Научная статья на тему 'Образование пожилых людей как средство их социальной адаптации'

Образование пожилых людей как средство их социальной адаптации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
764
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОБРАЗОВАНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ / ELDERLY PEOPLE / SOCIAL ADAPTATION / SOCIAL SUPPORT / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PROBLEMS / EDUCATION / EDUCATIONAL PROGRAM / EDUCATION OF THE ELDERLY PEOPLE / INTERACTION OF ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы —

Авторы статьи обращаются к проблеме социальной адаптации пожилых людей, количество которых в Российской Федерации неуклонно растет. Социально-экономические условия жизни обострили многие материальные и социально-психологические проблемы данной возрастной группы. Для современных пожилых людей характерны определенные биологические, социальные, личностные, поведенческие особенности, что существенно влияет не только на их образ жизни, но и на успешность их социальной адаптации. Эти особенности определяют так называемые типы старения благополучные или неблагополучные. Отмечается, что в нашей стране преобладают неблагополучные типы старения. Вместе с тем, данный возрастной период характеризуется и определенными возможностями в плане личностного роста и раскрытия нереализованных способностей, что в целом может обеспечивать определенную успешность социальной адаптации пожилых людей. Большими возможностями в социальной адаптации пожилых людей, реализации их творческого потенциала и личностного роста обладают образовательные программы, разработанные для этой возрастной категории с учетом особенностей и социальнопсихологических проблем граждан пожилого возраста. Реализовать подобные программы в современных условиях можно на основе сотрудничества государственных, коммерческих и благотворительных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF ELDERLY PEOPLE AS A MEAN OF THEIR SOCIAL ADAPTATION

The authors talk about the problem of social adaptation of elderly people whose number in the Russian Federation is growing steadily. Social and economic conditions of life have brought many physical, social and psychological problems of this age group. Today ’s elderly people are characterized by certain biological, social, personal and behavioral characteristics, which significantly influences not only on way of life of elderly people, but also on the success of their social adaptation. These features define the so-called types of aging favorable or unfavorable. It is noted that in our country the unfavorable types of aging dominate. However, this age period is characterized by certain opportunities for personal growth and disclosure of unrealized abilities; and sometimes this fact can provide some successful social adaptation of the elderly people. Some educational programs contain big opportunities in social adaptation of elderly people, realization of their creative potential and personal growth; they are designed for this age group, taking into account characteristics and socio-psychological problems of elderly people. In the modern conditions the implementation of these programs is possible on the basis of cooperation between state, commercial and charity organizations.

Текст научной работы на тему «Образование пожилых людей как средство их социальной адаптации»

О.Л. Потрикеева, доцент, Г.А. Супруненко, доцент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,

г. Магнитогорск, Россия, olgapothkeeva@mail.ru, garmakud@mail.ru

ОБРАЗОВАНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Авторы статьи обращаются к проблеме социальной адаптации пожилых людей, количество которых в Российской Федерации неуклонно растет. Социально-экономические условия жизни обострили многие материальные и социально-психологические проблемы данной возрастной группы. Для современных пожилых людей характерны определенные биологические, социальные, личностные, поведенческие особенности, что существенно влияет не только на их образ жизни, но и на успешность их социальной адаптации. Эти особенности определяют так называемые типы старения - благополучные или неблагополучные. Отмечается, что в нашей стране преобладают неблагополучные типы старения. Вместе с тем, данный возрастной период характеризуется и определенными возможностями в плане личностного роста и раскрытия нереализованных способностей, что в целом может обеспечивать определенную успешность социальной адаптации пожилых людей. Большими возможностями в социальной адаптации пожилых людей, реализации их творческого потенциала и личностного роста обладают образовательные программы, разработанные для этой возрастной категории с учетом особенностей и социально-психологических проблем граждан пожилого возраста. Реализовать подобные программы в современных условиях можно на основе сотрудничества государственных, коммерческих и благотворительных организаций.

Ключевые слова: пожилые люди, социальная адаптация, социальная поддержка, социальные и психологические проблемы, образование, образовательная программа, образование пожилых людей, взаимодействие организаций.

Пожилые люди представляют собой значительную по количественным показателям социально-демографическую группу. По данным на 1 января 2017 года в России проживало 146804,4 тыс. человек, из них 36685,1 тыс. человек в возрасте старше трудоспособного, что составляет 25,0% населения России. При этом статистические данные свидетельствуют о неуклонном ежегодном росте численности пожилых людей (24,0% - в 2015 году, 24,6% - в 2016 году)1. Социально-экономические реформы и финансовый кризис обострили многие социальные проблемы данной социально-демо-

графической группы. В связи с этим актуализировалась проблема социальной поддержки пожилых людей и поиска средств и механизмов улучшения их социальной адаптации.

