Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ / БАКАЛАВР / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОСТЬ / МУЛЬТИЯЗЫЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОПОРНЫЙ ВУЗ / COMPETENCE IN THE FIELD OF INTERCULTURAL COMMUNICATION / BACHELOR / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL PROCESS / DIGITAL RESOURCES / COMPETENCE APPROACH / MULTICULTURALISM / MULTILINGUALISM / PROFESSIONAL COMPETENCE / SUPPORTING UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Александр Владимирович, Михалева Ольга Владимировна

В данной статье анализируется нормативно-правовое обеспечение процесса формирования компетентности в области межкультурной коммуникации у студентов - будущих бакалавров-лингвистов в условиях цифровой образовательной среды вуза; особое внимание уделено рассмотрению правовых основ применения и использования цифрового контента и цифровых ресурсов в образовательном процессе вуза, обусловленных современной тенденцией цифровизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозов Александр Владимирович, Михалева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAMEWORK FOR ENSURING THE FORMATION OF STUDENTS ' COMPETENCE IN INTERCULTURAL COMMUNICATION IN A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

This article analyzes the legal support of the process of formation of competence in the field of intercultural communication among students - future bachelors-linguists in the digital educational environment of the University; particular attention is paid to the legal framework of the use and use of digital content and digital resources in the educational process of the University, due to the current trend of digitalization

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

МОРОЗОВ Александр Владимирович,

главный научный сотрудник ФКУ «НИИ ФСИН России» e-mail: doc_morozov@mail.ru

МИХАЛЕВА Ольга Владимировна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков профессиональной коммуникации, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых», e-mail: denisovaolga@inbox.ru

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В данной статье анализируется нормативно-правовое обеспечение процесса формирования компетентности в области межкультурной коммуникации у студентов - будущих бакалавров-лингвистов в условиях цифровой образовательной среды вуза; особое внимание уделено рассмотрению правовых основ применения и использования цифрового контента и цифровых ресурсов в образовательном процессе вуза, обусловленных современной тенденцией цифровизации.

Ключевые слова: компетентность в области межкультурной коммуникации, бакалавр, цифровая образовательная среда, образовательный процесс, цифровые ресурсы, компетентностный подход, мультикультурность, мультиязычность, профессиональные компетенции, опорный вуз.

MOROZOVAlexander Vladimirovich,

chief researcher, Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

MIKHALEVA Olga Vladimirovna,

senior lector of the Department of foreign languages for professional communication, A.G. and N.G. Stoletovs Vladimir state University

LEGAL FRAMEWORK FOR ENSURING THE FORMATION OF STUDENTS ' COMPETENCE IN INTERCULTURAL COMMUNICATION IN A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Annotation. This article analyzes the legal support of the process of formation of competence in the field of intercultural communication among students - future bachelors-linguists in the digital educational environment of the University; particular attention is paid to the legal framework of the use and use of digital content and digital resources in the educational process of the University, due to the current trend of digitalization.

Keywords: competence in the field of intercultural communication, bachelor, digital educational environment, educational process, digital resources, competence approach, multiculturalism, mul-tilingualism, professional competence, supporting University.

Отличительной чертой современной системы образования является повышение требований к качеству подготовки на всех ступенях образования, в том числе, к подготовке будущих бакалавров.

Президент РФ В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. выделил и подчеркнул мысль о том, что «важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции. Это

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

ключ к настоящему прорыву, к повышению качества образования» [11].

Потребность общества и государства в компетентных специалистах детерминирует создание и развитие системы опорных вузов. Опорные вузы ориентированы на решение задач региональных экономик, в первую очередь, на обеспечение местного рынка труда высококвалифицированными кадрами.

На пленарном заседании XI съезда Российского союза ректоров 26 апреля 2018 г. Президент РФ говорил о необходимости формирования сети опорных высших учебных заведений в Российской Федерации. Благодаря государственному финансированию и чёткому плану развития в опорных вузах есть сильный преподавательский состав и значительно улучшено техническое обеспечение [10].

Программа опорного вуза предполагает ряд мероприятий по модернизации:

• образовательного процесса;

• научно-исследовательской деятельности;

• материально-технического обеспечения (мультимедийные аудитории, цифровое программное обеспечение и т.д.). Существенным моментом является то, что

большинство опорных вузов ранее были техническими университетами, а сегодня эти вузы обеспечивают подготовку будущих бакалавров, магистров, специалистов по достаточно большому спектру направлений, в том числе, по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика» [1].

