курсов. В этой связи в данном документе уделяется внимание тому, что необходимо использовать различные модели дистанционного обучения: «лекции в форме вебинаров или предоставления доступа к ранее записанным преподавателями лекциям; проведение семинарских занятий в форме дистанционного выполнения заданий преподавателя во время семинаров в соответствии с действующим в университете расписанием. Для коммуникации во время семинаров могут быть использованы любые доступные технологии, удобные преподавателю и обучающимся, в том числе чаты в мессенджерах» [3].

Также, в методических рекомендациях Минобрнауки России от 18.03.2020 в контексте вопросов и ответов предлагается обратить внимание и на то, что в случае переноса дисциплины в дистанционную форму преподаватели обязаны соблюдать учебный план (число контактной и самостоятельной работы студента). При желании преподавателя применить смешанные виды обучения, например, частичное самостоятельное изучение теоретического материала, необходимо внести изменения в учебный план, если такие виды обучения им не предусмотрены [3]. Как мы видим, прослеживается прямая связь изменения организации образовательного процесса: замена пассивного слушания и конспектирования учебного материала возрастанием доли самостоятельной работы студентов.

В данном истолковании, подчеркивается важность и значимость создания совокупности условий для обеспечения эффективного образовательного процесса. Как мы понимаем, крайне важным становится создание системы дистанци-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

онного обучения, которая включала бы в себя комплекс организационных, телекоммуникационных, педагогических и научных ресурсов, вовлеченных в создание и практическое осуществление образовательных программ с использованием дистанционных технологий обучения.

На основе анализа нормативно-правовых документов, можно сделать вывод о том, что:

• во-первых, практически во всех документах, касающихся образования, особое внимание уделяется созданию оптимальных условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды;

• во-вторых, учитывая возросшие требования к созданию условий для реализации дистанционного обучения, следует предусмотреть различные эффективные формы и методы руководства самостоятельной работой студентов в связи с использованием дистанционных технологий обучения.

По мнению Т.Н. Гавриловой основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого: каждый обучающийся занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины, важно то, что система дистанционного обучения призвана не подменять, а дополнять традиционную систему образования [1].

Важно подчеркнуть, что обучение - это систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента, которая становится приоритетной и именно её организация становится одной из главных особенностей дистанционного образования. При дистанционном обучении обучающиеся отходят от привычной системы обучения, так как значительную часть учебного материала они изучают без преподавателя. Это требует от них большей самостоятельности и более чёткой организации своего рабочего дня.

Таким образом, мы должны рассматривать организацию самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения не только как обеспечение материально-технических условий, но и как создание психологических условий её эффективного осуществления. Психологическая составляющая сопровождения самостоятельной работы студентов включает в себя повышение воспитательной функции в дистанционном обучении, которая предполагает организацию непосредственного общения преподавателя и студентов. Так как процесс обучения строится на самостоятельной познавательной деятельности студента, особое значение приобретает руковод-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

ство учебным процессом, которое включает в себя консультирование студентов и контроль качества знаний.

В этой связи, мы вполне логично ставим перед собой вопрос о том, какова же должна быть роль преподавателя и студента в новой учебной среде, представляющей собой информационное пространство. Совершенно очевидно, что основной целью преподавателя в организации и планировании самостоятельной работы студентов является формирование потребности в непрерывном самостоятельном овладении знаниями, умениями и навыками самообразования, а также самостоятельной и творческой деятельности.

В этой связи мы провели опрос среди преподавателей и студентов психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ г. Арзамаса (всего в опросе приняли участие 295 человек: 250 студентов и 45 преподавателей)

Основной целью проведённого нами опроса было выявление наиболее «проблемных точек» в контексте осознания трудностей, испытываемых как студентами, так и преподавателями в условиях дистанционного обучения, а также выяснение форм и методов, являющихся, с точки зрения опрашиваемых, наиболее эффективными в организации учебного процесса в современных условиях цифровизации всей системы образования.

Наиболее интересными нам показались ответы студентов и преподавателей на приведённые ниже вопросы: «Какие технические трудности возникают у вас в процессе дистанционного обучения?» - более 95% студентов и преподавателей отметили имеющиеся проблемы в работе образовательных ресурсов (неустойчивый интернет, отсутствие необходимого компьютерного оборудования и др.).

На вопрос: «Какие трудности в организации учебного процесса на дистанционном обучении вы испытываете?» - большинство студентов высказывали следующее:

• нехватка живого общения с преподавателем, минимальная обратная связь в учебном процессе;

• ограниченное время на выполнение заданий;

• увеличение количества заданий по сравнению с очной формой обучения;

• проблемы с самоорганизацией и самоконтролем;

• большое количество образовательных платформ и др.