В настоящее время общепризнанным является тот факт, что пожилой возраст и старость - это полноценный этап развития, имеющий свои возрастные задачи и ресурсы для самоактуализации. Согласно исследованиям А.Н. Альперовича, Т.Е. Демидовой, О.В. Красновой, Г.П. Медведевой и других ученых, для этой группы характерны определенные социальные, личностные, пове-

дискуссия

журнал научных публикаций

денческие особенности, что накладывает значительный отпечаток на образ жизни пожилых людей, для которых характерными становятся «постепенное угасание интересов, снижение эмо- = циональности и круга притязательности в отношении потребностей и их удовлетворения»2, «снижаются уровень физических возможностей и скорость реакций, качество познавательных процессов, удовлетворенность жизнью...»3. В целом, разные авторы (Д. Бромлей, А. Качкин, К. Рощак и др.) выделяют от четырех до восьми типов старения, которые можно условно разделить на две группы: благополучные и неблагополучные. Благополучное старение характеризуется такими признаками, как удовлетворенность жизненной ситуацией, внутренняя потребность быть востребованным и занятым; разносторонние интересы, направленные на себя и окружающих. Могут иметь место и некоторые скрытые ресурсные возможности, например, нереализованные потребности творческого и духовно-познавательного плана, потребность в социальных контактах и др.

Однако исследования, проведенные в некоторых центрах социального обслуживания российских регионов, указывают на распространенность другой модели старения, для которой характерны такие особенности, как одиночество и недостаток общения; психологические проблемы из-за отрицания обществом ценностей и идеалов юности; чувство вины перед умершими близкими; психологические проблемы, связанные с состоянием здоровья и болезнями данного человека; страх смерти. Эти психологические проблемы усугубляются проблемами материальными, что, в целом, влияет на качество жизни и социальную адаптацию пожилых людей.

То есть можно говорить о том, что пожилой возраст - это сложный возрастной

Именно системная, целенаправленная работа государственных

и общественных институтов, частных лиц и коммерческих организаций, направленная на увеличение возможностей и средств социальной адаптации пожилых людей, гарантирует безопасную

старость, повышение качества жизни, обеспечивает возможности для их саморазвития.

стороны, обострение материальных, социальных, психологических проблем, с другой - появление новых возможностей для личностного роста и самореализации.

Проблема успешной социальной адаптации пожилых людей -это проблема не только государства, но и всего общества. Именно системная, целенаправленная работа государственных и общественных институтов, частных лиц и коммерческих организаций, направленная на увеличение возможностей и средств социальной адаптации пожилых людей, гарантирует безопасную старость, повышение качества жизни, обеспечивает возможности для их саморазвития4.

Современное общество заинтересовано в развитии средств и механизмов социальной адаптации граждан пожилого возраста, поэтому повсеместно возникают инновационные формы социальной работы с пожилыми людьми. Многие из перспективных форм внедряются в государственных организациях, какие-то - в благотворительных5. Существует опыт успешного сотрудничества государственных, благотворительных организаций и коммерческих структур (промышленного предприятия) в деле улучшения качества жизни и социальной адаптации по-жилых6. Например, в городе Магнитогорск Челябинской области уже много лет успешно работает городской благотворительный общественный фонд «Металлург» (далее -Фонд). Одной из целевых групп Фонда являются пожилые люди. С 1996 года в Фонде функционирует специализированный дом «Ветеран», в котором проживают одинокие пожилые люди, заключившие с Фондом договор пожизненного содержания с иждивением и предоставлением комплекса социально-бытовых услуг.

В 2015 году при финансовой поддержке ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» для жителей дома «Ветеран»

период, для которого характерно, с одной была разработана и реализована образова-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

тельная программа для пожилых людей «Золотой возраст». Цель программы - содействие социальной адаптации людей пожилого возраста. Обучение пожилых людей проходило в форме аудиторных занятий (лекции и практические занятия с элементами тренинга) и индивидуальных консультаций. Занятия проходили в течение трех месяцев, по два-три раза в неделю.

