6. Архипова И.С., Олехнович О.Г, Ольшванг О.Ю. Основы медицинской терминологии: учебное пособие по латинскому языку для студентов лечебных факультетов. Екатеринбург: УГМУ, 2019.
7. Архипова И.С. и др. Латинский язык IN VITRO. Москва, 2020. Available at: http://www.studmedlib.ru/book/06-COS-2430.html
8. Архипова И.С., Олехнович О.Г. Основы стоматологической терминологии. Екатеринбург: УГМУ, 2018. Available at: упа: http://do.teleclinica.ru/6986497/
9. Моргунова О.В., Олехнович О.Г., Тихомирова А.В. Латинский язык и основы фармацевтической терминологии. Екатеринбург: УГМУ, 2018. Available at: http://do.teleclinica. ru/14539471/
10. Atkins B.T., Rundell M. The Oxford Guide to Practical Lexicography. Oxford: Oxford University Press, 2008.
11. Палкова А.В. Основные понятия электронной лексикографии. Вестник ТвГУ Серия «Филология». 2015; № 4: 88 - 93.
12. Беляева Л.Н. Потенциал автоматизированной лексикографии и прикладная лингвистика. Известия РГПУ имени А.И. Герцена. 2010; № 134. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/potentsial-avtomatizirovannoy-leksikografii-i-prikladnaya-lingvistika
13. Залевская А.А. Информационные технологии в лингвистике: практикум для студентов 1 курса. Тверь: Тверский университет, 2015.
14. Балканов И.В. Теоретические аспекты двуязычной лексикографии. Диссертация ... кандидата филологических наук. Москва, 2017.
15. Шаталова Л.С. Тезаурусный подход при создании учебного терминологического словаря. Полилингвиальность и транскультурные практики. 2013; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tezaurusnyy-podhod-pri-sozdanii-uchebnogo-terminologicheskogo-slovarya
16. Климзо Б.Н. Ремесло технического переводчика: об английском языке, переводе и переводчиках научно-технической литературы. Москва, 2006.
References
1. Petrylaite R., Vaskeliene D., Vezyte T. Changing skills of dictionary use. Studies about languages (Kalbu studijos). 2008; № 12, 77 - 82.
2. Ol'shvang O.Yu., Arhipova I.S., Borisova E.O. i dr. Latinsko-russkij i russko-latinskij slovar' «Tempus». Svidetel'stvo o gosudarstvennoj registracii programmy dlya 'EVM № 2019661568 (ot 02.09.2019).
3. Baranov A.N. Vvedenie vprikladnuyu lingvistiku: uchebnoe posobie. Moskva: Editorial URSS, 2003.
4. Gorodeckij B.Yu. Problemy i metody sovremennoj leksikografii. Novoe v zarubezhnoj lingvistike. Moskva: Progress, 1983; Vypusk 14.
5. Dubichinskij V.V. Teoreticheskaya i prakticheskaya leksikografiya. Wien-Charkov: Wiener Slawistischer Almanach, 1998.
6. Arhipova I.S., Olehnovich O.G., Ol'shvang O.Yu. Osnovy medicinskoj terminologii: uchebnoe posobie po latinskomu yazyku dlya studentov lechebnyh fakul'tetov. Ekaterinburg: UGMU, 2019.
7. Arhipova I.S. i dr. LatinskijyazykIN VITRO. Moskva, 2020. Available at: http://www.studmedlib.ru/book/06-COS-2430.html
8. Arhipova I.S., Olehnovich O.G. Osnovy stomatologicheskojterminologii. Ekaterinburg: UGMU, 2018. Available at: upa: http://do.teleclinica.ru/6986497/
9. Morgunova O.V., Olehnovich O.G., Tihomirova A.V. Latinskij yazyk i osnovy farmacevticheskoj terminologii. Ekaterinburg: UGMU, 2018. Available at: http://do.teleclinica. ru/14539471/
10. Atkins B.T., Rundell M. The Oxford Guide to Practical Lexicography. Oxford: Oxford University Press, 2008.
11. Palkova A.V. Osnovnye ponyatiya 'elektronnoj leksikografii. Vestnik TvGU. Seriya «Filologiya». 2015; № 4: 88 - 93.
12. Belyaeva L.N. Potencial avtomatizirovannoj leksikografii i prikladnaya lingvistika. Izvestiya RGPU imeni A.I. Gercena. 2010; № 134. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ potentsial-avtomatizirovannoy-leksikografii-i-prikladnaya-lingvistika
13. Zalevskaya A.A. Informacionnye tehnologii v lingvistike: praktikum dlya studentov 1 kursa. Tver': Tverskij universitet, 2015.
