Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ГРАЖДАНАМИ В СОВРЕМЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ'

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ГРАЖДАНАМИ В СОВРЕМЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1258
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пожилые граждане / социальная адаптация / социальные технологии / педагогические технологии / социальная помощь / социальное обслуживание. / senior citizens / social adaptation / social technologies / pedagogical technologies / social assistance / social services

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Е.И. Зритнева, Н.А. Тимошенко

В статье представлены особенности технологий социально-педагогической работы с пожилыми гражданами: социальная реабилитация, социальная адаптация, социальная помощь и социальная защита. Раскрыты особенности организации обучения для пожилых граждан. Выявлена специфика функционирования частного дома для престарелых граждан. Рассмотрены технологии консультирования пожилых граждан в вопросах образования. Определены вопросы создания социальных программ, направленных на помощь пожилым гражданам, которые могут реализоваться волонтерами пожилого возраста. Авторами отмечено, что необходимо сохранить социальную активность пожилых граждан. Для этого разрабатываются программы социальной адаптации. Представлены стадии адаптации пожилого человека к новым социальным условиям. Выделены задачи специалиста социальной сферы по адаптации пожилых граждан к новым условиям жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Е.И. Зритнева, Н.А. Тимошенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL WORK WITH SENIOR CITIZENS IN MODERN SOCIAL SERVICE INSTITUTIONS

The article presents features of technologies of social and pedagogical work with older citizens: social rehabilitation, social adaptation, social assistance and social protection. The features of the organization of training for senior citizens are revealed. The specificity of the functioning of a private home for elderly citizens is revealed. The technologies of consulting senior citizens in education are considered. The issues of creating social programs aimed at helping older citizens, which can be implemented by volunteers, also of the elderly, have been identified. The authors noted that it is necessary to preserve the social activity of older citizens. For this, social adaptation programs are being developed. The stages of adaptation of an elderly person to new social conditions are presented. The tasks of a specialist in the social sphere for the adaptation of older citizens to new conditions of life are highlighted.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ГРАЖДАНАМИ В СОВРЕМЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ»

ISSN 1991-544)7. МИР НАУКИ , КУЛЬТ^^Р^!, ОБРАЗОВАН ИЯ. № И (84) SÎC):^о

10* (10 + 1)

Uemp. = (10*14) +-+2-*-)45,5 (1.4)

Uemp. = 100 + 1)2)--145,5(1.5)

Uemp. -1-455,15 = 9,5 (-|.6)

CG-5 61 13

CG-10 59 14

CG-2 55 15

CG-7 52 16

CG-6 48 17

CG-8 44 18

CG-3 43 19

CG-1 41 20

Sulfsec^enfly toe summationof the ranl<s of t^e EGannlCG (ca+ulations 1.1 and 1.R)weq enrrlsd o ut

Ranksof EG = 1s + + + (1.S)

UbsesofCG=0 s G. 5-S1G (10+15 +16+(7 u (8+ 1d + Udc 045,5 (1.2f Tho sumoktion of18 rante' value) sIiow ¡at 1ke re^a^^sm oftoeCG Is larfsr. Snkseqosntle, 1Se ^rofjlrldcii etluea ofthqMonn-btthi1ney)Weicoxon U tektGdre determined according to formula 1.3.

Uemp. = (xEG * nCG) u 1*'^ +11) - Tx (1,1)

According tv Vhe; formula 1.3:

Uemp. -tfieemprnealvakeoHlie Mann^VWiltnty-Wi^t^ot^i^n U teml; nEG. -toc nueWerof ntoOnnte In the exfjhrisentisl grot|e .EG); nCG.-thv n umhnr dfntdd nuUin In Uhe ^trvf^lmootn^CXB). nx -thenumberofstudentsinthegroupwithahigherranksum; Tx -thelargerofthetworanksums.

The following formulas (1.4,1.5 and 1.6) indicate the course of the dete.minatioi of theMann-Whitney-WilcoxonUtest'svalue.

Bu6nM0rpa$MMecKMMcnMC0K

Aenordlic)totSedsitvrt)1 EGhdbCGf Ak°.= 2h .

Cdcpatlno Usmp. -o CtG. U who elmtemknenl thk Che vnke Ukr. > Uemp., since23 > 9.5.