Была сформирована группа из 15 человек (11 женщин, 4 мужчины); возраст - от 74 до 92 лет, без определенных образовательных целей, но с некоторой степенью заинтересованности. Содержание образовательной программы для пожилых людей «Золотой возраст» составили следующие разделы: 1) практическая психология для пожилых людей, 2) основы здорового образа жизни, 3) основы компьютерной и правовой грамотности, 4) самореализация в творческой и культурно-досуговой деятельности. После изучения каждого раздела мы предлагали слушателям заполнить небольшую анкету, направленную на изучение степени удовлетворенности содержанием предлагаемого материала, формой его подачи и качеством преподавания. Кроме того, значимым методом изучения мнения слушателей стали беседы с участниками программы и изучение их отзывов, которые они могли оставить после каждого занятия.

В рамках раздела «Практическая психология для пожилых людей» большой интерес у слушателей вызвали изучение и обсуждение ряда вопросов: как с возрастом сохранить способность радоваться жизни; как обрести душевное равновесие и покой; как вести себя в конфликтных ситуациях. На этих занятиях мы использовали элементы тренингов, которые подводили пожилых людей к осмыслению затруднений, характерных для их межличностного общения. Особое значение для нас имеет то, что результаты групповой работы во многих случаях свидетельствовали об усилении восприимчивости к особенностям межличностных отношений, более адекватной самооценке. Далеко не всегда эти эффекты закрепляются и становятся постоянными характеристиками человека (особенно это затруднительно в пожилом возрасте), но даже временные изменения имели ценность, так как они демонстрировали саму возможность изменений и в данном возрасте. Многие вопросы пожилые обсуждали потом с психологом на индивидуальных консультациях. Проведенное анкетирование показало, что 12 из 15 слушателей дали самую высокую оценку и содержанию материала, и форме его подачи. Такие же результаты были получены после изучения раздела «Основы здорового образа жизни».

дискуссия

журнал научных публикаций

Изучение основ компьютерной грамот- проекта для пожилых людей, который реа-

ности также было интересным и полезным: лизуется Магнитогорским государственным

слушатели знакомились с современными техническим университетом им. Г.И. Носова

информационными технологиями и возмож- и фондом «Металлург» в настоящее время.

ностями глобальной сети Интернет. Эти занятия проходили в формате индивидуальной работы: за каждым слушателем был закреплен студент-волонтер, который помогал «ученику» понять особенности пользования компьютером и поиска информации. Эти занятия стабильно посещали только 11 человек, но все они дали занятиям самую высокую оценку. Важным оказалось и обучение основам правовой грамотности. Нотариус и юрист в лекционной форме раскрыли некоторые особенности современного законодательства. Каждому желающему впоследствии была дана индивидуальная консультация. В анкетировании по этому блоку приняли участие 8 человек. Все дали занятиям высокую оценку. В рамках изучения творческого раздела много положительных эмоций вызвали занятия, на которых раскрывались особенности самореализации пожилых людей в творческой деятельности, особенно понравились практические занятия, направленные на раскрытие способностей и творческого потенциала. Из 14 опрошенных 13 оценили содержание занятий и работу преподавателей очень высоко.

Итоговые анкетирование и беседа, проведенные с пожилыми людьми, выявили, что у 100% слушателей (то есть у всех 15 человек) появились новые жизненные цели, смысл жизни. Пожилые отмечали, что они стали меньше обижаться на близких, улучшилось их настроение, они стали более сплоченными, стали проявлять внимание друг к другу, заинтересованность в общих делах жителей дома «Ветеран». Позитивные изменения у пожилых отметили и сотрудники дома «Ветеран».

Образовательная программа для пожилых людей «Золотой возраст» стала пилотным проектом, направленным на изучение образования как средства социальной адаптации пожилых людей. Результаты программы легли в основу более масштабного

Итоговые анкетирование и беседа, проведенные с пожилы ми людьми, выявили, что у 100% слушателей появились новые жизненные цели, смысл жизни.

В целом, можно говорить о том, что образование пожилых людей является действенным, эффективным и на сегодняшний день недостаточно полно используемым средством их социальной адаптации, позволяет улучшить социальное самочувствие пожилых людей и различные параметры их жизни, -'jjjj

Литература

1. Федеральная служба государственной статистики. Российский статистический ежегодник -2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/population/generation/# (дата обращения: 22.05.2017).

2. Косенко О.А. Развитие системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста в России // Отечественный журнал социальной работы. 2011. № 4. С. 50-65.

3. Миннигалеева Г.А. Особенности социально-педагогической работы с пожилыми людьми в учреждениях социального обслуживания нестационарного и полустационарного типа // Отечественный журнал социальной работы. 2012. № 2. С. 155-162.