14. Balkanov I.V. Teoreticheskieaspekty dvuyazychnojleksikografii. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 2017.
15. Shatalova L.S. Tezaurusnyj podhod pri sozdanii uchebnogo terminologicheskogo slovarya. Polilingvial'nost'i transkul'turnye praktiki. 2013; № 1. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/tezaurusnyy-podhod-pri-sozdanii-uchebnogo-terminologicheskogo-slovarya
16. Klimzo B.N. Remeslo tehnicheskogo perevodchika: ob anglijskom yazyke, perevode iperevodchikah nauchno-tehnicheskojliteratury. Moskva, 2006.
Статья поступила в редакцию 17.01.20
УДК 37
Tmoshenko N.A., postgraduate student, department of social technologies, North Caucasus Federal University, Director of "Beshtau" gerontological center
(Zheleznovodsk, Russia), E-mail: [email protected]
SPECIFICS OF SOLVING SOCIAL PROBLEMS AND SUPPORT IN THE SECONDARY SOCIALIZATION FOR ELDERLY CITIZENS IN STAVROPOL REGION.
The article presents the features of organizing social assistance to senior citizens in Stavropol Region. New technologies of social work with senior citizens functioning in the region are considered: a home-based hostess; foster family and guest family for senior citizens, training of senior citizens in social service centers. The specificity of the secondary socialization of senior citizens to new living conditions (foster family, boarding school) is determined. The characteristic is given to the stages of secondary socialization of senior citizens in a stationary institution of social assistance. The author outlines the goal of secondary socialization - the preservation of the social activity of elderly citizens. Conclusions are drawn and practical recommendations are given on optimizing social assistance to senior citizens in secondary socialization.
Key words: senior citizens, secondary socialization, social center, assistance to the elderly, social problems.
Н.А. Тимошенко, аспирант, директор геронтологического центра «Бештау», г. Железноводск, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ И ПОМОЩИ ВО ВТОРИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ
В статье представлены особенности организации социальной помощи пожилым гражданам в Ставропольском крае. Рассмотрены новые технологии социальной работы с пожилыми гражданами, функционирующие в крае: хоспис на дому; приемная семья и гостевая семья для пожилых граждан, обучение пожилых граждан в центрах социального обслуживания. Определена специфика вторичной социализации пожилых граждан к новым условиям проживания (приемная семья, интернат). Дана характеристика стадиям вторичной социализации пожилых граждан в условиях стационарного учреждения социальной помощи. Автором обозначена цель вторичной социализации - сохранение социальной активности граждан пожилого возраста. Сделаны выводы и даны практические рекомендации по оптимизации социальной помощи пожилым гражданам во вторичной социализации.
Ключевые слова: пожилые люди, вторичная социализация, социальный центр, помощь пожилым людям, социальные проблемы.
Пожилые и престарелые граждане - одна из категорий населения, наиболее нуждающаяся в помощи и поддержке. Им необходима определенная опека, забота, поддержка, материальная, морально-психологическая, юридическая и иная социальная помощь. Для качественной социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми важна не только апробация уже выработанных технологий социальной работы с данными группами населения, но и последующая разработка инноваций в социальной деятельности.
В последние десятилетия наблюдается увеличение численности пожилых людей во всем мире, что приводит к общей тенденции старения населения. По данным ООН, в 1950 году в мире проживало приблизительно 200 млн. людей в
возрасте 60 лет и старше, к 1975 году их количество возросло до 550 млн. По прогнозам, к 2025 г численность граждан старше 60 лет достигнет 1млрд 100 млн. человек [1]. Кроме того, нынешняя социально-экономическая, политическая, культурная, демографическая ситуации в нашей стране приводят к ухудшению материального положения пожилых граждан, их психического здоровья и вызывает необходимость применения новых эффективных способов для решения этих проблем.