Acomin^Iy, tViv -ihttrnen^^s Ua the lovel ot too 1v-eit I tt hh tt compared groups arc statisticallysignificant(p<0.05).

Thnu. tOs mpthem w( ioa l and statistical data achieved according to U-Mann-Whit-ney-Wilcoxon U test prove that the use of innovative distance learning technologies in Ute trSOWe Coining of future BacPelniuo ot Cldnagemekr lo oree-usi Tu- resslte oV tltus utseancr srotn tSeti the ietiocihdIon df such -ochnologies can facilitate an increase in the level of future managers' professional competence. Rethinking the asynchronous use of software, it fcrticular, practiciuf webinuns tort GenonhGerect a -toslfl56; exnetri) nnc© whlch can be used le 1Be rnplenmentation of offline webinars in future mcntt^ers' training. With thn use of offline webiususitiepcsslblu tt) ca^^^i ou) pede^gionl eoprtf iments and design various special courscs anO vSU|non8 I tnsinln e proq ramo, Int. re.. psycl-u.ocic4 train ing. According to tSe cesufe of-he etoctytos use 0- ttU).ihu weblfute is a 12ol readily available to teachers onm o-ksentsI prororkng op Improvomerrt In Gu quality of teaching and allowing implementing various special courses and additional Indmcna. the slanlflsance of this studvle proved C^lie on nt1).matical-statistlcol tomat-ment of EG and CG data according to the Mann-Whitney-Wilcoxxn tust. Ac a result, it IsCetefdhnodthkttoovnlkd Ukr: >Uhmp3 , according to which the differences in the levelofthetraitinthecomparedgroupsarestatisticallysignificant(p<0.05).

1. Гурбан А.Д., Соколов В.Ю. Вебинар как средство обучения в образовании. Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: материалы Международной научно-практической конференции. Томск: Томский политехнический университет, 2014. Available at: http://earchive.tpu.ru/ handle/11683/18732

2. Занина Е.М. Вебинар как инструмент практической подготовки студентов. Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2015;Т. 36. Available at: http://e-koncept.ru/2015/95619.htm

3. Калинина С.Д. Вебинар как форма электронного обучения в Высшей школе. Вестник Московского государственного института международных отношений. 2015; №2 (41).

4. Милованова Г.В.,КуляшоваН.М. Вебинар как инновационная форма дистанционного обучения. Научные труды SWorld. 2014; Т. 14, № 1: 3 - 7.

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (бакалавриат). Приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 № 7 (ред. от 20.04.2016 г) (зарегистрирован в Минюсте России 09.02.2016 N 41028). Available at:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAw_194217/

6. Русанова Е.М. Вебинар в заочном образовании. Наука, техника, инновации 2014: сборник статей Международной научно-технической конференции, 2014: 408-411.

7. ХудерведоваС.А.Использованиевебинаров в учебном процессе вуза. Путьнауки.2015;№6(16). Availableat:https://elibrary.ru/item.asp?id=23650465

8. ШишикинаЕ.А.Вебинаркакинтерактивнаяпедагогическаятехнология. XVIII Царькосельскиечтения, 2014: 169 - 172.

References

1. Gurban A.D., Sokolov V.Yu. Vebinar kaksredstvo obucheniya v obrazovanii. Informacionnye tehnologii v nauke, upravlenii, social'noj sfere i medicine: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskojkonferencii. Tomsk: Tomskij politehnicheskijuniversitet,2014. Availableat:http://earchive.tpu.ru/handle/11683/18732

2. Zanina E.M. Vebinar kak instrument prakticheskoj podgotovki studentov. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal "Koncept". 2015;T. 36. Available at: http://e-koncept. ru/2015/95619.htm

3. Kalinina S.D.Vebinarkakforma'elektronnogoobucheniyavVysshejshkole. VestnikMoskovskogogosudarstvennogoinstitutamezhdunarodnyhotnoshenij.2015;№2(41).

4. MilovanovaG.V.,KulyashovaN.M.Vebinarkakinnovacionnayaformadistancionnogoobucheniya. NauchnyetrudySWorld.2014; T. 14,№ 1:3-7.

5. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.03.02 Menedzhment (bakalavriat). Prikaz Minobrnauki Rossii ot 12.01.2016 № 7 (red. ot 20.04.2016 g.) (zaregistrirovan v Minyuste Rossii 09.02.2016 N 41028). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_194217/

6. RusanovaE.M.Vebinarvzaochnomobrazovanii. Nauka, tehnika, mnovac//2014:sbornikstatejMezhdunarodnojnauchno-tehnicheskoj konferencii, 2014: 408 - 411.

