9. Винтайкин Б.Е., Чудаков И.Б., Турмамбеков Т.А., Саидахметов П.А., Нуруллаев М.А., Козыбакова Г.Н. Поиск путей создания оптимальных структурных состояний в ферромагнитных сплавах высокого демпфирования. Доклады Национальной академии наук Республики Казахстан. 2014; Т. 5, № 5: 27 - 33.
10. Udovenko V.A., Polyakova N.A., Turmambekov T.A., Structural mechanism of the High Damping State Formation in the Fe-Mn-Si Shape Memory Alloys. ActaPolonica. 1999; Т. 96, № 2: 307 - 310.
11. Винтайкин Б.Е., Беляков Н.А., Борута В.С., Турмамбеков Т.А., Саидахметов П.А., Абдраимов РТ. Моделирование процессов формирования наноструктур в магнитноу-порядоченных сплавах на основе железа, никеля и хрома. Вестник Национальной академии наук Республики Казахстан. 2014; Т. 6, № 6: 16 - 21.
12. Винтайкин Б.Е., Саидахметов П.А., Беляков Н.А., Чудаков И.Б., Турмамбеков Т. А. Физическое моделирование получения наноструктур в сплавах с высокой демпфирующей способностью на основе Fe-Cr. Наука и инновации. Инженерный журнал. Электронное научно-техническое издание. 2015; № 4 (40). Available at: https://elibrary.ru/ contents.asp?id=34075403
13. Чудаков И.Б., Александрова Н.М., Макушев С.Ю., Полякова Н.А. Влияние холодной и горячей пластической деформации на демпфирующие свойства сплавов Fe - Al и сталей типа 01Ю5Т. Проблемы черной металлургии и материаловедения. 2011; № 4: 51 - 58.
References
1. Uchebnye programmy po predmetam obrazovatel'noj oblasti «Estestvoznanie» dlya 10 - 11 klassov obschestvenno-gumanitarnogo i estestvenno-matematicheskogo napravlenij obscheobrazovatel'noj shkoly. Astana, 2013.
2. Krongart B.A. Fizika: uchebnik dlya 10 klassov estestvenno-matematicheskogo napravleniya obscheobrazovatel'nyh shkol. Almaty: Mektep, 2006.
3. Tuyakbaev S.T. i dr. Fizika: uchebnik dlya 11 klassov estestvenno-matematicheskogo napravleniya obscheobrazovatel'nyh shkol. Almaty: Mektep, 2011.
4. Basharuly R., Bajzhasarova G.Z., Tokbergenova U. Fizika: uchebnik dlya 10 klassov obschestvenno-gumanitarnogo napravleniya obscheobrazovatel'nyh shkol. Almaty: Mektep, 2006.
5. Basharuly R., Bajzhasarova G.Z., Tokbergenova U.K. Fizika: uchebnik dlya 11 klassov obschestvenno-gumanitarnogo napravleniya obscheobrazovatel'nyh shkol. Almaty: Mektep, 2011.
6. Vintajkin B.E. Fizika tverdogo tela: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Izdatel'stvo MGTU imeni N.'E. Baumana, 2008.
7. Arzamasov B.N., Makarov V.I., Muhin G.G. i dr. Materialovedenie. Moskva: Izdatel'stvo MGTU imeni N.'E. Baumana, 2009.
8. Chudakov I.B., Polyakova N.A., Mackushev S.Yu., Udovenko V.A. On the Formation of High Damping State in Fe-Al and Fe-Cr Alloys. Solid State Phenomena. 2008; Vol. 137: 109 - 118.
9. Vintajkin B.E., Chudakov I.B., Turmambekov T.A., Saidahmetov P.A., Nurullaev M.A., Kozybakova G.N. Poisk putej sozdaniya optimal'nyh strukturnyh sostoyanij v ferromagnitnyh splavah vysokogo dempfirovaniya. Doklady Nacional'noj akademii nauk Respubliki Kazahstan. 2014; T. 5, № 5: 27 - 33.
10. Udovenko V.A., Polyakova N.A., Turmambekov T.A., Structural mechanism of the High Damping State Formation in the Fe-Mn-Si Shape Memory Alloys. ActaPolonica. 1999; T. 96, № 2: 307 - 310.
11. Vintajkin B.E., Belyakov N.A., Boruta V.S., Turmambekov T.A., Saidahmetov P. A., Abdraimov R.T. Modelirovanie processov formirovaniya nanostruktur v magnitnouporyadochennyh splavah na osnove zheleza, nikelya i hroma. Vestnik Nacional'noj akademii nauk Respubliki Kazahstan. 2014; T. 6, № 6: 16 - 21.