В течение последних двадцати лет в России сформировалось новое социальное законодательство, создающее правовые основы для реализации конституционных гарантий пожилым гражданам. Оно по своим задачам в полной мере
соответствует международным стандартам заботы общества о пожилых гражданах, установленным Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 г В решении социальных проблем граждан пожилого и престарелого возраста важную роль играют правительственные меры. Правительством Российской Федерации утверждается федеральный перечень гарантированных государством для граждан пожилого возраста социальных услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, а на его основе разрабатывается Перечень социальных услуг Ставропольского края [2].
В Ставропольском крае уже создана и действует расширенная сеть стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания, которая включает в себя около 34 центров социального обслуживания населения, 20 домов-интернатов для престарелых граждан и инвалидов. Однако необходимо расширение сети стационарных и нестационарных учреждений для лиц пожилого и престарелого возраста, в том числе для ветеранов войны, а для граждан, оказавшихся без определенного места жительства и занятий, - создание социальных приютов, гостиниц, домов ночного пребывания. Немало одиноких и брошенных пожилых людей находятся в геронтологическом центре «Бештау» (г Железно-водск) для лиц пожилого возраста.
Опыт формирования системы предоставления специальных социальных услуг пожилым гражданам в Ставропольском крае свидетельствует о том, что она должна быть многопрофильной, ориентированной на исполнение гарантированных социальных обязательств, учитывать основания по предоставлению услуг конкретным потребителям, отвечать интересам клиента и действовать в соответствии с ними. Несмотря на позитивные изменения, в крае еще не полностью сложилась скоординированная, гибкая и оперативная система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Однако, начиная с 2012 года, преобладает динамика выравнивания показателей социального обслуживания, сокращается очередность на надомное обслуживание, расширяется перечень предоставляемых услуг. В структуре 34 центров социального обслуживания населения, помимо отделений социального и социально-медицинского обслуживания на дому, отделений срочного социального обслуживания, дневного пребывания, стали действовать и отделения социально-оздоровительные, социальной реабилитации военнослужащих, «хосписы на дому», специальные дома для одиноких пожилых людей и др. Для облегчения труда социальных работников во многих центрах социального обслуживания края действует бригадный метод оказания услуг на дому Такой метод позволяет определить время обслуживания клиента. Основным критерием работы при данном подходе оказывается не число обслуживаемых, а количество оказанных услуг.
Сегодня в Ставропольском крае, как и по России, очень много граждан пожилого и престарелого возраста, потерявших способность к самообслуживанию. В этом случае им оказывается услуга «хоспис на дому» - постоянный уход за больным, медицинская помощь. На сегодняшний день в Ставропольском крае функционируют шесть таких отделений. За счет внебюджетных источников финансирования они оснащаются современными средствами реабилитации и ухода, облегчающими жизнедеятельность терминальных больных и труд социальных работников: ходунками, костылями, тростями и т.д. Однако эти отделения требуют дальнейшего усовершенствования.
Для поддержки одинокого человека преклонного возраста создаются в крае так называемые «приемные семьи для пожилого человека» (фостерные, замещающие семьи) [4]. Введение такого типа социальной помощи для пожилых граждан предполагает уменьшение очередности в дома-интернаты общего типа, она экономически оправдана и является альтернативой стационарному обслуживанию. Приемная (замещающая) семья позволяет поддерживать традиции семейной заботы о старшем поколении, наладить связь поколений, поднять статус пожилых людей в обществе, продлить жизнедеятельность [3]. В Ставропольском крае в порядке эксперимента в Советском и Шпаковском комплексных центрах социального обслуживания создавались приемные семьи для одиноких пожилых и престарелых людей. Такая практика функционирует во многих субъектах Российской Федерации. Например, в 2019 году пожилые граждане в приемных семьях Кировской области жили 95 человек, в Алтайском крае - 114 человек, в Красноярском крае - 110 человек, в Ставропольском крае - 36 человек [2]. Среди форм приемных семей для пожилых граждан выделяются следующие: 1) гостевой тип приемной семьи для пожилых; 2) соседский уход за пожилым человеком; 3) проживание в семье социального работника. Практика показала, что эта форма социального обслуживания имеет будущее, но развитие ее возможно только на основе регулирования данного института для пожилого человека государством посредством издаваемых нормативных правовых актов. Отметим, что создание обычной приемной семьи, где принимают в семью ребенка, нацелено, главным образом, на осуществление первичной социализации, воспитания, развития ребенка. Дети гораздо быстрее адаптируются в новой социальной среде. А вот создание приемной семьи для пожилого гражданина осложняется тем, что человек не может быстро адаптироваться, процесс вторичной социализации может протекать болезненно. Главным в приемной семье для пожилого человека - это забота, уход, поддержка, возможность продления жизни в домашних условиях. В Краснодарском крае провели опрос, в котором учувствовало 43 тыс. пожилых граждан. 270 человек выразили желание в проживании в приемной семье. После чего, начиная с 2011 года, на Кубани расширяется количество приемных семей для пожилых граждан, начиная с 26 и до 79 в настоящее время.
