Научная статья на тему 'Формирование у бакалавров-лингвистов профессиональных компетенций на основе иммерсивных технологий'

Формирование у бакалавров-лингвистов профессиональных компетенций на основе иммерсивных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михалева О.В., Морозов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у бакалавров-лингвистов профессиональных компетенций на основе иммерсивных технологий»

D0l:10.24412/2076-1503-2021-4-381 -386 МИХАЛЕВА Ольга Владимировна,

доцент кафедры иностранных языков профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет

им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, e-mail: denisovaolga@inbox.ru

МОРОЗОВ Александр Владимирович,

главный научный сотрудник НИЦ-2, ФКУ «НИИ ФСИН России», e-mail: doc_morozov@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ У БАКАЛАВРОВ-ЛИНГВИСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье рассматривается необходимость пересмотра существующих традиционных форм, методов и средств обучения в связи с переходом к широкому использованию цифровых технологий в образовательном процессе вуза. Целью проведённого нами исследования являлся анализ практики использования иммерсивных технологий в образовательном процессе будущих бакалавров-лингвистов, как одного из ключевых компонентов, способствующего более качественной профессиональной подготовке и формированию у студентов профессиональных компетенций. Основными задачами нашего исследования является обоснование и разработка профессиональных компетенций, направленных на формирование компетентности будущего бакалавра-лингвиста, а также применение модульной структуры разработанного нами авторского курса «Иммерсивные технологии в лингвистике» с использованием технологии погружения в языковую среду. Основными методами нашего исследования стали: анализ, синтез, обобщение. Результатом проведённого исследования является вывод о том, что применение иммерсивных технологий в образовательном процессе будущих бакалавров-лингвистов способствует их всесторонней подготовке к будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: бакалавр-лингвист, иммерсивные технологии, цифровые образовательные ресурсы, профессиональная компетенция, цифровые технологии, профессиональная подготовка, образовательный процесс, цифровая образовательная среда.

MIKHALEVA Olga Vladimirovna

аssociate Professor of the Department for foreign languagesfor professional communication Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich

and Nikolay Grigoryevich Stoletov

MOROZOVAlexander Vladimirovich,

chief researcher of SIC-2, FSI «Research Institute of the

Federal Penitentiary Service of Russia»

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF BACHELOR LINGUISTS ON THE BASIS OF IMMERSIVE TECHNOLOGIES

Annotation. The article considers the need to revise the existing traditional forms, methods and means of teaching in connection with the transition to the widespread use of digital technologies in the educational process of the university. The purpose of our research was to analyze the practice of using immersive technologies in the educational process of future bachelor linguists, as one of the key components that contributes to better professional training and the formation of students' professional competencies. The main objectives of our research are the substantiation and development of

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

professional competencies aimed at the formation of the competence of the future bachelor of linguistics, as well as the application of the modular structure of the author's course «Immersive Technologies in Linguistics» developed by us using the technology of immersion in the language environment. The main methods of our research were: analysis, synthesis, generalization. The result of the study is the conclusion that the use of immersive technologies in the educational process of future bachelor linguists contributes to their comprehensive training for future professional activities.

Key words: bachelor of Linguistics, immersive technologies, digital educational resources, professional competence, digital technologies, professional training, educational process, digital educational environment.

Современная система образования переживает новый виток своего развития, обусловленный переходом от информатизации к цифровизации образовательного процесса и образовательного пространства [2]. Данные изменения затрагивают все ступени образования. В своём послании Федеральному собранию от 21 апреля 2021 года Президент Российской Федерации В.В. Путин в очередной раз подчеркнул важность и значимость системы высшего образования, направленной на подготовку кадров для регионов. Образовательный процесс в современном вузе ориентирован не только на подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих вполне определёнными знаниями, умениями и навыками, но также на подготовку грамотных кадров, уровень компетентности которых соответствует требованиям, предъявляемым современным рынком труда [15].

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 [17] на смену федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (далее - ФГОС ВО) 3+ приходят новые стандарты ФГОС ВО 3++ [16]. В отличие от стандартов предыдущего поколения в которых определены общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, в стандартах нового поколения закреплены универсальные и общекультурные компетенции. Необходимо отметить, что в новых стандартах ФГОС ВО 3++ также указаны ссылки на профессиональные стандарты.