4. Владимирцев В.А., Олейник Е.В. Современные тенденции социального обслуживания людей пожилого и старческого возраста // Modern developmental psychology: main trends and prospects of research: materials of the international scientific conference on October 20-21, 2015. Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2015. Р. 166-168.

5. Супруненко Г.А., Владимирцев В.А. Пожилые люди в сфере внимания благотворительной организации [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал. 2015. № 2 (2). URL: http:// elibrary.ru/download/30279061.pdf (дата обращения: 28.03.2017).

6. Супруненко Г. А. Взаимодействие институтов общества в социальной поддержке пожилых людей // Помогающее поведение: ценности, смыслы, модели: моногр. / Калуж. гос. ун-т им. К.Э. Ци-

олковского; отв. ред. М.Р. Арпентьева. Калуга, практической психологии: кризис, развитие, под-2016. С. 299-311. (Сер. «Актуальные проблемы держка».)

EDUCATION OF ELDERLY PEOPLE AS A MEAN OF THEIR SOCIAL ADAPTATION

O.L. Potrikeyeva, Docent, G.A. Suprunenko, Docent.

Nosov Magnitogorsk State Technical University.

Magnitogorsk, Russia, olgapotrikeeva@mail.ru, galinakud@mail.ru

The authors talk about the problem of social adaptation of elderly people whose number in the Russian Federation is growing steadily. Social and economic conditions of life have brought many physical, social and psychological problems of this age group. Today's elderly people are characterized by certain biological, social, personal and behavioral characteristics, which significantly influences not only on way of life of elderly people, but also on the success of their social adaptation. These features define the so-called types of aging - favorable or unfavorable. It is noted that in our country the unfavorable types of aging dominate. However, this age period is characterized by certain opportunities for personal growth and disclosure of unrealized abilities; and sometimes this fact can provide some successful social adaptation of the elderly people. Some educational programs contain big opportunities in social adaptation of elderly people, realization of their creative potential and personal growth; they are designed for this age group, taking into account characteristics and socio-psychological problems of elderly people. In the modern conditions the implementation of these programs is possible on the basis of cooperation between state, commercial and charity organizations.

Key words: elderly people, social adaptation, social support, social and psychological problems, education, educational program, education of the elderly people, interaction of organizations.

References

1. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik - 2017. [Federal state statistics service. Russian statistical Yearbook -2017]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/genera-tion/# (accessed: 22.05.2017)

2. Kosenko O.A. Razvitie sistemy predostavleniya social'nyh uslug licam pozhilogo vozrasta v Rossii [The development of the system of social services for the elderly in Russia] // Otechestvennyj zhurnal social'noj raboty. 2011. № 4. S. 50-65.

3. Minnigaleeva, G.A. Osobennosti social'no-peda-gogicheskoj raboty s pozhilymi lyud'mi v uchrezh-deniyah social'nogo obsluzhivaniya nestacionarnogo i polustacionarnogo tipa [Peculiarities of socio-peda-gogical work with older people in social service institutions, non-stationary and semi-mobile type] // Otechestvennyj zhurnal social'noj raboty. 2012. № 2. S. 155-162.

4. Vladimircev V.A., Olejnik E.V Sovremennye ten-dencii social'nogo obsluzhivaniya lyudej pozhilogo i starcheskogo vozrasta [Modern trends in social

services for the elderly and senile age] // Modern developmental psychology: main trends and prospects of research : materials of the international scientific conference on October 20-21, 2015. - Prague : Vedecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2015. R. 166-168

5. Suprunenko G.A., Vladimircev V.A. Pozhilye lyudi v sfere vnimaniya blagotvoritel'noj organizacii [Seniors in the focus of charitable organizations] // EHle-ktronnyj nauchnyj zhurnal. 2015. № 2 (2). S. 531536. URL: http://elibrary.ru/download/30279061.pdf (accessed: 28.03.2017)

6. Suprunenko G.A. Vzaimodejstvie institutov ob-shchestva v social'noj podderzhke pozhilyh lyudej [The interaction of the institutions of society in the social support of elderly people] // Pomogayushchee povedenie: cennosti, smysly, modeli. Kol. mono-grafiya. Ser. «Aktual'nye problemy prakticheskoj psihologii: krizis, razvitie, podderzhka». Kaluzhskij gosudarstvennyj universitet im. K.EH. Ciolkovsk-ogo; Otv.red. M.R. Arpent'eva. Kaluga, 2016. S. 299-311.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.