В Ставропольском крае эта форма социальной помощи пожилым гражданам недостаточно развита по сравнению с другими регионами, в связи с чем необходимо проведение разъяснительной (просветительской) работы среди пожилого населения, среди работников социальной сферы, среди семей, желающих стать приемными семьями. Считаем, что такая форма социальной работы с пожилыми гражданами будет наиболее востребована в сельских районах Ставропольского края, потому что сельские одинокие старики не хотят покидать «привычные» места проживания.
Отметим, что Ставропольский край - аграрный регион, в котором много людей проживает в сельской местности. Здесь очень важна слаженная работа властей и социальных работников. Пожилые и престарелые люди в селах в основном проживают в частных домах, где отсутствуют водопровод, центральное отопление и горячее водоснабжение, часто - транспорт, что в большой степени ограничивает возможности граждан пожилого возраста в решении их проблем непосредственно по месту жительства. В связи с этим существует сеть дополнительных структурных подразделений, оказывающих социально-бытовые услуги по социально низким, зачастую символическим тарифам. Это социальные прачечные, парикмахерские, обувные мастерские, службы социального такси и т.п.
В Ставропольском крае для лиц пожилого возраста, страдающих какими-либо заболеваниями, проводится работа в краевом социально-оздоровительном центре «Кавказ» в г. Ессентуки и социально-оздоровительных отделениях, действующих в Изобильненском, Кировском, Степновском, Георгиевском городском, Шпаковском и Ставропольском краевом центрах социального обслуживания населения. При центрах социального обслуживания пожилых граждан создаются так называемые университеты «третьего возраста», в которых нередко проводятся мастер-классы для пожилых и престарелых людей, такие как овладение компьютерными технологиями, карвинг, основы бисероплетения, основы вязания, дыхательная гимнастика, уроки по шахматам, вокалотера-пия и др. Это позволяет расширить досуговую деятельность пожилых граждан. Важную роль играет вторичная социализация пожилых и престарелых граждан к новым условиям проживания. Ее цель заключается в том, чтобы сохранить и продлить социальную активность. Необходимо приспособить пожилого человека к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Назовем следующие стадии вторичной социализации в центрах социального обслуживания или новых местах проживания (приемная (замещающая семья, дома-интернаты и др.)): 1) начальная (знакомство, узнавание о требованиях среды или группы); 2) стадия терпимости (я не хочу, но надо, необходимо принять новые условия жизни); 3) аккомодация (принятие правил поведения в новой социальной среде или группе); 4) ассимиляция (совершенное утверждение новых правил поведения, предъявленные группой).
Вторичная социализация граждан старших возрастов в домах-интернатах имеет особую специфику в связи тем, что пожилые и престарелые люди страдают, как правило, различными заболеваниями (в том числе и расстройствами интеллекта).
Особое значение при вторичной социализации имеют:
1. Результативность (характеризуется высокой заинтересованностью пожилых граждан в социально-адаптационной работе).
2. Оптимальность (характеризуется максимальной эффективностью при наименьших затратах со стороны клиентов социальной работы и специалистов -социальных работников).
3. Мотивационная значимость (характеризуется созданием условий для повышения социальной активности клиентов (пожилых граждан) в новой социальной среде пребывания).
