УДК 378
РО! 10.23672/И5419-0673-4045-д
Комарова Яна Бахрузовна
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний [email protected]
Yana B. Komarova
Senior lecturer of the Department
Theories and Histories of State and Law,
Vladimir Law Institute
the Federal Service
of Execution of Punishments
Формирование
профессиональной компетентности бакалавров-юристов на основе иммерсивных технологий
Formation
of professional competence of bachelor lawyers on the basis
of intensive technologies
Аннотация. Политика Российской Федерации направлена на развитие международного сотрудничества во всех отраслях, таких как научно-техническая, экономическая и многих других. Данная тенденция детерминирует спрос на высококвалифицированных сотрудников обладающих не только системой знаний в той или иной отрасли, но имеющих практический опыт осуществления профессиональной деятельности, как на российских площадках, так и при составлении и заключении международных договоров и контрактов. В данной статье анализируется возможность и необходимость применения им-мерсивных технологий в образовательном процессе будущих бакалавров-юристов, а ее актуальность обусловлена необходимостью пересмотра существующих традиционных форм, методов и средств обучения в связи с переходом к широкому использованию иммерсивных технологий в образовательном процессе вуза.
Ключевые слова: виртуальная реальность, дополненная реальность, иммерсивные технологии, моделирование, образовательная организация, профессиональная компетентность, среда.
Annotation. The policy of the Russian Federation is aimed at developing international cooperation in all sectors such as scientific,technical, economic and many others. This trend determines the demand for highly qualified employees who have not only a system of knowledge in a particular industry, but also have practical experience in carrying out professional activities both on Russian sites and in drafting and concluding international agreements and contracts^his article analyzes the possibility and necessity of using immersive technologies in the educational process of future bachelor lawyers, and the relevance is due to the need to review the existing traditional forms, methods and means of training in connection with the transition to the widespread use of immersive technologies in the educational process of higher education.
Keywords: virtual reality, augmented reality, immersive technologies, modeling, educational organization, professional competence, environment.
Политика Российской Федерации направлена на развитие международного сотрудничества во всех отраслях, таких как научно-техническая, экономическая и многих других. Данная тенденция детерминирует спрос на высококвалифицированных сотрудников обладающих не только системой знаний в той или иной отрасли, но имеющих практический опыт осуществления профессиональной деятельности, как на российских площадках, так и при составлении и заключении международных договоров и контрактов.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию от 15 января 2020 года сделал акцент на том, что «Рынок труда сегодня динамично меняется, постоянно появляются новые профессии, усложняются требования к существующим, и высшая
школа должна гибко и быстро реагировать на эти запросы».
В современном деловом мире для успешной профессиональной деятельности будущего юриста одного лишь знания законодательства и нормативно-правовой базы не достаточно. На наш взгляд, для осуществления взаимовыгодного международного сотрудничества для юриста чрезвычайно важно наличие практического опыта необходимого для ведения конструктивного диалога не только с российскими, но и с зарубежными партнерами, что в свою очередь является з ал о гом успеха.
В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», на 2018-2025 годы для современной системы
высшего образования актуальна задача повышения уровня профессиональной подготовки на основе сетевого взаимодействия с использованием цифровых образовательных ресурсов образовательной организации.
Анализ научно-педагогических исследований, учебно-методической литературы, опыта использования цифровых технологий в процессе обучения будущих бакалавров-юристов позволил выявить дисбаланс между потребностью работодателей в квалифицированных кадрах и реальным состоянием процесса подготовки юристов для осуществления будущей профессиональной деятельности.
На наш взгляд, в процессе обучения будущих бакалавров-юристов необходимо большое внимание уделить аспектам, связанным с подготовкой к будущей профессиональной деятельности в условиях динамично развивающегося и изменяющего цифрового общества за счет массового внедрения цифровых технологий, как в российскую, так и в международную правовые системы.
Данная тенденция предполагает, что подготовка будущих бакалавров-юристов, а именно формирование у них общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций должно осуществляться не только с опорой на ФГОС ВО, но и на основе иммерсивных технологий.
Что же такое иммерсивные технологии? Как они могут быть применены в образовательном процессе будущих бакалавров-юристов?
Данная дефиниция произошла от английского «immersive», что можно перевести как погружение или создание эффектов для моделирования профессионально-ориентированных ситуаций.
Данные технологии достаточно часто применяются в кинематографе, при постановке театрализованных представлений, в литературе, живописи. Погружение в среду способствует более активному мыслительному процессу.
По нашему мнению, применение иммерсивных технологий в образовательном процессе будущих бакалавров-юристов способно совершить переворот в системе образования.