12. Vintajkin B.E., Saidahmetov P.A., Belyakov N.A., Chudakov I.B., Turmambekov T.A. Fizicheskoe modelirovanie polucheniya nanostruktur v splavah s vysokoj dempfiruyuschej sposobnost'yu na osnove Fe-Cr. Nauka i innovacii. Inzhenernyj zhurnal. 'Elektronnoe nauchno-tehnicheskoe izdanie. 2015; № 4 (40). Available at: https://elibrary.ru/contents. asp?id=34075403
13. Chudakov I.B., Aleksandrova N.M., Makushev S.Yu., Polyakova N.A. Vliyanie holodnoj i goryachej plasticheskoj deformacii na dempfiruyuschie svojstva splavov Fe - Al i stalej tipa 01Yu5T. Problemy chernoj metallurgii i materialovedeniya. 2011; № 4: 51 - 58.
Статья поступила в редакцию 15.09.20
УДК 37.035
Beletova D.B., postgraduate, Department of Social Technologies, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: kafsocteh@yandex.ru
Zritneva E.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Social Technologies, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),
E-mail: kafsocteh@yandex.ru
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIAL ACTIVITY IN ADOLESCENTS. The article presents an analysis of the concept of social activity. Comparison of different interpretations of the concept of social activity is given, general and specific in the author's definitions of this concept are highlighted. The forms of manifestation of social activity of an individual have been determined. Considerable attention is paid to the peculiarities of the manifestation of social activity of adolescents. The author suggests pedagogical conditions conducive to the effective development of social activity in adolescence. The characteristic is given and the content of each pedagogical condition is determined. The motives that induce adolescents to social activity are determined. The author comes to the conclusion that social activity is an integral quality of the personality, social activity depends on the relationship of the individual with society, the environment is the basis for the development of social activity in adolescents. The obstacles that hinder the development of social activity of adolescents have been identified.
Key word: conditions, pedagogical conditions, social activity, adolescents.
Д.Б. Белетова, соискатель, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: kafsocteh@yandex.ru
Е.И. Зритнева, д-р пед. наук, проф., Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, E-mail: kafsocteh@yandex.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
В статье представлен анализ понятия «социальная активность». Дается сравнение различных трактовок понятия «социальная активность», выделено общее и специфическое в авторских определениях данного понятия. Определены формы проявления социальной активности личности. Значительное внимание уделено особенностям проявления социальной активности подростков. Авторами предложены педагогические условия, способствующие эффективному развитию социальной активности в подростковом возрасте. Дана характеристика и определено содержание каждого педагогического условия. Определены мотивы, побуждающие подростков к социальной активности. Авторы приходят к выводу, что социальная активность есть интегральное качество личности, социальная активность зависит от отношения личности с социумом, окружающая среда выступает основой развития социальной активности подростков. Выявлены препятствия, которые мешают развитию социальной активности подростков.
Ключевые слова: условия, педагогические условия, социальная активность, подростки.
Различные аспекты, а также условия формирования, развития и особенности проявления социальной активности в подростковом возрасте выступают предметом исследования педагогов и психологов в настоящее время. Сформированная социальная активность подростков и молодежи является основой развития государства. Педагогами С.В. Бобрышовым и Л.А. Саенко отмечается, что социальная активность есть «деятельность, направленная на удовлетворение потребностей общества. В социальной деятельности развивается и сама личность» [1, с. 7].
Л.В. Мудрик [4] пишет, что отношение личности к каким-либо социальным проблемам меняется в течение жизни. Однако основа социальной активности
личности закладывается еще в подростковом возрасте. Это период школьного обучения и воспитания, посещение учреждений дополнительного образования, участие подростков в общественных объединениях. Следовательно, развитие социальной активности у подростков является одной из основных задач воспитания, нацеленного на формирование у них чувства принадлежности к социуму, стойкой гражданской позиции, способности к филантропии.
Отечественные педагоги и психологи (Л.И. Божович, А.И. Захаров, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.) к подростковому возрасту относят период с 11 до 16 лет Это время, когда происходят значительные изменения в физическом становлении ребенка, идут изменения в психической и личностных сферах, а
именно психическое и социальное «созревание» личности. Для этого периода характерны следующие проявления: развитие самосознания, появление социальных установок, освоение новых социальных ролей, появление чувства взрослости.