7. HudervedovaS.A.Ispol'zovanievebinarovv uchebnomprocessevuza. Put'nauki.2015;№ 6(16). Availableat:https://elibrary.ru/item.asp?id=23650465

8. ShishikinaE.A.Vebinarkakinteraktivnayapedagogicheskayatehnologiya. XVIIICar'kosel'skiechteniya, 2014:169 - 172.

Статья поступила в редакцию 25.09.20

YflK 37.035

ZritnevaE.l, DoctorofSciences(Pedagogy),Professor, DepartmentofSocialTechnologies,North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail:kafsocteh@yandex.ru

TimoshenkoN.A.,Director, gerontological center'Beshtau" (Zheleznovodsk,Stavropolregion);postgraduate, Department of Social Technologies,

NorthCaucasusFederalUniversity(Stavropol,Russia),E-mail: kafsocteh@yandex.ru

TECHNOLOGIES OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL WORK WITH SENIOR CITIZENS IN MODERN SOCIAL SERVICE INSTITUTIONS. The article presents features of technologies of social and pedagogical work with older citizens: social rehabilitation, social adaptation, social assistance and social protection. The features of the organization of training for senior citizens are revealed. The specificity of the functioning of a private home for elderly citizens is revealed. The technologies of consulting senior citizens in education are considered. The issues of creating social programs aimed at helping older citizens, which can be implemented by volunteers, also of the elderly, have been identified. The authors noted that it is necessary to preserve the social activity of older citizens. For this, social adaptation programs are being developed. The stages of adaptation of an elderly person to new social conditions are presented. The tasks of a specialist in the social sphere for the adaptation of older citizens to new conditions of life are highlighted.

Key words: senior citizens, social adaptation, social technologies, pedagogical technologies, social assistance, social services.

Е.И. Зритнееа. д-р пед. наук, проф., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: kafsocteh@yandex.ru

Н.А. Тимошенко, директор геронтологического центра «Бештау», г. Железноводск, аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет,

г. Ставрополь, E-mail: kafsocteh@yandex.ru

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ГРАЖДАНАМИ В СОВРЕМЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

В статье представлены особенности технологий социально-педагогической работы с пожилыми гражданами: социальная реабилитация, социальная адаптация, социальная помощь и социальная защита. Раскрыты особенности организации обучения для пожилых граждан. Выявлена специфика функционирования частного дома для престарелых граждан. Рассмотрены технологии консультирования пожилых граждан в вопросах образования. Определены вопросы создания социальных программ, направленных на помощь пожилым гражданам, которые могут реализоваться волонтерами пожилого возраста. Авторами отмечено, что необходимо сохранить социальную активность пожилых граждан. Для этого разрабатываются программы социальной адаптации. Представлены стадии адаптации пожилого человека к новым социальным условиям. Выделены задачи специалиста социальной сферы по адаптации пожилых граждан к новым условиям жизнедеятельности.

Ключевые слова: пожилые граждане, социальная адаптация, социальные технологии, педагогические технологии, социальная помощь, социальное обслуживание.

Пожилые граждане - одна из категорий населения, наиболее нуждающаяся в помощи и поддержке. Пожилым людям необходима определенная опека, забота, поддержка, как материальная и морально-психологическая, так и юридическая и иная социальная помощь. Для качественной социальной работы с пожилыми гражданами важна не только реализация уже выработанных технологий социальной работы с данной категорией населения, но и дальнейшая разработка инноваций в социальной сфере.

Отметим, что современная социальная, экономическая, политическая, культурная, демографическая ситуации в нашей стране приводят к ухудшению материального положения пожилых граждан, их психического здоровья и вызывает необходимость применения новых эффективных способов для решения этих проблем [2; 3].

Опыт внедрения технологий социально-педагогической работы по предоставлению специальных социальных услуг пожилым гражданам в Ставропольском крае свидетельствует о том, что современные технологии должны быть многопрофильными, ориентированными на исполнение гарантированных социальных обязательств, учитывать основания по предоставлению услуг конкретным потребителям, отвечать интересам клиента и действовать в соответствии с ними.