Проведенный нами анализ существующих профессий, «Атласа профессий», в котором содержится перечень тех из них, которые будут востребованы к 2020 г., позволил вычленить ряд требований, предъявляемых работодателями к будущим специалистам. Особенно среди них выделяются мультикультурность и мультия-зычность, которые являются базовыми практически для всех областей профессиональной деятельности. Данные термины трактуются нами как свободное владение одним или несколькими языками, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в различных странах [5]. В этой связи возникает необходимость подготовки будущих бакалавров, обладающих не только общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, но также знаниями, умениями и навыками в области межкультурной коммуникации, реализуемыми в условиях цифровизация всего общества, в целом, и системы образования, в частности.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

Решение данной задачи возможно за счет профессиональной подготовки будущих бакалавров-лингвистов, способных осуществлять не только переводческую деятельность с использованием цифровых ресурсов, но и вести грамотный межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах.

Анализ научно-педагогических исследований в области компетентностного подхода, теории и методики профессиональной языковой подготовки позволяет говорить о том, что будущие бакалавры-лингвисты смогут более грамотно осуществлять профессиональную переводческую деятельность, если у них будет сформирована компетентность в области межкультурной коммуникации.

Компетентность в области межкультурной коммуникации определяется нами как способность осуществлять грамотный межкультурный диалог с представителями различных культур, стран и конфессий.

Процесс формирования компетентности в области межкультурной коммуникации взаимосвязан с личностным ростом, самодетерминацией и самореализацией будущего переводчика.

Нам импонирует точка зрения Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова, считающих, что межкультурная коммуникация - это симбиоз процессов взаимопонимания людей, принадлежащих разным культурам и языкам и осознающим, что каждый из них - «другой» и констатирующих определенную «чужеродность» партнера по общению [2].

Процесс формирования коммуникативных навыков и опыта межкультурного общения в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров-лингвистов представляет собой единый процесс и должно осуществляться в условиях цифровой образовательной среды и основано на использовании цифровых ресурсов в учебном процессе [3].

Анализ содержания основных профессиональных образовательных программ (далее -ОПОП) по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика» уровень бакалавриата лингвистического университета и опорного вуза на примере Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых позволил нам констатировать значительные различия между профессиональной подготовкой будущих бакалавров-лингвистов в лингвистическом и опорном вузах, несмотря на то что обучение осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика» (уровень бакалавриата). Проанализировав содержание рабочих про-

грамм учебных дисциплин, предусмотренных ОПОП лингвистического вуза:

• введение в теорию межкультурной коммуникации;

• практикум по межкультурной коммуникации;

• теория межкультурной коммуникации;

• практикум по культуре речевого общения, направленных на формирование компетентности в области межкультурной коммуникации, можно сделать следующие выводы:

1) количество дисциплин, направленных на формирование компетентности в области межкультурной коммуникации, в лингвистическом вузе значительно больше;

2) количество зачетных единиц, отведенных на изучение указанных выше дисциплин также превышает то количество, которое предусмотрено в неязыковом вузе;

3) вышеперечисленные дисциплины входят в базовую часть дисциплин блока № 1.

Одним из способов решения проблемы формирования компетентности в области межкультурной коммуникации будущих бакалавров-лингвистов в опорном вузе является создание цифровой образовательной среды. Более того, риски и вызовы цифрового общества, а также требования, предъявляемые к будущим бакалаврам-лингвистам, к уровню их знаний, умений, навыков и опыта их применения, требуют поиска новых, более эффективных форм, методов и средств обучения.

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» необходимо «внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих формирование у обучающихся общекультурных компетенций, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а так же создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» [13].

Разработка и внедрение цифровых онлайн платформ, модульных курсов, цифровых ресурсов в образовательный процесс вуза будут способствовать формированию компетентности в области межкультурной коммуникации будущих бакалавров-лингвистов в опорном вузе.

Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой под цифровой образовательной средой понимается «совокупность цифровых образовательных ресурсов, средств и технологий, обеспечивающих образовательный процесс в условиях цифровизации» [8]. Данное определе-

ние было сформулировано исходя из анализа современных требований, содержащихся во ФГОС ВО и Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (с послед. изм.) «Об образовании в Российской Федерации» [12; 14].

Будущие бакалавры-лингвисты, обучающиеся в условиях цифровой образовательной среды, должны овладеть дидактическими свойствами новых цифровых ресурсов и цифрового программного обеспечения, уметь критически оценить цифровой контент и соотнести его с целями обучения; быть компетентными при использовании цифровых ресурсов в процессе осуществления переводческой деятельности [5].