Большинство преподавателей, отвечая на данный вопрос, отмечали следующие трудности и проблемы:

• отсутствие полноценного учебного диалога со студентами;

• невозможность достоверной проверки знаний студентов;

• снижение учебной мотивации студентов;

• отсутствие полноценного рабочего места дома/на работе и др.

На вопрос: «Что, с Вашей точки зрения, необходимо улучшить в организации учебного процесса в условиях дистанционного формата обучения?» - более 80% всех опрошенных студентов отмечали, что им необходимо:

• улучшение обратной связи преподавателей со студентами;

• использование большего количества творческих, исследовательских практических заданий и задач;

• также необходимо учитывать соответствие сложности задания и времени на его выполнение и др.

Практически все преподаватели высказали мнение о необходимости:

• улучшения технического сопровождения дистанционного формата обучения;

• обмена опытом в вопросах организации дистанционного обучения;

• изучение новых образовательных платформ и ресурсов в аспекте повышения своей квалификации;

• необходимость пересмотра организации и руководства самостоятельной работой студентов с учётом разного уровня подготовленности и мотивации студентов к выполнению самостоятельной работы в условиях дистанционного обучения.

На основе анализа данных, полученных нами в ходе проведённого опроса, были выделены и обоснованы наиболее актуальные, на наш взгляд, направления работы по повышению эффективности организации учебного процесса, способствующие развитию навыков организации самостоятельной работы студентов в новых условиях полного или частичного дистанционного обучения.

Первое направление - это совершенствование форм взаимодействия преподавателя и студентов в процессе самостоятельной познавательной деятельности студента. В условиях дистанционной формы обучения организуется интенсивный диалог между студентом и преподавателем. Это направление, на наш взгляд, определяется отношением субъектов образовательного процесса и первостепенной ролью преподавателя в новой учебной среде, представляющей собой информационное пространство. Большое значение в данном смысле имеет руководство учебным процессом, которое включает в себя организацию преподавателем различных форм консультирова-

ния студентов [5] и контроль качества получаемых ими знаний [4].

Проведение консультаций усложняется с точки зрения их дидактических целей: они сохраняются как самостоятельные формы организации учебного процесса, и, вместе с тем, оказываются включёнными в другие формы учебной деятельности (лекции, практики, семинары, лабораторные практикумы и т.д.). Несмотря на то, что личный контакт обучающихся с преподавателями в условиях дистанционного обучения ограничен, необходимо учесть, что реальное использование информационных технологий расширяет возможности для проведения консультаций. При использовании дистанционной формы образования усиливается индивидуальный учебный компонент по сравнению с традиционным фронтальным обучением [9].

При этом, особое значение имеет организация взаимопомощи студентов, которые сами также могут осуществлять консультации друг другу, особенно, при освоении трудного материала. Такие консультации студентов являются одной из форм руководства работой обучающихся и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины.

Особую роль в процессе организации самостоятельной работы студентов при дистанционном обучении играет познавательная деятельность студента, которая должна носить активный характер. Учебный материал для данной формы образования позволяет усилить его деятельност-ную основу. Это направление определяется уровнем мотивации студента к получению знаний и, особенно, внутренней мотивацией, выраженной в желании и умении учиться. В этом смысле, при организации процесса обучения дистанционно, необходимо выстраивать взаимоотношения между субъектами образовательного процесса с использованием таких активных методов обучения, как ролевые игры, дискуссионные группы, форумы, проектные группы и т.д.). Основой применения данных методов являются телекоммуникационные сети и современные цифровые образовательные технологии. В дистанционной форме обучения необходимо обратить внимание на организацию совместной студенческой работы (конференции, семинары и обсуждения, разработка студентами совместных проектов и др.).

Необходимо обратить внимание на то важное обстоятельство, что активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Каждый студент должен видеть полезность выполняемой им работы. Важным условием является контроль результатов деятельности студентов. Обучаю-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

щийся должен видеть конкретные результаты своей учебной деятельности, не допуская появления задолженностей. Поэтому преподавателю необходимо своевременно фиксировать и информировать студентов о всех выполненных работах с указанием конкретных ошибок и замечаний.

Особая роль при дистанционном обучении отводится практическим занятиям, нацеленным на актуализацию практикумов за счёт использования мультимедиа-технологий, имитационного моделирования и т.д. При дистанционном обучении формы организации практических занятий могут быть разнообразными, например, практические занятия по решению задач. Необходимо обучить студентов основным приёмам решения конкретных задач, предложив им определённый алгоритм.

На начальном этапе обучающимся предлагаются типовые задачи, решение которых позволяет отработать стереотипные приёмы, использующиеся при их решении.