В Российской Федерации существуют разные виды помощи нуждающимся пожилым гражданам: государственная поддержка, заключающая в создании и принятии нормативных актов в этой сфере; неофициальная помощь семьи, друзей и близких людей; волонтерская социальная помощь, подразумевающая создание групп самопомощи [1].

Кроме того, большинство добровольцев привлекаются к этой деятельности посредством специально разработанных государственными структурами, учебными заведениями и другими организациями программ помощи. Данные программы имеют следующие цели:

1. Дать понять пожилым гражданам свою значимость, возможность принести другим пользу, приобрести уважение в обществе, ощутить удовлетворение от возможности сделать кого-то счастливым.

2. Создание дополнительных служб из числа пожилых граждан, желающих добровольно оказать помощь своим сверстникам.

3. Содействие пожилым гражданам, имеющим низкий доход, в продлении времени проживания в собственном доме (квартире), отложить переезд в дом-интернат.

4. Формирование в обществе, особенно у молодого поколения уважительного отношения к гражданам пожилого возраста как к равноправным членам общества.

5. Разработка программ, основывающихся на опыте и знаниях пожилых граждан, для оказания помощи детским дошкольным организациям, школам, административным структурам путем консультаций; реализация программы «Приходящие бабушки и дедушки», в рамках которой пожилые люди помогают многодетным семьям и матерям-одиночкам в присмотре за детьми, способствуют развитию бытовых навыков у детей.

6. Разработка программ, направленных на укрепление связей между поколениями, сближению стареющих граждан и молодежи, передаче жизненного опыта, умений, знаний, навыков молодым, сохранению сети социальных контактов пожилых и престарелых людей.

Большое значение имеет оперативная скоординированная работа подобных учреждений и социальных работников. Специалисты по социальной работе должны быть осведомлены о работе подобных учреждений в своем регионе и поддерживать с ними связь, знакомясь с принципами их работы и направляя туда нуждающихся. Нередко такой вид помощи оказывается на базе религиозных организаций.

Члены добровольных ассоциаций работают на бесплатной основе. Виды помощи различны: покупка и доставка на дом продуктов питания, хозяйственных

товаров, сопровождение к врачу или в другие учреждения, уборка дома и другие. Добровольцам, в свою очередь, оплачиваются расходы на транспорт, устраиваются вечера отдыха и другие мероприятия [1; 3].

Следует также обратить внимание на систему профессиональной помощи пожилым гражданам. Организации социального обслуживания пожилых граждан свою работу должны базировать на нормативно-правовой документации, где представляются виды и формы социального обслуживания пожилых граждан (финансовая помощь, специфика социального обслуживания на дому, работа в стационарах и полустационарных условиях).

В большинстве случаев пожилые и престарелые люди имеют ограничения в здоровье. Под ограничением жизнедеятельности понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности передвигаться, ориентироваться, общаться, осуществлять самообслуживание, а также заниматься трудовой деятельностью [8].

Для решения этой проблемы следует обратиться к системе социальной реабилитации престарелых, пожилых и инвалидов. Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально-экономических, медицинских, юридических и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий для возвращения этих категорий населения к полноценной жизни в социуме.

Важную роль играет социальная адаптация пожилых и престарелых граждан. Цель такой работы - сохранение и продление социальной активности пожилых граждан. Необходимо адаптировать пожилых граждан к постоянным изменениям окружающей среды и социальной действительности.

Авторами (Е.В. Левина, Н.В. Овсянникова, Л.А. Саенко, С.В. Шамкова) [2; 3; 6; 9] выделяются следующие стадии адаптации:

- начальная стадия, на которой происходит знакомство с новой социальной группой и новыми требованиями социальной среды;

- стадия терпимости, на которой происходит осознание необходимости данного процесса, даже если он не совсем понятен и приятен пожилому человеку;

- стадия аккомодации, на этой стадии происходит принятие новых требований и норм в данной социальной группе;

- стадия ассимиляции, на которой происходит полное «растворение» в социальной группе, утверждение новых правил поведения в сознании.

Процесс социальной адаптации пожилых граждан к условиям интернатных учреждений имеет свои особенности и это связано, прежде всего, с тем, что пожилые граждане часто страдают какими-либо заболеваниями.