Использование цифровых ресурсов в учебном процессе вуза позволяет преподавателю:

• повысить мотивацию будущего переводчика к сбору, анализу и поиску информации с использованием цифровой образовательной среды вуза;

• создавать модульные курсы;

• проводить студенческие онлайн-конферен-ции;

• анализировать цифровой контент с точки зрения использования лексико-граммати-ческих и лексико-семантических структур современного разговорного языка;

• решать учебно-методические задачи в процессе организации учебной деятельности [6].

Работа с цифровыми словарями, анализ цифрового контента, сетевая массовая коммуникация, моделирование ситуаций общекультурной и профессиональной направленности - всё это способствует не только формированию компетентности в области межкультурной коммуникации, но и развитию творческого и интеллектуального потенциала будущих бакалавров-лингвистов [9], повышая уровень духовно-нравственной культуры и обеспечивая, тем самым, формирование толерантности в молодёжной среде [4].

Сформированная у будущих бакалавров-лингвистов компетентность в области межкультурной коммуникации в условиях цифровой образовательной среды выступает в качестве «основы» профессиональной компетентности переводчика.

Использование цифровых образовательных ресурсов и цифрового образовательного контента в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров-лингвистов в опорном вузе может позиционироваться как мощный инструментарий в процессе формирования креативных способностей [7] для решения стандартных и нестандартных задач общекультурной и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

профессиональной направленности в области межкультурной коммуникации.

Нельзя не отметить вклад традиционных форм, методов и средств обучения, однако, циф-ровизация общества, в целом, и системы образования, в частности, детерминирует использование цифровых ресурсов и цифрового контента в образовательном процессе вуза, особенно при подготовке будущих бакалавров-лингвистов, которые должны владеть не только знанием иностранного языка, но и демонстрировать навыки грамотного, адекватного межкультурного общения в условиях цифровой образовательной среды [6]. Именно так мы трактуем компетентность в области межкультурной коммуникации.

Резюмируя всё вышесказанное, основываясь на анализе нормативно-правового обеспечения процесса формирования у студентов компетентности в области межкультурной коммуникации, полагаем возможным сделать вывод о том, что современный образовательный процесс в вузе, предъявляя всё более высокие требования к уровню подготовки выпускников, структуре и содержанию рабочих программ учебных дисциплин за счёт расширения их тематики, преследует основную и главную цель - цифровую трансформацию организации всего учебного процесса в целом как основу в решении проблемы повышения качества подготовки студентов. Проведенный нами анализ позволяет констатировать, что применение цифровых образовательных ресурсов, а также цифрового образовательного контента в образовательном процессе высшего учебного заведения при подготовке студентов - будущих бакалавров-лингвистов способствует не только расширению видов и спектра переводческой деятельности, но и формированию высокого уровня их компетентности в области межкультурной коммуникации в условиях цифровой образовательной среды.

Список литературы:

[1] Аржанова И.В, Воров А.Б., Дерман Д.О. и др. Итоги реализации программ развития опорных университетов в 2016 г. // Университетское управление: практика и анализ. - 2017. - № 4. - С. 11 - 21.

[2] Верещагин Е.М. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. - М.: Русский язык, 1990. - 277 с.

[3] Михалева О.В. Современные тенденции межкультурной коммуникации будущих профессионалов // Современный ученый. - 2017. -№ 5. - С. 226 - 228.

[4] Михалева О.В., Морозов А.В. Духовно-нравственная культура и межкультурная

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

коммуникация как предпосылки толерантности в молодёжной среде // В сб.: Сохранение и укрепление традиционных ценностей культуры толерантности в многополярном мире: сб. материалов Молодежной научной школы-конференции / под общ. ред. О.С. Батуриной. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2018. - Ч. 2. - С. 147 - 150.

[5] Михалева О.В., Морозов А.В. Формирование компетентности в области межкультурной коммуникации у студентов - будущих бакалавров-лингвистов в условиях цифровой образовательной среды // Управление образованием: теория и практика. - 2018. - № 4 (32). - С. 103 - 111.

[6] Морозов А.В., Михалева О.В. Влияние современного информационно-образовательного пространства на формирование социокультурной и межкультурной коммуникации как одна из важнейших составляющих повышения качества образования будущих бакалавров-лингвистов // Ученые записки ИУО РАО. - 2017. - № 3 (63). - С. 305 - 310.

[7] Морозов А.В. Креативность как основа творческой компетентности современного специалиста // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2011. - № 3. - С. 73 -76.