Проанализируем понятие «социальная активность» с различных научных точек зрения. Понятие «социальная активность» состоит из двух составных частей - активность и социум. Активность (латин. aktivus) - действие, поступок, что-то развивающееся, энергичное. Следовательно, социальная активность -это вид деятельности, сознательно ориентированный на решение задач, стоящих перед микросоциумом (местным сообществом) или обществом в целом.
По мнению С.Л. Рубинштейна [5], деятельность, направленная на созидательное изменение окружающей среды, является одной из форм активности личности. Автор является сторонником принципа единства сознания и деятельности личности.
Л.С. Выготский выделяет связь между социальной активностью личности и воздействием той социальной среды, в которой он находится. Автор доказывает, что социальная активность обусловлена накопленным социальным опытом и развитием личности.
A.А. Кратко [2] отмечает, что социальная активность является формируемым системным социальным качеством личности, которое выражается и реализуется в полноте связей с социумом.
С точки зрения В.П Маралова [3], социальная активность - это деятельность, поведение личности, имеющие просоциальную направленность и ценность, связанные с преобразованием общества.
Мы согласны с позицией А.В. Мудрика [4], который отмечает, что социальная активность личности - это полноценное и эффективное функционирование ее в обществе, взаимодействие с социумом на основе сформированной системы знаний об обществе, нормах и правилах поведения в нем, усвоении базовых ценностей, развитии умений коммуникации и навыков взаимодействия.
B.П. Бехтерев пишет, что социальная активность является формируемым качеством личности, которое проявляется в осознанной необходимости в общественно значимой деятельности, способности и готовности к общественной деятельности, умении действовать бескорыстно на благо общества.
Проведя анализ понимания различными авторами понятия «социальная активность», мы установили, что социальная активность рассматривается в рамках личностного и деятельностного подходов.
Обращает на себя внимание тот факт, что среди исследователей феномена социальной активности, проблем выявления сущности социальной активности нет единого подхода к соотнесению к какому-либо структурному компоненту личности. Социальную активность определяют с нескольких позиций - способность, свойство личности, готовность, интегральное качество личности и др.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что социальная активность личности обусловлена условиями окружающей среды и является целенаправленной, осознанной деятельностью. Реализуется социальная активность личности в системе ценностных ориентаций, целевых установок путем выбора способа деятельности, критерием социальной активности выступает личностная позиция, отражающая характер деятельности и специфику отношений с микросоциумом. В качестве показателя сформированности социальной активности можно рассматривать мотивацию, направленность личности, уровень социального общения.
Таким образом, социальная активность - это интегральное качество, отражающее взаимодействие личности и общества, направленное на созидание и решение задач, стоящих перед обществом. Социальная активность личности выступает механизмом ее развития. Реализуется социальная активность посредством социально полезной и социально значимой деятельности. Социальная активность формируется путем взаимодействия личности с социальной средой, через развитие социальных связей, понимание протекания общественных процессов и явлений, путем общения личности, участия в деятельности общественных объединений просоциальной направленности.
В подростковом возрасте радость общения со сверстниками порождает у подростков целеустремленность, ограждает от нравственной пустоты, развивает самоуважение. Поэтому необходимо включить подростков в различные виды коллективной деятельности, где они смогут раскрыть свои таланты и способности, приобщить их к социально значимой деятельности. Социально значимая деятельность для подростков - это забота о животных, помощь инвалидам и больным, благотворительные мероприятия для пожилых и нуждающихся людей, работа в социальных службах помощи детям-сиротам, по благоустройству города (улицы, двора и др.), охрана природы (мероприятия по озеленению, уборка от мусора лесов и скверов), охрана памятников культуры, проведение игр с детьми в детских домах и многое другое, что будет способствовать личностному росту подростка, приобщению его к общественным ценностям [6; 7; 8]
Среди форм социальной активности выделяют следующие:
- политическая активность, находящая реализацию в политической сфере жизни общества;
- гражданская активность, направленная на решение проблем общества, проявление гражданской позиции, гражданских качеств;
- коммуникационная активность, предусматривающая поиск и установление контактов, связей, нужных для реализации какой-либо деятельности;
- культурная активность, предполагающая деятельность личности по созданию, сохранению и трансляции духовных ценностей, сохранению материальных культурных объектов;
- творческая активность, направленная на создание чего-то нового, отличного от имеющегося, оригинального и неповторимого.