В процессе социальной адаптации пожилых граждан особое значение имеют следующие показатели:

- результативность, показывающая уровень заинтересованности пожилых граждан в работе по социальной адаптации;

- оптимальность, отражающая минимальное (максимальное) количество затрат со стороны клиентов и работников социальной сферы по адаптации граждан;

- мотивационный показатель, отражающий созданные условия в учреждении для повышения социальной активности граждан;

- управляемость, характеризующая расположенность пожилых граждан к каким-либо видам социально-адаптационной работы;

- системность, представляющая работу всей системы социальной сферы по социальной адаптации пожилых граждан.

Составляющей системы социальной защиты пожилых, престарелых людей и инвалидов на современном этапе является оказание социальной помощи, то есть материальное обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Она предусматривает обычно

осуществление периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, решения жизненных проблем, вызываемых социально-экономическими факторами.

Большое значение в современных условиях имеет адресная социальная защита пожилых и престарелых граждан. Она оказывается в первую очередь наиболее нуждающимся: одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым старше 80 лет.

Существуют и инновационные технологии работы с пожилыми и престарелыми людьми, такие как частные дома для престарелых и обучение пожилых людей.

Старость с ее проявлениями нередко вызывает дискомфорт и неудобства как для самого человека, так и для окружающих его людей. Нарушения памяти, психики, невозможность передвигаться приводят к самым разным последствиям. Как показывают различные исследования, старческая деменция - диагноз каждого пятого в возрасте старше 80 лет [3; 8].

Частный дом для престарелых лиц - новое решение для России, хотя имеющее внушительный европейский опыт. Количество частных патронажных служб растет, так как они обладают большим спросом.

Эти учреждения можно сравнить с гостиницей семейного типа. Обитателям частных домов престарелых оказываются при необходимости услуги по медицинскому контролю и уходу, включающими специальный рацион и лабораторные исследования. Они ведут действительно активный образ жизни, для них предусматривается также экскурсионная программа.

В европейских домах для престарелых проживают, как правило, женщины старше 80 лет, не состоявшие в браке и не имеющие детей.

В России также существуют частные дома для престарелых граждан. Здесь высококвалифицированными медсестрами и сиделками осуществляется уход за больными, еженедельный врачебный осмотр, питание по назначению врача-диетолога, организация разнообразного досуга и другие виды услуг.

Выход на пенсию - один из сложных этапов в жизни пожилого человека, нередко приводящий к стрессам и даже депрессии.

В связи с этим возрастает необходимость сохранения активной жизни пожилых людей посредством их обучения - это одна из актуальных тем современных научных исследований в области геронтологии.

Получение образования пожилыми и престарелыми людьми не предусматривает дальнейшего трудоустройства, но направлено на побуждение активности данной категории лиц, их развития и адаптации к новому образу жизни. Программы таких учреждений включают пропаганду физической и психической активности, подготовку к пенсии, к общественной деятельности, участие в различных благотворительных акциях.

Социальное обслуживание граждан пожилого и престарелого возраста включает в себя выплату пенсий, различных пособий, назначение льгот, содержа-

Библиографический список

ние клиентов в специальных учреждениях стационарного и полустационарного видов обслуживания, оказание помощи на дому.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Немаловажную роль при обращении клиента играет беседа социального работника с ним. Следует помнить, что вежливость, тактичность и приветливость - незаменимые качества любого профессионала, в том числе и социального работника.

Первая беседа направлена на выяснение целей клиента и получение информации о правах на получение той или иной услуги. Социальный работник должен содействовать полному изложению проблемы клиента, выслушать его и затем предлагать решения.

Консультирование клиента является одним из видов помощи в психосоциальной работе. Практически каждый специалист в области социальной работы проводит консультирование, работая с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в условиях стресса. Оказание содействия клиенту включает информирование по интересующим вопросам; обучение навыкам и умениям, способствующим улучшению ситуации; помощь в анализе проблем, прояснении конфликтных зон и поиск решения проблемы. Работа с пожилыми и престарелыми клиентами требует еще больших усилий со стороны специалиста. Важно проявлять понимание, терпимость, сочувствие и внимание [6; 9].

Зачастую не каждый пожилой гражданин способен обратиться самостоятельно за помощью. Здесь задачи социального работника в следующем:

1. Выявление и учет одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, нуждающихся в обслуживании на дому.