Анализ содержания ФГОС ВО 3++ позволяет нам констатировать тот факт, что, в отличие от предыдущего ФГОС ВО 3+ в них отсутствует перечень профессиональных компетенций. Образовательная организация самостоятельно должна дополнить перечень профессиональных компетенций с опорой на профессиональный стандарт, что, в свою очередь, предполагает разработку и формулировку не только самих профессиональных компетенций, но и требований к уровню знаний, умений и навыков, которые будут необходимы в дальнейшем для осуществления профес-

сиональной деятельности и наиболее востребованы на рынке труда.

Анализ современного рынка труда и существующих профессий позволил нам выделить требования, предъявляемые работодателями к будущим сотрудникам. Именно знания и умения работы с цифровыми ресурсами, а также знание иностранного языка являются самыми необходимыми для выполнения своих профессиональных обязанностей. Все указанные выше изменения предполагают ряд изменений в образовательном процессе, техническом обеспечении вуза, а именно:

• создание виртуальных лабораторий;

• внедрение цифровых образовательных платформ с целью осуществления сетевого взаимодействия с другими вузами и др. [7]. На первый план выходит языковая подготовка в вузе, а именно подготовка будущих бакалавров-лингвистов к переводческой деятельности [20].

В соответствии с ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика», утверждённым 25.08.2020, образовательная организация должна обеспечить своим студентам не просто доступ к электронной информационно-образовательной среде вуза, но и научить их работать с доступными цифровыми ресурсами и платформами с целью повышения уровня их знаний, умений и навыков необходимых для их будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем, анализ содержания ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика» позволяет нам сделать вывод об отсутствии компетенций, которые были бы направленны на формирование у будущих бакалавров-лингвистов знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления переводческой деятельности с использованием цифровых ресурсов. Решение данной задачи возможно за счёт разработки и формирования следующих профессиональных компетенций:

1. способность эффективно использовать цифровые образовательные ресурсы и технологии в профессиональной, научной и преподавательской деятельности (ПК-1);

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

2. владение и способность эффективно использовать цифровые образовательные ресурсы вуза для осуществления научно-исследовательской и профессиональной деятельности (ПК-2);

3. владение навыками поиска, анализа и отбора материала с применением цифровой образовательной среды вуза для решения профессиональных задач (ПК-3);

4. способность применять иммерсивные и цифровые технологии для повышения уровня языковой подготовки (ПК-4).

В эпоху глобальной трансформации образовательного пространства, обусловленной «циф-ровизацией» общества, науки, и экономики [11], наиболее оптимальным методом формирования профессиональных компетенций у студентов -будущих бакалавров-лингвистов является организация учебного процесса основанного на внедрении в образовательный процесс вуза не только иммерсивных технологий [4], но также разработка и внедрение образовательных программ по модульной схеме, что в свою очередь позволит преподавателям чётко структурировать и логически последовательно распределить изучаемый материал [1].

Модульная структура курса позволяет варьировать материал по степени сложности с целью реализации личностно-ориентированного подхода [6] и построения индивидуального образовательного трека для каждого студента, в зависимости от его уровня владения языком и его способности применять современные технологии в процессе подготовки к практическим занятиям по иностранному языку [5].

Считаем необходимым акцентировать внимание на использовании цифровых образовательных ресурсов, таких как: корпусы языков (английский, немецкий, французский); Google класс, Puzzel-english.com, а также иммерсивных технологий (приложения виртуальной реальности для изучения разговорного английского языка, который так необходим в процессе перевода ситуаций общекультурной направленности) [12]. Так, например, для успешного освоения американского английского современному студенту не надо ехать в Америку или искать носителя языка. Для достижения этой цели достаточно использовать иммерсивные технологии, где студент может стать участником самых разных ситуаций как общекультурных, так и профессиональных. Этот можно назвать методом погружения в языковую среду [14].

Безусловно, осуществляя свою профессиональную деятельность, будущий переводчик дол-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

жен знать не только иностранный язык, но также язык тела и жестов, что относится к невербальной коммуникации [10], которая также несёт вполне определённую смысловую нагрузку и являются неотъемлемой частью перевода.