4. Управляемость (характеризуется предрасположенностью клиентов (пожилых граждан) к различным видам социальной и социально-адаптационной работы).
5. Системность (характеризуется системным использованием специалистами, работающими в интернате, каждого из направлений социальной и социально-адаптационной работы).
Выход на пенсию - один из сложных этапов в жизни пожилого человека, нередко приводящий к стрессам и даже депрессии. Получение образования такой категорией граждан не предусматривает дальнейшее трудоустройство, но направлено на побуждение их активности, развития и адаптации к новому образу жизни. Обучением пожилых граждан занимаются в основном центры социального обслуживания населения. Однако в некоторых регионах сеть таких учреждений значительно расширена. Программы таких учреждений по работе с пожилыми гражданами включают пропаганду физической и психической активности, подготовку к пенсии, к общественной деятельности, участие в различных благотворительных акциях. Например, в городе Ессентуки (Ставропольский край) обучением основам компьютерной грамотности для пожилых на безвозмездной основе занимался ПАО «Ростелеком». В городе Железноводск на базе геронто-логического центра «Бештау» действуют клуб «Домашний сад», а также танцевальная гимнастика, йога для пожилых граждан «Йога 65+» и др.
Наши практические рекомендации состоят в том, чтобы рассматривать категорию пожилых и престарелых граждан как субъект и объект социальной деятельности, то есть давать им возможность более активного участия в изменении своей трудной жизненной ситуации, оказывать им комплексную помощь.
Необходимо создавать условия для позитивного прохождения процесса вторичной социализации пожилых граждан к новым социальным условиям (интернат, приемная семья и т.п.). Создание сети центров досуговой деятельности для пожилых граждан будет способствовать сохранению их социальной активности. Немаловажную роль в сохранении социальной активности пожилых играет герон-тообразование, т.е. образование для граждан пожилого возраста. Необходимо расширение учреждений, которые смогли бы осуществлять работу по обучению данной категории населения. Это могут быть не только курсы, лекции, круглые столы, семинары, но и получение нового образования на заочной или очно-заочной формах обучения. А также следует проводить подготовку специалистов (социальных работников), направленную на обогащение знаниями о специфике пожилого возраста, этапах и направлениях вторичной социализации пожилых граждан, особенностях психологического проживания в данный возрастной период. Например, в «Центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников социальной сферы» при Министерстве труда и социальной защиты Ставропольского края в течение 2019 года проходило обучение социальных работников учреждений края по программе «Система долговременного ухода за пожилыми гражданами» (272 ч.), в которой были рассмотрены особенности оказания социальной помощи в стационарных и полустационарных учреждениях, а также оказания помощи пожилым гражданам на дому. На курсах
Библиографический список
изучались вопросы, связанные с психическими особенностями пожилого возраста (обидчивость, гневные реакции, собственные переживания, воспоминания, сентиментальность, ухудшение памяти и др.), особенностями взаимодействия специалиста социальной сферы с пожилыми гражданами.
Таким образом, система социального обслуживания престарелых и пожилых граждан Ставропольского края продолжает развиваться, стали использоваться инновационные технологии, такие как «хоспис на дому», частные учреждения для их проживания, приемные (замещающие) семьи для пожилых граждан, обучение пожилых граждан. Необходимо дальнейшее формирование регионального законодательства с целью ликвидации пробелов в социальной защите, касающихся реализации мер по улучшению гарантированных Конституцией, достойных жизненных условий пожилым людям. Важно расширение сети стационарных и нестационарных учреждений для пожилых и престарелых граждан, создание новых стационарных учреждений для пожилых людей, в которых должны быть созданы оптимальные условия для их жизнедеятельности. Необходимо прилагать большие усилия в области здравоохранения, принимать во внимание взаимосвязь физических, психических, социальных, духовных факторов, а также факторов окружающей среды. Важно установить равновесие между ролью учреждений и ролью семьи в обеспечении медицинского обслуживания пожилых граждан в Ставропольском крае.
1. Зритнева Е.И. Повышение квалификации сотрудников системы социальной защиты населения Ставропольского края: компетентностный подход. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016; № 1 (52): 125 - 131.
2. Зритнева Е.И. Перспективы развития учреждений социального обслуживания населения Ставропольского края. Проблемы развития полиэтничного региона. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2018: 290 - 293.