2. Налаживание контактов с комитетами Красного креста и другими общественными организациями с целью оказания помощи одиноким пенсионерам.

3. Выполнение разных разовых поручений (переписка с друзьями и родственниками).

4. Предоставление различных услуг (доставка продуктов питания и приготовление пищи, уборка и др.).

5. Содействие в подготовке сбора необходимых документов, социально-правовое консультирование.

Таким образом, существуют различные технологии социально-педагогической работы с пожилыми гражданами, такие как медико-социальная реабилитация, социальная адаптация, консультирование и диагностика, все чаще внедряются новые инновационные технологии («хоспис на дому», частные дома, университеты и иные образовательные площадки для пожилых граждан), имеющие многолетний опыт в Европе. Растет число различных учреждений социального обслуживания. Вместе с тем усиливается тенденция к стремлению продолжения проживания стареющих лиц в собственных домах, остающихся активными и полноценными членами общества. Задача служб социальной помощи - внедрение социально-педагогических технологий, направленных на продление социальной активности пожилых граждан.

1. Зритнева Е.И. Повышение квалификации сотрудников системы социальной защиты населения Ставропольского края: компетентностный подход. ВестникСеверо-Кав-казского федерального университета. 2016; № 1 (52): 125 - 131.

2. Левина Е.В. Проблема включения инновационных технологий в социальную работу с пожилыми людьми и инвалидами. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016; № 4-4: 114 - 117.

3. Овсянникова Н.В. Современные технологии социальной работы с пожилыми людьми в рамках стратегии городского развития. Наука - промышленности и сервису. 2013; № 8-1: 362 - 369.

4. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016; Т. 8, № 5-2: 141 - 145.

5. Саенко Л.А. Аксиологическое содержание образования в условиях трансдисциплинарности. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 6 (67): 136 - 137.

6. Саенко Л.А. Педагогические технологии внутрифирменного обучения. Ставрополь: Компания «Бюро новостей», 2010.

7. Саенко Л.А. Безработные как субъекты обучения. Сибирский педагогический журнал. 2008; № 6: 178 - 189.

8. Татарова С.П., Затеева Н.А. Здоровьесберегающие технологии в социально-культурной работе с людьми пожилого возраста. Педагогический имидж. 2019; Т. 13, № 1 (42): 79 - 90.

9. Шамкова С.В. К вопросу об инновационных технологиях социальной работы с лицами пожилого возраста в Санкт-Петербурге. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; № 2 (37): 52 - 55.

References

1. Zritneva E.I. Povyshenie kvalifikacii sotrudnikov sistemy social'noj zaschity naseleniya Stavropol'skogo kraya: kompetentnostnyj podhod. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2016; № 1 (52): 125 - 131.

2. Levina E.V. Problema vklyucheniya innovacionnyh tehnologij v social'nuyu rabotu s pozhilymi lyud'mi i invalidami. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2016; № 4-4: 114 - 117.

3. Ovsyannikova N.V. Sovremennye tehnologii social'noj raboty s pozhilymi lyud'mi v ramkah strategii gorodskogo razvitiya. Nauka - promyshlennosti i servisu. 2013; № 8-1: 362 - 369.

4. Saenko L.A., Zritneva E.I. Metodologicheskie podhody k izucheniyu fenomena social'noj otvetstvennosti lichnosti. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2016; T. 8, № 5-2: 141 - 145.

5. Saenko L.A. Aksiologicheskoe soderzhanie obrazovaniya v usloviyah transdisciplinarnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 136 - 137.

6. Saenko L.A. Pedagogicheskie tehnologii vnutrifirmennogo obucheniya. Stavropol': Kompaniya «Byuro novostej», 2010.

7. Saenko L.A. Bezrabotnye kak sub'ekty obucheniya. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2008; № 6: 178 - 189.

8. Tatarova S.P., Zateeva N.A. Zdorov'esberegayuschie tehnologii v social'no-kul'turnoj rabote s lyud'mi pozhilogo vozrasta. Pedagogicheskij imidzh. 2019; T. 13, № 1 (42): 79 - 90.

9. Shamkova S.V. K voprosu ob innovacionnyh tehnologiyah social'noj raboty s licami pozhilogo vozrasta v Sankt-Peterburge. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; № 2 (37): 52 - 55.

Статья поступила в редакцию 29.09.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.