Еще один аспект, который имеет огромное значение для будущего переводчика - это преодоление, так называемого, «языкового барьера» [3]. Виртуальная реальность помогает преодолеть страх общения на иностранном языке. Когда преподаватель с помощью цифровых образовательных ресурсов и иммерсивных технологий на занятиях по устному переводу моделирует ситуации профессионального характера - это помогает студенту в дальнейшем использовать полученные виртуально навыки общения без каких-либо дополнительных усилий.

Приложение VirtualSpeech направлено на освоение делового иностранного с целью повышения профессиональных знаний и оказания действенной помощи в том, чтобы стать по-настоящему конкурентоспособным на современном рынке труда [8; 9; 19]. Приобретение знаний, умений, навыков и опыта их применения в виртуальной среде, помогает подготовить будущего переводчика к любой ситуации.

Приложение Engage, разработанное компанией Immersive VR Education, даёт возможность для проведения как индивидуальных, так и групповых занятий, возможность общения с преподавателем и иностранным студентами, погружаясь в мир языка.

Стоит также отметить образовательную платформу Class VR. Данная платформа разработана специально для преподавателей. Также предлагаются программы дополненной и смешанной реальности.

Обучение и изучение английского языка в виртуальной реальности с применением иммерсивных технологий сегодня развивается стремительными темпами [4]. Каждый день на рынке появляются всё новые и новые образовательные программы, различные цифровые ресурсы для преподавателей и тех, кто изучает английский самостоятельно. А это значит, что у студентов и преподавателей становится всё больше возможностей улучшить свои знания при помощи новейших цифровых образовательных технологий [13; 18].

Модульный подход, реализуемый авторами в учебно-методическом обеспечении разработанного спецкурса «Иммерсивные технологии в лингвистике», способствует адаптации будущих бакалавров-лингвистов к профессиональной деятельности в условиях цифровой образовательной

среды и предполагает формирование профессиональных компетенций с целью повышения квалификации будущего специалиста и его конкурентоспособности на современном рынке труда.

Создание языковой среды общекультурной и профессиональной направленности на основе иммерсивных технологий с помощью цифровых образовательных ресурсов является, на наш взгляд, наиболее эффективным инструментарием формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров-лингвистов в неязыковом вузе [4].

Таким образом, резюмируя все вышесказанное, стоит отметить, что подготовка на основе иммерсивных технологий и цифровых ресурсов образовательной организации, а также формирование профессиональных компетенций, разработанных авторами, позволяет студентам не только получить теоретические знания, но и сформировать необходимые умения и навыки и получить опыт практического применения с учётом требований современного цифрового сообщества.

Список литературы:

[1] Ганичева И.А. Развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования в процессе обучения в вузе // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2016. - № 1. - С. 36-40.

[2] Гиль А.В., Морозов А.В. От информатизации к цифровизации образовательного процесса // Образование и право. - 2019. - № 12. - С. 129135.

[3] Михалева О.В. Информационные технологии в формировании коммуникативной компетентности // Ученые записки ИУО РАО. - 2017. -№ 4 (64). - С. 110-113.

[4] Михалева О.В., Морозов А.В. Подготовка бакалавров-лингвистов на основе иммерсивных технологий // Педагогическая информатика. - 2020. - № 3. - С. 133-140.

[5] Михалева О.В., Погорелая С.В. Использование интегративного подхода в процессе освоения межкультурной компетенции бакалавров // Перспективы науки. - 2017. - № 12 (99). - С. 58-61.

[6] Морозов А.В. Личностно-ориентирован-ное обучение в современном информационном пространстве // В сборнике: Постсоветское пространство - территория инноваций // 3-я Международная научно-практическая конференция: доклады и сообщения. - М.: МРСЭИ, 2016. - С. 146-150.

[7] Морозов А.В. Особенности сетевого взаимодействия и электронного обучения в системе непрерывного образования // В сборнике: Элек-

тронное обучение в непрерывном образовании -2018 // V Международная научно-практическая конференция. - Ульяновск: УГТУ, 2018. - С. 249256.

[8] Морозов А.В. Профессиональная подготовка руководителей системы образования с использованием современных цифровых технологий // Человек и образование. - 2018. - № 4 (57).