На втором этапе рассматриваются задачи творческого характера. Такие занятия формируют творческое мышление, позволяют вырабатывать навыки делового обсуждения проблемы, дают возможность освоить язык профессионального общения.

После этого, необходимо осуществить выполнение контрольных работ, позволяющих проверить навыки решения конкретных задач. После каждого контрольного задания целесообразно провести консультацию по анализу наиболее типичных ошибок и выработке совместных рекомендаций по методике решения задач.

Таким образом, в условиях дистанционного обучения необходимо осуществлять эффективное управление учебным процессом, которое становится возможным благодаря современным средствам коммуникаций. Следует обратить внимание на то, что в современных условиях роль преподавателя, отнюдь, не заменяется компьютерами и новыми цифровыми технологиями, при этом, во многом меняется содержание его деятельности и, тем самым, это даёт возможность не только разнообразить используемые учебные материалы, но и организовать самостоятельную работу студентов с учётом их индивидуальных особенностей и возможностей.

Список литературы:

[1] Гаврилова Т.Н. Актуальность использования дистанционных образовательных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения // [Электронный ресурс]. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/78-fgos2/1319-2012-06-08-06-24-34.html (дата обращения 24.11.2020).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

[2] Гиль А.В., Морозов А.В. Дистанционное образование как тренд современного информационного сообщества // В сборнике: Весенние психолого-педагогические чтения // Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения почетного профессора АГУ А.Г. Буровой / Сост. И.А. Еремицкая. - Астрахань: АГУ, 2020. - С. 140143.

[3] Методические рекомендации Минобрна-уки России от 18.03.2020 по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ) // [Электронный ресурс]. URL: https://about.sfu-kras. т/А^/аЬоиШЕТСЮЮ1^К1Е_ REKOMENDACII_ MIN0BRNAUKI_0T_18.03.2020.pdf (дата обращения 09.11.2020).

[4] Морозов А.В. Мониторинг как эффективный метод оценки и повышения качества образования // Современное непрерывное образование и инновационное развитие. - Серпухов: МОУ ИИФ, 2017. - С. 405-410.

[5] Морозов А.В. Психологическое консультирование в системе современной высшей школы // В книге: Системогенез учебной и профессиональной деятельности // Материалы VII Международной научно-практической конференции. -Ярославль, 2015. - С. 238-240.

[6] Морозов А.В. Трансформация образовательного пространства в условиях цифровой экономики // В сборнике: Электронное обучение в непрерывном образовании 2019 // VI Международная научно-практическая конференция, посвященная памяти А.Н.Афанасьева. - Ульяновск, 2019. - С. 338-345.

[7] Морозов А.В. Цифровые образовательные технологии в педагогической и управленческой деятельности в сфере современного образования // В сборнике: Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы // Материалы II научно-практической конференции с международным участием. - Саратов: СГМУ, 2020. - С. 403408.

[8] Морозов А.В., Самборская Л.Н. Правовое регулирование сферы отечественного образования в условиях цифрового образовательного пространства // Образование и право. - 2020. - № 9. - С. 302-307.

[9] Морозов А.В., Терещенко А.Ю. Применение дистанционных образовательных технологий в учебном процессе до пандемии и после: проблемы и перспективы // Педагогическая информатика. - 2020. - № 4. - С. 17-29.

[10] Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации. - М.: ФИРО, 2016. - 72 с.

[11] Никуличева Н.В. Mетодика разработки дистанционного курса // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе // Mатериалы Mеждународ-ной научно-практической интернет-конференции. - M.: MПГУ, 2020. - С. 665-695.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12] Приказ Mинобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры // [Электронный ресурс]. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71621568 (дата обращения 17.11.2020).

[13] Слободчикова А.А. Проблемы внедрения разработанных электронных учебных средств в образовательный процесс // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2008. - № 8. - С. 41-46.

[14] Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (утверждён приказом Mинобрнауки России от 12.05.2016 № 549 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры)» // [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/440402 (дата обращения 29.10.2020)

[15] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) // [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174 (дата обращения 19.09.2020)

[16] Шуваева В.В. Дистанционные технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования // Управление персоналом. - 2005. - № 3. - С. 36-39.

[17] Bashkireva T., Bashkireva, A., Morozov, A., Osipenko I., Abol'yanina N. Adaptation of students to distance learning during COVID-19 in terms of cardiovascular indicators // В сборнике: Journal of Physics: Conference Series. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2020. - C. 012230.

Spisok literatury:

[1] Gavrilova T.N. Aktual'nost' ispol'zovaniya distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v processe vnedreniya FGOS novogo pokoleniya // [Elektronnyj resurs]. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/78-fgos2/1319-2012-06-08-06-24-34.html (data obrashcheniya 24.11.2020).