Говоря об образовательном процессе, использование иммерсивных технологий позволяет визуализировать процесс обучения, делая его более наглядным и зрелищным. Для юриста очень важно быть профессионалом в своей области. Для наработки навыков построения и ведения диалога зачастую в образовательном процессе
Литература:
1. Бешенков С.А. Информационно-когнитивные технологии в обществе цифровой экономики / С.А. Бешенков, М.И. Шутикова, Э.В. Миндзаева // Ученые записки ИУО РАО. 2017. № 4(64). С. 2933.
традиционно используются ролевые игры. Однако это очень неудобно, так как требует много времени и человеческих ресурсов. Применение иммерсивных технологий (использование 30-об-разов способных вести диалог) позволяет существенно экономить - живых тренеров и преподавателей.
Иммерсивные технологии также называют технологиями расширенной реальности. В их список входит виртуальная и дополненная реальность, а также 360°-видео.
VR - virtual reality, виртуальная реальность, рассматривается нами как полностью смоделированная реальность с тактильными ощущениями для которой необходима маска (или шлем) с датчиками или без. Надевая маску, человек погружается в вымышленную или воссозданную среду. Например, можно попасть на Марс или пройтись по улицам Нью-Йорка, при этом находясь у себя дома. Самое большое распространение эта технология имеет в vr-играх. Пользователь надевает шлем и попадает в иное, виртуальное пространство, с которым и взаимодействует.
AR - augmented, дополненная реальность. Технология, которая, дословно, «дополняет» уже существующую реальность вокруг нас - RR (Real Reality) - и для неё теперь есть своя аббревиатура) - виртуальными изображениями, анимацией, визуальными эффектами, титрами. Так: например, Скачав AR-приложение на смартфон, можно увидеть дополнительные цифровые объекты в пространстве - от сердца человека (Google Expeditions) до оживающих картин (ZIR)
На наш взгляд, применение данных технологий в образовательном процессе вуза имеет ряд неоспоримых плюсов, а именно, в процессе изучения той или иной дисциплины с применением виртуальной или дополненной реальностей обучаемый не просто получает теоретические знания, а происходит процесс погружения в ту обучающую среду, в которой ему предстоит не просто работать, а проявить себя как грамотного и компетентного специалиста. При этом происходит более быстрая отдача.
Общаясь с виртуальным собеседником на профессиональные темы, студент проговаривает фразы, которые потом будет использовать в работе или проигрывает различные сценарии решения профессиональных задач, с которыми он может столкнуться в процессе осуществления профессиональной деятельности. Иммерсивное обучение позволяет не только получать практические знания, но и оттачивать «мягкие» навыки (soft skills).
Literature:
1. Beshenkov S.A. Information and cognitive technology in society digital economy / S.A. Beshenkov, M.I. Shytikova, E.V. Mindzaev // Scientific notes of iuo RAO. 2017. № 4(64). P. 29-33.
2. ЛенсуЯ.Ю. На пути к виртуальной реальности (из истории зарождения представления о виртуальной реальности) // Инновационные образовательные технологии. 2014. № 1(37). С. 71-76.
3. Михалева О.В. Виртуальная реальность и её место в подготовке будущих бакалавров-лингвистов в неязыковых вузах // В сборнике: «ЭРНО-2018» Электронные ресурсы в непрерывном образовании. Труды VII Международного научно-методического симпозиума. Ростов-н/Д.; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2018. С. 114-117.
4. Морозов А.В. Влияние современного информационно-образовательного пространства на формирование социокультурной и межкультурной коммуникации как одна из важнейших составляющих повышения качества образования будущих бакалавров-лингвистов / А.В. Морозов, О.В. Михалева // Ученые записки ИУО РАО. 2017. № 3(63). С. 305-310.
5. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. М. : Академия, 2010. 368 с.
2. Lensu Ya.Yu. On the way to virtual reality (from the history of the origin of the idea of virtual reality) // Innovative educational technologies. 2014. № 1(37). P. 71-76.
3. Mikhaleva O.V. Virtual reality and its place in the training of future bachelor linguists in non-linguistic universities // In the collection: «ERNO-2018» Electronic resources in continuing education // proceedings of the VII International scientific and methodological Symposium. Rostov-on/D.; Taganrog : Southern Federal University press, 2018. P. 114-117.
4. Morozov A.V. Influence of modern information and educational space on the formation of socio-cultural and intercultural communication as one of the most important components of improving the quality of education of future bachelor linguists / A.V. Morozov, O.V. Mikhaleva // Scientific notes of IUE RAO. 2017. № 3(63). P. 305-310.
5. Polat E.S. Modern pedagogical and information technologies in the education system / E.S. Polat, M.Yu. Bukharkina. M. : Academy, 2010. 368 p.