- С. 105-110.

[9] Морозов А.В. Роль и значение современных электронных технологий в образовательном процессе вуза // В сборнике: Современные инновационные информационно-образовательные технологии в подготовке будущих бакалавров // Материалы итоговой научно-практической конференции преподавателей и аспирантов / под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. - Казань: ТИСБИ, 2014. - С. 188-194.

[10] Морозов А.В. Социальная психология. -М.: Академический Проект, 2013. - 336 с.

[11] Морозов А.В. Трансформация образовательного пространства в условиях цифровой экономики // В сборнике: Электронное обучение в непрерывном образовании 2019 // VI Международная научно-практическая конференция, посвященная памяти А.Н.Афанасьева. - Ульяновск, 2019. - С. 338-345.

[12] Морозов А.В., Михалева О.В. Влияние современного информационно-образовательного пространства на формирование социокультурной и межкультурной коммуникации как одна из важнейших составляющих повышения качества образования будущих бакалавров-лингвистов // Учёные записки ИУО РАО. - 2017. - № 3 (63). - С. 305-310.

[13] Морозов А.В., Самборская Л.Н. Особенности электронного образования в условиях цифровизации // Управление образованием: теория и практика. - 2020. - № 2 (38). - С. 62-68.

[14] Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2010.

- 368 с.

[15] Послание Президента РФ Федеральному собранию от 21 апреля 2021 года // [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/65418 (дата обращения 23.04.2021).

[16] Приказ Минобрнауки России от 25.08.2020 № 969 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриата по направлению подготовки 45.03.02. Лингвистика» // [Электронный ресурс] URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/FGOS%20VO%203++/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

Bak/450302_B_3_31082020.pdf (дата обращения 29.03.2021).

[17] Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 // [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/acts/ bank/36698 (дата обращения 17.03.2021).

[18] Bashkireva A.V., Bashkireva T.V., Morozov A.V., Savotina N.A., Kazakova U.A. Adaptive Reactions of Students From the Position of Self-Actualization and Autonomic Status to the Intense Impact of Digitalization // 2nd International Scientific and Practical Conference on Digital Economy (ISCDE 2020) // Atlantis press SARL / Advances in Economics, Business and Management Research. - 2020. - vol. 156. - P. 169-172.

[19] Morozov A.V., Kozlov O.A. Information and communication technologies in modern digital educational environment // В сборнике: CEUR Workshop Proceedings. 2. Сер. «InnoCSE 2019 -Proceedings of the 2nd Workshop on Inovative Approaches in Computer Science within Higher Education». - 2019. - Vol. 2562. - Рр. 211-217.

[20] Morozov A.V., Mikhaleva O.V. The Study of the Formation of Students' Competence in Intercultural Communication in the Digital Educational Environment // International Conference on the Development of Education in Russia and the CIS Member States (ICEDER 2018) // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 288. -2018. - Рр. 97-105.

Spisok literatury:

[1] Ganicheva I.A. Razvitie professional'noj motivacii bakalavrov psihologo-pedagogicheskogo obrazovaniya v processe obucheniya v vuze // Nauch-no-metodicheskij elektronnyj zhurnal Koncept. -2016. - № 1. - S. 36-40.

[2] Gil' A.V., Morozov A.V. Ot informatizacii k cifrovizacii obrazovatel'nogo processa // Obrazovanie i pravo. - 2019. - № 12. - S. 129-135.

[3] Mihaleva O.V. Informacionnye tekhnologii v formirovanii kommunikativnoj kompetentnosti // Uchenye zapiski IUO RAO. - 2017. - № 4 (64). - S. 110-113.

[4] Mihaleva O.V., Morozov A.V. Podgotovka bakalavrov-lingvistov na osnove immersivnyh tekh-nologij // Pedagogicheskaya informatika. - 2020. - № 3. - S. 133-140.

[5] Mihaleva O.V., Pogorelaya S.V. Ispol'zovanie integrativnogo podhoda v processe osvoeniya mezh-kul'turnoj kompetencii bakalavrov // Perspektivy nauki. - 2017. - № 12 (99). - S. 58-61.