Потребность общества в развитии социальной активности в подростковом возрасте нацеливает на выявление педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса. Педагогические условия - это специально созданные организационные или содержательные условия в целостном педагогическом процессе, направленные на решение определенных задач воспитания и образования. В педагогической системе можно выделить два типа педагогических условий - внешние и внутренние. К внешним относятся общественные, культурные, производственные, природные, региональные условия. Внутренние - условия школьной среды, материально-технические, учебно-методические, психологические, нравственно-этические, эстетические.
В рамках нашей статьи под педагогическими условиями понимается совокупность воспитательных мер, которые будут способствовать эффективности развития социальной активности подростков. Нами определены следующие педагогические условия:
- вовлечение подростков в активную волонтерскую (добровольческую) деятельность;
- развитие чувства сопричастности к социальным событиям;
- участие подростков в деятельности общественных объединений про-социальной направленности (культурно-историческая, патриотическая, культурно-творческая, исследовательская, спортивно-оздоровительная направленность);
- развитие коммуникативных навыков подростков;
- использование метода стимулирования подростков в их социальной деятельности;
- педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в сохранении социального здоровья подростков (обеспечение благоприятного психологического климата и т.п.).
Представим мотивы (стимулы), которые побуждают подростков к проявлению социальной активности:
1) потребность в самореализации, реализации личностного потенциала;
2) испытание чувства собственной социальной значимости, общественное признание, общественное принятие;
3) потребность в самовыражении и самоопределении;
4) приобретение общественно полезных навыков, практических умений;
5) возможность быть принятым социумом, дружеское общение, взаимодействие, поиск единомышленников, друзей;
6) потребность в выражении своей гражданской позиции;
7) возможность организации своего свободного времени;
8) потребность в приобретении опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия с различными структурами;
9) профориентация, познание новых общественно значимых видов деятельности.
Помимо мотивов, стимулирующих подростков к социальной активности, можно выделить некоторые препятствия, которые мешают их активному участию в социальной деятельности. Наиболее типичными являются следующие:
1) слабая поддержка (иногда ее полное отсутствие) подростков в их социальных инициативах;
2) отсутствие технологий эффективного вовлечения подростков и молодежи в социальную деятельность;
3) низкая доступность для подростков возможности участия в социальной деятельности;
4) недостаток методического инструментария для педагогов по вовлечению подростков и молодежи в активную социальную деятельность;
5) возможные финансовые затраты, связанные с вовлечением подростков в социальную деятельность и их участием в ней;
6) убежденность, что участие подростков в социальной деятельности не принесет пользы, оно будут только мешать;
7) дефицит знаний, умений и навыков у подростков и др.
Все вышеизложенное позволяет сделать выводы: 1) подростковый возраст является периодом формирования социальной активности; 2) социальная активность напрямую связана с развитием личности, так как способствует выстраиванию правильных отношений подростка с социумом; 3) необходимо вовлекать подростков в различные виды деятельности, поскольку это является механизмом развития их социальной активности; 4) социальная активность не является врожденным качеством, а формируется путем организованной, целенаправленной воспитательной работы с детьми и подростками; 5) развитию социальной активности подростков будет способствовать активное взаимодействие школы с общественными организациями просоциальной направленности; 6) планируя воспитательную работу по развитию социальной активности подростков, следует учитывать их психологические и социальные особенности, потребности, склонности; волонтерская (добровольческая) деятельность выступает механизмом развития социальной активности подростков.
Таким образом, развитию социальной активности подростков будет способствовать стимулирование их общественной деятельности, углубление спектра социальных инициатив подростков, расширение круга их социальных контактов,
Библиографический список
развитие коммуникативных навыков подростков, стимулирование развития творческого потенциала, обеспечение педагогов методическим материалом по развитию социальной активности молодого поколения.
1. Бобрышов С.В., Саенко Л.А., Суменко Л.В. Свобода и достоинство как аксиологические детерминанты процессов воспитания и социализации личности. Журнал гуманитарных наук. 2016; № 13: 3 - 8.
2. Кратко А.А. Социология. Харьков: Издательство «Константа», 1996.
3. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. Москва: Академия, 2002.
4. Мудрик А.В. Социализация человека. Москва: Академия, 2005.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2000.
6. Саенко Л.А. Педагогические условия в организации внеклассной воспитательной работы по формированию коммуникативного опыта подростков. Журнал гуманитарных наук. 2016; № 16: 140 - 146.
7. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Особенности формирования гражданской идентичности детей и подростков в летнем лагере отдыха. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019; № 2 (41): 153 - 161.
8. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016; Т. 8, № 5-2: 141 - 145.
9. Щербакова Н.В. Правовая установка и социальная активность личности. Москва, 1986.