[8] Морозов А.В. Профессиональная подготовка руководителей системы образования с использованием современных цифровых технологий // Человек и образование. - 2018. - № 4 (57). - С. 105 - 110.

[9] Морозов А.В. Творческое саморазвитие личности как приоритетная цель педагогического образования в XXI веке // В сб.: Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сб. ст. участников Всеросс. науч.-практ. конф. с меж-дунар. участием. - Казань: КФУ, 2016. - С. 173 -187.

[10] Пленарное заседание съезда Российского союза ректоров [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/57367 (дата обращения: 28.01.2019).

[11] Послание Президента Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 18.12.2018).

[12] Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 940 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/

fgosvob/450302_Lingvistika.pdf (дата обращения: 02.11.2018).

[13] Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 22.01.2019).

[14] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения: 17.12.2018).

Spisok literatury:

[1] Arzhanova I.V, Vorov A.B., Derman D.O. i dr. Itogi realizacii programm razvitiya opornyh universitetov v 2016 g. // Universitet-skoe upravlenie: praktika i analiz. - 2017. - № 4. -S. 11 - 21.

[2] Vereshchagin E.M. Yazyk i kul'tura: ling-vostranovedenie v prepodavanii russkogo yazyka kak inostrannogo. - M.: Russkij yazyk, 1990. - 277 s.

[3] Mihaleva O.V. Sovremennye tendencii mezhkul'turnoj kommunikacii budushchih profes-sionalov // Sovremennyj uchenyj. - 2017. - № 5. -S. 226 - 228.

[4] Mihaleva O.V., Morozov A.V. Duhovno-nravstvennaya kul'tura i mezhkul'tur-naya kommunikaciya kak predposylki tolerant-nosti v molodyozhnoj srede // V sb.: Sohranenie i ukreplenie tradicionnyh cennostej kul'tury toler-antnosti v mnogopolyarnom mire: sb. materialov Molodezhnoj nauchnoj shkoly-konferencii / pod obshch. red. O.S. Baturinoj. - Ufa: RIC BashGU, 2018. - Ch. 2. - S. 147 - 150.

[5] Mihaleva O.V., Morozov A.V. Formirovanie kompetentnosti v oblasti mezh-kul'turnoj kommunikacii u studentov - budush-chih bakalavrov-lingvistov v usloviyah cifrovoj obrazovatel'noj sredy // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. - 2018. - № 4 (32). - S. 103 - 111.

[6] Morozov A.V., Mihaleva O.V. Vliyanie sovremennogo informacionno-obrazovatel'nogo prostranstva na formirovanie sociokul'turnoj i mezhkul'turnoj kommunikacii kak odna iz vazhne-jshih sostavlyayushchih povysheniya kachestva

obrazovaniya budushchih bakalavrov-lingvistov // Uchenye zapiski IUO RAO. - 2017. - № 3 (63). -S. 305 - 310.

[7] Morozov A.V. Kreativnost' kak osnova tvorcheskoj kompetentnosti sovremennogo spe-cialista // Chelovecheskij faktor: problemy psi-hologii i ergonomiki. - 2011. - № 3. - S. 73 - 76.

[8] Morozov A.V. Professional'naya podgot-ovka rukovoditelej sistemy obrazovaniya s ispol'zovaniem sovremennyh cifrovyh tekhnologij // Chelovek i obrazovanie. - 2018. - № 4 (57). - S. 105 - 110.

[9] Morozov A.V. Tvorcheskoe samorazvitie lichnosti kak prioritetnaya cel' pedagogicheskogo obrazovaniya v XXI veke // V sb.: Andreevskie chteniya: sovremennye koncepcii i tekhnologii tvorcheskogo samorazvitiya lichnosti: sb. st. uchastnikov Vseross. nauch.-prakt. konf. s mezh-dunar. uchastiem. - Kazan': KFU, 2016. - S. 173 -187.

[10] Plenarnoe zasedanie s"ezda Rossijskogo soyuza rektorov [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/57367 (data obrashcheniya: 28.01.2019).

[11] Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu ot 1 marta 2018 goda [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/56957 (data obrashcheniya: 18.12.2018).

[12] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 07.08.2014 № 940 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarst-vennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 45.03.02 Lingvistika (uroven' bakalavriata)» [Ele-ktronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/450302_Lingvis-tika.pdf (data obrashcheniya: 02.11.2018).

[13] Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zad-achah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dos-tupa: URL: http://www.kremlin.ru (data obrash-cheniya: 22.01.2019).

[14] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Elek-tronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http:// www.consultant.ru/document/cons (data obrash-cheniya: 17.12.2018).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.