[2] Gil' A.V., Morozov A.V. Distancionnoe obra-zovanie kak trend sovremennogo informacionnogo soobshchestva // V sbornike: Vesennie psiholo-go-pedagogicheskie chteniya // Materialy IV Mezhre-gional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvy-ashchennoj 90-letiyu so dnya rozhdeniya pochetnogo professora AGU A.G. Burovoj / Sost. I.A. Eremickaya.

- Astrahan': AGU, 2020. - S. 140-143.

[3] Metodicheskie rekomendacii Minobrnauki Rossii ot 18.03.2020 po ispol'zovaniyu elektronnogo obucheniya, distancionnyh obrazovatel'nyh tekh-nologij pri realizacii dopolnitel'nyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm) // [Elektronnyj resurs]. URL: https://about.sfu-kras.ru/files/about/METODI-ChESKIE_REKOMENDACII_MINOBRNAUKI_ 0T_18.03.2020.pdf (data obrashcheniya 09.11.2020).

[4] Morozov A.V. Monitoring kak effektivnyj metod ocenki i povysheniya kachestva obrazovaniya // Sovremennoe nepreryvnoe obrazovanie i innova-cionnoe razvitie. - Serpuhov: MOU IIF, 2017. - S. 405-410.

[5] Morozov A.V. Psihologicheskoe konsul'ti-rovanie v sisteme sovremennoj vysshej shkoly // V knige: Sistemogenez uchebnoj i professional'noj deyatel'nosti // Materialy VII Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. - Yaroslavl', 2015. - S. 238-240.

[6] Morozov A.V. Transformaciya obrazova-tel'nogo prostranstva v usloviyah cifrovoj ekonomiki // V sbornike: Elektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii 2019 // VI Mezhdunarodnaya nauch-no-prakticheskaya konferenciya, posvyashchennaya pamyati A.N.Afanas'eva. - Ul'yanovsk, 2019. - S. 338-345.

[7] Morozov A.V. Cifrovye obrazovatel'nye tekh-nologii v pedagogicheskoj i upravlencheskoj deyatel'nosti v sfere sovremennogo obrazovaniya // V sbornike: Pedagogicheskoe vzaimodejstvie: voz-mozhnosti i perspektivy // Materialy II nauchno-prak-ticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem.

- Saratov: SGMU, 2020. - S. 403-408.

[8] Morozov A.V., Samborskaya L.N. Pravovoe regulirovanie sfery otechestvennogo obrazovaniya v usloviyah cifrovogo obrazovatel'nogo prostranstva // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 9. - S. 302-307.

[9] Morozov A.V., Tereshchenko A.Yu. Prime-nenie distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v uchebnom processe do pandemii i posle: problemy i perspektivy // Pedagogicheskaya informatika. - 2020.

- № 4. - S. 17-29.

[10] Nikulicheva N.V. Vnedrenie distancionnogo obucheniya v uchebnyj process obrazovatel'noj organizacii. - M.: FIRO, 2016. - 72 s.

[11] Nikulicheva N.V. Metodika razrabotki distancionnogo kursa // Aktual'nye problemy metodiki obucheniya informatike i matematike v sovremennoj shkole // Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prak-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

ticheskoj internet-konferencii. - M.: MPGU, 2020. -S. 665-695.

[12] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 05.04.2017 № 301 «Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osu-shchestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po obra-zovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya -programmam bakalavriata, programmam special-iteta, programmam magistratury // [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71621568 (data obrashcheniya 17.11.2020).

[13] Slobodchikova A.A. Problemy vnedreniya razrabotannyh elektronnyh uchebnyh sredstv v obrazovatel'nyj process // Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. - 2008. - № 8. - S. 41-46.

[14] Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart po napravleniyu podgotovki 44.04.02 Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie (utverzh-dyon prikazom Minobrnauki Rossii ot 12.05.2016 № 549 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstven-nogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obra-

zovaniya po napravleniyu podgotovki 44.04.02 Psi-hologo-pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' magistratury)» // [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo. ru/440402 (data obrashcheniya 29.10.2020)

[15] Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossi-jskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 31.07.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2020) // [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174 (data obrashcheniya 19.09.2020)

[16] Shuvaeva V.V. Distancionnye tekhnologii obucheniya v sisteme dopolnitel'nogo profession-al'nogo obrazovaniya // Upravlenie personalom. -2005. - № 3. - S. 36-39.

[17] Bashkireva T., Bashkireva, A., Morozov, A., Osipenko I., Abol'yanina N. Adaptation of students to distance learning during COVID-19 in terms of cardiovascular indicators // V sbornike: Journal of Physics: Conference Series. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2020. - C. 012230.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.