References
1. Bobryshov S.V., Saenko L.A., Sumenko L.V. Svoboda i dostoinstvo kak aksiologicheskie determinanty processov vospitaniya i socializacii lichnosti. Zhurnalgumanitarnyh nauk. 2016; № 13: 3 - 8.
2. Kratko A.A. Sociologiya. Har'kov: Izdatel'stvo «Konstanta», 1996.
3. Maralov V.G. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya. Moskva: Akademiya, 2002.
4. Mudrik A.V. Socializaciya cheloveka. Moskva: Akademiya, 2005.
5. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2000.
6. Saenko L.A. Pedagogicheskie usloviya v organizacii vneklassnoj vospitatel'noj raboty po formirovaniyu kommunikativnogo opyta podrostkov. Zhurnal gumanitarnyh nauk. 2016; № 16: 140 - 146.
7. Saenko L.A., Zritneva E.I. Osobennosti formirovaniya grazhdanskoj identichnosti detej i podrostkov v letnem lagere otdyha. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2019; № 2 (41): 153 - 161.
8. Saenko L.A., Zritneva E.I. Metodologicheskie podhody k izucheniyu fenomena social'noj otvetstvennosti lichnosti. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2016; T. 8, № 5-2: 141 - 145.
9. Scherbakova N.V. Pravovaya ustanovka i social'naya akiivnost' lichnosti. Moskva, 1986.
Статья поступила в редакцию 15.09.20
УДК 371
Gazaeva L.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory and Methods of Teaching the Russian language, Vice-Rector for Research,
North Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: sogpinauka@mail.ru
Atemova F.M., postgraduate, Department of Russian Philology, North Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia),
E-mail: valida.tarieva@mail.ru atemova.fatima@yandex.ru
DEVELOPMENT OF CULTURE-RELATED AND SPEECH SKILLS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN THROUGH EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. The
article discusses the concept of "culture-related and speech skills", as well as features of the rocess of their developing in younger students through extracurricular activities. The use of the cultural aspect in regular and extracurricular activities is mandatory in primary school. Such skills among younger students contribute to the formation of individual creative qualities, have a great educational potential. Extracurricular activities carried out in forms other than classroom-based ones allow for more effective implementation of the cultural aspect of Russian language teaching in primary schools. The authors conclude that in extracurricular activities at the initial stage of training, it is possible to solve cultural and speech problems of communication, speech etiquette, speech activity and speech technique. In addition, it is possible to fill extracurricular and extracurricular activities with communicative and ethno-cultural content.
Key words: speech culture, primary school, communicative competence, speech development, skill, cultural and speech skills, extracurricular activities, multicultural environment.
Л.В. Газаева, канд. пед наук, проф., проректор по научной работе ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт»,
г. Владикавказ, Е-mail: sogpinauka@mail.ru
Ф.М. Атемова, аспирант, ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ,
Е-mail: valida.tarieva@mail.ru atemova.fatima@yandex.ru
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается понятие «культурно-речевой навык», а также особенности формирования культурно-речевых навыков младших школьников посредством внеурочной деятельности. Реализация культуроведческого аспекта в урочной и внеурочной деятельности является обязательной в начальной школе. Культурно-речевые навыки младших школьников способствуют формированию творческих качеств личности, имеют большой воспитательный потенциал. Внеурочная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочных, позволяет более эффективно реализовать культурологический аспект обучения русскому языку в начальной школе. Авторы делают вывод о том, что во внеурочной деятельности на начальном этапе обучения можно решать культурно-речевые проблемы общения, речевого этикета, речевой деятельности и техники речи. Кроме того, есть возможность наполнить внеклассные и внешкольные мероприятия коммуникативным и этнокультурным содержанием.
Ключевые слова: культура речи, начальная школа, коммуникативная компетентность, речевое развитие, навык, культурно-речевой навык, внеурочная деятельность, поликультурная среда.
Современный период развития методики преподавания языков характеризует обострённый интерес к проблеме культуры в обучении языкам, обучения языку не только как средству общения, познания мира, но и как способу приобщения к культуре. Основным результатом деятельности школы является не система знаний, умений и навыков, а совокупность ключевых компетенций как ожидае-
мый образовательный результат. В стандарт современной общеобразовательной школы вошли такие понятия, как «коммуникативная компетентность», «языковая компетентность», «лингвистическая компетентность», «культурологическая компетентность». Учитывая то, что образовательный процесс связан с социальным контекстом, становление коммуникативно-активной деятельности обучающихся