3. Саенко Л.А., Соломатина ГН. Характеристика субъектов образовательно-воспитательного пространства замещающей семьи. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2 (69): 328 - 329.
4. Саенко Л.А., Соломатина Г.Н. Субъекты воспитательного пространства замещающей семьи: характеристика, особенности взаимодействия. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018; № 1 (213): 65 - 69.
References
1. Zritneva E.I. Povyshenie kvalifikacii sotrudnikov sistemy social'noj zaschity naseleniya Stavropol'skogo kraya: kompetentnostnyj podhod. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2016; № 1 (52): 125 - 131.
2. Zritneva E.I. Perspektivy razvitiya uchrezhdenij social'nogo obsluzhivaniya naseleniya Stavropol'skogo kraya. Problemy razvitiyapolietnichnogoregiona. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Stavropol': Severo-Kavkazskij federal'nyj universitet, 2018: 290 - 293.
3. Saenko L.A., Solomatina G.N. Harakteristika sub'ektov obrazovatel'no-vospitatel'nogo prostranstva zameschayuschej sem'i. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 328 - 329.
4. Saenko L.A., Solomatina G.N. Sub'ekty vospitatel'nogo prostranstva zameschayuschej sem'i: harakteristika, osobennosti vzaimodejstviya. VestnikAdygejskogogosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2018; № 1 (213): 65 - 69.
Статья поступила в редакцию 15.01.20
УДК 514(075.8):81(075.8)
Proyaeva I.V., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V.P. Chkalov, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Orenburg, Russia), E-mail: [email protected] Kolobov A.N., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V.P Chkalov, Orenburg State University (Orenburg, Russia), E-mail: [email protected]
SOME PROPERTIES OF THE ISOGONAL MATCHING OF THE TRIANGLE. The article discusses features of studying one of the most beautiful transformations - the isogonal transformation, or, as it is also called in the literature, isogonal conjugation, which are practically not studied even in the course of elementary geometry of higher education. The authors focus on the development of an original methodology for studying the properties of isogonal transformations. The importance and difficulty of studying the theory of isogonal transformation is associated primarily with the versatility and variability as such. Interesting properties are identified and described, their various classifications are considered. Much attention is paid to the methodological scheme of proof. The methodology for introducing the basic methods of studying this issue presented in the article was implemented in a specific educational process in the classroom "Selected chapters of elementary mathematics" at Orenburg State Pedagogical University in teaching "Mathematical Education" to undergraduates and allowed students to improve the efficiency of assimilation of the material under study.
Key words: isogonal transformation, height, median, center of inscribed and circumscribed circle.
И.В. Прояева, канд. физ.-мат. наук, доц. Оренбургского государственного педагогического университета имени В.П. Чкалова, доц. Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Оренбургский филиал), г. Оренбург, E-mail: [email protected] А.Н. Колобов, канд. тех. наук, доц. Оренбургского государственного педагогического университета имени В.П. Чкалова, доц. Оренбургского государственного университета, г. Оренбург, E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ СВОЙСТВА
ИЗОГОНАЛЬНОГО СОПРЯЖЕНИЯ ТРЕУГОЛЬНИКА
В данной статье рассмотрены особенности изучения одного из красивейших преобразований - изогонального преобразования или, как его еще называют в литературе, изогонального сопряжения, практически не изучаемого даже в курсе элементарной геометрии высшей школы. Основное внимание в работе авторы акцентируют на выработке оригинальной методики изучения свойств изогонального преобразования. Важность и трудность изучения теории изогонального преобразования связана в первую очередь с многогранностью и вариативностью как таковых. Выделяются и описываются интересные свойства, рассматриваются различные их классификации. Значительное внимание уделяется методической схеме доказательства. Представленная в статье методика введения основных методов изучения данного вопроса была реализована в конкретном учебном процессе на занятиях по курсу «Избранные главы элементарной математики» [1] в Оренбургском государственном педагогическом университете при подготовке будущих магистрантов по направлению «Математическое образование» и позволила повысить эффективность усвоения изучаемого материала обучающимися. Ключевые слова: изогональное преобразование, высота, медиана, центр вписанной и описанной окружности.