[6] Morozov A.V. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie v sovremennom informacionnom pros-transtve // V sbornike: Postsovetskoe prostranstvo -

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

territoriya innovacij // 3-ya Mezhdunarodnaya nauch-no-prakticheskaya konferenciya: doklady i soobsh-cheniya. - M.: MRSEI, 2016. - S. 146-150.

[7] Morozov A.V. Osobennosti setevogo vzai-modejstviya i elektronnogo obucheniya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya // V sbornike: Elektron-noe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii - 2018 //

V Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. - Ul'yanovsk: UGTU, 2018. - S. 249-256.

[8] Morozov A.V. Professional'naya podgotovka rukovoditelej sistemy obrazovaniya s ispol'zovaniem sovremennyh cifrovyh tekhnologij // Chelovek i obrazovanie. - 2018. - № 4 (57). - S. 105-110.

[9] Morozov A.V. Rol' i znachenie sovremennyh elektronnyh tekhnologij v obrazovatel'nom processe vuza // V sbornike: Sovremennye innovacionnye informacionno-obrazovatel'nye tekhnologii v podgot-ovke budushchih bakalavrov // Materialy itogovoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej i aspirantov / pod red. F.G. Muhametzyanovoj. -Kazan': TISBI, 2014. - S. 188-194.

[10] Morozov A.V. Social'naya psihologiya. -M.: Akademicheskij Proekt, 2013. - 336 s.

[11] Morozov A.V. Transformaciya obrazovatel'nogo prostranstva v usloviyah cifrovoj ekonomiki //

V sbornike: Elektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii 2019 // VI Mezhdunarodnaya nauch-no-prakticheskaya konferenciya, posvyashchennaya pamyati A.N.Afanas'eva. - Ul'yanovsk, 2019. - S. 338-345.

[12] Morozov A.V., Mihaleva O.V. Vliyanie sovremennogo informacionno-obrazovatel'nogo prostranstva na formirovanie sociokul'turnoj i mezh-kul'turnoj kommunikacii kak odna iz vazhnejshih sostavlyayushchih povysheniya kachestva obrazovaniya budushchih bakalavrov-lingvistov // Uchyo-nye zapiski IUO RAO. - 2017. - № 3 (63). - S. 305310.

[13] Morozov A.V., Samborskaya L.N. Osobennosti elektronnogo obrazovaniya v usloviyah cifrovizacii // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. - 2020. - № 2 (38). - S. 62-68.

[14] Polat E.S., Buharkina M.Yu. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya. - M.: Akademiya, 2010. - 368 s.

[15] Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu sobraniyu ot 21 aprelya 2021 goda // [Elektronnyj resurs] URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/65418 (data obrashcheniya 23.04.2021).

[16] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 25.08.2020 № 969 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstven-nogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriata po napravleniyu podgotovki 45.03.02. Lingvistika» // [Elektronnyj resurs] URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/

Bak/450302_B_3_31082020.pdf (data obrash-cheniya 29.03.2021).

[17] Federal'nyj Zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» № 273-FZ ot 29.12.2012 // [Elektronnyj resurs] URL: http://kremlin.ru/acts/ bank/36698 (data obrashcheniya 17.03.2021).

[18] Bashkireva A.V., Bashkireva T.V., Morozov A.V., Savotina N.A., Kazakova U.A. Adaptive Reactions of Students From the Position of Self-Actualization and Autonomic Status to the Intense Impact of Digitalization // 2nd International Scientific and Practical Conference on Digital Economy (ISCDE 2020) // Atlantis press SARL / Advances in Economics, Business and Management Research. - 2020. - vol. 156. - P. 169-172.

[19] Morozov A.V., Kozlov O.A. Information and communication technologies in modern digital educational environment // В сборнике: CEUR Workshop Proceedings. 2. Сер. «InnoCSE 2019 - Proceedings of the 2nd Workshop on Inovative Approaches in Computer Science within Higher Education». - 2019. - Vol. 2562. - Рр. 211-217.

[20] Morozov A.V., Mikhaleva O.V. The Study of the Formation of Students' Competence in Intercultural Communication in the Digital Educational Environment // International Conference on the Development of Education in Russia and the CIS Member States (ICEDER 2018) // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 288. -2018. - Рр. 97-105.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.